Дети и бог

Как душа выбирает себе будущих родителей

В эзотерике считают, что душа ребенка выбирает родителей самостоятельно. Мнение связано с законами реинкарнации и кармы. В них дух бессмертен и воплощается после смерти в разных телах. Это определяет его дальнейшую судьбу.

Реинкарнация как вечное возвращение

В восточных учениях душа проходит несколько циклов воплощений. По одним источникам, она не вольна выбирать, куда переселится — это определяет кармический закон. А по другим — она общается с духовными наставниками и сама ищет подходящее воплощение.

Правда где-то посередине. После кончины тела душа отправляется в мир тонких материй. Там решается, насколько она эволюционировала по законам кармы. Если при жизни человек совершает дурные поступки, ему придется выбирать трудную судьбу, тяжелые отношения с окружающими. А если сделано много добра, то воплотится получится в теле успешного, счастливого человека. Также существует версия, что любой дух развивается: от пребывания в камне или животном до возвращения в человеке.

Душа ребенка выбирает себе родителей задолго до рождения, но не с момента зачатия. В эзотерике называют срок — 4-й месяц беременности. При вселении память о прошлых воплощениях стирается.

Законы выбора

Механизмы распределения научно не доказаны. Есть некоторые практики, в которых достигли частичного восстановления памяти о прошлых жизнях и духовном опыте. Из них известно:

  • душа ребенка выбирает своих родителей до рождения, учитывая прошлый опыт;
  • пожелания не всегда учитываются;
  • жизнь в новой семье должна мотивировать на развитие, а не просто предоставлять хорошие условия.

Даже если дух стремился в воплощении в любящей семье богатых родителей, он может появится на свет у людей со скромным достатком и плохим характером. Потому что главная задача бытия — развиваться.

По версии практиков выбор делают за год. Душа имеет возможность присмотреться к этим людям, понять, какие возможности для развития они могут дать.

Например, жестоких и жадных людей отправляют в многодетные семьи, где нужно делиться, а кичащихся богатством — к родителям со скромным достатком.

Некоторым родителям предначертано иметь 1 ребенка. Это их программа максимум, больше дать душам они не могут. Другим присылают несколько чад с разными судьбами. Проживая жизненный сценарий с окружающими, они выполняют предназначение.

Ожидания родителей

При подготовке к зачатию родители следят за своим физическим здоровьем. Но эзотерики рекомендуют обратить внимание и на духовное совершенствование. Если душа ребенка выбирает маму и папу сама, она захочет появится там, где ее ждут, поэтому:

  • ожидайте ребенка, готовьтесь к его появлению;
  • медитируйте;
  • совершайте добрые поступки, будьте сострадательны;
  • занимайтесь благотворительностью.

Не всем родителям достается чадо с простой судьбой. Бывают трудные дети, замкнутые, болезненные. Это испытания, которые нужно пройти не только ребенку, но и матери с отцом. Нередко после зачатия высшие силы проверяют будущих родителей на честность и желание.

Считают, что даже бесплодные пары по благословению духовных наставников могут завести ребенка. Для них уготована участь еще сложнее: достойно воспитать. Они проверяются чудом. Если мать согласна на прерывание беременности, то душе придется вернуться обратно и ждать следующего воплощения.

В семью с высоким уровнем духовного развития может прийти просветленный, гений или даже сверхсущность.

Аборт и реинкарнация

Из путешествий людей до начала нынешней жизни известно, что аборт не считают минусом к карме. Его делают те, кто еще не готов духовно воспитывать ребенка. Если душа до рождения выбирает родителей, но они решаются на прерывание беременности, она просто возвращается к духовным наставникам. Это не влияет на ее статус, не ухудшает карму.

Для женщины выбор тоже не фатален: просто в зависимости от него ее судьба пойдет другим путем. Иногда дети заранее знают, что будущая мама сделает аборт. В каком-то смысле это обоюдное испытание.

Влияние души на отношения в семье

Душу посылают к родителям с миссией: она развивается сама, помогает совершенствоваться другим. Духовный наставник моделирует сценарий внутри семьи.

  1. Дух хотел ощутить братскую и сестринскую любовь. Но ему придется долго налаживать отношения с членами семьи, потому что все рождены с разными душами. Будут конфликты, радости и горести, непонимание и взаимопомощь.
  2. Было желание родиться в богатой семье. Да, родители много зарабатывают, но мало проводят времени дома и общаются с ребенком. Ему придется научиться ценить время с семьей и узнать настоящую стоимость достатка.
  3. Дух хочет быть любимым вне зависимости от обстоятельств. Наставники разработают сценарий, где родители будут ценить ребенка не за просто так. А за помощь, ответственность, организованность. Так появляется стимул развиваться для будущих воплощений.

