Дьявол

В чем разница между Сатаной, Дьяволом и Люцифером

У многих людей и исследователей демонологии возникает вопрос: чем же отличается Сатана от таких сущностей как Дьявол и Люцифер? Путаница в сознании и различии этих имен образуется по причине не точных переводов и дальнейшего неправильного их употребления. Часто все три имени синонимично используются для описания одного и того же существа – как все имена Люцифера. Такой подход имеет место быть, однако знать изначальные характеристики каждого также важно.

В чем разница между Сатаной и Дьяволом?

Дьявол и Сатана – во многих источниках это одно и тоже имя на двух разных языках. В Википедии можно найти перевод с иврита имени последнего: «противник». Он используется для обозначения нескольких существ в Ветхом Завете, хотя в некоторых случаях он относится к отдельному персонажу. Именно он искушает Иова (данный момент очень любопытен для теологов, так как искушение происходит с разрешения Бога) в одноименной книге.

«Дьявол» – это англицизация греческого diablos, что в переводе также означает противник. В Новом Завете это имя обозначает особого персонажа, который по большому счету обладает той же ролью, что и Сатана: ему поручено искушать последователей Бога и отвести их от исполнения его воли. Яркий пример выполнения им этого поручения: искушение Иисуса в пустыне.

Стремление описать именем Сатаны всех злых существ земли происходит от зороастрийского творения и синкретизации слов: Ахура Мазда Аримана / Ангра-Майнью = Шайтана / Сайтана. Это больше относится к сюжетам в шумерских, аккадских и вавилонских древних историях.

Сатана и Люцифер – это разные демоны

Люцифер, с другой стороны, является «утренней звездой». Это одно из древних названий планеты Венера. Венера впервые появляется в Исаии (на иврите обозначается как Хейлел), где это иносказательное название для человеческого царя. Разница Люцефера и Сатаны в том, что первый также появляется в Новом Завете, но не пересекается со вторым.

Дьявол от Люцифера отличается смысловой отсылкой второго на короля, чья сила уменьшилась. Это греческое слово, означающее Гилель, сияющую звезду, утреннюю и вечернюю звезду.

Отличие Дьявола от Сатаны

Имя Сатана стало смешиваться с дьяволом гораздо позже. Так, в раннем христианстве этот персонаж не имел подобной явно выраженной негативной коннотации – его иногда использовали в качестве названия для Иисуса в ранних молитвах и гимнах.

Дьявол происходит от слова Деви, которое имеет тот же корень, что и дьявол и божество. Это древняя дихотомическая традиция: Зороастрийцы называли своих добрых богов асурами, а злых существ – девами. В Ведах Ашуры были богами демонов на востоке (Ревнивые Боги), а их боги (запада) – Дэвис. Таким образом, в древних языках есть именные сходства, разные древние народы смотрели на других богов по их именам как на зло, а своих воспринимали как добро.

Чем отличается Сатана, Дьявол и Люцифер в Библии

В Библии нет ни одного стиха или отрывка, в котором явно сказано: «Люцифер – Сатана», но изучение нескольких отрывков показывает, что это два имени единого духа. Падение Люцифера, описанное в Исаии 14:12, вероятно, то же, что Иисус упоминал в Луки 10:18: «Я видел сатану, падающего, как молния с небес». Подобное падение изображено в Иезекииль 28.

Исаия 14: 12-18 описывает падение с небес человека по имени «Люцифер» в версии короля Иакова и «утреннюю звезду, сына рассвета» в NIV. Другие версии Библии называют его «Дневная звезда», «сияющая звезда» и «яркая утренняя звезда». Эти различия обусловлены разногласиями по поводу перевода ивритского словогела. Несмотря на это, описание того, о ком идет речь, показывает, что это может быть не кто иной, как Сатана. Из собственных слов Иисуса в Евангелии от Луки известно, что он пал с небес. Таким образом, когда Исаия говорит о том, что Люцифер или Хелел низвержены на землю (Исаия 14:12) – речь идет о Сатане. Причина его падения найдена в стихах 13 и 14:

Это вечное желание – быть Богом, и именно такое искушение он и использовал в Эдемском саду, чтобы заставить Еву ослушаться Бога: » Ты будешь как Бог» (Бытие 3:5).

