Черниговская гефсиманская икона

Православная церковь называет Богородичные иконы своим достоянием, ведь в каждой из них скрыта чудотворная сила, любовь и чистое милосердие Богородицы к нуждам молящихся. По одной из версий, Икона Божией Матери – Черниговская, или в народе Гефсиманская – список (или, копия), написанный с Ильинского образа Богородицы. Правда, ни одного подтверждения этому факту нет.

Дата празднования: 14 сентября

История плачущей иконы

О Черниговской иконе заговорили еще в далеком 17 веке – когда в 1662 году она покоилась в стенах Троицко-Ильинского монастыря. Именно тогда Божья обитель была спасена от нападок татар благодаря многочисленным молитвам верующих. Жители Чернигова видели, как с образа Святой Владычицы стекали слёзы, а через несколько дней иноплеменные напали на город, разорив его и убив много неповинных людей. После молитв к Богородице, послушники храма покинули его, найдя свое спасение в недрах пещер.

Татары сумели прорваться в Святую обитель, но разворовать драгоценности на иконах они так и не смогли. Неведомая им сила разбрасывала их от икон и не впускала в пещеры, где прятались выжившие верующие и священнослужители. Неверные были настолько испуганы незримой силой, что предпочли скрыться из города. С тех пор от чудесной иконы стали исходить новые волшебные явления, которые были засвидетельствованы.

Богородица является первой заступницей и молитвенницей за жизнь всех верующих христиан.

Чудеса об этой иконе были описаны святителем Дмитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». Заканчивая ее, он писал: «Конец книги, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить».

В 1852 году дворянка Александра Григорьевна Филиппова пожертвовала чудотворящую икону в Гефсиманский скит.

Спустя некоторое время снова начались прославления иконы Богоматери. Так, в 1869 случилось первое невероятное чудо от Гефсиманской иконы, которое документально засвидетельствовали. С того времени волшебные исцеления даруются молящимся христианам не только у самого образца, но и подле его список (копии).

Чудо иконы начала распространятся с необычайной скоростью и люди самых разных сословий с непоколебимой верой шли к чудотворной иконе Богородицы после мучений, страданий и болезней. Христиане жаждили телесного и духовного исцеления и милость Божия не оставляла их.

К началу 20 века было документально засвидетельствовано уже более сотни чудес.

Молитва перед иконой

Небесный статус изображенных на иконе – Богородицы с Младенцем на руках – говорят их величественные одеяния. Короны, украшающие головы святого семейства считается символом их Царствия над миром. Младенец Иисус благословляет всех верующих жестом своей руки. Священный список, находящийся в другой руке Иисуса призывает читать и придерживаться заповедям Божьим.

Чудотворная Черниговская икона Божией Матери: о чем молятся ее последователи и текст молитвы Вы найдете ниже.

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Цари́це Небеси́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию покланя́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́: се бо, грехми́ погружа́еми и скорбми́ обурева́еми, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живу́щей Ти с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша, не и́мамы бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства и утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных. Помози́ нам, немощны́м, утоли́ ско́рбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблу́дших, уврачу́й боле́зненная сердца́ на́ша и спаси́ безнаде́жныя. Да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и покая́нии проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Предста́тельница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко Благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.

Верующие христиане взывают к Святой в отчаянные минуты душевных терзаний, несчастий и бед. Молятся о смягчении сердца и болезнях.

Обрести покой в душе, избавиться от грехов, неизлечимых болезней, внезапной смерти и получить поддержку в борьбе с такими недугами, как оспа, слепота и паралич – то, в чем помогает икона Черниговской Божией Матери.

В настоящее время подлинная Ильинско-Черниговская икона Пресвятой Богородицы находится вместе с Елецкой-Черниговской в возрождённом в 1992 году Черниговском Успенском Елецком монастыре.

Тропарь, глас 5

Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице,/ упова́ние всех христиа́н,/ поне́же ина́го упова́ния не и́мамы, ра́зве Тебе́,/ Всенепоро́чная Влады́чице моя́, Госпоже́ Богоро́дице,/ Ма́ти Христа́ Бо́га моего́,/ те́мже поми́луй, и изба́ви мя от всех зол мои́х,/ и умоли́ ми́лостиваго Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́,/ да поми́лует окая́нную ду́шу мою́/ и да изба́вит мя от ве́чныя му́ки// и сподо́бит мя Ца́рствия Своего́.