Поэтому родителям с трудными подростками следует задуматься, как помочь их душе выйти из ситуации. Важно пережить все посланные испытания, чтобы каждый член семьи получил бесценный опыт.

Когда душа выбирает родителей до рождения, она понимает, что забудет придуманный сценарий. Поэтому бывает трудно найти общий язык с родными. Но не стоит отказываться от попыток и своей семьи, если человек появляется там неслучайно. В ближайшем кругу, с мамой и папой впервые формируется модель общения с окружающими.

Мы давно свыклись с мыслью, что родственников не выбирают. Люди, у которых рождается ребенок, становятся ему семьей, и только от них зависит будущее нового человека. К сожалению, не всем мечтающим о детях выпадает счастье стать родителями. А те, кто не планирует брать на себя ответственность, получают возможность обзавестись потомством. Почему так происходит? Кто или что предопределяет появление ребенка у конкретной пары? Теолог Платон Северов специально для allWomens.ru разобрал эти вопросы с точки зрения религиозно-философских доктрин.

Взгляд РПЦ

Чаще всего от служителей церкви можно услышать фразу: «На все воля Божья». Не существует конкретного мнения относительно того, как Господь выбирает, кому суждено стать родителями. В своих рассуждениях пастыри ссылаются на несколько возможных причин отсутствия детей:

  • моральная неготовность к появлению еще одного члена семьи,
  • тяжкие грехи, совершенные ранее,
  • низкое духовное развитие,
  • вмешательство в процесс деторождения (аборты, ЭКО),
  • ради блага пары.

Ответы на волнующие вопросы можно также найти в наставлениях старца Паисия Афонского. Он утверждал, что только сам Создатель определяет готовность супругов к появлению ребенка, и только в Его власти даровать кому-то многодетность или бездетность. Иными словами, остается только предаться в руки Господа и принять Его промысел.

Взгляд сторонников реинкарнации

Согласно учению реинкарнации, душа сама выбирает родителей и определяет, какой опыт ей предстоит испытать в новом воплощении. Не существует конкретной сущности (то есть Бога в общем понимании), которая бы это контролировала, но весь процесс негласно подчинен закону кармы, который сводится к тому, что все происходящее в настоящей жизни человека является результатом его действий в прошлом. Перед очередным воплощением душа выбирает не только семью, но и будущий жизненный сценарий, чтобы выполнить свое предназначение. В нашем мире для нее должны быть созданы такие условия, в которых она могла бы развиваться, а не просто комфортно существовать. Наименьший шанс быть избранными бессмертной субстанцией имеют люди, отказавшиеся от ребенка в прошлом. Это касается и прерывания беременности, и отречение от уже родившегося малыша. С точки зрения реинкарнации бездетность также объясняется:

  • последствиями неправильного выбора партнера,
  • подсознательными страхами, связанными с ответственностью,
  • негативными установками по отношению к себе и другим людям.

При отсутствии явных проблем со здоровьем нужно работать над собственной кармой, избавляясь от отрицательных эмоций и деструктивного поведения.