Иезекииль 28 – это еще один отрывок, относящийся к Люциферу. Хотя всё и начинается с того, что Бог повелел Иезекиилю «поднять жалобу на царя Тира» (ст. 12), злого царя-идолопоклонника, вскоре становится ясно, что в этом отрывке также говорится о силе, стоящей за этим царем. Сила эта – Сатана. В стихе 13 говорится, что он был «в Эдеме, в саду Божьем». Очевидно, что царь Тира никогда не был в Эдеме. В стихе 14 говорится: «Вы были помазаны херувимом-хранителем, потому что я рукоположил вас». По-видимому, у Люцифера была позиция ангела-хранителя на небесах «среди огненных камней», считающихся сияющими драгоценными камнями, которые можно увидеть в других описаниях небес (Исход 24:10; Откровение 21: 18-21).

Подводя итог различий Дьявола, Сатаны и Люцифера, можем заключить, что большинство исследователей склоняются к мнению, что Люцифер и Сатана в Библии – одно и то же имя для единого существа. В других источниках и культурах – это 3 разных сущности. К какой из версий склоняться – личный выбор каждого в зависимости от убеждений и вероисповедания.

LiveInternetLiveInternet


Навеяно прочитанным мною постом у ГЛАГОЛЪ. Причем с постом я был не согласен. Пытался потом его найти — не получилось. Где-то в цитатникебыло как сейчас помню.

«Сатана», «Люцифер», «Дьявол», «Демон», «Чёрт» — важные понятия, которые широко используются в религии, теологии и философии. К сожалению, в научном мире, а не только на уровне бытового сознания, допускаются неверные отождествления. В быту очень часто эти слова воспринимают как синонимы, и нередко случается, что их даже рассматривают как особи, дифференцированные по полу.

Итак, читаем, запоминаем и не путаем.

«Сатана» — древнееврейское слово, часто встречается в Библии. Соответственно контексту, во всех местах Святого Писания оно означает «противник». Кстати, основной смысл слова не зависит от качественной оценки «хорошо» или «плохо». «Противник» просто есть. Как есть тепло, холодно или горячо.

Семантический анализ термина «сатана» позволяет заключить, что это не простое, а сложносоставное слово. Два важных корня заключено в нем: сат (sat) + «ан» с окончанием «а».

Первый – «сат» – имеет два основных значения: 1) мощный, жесткий; 2) истина, правда. Второй – ан – большой, великий. Отсюда и «великан» – «большой среди великих». Принимая во внимание второе смысловое значение корня сат, нетрудно определить, что «сатана» обозначает «великая истина» или «великая правда». Она может быть и мощной, жесткой.

Не случайно в книге Иова сам Бог выступил в облике сатаны, и эта идея передается своеобразным языком отображения. Он вносит в нашу жизнь испытания, если мы вступили на путь ложного направления действий. Представление о некой единой реальности, истине – sat, где растворены и объект и субъект, можно найти и в дзен-буддизме.

Корень сат – древний, и вышеприведенная трактовка соответствует санскритской или праславянской лингвистической структуре. Вполне возможно, что и в древнееврейском языке было нечто подобное. Неслучайно Иов сказал о Боге: «Ты сделался жестким ко мне; крепкою рукою враждуешь против меня» (Иов 30:21). В этом стихе прослеживается идея великой мощности, жесткости. Она выступает, кроме того, еще истиной и правдой, которую не может постигнуть человек.

Слово «Дьявол» в Святом Писании имеет отношение не к какому-то сверхсуществу, противостоящему Богу, а к обычному человеку. Греческое слово «diabolis», которое воспроизводится как «діаволъ», означает «лжеобвинитель, лжец» с оттенком «враг». Дьявол выступает как символ олицетворения клеветника, в виде человека, искажающего правду. Наша вторая ипостась дьявольская. Любые грешные деяния человека – дьявольские, но не в том смысле, что они навязаны ему какой-то могущественной сущностью, противостоящей Богу, а в том, что человек поступает по своему своеволию.

В этом смысле можно трактовать сложные стихи: «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Ин. 3:8) или «…дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то-есть диавола» (Евр. 2:14). Прекрасное сравнение грешного человека с дьяволом дано в шестом стихе 108 псалма: «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его». Основная идея, что «грехи наши» и «дело дьявола» – это по сути одно и то же. В Деяниях (5:3) апостол Петр говорит Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому». Закладывая в наши мысли греховный план, мы запускаем программу его осуществления.



