Что значит поклоняться богу

О поклонении в духе и истине

В календаре нашей Православной Церкви нынешнее воскресенье, пятое по Пасхе, называется неделей о самарянке. Уверен, что многие из вас задавались вопросом: а кто такая эта самарянка? Как она смогла стать такой знаменитой, когда даже осталось неизвестным ее имя? Кто эта анонимная современница Спасителя, чтобы из десятков, сотен тысяч таких же безымянных Его современников упоминали именно ее? Что она сделала, чтобы войти в историю и чтобы ее поминали на протяжении целых столетий и даже посвятили особый день в церковных святцах?

Кто эта женщина, конкурирующая с самим Александром Македонским и Цезарем? Кто такая эта самарянка, о которой пишут целые книги и проповедуют в церкви? Нет такой книги, посвященной христианской экзегезе, в которой ее не упоминали бы. Кто эта самарянка, которую изображают величайшие художники мира? Кто такая эта самарянка и что она сделала, чтобы заслужить такое место не только в календаре, но и на стенах наших храмов?

Чтобы понять это, нужно вернуться немного назад, в атмосферу той встречи, благодаря которой она и вошла в историю и таким образом дошла до нас.

<…>

С самарянкой Спаситель совершил первую христианскую катехизацию.

В случае с самарянкой Спаситель совершил первую христианскую катехизацию. Он научил ее о Боге. Сказав, что Богу нужно поклоняться в духе и истине, Он уточнил: потому что «Бог есть дух». А значит, Он нематериален, не имеет человеческого образа и измерений человека с его потребностью есть и пить. Это был способ сказать ей, что наступил момент, когда то, что дано было знать древним в соответствии с их менталитетом и что привело к культу, выраженному в материальных жертвах, теперь надо превзойти. Нужно шагнуть на более высокую ступень понимания Бога и должного поклонения Ему – поклонения в духе и истине, а не посредством форм и жертв.

Теперь важным становилось именно то, что раньше было вторичным и совершенно игнорировалось, а именно сердце, душевное состояние, правда и истина, остававшиеся в тени обрядов, молитв и жертв. Это была подлинная духовная революция. Поэтому неудивительно, что привыкшие к старому никак не могли принять нового. Они не могли понять этого радикального изменения векового менталитета и традиций.

Впрочем, именно попытка изменить их и стоила Христу жизни. Нет ничего труднее, чем борьба с традициями, вошедшими в сознание народа, даже если они уже становятся абсурдными и теряют свой изначальный смысл. Только ценой жертв можно победить старое новым, иррациональное – рациональным.

Еще Спаситель сказал самарянке, что Бог обитает повсюду, а не только в Иерусалиме или на горе Гаризим, и, будучи повсюду, видит и знает всё. Он сказал еще, что Бог, будучи Духом, бессмертен. Затем научил ее, какими должны быть отношения между людьми и Богом, сказал, что они должны устанавливаться посредством молитвы, а молитва должна совершаться в духе и истине.

Но поняла ли самарянка это выражение – в духе и истине? Может, и поняла, хоть ей и трудно было это понять и она спрашивала, как такое возможно. Это словосочетание так глубоко и обладает такой высокой концентрацией, какая была бы у звезды, если ее сжать до размеров мяча, но при этом она сохраняла бы свой вес.

Мы тоже понимаем это выражение, но, думаю, немногие из нас смогли бы объяснить его более-менее адекватно на словах, передать его таким парафразом, который не исказил бы его сути. И это еще одно доказательство в пользу того, что это выражение не могло быть придумано ни самарянкой, ни повествователем-евангелистом. Они стали бы объяснять его. А услышав от Христа, передали его так, как услышали, не разворачивая его, не пытаясь его объяснить. Святой Иоанн, приведя его, тут же останавливается (см.: Ин. 4: 24).

Однако это не означает, что его невозможно объяснить и что мы не знаем, о чем тут идет речь. Наше замечание касается только способности Автора этого выражения сконцентрировать в двух словах то, для объяснения чего потребовалась бы целая книга. В этом нам легко будет убедиться, если мы проведем такой эксперимент: рассядемся по двое или по несколько человек и постараемся объяснить друг другу, что значит поклоняться в духе и истине. Думаю, нам не очень легко будет ответить на это сразу: хоть нам и кажется, что все мы знаем, о чем идет речь, но когда нужно изъясниться с помощью слов, это становится затруднительно.

Я не случайно остановился на этом моменте. После бесчисленных дискуссий на эту тему я пришел к выводу, что отсюда может возникнуть очень много недоразумений. И вот над несколькими из этих недоразумений я хотел бы, чтобы мы с вами задумались сейчас вместе.

Одни говорят: «Надо поклоняться Богу без всякой формы…» Другие: «Поклоняться надо в добром сердце». Кто же верно толкует слово Спасителя?

Одни говорят: «Надо поклоняться Богу в духе, то есть без всякой формы, без праздников, поста, обрядов, священников, без богослужебных облачений, не крестясь, к примеру, не преклоняя колен, не посещая церковь». Другие говорят: «Поклоняться в духе значит поклоняться в добром сердце, с чистой совестью, в правой вере, прощая тех, кто обидел нас, раскаиваясь всем сердцем, решившись делать добро по мере своих возможностей, любя всех людей, даже врагов, молясь о других».

Какая же из этих двух интерпретаций верно толкует слово Спасителя? Кажется, что и та и другая. А на самом деле те, кто выбирает первое толкование, заблуждаются, потому что они выхватывают отдельные тексты Священного Писания в изолированном виде и упускают из виду аспекты, которые объясняются другими местами Священного Писания и учением Спасителя.

Разве те, кто отказывается от крестного знамения, не знают, что святой Павел осудил «врагов Креста Христова» (Флп. 3: 18)? Знают, но эти толкователи, желающие удержать на плаву свои «церквушки», которые отпали от евхаристического общения с единой, Святой и Соборной Церковью, а значит, руководствующиеся своими собственными интересами, извращают всё это, чтобы нанести удар по Церкви Христовой, прикрываясь тем, что они, дескать, предлагают другую, лучшую церковь. А в конце концов почти всё, что они отрицают в Православной Церкви, они вводят у себя в другой форме, противореча собственному учению и вводя в заблуждение наивных людей, – только бы показать себя сведущими и ловкими в спорах.

Они, конечно же, избегают слов святого Павла, который увещает: «Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушателей» (2 Тим. 2: 14). Таковые «только имеют вид благочестия, силы же его отреклись. Таковых удаляйся» (ср.: 2 Тим. 3: 5).

Они не признают священников, но поставляют у себя пасторов; не признают храмов, но открывают свои «молитвенные дома» совсем такие же, как храмы; не признают наших облачений, но придумали себе другие; не признают традиционных богослужений, но составили другие со сходным обрядом. Всем этим они в действительности могут прельстить только слабых разумением и со всей очевидностью свидетельствуют, что не дух истины руководит ими, а иной дух – гордыни, тщеславия и желания властвовать.

Таковым подходит слово: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15: 8). Большинство из них исполнены одного лукавства, а у кого имеется неподдельное рвение, у тех нет рассудительности (см.: Рим. 10: 2).

