Без меня не можете творить ничего

Толкования Священного Писания

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего

Господь Иисус Христос сказал ученикам Своим, что уже приблизился предающий Его, что Сын Человеческий предается в руки грешников, на смерть, что отвергнутся Его апостолы. Что ответили ученики Его? «Никогда, никогда не оставим, не отвержемся от Тебя!» И всех горячее говорил святой апостол Петр. Он страстно, всем сердцем любил Господа Иисуса Христа. Смотрите, что ответил Господь: Не пропоет дважды петух, как ты трижды отвергаешься Меня (Мк. 14:30). И так и было: отвергся святой апостол Петр Господа Иисуса Христа.

Отчего это случилось, отчего такое падение апостола, для чего эти слова Господа? Для того, чтобы искоренить в апостолах, а затем и во всех нас — людях, самомнение наше. Ибо апостолы полагались всецело на свою любовь ко Христу, на свою горячую веру в Него. Отверглись, все разбежались, когда пришли арестовать Господа Иисуса Христа.

Господь посрамил их самомнение, а через них научает и нас никогда не иметь самомнения. Господь говорил раньше апостолам, а через них и нам всем: Без Меня не можете делать ничего. В эти слова вложил Он великое Свое учение. Без Господа не можем делать ничего.

Как ничего, неужели не творили великих и славных дел без Господа Иисуса? Разве мало было людей и народов, которые не исповедовали имени Господа Иисуса Христа, и тем не менее немало сотворили они дел великих и славных?

Да, они творили великие и славные дела, творили без Господа Иисуса. А какая судьба постигла дела эти? Эти дела рухнули. Было великое Ассиро-Вавилонское царство, которое властвовало над вселенной. Где это царство? Давным-давно, бесконечно давно рухнуло оно, и исчезла слава его, забылись великие дела его.

Было великое и славное государство Римское, господствовавшее над всем тогдашним миром, всю землю завоевавшее, и слава Рима была безмерна. А где теперь империя Римская? Рухнул Рим, как рухнуло ранее царство Ассиро-Вавилонское.

И вот на наших глазах совершилось крушение еще одной великой империи, которая строила великое здание государства своего без Бога, руководилась жестокостью безмерной, с презрением относилась ко всем другим людям, желая властвовать над миром. Рухнуло с громом и потонуло в потоках крови великое создание народа германского. Видите, как рушатся дела людские, которые не построены на камне краеугольном, которые строятся без веры в Господа Иисуса Христа, Его благодатной помощи. Рушатся дела эти, рушатся одни за другими.

Так было, так будет всегда и в делах отдельных людей. Много неверующих, Даже не знающих Господа Иисуса Христа, множество язычников, мусульман, евреев достигают благосостояния на время, только на время, а потом всё рушится. Без Господа Иисуса Христа, по Его Святому Слову, не можем творить ничего. Но эти слова Христовы в гораздо большей мере, чем к делам мирским, делам государственным, относятся к делам веры, к отдельному человеку, к делам добра. Нужно всегда помнить, что ни одно доброе дело не совершается нашими собственными силами, всё доброе получаем от Бога, всё доброе творится силою Господа. Его помните, Его благословите, Его благодарите. Это прежде всего надо помнить.

Не должны мы считать добрых дел своими, не должны гордиться добрыми делами, не должны даже вспоминать о них — должны забыть их. Должны забывать тотчас о сотворенных нами добрых делах, ибо должны чувствовать себя рабами, которые обязаны творить волю своего господина, а Господин наш — Господь Иисус Христос. Если что доброе сделали, исполнили волю Его, должны забыть об этом, сказав: Я — раб; исполнил то, что должен был исполнить (Лк. 17:10). Никогда не должны мы считать и вспоминать добрых дел своих. Должны думать о том, что не сделали того, что должны были сделать.