Ответ автору темы | Ольга Черепанова агностик Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогая Ольга!
В ответ на Ваши вопросы, мне захотелось привести мысль о. Андрея Кураева из книги «Христианство на пределе истории», которая (мысль), как мне кажется, может быть универсальным ответом на вопросы о вере и Боге.
Она мне очень понравилась. Надеюсь, позволит немножко развеять и Ваши сомнения.
К сожалению не нашел в сети (даже на сайте о. Андрея) полного текста этого отрывка, но вот слова, которые хочу процитировать:
«Истинный ответ дается СЕРДЦУ (выделено мной) Иова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя … Я вижу Тебя и умлокаю» (Иов 42,5) … Отголосок мудрости Иова слышится и у К.С.Льюиса, одна из героинь которого говорит :»Теперь я знаю, Господи, почему Ты не отвечаешь. Потому что Ты Сам — ответ. Перед лицом Твоим умирают вопросы». («Христианство на пределе истории», М.:»Паломник», 2003, стр. 314-315).
Иногда мы пытаемся докопаться до каждого атома, до мельчайшей частицы Божьего замысла. Начинаем путаться в собственных сомнениях, «мудрствуем лукаво». Но ведь Бога узрят чистые сердцем, а не величайшие умы мира, не те, кто докопался до последней гайки какого-то из творений Божиих, полагая подчас, что нашел истину. Опыт церкви показывает, что Бог познается вовсе не разумом. Бог открывается и ученым, и простым необразованным людям. Гениальнейшие люди обретали Господа, равно как и «неотесанные» мужики. Мудрость человеческая — ничто перед Богом.
Преподобный Амвросий Оптинский, а за ним старец Николай Гурьянов говорили: «где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там нет ни одного».
Мне кажется, в любой ситуации, когда назревает вопрос, нужно спросить себя, а действительно ли так необходим ответ на него? Может быть, если мы будем прислушиваться при этом к тому, что подсказывает сердце, мы научимся слышать слово Божие, которое тихо отзывается на каждый наш вопль? Просто мы в суете не всегда можем Его услышать. И, как пишет о. Андрей, не лучше ли спросить о чем-то самого Бога? Думается, нет человека, который после искреннего чистосердечного обращения к Богу не получил бы ответа на свои недоумения. Если мы, будучи злы, умеем даяния благие давать детям нашим, тем более Отец наш Небесный даст блага просящим у Него.
Относительно же Ваших вопросов, во-превых, мне показалось, Вы не делаете различий между Законом Божиим и закона греха:
>И наконец,
>»Закон Моисеем (дан) был, благодать же и истина Иисусом Христом» (Ин. 1:17)
>Проскомидия (приготовление хлеба и вина) начинается со словами — «Искупил ны еси от клятвы >законныя честною Твоею кровию (Искупил (ты нас) от клятвы (проклятия) Закона)».
>Как можно применять критерии чистоты Ветхого Завета в Церкви Благодати и Истины?…(это >скопировано изсм. )
>В самом деле, непонятно — применяются ветхозаветные критерии, а почему?
В чем весь закон и пророки? В любви! (Возлюби Господа Бога твоего…, Возлюби ближнего своего). Вот в чем закон Божий. Разве противоречит рождение новой жизни любви? По-моему, нет. Человек соучаствует в тайне любви Божией. Рождение ребенка — это радость, которая является следствием любви! (Испытано. Сам знаю :))
В чем закон греха? В отпадении человека от Бога, вне которого — смерть, в облечении человека, в результате этого отпадения, в греховную плоть. «Клятва законная» — это действительно законное (справедливое) проклятие, которое навлек на себя человек (сам, своей волей). Подробнее об этом — у святых отцов. Вот от какой клятвы освободил нас Христос, а не от Закона любви, данного через Моисея.
Наверное, излишним будет говорить о разном подходе к чадородию у разных людей. У кого-то это плод любви, у кого-то, к сожалению, неприятная случайность. Вот здесь я вижу также проявления, в первом случае — закона Божия, во втором — греха.
Олга, Вы хорошо знаете богослужебный текст и Писание (признаться, я плохо знаю и то, и другое), но, как мне показалось, это не позволяет увидеть Вам в проскомидии не «приготовление хлеба и вина», а нечто большее — часть великого Таинства Евхаристии, в котором верующие соединяются с Господом. Из того же Писания Вам должны быть известны слова Спасителя: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (От Иоанна Гл 6, стихи 47-58)
Не звучат ли для Вас эти слова призывом к воцерковлению?
И второе, что я увидел в Ваших вопросах — «половое разделение» с точки зрения Церкви. Соглашусь с братьями и сестрами уже высказавшимися по этому поводу о том, что Церковь не превозносит мужчину и не ущемляет в чем-либо женщину. Скверна греховная касается в одинаковой степени и тех, и других. Например осквернение мужчины во сне, попросту поллюция (т.е. даже неосознанное действие) также требует покаяния (очищения), как женская нечистота — воздержания от общения со святыней, т.е. также очищения.
Здесь, я думаю, все гораздо проще. Вопрос женской нечистоты лежит в физиологической плоскости (т.е. опять же связан с греховностью плоти). Могли бы Вы, простите, выйдя из туалета, возносить молитвы или обращаться к святыне? А что касается крови (женская нечистота связана с выделением крови) — это вообще тяжелый случай. Кровь несет в себе жизнь, данную Богом(касается любой твари). Кровь запрещена к употреблению в пищу и Ветхим, и Новым законом. Если кровь проливается в алтаре — требуется заново освящать его и т.д.
Надуманное «разделение» между мужчиной и женщиной в рамках Церкви для меня и моей жены часто становится камнем преткновения. Почему женщина должна носить юбку и платок, а мужчина не должен? 🙂 Почему нельзя прикасаться к святыне во время критических дней? Почему сейчас в Церкви нет чина дьяконис, который был в раннем христианстве? И т.п.
Но, поверьте, это действительно надуманные проблемы. Что говорит Апостол и святые отцы? Церковь — Невеста Христова, ради которой, т.е. из любви к которой Он принес Себя в жертву. Отношения Христа и Церкви строятся на взаимной любви. Семья — малая церковь, в которой отношения между мужем и женой должны складываться подобно отношениям Христа и Невесты Его.

