Божий страх

Дюна (роман)

В Википедии есть статья У этого термина существуют и другие значения, см. Дюна (значения).

«Дю́на» (англ. Dune) — первый роман Фрэнка Герберта из саги «Хроники Дюны» о песчаной планете Арракис. Именно эта книга сделала его известным. «Дюна» была удостоена премий Хьюго и Небьюла. «Дюна» — один из самых известных научно-фантастических романов XX века.

Цитаты

«Начало — пора деликатная, с ним нужно быть осторожным».Я не должна бояться, ибо страх — убийца разума…Глубоко в подсознании людей укоренилась поистине извращенная потребность в разумно устроенной, логичной и упорядоченной Вселенной. Но дело в том, что реальная Вселенная всегда, пусть на один шаг, опережает логику. (Принцесса Ирулан. «Избранные изречения Муад’Диба»)«Процесс нельзя понять посредством его прекращения. Понимание должно двигаться вместе с процессом, слиться с его потоком и течь вместе с ним».Муад’Диб же знал, что каждый опыт несет свой урок…

    Попытка понять Муаддиба, не поняв его смертельных врагов, это попытка увидеть правду без знания лжи. Это попытка понять, что такое свет, не зная, что такое тьма. Это просто невозможно.

    — Принцесса Ирулэн. Руководство Муаддиба.

      Никогда не мог себя заставить доверять предателям, не исключая и предателя, созданного мною самим. — Владимир Харконен

      • Я не боюсь, я не должен бояться. Ибо страх убивает разум. Страх есть малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение. Я встречу свой страх и приму его. Я позволю ему пройти надо мной и сквозь меня. И когда он пройдет через меня, я обращу свой внутренний взор на его путь; и там, где был страх, не останется ничего. Останусь лишь я, я сам.
      • — Боль! — фыркнула Преподобная. — Человек способен управлять любым нервом своего тела!
      • В политике, в отличие от механики, треножник — самая неустойчивая конструкция.
      • Какие страдания причиняем мы любимым!
      • Запомни, мальчик: мир держится на четырех столпах… — Она подняла четыре узловатых пальца. — Это — познания мудрых, справедливость сильных, молитвы праведных и доблесть храбрых. Но все четыре — ничто… — она сжала пальцы в кулак, — …без правителя, владеющего искусством управления. И пусть это будет навечно высечено в твоей памяти!..
      • Но самым первым уроком стало усвоение веры в то, что он может учиться, и это – основа всего. Просто поразительно, как много людей не верят в то, что могут учиться и научиться, и насколько больше людей считают, что учиться очень трудно. Муад`Диб же знал, что каждый опыт несет свой урок.
      • — Но особенность человеческого сознания такова, что логикой всего труднее исследовать проблемы, связанные с глубоко личными мотивами. И тогда мы бродим, вокруг в темноте и возлагаем вину за свои проблемы на все, кроме той единственной причины, которая в действительности мучает нас.

      …удовольствия животного остаются на уровне чувственного восприятия, не возвышаясь до осознания… человек нуждается в системе координат для восприятия мира…