Перевод: Пречистая Владычица Богородица, надежда всех христиан, поскольку иной надежды не имеем, кроме Тебя, Всенепорочная Владычица моя, Госпожа Богородица, Матерь Христа Бога моего, потому помилуй и избавь меня от всех бедствий моих, и умоли милостивого Сына Твоего и Бога моего, да помилует несчастную душу мою и да избавит меня от вечных мук и удостоит Царствия Своего.

Чернигов. Троицко-Ильинский монастырь

Троицко-Ильинский монастырь — один из величайших монастырских комплексов Украины (извините за банальное начало). Его можно было бы назвать Киево-Печерской лаврой (КПЛ) в миниатюре (или Чернигово-Печерской лаврой), ведь он во многом похож на самый большой монастырь Украины. Прежде всего, здесь пещеры в которых молился Антоний Печерский. Преподобный из Любеча считается основателем Троицко-Ильинского монастыря (как и Киево-Печерского). Монастырь имеет верхнюю и нижнюю части (опять как в Киеве) и расположен на холмах. К развитию монастыря приложили немало усилий древнерусские князья и казацкие старшины. Немало средств выделил на монастырь гетман Иван Мазепа. И колокольня здесь не менее красивая чем Великая Лаврская (хотя, конечно пониже будет). Все очень похоже, хотя и меньших размеров. Единственное, что не уступает КПЛ по размерам — это главный собор монастыря — произведение архитектора Иоганна-Баптиста Зауэра.

Троїцький собор

Дзвіниця

Троїцько-Іллінський монастир на початку ХХ ст.

Пещеры и Ильинская церковь

Монастырь раскинулся на холмах, которые называются Болдины горы и расположены на крутой террасе Десны. В древнерусском языке болд — это дуб, и когда-то на этих горах дубов было очень много (отсюда и название, хотя существуют и другие версии). Еще в дохристианские времена славяне отправляли на Болдиных горах свои обряды. Здесь хоронили богатых жителей Чернигова, поэтому еще в 9-11 вв. на Болдиных горах появился курганный могильник, который сейчас считается одним из крупнейших в Украине. Площадь могильника 1,2 га, на ней расположено 230 курганов.
Пещеры под Болдиными горами появились раньше монастыря, поэтому не стоит верить летописи, которая утверждает «Антоний пришед к Чернигову и взлюбы Болдине гору и ископав пещеру, и ту вселися». Не копал преподобный пещеру — поселился в уже существующей. И пробыл в Чернигове он недолго…
Преподобный Антоний Печерский основав Киево-Печерский монастырь стал его руководителем. Долгое время он пользовался поддержкой Великого князя Изяслава Ярославича. Около 1069 года киевские жители подняли бунт против князя и Антоний вынужден был воспользоваться приглашением черниговского князя Святослава Ярославича и переселиться на время в Чернигов. Он поселился в пещере и вместе с князем Святославом основал пещерную обитель. Но через некоторое время восстание в Киеве закончилось, на престол вернулся Изяслав и Антоний снова отправился в столицу.

Антонієві печери

Пещерный монастырь освятили в честь Пресвятой Богородицы, но после постройки над южным входом в пещеры Ильинской церкви, монастырь стали называть Ильинским.

Дата постройки Ильинской церкви в письменных документах не зафиксирована, известно лишь, что возвели храм в 12 веке. Это один из пяти черниговских храмов построенных в домонгольское время (из сохранившихся).

Ильинская церковь была возведена в типичном для того времени русско-византийском стиле. Но до наших дней она дошла существенно перестроенной. Главные изменения в архитектуре церкви произошли в 16-18 веках. В тот период она приобрела современный вид и формы украинского барокко.

Іллінська церква

3d модель Іллінської церкви (взято звідси)