Вот и весь сыр бор.
Простите за вмешательство. Сам грешу вопросами и недоумениями, что, в т.ч. подтверждается эти моим сообщением и присутствием на форуме.
Мне хотелось Вам помочь.
С уважением,
Юрий

Дети, зачатые в пост: ответы священников

Дети, зачатые в пост: что будет, если ребенок был зачат в пост? Повлияет ли это как-то на его судьбу? Если планируется беременность, стоит ли это делать во время поста? С чем на самом деле связано представление о том, что зачатие в пост нежелательно? Всплеск обсуждения этой темы можно наблюдать каждый год в дни Великого поста на материнских форумах в интернете и в личных обсуждениях. И, как правило, за советом в этом вопросе идут к знакомой “бабушке” или ищут ответ среди сомнительных источников в Сети. Мы же решили задать этот вопрос нескольким священникам.

Фото с сайта храма святого Димитрия

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия. Ответственный за храм иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице, г. Москва

Существует благочестивая традиция в пост воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от супружеского общения. И с одной стороны, очень хорошо соблюдать супружеский пост, но это дело все-таки добровольное. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 послание Коринфянам глава 7 стих 5). Здесь он дает только совет, а не повеление. Многие православные христиане, желая большего подвига, воздерживаются от супружеской жизни в пост. Кто может, тот так и поступает. И лучше бы супругам самим решать подобные вопросы, раз уж они настолько взрослые, что вступили в брак.

Интимная сторона жизни, глубоко личная для супругов, – не самая главная в нашей христианской жизни. У всех людей есть еще и интеллектуальная жизнь, эмоциональная, социальная. Но важнее всего для православных – делать людям добро, быть соработником Богу, невзирая на свое несовершенство.

Говорить о рождении больного ребенка, если он зачат в пост, неправильно. Очевидно, это очередная “страшилка”, которой вообще не место в Церкви. Тем более что это совершенно не так: есть дети больные, зачатые не в пост, и наоборот. Примеров из жизни о судьбе детей, зачатых в пост, у меня, священника, нет, так как я не касаюсь интимной жизни своих прихожан, живущих в браке. “К свободе призваны вы, братия, но чтобы свобода не была поводом для угождения плоти”, пишет апостол Павел. Вот и надо находить золотую середину.

Новая жизнь и рождение – это в любом случае дар Божий. Просто некоторые люди хотят за Бога все решать: что грех, а что не грех, и какое “возмездие” уже при жизни ждет за “нарушение”. Живут еще в Ветхом Завете, а Христос дал нам свободу. Но многие почему-то ищут для себя новых правил и ограничений и охотно порабощаются ими.

Пойти на аборт, если ребенок зачат в пост – это совершенно немыслимо… Если к аборту толкают слова о том, что ребенок, зачатый в пост, будет больным, то сказавший это несет ответственность за все эти убийства нерожденных детей. Тем, кто решается на аборт, очень важно услышать: новая жизнь – это дар Божий и самое ценное и важное, что у вас есть.

Фото http://podolskoe-blago.ru/

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, г. Москва

У православных верующих людей существует благочестивая традиция воздерживаться в пост, по мере возможности, от супружеский отношений. Именно поэтому, как следствие уже, возникло представление о том, что детей не зачинают в пост. Само по себе зачатие не есть грех. Человек может творить новую жизнь – в этом наш образ и подобие Божие. По слову апостола Павла муж и жена подобно Христу и Церкви – союз любви. Секс между мужем и женой это не только слияние тел, но и душ, и никак не может быть грехом.

Не всякий муж или жена способны воздерживаться в великий пост от интимных отношений ради упражнения в воздержании. Должно это быть по обоюдному согласию, иначе один из супругов будет мечтать о сексе и посеет в своем сердце блудные помыслы. А Христос, как мы помним из Евангелия, говорит о том, что уже сама блудная мысль является грехом. Если один или оба супруга не готовы воздерживаться от секса в пост – и не надо. Апостол Павел говорит в 1 послании к Коринфянам (глава 7я, стих 4): “жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена”. И далее стих 7, 8 и 9: “Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться!”