      • Любая дорога, пройденная до конца, приводит в никуда. Чтобы убедиться, что гора – это гора, незачем взбираться высоко. Хватит и небольшого подъема, ибо с вершины гора не видна.
      • — Ничто не дает вождю большей преданности, чем атмосфера бравады, смелости, куража, — сказал герцог. — Вот я ее и культивирую.
      • — Сила и страх, — сказал он. — Вот инструменты государственной власти…
      • Инструменты власти всегда надлежит держать отточенными и наготове. Сила и страх — вот что оттачивает и готовит их…
      • Однажды она привела ему очередное изречение Бене Гессерит: «Когда религия и политика едут в одной колеснице, ездоки начинают считать, что теперь ничто не сможет преградить им путь. Тогда они убыстряют скачку и гонят все быстрее и быстрее. Они отбрасывают самую мысль о препятствиях — и забывают, что мчащийся сломя голову обычно замечает пропасть, лишь когда становится слишком поздно».
      • Граница между невежеством и знанием, дикостью и культурой — воистину она начинается с того, насколько достойно мы обращаемся со своими мертвыми…
      • Под воздействием стресса разум может отклониться в любую сторону, как в положительную, так и отрицательную, как верньер — от позиции «Включено» и до «Выключено»… Представьте себе это как спектр или шкалу, где на одном конце — полное отключение сознания, а на другом — гиперсознание. То, куда отклонится разум — во многом зависит от подготовки
      • Глубоко в подсознании людей укоренилась поистине извращенная потребность в разумно устроенной, логичной и упорядоченной Вселенной. Но дело в том, что реальная Вселенная всегда, пусть на один шаг, опережает логику.
      • «Начало — пора деликатная, с ним нужно быть осторожным».
      • Я не должна бояться, ибо страх — убийца разума…
      • «Процесс нельзя понять посредством его прекращения. Понимание должно двигаться вместе с процессом, слиться с его потоком и течь вместе с ним».
      • Но мудрость закаляет любовь — и умеряет ее; и она придает новую форму ненависти. Как можно говорить о жестокости, не изведав всей глубины жестокости и доброты?..
      • Вера всех подчиненных возложена на твои плечи, и даже если ты в критическом положении, все равно никогда нельзя показывать этого.
      • Ведь именно вождь делает толпу — народом. Вернее, в том числе и вождь. Он поддерживает уровень индивидуальности: если личностей мало, народ становится толпой.
      • Удержать человека от ошибки — это воистину небесный дар.
      • Должна была бы существовать наука о недовольстве. Ибо людям нужны трудные времена, тяготы и угнетение, чтобы развивались их душевные силы.
      • Наука, собственно, и состоит из ряда фактов, которые, будучи объяснены, стали считаться очевидными.
      • Видит ли пророк само будущее — или же слабое место, щель, на которое можно воздействовать, используя слово или решение, подобно тому как гранильщик бриллиантов раскалывает алмаз ударом резца, попав в верную точку?..
      • Нет, наверное, более ужасного мгновения в познании мира — ужаснее, нежели миг, когда открываешь, что отец твой — живой человек из плоти и крови. (Принцесса Ирулан. «Избранные изречения Муад’Диба»)
      • Если дитя, или человек неподготовленный, или невежда, или безумец причиняет вред, то вина ложится на тех, кто имеет власть над ними, ибо они не предвидели и не предотвратили этот вред. (Дополнение — Религия Дюны. Экуменическая Библия — Муад`Диб)
      • Они называют вас «Лето Справедливым» и обещают вечную дружбу — но только до тех пор, пока это ничего им не стоит.
      • Что ты презираешь? Скажи, и я узнаю, кто ты: именно это определяет твою истинную суть.
      • Как часто гнев заставляет людей отринуть то, что говорит им внутренний голос.
      • Кто может уничтожить некую вещь, тот её и контролирует по-настоящему.
      • Отчаявшиеся люди бывают всего опаснее.
      • Беспокойство отнимает силы.
      • <…>эти люди научились чувствовать жажду лишь тогда, когда они могли себе это позволить.
      • <…>фримены легко очищались от чувства вины, потому что их повседневная жизнь требовала жестоких (часто – смертельных) решений; решений, которые в другом, более мягком мире отяготили бы человека невыносимо тяжкой виной.
      • <…>и тайна жизни, тайна бытия – это не загадка, требующая решения, а реальность, которую надо пережить.

      См. также

      • Дюна (фильм)

      Перевод

      П. А. Вязников, 1999.

      Ссылки

      • Official Website

      «Хроники Дюны»
      Фрэнка Герберта

      Дюна • (Планета пряности) • Мессия Дюны • Дети Дюны • Бог-император Дюны • Еретики Дюны • Капитул Дюны

      Книги Б. Герберта
      и К. Андерсона

      цикл Легенды Дюны: Дюна: Батлерианский джихад • Дюна: Крестовый поход машин • Дюна: Битва за Коррин • цикл Школы Дюны: Орден сестёр Дюны • Ментаты Дюны • Мастера меча Дюны • цикл Прелюдия к Дюне: Дюна: Дом Атрейдесов • Дюна: Дом Харконненов • Дюна: Дом Коррино • цикл Герои Дюны: Дюна: Пауль • Ветры Дюны • Трон Дюны • Дюна: Лето • Дюна 7: Охотники Дюны • Песчаные черви Дюны

      ПРОПОВЕДИ

      О страхе и как его побороть

      Пс.55.4 «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю».