Вчера я читал вам слова преподобного Ефрема Сирина: «Вы слышали, что всегда должны мы приглашать к себе сотрапезниками несчастных, не имеющих хлеба, должны обедать в обществе неимущих». Мы никогда этого не делаем. Редко-редко обедает у нас кто-нибудь случайно пришедший, которого по долгу гостеприимства примем. Если одного странника напитаем и примем к себе, то уже помним об этом долгое время.

Надо помнить другое — что не исполняем мы того, о чем говорит Ефрем Сирин. Могли бы сделать бесконечно больше добра, и тогда, исполнив его, должны говорить, что мы рабы неключимые, исполнившие только то, что должны были сделать. От всякого самомнения, от того, чтобы приписывать добрые дела самим себе, да сохранит нас Господь!

Всё добро, что делаем, делаем только силою Господа Иисуса Христа, Ему же слава и держава во веки веков!

Спешите идти за Христом. На слова: «Без Меня не можете делать ничего».

Соцопрос: Без чего вы не смогли бы прожить ни дня?

Оксана

Оксана

— Без технического прогресса, я бы запросто прожила — и не день, и не два. А то, без чего я не прожила бы – это без моей семьи.

— Счастливая семья, любящий муж, дети — это моё всё. А всё остальное — это не главное.

Илона и Виталий

Супруги Илона и Виталий

— Мы ответим, не задумываясь. Мы не смогли бы прожить ни дня без нашего сына. Всё остальное — это не важно. Ребенок и семья — это святое.

Айнура

Айнура

— Я не смогла бы прожить ни дня без лака для волос. Волосы — это для меня самое-самое.

— И, конечно же, я не смогла бы обойтись без воды. Каждый день выпиваю по два литра.

Айгерим

Айгерим

— Без чего бы я не обошлась? Без телефона своего любимого.

— Всё остальное — это ерунда, мелочи жизни. А вот с моим телефоном я не расстаюсь ни днём, ни ночью.

Алексей и Анастасия

Супруги Алексей и Анастасия

Алексей

— Я не смог бы ни дня прожить без еды. Думаю, это самое важное.

Анастасия

— А я бы не смогла прожить без моей семьи.

Фарида

Фарида

— Я бы не смогла прожить ни дня без воды и без еды. Без всего остального можно прожить.

Карина

Карина

— Мне 13 лет, но я бы не смогла прожить без любви. Любви к маме, к родным и к своему парню.

Виктория

Виктория

— Я бы не смогла прожить без веселья, без родителей и без любви. Это, пожалуй, всё.

Амангельды Темирович

Амангельды Темирович

— Для меня самое важное — это семья, дети, внуки. Без них бы не смог прожить ни одного дня. Всё остальное — не главное.

Сарвар

Сарвар

— Не смог бы прожить без воды и, конечно же, без улыбки. Без всего остального, думаю, можно хоть один день прожить.

Жанатбек

Жанатбек

— Я думаю, что нет такой вещи, без которой нельзя было бы обойтись. Думаю, что без всего смог бы прожить один день.

Вероника

Вероника

— Я думаю, что не смогла бы прожить ни дня без общения и без сотового телефона. Потому что без него никак и ни с кем не созвонишься и не договоришься о встрече.

Маргулан

Маргулан

— Я не смог бы прожить без сотового телефона. Потому что телефон — это ключ к общению, к миру интернета.

Абылай

Абылай

— Я не смог бы прожить без велосипеда и без интернета. Это для меня основное.

Рашид

Рашид

— Я думаю, что я, как и любой человек, сейчас не смог бы прожить без интернета и без телефона. Потому что с интернетом связана работа. Но это не только работа, это еще и общение с близкими людьми и с друзьями.

Бакир

Бакир

— Я не смог бы прожить без телефона и интернета. Потому что не созвонишься ни с кем, не встретишься с друзьями. Сотовый телефон — это лучшее, что есть.

Наталья

Наталья

— Я бы не смогла прожить без моей дочки. Она у меня на первом месте. Ну и, конечно, без музыки и без интернета.