Люцифер — «утренняя звезда» или «несущий свет», «сын зари», как его еще называет Библия, самый прекрасный из ангелов. Люцифер был первым среди осеняющих херувимов и постоянно созерцал непреходящие лучи славы Божьей. Как же он превратился в дьявола?

Здесь существует несколько версий:

1. Самая известная – Люцифер, считавший себя самым совершенным творением, пошел против Бога из ревности, т. к. тот любил Адама и Еву больше, чем более совершенных ангелов. Люцифер объявил себя равным Богу и восстал. В результате он и ангелы, последовавшие за ним (около трети) были свергнуты в ад.

2. Вторая версия изложена в «Книге Еноха». Она гласит, что ангелы сошли с небес сами, возжелав смертных женщин. Их потомками были великаны — нефелимы. Считается, что знаменитый Голиаф — нефелим. Современные теологи полагают, что имели место оба описанных события, но в разное время.

3. В третьей версии, чрезмерно гордившийся собой, наслаждающийся приближенностью к Богу, Люцифер не захотел иметь над собой никаких хозяев даже Бога. Этот прекрасный и мудрый ангел возжелал славы и почтения, принадлежащих лишь Богу. Он жаждал власти и хотел сам управлять Вселенной вместо Творца. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Исаия 14:13,14). Желая занять не принадлежащее ему место, Люцифер сеял смуту среди прочих небожителей. Люцифер набрал армию таких же недовольных ангелов и повел их на войну против Господа. А когда треть ангелов восстала против Бога, Господь посчитал необходимым лишить их права на присутствие в совершенном мире. Войсками Бога командовал Архангел Михаил. «И произошла на небе война и низвержен был великий дракон» (Апокалипсис).

В общем, так или иначе, Люцифер был изгнан с неба. С тех пор, имя ему стало Сатана – противник. Но даже в этом образе он, скорее, руководитель земными делами, причём, руководитель, назначенный Богом. Его главная работа: проверять человеческие существа и обвинять их в их злодеяниях. Правда, он циничен и чересчур старателен в исполнении своих обязанностей.

«Демон» обозначает «исполненный мудрости». Слово демон происходит от греческого термина даймон (Diamon), то есть «божественная власть», «рок», «Бог». Даймоны посредничали между богами и людьми. Человек считался удачливым, если имел рядом демона, помогающего ему.

С развитием христианской демонологии демоны стали ассоциироваться исключительно со злом, уже по своему происхождению являясь доверенными лицами дьявола. Согласно Библии, демоны — падшие ангелы, последовавшие за Люцифером, когда он был низвержен Богом с небес. К концу раннехристианского периода все демоны стали отождествляться с падшими ангелами. Их верховным правителем был Сатана. Единственным предназначение демонов стало подбивать людей на безнравственные поступки и становиться между людьми и Богом.

В средние века и в период Ренессанса демоны, как посредники дьявола, стали ассоциироваться с ведьмами и колдунами.

«Чёрт» согласно общепринятому определению — бес, в религиозных и суеверных представлениях — злой дух, «нечистая сила», сверхъестественное существо. Тем не менее, не следует путать демона и чёрта. По своему рангу, черт стоит намного ниже демона. И если демон – это «исполненный мудрости» падший ангел, то чёрт – это всего лишь мелкий бес, не обладающий даже должной сообразительностью и способный только на мелкие пакости. Со временем, если ему очень повезет, черт может вырасти и стать настоящим дьяволом. Но до этого доходит редко, так как за время вырастания черта, как правило, появляется какой-нибудь добрый молодец и уничтожает его.