В 1910 году рядом с церковью, над входом в пещеры построили колокольню, которую сейчас рассматривают как составной элемент комплекса Ильинской церкви.
Пещеры Троицко-Ильинского монастыря называют Антониевыми. Они имеют общую разведанную протяженность 350 метров и четыре яруса. Но доступными являются только два яруса, еще два являются заваленными и исследуются перманентно.
В средневековые времена Антониевы пещеры были своеобразной крепостью для жителей Чернигова. В них горожане прятались во время татарских набегов.
После монголо-татарского нашествия пещерный монастырский комплекс пришел в упадок. Лишь в 17 веке на средства черниговского полковника Степана Подобайло была проведена реконструкция полуразрушенных, в то время, Антониевых пещер. Началась их новая жизнь.
Сейчас пещерная часть монастыря — это двухъярусный комплекс подземных помещений и переходов. Здесь расположены три подземные церкви, среди которых настоящей архитектурной жемчужиной является храм Феодосия Тотемского. Это один из крупнейших подземных храмов Украины. Его высота 8,4 м, а длина — около 16 м. Построили храм в 1799 году в формах украинского барокко. Лично для меня очень странно, что в конце 18 века храм был построен в формах украинского барокко. Это можно объяснить тем, что как образец для храма приняли наземный Троицкий собор, возведенный в формах украинского барокко в 17 веке.
Есть в пещерах еще две церкви — Антония Печерского и Николы Святоши. Они меньше и не такие интересные и впечатляющие как храм Феодосия Тотемского.
Среди поклонников особое уважение вызывает древнерусская костница — уникальное погребальное подземелье, которых нет больше ни в одной пещере Украины. Здесь хоронили монахов еще в домонгольский период.
Реконструкция пещерной обители в 17 веке была связана со строительством на соседней горе нового монастыря — Троицкого. В дальнейшем Ильинский пещерный монастырь присоединили к Троицкому, и возник выдающийся монастырский комплекс, который мы видим сейчас — Троицко-Ильинский монастырь.

Дзвіниця Іллінської церкви

Троицкий монастырь (нагорная часть обители)

Строительство Троицкого монастыря началось с Введенской трапезной церкви (служба службой, а обед по расписанию). Возвели церковь в 1677-1679 годах на средства черниговского полковника Василия Дунина-Борковского. Позже храм был несколько перестроен (вероятно после пожара 1731). Затем храм перестраивался еще несколько раз. Со временем он несколько потерял черты украинского барокко (именно в этом стиле его строили), в частности путем замены куполов и шатрового верха пристройки входа (сеней).
В год завершения строительства Введенской церкви в монастыре началось новое, на этот раз грандиозное строительство — началось возведение Троицкого собора. Проект собора разработал архитектор польско-немецкого происхождения Иоганн (Ян)-Баптист Зауэр. Он же руководил строительными работами.
Троицкий собор в Чернигове является одним из моих любимых храмов, поэтому хочу немного рассказать о его создателе, ведь сведений о нем в Интернете не так уж и много.

Монастирська дзвіниця

Прежде всего, имя архитектора можно связать со значительным ошибкой — с советских времен его стали называть Иоганн Баптист. Таким образом вторая часть имени зодчего превратилась в фамилию, а фамилия забылась вообще. Интересно также, что эта ошибка привела к появлению двух архитекторов — Яна Зауэра (или Заора) и Иоганна Баптиста. Один строил до 1675 года, другой после. Но это один человек.
Родился Иоганн-Баптист в Кракове. Сначала работал в цехе каменщиков, а потом начал частную практику архитектора. К первым известным его зданиям относят монастырское сооружение в польском селе Голомб (гмина Пулавы, Люблинское воеводство).
Позже талантливого архитектора пригласил к себе Великий гетман Литовский Михал Пац. В Вильно (современный Вильнюс) Иоганн-Баптист построил дворец Паца и выдающийся архитектурный шедевр — собор Петра и Павла (завершен в 1671 г.).

С Вильно Зауэр вернулся в Краков, но не надолго, ведь из-за финансового кризиса в Польше должен был искать себе новых заказчиков. Таким заказчиком стал черниговский архиепископ Лазарь Баранович, который пригласил специалиста для проектирования и построения главного храма Троицкого монастыря.
Зауэр был европейским архитектором, поэтому строил собор в стиле модного в то время европейского барокко. Но заказчики хотели украинский стиль, поэтому архитектор приложил немало усилий, чтобы сделать европейское барокко украинским. Прежде всего был выполнен соответствующий внешний декор, а купола сделали грушевидными.
Строительство собора началось в 1679 году. Финансирование осуществлялось черниговской казацкой старшиной, в частности Дуниным-Борковским. Позже строительство финансировал гетман Иван Мазепа. Закончили собор в 1695 году.

Будинок настоятеля

Введенська церква

Почти параллельно со строительством Троицкого собора Зауэр строил Спасо-Преображенский собор этого монастыря, заказчиком которого был гетман Иван Самойлович. Строительство этого сооружения Зауэр закончил также в 1695 году. А умер архитектор в 1700 году.
Из-за многочисленных пожаров Троицкий собор неоднократно реконструировался. 20 век он встречал всего с тремя куполами (главным и двумя над центральным входом). Уже в 80-е годы 20 века после реставрации собору вернули первоначальный вид.