Азамат

Азамат

— Я не смог бы прожить ни дня без общения. Когда я общаюсь с друзьями, с родными, на душе спокойно становится. А без общения человек закрывается.

Как видите, в каждом возрасте свои приоритеты. Людям семейным их семья нужна, как воздух, и она всегда на первом месте.

Юные барышни, конечно же, выбирают любовь.

А для кого-то важнее пища и вода.

Ну и как же без общения, особенно в век технического прогресса?

Очень интересно было бы узнать: без чего не смогли бы прожить ни дня наши читатели?

Фотогалерея Соцопрос: Без чего вы не смогли бы прожить ни дня? 1 из 25 На весь экран

«Без Меня не можете делать ничего»

15 августа исполняется 98 лет со дня рождения великого румынского духовника старца Арсения (Папачока). Предлагаем вниманию читателей несколько бесед с приснопамятным старцем Арсением.

Архимандрит Арсений (Папачок) – Батюшка, нам хочется, чтобы сейчас, в дни поста, вы, прежде всего, сказали несколько слов о том, что значит пост для православного христианина.

– Пост имеет очень большое значение, и соблюдать его очень важно для всех людей – даже для неправославных. И даже для животных. Но я понял смысл вашего вопроса и не хочу делать утомительных преамбул. Скажу вам, что пост исцеляет человека от злых духов, взявших над ним власть.

Пост – это не только воздержание от пищи, но еще и молитва.

Все, а врачи в особенности, знают, что отказ от пищи показан в определенные периоды времени, и это совсем не значит, что ты из-за этого умрешь от голода. В коммунистических тюрьмах не только морили голодом – там тебя и в ледяном карцере запирали, и в самых бесчеловечных условиях держали. А что вышло в итоге? Всех нас, кто во времена коммунизма прошел через тюрьмы по религиозным мотивам, не коснулись очень многие болезни, которые, казалось бы, неминуемо должны были начаться.

И это не было для нас новостью. Эти тяготы мы перенесли, потому что для этого нужна сила. Великий Творец создал человека совершенным, и ты, пользуясь строгим постом, можешь держать в узде то, что создано было совершенным. Поступать по-другому – большая ошибка.

Во всем нужна мера. Говорят, что человек – мера всех вещей («Pantos antropos…») – вероятно, вам знакомо это изречение, сказанное греческим философом Протагором примерно за четыре сотни лет до Рождества Христова. Но с какого же времени становится верным это изречение, которое вдохновляло и Сократа через несколько лет после него? С момента появления на земле Бого-Человека, или Человека-Бога. И потому, что Иисус Христос был Бого-Человеком, Он и был мерой во всем.

И человек может быть (мерой), но после известных усилий. Он может быть богом (по благодати), и тогда он – мера всех вещей в христианском подвизающемся мире. И я не говорю здесь о жизни в монастырях и о тех, кто подвизается в пустыне, где это воздержание от скоромной пищи очевидно. Мы не можем входить в такие подробности, это труднообъяснимо, да и не надо говорить о том, чем живы были подвижники в своих кельях или в лесу и в пустыне.

Очень многие, узнав, что у меня за плечами очень суровая монашеская жизнь в тюрьмах и оковах, а особенно в пустынях, спрашивали меня, происходили ли со мной чудеса. А я скажу и вам тоже, что там, где вы находитесь, с каждым из вас тоже происходило очень много чудес, если учесть один очень важный момент – то, что мы не иное что, как ветвь на лозе. То есть мы получаем силу от Бога, создавшего нас не для одних только нас, но и для всего мира. Поэтому если кто-нибудь страдает, страдай и ты вместе с ним. Ибо хорошо сказано, что «над трагедией всего мира нужно плакать, как над своими согрешениями».

– Как мы можем делать это? Как мы можем плакать о грехах всего мира?