      У немецких сказочников братьев Гримм есть сказка про глупого парня, который никак не мог понять, что такое дрожать от страха. Как его только ни пугали, толку от этого не было ровным счетом никакого. Правда, наконец он всё-таки задрожал, но вот только не от страха. Когда он спал, на него вылили ведро холодной воды с живой рыбой. Если мы «не умеем» бояться, с нами что-то не так. Страх – это естественная человеческая реакция на опасность. Некоторые страхи полезны и необходимы для придания дисциплины жизни. Любой страх, предупреждающий человека об опасности, может плодотворно присутствовать в здоровой личности. Напр., страх перед огнем не даст ребенку сжечь себя, а это полезно.

      Через все книги Библии проходит истина, что те из людей, кто творит зло и не раскаивается в этом, однажды испытает на себе гнев Божий. Бог использует страх как средство обращения людей к спасению, чтобы наставить их к послушанию. В этом плане имеют место два вида недопонимания. Первая ошибка заключается в том, что люди считают библейские моральные установления не подходящими к реалиям сегодняшнего дня. Другая ошибка состоит в том, что те, кто верят, что Бог есть, считают, что Он настолько терпим к греху, что автоматически прощает всякого (может быть за исключением отпетых убийц и насильников). Резко противоречит такому неправильному отношению истина, которую открывает Сам Бог. Его установления вечны. Он наказывает тех, кто не кается в их нарушении. Поэтому надо серьезно относиться к страху последствий греховных поступков. И пусть он будет побуждением к покаянию и благочестивой жизни.

      В Библии часто встречается выражение страх Божий (Господень). Понятие такого страха не означает ужаса перед Богом. Это – благоговейное доверие Богу, из-за которого мы хотим угождать Богу и повиноваться Ему. Кроме того, такой страх внушает благотворную уверенность в том, что мы не противимся Божьей воле.

      Бог человека за страх не осуждает, но и не хочет, чтобы страх нас парализовал, связал нам руки. Господь Иисус много раз говорил Своим ученикам: «Не бойтесь!». Он хотел отучить их покоряться страху перед будущим. Нам нельзя поддаваться своей боязни, нельзя отказываться делать то, к чему нас призывает Бог, просто потому, что мы чего-то боимся. Бог может обратить наш страх в силу. Если Господь с нами, неважно, какие у нас страхи. Смел не тот, у кого страха нет, а тот, кто действует вопреки своему страху. Так давайте не будем слушаться своего страха и ответим ему верой в Бога, ибо Он сказал: Евр.13.5 «Не оставлю тебя и не покину тебя».

      Однажды Чарльз Сперджен, великий проповедник Х1Х века, стоял в Лондоне на перекрестке, не решаясь перейти дорогу. По улице непрерывным потоком проезжали повозки, кареты. Возницы подстегивали своих лошадей и неслись сломя голову, не соблюдая правил дорожного движения. Сперджен смог перейти улицу только тогда, когда к нему подошел слепой и попросил перевести его через дорогу. Страх – сильное чувство. Он парализует. Страх может стать столь разрушительным в жизни человека, что он истощает жизненные силы почти во всех сферах. Человек полностью перестраивает свою жизнь, чтобы сгладить какие-то беспочвенные страхи. А некоторых страх заставляет удалиться от реального мира. Он может превратить взрослых людей в испуганных детишек. Но Бог не только понимает это, но и очень терпеливо относится к нам, взращивая в нас веру. Наша возросшая вера, в конце концов, побеждает страх. Господь Иисус прогнал страхи апостолов словами: Мф.14.27 «Это Я, не бойтесь». Но Он здесь же упрекнул одного из них словами: Мф.14.31 «маловерный! Зачем ты усомнился?» Он хотел, чтобы их малая вера уступала место большей. Господь может использовать наши страхи, чтобы взрастить в нас веру.