Истинное толкование выражения «в духе и истине» состоит в том, что все внешние формы приобретают ценность, только когда заполняются добрым сердцем, любовью, великодушием, жертвенностью ради блага другого, внутренней переменой, желанием измениться к лучшему, отказом от осуждения ближнего, от пустословия, смирением, пребыванием в Церкви Христовой, зиждущейся на основании апостолов и доныне воздвигаемой по апостольскому преемству, в нашей Православной Церкви.

В Ветхом Завете фарисеи были теми, кто кричал на людных площадях, что они «другие». Точно так же поступают сегодня и наши сектанты. Они как будто явились из притчи о мытаре и фарисее!

Изобретают другие формы, лишь бы отличиться, и делают акцент именно на формах, выдуманных ими.

Изобретают другие формы, лишь бы отличиться, и делают акцент именно на формах, выдуманных ими, а не на духе и истине. У нас имеются свои традиционные формы, не нами придуманные, а идущие от Самого Спасителя и апостолов и имеющие опыт 2000 лет. Мы считаем, что находиться в духе и истине можно только в этих традиционных формах, библейских, удостоверенных и гарантированных 2000-летним опытом Православной Церкви. Разумеется, эти формы сами по себе не действуют и не спасают, но и без них мы тоже не можем спастись, потому что с их помощью мы выражаем свою веру и поклонение в духе и истине.

Новый Завет – «не буква, а дух, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3: 6). Посредством буквы воспринимают пустую форму, используемую без духовного смысла, ради нее самой, как если бы спасение стяжалось только одной формой. Что странно – так это то, что протестующие против традиционных форм Православной Церкви не отказываются от форм вообще, а изобретают новые, лишь бы казаться другими.

В случае отшельничества, изолированности от мира и организованной Церкви – но только в этом случае – поклонение в духе и истине может приобретать особые формы. И вот притча, иллюстрирующая это.

Трое юношей, спасшихся после кораблекрушения, выбрались на необитаемый остров. Корабль затонул, и они организовали свою жизнь, как смогли, имея самое необходимое. Они не знали ни одной молитвы. Знали только, что Бог есть Троица, и потому придумали такую простую молитву: «Трое вас, трое нас, помилуйте нас».

Всю свою жизнь, до 90-летнего возраста, они творили эту молитву. И вот однажды случайно приплыл туда один корабль, и на нем был епископ. Заметив признаки жизни на острове, хотя на картах указывалось, что он необитаем, пассажиры сошли с корабля и обнаружили там трех старцев, поседевших от времени и ожиданий.

Епископ спросил их, какие молитвы они знают, и они ответили:

– Мы знаем только одну простую молитву, составленную нами же, потому что когда наш корабль потерпел крушение, мы были не очень религиозно подготовленными.

И привели ему текст своей молитвы. Епископ сказал им, что этого недостаточно и им грозит опасность лишиться спасения. Посоветовал им выучить хотя бы молитву Господню, «Отче наш». Он обучил их молитве «Отче наш», а корабельщик предложил им вернуться домой, в свои страны. Но они не захотели. Они были уже слишком стары и привыкли жить там, на своем острове.

Вдруг пассажиры с изумлением увидели наших трех старцев, шедших к кораблю по воде, как по суху.

И вот корабль покинул их остров. Однако не успел он пройти и дневного пути, как вдруг пассажиры с изумлением увидели наших трех старцев, шедших к кораблю по воде, как по суху. Командир остановил корабль, и епископ спросил их:

– Что с вами? Вы что, передумали? Хотите вернуться в свои страны?

– Нет, – ответил один из них, – мы просто забыли половину той молитвы, которой ты учил нас, и боимся, что останемся без спасения, как сказал ты, святость твоя. До середины помним, а дальше нет.

И тогда епископ понял, что эти люди уже не нуждаются ни в какой молитве кроме той, которую знали. То была молитва в духе и истине, потому что они обращались к Богу от чистой души, со всецелой верой, всеми силами своей души. Только так можно объяснить полученный ими дар хождения по воде как по суху.

И тогда он сказал им:

– Возвращайтесь назад и продолжайте творить свою молитву, спасайтесь о Господе и молитесь о нас!

Притча эта говорит сама за себя. Эти люди находились в поклонении в духе и истине.

Но, конечно, они находились в особых условиях. А мы живем посреди мира, поэтому нуждаемся в школах, чтобы учиться, в больницах, чтобы лечиться, в одежде и фабриках, производящих ее, в электричестве и электростанциях, в книгах и типографиях, а еще до них – в авторах. Также мы нуждаемся и в некоторых условиях, чтобы выражать свое отношение к Богу и евхаристическую связь между нами в смысле учений, переданных нам Спасителем.

Эти трое людей тоже выражали себя по-своему, сообща. Они стали как один человек и стяжали одинаковый дар. В этом смысле эти трое людей служат хорошим примером для нас, и притча эта касается не только одних отшельников!

Молитва в духе и истине – это молитва того, кто не пытается обмануть ни себя, ни Бога.

Молитва в духе и истине подобна молитве мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!» – который, когда обращается к Богу, не судит соседа, не сравнивает себя ни с кем, не оправдывается. Это молитва того, кто прежде чем отправиться в церковь, как говорит Спаситель, сначала идет и мирится с тем, перед кем виноват или с кем находится в размолвке. Молитва в духе и истине – это молитва говорящего Богу правду, когда он беседует с Ним, например когда говорит: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Он в этот миг прощает всех обидевших его и не помнит зла.

Это и есть молитва в духе и истине – молитва того, кто не пытается обмануть ни себя, ни Бога. Ведь того, что он говорит, не может знать никто, кроме духа человека и Духа Божия! Поэтому она – в духе и истине.

Этой молитве и научил Спаситель самарянку из сегодняшнего Евангелия. И вот благодаря тому, что она беседовала со Спасителем, она стяжала благодать быть поминаемой до наших дней. И память ее будет жива во веки веков.

Христианское предание сообщает нам, что эта женщина покаялась, стала одной из учениц Господа и проповедовала Его учение до самой смерти. И это не что-то невозможное, ведь она начала свою проповедь, когда только ушла от колодца и, придя в свое село, сказала: «Я видела Того, Кто, может быть, Мессия!».

Итак, вот почему самарянка вошла в историю. Она на протяжении столетий оставалась свидетельницей самого важного учения, переданного, без сомнения, и для нее. Но учение это не было адресовано ей одной, она лишь послужила поводом, учение это обращено ко всем нам. И самое важное, что мы должны здесь запомнить, – это призыв Спасителя поклоняться Ему в духе и истине.

Нам не трудно понять, если мы связаны с Богом в духе и истине, в искренности, смирении, простоте, великодушии, доброте, что всё это воздействует на нашу душу, но это отражается и на жизни нашего ближнего, на жизни общества, на жизни того мира, в котором мы живем. Потому что, по сути дела, Бог хочет, чтобы мы, молясь Ему в духе и истине, творили мир, который будет миром Духа и Истины.

Как христианам в духе и истине поклоняться Богу

Господь Иисус сказал: «Когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23-24). Господь требует, чтобы мы поклонялись Богу в духе и истине, ибо только так мы можем обрести Его одобрение. Но что именно подразумевает поклонение Богу в духе и истине? Некоторые братья и сестры верят, что усердная молитва и чтение Библии каждый день — это поклонение Богу, другие верят, что посещение собраний вовремя и посещение церкви каждую неделю — это поклонение Богу. Третьи верят, что труд, работа, жертва и посвящение себя Господу — это поклонение Богу и так далее. Есть много способов практиковать поклонение Богу, но поклоняемся ли мы Ему в духе и истине? Одобряет ли Бог такую практику? Давайте побеседуем об этом.