– Прежде всего, нужно знать. Вот, напомню вам: самарянка (вы знаете, кто это была, – это Фотиния, у колодца Иакова повстречавшая Христа Спасителя), самарянка, ведя с Ним разговор очень простой, сказала Спасителю: «Мы слышали… Мы знаем, что должен прийти Тот…». И тогда Спаситель Иисус Христос, увидев, что она знает (разумеется, Он знал это, но здесь речь не об этом, а о том, что этот ее разговор можно отнести ко всем нам), только тогда сказал ей: «Это Я». Если бы она не знала, то Он не мог бы заговорить, раскрыть Себя сразу же.

Итак, прежде всего мы должны знать. Теперь спросим себя: а как знают? Без сомнения, не в результате обучения и не обязательно путем общения, а по собственному опыту. Вот где одна из самых больших ошибок, и отсюда те многие вопросы, которые задают, но на которые отвечают обтекаемо или дают недостаточно удовлетворительные ответы.

Если ты – человек, действительно стремящийся жить ради Христа, то я вот что скажу: наша огромная вина заключается в том, что мы много слышим, много говорим, а все еще остаемся на стадии задавания вопросов.

Итак, знайте, что Спаситель высказал великую истину (если вы проникните в тот «l’esprit de finesse», как говорят французы, то есть в «дух проницательности», имеющийся в нас, то увидите, какие необычайные ценности кроются в нас, даже Сам Бог есть в нас). Итак, Спаситель сказал: «Царство Небесное внутрь вас есть». Поэтому мы будем спрошены: «А где ты был, когда не был внутри себя?»

Ищи Бога внутри себя, и тогда поймешь, на какой стадии жизни или в каком пункте ты находишься. А если у тебя имеется это состояние непрерывного восприятия, то это еще лучше, ибо (а все, что сказал Спаситель Иисус Христос, верно) это непрерывное внимание и поддерживает связь с Ним.

Потому что, скажу вам в свои 85 лет, из которых почти 60 я провел в монашеском образе, что я действительно увидел (впрочем, не иначе как на опыте, в слезах), что все, что сказал Спаситель Иисус Христос, – верно, и великая ошибка заключается в том, что слишком легко переступают через то, что сказано Им.

А что еще сказал Спаситель Иисус Христос? То самое, что я повторю сейчас вам: «Без Меня не можете делать ничего». Это значит, что каждое наше воздыхание, движение, все наши мысли во благо – все это только и только от Бога. «Без Меня не можете делать ничего. И волос с головы вашей не шелохнется без Моей воли».

Вы отдаете себе отчет в том, что это слово, сказанное Богом?

Как мы можем защитить себя в тот момент, когда наша жестоковыйность начинает твердить: «Я сделал то-то!»? Именно этим отсутствием своего я, этим самоотрицанием, этим осознанием себя не более как ветвью на лозе, из которой идет весь сок и образует завязи и приносит все плоды.

В 419 году был созван Поместный Собор в Карфагене, и среди тем, обсуждавшихся на Соборе, была и эта: «Без Меня не можете делать ничего» – на что не обращали тогда внимания все. Вы понимаете: Церковь уловила такую, казалось бы, маленькую деталь, но если б ты знал, что не можешь делать ничего без Бога, ты был бы очень внимателен во всех своих движениях. «Батюшка, могу ли я поступить так?» Посмотрите, здесь «не могу» очень трудно принять. Не существует «нельзя». Если ты пришел ко мне, то ты надумал прийти и смог прийти, ибо это можно. Если ты обращен умом к Богу, то это твое присутствие у Бога продолжается, – это характерная черта христианина. То есть кто исполняет сказанное выше, тот человек, находящийся на пути, то есть человек, имеющий надежду.

А в еще одном правиле, принятом этим Собором, сказано было так: «А если ты говоришь, что все-таки можешь что-нибудь сам, – анафема тебе».

Теперь, поскольку мы дошли до этого правила, хочу назвать вам и следующее: «Когда ты произносишь “Отче наш” и на фразе “и остави нам долги наша” думаешь: “Я говорю это, потому что так гласит молитва”, но не видишь себя там, – анафема тебе».