«Шесть качеств имеют черти: тремя они подобны людям, а тремя – ангелам: как люди, они едят и пьют; как люди, они размножаются, и, как люди, они умирают; как у ангелов, у них есть крылья; как ангелы, они знают будущее, как ангелы, они ходят от одного конца мира до другого. Некоторые говорят: они принимают любой вид и могут стать видящими, но невидимыми. (Авот де раби Натан 37)»

Вот так-то… Продолжение ещё будет и оно тоже очень интересное

Демоны — это падшие ангелы, бессмертные могущественные духи, служащие Князю Тьмы — Дьяволу, Сатане. Имена демонов играют ключевую роль при их вызове — колдун должен знать, исходя из желаний человека, как дух будет ему помогать. Для получения своего демона-помощника, и заключения договора с Дьяволом, Вы можете оставить заявку по электронной почте: dusha@hronokod.ru

Имена демонов Ада — полный список демонов, как их призвать

Имена демонов и их классификация по связи с семью грехами

Этот вид классификации основывался на той мысли, что демоны подстрекают человека к грехам. Так, в 1589 году демонолог Бинсфельд дал такую трактовку высших демонов с пороками:

  • Люцифер — гордыня и самодовольство
  • Мамона — алчность;
  • Асмодей — похоть и разврат;
  • Сатана — гнев;
  • Вельзевул — чревоугодие, пристрастия;
  • Левиафан — зависть;
  • Бельфегор — лень.

Подробнее о том, как вызвать демона.

Имена демонов носят большое значение для черных колдунов и демонологов. В 1801 г. оккультист Френсис Баррет издал в Лондоне книгу «Magus or Celestial Intelligencer», в которой изменил связь демонов с грехами. По Баррету

  • Мамона — демон искусителей и соблазнителей;
  • Асмодей — князь мстителей;
  • Сатана — демон обмана и лжи;

Вельзевул — властелин ложных богов.

Кроме того в список демонов были внесены:

  • Пифон — князь духов лжи;
  • Велиал — вместилище порока;
  • Мерихим — предводитель духов, вызывающих заразные болезни;
  • Абаддон — демон войн;
  • Астарот — демон обвинителей и инквизиторов.

Список демонов Ада

Имена демонов отличаются от народа к народу из-за особенностей языка (например: Астарот — Астарта — Астерот)

    Абдусцииус – демон, вырывающий деревья с корнями.
    Аббадон — властитель бездны.
    Адрамалех – демон, который считался советником и отвечал за Сатанинский гардероб.
    Абигор — искусный воин, демон-всадник
    Азазель – носитель знамен могущественного войска ада.
    Амон — маркиз.
    Амдусциас — это музыкант.
    Анку — предвещающий смерть призрак с повозкой (Бретань).
    Андрас — великий маркиз.
    Астарот — великий герцог преисподней, хранил адские сокровища.
    Асмодей — демон похоти, семейных сложностей и великих страстей.
    Астарта – богиня материнства, войны и плодородия — из древней.
    Астарт — великий адский герцог.
    Ахерон – чудовищный адский демон, глаза его пылают.
    Барбатос – предсказатель будущего, так же умел находить запрятанные сокровища.
    Бальтазар – хвостатый полудемон-получеловек.
    Бельфегор – тот, кто соблазнял людей богатством.
    Бафомет – являлся символом сатанинского козла; чаще всего изображается как получеловек-полукозел или в облике человека с козлиной головой.
    Ваалберит — главный адский секретарь.
    Ваал — демон обмана и вероломства, великий адский герцог.
    Вампир – оживший мертвец, пьющий кровь людей.
    Валафар – покровитель грабителей и разбойников.
    Варлоки — ведьмы мужского пола.
    Вельзевул – повелитель мух, командовал легионами ада
    Велизар – демон лжи и один из сильнейших союзников Сатаны
    Верделет — мейстер ада.
    Голем – так зовется страшный человек, который создан магией, в еврейском фольклоре.
    Данталиан — тот, кто толкает людей на плохие поступки, тем самым питаясь их энергией.
    Дагон — пекарь ада.
    Дьявол – христианские учения гласят, что это Великий князь зла.
    Дис — Данте дал Сатане столь поэтическое имя.
    Дюббук — по еврейской мифологии — блуждающий дух.
    Зепар – демон, доводящий до безумия женщин
    Иштар – из вавилонской и ассирийской мифологии — великая богиня-мать.

Для того, чтобы вызвать демона, колдун обязательно должен знать его имя.

Дьяволы обладают глубочайшими знаниями обо всём. Ни один богослов не может истолковать Священное Писание лучше их, ни один адвокат не знает законов и установлений, ни один врач или философ лучше них не разбирается в строении человеческого тела или в силе камней и металлов, птиц и рыб, деревьев и трав, земли и небес.