1. Практикуем ли мы истину или придерживаемся правил и ритуалов?

Хотя мы можем молиться, читать Библию и петь гимны каждый день, ходить в церковь, славить Господа и слушать проповеди каждую неделю с того момента, как мы начинаем верить в Господа, входят ли такие внешние практики в поклонение Богу в духе и истине? Мы можем вспомнить, что когда женщина-самарянка спросила Господа Иисус, где она должна поклоняться Богу, Господь Иисус ответил ей: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21, 23-24). Господь Иисус ясно рассказал людям о Божьей воле и требованиях: неважно, где человек поклоняется Богу, человек не должен соблюдать какое-то правило или церемонию, он должен поклоняться Богу в духе и истине. Это также наш принцип практики для поклонения Богу. Но чаще всего мы устремляем наши усилия на внешние практики. Мы стараемся молиться чуть дольше, говорить чуть больше. Мы читаем стихи в Библии снова и снова, пытаясь запомнить их. Мы посещаем церковь в любую погоду, в ветер и дождь, в жару и стужу, мы организуем различные мероприятия, ставим различные представления, чтобы славить Господа, мы всегда участвуем с позитивным отношением и так далее. Снаружи кажется, что мы тратим так много усилий и платим высокую цену, чтобы славить Господа, что мы много страдаем, но сколько раз мы рассказываем о том, что в нашем сердце, когда мы молимся Богу? Сколько раз во время чтения Библии, пения гимнов или посещения церкви и слушания проповедей мы прикладываем усилия, чтобы быть ближе к Богу и размышлять над словами Господа? Как часто, когда мы поклоняемся Господу, мы ищем волю Господа и понимания Его слов? Некоторые братья и сестры практиковали таким образом много лет, но они все равно не понимают истину, не имеют познания Господа, и когда с ними что-то происходит, они все равно часто грешат и живут в рабстве и узах греха. В этом мы сталкиваемся с серьезной проблемой, состоящей в том, что большую часть времени мы проводим в молитве, чтении Библии, хождении в церковь и слушании проповедей, мы просто исполняем пустые действия. Мы по-настоящему не поклоняемся Богу в духе и истине, мы не практикуем истину, чтобы угодить Богу. Как бы хорошо мы ни соблюдали эти внешние практики, Бог не одобряет это.

Итак, как мы можем поклоняться Богу в духе и истине, когда мы молимся или читаем Библию? Давайте прочитаем отрывок из Божьих слов вместе. Божьи слова говорят: «Смысл настоящей духовной жизни заключается в том, чтобы проводить свою жизнь перед Богом. Когда вы молитесь, то можете успокоить свое сердце перед Богом, и через молитву искать просветления Святого Духа, знать Божьи слова и понимать Божью волю. Когда человек ест и пьет слова Божьи, для него становится более понятным и прозрачным все то, что Бог хочет сделать в текущий момент, он может обрести новый путь практики и не придерживаться старого, чтобы все то, что человек практикует, служило цели достижения прогресса в жизни. Так же, как и смысл молитвы заключается не в том, чтобы сказать несколько приятных слов или выплакаться перед Богом, создавая видимость признательности, но скорее для того, чтобы упражнять свой дух, чтобы усмирить свое сердце пред Богом, искать во всем водительства, чтобы сердце стало таким сердцем, которое ежедневно влечет новый свет, и чтобы вы не были пассивны или ленивы, и могли встать на верный путь претворения в жизнь Божьих слов» («О нормальной духовной жизни»).

Божьи слова показывают нам путь практики. Когда мы молимся, мы должны быть внимательными, чтобы обращаться к Богу от сердца, говорить искренне, доверять Богу наши практические трудности и реальное состояние. И когда мы читаем Библию, поем гимны, ходим в церковь и слушаем проповеди, наши сердца должны всегда быть устремлены к поиску истины, поиску просвещения и озарения Святым Духом, размышления над Божьими словами, чтобы мы могли понять Божью волю через Его слова, познать Бога, иметь путь практики и вхождения. Только это означает поклонение Богу в духе и истине. Если мы часто практикуем это, мы испытаем постоянный рост в жизни.

2. Посвящаем ли мы себя Богу ради любви к Нему и угождения Ему?

Начав верить в Господа, многие братья и сестры оставляют все и посвящают себя Господу, исполняют свои задачи посреди великого сопротивления. Некоторые часто дают приношения, кто-то уделяет время распространению Евангелия, кто-то проповедует везде, где бы ни был, кто-то оставляет свой брак и начинает служить Господу до конца дней… Многие братья и сестры верят, что таково поклонение Богу в духе и истине. Но задумывались ли мы когда-либо, платим ли мы такую цену, чтобы любить Господа и угождать Ему? Если мы внимательно подумаем над этим, хотя мы трудимся и проповедуем Евангелие для Господа, иногда мы все равно выставляем себя напоказ и свидетельствуем о себе, представляя Библию, чтобы обрести уважение и поддержку других, чтобы утвердить собственное положение и образ. Хотя некоторые братья и сестры забывают о себе, посвящают себя полностью, трудятся и работают, они обладают многими пороками, они делают эти ради обретения наград и венцов, чтобы им насладиться благословениями небесного царства… Мы видим, что мы платим цену и посвящаем себя не искренним сердцем, не ради Божьего бремени или для угождения Божьей воле, но мы трудимся, проповедуем Евангелие, лишаем себя чего-то и посвящаем себя ради угождения собственным эгоистичным желаниям. Мы боремся ради собственного положения и будущего. Это не поклонение Богу в духе и истине. Платить цену и посвящать себя таким образом означает вести торговлю с Богом, это не может быть одобрено Господом. Господь Иисус сказал: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22-23). Господь осудил людей, которые проповедовали и трудились для Него, назвав их людьми, делающими беззаконие. Это потому, что они не поклонялись Богу в духе и истине, они не посвящали себя Богу искренне. Напротив, они желали работать для Господа в обмен на награды и благословения. Они боролись и трудились ради собственного окончательного места назначения, ради славы, богатства и статуса. В конце концов они не только не получили одобрения Господа за уплаченную ими цену, наоборот, они были осуждены Господом. Например, фарисеи того времени. Многие поколения они читали Писание и посещали храм в любую погоду, чтобы поклониться Богу Иегове. Они шли землей и морем, чтобы распространить Евангелие Иеговы, посвящали себя, оставляя свои семьи и дела, много страдали. Но что бы они ни делали, не было сделано ради любви к Богу или ради угождения Богу. Напротив, все делалось ради их собственного положения и благосостояния. Когда Господь Иисус пришел совершить Свою работу, они отлично знали, что труд и слова Господа Иисуса имеют власть и силу, что все это исходит от Бога, но они не стремились к этому и не исследовали это. Вместо этого они заключили Господа в рамки своих собственных представлений и концепций, веря, что человек, которого не называют Мессия, никак не может быть Богом. В частности, когда они увидели растущее число простых людей, последовавших за Господом Иисусом, они испугались, что никто больше не будет следовать за ними, что их положение и благосостояние не выдержат. Поэтому они сделали все возможное, чтобы напасть на Него, осудить Его, обвинять, поносить Его, пока наконец не распяли Господа Иисуса. Отсюда мы видим, что фарисеи не поклонялись Богу в духе и истине. Они казались благочестивыми снаружи, но их сущность была лицемерной и обманчивой, поэтому Господь Иисус осудил их: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» (Мф. 23:13).