      Некоторые нездоровые страхи происходят от переживаний раннего детства, вызвавших серьезную травму. Эти страхи могут стать неотъемлемой чертой личности много времени спустя после того, как их причина уже забыта. Поскольку подобные страхи неизбежно влекут за собой значительные изменения личности, Бог через Библию заявляет: 2Тим.1.7 «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия». Милость Божья может превратить человека, над которым господствует беспричинный страх, в цельного человека, движимого Божьей силой и любовью. Дух любви и доверия к Богу ставит нас выше страха над человеком и тем вредом, какой он может нам причинить. Нас часто обескураживают на нашем жизненном пути и в нашем труде мысли, являющиеся плодами нашего воображения. Тогда как здравый и рассудительный ум (дух целомудрия) отвергает их и легко находит ответы на них.

      Некоторые страхи вызваны чувством греха, поскольку человек, ощущающий вину, часто боится, что его обнаружат и накажут. Этот грех может спровоцировать довольно странное поведение. Такое, как бегство от воображаемой опасности. Пр. 28.1 «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним». Когда Господь Иисус призвал апостола Петра к ученичеству, Петр был охвачен чувством греховности, которое усиливало присутствие безгрешного Сына Божьего. И он воскликнул: Лк.5.8 «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Господь ответил: Лк.5.10 «Не бойся, отныне будешь ловить человеков». Когда Богу исповедуют грех, Он обещает удалить кающегося грешника от этого греха так далеко, как далеко восток от запада. Пс.102.12 «Как далеко восток от запада, так удалил Он от вас беззакония ваши». Христианину больше не надо бояться вечного наказания, потому что Рим.8.1 «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе». Лучший способ избавить свою жизнь от чувства греха, вызывающего страх – это получить прощение за грех.

      Возможно, одним из величайших человеческих страхов является страх перед неизвестным, будь то темная комната или смерть. Неизвестность у многих людей порождает страх. Несколько лет назад, до того, как мобильные телефоны стали делом обычным, ведущий на одном христианском семинаре спросил слушателей: «Если бы во время лекции к нам вошел бы человек, назвал ваше имя и сказал: «Вам звонят», вы решили бы, что звонят с хорошей или плохой новостью?» Большинство слушателей, сами не зная почему, решили, что это должна быть плохая новость. Значит, у многих людей есть общая беда: они боятся плохих новостей, имеют страх перед будущим. Мы можем просто бояться за свое будущее, за своих близких, что, в общем, понятно и оправданно. Но ведь бывает самая настоящая паника, ничем не оправданный, нерациональный страх перед возможной трагедией. И, чем больше мы чего-то боимся, тем больше нам нужно быть уверенным в Боге. В Псалме 111 говорится о человеке, боящемся Господа, любящем заповеди Его и милостивом к другим. Но самое, пожалуй, удивительное вот что: он «не боится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа» (Пс.111.7). Успокоить растревоженный разум может верящее сердце. Библия нам не обещает, что мы не будем получать плохих новостей. Но она заверяет нас, что нам не нужно жить каждый день в гнетущем страхе перед тем, что может случиться. Пс.111.8 «Утверждено сердце его, он не убоится». Именно утвержденность сердца является всемогущим средством против беспокойного страха перед будущим. Что бы ни случилось, он не поколеблется ни в своем долге, ни в своем утешении. Ибо доверие Богу является наилучшим и наиболее верным путем для утверждения и укрепления сердца.

      Молодая женщина ждала автобуса в неблагополучном районе. К ней на остановку подошел молодой полицейский и спросил: «Хотите, чтобы я с вами постоял?» «Нет, спасибо, — ответила женщина. – Я не боюсь». Полицейский стыдливо улыбнулся. «Так я боюсь. Постойте со мной, пожалуйста». Как и тот полицейский, мы, христиане должны быть готовы признать, что иногда чего-то боимся. Боимся смерти, боимся заболеть раком, боимся потерять работу, за детей боимся, старости боимся. Мы не любим в этом признаваться, поэтому мы такие свои страхи можем игнорировать, отрицать или подавлять. Но чтобы страх победить, нужно его сначала признать. Давид, автор псалма 55, признавал свои страхи. Пс.55.4 «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю». Когда дети Божьи испытывают страх, их обязанность уповать на Господа, как на своего Бога. И знать, на Кого они уповают. Мы можем победить свои страхи. Признать, что мы чего-то боимся, значит – просто признать, что мы люди. Но если признать, что боишься, а потом, уповая на Господа, пойти куда нужно, то ужаса в страхе не останется.