Вы знаете, что такое анафема? Это отлучение от Бога, единение с сатаной, вхождение уже сейчас в ад. Вот как страшно это предание анафеме – предание анафеме, постановленное на Вселенских Соборах.

Итак, наше присутствие в этом движении и во всем, что мы делаем, – это одно из желаний Бога.

Вот поженились Иоанн и Иоанна, и она принялась хозяйничать, а он пошел на работу. Иоанна, бедняжка, была еще неопытной, и у нее подгорел ужин, и вот она переживает: «Что скажет Иоанн?» – ибо была совестливой. (Пусть это волнение совестливой девицы станет для нас уроком. Что, Богу разве нужны были ее скоромные яства? Нет, это было важно для нее, потому что она была очень добросовестной.)

И вот возвращается домой Иоанн. Иоанна выходит ему навстречу и говорит: «Иоанн, у меня подгорел ужин». – «Да ладно, дорогая, ничего страшного, меня это не очень-то и волнует. Меня беспокоит вот что: почему ты не думала обо мне весь день?» Вот чего на самом деле хотел Иоанн.

Это тот вопрос, который когда-нибудь задаст нам Бог, а может, будет задавать нам его каждый миг: «Я создал вас, и создал, как Бог, совершенными: дал вам силу видеть, интуитивно постигать, более того – стать богами по благодати. Я буду судить вас. Я – ваше блаженство вечное. А вы, почему вы не думаете обо Мне?»

«Без Мене не можете творити ничесоже». (Святой Паисий Святогорец)

Отчаявшись, в хорошем смысле слова, в себе самом, человек находит Бога «Все упование мое на Тя возлагаю» . Даже самые духовные люди не могут быть уверены за свою жизнь, поэтому они никогда не выходят из пределов своей уверенности в Бога. Они возлагают свою надежду на Бога и отчаиваются лишь в своем «я», потому что «я» приносит человеку все духовное несчастье.
Уверенность в самом себе — это наш величайший и злейший враг, потому что, когда мы этого не ждем, она беспощадно вдребезги разбивает то, что мы строили, и оставляет нас, несчастных, под открытым небом. Имея самоуверенность, человек связывается и не может ничего сделать или же борется в одиночку. После этого естественно, что он побеждается врагом или же терпит неудачу и сокрушает свое «я». Часто добрый Бог очень мудро дает нам увидеть и Свое Божественное вмешательство, и ту неудачу, которую мы потерпели от уверенности в себе. Наблюдая и испытывая каждое событие, которое случается с нами в жизни, мы приобретаем опыт, бываем внимательны и таким образом преуспеваем.
Христос сначала искал веры в силу Божию и после этого совершал чудо. «Если ты веруешь в силу Божию, — говорил Он, — то будешь исцелен» . Не так, как ошибочно утверждают сегодня некоторые: «У человека есть силы, и, веря в них, он может сделать все. Разве в Евангелии не написано тоже самое «Веруй»? Следовательно, наши слова согласны с Евангелием». Да, Христос спрашивал: «Веруешь ли ты?» — но, спрашивая это, Он имел в виду следующее: «Веруешь ли ты в Бога? Веришь ли, что Бог может сделать это?». Он хотел, чтобы человек подтвердил то, что он верует в Бога, и тогда помогал ему. Нигде в Евангелии не написано, что надо верить в свой эгоизм. Оно призывает веровать в Бога, в то, что Бог может помочь мне, может меня исцелить. Но эти люди извращают смысл евангельских слов и говорят: «У человека есть сила, и он должен верить в себя». Но если кто-то верит в себя, то в этом есть либо эгоизм, либо беснование.
— Эти люди, Геронда, если происходит чудо, говорят, что человек верил в то, что оно произойдет, и потому так и случилось.
— За такой эгоистичной постановкой вопроса кроется действие диавола. Они путают сказанное Христом «Веруешь ли?» со своим собственным «Верую». Отсюда начинается и все это беснование, происходящее в мире. А потом тебе говорят: «Не надо уважать ни великого, ни малого, для того чтобы стать личностью». Поэтому и слышишь такие призывы: «Дави их, круши их, чтобы добиться цели!». Уважение считается отжившим свой век, и диавол торжествует. А между тем даже если ребенок дерзнет чуть бесстыдно поговорить с родителями или старшими, то его оставляет Благодать Божия, и он принимает бесовские воздействия! А что тогда говорить, если человек делает наглость своим типиконом!
— А если, Геронда, какой-нибудь человек, утверждая, что он верует в Бога, не верит в то, что Бог нас хранит?
— Тогда он делает богом самого себя. Как же он верует в Бога?
— Каждое утро осеняет себя крестным знамением и т.п.
— Он говорит так: «Я верую в Бога, но Бог дал нам разум для того, чтобы мы могли делать то, что нам хочется». Или так: «Я бог. Разве в Писании не сказано: «Бози есте и сынове Вышняго вси» ? Но для того, чтобы быть богом по благодати, надо иметь благодать Бога, а об этом такой человек не думает. Он сам своим умом делает себя богом. Иметь Благодать Божию и стать богом по благодати — это одно, а самому делать себя богом — совсем другое Путаница в этом: человек делает себя богом, а в конце концов доходит до того, что превращается в безбожника.