Господь Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37). Бог требует, чтобы мы стремились любить Его, чтобы, когда мы посвящаем себя Богу и занимаемся трудом для Бога, мы делали это на основании любви к Богу и угождения Богу. Мы должны искренне помнить о Божьем бремени и угождать Его воле, освободиться от любого осквернения или личной выгоды, делать это не ради получения благословений или венца — только тогда это будет поклонение Господу в духе и истине. Например, как Петр. После воскресения Господа Иисуса Он спросил Петра три раза: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?.. паси овец Моих» (Ин. 21:16). Из Его вопроса Петр понял требования Господа и задачу, которую доверил ему Господь: стремиться стать тем, кто любит Бога и угождает Ему, делать все возможное, чтобы пасти овец Божьих, исполнять поручение Божье. Задача, доверенная Петру Господом, была запечатлена на его сердце, и позже в своей работе он еще больше стремился любить Бога и угождать Ему всем своим сердцем и душой. Он распространял Евангелие Господа везде, он свидетельствовал слова Господа и Его волю еще большему числу людей. В своей работе он превозносил Господа и свидетельствовал о Нем. Он вел своих братьев и сестер, используя истину, которую понимал. Он привел их всех к Господу и научил их почитать Господа превыше всего. Более того, когда Петр столкнулся с гонениями и сопротивлением, он смог поклясться в верности Господу до смерти, чтобы в конце отдать все, что у него было, даже свою жизнь, ради Господа. Он был распят головой вниз, неся свидетельство своей высшей любви к Богу и своей готовности повиноваться до смерти. Петр поклонялся Богу в духе и истине, он посвятил себя всем сердцем, любящим Бога, а в конце стал тем, кто принес радость Господу, кого Господь похвалил.

Из беседы выше мы видим, что если мы желаем поклоняться Богу в духе и истине, мы должны использовать свои сердца, чтобы приближаться к Богу, искать понимания Божьей воли и требований Его слов, практиковать Божьи слова в повседневной жизни, не придерживаться ритуалов и правил. В то же время мы должны быть способны искренне оставить себя и посвятить себя Богу, не прося ничего взамен, не выставляя условий. Мы должны любить Господа и угождать Ему всем своим сердцем и душой. Так мы можем поклоняться Богу в духе и истине. Только практикуя таким образом, мы можем понять истину и достичь роста в нашей жизни. Только тогда мы получим Божье одобрение за посвящение.

Сяньсинь

Быть не в духе

Смотреть что такое «Быть не в духе» в других словарях:

  • быть не в духе — сердиться, встать с левой ноги, встать не с той ноги, быть не в духах Словарь русских синонимов. быть не в духе встать с левой ноги (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

  • быть недовольным — ▲ чувствовать недовольство кем л. роптать. возроптать. фрондер. фрондировать. выражать свое фе . сердиться. рассердиться. осердиться. сердитый. не в духе. не в духах (прост). серчать. рассерчать. осерчать. иметь сердце на кого л.… … Идеографический словарь русского языка

  • НЕ В ДУХЕ — кто быть, оказаться В плохом настроении. Имеется в виду, что лицо (Х) раздражено, сердито, недовольно и т. п. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х не духе. неизм. В роли именной части сказ. Мочалов остановился у койки: Послушай, Марков,… … Фразеологический словарь русского языка

  • НАУКИ О ДУХЕ — термин, употребляемый с сер. 19 в. и обозначающий примерно то же самое, что и науки о культуре (см. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ ) или идиографическая наука. Выражение «Н. о д.» является переводом термина англ. философии «moral science». К… … Философская энциклопедия

  • евангельские христиане в духе апостолов — евангельские христиане в духе апостолов, одна из церковных организаций пятидесятников на территории бывшего СССравни Относится к группе пятидесятников унитарианцев.Конфессия евангельских христиан в духе апостолов появилась в России раньше других… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • РАССУЖДЕНИЕ О ПОЗИТИВНОМ ДУХЕ — ’РАССУЖДЕНИЕ О ПОЗИТИВНОМ ДУХЕ’ (1844) сочинение Конта. Вышло в виде предисловия к ‘Философскому трактату о популярной астрономии’. Первая часть работы именуется ‘Умственное превосходство позитивного духа’. В ее первой главе Конт размышляет о… … История Философии: Энциклопедия

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе) — В английском языке отсутствует точный эквивалент немецкого слова Geisteswissenschaften [Интересно отметить, что согласно немецким источникам (см., напр.: Философский словарь: Сокр. пер. с нем. М., Иностранная литература., 1961, С. 390),… … Психологическая энциклопедия

  • РАССУЖДЕНИЕ О ПОЗИТИВНОМ ДУХЕ — (1844) сочинение Конта . Вышло в виде предисловия к Философскому трактату о популярной астрономии . Первая часть работы именуется Умственное превосходство позитивного духа . В ее первой главе Конт размышляет о законе интеллектуальной эволюции… … Социология: Энциклопедия

  • РАССУЖДЕНИЕ О ПОЗИТИВНОМ ДУХЕ — (1844) сочинение Конта. Вышло в виде предисловия к Философскому трактату о популярной астрономии . Первая часть работы именуется Умственное превосходство позитивного духа . В ее первой главе Конт размышляет о законе интеллектуальной эволюции… … История Философии: Энциклопедия

  • ИОАНН ПАВЕЛ II — К. Войтыла с родителями. Фотография. Нач. 20 х гг. XX в. К. Войтыла с родителями. Фотография. Нач. 20 х гг. XX в. (18.05.1920, Вадовице, близ Кракова, Польша 2.04.2005, Ватикан; до избрания папой Кароль Юзеф Войтыла), папа Римский (с 16 окт.… … Православная энциклопедия

ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ

Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Иисус Христос

ЕВАНГЕЛИЕ

Иисус Христос (Спаситель)

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе…

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:23,24).

Пророк (Царь) Давид

Поклонитесь Господу во благолепии святыни

Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его. Поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля! (Пс.95:7-9).

Апостол Лука

Возвещение великой радости пастухам

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было (Лк.2:8-20).

Поклонение праведного Симеона

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк.2:25-37).

Святой Макарий Великий

Кто не поклоняется Отцу в духе и истине

Таков есть Новый Завет (Лк. 22:20), таков есть закон Духа (Рим. 8:2) — тот, который начертан в сердцах (Рим. 2:15) и предвозвещен пророками (Рим. 3:21); в этом законе душа приносит плоды праведности (Флп. 1:11) и живет в Боге жизнью вечной. И если кто не принял от Бога благодать, не возуповал и не получил дар Святого Духа, тот отверг волю Божию (Лк. 7:30) и на самом деле отрекся от всех Писаний. Если он не воспринял действия Божиего, то он становится жертвой мечтательных помыслов, будучи чуждым небесной Церкви первородных, не входя в общение с духами праведников, достигших совершенства (Евр. 12:23), и не став вышним Иерусалимом (Гал. 4:26). Такой человек не поклоняется Отцу в духе и истине (Ин. 4:23). В нем не обитает Бог, и он не познал Бога. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Ин. 17:3). Рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:6) и рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (1 Ин. 5:18).