О судьбе же детей, зачатых в великий пост, нельзя судить только по факту даты их зачатия! Это неверное представление, которому не место в Церкви.

В чем заключается наша вера? Мы знаем, что Бог не садист! Бог есть Любовь! Как можно тогда утверждать, что зачатых в пост детей Он наказывает? “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” Ин.3:16

Считаю, что священник не имеет права вторгаться в интимную область супружеских отношений, как и вопрос деторождения. Это должно касаться только мужа и жены.

Лучше воздерживайтесь от дурных действий, слов и мыслей, делайте добро, радуйте людей. Молитесь почаще, думайте о Боге и своих отношениях с ним. Это и есть самое главное в посте. А диета, воздержание – только помощь к этому. Это важное и полезное средство для достижения главной цели поста, но не сама цель.

Великий пост – это в первую очередь молитва и покаяние, подготовка к празднуемому событию Воскресения Христова. К сожалению, для большинства крещеных во Христа, Пасха и некоторые другие церковные праздники пока остаются лишь кулинарными событиями (куличи, яйца и прочее), а не “Праздников Праздник и Торжество из Торжеств!” А Церковь как мать призывает своих детей к духовному росту во время великого поста, учит нас искоренять в себе привязанность ко греху, бороться с гордостью, самолюбием, завистью, осуждением, ограничивать чревоугодие, развлечения и прочее ради того, чтобы мы оказались готовы встретить Пасху, как самое главное событие в жизни.

Наша судьба – и как следствие судьба детей до определенного возраста – в наших руках. Евангелие говорит нам: ищите прежде Царствие Божие, а всё остальное приложится. Мы не выбираем пол и родителей, а вот всё прочее зависит от собственных решений о том, как жить, куда и каким путем идти. Любому человеку или ребенку, зачатому в пост или нет, Бог дает свободу и призывает к спасению.

Фото с сайта храма святого Димитрия

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Специально зачинать ребенка именно в пост, конечно, не надо. Хотя супружеский пост, воздержание – это дело двустороннее и бывают исключения, зависящие от ситуации. Вопрос в другом: когда появится ребенок, начнется новая жизнь, никто гарантировать не может. И планировать на 100%, несмотря на все технологии, невозможно. Это не то место, где человек решает. Зарождение новой жизни в руках Бога. Он Творец и Сам решает, когда и кому родиться: кто-то умирает в утробе, кто-то от болезни, кого-то родители ждут годами.

Новая личность, созданная Богом, за которую Он пострадал на Кресте, это дело воли Божьей. Как бы ни участвовали в этом люди, греховным образом, нарушая пост, заповеди, но ребенок – это создание Божие и его появление на свет не может быть грехом. Мы знаем историю Ветхого Завета: в родословной Спасителя было много детей, рожденных не в семье, и тем не менее они стали даже предками Спасителя по плоти. Никакого греха самого ребенка нет, но родители, конечно, несут собственную меру ответственности за свои поступки. Важно помнить о покаянии, которое всегда может очистить любой грех. Оно всегда доступно, но не так легко и просто (“согрешил-покаялся”), как может показаться тем, кто никогда не просил прощения у Бога.

Господь не стоит с лупой и не рассматривает грехи людей. Но многие ошибочно полагают, что Он карает сразу и в том же деле, в котором человек согрешил, смотрят на Него и боятся, словно издалека. Но это неверно. Если бы так было на самом деле, и мы получали “по заслугам”, нас бы давно уже не было на свете или болели бы, мучились в страшных муках. Какие еще кары небесные можно представить за все нарушения, которые мы допускаем, живя не по заповедям, не слушаясь Бога? Но посмотрите, что происходит с другими грехами. Если человек ворует (а сколько у нас людей ворует??), он разве тут же пойман и посажен в тюрьму?

То, что грех родителей непременно отразится на ребенке, совершенно не обязательно. Ребенок – отдельная личность, Бог дал ему жизнь, Он о нем и позаботится. Поэтому считать, что все дальше будет плохо, раз жизнь началась вне брака или в пост, совершенно неправильно. С ребенком ничего не случится, а если родители покаются, то вообще все будет хорошо. Если же они намеренно грешат, нарушают заповедь (в этом или любом другом), специально, как вызов Богу, чтобы этим что-то доказать, то это уже серьезно и может иметь последствия. Когда нарушение воздержания в пост происходит по слабости человеческой, думаю, не надо бояться того, что дети будут в чем-то ущемлены. Наоборот, можно подвигом преодоления трудностей, своего страха, доносить и родить младенца. Господь за это доверие простит и последствий тяжких не будет.