      Если мы переживаем сильное потрясение, горе, то поймем слова, сказанные Давидом в 54-м псалме, написанном в тяжкие для него дни. Гонимый нечестивыми людьми, ненавидимый врагами, преданный другом, Давид говорит о тоске и отчаянии, которые грозили сокрушить его дух. Пс.54.6 «Страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня». Но Давид не поддался страху, а излил всё, что у него было на сердце, Богу. Пс.54.17,18 «Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой». Молитва помогает нам перевести взор с нашего страха на Бога, на Божье сострадание. Она дает нам возможность возложить все свои бремена на Господа, чтобы не сломаться самим под такой тяжкой ношей. Когда в сердце одна только боль и ничего больше, обязательно нужно взывать в молитве к Богу – «вечером и утором и в полдень». Есть люди, которые боятся идти к Богу. С кем-то неправильно обошлись духовные наставники. Других кто-то в детстве напугал Богом. А еще кто-то знает, что он грешник, видит только Божьи заповеди и не замечает, что Бог не только требует, но и дает. Он Сына Своего отдал в жертву за грех по любви к нам. Нужно страхи нездоровые заменить правильным, здоровым страхом. Слово Божье неоднократно нас заверяет, что гораздо больнее будет, если Бога избегать, а не если к Нему взять и прийти. Как стоматолог заполняет дырочки в зубах, так Бог хочет заполнить дыры в нашем сердце – заполнить Собой. Так пусть же наш нездоровый страх не мешает Ему это сделать.

      Маленькая девочка впервые в жизни ехала в поезде. Когда поезд подъехал к реке, она испугалась и закричала: «Мамочка! Поезд едет в речку». Но, как и следовало ожидать, поезд по мосту переехал на другой берег реки. Чуть позже перед составом выросла большая гора, и девочка снова закричала: «Мамочка! Мы сейчас врежемся в гору». Но ничего такого не произошло, поезд промчался сквозь гору по туннелю. Девочка сказала: «Значит, кто-то тут уже ехал и проложил нам путь». Именно это сделал Господь Иисус для всех, кто поверил в Него как в Спасителя и Господа. Евр 2.18 «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». Господь не только вызвал на Себя всю ярость греха, но и проложил путь сквозь саму смерть, путь избавления, путь победы над сатаной. Когда нас пугают страхи и гнетет грех, вспомним нашего Спасителя. Он и только Он может поддержать нас на трудном жизненном пути. Он его уже пошел и проложил путь нам.

      Мы живем в мире, которым правит страх. Люди боятся болезней, нищеты, войны, разводов, голода и будущего. Но для тех, кто надеется на Господа, всё иначе. Т.к. их жизнь в руках премудрого любящего и всемогущего Отца Небесного, они могут смело смотреть в лицо любым проблемам. Когда самого знаменитого проповедника 1У века Иоанна Златоуста лишили его служения, этот благородный человек не убоялся. Он сказал: «… Так что все страхи мира мне смешны. Нищеты я не боюсь, о богатстве не вздыхаю и смерти не ужасаюсь. Ссылка меня не пугает, ибо земля и всё, что наполняет ее, принадлежит Господу». Такая уверенность должна быть присуща и нам. Бог Отец – наш Небесный Отец; Иисус Христос – наш Спаситель; Дух Святой – наш Наставник. И в любой ситуации мы можем быть абсолютно уверены в том, что Богу по силам победить всё, что вызывает наш страх.