Все водимые Духом Божиим, суть сыны Божии

Подобные люди желают покрыть крышей дом, не заложив фундамента его. Без матери не рождается сын и без плотского соития не производится на свет чадо — так и без рождения от Духа Святого не рождается ни один сын Божий, а не будучи сыном Божиим, никто не входит в жизнь вечную. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8:14). Ибо, строящийся дом нуждается в фундаменте. Его не просто строят на песке, но весь песок вынимают, делают углубление и затем кладут камень в основание, чтобы дом остался незыблемым, когда наступит ненастье, подуют ветры и разольются реки (Мф. 7:24-27; Лк. 6:47-49). А возводящие жилище свое просто на песке всуе трудятся (Пс. 126:1), ибо оно сразу упадет и обрушится. Так и душа боголюбивая, желающая построить дом свой по слову Господа, не возводит его на песке лукавых помыслов греха, но вынимает его и углубляет место для фундамента, отсекая от себя, насколько это возможно, и подобные песку злые помыслы лукавства. И так до тех пор, пока она не найдет твердые и незыблемые помыслы веры Христовой, пока не найдет Христа — истинный камень, который не одолеют врата ада (Мф. 16:18). Подобным образом душа строит дом свой, благодаря благому житию имея чистое сердце, добрую совесть и нелицемерную веру (1 Тим. 1:5), согласно Апостолу. Так она завершает духовное строительство дома Божиего, который чист внутри, а снаружи еще более чист.

Прежде, до того как было явлено это таинство Духа Христова, до Его пришествия и явления, вся красота праведности была внешней: и закон, и обрезание, и очищение, и жертвы, и приношения, и служения. Но с того времени, как явилось спасительное Слово Христово и даровало Дух Святой в сердца людей, слово, написанное не чернилами (2 Кор. 3:3), — с этого времени все обретается внутри: служение стало внутренним от чистой совести и внутренними стали жертвы, ибо Псалмопевец говорит: Воздеяние руку моею — жертва вечерняя (Пс. 140:2). И вообще, Богом взыскуется внутренняя чистота и красота души, а таким образом, и внешнее может быть подлинно чистым, как говорит Господь: Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23:26). Ибо Кто сотворил внутреннее, сотворил и внешнее (Лк. 11:40). Ибо если раньше люди, не имея внутренней чистоты, украшались через праведность закона, то теперь, когда душа, имея в себе истинного Христа, очистилась от мрака, намного более, чем раньше, освящается и украшается также и тело, в полноте своей действительности.

Великая, многоценная и царственная жемчужина, подходящая для царственного венца, принадлежит только царю, и лишь он один может носить ее — другому человеку не позволено носить подобную жемчужину. Подобным же образом, если кто не родился от Царственного и Божественного Духа, кто не стал небесным и царским родом и чадом Божиим, по писанному: А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12), тот не может носить небесную и многоценную жемчужину — образ Света Истинного, который есть Господь, поскольку он (человек) не стал сыном Царства Небесного. И те, кто имеют и носят эту жемчужину, будут жить и царствовать с Христом (2 Тим. 2:12) вовеки. Ибо так сказал Апостол: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного (1 Кор. 15:49).

Не рожденный от Духа не может войти в Царствие Божие

Христос есть Тот, Кто носится в душе, в свете неизреченном, Он истинно познается и зрится очами души только тех, кто носят Его в себе. Непосвященному же невозможно познать того, что от Духа Божия (1 Кор. 2:14), а возможно лишь принять в себя веру — и это до тех пор, пока в нем не родится небесный образ Христа и тогда он на опыте познает доброту Господа. Слава Ему, столь Возлюбившему род человеческий, что удостоил людей быть причастниками Своей сущности. Ибо Апостол Петр говорит: Дабы сделались причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4). Поскольку столь великие блага и Божественные харизмы обещаны нам, то и мы будем стараться и просить у Бога милости стать причастниками, как и Апостол говорит: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4:19). Горе тому, кто не ищет и не находит духовные и неизреченные блага, потому что не рожденный от Духа не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:3-5), ибо так сказал Господь.

Изначала человек, вылепленный руками Божиими, пребывал в великой чистоте и кротости, но когда он преступил заповедь Божию, то оказался под приговором. Находясь под владычеством лукавого, он присоединился к звериным желаниям его, и весь род, происшедший от него, не подчиняющийся игу правды, стал управляться звериными законами пустыни. Поэтому, когда Слово Жизни вновь призывает к Себе этот род, то он, привыкший жить в дикости, с трудом возвращается под иго кротости и доброты. Бык, выловленный из дикого стада для того, чтобы ходить под ярмом и пахать землю, сначала бушует и с ненавистью относится к ярму, но затем, прирученный и укрощенный пахарем, он понемногу вместе с рабочим волом начинает без принуждения и охотно подходить под ярмо для обработки земли. — Подобным же образом и душа, верующая в Бога, но находящаяся еще под властью греха и живущая словно в пустыне, яростно сопротивляется истинному игу. Но если ее сопрягают вместе со святыми душами, сведущими в благом деле обработки истинной земли, то она облагораживается благодатью Духа и ведется понемногу к истине до тех пор, пока полностью не делается ручной и не принимает с радостью благое иго Господа (Мф. 11:30); она обрабатывает землю сердца, дабы та произвела плоды Духа (Гал. 5:22); погоняемая и стегаемая резкими ударами искушений, быстро и с великим усердием душа совершает Божественное дело. Или еще: конь, пасущийся в табуне и ведущий дикую жизнь вместе с другими дикими зверями, бывает непокорен людям. Затем, когда его вылавливают из табуна, он сначала чрезвычайно мучается до тех пор, пока дикость его не умеряется, на него налагают тяжелую узду, пока он не научится ходить чинно и прямо, опытный наездник упражняет его, чтобы сделался он годным к брани. Тогда на него надевают вооружение, то есть нагрудник, забрало и так далее, а прежнюю узду вешают и ею сотрясают перед глазами, чтобы он привык и не пугался. Обучаемый так всадником, он приучается сражаться с врагами (ибо без всадника и нагрудника конь не может воевать). А когда научается и обвыкает в брани, то едва почует и услышит звуки битвы, то сам с охотой идет на врагов, и своим ржанием наводит страх на них.   