Виды демонов

Альфонс де Спина установил 10 разновидностей демонов:

  1. Парки. Этим демонам приписывалась власть вмешиваться в судьбу человека, помощь ему в обретении богатства
  2. Полтергейсты — злые духи, производящие мелкие пакости по ночам в доме: передвигают вещи, не дают спать по ночам, не причиняют большого вреда;
  3. Инкубы и Суккубы — демоны, вступающие в половую связь с человеком, совращая его. Особенно нападкам этих демонов подвержены, по мнению автора, монахини;
  4. Марширующие призраки, появляющиеся в виде толпы людей, производящей много шума;
  5. Домашние духи — гении-обереги ведьм и колдунов, а также все прочие духи, подражающие ангелу из книги Товита. Человек может обрести и своего демона-хранителя;
  6. Кошмары — демоны, вызывающие ужасные видения во сне;
  7. Демоны, образующиеся из мужского семени — демоны, наводящие на мужчин фантазии о женщинах с целью получения семени, для создания других демонов;
  8. Демоны-обманщики — демоны, дурачащие людей, появляясь в человеческих обличиях;
  9. Чистые демоны — демоны, нападающие только на святых;
  10. Демоны, которые обманывают старух, внушая им мысли о том, что те якобы летали на шабаш.

Также рекомендуем: Демонология

Демоны и диавол

Демоны: стоит ли их бояться?

Читают ли демоны мысли человека?

— Об этом пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям.

Допустим, внушили человеку блудный помысел, и он начал глядеть на лицо противоположного пола: ага, значит принял. Внушили помысел гнева, человек раскраснелся, стал махать кулаками (я, конечно, утрирую) — значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собеседника, можем догадаться, согласен он с нами или нет, то тем более могут догадаться об этом демоны.

Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.

Когда нахожусь на молитве одна и в темноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боковым зрением вижу около себя какое-то движение. Как бороться с этим наваждением?

— Такое происходит от малодушия и маловерия. Когда человек находится в уединении, молится или читает духовную литературу, то демоны, естественно, это ненавидят и пытаются смутить и отвлечь от молитвы. А ему надо стараться вести себя совершенно свободно, смело, и презирать какие-либо внушения. Когда кажется, будто ты боковым зрением что-то видишь, не придавай этому значения. Если поддаваться этим внушениям врага, то он будет больше и больше наседать. И не смотреть боковым зрением: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повернуться туда и увидеть, что на самом деле там никого нет.

Подвижники презирали демонов, даже когда те являлись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, например, преподобный Филарет Глинский рассказывал о себе: однажды, когда он стоял на келейном правиле, вдруг появилась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обращал на нее внимания, продолжал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощным, никто и не явится, только будем силы тратить на пустые переживания. Страшно — перекрестись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избегать всех темных углов, то страх будет увеличиваться, увеличиваться и овладеет тобой до такой степени, что чихнешь и сам же содрогнешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда помнить о том, что без Божия попущения с нами ничего произойти не может, а Господь никогда не попустит искушения выше наших сил. Бояться демонов надо, но в каком смысле? Страшиться, чтобы не поддаваться их внушениям, не исполнять их волю и не оказаться вместе с ними противниками Божиими. А если мы стараемся жить по Евангелию, если всей душой преданы Господу, то нам никто не страшен. Как говорит апостол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»

***

Диавол — существо, которое Бог создал благим, добрым, светоносным (греческое слово «Эосфорос» и латинское «Люцифер» означают «светоносец»). В результате противления Богу, божественной воле и божественному Промыслу светоносец отпал от Бога. С тех пор, как произошло отпадение светоносца и некоторой части ангелов от Бога, в мире появилось зло. Оно не было создано Богом, но было привнесено свободной волей диавола и демонов.

Часто спрашивают: почему Бог допустил зло? Нет ли хотя бы косвенной вины Бога в том, что зло было привнесено в мир? Ответить на этот вопрос трудно. Церковь предлагает нам учение, которое мы должны принять на веру, но которое человеческий ум не в состоянии осмыслить. Единственное, что можно сказать в объяснение этого учения, — давайте смотреть на себя и судить по себе. Каждый из нас — существо, созданное по образу и подобию Божию. Мы это сознаем, сознаем и то, в чем заключается наше религиозное призвание. И тем не менее нередко оказываемся не на стороне Бога, а на стороне диавола, и делаем свой выбор не в пользу добра, а в пользу зла. Нечто подобное произошло и с самим диаволом: созданный благим и светоносным, он добровольно избрал зло и стал врагом Бога.