Без Мене не можете творити ничесоже

Верую!

Почему Иисус пришёл в наш мир?

«Верно и всякого принятия достойно слово,
что Христос Иисус, пришел в мир спасти грешников» (1Тим.

1:15)
Что значит имя — Иисус?

«.… ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.» (Деяния 4:12)
Только через кого мы можем придти к Богу?

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине. Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;» (1Тим. 2:5-8)
Кем стал для нас Иисус и для чего?

«Ибо, не знавшего греха, Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём,
сделались праведными пред Богом.» (2Кор. 5:21)
В какой мере, наше спасение зависит от Христа?

А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.» (Мф. 19:25,26) Эти слова нужно понимать так: «Только тот, кто стал Богом, может спастись, ибо только Он, может удовлетворить все требования и исполнить Закон так, как это нужно» Бог помогает только тем, кто стремится, а от тех, кто противодействует хотениям и желаниям, что производит Дух Святой в душе, Он отказывается, как бы горько Ему не было. Отец ничего не может, против наших желаний, он слишком любит нас. «… потому что Бог, производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению.» (Филп. 2:13)
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же, будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;» (Марка 16:15,17)
«Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих
и об одном грешнике, кающемся.» (Луки 15:10)
Спасутся те, кто рожден свыше, водим Духом Святым и исполняющие волю Божью. В любом случае не наше дело судить, кто спасется, а кто нет. Это будет решать Иисус Христос «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын, оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.» (Ин. 5:21-27)
Если вы приняли Христа, как Господа нашего и Спасителя, вы можете быть уверены, что вы – христианин. Библия говорит:»Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9).
«… не знаете ли, что тела ваши, суть храм живущего в вас, Святаго Духа» (1Кор.6:19) «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и
буду ходить ; и буду их Богом» (2Кор. 6:16)
«Ибо благодатью, вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
не от дел, чтобы никто не хвалился.» (Эфес. 2:8-9)
«Ибо печаль ради Бога, производит неизменное покаяние ко спасению,
а печаль мирская, производит смерть. (духовную) (2Кор.7:10)
«дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефес. 3:19)
«Возлюбленные ! Огненного искушения, для испытания вам, посылаемого,
не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но, как вы участвуете
в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь
и восторжествуете» (1Петра 4:12)
«… достигая наконец верою вашею, спасения душ.» (1Петра 1:9)
«Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями
Своими, пламенеющий огонь. Не все ли они суть служебные духи,
посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?»
(Евреям 1:7,14)