      Мало кто из нас, верующих, идет по пути к небесам, полностью освободившись от всякого страха. Кто может, положа руку на сердце, сказать, что всегда живет по словам псалма: Пс.55.12 «На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?» Уповать-то мы уповаем, но сердце-то порой не на месте, Никому из нас еще не удавалось совершенно избавиться от тревог. Даже у апостола Павла, который написал многие новозаветные послания, сердце тоже иногда замирало от волнения. В чем он, к примеру, и признавался коринфянам: 1Кор.2.3 «И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете». Так что если вы волнуетесь, то не переживайте. Не притворяйтесь, что у вас не бывает этого великого трепета. Признайтесь сами себе в своих тревогах. Поделитесь ими с близким другом, а самое главное – откройте душу Иисусу Христу, Который вас всегда и во всем поймет. Попросите, чтобы Он благодатью Своей помог вам преодолеть ваши страхи и тревоги. А потом Пс.26.14 «надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое». Если на пороге нашего завтра маячат тревога и ужас, вспомним чудесное обетование Божье из книги пророка Исаии: Ис.41.10 «Не бойся, ибо Я с тобою, не смущайся, ибо Я Бог твой. Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей». Если нас одолевают страхи, помоги нам смотреть вверх, на Тебя, Боже!

      пастор Золтан З. Тырык

      Рассуждает Сергей Комаров.

      Бога бояться нужно. Но необходимо понимать природу этого страха. Церковная мудрость предлагает рассуждение о страхе раба, наемника и сына. Раб боится прогневать хозяина из-за страха наказания. Наемник опасается не выполнить план работы, так как это грозит уменьшением зарплаты. Сын же боится огорчить отца своей нерадивостью. Итак, каждый имеет некоторый страх, но качественно разный. Страх Божий может начинаться со страха раба, но должен иметь направление роста к страху сыновнему, переходя постепенно в чистую любовь к Небесному Отцу.

      Важно знать, что страх Божий – понятие положительное, а не отрицательное. Словом «страх» Писание именует самого Бога. Исаия пишет: «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8:13). Иаков выговаривает Лавану: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем» (Быт. 31:42). Богобоязненность, в библейском понимании, есть первичная и основная добродетель, от которой происходят все основные: «Начало мудрости – страх Господень… Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пс. 110:10; Притч. 14:27). По сути, боязнь Бога есть признание Его Творцом, Господином и Судьей, полная открытость сердца перед Ним, всегдашняя память о Нем (что в Писании часто означено выражением «ходить пред Богом»). И, конечно же, устремленность любить Его как источник жизни, света, добра.

      Надо сказать, слово «бояться» в Библии часто употребляется почти в том же значении, что и «любить». Например, во время Венчания из Апостола читаются такие слова: «Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Очевидно, боязнь мужа надо понимать не как требование рабской покорности, а как страх огорчить его, разрушить таинство взаимной любви. Поэтому библейский текст в одном случае может сказать: «Возлюби Бога», а в другом: «Бойся Бога». Смысл один и тот же, но акцентируется некий оттенок зависимости меньшего от большего.

      Правда, Иоанн Богослов все же отмечает разницу между любовью к Богу и страхом Божьим: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). Здесь речь идет о любви в высшем смысле как о «совокупности совершенства» (Кол. 3:14); о любви, в огне которой переплавляется всякий страх. Тонкие же грани разницы между любовью и страхом Божьим излагают святые отцы Церкви в своих аскетических книгах. В них есть некоторая тайна духовной жизни. Могущий вместить – пусть вместит.

      Современный человек, запуганный изнутри личными фобиями, а снаружи страхом безденежья, голода, войны, отрицает единственный полезный для него страх – богобоязненность. Почему? Отчасти по причине гордости («чего я должен кого-то бояться?»). А также потому, что безуспешно пытаться понять добродетель богобоязненности одним умом, без опыта веры, покаяния, молитвы. «Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) (1).

      Поэтому о добродетели страха Божьего стоит просить Господа. Перечисляя в молитве множество частных просьб, нельзя забывать просить главного: страха Божьего. Имея эту добродетель, мы будем иметь все. К главному прилагается второстепенное. «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12:31), – обещает Христос. Хорошо будет, если эта мысль войдет в круг наших ежедневных размышлений и молитвенно выразится в обращении к Подателю всех благ. Тогда, даст Бог, со временем придет к нам опытное познание слов Писания: «Страх Господень – как благословенный рай» (Сир. 40:28).