Каплиці-склепи та могила Леоніда Глібова

Еще одной выдающейся постройкой Троицко-Ильинского монастыря является колокольня. Ее построили вместе с монастырскими стенами и угловыми башнями в формах барокко в 1771-1775 гг. Высота колокольни 58 метров. С верхнего яруса колокольни видно почти весь Чернигов.
В 19 веке был построен дом настоятелей монастыря. Тогда же на территории обители начали хоронить выдающихся (или богатых) жителей Чернигова. Наряду с Троицким собором, слева от главного входа, появились две родовые часовни, а справа — могила выдающегося украинского баснописца Леонида Глебова.
На территорию Троицко-Ильинского монастыря вход бесплатный. Платным является вход в пещеры и на колокольню. Но и то и другое стоит посетить. Посетите. Вряд ли пожалеете.
Текст и фото Романа Маленкова

Иконы Богородицы для Православной церкви представляют огромную ценность, ведь каждая из них содержит в себе не только подкрепляющую силу милости и любви для каждого православного христианина, но и чудотворную силу, которая отвечает на нужды прихожан реальными чудесами. Одной из таких ценностей является икона Божией Матери — Черниговская, которую прозвали в народе Гефсиманской. Она является списком с Ильинского образа Девы Марии по преданию.

История святого образа

Образ Божией Матери Ильинской, хранившаяся недалеко от Чернигова, Украина в Троицком Ильинском монастыре известна множеством чудес. О ней написано много книг и сделано несколько копий, причем чудодейственная сила оригинала проявилась в каждой из них.

Икона Богородицы Черниговская-Гефсиманская

Черниговская-Гефсиманская копия была создана в XVIII веке, при этом автор ее неизвестен. По преданию, ее написал один из монахов Киево-Печерской Лавры, а после передал в дар священнослужителю Иоанну Алексееву. Священник однажды подарил ее девушке Александре Филипповой, после того, как она получила исцеление от святого образа по трепетной и жаркой молитве на протяжении нескольких дней. Александра, в свою очередь, в 1852 году подарила икону Троице-Сергиевой Лавре.

Наместник Антоний решил поместить икону в новом храме, который был назван в честь святого Архангела Михаила и освящен в 1851 году. Черниговско-Гефсиманская икона таким образом приняла в себя множество благословений и впитала в себя все соки Православной Русской Церкви.

По преданию, ее благословляли множество святых:

  • Антоний Печерский;
  • преподобный Сергий Радонежский со своими родителями;
  • монахи Кирилл и Мария;
  • подвижники XIX века.

Будучи настолько благословенной, Черниговско-Гефсиманская икона Богородицы проявила свои чудодейственные силы.

Первое чудо, которое было официально зафиксировано, произошло в сентябре 1869 года, когда полностью была исцелена Фекла Адрианова от полного паралича. Она провела месяц в Лавре и была полностью исцелена. Об этом есть записи не только в летописях Лавры, но и в записках митрополита Московского, который лично беседовал с Феклой.

Читайте еще о чудотворных иконах:

  • Чудотворная икона Богородицы «Милостивая»
  • Чудотворные иконы Афона
  • Икона Богородицы «Песчанская»

В том же году в Гефсиманский скит приехал святитель Иннокентий и слезно молился перед иконой, во время исполнения благодарственного молебна в ее честь. В этом же месяце произошло еще несколько чудес по молитвам к иконе. Началось паломничество к реликвии и толпы нуждающихся и больных христиан шли в скит для молитвы.

На заметку! До начала XX века было зафиксировано монахами скита более 100 чудес.

Монахи скита крайне почитали драгоценный образ и ходатайствовали Священному синоду о выделении дня празднества, которое было назначено первоначально на 16 апреля. Но затем дата была перенесена на 1 сентября. Сегодня в Троице-Сергиевой Лавре находятся списки с драгоценного образа Черниговско — Гефсиманской иконы.

Икона Богородицы в Гефсиманском Черниговском Ските

Сам оригинал был перенесен в московский храм в 1922 году, поскольку Гефсиманский скит закрыли коммунисты. Но и новое место пребывания реликвии долго не простояло — в 1938 году храм был закрыт, а драгоценные образа сожжены.