Душа одерживает с помощью Духа победу

Подобным же образом и душа, со времени преступления заповеди, будучи дикой и строптивой, бродит в пустыне мира вместе с дикими зверями — духами злобы (Еф. 6:12) и живет в служении греху. Когда же она услышит Слово Божие и уверует, то, обуздываемая Духом, отлагает прежний дикий нрав и плотское мудрование, управляемая всадником — Христом. Затем она приходит в скорбь, подвергается выучке и стеснению, необходимыми для ее испытания, чтобы постепенно укрощаться Духом. И когда понемногу покидает ее и исчезает в ней грех, душа, облаченная в нагрудник правды и забрало спасения, взяв щит веры и меч духовный (Еф. 6:14-17), научается вести брань с врагами своими; таким образом, вооруженная Духом Господним, она борется с духами злобы и гасит раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6:16). Ибо без духовного оружия грех не уничтожается, но если душа имеет оружие Господне, то, едва услышав сильный шум брани, выходит со скаканием и ржанием, как сказано у Иова (Иов. 39:25), так что от самого гласа моления (Пс.5:3, 114:1) ее падают враги. Подвизаясь подобным образом, душа одерживает с помощью Духа победу, возлагает на себя победные венцы с великим дерзновением и соединяется с Небесным Царем во веки веков. Аминь.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Всуе трудятся те, которые не молятся в духе

Господь сказал Самаряныне: жено, веру Ми ими, яко… грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною… Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин.4:21-24). И Апостол говорит: Бог… не в рукотворенных храмах живет, ни от рук человеческих угождение приемлет, требуя что (Деян.17:24-25). Бог не имеет ни в чем недостатка и нужды. Он преисполнен всякого блага, и не только люди, но и самые Ангелы от полноты Божией приемлют, и все они имеют нужду в неоскудевающем и преисполненном всего Боге, Которого и благодарят, воспевают, славят, не сами собою делая это, но благодатию, от полноты Его приемлемою, будучи подвигаемы и укрепляемы на то, чтобы благодарить, воспевать и славить Бога, Владыку и Творца своего.

Итак, какие же это суть истинные поклонники?

Те, которые не ограничивают своего служения Богу каким-либо местом, но служат и поклоняются Ему в духе. Когда Господь говорит, что дух есть Бог, то не другое что сим показывает, как то, что Он бестелесен. Итак, надлежит нам бестелесному Богу приносить служение нашим собственным бестелесным естеством, то есть душою. Ибо бестелесный Бог может благоугождаться только умом и чистою мыслию. Поелику, по слову Господа, пришел уже и ныне есть тот час, когда Богу поклоняться надлежит в духе и истине, то возможно ли ныне служить Ему в преподобии и правде иначе как не умом и мыслию? Но знать надо, что ум наш и мысль наша не могут достодолжно поклоняться Богу, если не будут прежде очищены силою веры во Христа Спасителя, если прежде Сам Господь не уврачует их, не исцелит и не изведет на свободу, так что, пусть иные люди подвизаются в добрых делах и думают, что все творят во славу Божию, но если ум их не уврачеван Христом, не исцелен, не изведен на свободу таинственно и мысленно, тщетно и бесполезно все, что они ни делают, — и посты, и бдения, и молитвы, и милостыни, и всякое злострадание, и даже совершенная нестяжательность. Они еще не поклонялись Богу духом, каковое поклонение и есть единое истинное. А где нет истины, там все прочее ложь и прелесть, неведение Бога и непонимание жизни во Христе. Там жизнь заблудная, где не живут по неложному Христу.

Итак, те, у которых ум еще не исцелен, если хотят поклоняться Богу духом, должны наперед всякий употребить подвиг, чтоб стяжать сие великое благо, то есть Божественную благодатьь, благо, для которого и Христос распятие подъял и смерть. И пусть они не отступают от труда, делая с усердием все, что может подвигнуть благоутробие Божие на подаяние такого дара. Ибо это есть избавление, которое послал Бог людям Своим чрез Иисуса Христа Господа. Это есть великая милость, это есть очищение, это есть разорение средостения великого преграждения. Это есть воскресение души, бывающее прежде общего воскресения тел. Это есть нетление и вечная жизнь, примирение и содружение Бога с человеками. Это есть исправление вселенной, от Бога бывающее, которая не подвижется. От этого происходит то, что иной, последнейший из всех и раб всем, бывает первым. От этого бывает иной нищ духом, то есть смирен, которого есть царствие небесное, бывает чист сердцем, который узрит Бога, бывает миротворцем, который наречется сыном Божиим. Вот какое дивное и великое благо должен позаботиться стяжать христианин, немешкатным и неутомимым трудом!

За этим же что последует?

Последует то, что стяжавший такое дарование, имея ум свой здравым и совершенным, ясно созерцает и разумеет все чудеса от закона Божия (Пс.118:18), так как открылись очи его благодатию Христовою. Таковый совлекается образа человека перстного, то есть ветхого Адама, и облекается во образ человека небесного, то есть Христа. Ибо, как человеком соделался Сын Божий и Бог Слово, и есть Он Богочеловек, то, как человек, передает Он человеческую добродетель и человеческое восстановленное естество однородным Себе человекам, именно тем, которые приняли Его, как и Адам передал растленное человеческое естество происходящим от него человекам, так что причастники Иисусовы бывают небесными человеками, как причастники Адамовы — людьми перстными. И опять, как Бог, от Божества своего передает тем, кои восстановились и исцелились силою Его вочеловечения. Ибо нет возможности, чтоб кто-нибудь приблизился к святому и чистому Богу, если прежде не освятится он, не очистится, не сделается добротным благодатию Христовою и, таким образом, не станет богат по благодати. Святые отцы наши и положили такое определение, что никому невозможно спастись иным образом, если не соделается он богат по благодати во Христе Иисусе, Коему слава во веки. Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О поклонении Богу Духом и Истиною

Возлюбленные братия! Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога покланяются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников, то очевидно, что таких только поклонников и служителей Он приемлет, такие только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил Сам Сын Божий. Веруем учению Христову! Со всею любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать Ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу-Отцу Духом и Истиною.

Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: Аз есмъ путь и истина и живот . Истина есть Слово Божие: Слово Твое истина есть . Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово — Бог, это Слово — Творец всего существующего, видимого и невидимого . Это Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины . Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда . Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. От исполнения Его мы вcu прияхом благодать возблагодать: благодать и истина Иисус Христом бысть . Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества .

Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины . Он — Дух, от Отца исходящий . Он — Дух Святый Божий . Он — Дух Сына как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцем и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину . Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам. Вся елика иматъ Отец, Моя суть . Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына — Дух, привлеченный человеками верою в Сына, соестественного Духу. Истинного христианина Святый Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие ; Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа . Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы . Человеки, усыновленные Богу, в молитвах своих относятся к Нему, как к Отцу, потому что Дух Святый вполне явно и ощутительно свидетельствует духу обновленного Им человека о соединении этого человека с Богом, об усыновлении его Богу. Понеже есте сынове, говорит апостол, посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче . Такие-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! Таких-то поклонников, поклоняющихся Богу Духом и Истиною, ищет и приемлет Бог. Вне истинного христианства нет ни богопознания, ни богослужения.

Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною , сказал Господь. Для того, кто не верует в Господа Иисуса Христа, нет Бога: всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать , иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем . Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками! Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святого Духа! Никтоже может, сказал апостол, рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым . Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Христов . Вне христианства нет добродетели, достойной Неба! «Благое, — сказал преподобный Марк Подвижник, — не может быть ни веруемо, ни действуемо, как только о Христе Иисусе и Святом Духе» . Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, в котором добро смешано со злом, в котором добро по большей части едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно к злу, как засвидетельствовал Сам Бог: Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его . Вы зли суще, умеете даяния благая даяти чадом вашим . Такова цена пред Евангелием и Богом естественной доброты человеческой и действий, из нее истекающих. Тщетно прославляет падшее естество свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Такое самохвальство есть невольное обличение качества громких дел человеческих, возбуждаемых и питаемых тщеславием. Воня гордыни, которую издают из себя эти гробы повапленные, мерзостна Богу: благоприятен Ему фимиам смирения.