      Сергей Комаров

      Примечание:

      Толкования Священного Писания

      Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом

      6) «Служите Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом». Ибо «страх Господень есть начало премудрости» (Притч 1:7). Уразумейте силу пришествия Христова в мир. Он от Отца Своего Небесного послан в мир, чтобы спасти мир: «пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11). Тогда, помышляя о своем состоянии, ужаснетесь и, рассуждая о Его величестве и своем не достоинстве, с радостью шею вашу под иго Его святое и благое преклоните. Уразумейте, что быть в царствии Его — это блаженство, и Ему, как благому и милостивому Господу и Царю, служить — пресладко и радостно; а вне царствия Его быть и Ему не служить есть окаянство, бедствие и погибель. Ибо, кто вне царствия Его находится и Ему не служит, тот иго сатанинское влечет и ему грехами и прихотями служит. Непременно всякий живущий на земле или в царствии Христа находится и Ему служит, или вне царствия Его и служит дьяволу. Чью волю и повеление творит, тому и служит. Сладко и радостно Христу, Царю Небесному, служить. Мерзко же и бедственно служить дьяволу, князю тьмы и богу века сего, который разум рабов своих ослепляет и влечет их за собой в погибель вечную. «Служите же Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом», — увещевает Дух Святой через раба Своего. Свергните с шеи вашей тяжкое иго сатанинское и возьмите иго Христово на себя, «ибо иго» Его «благо и бремя» Его «легко» (Мф.11:30). 7) Это отеческое увещание касается не только тех людей, которые Христа, Сына Божия, в мир пришедшего, не принимают и учению Его святому противятся, как-то: идолопоклонники, магометане, жиды, и прочие им подобные, но и тех, которые именуются христианами, учение Христово принимают, и имя Его святое исповедуют, но жизнью и нравами своими противятся Ему, и делами своими «отрекаются» от Него, «будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит 1:16). Ибо не только тот противится Христу, кто учения Его не принимает и не признает Его за Христа, Спасителя мира, но и тот, кто воли Его и заповедей Его не исполняет, и противно учению Его святому живет, не делает того, что Христос повелевает.

      Размышления и замечания из текстов. Размышление 3.

      Что делать, если я постоянно боюсь обидеть другого человека

      Уважаемые читатели, в этой статье мы поговорим о ситуации, когда женщина или мужчина боится обидеть, как ближнего, так и постороннего человека. Вы узнаете, по каким причинам это может происходить, рассмотрите методы борьбы с подобным явлением.

      Причины

      Основную роль в формировании страха кого-то обидеть играют события детства, в частности способ воспитания родителей

      Фраза «боюсь обидеть людей» возникает не просто так. За ней стоят первопричины. Давайте рассмотрим наиболее часто встречаемые.

      1. Ранее перенесенный тяжелый опыт. Боязнь того, что другой человек может испытать аналогичное чувство, если вы его раните.
      2. Особенности воспитания. Родители прививают ребенку высокие моральные ценности, учат, что необходимо себя сдерживать, чтоб никого не обидеть.
      3. Страх одиночества. Человек может бояться, что потеряет друзей или любимую, если скажет обидные слова.
      4. Сильное наказание в детстве за что, что кого-то обидел. Страх быть наказанным за очередную провинность.
      5. Боязнь быть осужденным за неправильный поступок, высмеянным перед коллегами.
      6. Желание всем понравится в новом коллективе. Человек боится сделать что-то не так, чтобы не потерять уважение к себе и не вызвать ненависть новых коллег.

      Однажды к нам во двор переехала новая семья. Там был мальчик, который действительно боялся обидеть. Причина его страха крылась в том, что во дворе, где он раньше жил, его все обижали. Вместо того, чтобы озлобиться и начать ненавидеть всех вокруг, ребенок, почувствовав на себе эту боль, не хотел, чтобы кто-то также страдал. Вот только в нашем дворе ребята поступили не очень хорошо. Они решили воспользоваться его безотказностью и использовать в своих целях. В это время с армии вернулся старший брат мальчишки, и смог ему объяснить, как правильно себя вести.