Черниговско-Гефсиманская икона была чудесным образом спасена христианской семьей. Но после этого след образа теряется, и он до сих пор не найден.

На заметку! Список сегодня можно увидеть в Троицком соборе, но монахи молятся о возвращении оригинального изображения.

Описание иконы

Икона относится к типу Одигитрия — Богородица изображена с Христом на руках в царских одеяниях. Этот тип иконы говорит о величественном статусе Богородицы и ее высоком положении в небесной иерархии.

На головах у Девы Марии и Христа — царские короны, которые выполняют роль символа Царствования. Младенец Христос благословляет всех с рук Матери перстом, направленным к смотрящим. Образ написан на полотне небольшого размера в ярких золотых красках, которые как бы дополняют царственный образ Матери и Младенца.

В чем помогает образ

Христиане, приходя к образам Богородицы с разными нуждами, верят, что Матерь Божья сможет защитить и помочь, ведь у нее любящее и сострадающее материнское сердце.

Икона Пресвятой Богородицы Черниговская-Гефсиманская

О чем можно молиться Черниговско-Гефсиманской Божьей Матери? Она помогает в следующих случаях:

  • спасение родительских душ;
  • спасение и благопристойный образ жизни детей;
  • благополучное замужество;
  • спасение собственной души;
  • помощь в испытаниях и трудностях;
  • борьба с тяжелыми болезнями;
  • исцеление от паралича, слепоты;
  • сила противостоять искушениям и грехам.

Важно! Каждый верующий может молиться Богородице и простить ее о милости. Стоит лишь помнить, что вся милость — от Господа и Матерь Божия лишь ходатайствует за людей. Важно приходить к ней с открытым и чистым сердцем, читая молитву к священному образу.

Читать молитвы можно каждый день во время регулярного утреннего и вечернего молитвенного правила, но обязательно следует вспоминать Богородицу в день ее памяти — 1 сентября. В этот день также можно совершить паломничество в Троицкую Лавру.

Молитва перед иконой Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская»

О, Небесная Владычица, Святая Мать и Царица Небесная, умоляем, услышь и спаси меня, раба грешного (ваше имя). Избавь жизнь мою от напрасной лжи, зла, различных бедствий, напастей, внезапных смертей. Помилуй жизнь мою в часы утренние, вечерние и ночные. Пусть каждый час, прожитый на земле, пройдет под Твоим покровительством. Сохрани меня спящего, сидящего, лежащего и идущего и словно покровом милостью своей укрой. Только ты, Царица Небесная, — крепкая и нерушимая стена, разделяющая меня и сети дьявольские, так не позволь мне погрязнуть в этом. Защити душу мою и тело мое от врагов видимых и невидимых, словно щит, укрой меня. О, Владычица и Госпожа, сохрани меня от смерти напрасной и подари мне смирение до конца дней моих. Лишь Ты — хранительница наша и надежда всякого верующего. К Твоим ногам преподаем, не отвернись от нас, избавь от бед и страданий. Пусть во веки веков ты будешь воспета и благословенна. Аминь.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери

Празднование 1/14 сентября

Обитель иноков. Сюда
Пришли мы помолиться.
И здесь от горя и труда
Хотим на час забыться.

Идем в пещерный Божий храм,
Где у святой иконы
Отрадно волю дать слезам,
Земные класть поклоны.

Владычица Небес глядит
Любвеобильным взором
И как бы хочет всех покрыть
Чудесным омофором…

Эти бесхитростные, но искренние строки были написаны в день ангела великого старца Варнавы Гефиманского, спустя шесть лет после его кончины – происшедшей прямо во время его коленопреклоненной молитвы в алтаре. Принадлежат они иеромонаху Ефрему, духовнику Черниговского скита, расположенного в получасе ходьбы к востоку от Троице-Сергиевой лавры. До недавнего времени о Гефсиманском и Черниговском скитах, отделенных друг от друга лишь водной протокой, не упоминалось ни в одном путеводителе, а экскурсоводам не разрешалось рассказывать о них: территорию самого Гефсиманского скита и доныне занимает секретный военный НИИ.

Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров.

Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении» Гефсиманского скита лавры, просияла новая чудотворная – Черниговско‑Гефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу.

Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве пред сим образом, и с того времени только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от Черниговской‑Гефсиманской иконы.

С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой: Чернигово‑Елецкий, Чернигово‑Ильинский, Чернигово‑Гефсиманский. Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное). Как сообщает Нестор‑летописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник Черниговско‑Елецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII столетия после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.