Отпав от Бога, диавол и демоны стали носителями зла. Означает ли это, что связь между ними и Богом прервалась? Нет. Между Богом и диаволом сохранились личные взаимоотношения, которые продолжаются и сейчас. Мы можем это видеть по начальным страницам Книги Иова, где говорится о том, что диавол предстал перед Богом вместе с ангелами, в числе других «сынов Божиих», и Господь сказал ему: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» (Иов 1:8). Если можно так выразиться, этим вопросом Бог провоцирует диавола на некие действия по отношению к Иову. И сатана говорит: «Да, действительно Иов праведен, верен Тебе, но это потому, что Ты создал для него такие условия; измени эти условия, и он падет, как падают прочие люди». На это Господь ответил ему, что отдает ему тело Иова, но запрещает касаться его души. Одни понимают это повествование как притчу, другие — как реальную историю, но суть дела в том, что, согласно Библии, диавол, во-первых, находится в зависимости от Бога и не свободен в своих действиях, во-вторых, он действует только в тех границах, в которых Бог это ему позволяет.

Каким должно быть отношение христианина к диаволу?

Сегодня мы наблюдаем две крайности. С одной стороны, среди современных христиан немало тех, кто вообще не верит в реальность диавола, не верит в его способность влиять на их жизнь. Некоторые думают, что диавол — это мифическое существо, в котором персонифицировано мировое зло. С другой стороны, есть немало людей, которые придают диаволу преувеличенное значение, которые убеждены, что диавол влияет на все стороны жизни человека, и всюду видят его присутствие. Такие верующие постоянно боятся, что диавольские силы так или иначе на них подействуют.

На этой почве существует множество суеверий, от которых не свободны и люди церковные. Придумано множество «народных средств», которые препятствовали бы сатане проникнуть в человека. Например, некоторые люди, зевая, крестят рот, чтобы через него не вошел диавол. Иные успевают за один зевок перекрестить рот трижды. Мне приходилось слышать разговоры о том, что на правом плече у нас сидит ангел, а на левом — бес: осеняя себя крестным знамением, мы крестимся справа налево, перебрасывая ангела с правого плеча на левое, дабы он вступил в борьбу с бесом и победил его (соответственно, католики, которые крестятся слева направо, перекидывают беса на ангела). Кому-то это может показаться смешным и нелепым, но ведь есть люди, которые в это верят. И, к сожалению, это не анекдоты, а реальные разговоры, которые можно слышать в некоторых монастырях, духовных семинариях, приходах. Люди, которые так мыслят, живут в уверенности, что вся жизнь пронизана диавольским присутствием. Я слышал однажды, как иеромонах, выпускник духовной академии, учил верующих: когда вы встаете утром, то, прежде чем засунуть ноги в тапочки, перекрестите тапочки, потому что в каждом из них сидит бес. При таком отношении, вся жизнь превращается в пытку, потому что вся она пронизана страхом, постоянным опасением, что человека «испортят», сглазят, что на него наведут нечистую силу и т. д. С христианским отношением к диаволу все это ничего общего не имеет.

Чтобы понять, каким должно быть истинно христианское отношение к диаволу, мы должны обратиться, во-первых, к нашему богослужению, к таинствам, и, во-вторых — к учению Святых Отцов. Таинство Крещения начинается с заклинаний, обращенных к диаволу: смысл этих заклинаний — в том, чтобы изгнать диавола, гнездящегося в сердце человека. Затем новокрещаемый вместе со священником и восприемниками обращается к западу. Священник спрашивает: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всего воинства его, и всей гордыни его?», Тот отвечает трижды: «Отрекаюсь». Священник говорит: «Дунь и плюнь на него». Это символ, в котором содержится очень глубокий смысл. «Дунь и плюнь на него» значит «относись к диаволу с презрением, не обращай на него внимания, он не заслуживает ничего большего».