      Возможные последствия

      Страх обидеть приводит к боязни сказать лишнее слово. Человек полностью зависит от мнения других

      Когда парень или девушка боится обидеть, с ними происходят определенные изменения.

      1. Человек становится лицемерным, потому что считает, что лучше соврать, чем обидеть.
      2. Возникает необходимость поступать или говорить не так, как считаешь нужным. Все ради того, чтобы не навредить другому.
      3. Самооценка сильно занижается.
      4. Человек перестает чувствовать свои потребности, перестает понимать, что ощущают другие. Додумывание, домыслы того, как отреагируют другие на определенные поступки. Так диалог с людьми сменяется на монолог.
      5. Человек чувствует необходимость угождать всем и во всем. Причем делает он это не только тогда, когда его просят. Из-за этого происходит частичная или абсолютная потеря самосознания, теряется личность.
      6. Человек, боясь показаться некультурным или невоспитанным, начинает задумываться над тем, что о нем подумают другие люди при совершении какого-либо поступка. Возникает абсолютная зависимость от чужого мнения.
      7. Человек становится неспособным сказать «нет». Свои интересы полностью сменяются чужими.
      8. Рано или поздно может случиться срыв, когда будут сказаны все хорошие и плохие слова. Впоследствии возникнет ужасное чувство вины и круговорот будет заново запущен.

      Как побороть свой страх

      Вы должны оставаться вежливыми и думать о чувствах другого человека, но и не забывать о своей точке зрения

      Если фраза «всегда боюсь обидеть» — это про тебя, и ты хочешь избавиться от этого чувства, придерживайся следующих рекомендаций.

      1. Научись говорить «нет». Не стоит наступать на свои желания ради чьей-то выгоды. Нужно думать о себе. В то же время, твой ответ не должен носить агрессивный характер.
      2. Не стоит проецировать на других людей свои ощущения и чувства. Далеко не во всех ситуациях ваши реакции будут одинаковыми. Не исключено, что ваш отказ или какой-то поступок вовсе не покажется обидным для другого человека.
      3. Прислушивайтесь к своему внутреннему я. Не нужно стараться быть хорошим для каждого.
      4. Если человек обижается на обоснованные действия, это не должно у тебя вызывать чувство вины. Значит он такой хороший друг, раз не ценит твои потребности.
      5. Осознайте, что некоторым людям просто выгодна ваша безотказность. При вашем отказе на вас могут разозлиться, обвинить в черствости. Но только эти слова еще больше подтвердят неискренность и корысливость.
      6. Перед совершением какого-то поступка важно его обдумать, убедить себя в своей правоте.
      7. Если такое поведение – результат воспитания, нужно осознать, что всего должно быть в меру. Мы не хотим своими действиями обижать ближнего, но нельзя позволять, чтоб нам садились на голову. Все должно быть в меру.
      8. Если вы боитесь лишним словом обидеть вторую половинку, то должны понимать, что взаимоотношения – это не только возможность плыть по течению и потакать во всем партнеру. Нужно иметь право голоса, а возлюбленный должен принимать не только свои потребности, но и считаться с вашими.
      9. Сложнее, когда боитесь обидеть незнакомых людей, например, находясь в общественном месте или в новом коллективе. Тут важно оставаться вежливым, но не обязательно быть всем угодным. Мнение о вас формируется по первому впечатлению, поэтому нужно не быть грубым, но в то же время не проявлять себя в роли податливого, безвольного человека.
      10. Психологическая травма в детстве может носить такой отпечаток на судьбе уже взрослой особы, что эффективной помощью будет исключительно беседа с психологом. Хоть иногда и в окружении человека находятся люди, способные поддержать и направить на правильный путь.

      Каждый воспитанный человек старается быть вежливым, пытается никого не обижать. Но, когда страх кого-то обидеть начинает носить патологический характер, заставляет человека не думать о себе, жить ради других, просто уничтожает его, как личность. Поэтому необходимо противостоять такому желанию, научиться отказывать, не боясь сделать больно. Всегда нужно оставаться человеком, но и не забывать о себе и своих потребностях.