Конечно, пост лучше стараться соблюдать и воздержание не нарушать, все делать в свое время. Понимая при этом, что вопрос этот не имеет отношение к детям и их судьбе. Но если по каким-то причинам не получилось, то бояться последствий не стоит, нужно довериться Богу, как Отцу, прийти к Нему и просить прощения.

Иногда, страх рождения “ненормального” ребенка, если он был зачат в пост, доводит до совершенно абсурдных мыслей, вплоть до аборта. Что можно ответить на это?

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, руководитель православного молодежного центра “Экклезиаст”, отец 10 детей, г.Липецк

Идея сделать аборт “от греха подальше”, если ребенок был зачат в Великий или любой другой пост, не имеет никакого отношения к православной вере! С убийством детей и их последствиями мы, священники, сталкиваемся чаще всего как раз на примере людей, которые в то время, когда принимали решение сделать аборт, к Церкви никакого отношения не имели, и к осознанию греха и к покаянию пришли позже. Причем многие именно через болезни и скорби.

Несколько лет назад со мной произошел такой случай. Ко мне подошла молодая женщина, хотя все уже решила безоговорочно. Беременную интересовал только один вопрос: что ей делать после аборта, “какие молитвы надо будет прочитать”. Потом. “Чтобы скостилось”. Говорили долго, и мне казалось, что все бесполезно и безнадежно. Прощаясь, она сказала: “я тебе потом позвоню, скажу, что решила”. Я ответил: “Даже и не звони! Я тебе все сказал, добавить мне будет нечего. Делай, как знаешь”. Она и не звонила. Я, конечно, поминал ее на службах. Но скорее автоматически, боясь даже надеяться на что-то хорошее.

А через полгода мы случайно встретились на улице. Смотрю – живот выпирает. Слава Тебе, Господи. Не хочу записывать себе в заслугу изменения, произошедшие в сознании этой барышни. То, что сказал ей я, сказал бы и любой другой священник или просто верующий человек. Просто Господь их помиловал – ее, ее ребенка. И мужа. Потом, на крещении младенца, при взгляде на него сердце сжималось от мысли о том, что его должны были убить.

Людей, которые исповедуются, в чьи личные проблемы и сложные ситуации приходится вникать, перед каждым священником проходят сотни и сотни. И мы поневоле обращаем внимание на некие закономерности в их судьбах. Я не очень люблю пугать расплатой, особенно адскими муками. Нельзя по-настоящему придти ко Христу из страха перед посмертными сковородками. Но то, из-за чего (страх родить больного ребенка или его несчастной судьбы) или ради чего (карьера, учеба, нарушение планов) люди идут на убийство собственных детей, зачастую идет прахом, и эта страшная цена оказывается заплаченной непонятно за что.

Болезнь ребенка – наказание за грех или задача?

Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей? Как относиться к болезни и инвалидности ребенка? Мнения священников

В нашем обществе до сих пор процветает настороженное и отстраненное отношение к инвалидам. И то, что о проблемах инвалидов говорят гораздо чаще, чем лет 20 назад, мало что меняет – с одной стороны, нравы многих обычных граждан смягчаются, с другой – то и дело отторжение по отношению к инвалидам подогревается периодическими публичными высказываниями не вполне адекватных людей.

Многим памятны, например, выступления журналиста Алексея Никонова, полагающего, что у родителей должно быть право на умерщвление «бракованного» ребенка. К сожалению, у Никонова оказалось немало сочувствующих. То и дело звучат еще и огульные обвинения в адрес родителей детей-инвалидов – дескать, сами виноваты, пьяницы и наркоманы, вот и дети у вас больные рождаются. Хотя любой, кто мало-мальски «в теме», знает, что инвалиды часто рождаются во вполне социально адекватных семьях, а многие дети инвалидами не рождаются, а становятся, в том числе и из-за неквалифицированных действий врачей.

Однако в церковном обществе есть и специфические проблемы, связанные с темой детской инвалидности. Иногда и здесь можно услышать заявления, не всегда соответствующие даже ветхозаветным представлениям о человеческой личности и человеческих взаимоотношениях. Лейтмотив – тема вины родителей. И поскольку вина порой приписывается в том числе и тем, кто старается вести себя в соответствии с христианской нравственностью, уместно было бы вспомнить, а то и перечитать ветхозаветную же книгу Иова. А пока предлагаем вам несколько комментариев санкт-петербургских священников и не только по поводу двух мнений, которые можно услышать в церковной среде.

— Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей?

Иерей Константин Щербак, клирик храма Св. Димитрия Ростовского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря:

— Если мы отталкиваемся от Священного Писания, то сразу вспоминается фрагмент из 9-й главы Евангелия от Иоанна, когда ученики Христа видят слепого от рождения человека и спрашивают Господа: «Кто согрешил, он или родители его?». А Христос отвечает, что «не согрешил ни он, ни родители его, а это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:1-3). Здесь подчеркивается идея о том, что иной раз не стоит искать прямую связь между конкретными грехами человека или его ближайших родственников и состоянием его здоровья.

В определенном смысле ветхозаветный принцип ответственности за грехи предков присутствует и в нашей жизни – об этом говорит та же генетика. Но не нужно здесь искать каких-то прямых связей, все не так поверхностно и рационально. Ведь есть примеры, когда у «непутевых» родителей рождаются очень неплохие дети – и в нравственном плане, и в творческом, и в плане здоровья. А сколько людей в этом мире, которые внешне полноценны и физически здоровы, но их нравственный облик оставляет желать лучшего?

Все люди составляют некий единый духовный организм. Просто, находясь на низком уровне духовной жизни, мы этого не чувствуем. А чем выше уровень духа, тем больше мы чувствуем соборность. По христианским представлениям о человеке мы связаны не только с нашими ближайшими родственниками, но с гораздо более широким кругом людей. У апостола Павла в 5-й главе послания к Римлянам мы читаем о нашей болезненности и смертности, о том, что смерть перешла во всех человеков от Адама потому, что «в нем все согрешили» (Рим. 5:12). То есть все люди причастны природе Адама. Соответственно, искаженность этой природы проявляет себя в очень своеобразных метаморфозах в каждом из нас. А кто и в каком поколении получит какие-то повреждения своей человеческой природы, остается для нас тайной и до конца не может быть познано.

Надо сказать, что у каждого человека есть и некоторые предрасположенности, унаследованные им от своих предков – темперамент, болезненные склонности (например, к алкоголизму), которые при определенных условиях могут с легкостью получить развитие в жизни человека. Но, с другой стороны, нравственный облик человека формирует не только и не столько генетический фонд, но воспитание. И, наверно, нравственное состояние человека даже каким-то таинственным образом может влиять и на его генетику.

Как относиться к людям, которые имеют какие-то болезненные отклонения? Этот вопрос стоял во все времена. В классической античной культуре считалось, что тех, кто не способен приносить пользу обществу и государству, нужно уничтожать. Но евангельский взгляд на человека иной: если человек родился, не важно, какой он – в нем есть живая душа. И человек ценен просто потому, что он человек, а жизнь в этом мире – это только ступенька к переходу в вечность. Христос облагодатствовал ветохозаветные представления о человеке в духе любви. И если мы видим человека, который нуждается, не нужно задумываться, кто у него родители, и почему он таким родился – важно, что и в этом человеке есть образ Божий. Поэтому и в притче о Страшном Суде Христос говорит, что если мы помогли больному, значит, мы помогли Ему. А у человека условно полноценного часто бывает так, что его любви и сострадания попросту не хватает для того, чтобы принять людей, внешне выглядевших неполноценными. И мы начинаем себе придумывать всякие лишние вопросы.

Иерей Даниил Василевский, настоятель храма Св. Марии Магдалины при Детской городской больнице №2, исполнительный директор благотворительного фонда Св. Димитрия Солунского:
— Болезнь — это посещение Божие. Как говорят на Афоне: «Здоровье – дар Божий, болезнь – дар бесценный». Господь ближе к тем, кто болеет и страдает. Служа в детской больнице, можно наблюдать, как болезнь духовно преображает ребенка и родителей. Иногда, глядя, как терпеливо, благородно детки переносят страдания, ловишь себя на мысли, что эти ангелочки страдают за наши грехи. Недопустимо исследовать, за какие грехи родителей или других близких страдает ребенок. Когда-то Господь сказал Антонию Великому, задумавшемуся о промысле Божием в жизни людей: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».