В святоотеческой, в частности, монашеской, литературе отношение к диаволу и демонам характеризуется спокойным бесстрашием — иногда даже с оттенком юмора. Можно вспомнить историю о святом Иоанне Новгородском, который оседлал беса и заставил его свозить его в Иерусалим. Вспоминается и история из жизни Антония Великого. К нему пришли путники, которые долго шли через пустыню, и по дороге от жажды у них умер осел. Они приходят к Антонию, а он им говорит: «Что ж вы осла-то не уберегли?» Они с удивлением спрашивают: «Авва, откуда ты знаешь?», — на что тот спокойно отвечает: «Мне бесы рассказали». Во всех этих историях отражено подлинно христианское отношение к диаволу: с одной стороны, мы признаем, что диавол — это реальное существо, носитель зла, но, с другой, мы понимаем, что диавол действует лишь в рамках, установленных Богом, и никогда не сможет эти рамки преступить; более того, человек может взять диавола под контроль и управлять им.

В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход — дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.

Приведу в пример случай, который произошел лет десять назад. Ко мне обратилась немолодая женщина, учительница литературы. В какой-то газете она прочла, что с помощью иголки, листа бумаги и особых заклинаний можно вызывать духов умерших и беседовать с ними. Она решила вызвать дух Чехова. И, представьте, «Чехов» ей явился. Поначалу все было очень занятно, она даже приглашала гостей и устраивала у себя в квартире «литературные вечера». Но потом «Чехов» начал появляться уже без приглашения, портить мебель, бить посуду; возвращаясь домой, женщина обнаруживала, что все перевернуто вверх дном, обои порваны и т. д. Вся семья была в панике. Муж и дети боялись возвращаться в свою квартиру. Жизнь превратилась в ад, они были на грани самоубийства. К счастью, женщина вовремя поняла, что сама впустила в свою квартиру нечистого духа и теперь не может от него избавиться. Вся семья пришла в церковь. Первое, что я сказал им: «Вы должны перестать бояться». Приехав к ним, я освятил квартиру, потом они исповедовались и причастились. «Чехова» как ветром сдуло.

Это один из примеров, подтверждающих, что, если человек открывает вход диаволу через какие-то действия вроде магии, колдовства, лечения у экстрасенсов, либо через наркоманию, алкоголизм и другие формы зависимости, через тяжкие грехи, которые он совершает сознательно, человек оказывается подвержен влиянию темных сил. Если же он твердо стоит на страже своего ума и сердца, своей нравственности, если ходит в церковь, исповедуется и причащается, носит святой крест, то ему не страшны никакие бесовские страхования.

Диавол прекрасно сознает свою немощь и бессилие. Он понимает, что реальной власти воздействовать на людей у него нет. Именно поэтому он старается склонить их к сотрудничеству, к содействию. Найдя в человеке слабое место, он пытается тем или иным способом на него воздействовать, и нередко ему это удается. Прежде всего диавол хочет, чтобы мы боялись его, думая, что он обладает реальной властью. И если человек попадается на эту удочку, он становится уязвимым и подверженным «демонским стреляниям», то есть тем стрелам, которые диавол и демоны пускают в душу человека.

Приведу еще один пример. Пришла как-то ко мне женщина с дочкой, девочкой лет восьми. Девочке постоянно являлись какие-то бесовские существа, пугали ее, она видела их и днем и ночью. Девочка исповедовалась и причащалась, ничего не менялось. А началось все с того, что в каком-то монастыре они купили книжку про диавола. В этой книжке было сказано, что если диавол на какого-то человека напал, то уже не отстанет никогда, и средств избавления от него нет никаких, разве что «отчитывание», но и оно не всегда помогает. Они, конечно, от всего переживаемого были в шоке. Я побеседовал с девочкой, спросил ее: «Ты боишься их»? — «Боюсь». — «А ты можешь в следующий раз, как только они тебе явятся, сказать им: «Я вас не боюсь, я на вас не обращаю внимание, у меня своя жизнь, у вас своя, убирайтесь вон». И живи так, как будто их вовсе не существует». Примерно через неделю мать с дочкой снова пришли и говорят: «Они исчезли». Значит, единственное средство, которым в данном случае обладал сатана, был страх. Он хотел, запугав ребенка, сделать его своей жертвой.