По этой причине Господь заповедал отречение от естества падшему и слепотствующему человечеству, не сознающему своего горестного падения, напротив того, видящему в нем какое-то великолепное торжество, ищущему развить это торжество. Для спасения необходимо отречение от греха! Но грех столько усвоился нам, что обратился в естество, в самую душу нашу. Для отречения от греха сделалось существенно нужным отречение от падшего естества, отречение от души , отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека; существенно нужно заменить свой образ мыслей разумом Христовым, а деятельность по влечению чувств и по указанию плотского мудрования заменить тщательным исполнением заповедей Христовых. Аще вы пребудете в словеси Моем, сказал Господь, воистину ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы . Замечательные и глубокие слова! Прямое последствие, вытекающее из них, заключается в том, что грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий. Равным образом, очевидно, что пагубная неправильность этих понятий и состоит именно в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло.

Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает , сказал Господь. Братия! Смиримся пред Господом Богом нашим! В противоположность ожесточенным иудеям, отвергшим и Господа и Его учение, окажем повиновение Господу покорностью всесвятому и спасительному учению Его! Отложим образ мыслей, доставляемый нам падшим естеством нашим и враждебным Богу миром! Усвоим себе образ мыслей, предлагаемый нам Господом в Его святом Евангелии! Последуем Истине и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех. Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше — Словом Божиим, выводит его на путь заповедей Христовых, и путь неправды отставляет от него . Душа, оживленная Истиною, воспевает вместе с вдохновенным пророком: Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим . Такая душа непременно соделывается причастницей Святого Духа, который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, который в таинственном Своем совете со Всесвятою Истиною вещает о себе так: Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя .

Человек доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться , он неспособен к служению Богу. Одна вера во Христа доставляет познание Истины; вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа, как и боговдохновенный пророк сказал: Привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах . Один истинный христианин, христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, поклоняющимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиною. Аминь.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Духом и истиною покланяйтеся Богу

Истиною – например, ты говоришь: да святится имя Твое. Есть ли в тебе действительно желание, чтобы имя Божие святилось добрыми делами людей и твоими? ты говоришь: да приидет царствие Твое; желаешь ли ты в самом деле наступления Царствия Божия, желаешь ли быть селением Духа Божия, а не селением греха, не охотнее ли ты желаешь жить во грехах? говоришь: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; не ищешь ли ты скорее своей воли, чем Божией? Ей, так! Говоришь: хлеб наш насущный даждь нам днесь; не говоришь ли ты в сердце своем другое: мне не нужно просить у Тебя этого; я имею без прошения, пусть так взывают неимущие; или с жадностью ищем многого и не довольствуемся малым или тем, что Бог дал нам, не благодарим за то, что имеем, а надо благодарить; просишь в молитве Бога: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; а сам не думаешь ли: я не Бог знает какой грешник, я, кажется, живу не хуже других и нет мне нужды просить оставления долгов моих или грехов, или, молясь, не имеешь ли ты какого неудовольствия, гнева и, таким образом, ты нагло лжешь в молитве к Богу говоришь: не введи нас во искушение, а сам не натыкаешься ли, не устремляешься ли без искушений на всякие грехи? говоришь: избави нас от лукавого, а сам не живешь ли в содружестве с лукавым, или со злом всякого рода, которого начальник – диавол? – Смотри же, чтобы язык твой не был в разногласии с сердцем, не лги же, смотри, Господу на молитве твоей. Это имей всегда в виду, как тогда, когда читаешь молитву Господню, так и тогда, когда читаешь другие молитвы, наблюдай, согласно ли сердце твое с тем, что произносит язык.

Поклонение Богу в духе и истине

«Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». От Иоанна 4:23-24

Эти слова были произнесены Иисусом у колодца Иаковова, когда Он поучал женщину-самаритянку истине, касающейся вопроса о том, каким именно образом надо поклоняться Богу. Он сказал этой женщине, что больше не будет какого-то единого места для поклонения Богу, как это было раньше (например, на горе Геризим или в храме Иерусалимском). Он говорил ей о том,что со «времени» установления Нового Завета («настало уже») истинно поклоняющиеся Богу должны поклоняться Ему определённым образом и по указанному образцу, установленному в том высказывании Иисуса, то-есть, должны поклоняться Богу «в духе и истине».

Но что это означает практически? Понимая, что поклонение есть оказание почести Богу, что же это всё-таки значит – «поклоняться в духе и истине»? Давайте рассмотрим вопрос о поклонении Богу или о богослужении именно в этой двусторонней перспективе – духе и истине. Откроем же наши Библии и посмотрим, что же на самом деле означает «поклонение в духе и истине». Пусть Библия говорит сама за себя.

Поклонение Богу в духе

Апостол Павел в Послании к Римлянам 12:11 наставляет нас «пламенеть духом». Это означает, что мы должны со всею ревностью и пылом относиться к данному вопросу. Поклонение Богу в духе означает поклонение Ему с правильным отношением, поклонение, идущее из глубины сердца человеческого. В библейском смысле сердце человеческое – это его разум, интеллект, желание, сознание и эмоции. И всё это в своей целостности должно быть привлечено в поклонение для того, чтобы оно было воспринято Богом. Псалмопевец прекрасно воспел: «Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании» (Псалом 110:1).

Поклонение в духе включает в себя все эти действия, угодные Богу, с правильным отношением к совершаемому. Может случиться и так, что человек физически присутствует на богослужении, но относится к этому неподобающим образом, то есть, он не поклоняется Богу в духе, не поклоняется всем сердцем своим. Поэтому для нас очень важно понять, чем характеризуется истинное поклонение в духе.

Прежде всего, поклонение в духе должно осуществляться с осознанием и пониманием. Этому нас поучает Павел в 1-м Послании к Коринфянам 14:15: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом». Поклонение с умом означает поклонение с пониманием того, что говорится и совершается. Мы должны осознавать это. Мы должны с уважением относиться ко всем частям богослужения и при этом наши мысли должны быть направлены на то, что мы делаем. К примеру, мы не можем болтать, мечтать о чём-то или дремать во время молитвы, проповеди или пения – если это так, то наше поклонение не может считаться осознанным.

Во-вторых, истинное поклонение Богу, богослужение в духе должно быть упорядоченным. Некоторым заблуждающимся участникам богослужения может нравиться так называемый «спонтанный» подход, но он постоянно приводит к сумятице, и это совсем не то, что угодно Богу! В 1-м Послании к Коринфянам 14:33 Павел писал: «… Бог не есть Бог неустройства», и далее, в стихе 40-м той же главы он продолжал: «…всё должно быть благопристойно и чинно», то-есть, упорядоченно. У нас должен быть целесообразный порядок богослужения, чтобы все знали, что предстоит сделать в соответствующее время богослужения. Порядок всегда правилен, именно поэтому он заповедан Богом.