В 1658 году инок черниговского Ильинского монастыря Геннадий написал новый образ Черниговской, принадлежащий к типу Одигитрии и прославленный многими чудесами. О двух повествуют надписи на его окладе: «Чудодейственное течение слезное на оном честном образе видимо было 1662 год с 16 по 24 число апреля» и «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему Чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Празднование этому изводу Черниговской, пребывавшему в Троицком соборе Троице‑Ильинского монастыря в Чернигове, совершается трижды в год – в Троицын день, 16 апреля и в день Ильи‑пророка.

Еще в 1658 году список с этой иконы был взят в Московский Кремль в патриарший собор Двенадцати Апостолов.

Черниговско‑Гефсиманский образ по размерам больше первообраза и написан на полотне. Он был вкладом в «пещерное отделение» (где иноки начали селиться спустя три года после основания самого Гефсиманского скита в 1844 году) девицы Александры Филипповой, сделанным в 1852 году.

По толкованию современного богослова о. Александра Мумрикова, на этой иконе Очи Приснодевы, обращенные к Отцу, обращают к Нему же и человеческий разум, и тем самым «здесь, у Палаты Духа Святого, дышит Живоначальная Троица во всей своей полноте». И Пречистая и Младенец, восседающий на Ее левой руке – в царских венцах.

В Гефсимании на Святой земле окончился земной путь Пречистой, это место ее славного Успения, слывущего второй Пасхой – этот праздник установлен еще современниками Богородицы, самими апостолами, и продолжается девять дней, с 15 по 23 августа по христианскому летоисчислению.

Успенских храмов в православном мире неичислимое множество; Гефсиманий же на русской земле в силу особой святости этого понятия было очень немного. Престольным праздником в них считается не самый день Успения Богородицы (15 августа), а день Ее Вознесения на небо, отмечающийся 17 августа. Только в этот день на территорию Гефсиманского скита допускались женщины; нижняя же подземная церковь была посвящена Гефсиманскому молению Спасителя, и ее храмовым праздником была вся Страстная Седмица.

Сама же чудотворная пребывала в пещерном храме во имя Михаила Архангела под величественным краснокирпичным храмом Черниговского скита.

Аналогичной по устройству была «Гефсимания» в пустоши Лариной при сельце Воронине в двух верстах от Зарайска (тогда Рязанская губерния, ныне Московская область), где в мае 1909 года была открыта женская община с подземным храмом Успения, над которым уже в годы Первой мировой войны строился храм Ее Вознесения (по замыслу будущего святителя‑мученика, епископа Арсения (Жадиновского)).

Еще одна и тоже недостроенная Гефсимания располагалась между трапезным храмом и Успенским собором «Пречистой на Горицах», ‑ Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Задуманная в подражание подмосковному Новому Иерусалиму и строившаяся теми же мастерами, которые восстанавливали там после пожара Воскресенский собор, величественное барочное здание этой Гефсимании простояло до 1880‑х, когда было по ветхости разобрано.

Но только в Гефсимании близ Троице‑Сергиевой лавры вплоть до 1928 года продолжались богослужения и теплилась иноческая жизнь; затем скит был разогнан и его братия, все еще значительная (ведь именно сюда перешли насельники закрытой в 1919 году и отданной под армейское электротехническое училище Лавры), разошлась кто куда сумел, а последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 1950‑х.

Бывшее же «пещерное отделение» еще в 1893 году получило статус самостоятельного Черниговского монастыря. Тогда здесь был освящен новый Черниговский собор и выстроена огромная, не уступающая по высоте лаврской колокольня, видимая издалека, уже с железнодорожной станции Сергиев Посад. Еще в 1891 г. здесь был погребен инок Климент, в миру – Константин Николаевич Леонтьев, замечательный русский мыслитель и литератор. В 1919 г. по соседству с ним нашел последнее земное успокоение Василий Васильевич Розанов. До 1991 года их могилы пребывали в запустении. Святое же тело «старца‑утешителя» Варнавы (1831‑1906), к которому сюда сходились и съезжались люди изо всех уголков России, по закрытии Черниговского монастыря было перенесено на городское Вознесенское кладбище. Но и это кладбище было закрыто и разорено в 1934 году, и тогда тело старца сумели перенести на Никольское кладбище; однако в 1952 году безбожники добрались и до него, и могилу старца Варнавы в третий раз перенесли, теперь на Северное городское кладбище тогдашнего Загорска. Но как при жизни нес старец Варнава возложенный на него в 30‑летнем возрасте духовным отцом подвиг старчества: «с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях», так и все эти годы к его могилам стекались все новые поколения богомольцев.