В моей практике было несколько случаев, когда умирали младенцы, родители которых не были связаны узами брака. И ни в коем случае нельзя говорить здесь о Божией каре. Нет! Скорее, можно сказать, что в наше неустроенное, сложное время, нам очень внимательно надо следить за тем, чтобы не отходить от Бога, не лишаться Его милости и поддержки. А бывало, что Господь забирал деток у очень благочестивых родителей. Да, это непостижимо! Но твердо мы знаем, что Господь ждет нашего покаяния, исправления и особенно слышит материнскую молитву. Вместе с тем, мы, родители, должны помнить, что здоровье ребенка во многом зависит от нас. Сколько болезней дети получили только из-за неправильного питания, неправильного образа жизни, увлечения компьютером!

Иерей Андрей Битюков, настоятель храма имя Св. Мчц. Раисы Александрийской при Институте детской гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой:
— Мы живем в Новом Завете, и просто абсурдно в наше время думать, что болезнь ребенка – наказание за грехи родителей. Думаю, больной ребенок – это для его родителей еще один шанс стать святыми. Любая болезнь – самого человека или близких ему людей – ставит его перед своего рода «стенкой» между ним и очень большим злом, которое человек не может преодолеть, и Господь знает об этом. И поэтому весь потенциал человека, его сердца, его ума, сосредотачивается на этом ребенке. Если ты будешь отворачиваться, будешь только терять, будешь с этим ребенком – будешь приобретать.

Я знаю такой пример: человек не сел в тюрьму, не сошел с ума, не пострадал физически просто потому, что у него из троих детей двое – инвалиды. Все, кто пытался втянуть его в какие-то авантюры, уже получили по заслугам, а у него был постоянный тормоз – «Мне надо к детям». И это избавило его от многих несчастий. Ведь в этой ситуации, если человек к ней правильно относится, происходит множество чудес. Важно только понять: «Этого ребеночка мне дал Господь, чтобы мы вместе пришли к Нему». Конечно, это тяжело – особенно потому, что наше общество не подготовлено к восприятию таких детей и таких ситуаций. Слава Богу, появляются сообщества неравнодушных людей. Но родители особого ребенка должны понимать, что эта ситуация дана им для чего-то, а не за что-то. Слова Иоанна Златоуста: «Тот, кто с терпением переносит свои болезни, недалек от святости» касаются непосредственно того человека, который правильно оценил подобную ситуацию в своей жизни и ведет себя соответственно.

— В среде верующих людей можно встретить такое мнение о попытках реабилитации детей с различными отклонениями: «Если Господь с самого начала чего-то не дал, то и не надо пытаться это получить». Как вы это прокомментируете?

Отец Андрей Битюков:
— Неизвестно, когда у человека может произойти ментальный сдвиг. Вот многие, наверно, читали книгу Рубена Гальего «Черное на белом». И, например, из этой книги можно понять, что иногда в самой несчастной и жалкой телесной оболочке скрывается колоссальный потенциал. К тому же, родители должны понимать, что рано или поздно они состарятся, так что их усилия, потраченные на хоть какую-то медицинскую и социальную реабилитацию ребенка, отнюдь не напрасны. Если их ребенок сможет как-то сам себя обслуживать, они смогут умереть спокойно.

Иерей Даниил Всилевский:
— Можно продолжить: если голодный, то не кормить, а раз раздетый, то и не одевать. Но это фашизм. И виноват в болезни ребенка не Бог, который «не дал», а виновато наше общество, то есть мы сами: например, не воспитали хороших акушерок, не научили мамочку правильно питаться, не дали ей возможность не работать во время беременности, рекламировали сигареты и алкоголь и так далее. Помогать больным – это заповедь нашего Господа Иисуса Христа. Знаю мамочек, которые, усыновив сложных, больных, отстающих в развитии детей из детского дома, своей заботой и терпением реабилитировали их и сделали полноценными людьми.

Феодосий Амбарцумов, председатель правления благотворительного фонда «Православная детская миссия»:
— Вот пример. Год назад мы взяли из детского дома девочку-инвалида в очень тяжелом состоянии. Первое время было очень трудно. Мы стали каждое воскресенье возить ее к протоиерею Иоанну Миронову. Он сам много раз говорил нам, что нужно делать, к каким врачам обращаться, какие делать процедуры. Сейчас ребенка не узнать. Бог очевидным образом дает ей исцеление.

Протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма Св. Блгв. Кн. Александра Невского в Красном Селе:
— У любого ребенка есть потребности, а у ребенка с отклонениями потребности повышенные. Уход от удовлетворения этих потребностей со стороны родителей — это уход с креста. То же можно сказать о новорожденном, который еще не умеет говорить: «Раз Бог не дал — зачем его учить говорить?».