В-третьих, поклонение или богослужение должно осуществляться с уважением к Богу и почитанием Его. Вот что сказано по этому поводу псалмопевцем: «Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его» (Псалом 88:8). В самой манере нашего поклонения Богу должно проявляться наше уважение к Нему и к тем, кто Ему вместе с нами поклоняется. Мы собираемся вместе для поклонения Всемогущему Богу и восхваления Его, поэтому нам надобно поступать, говорить и одеваться наилучшим – по нашим возможностям – образом. Мы должны приносить Богу своё самое лучшее и выказывать Ему высочайшее уважение.

В-четвёртых, поклонение в духе должно быть искренним и исходить из святой, чистой жизни. Нам следует собираться из любви к Отцу нашему Небесному с желанием возносить Ему хвалу и общаться с Ним. Такое правильное отношение выражено Давидом в Псалме 121:1: «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдём в дом Господень». Время, отведенное поклонению Богу, должно быть временем, наполненным радостью и счастьем. Мы должны с нетерпением ожидать того момента, когда мы можем собираться вместе с другими святыми и поклоняться Богу. Но наше богослужение не должно осуществляться ради людей – оно производится для того, чтобы угодить Богу (Матфея 6:1,5,16). Далее, наше богослужение должно отражать жизнь святую. Нельзя вести греховную жизнь и в то же самое время осуществлять святое поклонение Господу.

В-пятых, поклонение в духе должно быть наставляющим, без помпы и украшательств. Одной из основных причин наших совместных собраний является желание поощрять друг друга «к любви и добрым делам» (Евреям 10:24). Павел пишет о содержании наших собраний – «всё сие да будет к назиданию» (1-е Коринфянам 14:26). Каждое действие во время совместного поклонения Богу должно быть направлено на восхваление и прославление Бога, а также на назидание и укрепление святых. Поклонение Богу не осуществляется ради развлечения, удовлетворения плотских желаний или самопревозношения. Во время богослужения всё должно быть направлено на восславление Бога и проводиться в самой святой вере. Наше богослужение должно быть направлено на назидание друг друга, на поощрение друг друга к любви и добрым делам. Любое действие при богослужении, которое не устремлено к Богу, неправильно и не является поклонением в духе. Это одна из причин, по которой в нашем богослужении нет приглашённых хоров, как нет и иных развлекательных действий. Может быть только что-то одно: или богослужение или развлечение. Если при богослужении развлекаются, то где говорится о том, что такое поклонение Богу удостоверено и авторизировано? В Новом Завете нет ни одной строчки, оправдывающей развлекательное богослужение. Если это развлечение, то скажите, в каком месте говорится, что церковь Господня должна делать это? И этого вы также не найдёте нигде в Новом Завете! Следовательно, подобные развлекательные тенденции мы должны отвергать, так как они исходят не от Бога, а от человека.

Мы, конечно же, понимаем, что есть люди, желающие, чтобы богослужение было таким, каким они хотят его иметь, и делать при этом то, что они сами пожелают. Высказывания наподобие «а нам так нравится» или «я считаю, что так хорошо», свидетельствуют только о том, что человек хочет угодить себе, а не Богу. О таких людях и говорит Павел в Послании к Колоссянам 2:23, он называет их «отпадающими от надежды благовествования». Они отправляют богослужение по своей воле, а не по воле Божией.

Поклонение Богу в истине

Истинное богослужение, почитание, угодное Богу, должно осуществляться не только в духе, но и в истине. А что же значит «поклоняться в истине»? Прежде всего, давайте определим, что такое истина. Пилат вопрошал Иисуса: «Что есть истина»? Ответ на этот вопрос даётся в молитве Иисуса, открытой для нас в Евангелии от Иоанна 17:17: «Освяти их истиною Своею, слово Твоё есть истина». Псалмопевец в Псалме 118:142 воспевает: «Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина». Поэтому, когда мы говорим об объективной истине, о библейской истине, мы говорим о Слове Божием, о Его законе.

Для того, чтобы наше поклонение Богу осуществлялось в истине, оно должно соответствовать Его Святому Слову. Конечно же, нам следует понимать, что закон Моисеев, или Ветхий Завет, снят, отменён, и сегодня мы не подотчётны его установлениям (Ефесянам 2:14-15; Колоссянам 2:14). Сейчас везде и для всех обязателен Новый Завет, Закон Христа. А потому вопрос по нашей проблеме может быть поставлен так: «Какие действия Церкви при богослужении удостоверяются Новым Заветом? Как в нём отображается практика поклонения Богу в истине?»

Прежде всего, если богослужение проходит в истине, оно обязательно включает в себя учение и проповедь Слова Божия. Подходящий пример описан в Деяниях апостолов 20:7, где говорится о путешествии Павла в Троаду: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи». Это пример проповедывания апостолом в совместном богослужении.

Во-вторых, богослужение в истине включает в себя пожертвования, заранее отложенные, которые должны приноситься в первый день недели. В 1-м Послании к Коринфянам 16:2 Павел писал: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда Я приду». Здесь подчёркивается личная, персональная ответственность каждого давать от себя в каждый первый день недели и каждую неделю часть от того, чем его благословил Господь.

В-третьих, богопоклонение в истине должно включать в себя участие в Вечере Господней в воспоминание о жертвоприношении Христа на кресте за нас. Церковь в Троаде является примером для нас, примером осуществления этой памятной Вечери в первый день недели. Павел даже задержался в Троаде для того, чтобы принять участие в Вечере Господней с церковью в первый день недели (Деяния 20:6-7). Мы должны преломлять хлеб опреснённый, чистый и вкушать вместе с ним сок виноградный в воспоминание о смерти Христовой каждый первый день недели.

В-четвёртых, богопоклонение в истине должно включать в себя молитву. В Деяниях апостолов 2:42 мы читаем о Церкви в Иерусалиме следующее: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Этот отрывок включает в себя все те части богослужения, о которых мы уже говорили. «Доктрина Апостолов» непосредственно связана с их учением и проповдью Слова Божиего. «Общение» соотносится с тем, что они дают. «Преломление хлеба» имеет отношение к тому, что они участвовали Вечере Господней совместно, а «молитвы» говорят об общепринятой практике ранней Церкви изливать душу Богу в молитвах и просьбах к Нему.

В-пятых, богопоклонение в истине должно включать в себя пение. Павел в Послании к Ефесянам 5:19 заповедал: «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Это научает нас тому, что единственным инструментом, который мы используем при пении, является наша душа или сердце. Мы не должны даже пытаться применять какой-либо музыкальный инструмент при поклонении Богу, так как Сам Бог означил душу нашу в качестве средства этого поклонения. Далее, мы должны петь и воспевать это обращение в наших сердцах к «Господу». Он – единственный, достойный нашего поклонения, восхваления и восхищения.

Нам следует упомянуть, что две из этих составных частей богослужения (приношение и Вечеря Господня) ограничены (лимитированы) только первым днём недели, так как это единственный день, который был нам заповедан и на практике осуществлялся апостолами. Однако учение, молитва и пение могут применяться в качестве проявления богопоклонения в любое время, когда собирается община Церкви.

Богу угодно только единственного рода поклонение – истинное поклонение. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Так давайте же всегда стремиться к тому, чтобы поклоняться нашему Отцу Небесному с правильным отношением (в духе) и соответственно Божественной правде (в истине), чтобы наше поклонение было угодно Ему и чтобы мы могли восхвалять Его.