Но не забывали православные и первую из его могилок, в самом Черниговском скиту, православные не забывали, хотя попасть на нее было непросто: здесь последовательно находились «колония для уголовного элемента», интернат для слепых, интернат для искалеченных солдат Великой отечественной войны, наконец, ПТУ для детей‑инвалидов. Лишь в 1989 году были возобновлены регулярные богослужения на могилке старца, а летом 1990 в Черниговском скиту возобновилось иноческое общежитие.

После закрытия Черниговского скита в 1922 г. чудотворная была перенесена оттуда в Москву, в церковь Сергия в Рогожской слободе (близ Андроникова монастыря), ‑ по ходатайству рабочих завода «Серп и молот. Там она пребывала до закрытия этого храма в 1938 г. Большинство икон и церковных книг были тогда сожжены во дворе, причем среди них были очень редкие и дорогие ноты, специально изготовленные для местного хора из слепых певчих; как те ни просили пожалеть их и не лишать куска хлеба, уничтожили всё. Однако чудотворная уцелела и была передана в частные руки, в семью подмосковных христиан. Храм Сергия в Рогожской был заново освящен в декабре 1991 г., однако Черниговская сюда не вернулась (местночтимой святыней этого храма стал теперь образ Богородицы «Утоли моя печали», перед которым ежевоскресно читаются акафисты).

Список с Черниговско‑Гефисиманской иконы встречает богомольцев в притворе Троицкого собора лавры, приходящих поклониться почивающим здесь святым мощам Игумена Земли Русской. В самом скиту ежедневно и во всякое время года совершается таинство соборования болящих и страдающих душевными и телесными недугами. Братия и весь народ православный ожидают возвращения в скит и самой чудотворной, и святых мощей местночтимого во многих уголках Святой Руси честных мощей старца Варнавы и возлагают свое упование на Саму Пречистую, как поется в тропаре пред Черниговской Ее иконой:

К Богородице прилежно ныне притецем,
грешнии и смиреннии, и смиренно припадем,
в покаянии зовуще из глубины души:
Владычице, помози, на ны милосердствовавши, потщися,
погибаем от множества прегрешений,не отврати Твоя раби тщи,
Тя бо и едину надежду имамы.

150 лет назад — 1/14 сентября 1869 года совершилось первое чудо исцеления от Черниговской Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы из Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С чудотворного образа было выполнено множество списков, большая часть которых была написана преподобным Германом Зосимовским, день прославления которого также празднуется 1/14 сентября.

Черниговская Гефсиманская икона писана на полотне в XVIII столетии и представляет из себя точный список с Ильинской Черниговской иконы, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в ХI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский.

Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книги, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Черниговская Ильинская икона Божией Матери была пожертвована в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры дворянкой Александрой Григорьевной Филипповой. Отец ее служил в Архангельске, где из-за сурового климата заболел и скоропостижно скончался на пути в Москву.

Александра Григорьевна вместе с матерью и двумя младшими сестрами остановилась близ Хотьковского монастыря. Там мать передала дочерей на попечение знакомой монахини, а сама отправилась в Москву, где сильно заболела и несколько месяцев не могла вернуться к родным. Александра Григорьевна с сестрами в то время проживали в доме священника Иоанна Алексеева, в комнате, где находилась большая писанная на полотне икона Божией Матери Черниговская Ильинская.

Не получая вестей от матушки, старшая дочь усердно молилась перед образом Богородицы. Вскоре мать вернулась совершенно здоровая, и дети увидели в этом чудесную помощь, почувствовали еще большее благоговение к иконе, и на следующий же по приезде день был отслужен благодарственный молебен Божией Матери. Когда семья собиралась в Москву, Александра Григорьевна попросила священника сделать копию иконы, на что он ответил, что передаст сам образ, как только Филипповы устроятся на новом месте. В сентябре 1826 года Александра Григорьевна приняла икону, которая тут же была наклеена на новую парусину и отреставрирована.

В 1852 году было решено поместить икону Богоматери на место, где ее достойно чтили бы и хранили. Александра Григорьевна посоветовалась об этом с наместником Троице-Сергиевой Лавры преподобным Антонием, по благословению которого образ был перевезен в пещерную церковь Гефсиманского скита.

Вскоре началось и чудесное прославление иконы Богоматери. Первое наиболее замечательное и документально засвидетельствованное чудо от Черниговской Гефсиманской иконы совершилось в 1869 году. С тех пор исцеления даруются страждущим, молящимся не только у самого образа, но и перед его списками.

Первое чудо, которым Господу благоугодно было ознаменовать святую икону, совершилось в день церковного новолетия (1 сентября). В тот день исцеление получила крестьянка из Тульской губернии Фекла Адрианова, восемь лет до этого страдавшая от полной парализации. Врачи не могли помочь ей, и больную, по ее просьбе, начали возить по святым местам. Это принесло небольшое облегчение страданий, но только по прибытии в Гефсиманский скит совершилось чудо исцеления.

Когда ее, недвижимую, внесли в пещерный храм Архистратига Божия Михаила, Фекла, по ее признанию, ощутила некий страх, соединенный с радостью. Помогавшие ей поднесли больную к иконе Божией Матери, и тут Фекла громко сказала: «Отпустите меня». До той поры поддерживавшие ее крестьянки с удивлением увидели, как Фекла самостоятельно встала на ноги и тут же пала ниц перед иконой. После горячей молитвы крестьянка снова поднялась на ноги и уже самостоятельно, пусть и поддерживаемая спутницами, смогла подойти приложиться к иным святыням в церкви.

Митрополит Московский Иннокентий, прибывший в лавру к празднику преподобного Сергия, услышав о совершившемся в Гефсиманском скиту чудесном исцелении, пожелал видеть исцеленную, лично беседовал с ней и расспрашивал о ее жизни, болезни и чудесном исцелении силой Богородицы.

На другой день, 26 сентября, святитель прибыл в Гефсиманский скит и повелел совершить перед чудотворной иконой Богоматери молебное пение. С этого времени от иконы Богоматери Черниговской Гефсиманской обильно стали проистекать многочисленные и разнообразные чудотворения. Все эти чудеса засвидетельствованы надлежащим образом очевидцами.

Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу ХХ в. было засвидетельствовано более 100 чудес.

В связи с притоком тысяч богомольцев в скиту был выстроен собор с главным престолом в честь Ильинской Черниговской иконы (1886-1897, освящен в 1893), где был поставлен список чудотворного образа. Для иконы изготовили серебряный золоченый венец с драгоценными камнями; серебряный оклад и пелена к святыне были пожертвованы в благодарность за исцеления. Перед иконой горели десятки лампад, пожертвованнные богомольцами.

С чтимого образа было выполнено множество списков, некоторые из них также прославились чудотворениями. Большая часть таких списков была создана в скиту схиигуменом Германом (Гомзиным). Иконы его работы находились в Санкт-Петербурге, Саратове, Чернигове, в часовне преподобного Сергия Радонежского у Ильинских ворот в Москве, в Иерусалиме, на Афоне.

Преподобный Герман Зосимовский (Гомзин) — схиигумен, постриженник Черниговско-Гефсиманского скита, в 1897 году назначен строителем Смоленской Зосимовой пустыни. При нем был не только создан архитектурный ансамбль обители, собралось около 100 человек братии, но был насажден дух старчества, который принес пустыни в начале XX в. славу «Северной Оптиной». Преподобный Герман посещал Стефано-Махрищский монастырь, совершал здесь богослужения, а в 1909 году был кратковременно переведен в Махру настоятелем. В настоящее время в приделе во имя прмчц. вел. кн. Елизаветы Стефановского храма Махрищской обители находится икона прп. Германа с частицей святых мощей.

До 1922 г. икона пребывала в скиту, затем была перенесена в церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Москве. После закрытия храма в 1938 г. ее судьба неизвестна.

В Троице-Сергиевой Лавре хранились 3 списка чудотворного образа: в притворе Троицкого собора (ранее стоявший в церкви в честь Ильинской Черниговской иконы в скиту), в трапезной церкви преподобного Сергия Радонежского и в монастырской трапезной (с изображениями предстоящих святителя Василия Великого и священномученика Антипы Пергамского). 13 сентября 2004 г. первый из упомянутых списков был возвращен в возрожденный в 1990 году Гефсиманский скит.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской, глас 5

Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Мати Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему: се бо, грехми погружаеми и скорбми обуреваеми, взирающе на Твой образ, яко живущей Ти с нами, приносим смиренная моления наша, не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства и утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждших, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежныя. Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

по материалам из открытых источников