Приходится сожалеть о том, что книжки и брошюры, в которых роль диавола всячески преувеличивается, издаются и продаются в церковных лавках. Происходит это от невежества, от духовной нечуткости, от незнания учения Святых Отцов. Православное учение о диаволе выражено преподобным Иоанном Дамаскиным в тридцати строках. А наши доморощенные богословы пишут книжку за книжкой о диаволе и демонах, запугивают народ Божий, портят людям жизнь.
Вход диаволу в душу человека открывают, как я уже сказал, магия, чародейство, лечение у экстрасенсов и колдунов. Я не утверждаю, что все экстрасенсы и так называемые «народные целители» действуют исключительно под влиянием демонических сил. Но в подавляющем большинстве это люди, в чьих руках концентрируются силы и энергии, природу которых они сами не знают. Нередко, исцеляя одно, они повреждают другое. Были случаи, когда человек избавлялся с их помощью от головных болей, но при этом делался психически больным. И самое ужасное, что эти «целители» делают человека зависимым от себя, а всякая форма зависимости — это та самая дверь, через которую может проникнуть диавол. Наркотическая, алкогольная, сексуальная, психическая и иные формы зависимости представляют огромную духовную опасность. Христиане должны всячески заботиться о том, чтобы ни от чего в этой жизни не быть в зависимости, чтобы духовно и телесно быть максимально свободными. Человек, который контролирует свой рассудок, свое сердце, свои поступки, всегда может противостать сатане. Тот же, кто оказывается рабом какой-либо страсти или порока, становится неспособным отразить натиск диавола.

Вы можете спросить: насколько диавол вообще способен воздействовать на нашу мысль? Насколько он вообще знает, что происходит в наших мыслях и в нашем сердце? Насколько он компетентен в вопросах духовной жизни? У меня сложилось убеждение — отчасти под влиянием того, что я читал у Святых Отцов, отчасти на основе личных наблюдений, — что у диавола нет прямого знания о наших внутренних процессах. В то же время, будучи весьма опытным, — он ведь в течение истории имел дело с миллиардами людей и с каждым «работал» индивидуально, — он использует эти свои навыки и по внешним признакам распознает, что происходит у человека внутри. И ищет наиболее уязвимые места. Скажем, когда человек пребывает в унынии, диаволу очень легко воздействовать на него. Но единственное, на что диавол способен, — это подбросить человеку какой-либо греховный помысел, например, мысль о самоубийстве. И делает он это не потому, что ему открыт внутренний мир человека, его сердце, но лишь ориентируясь на внешние признаки. Внушив человеку какие-то помыслы, диавол не способен проконтролировать, что произойдет с ними дальше. И если человек умеет различать, какая мысль пришла от Бога, какая от его собственного человеческого естества, а какая от диавола, и отвергать греховные мысли при самом их появлении, диавол ничего сделать не сможет. Диавол становится сильнее по мере того, как греховный или страстный помысел проникает в человеческий ум.

У Святых Отцов есть учение о постепенном и поэтапном проникновении греховного помысла в душу человека. С этим учением вы можете познакомиться, прочитав «Добротолюбие» или «Лествицу» святого Иоанна Синайского. Суть этого учения в том, что греховный или страстный помысел поначалу появляется лишь где-то на горизонте человеческого ума. И если человек, как говорят Отцы Церкви, «стоит на страже своего ума», он может отвергнуть этот помысел, «дунуть и плюнуть» на него, и он исчезнет. Если же человек заинтересуется помыслом, начнет рассматривать его, беседовать с ним, он завоевывает в уме человека все новые и новые территории — до тех пор, пока не охватит все его естество, — душу, сердце, тело, — и не подвигнет на совершение греха.

Путь диаволу и демонам к душе и сердцу человека открывают различного рода суеверия. Хотел бы подчеркнуть: вера прямо противоположна суеверию. С суевериями Церковь всегда вела жесткую борьбу — именно потому, что суеверие — суррогат, подмена истинной веры. Истинно верующий человек сознает, что есть Бог, но есть и темные силы; он разумно и сознательно строит свою жизнь, ничего не боится, возлагая всю надежду на Бога. Суеверный человек — по слабости, или по глупости, или под влиянием каких-либо людей или обстоятельств — подменяет веру набором верований, примет, страхов, из которых складывается какая-то мозаика, которую он и принимает за религиозную веру. Нам, христианам, надлежит всячески гнушаться суевериями. Нужно относиться ко всякому суеверию с тем презрением, с каким мы относимся к диаволу: «Дуни и плюни на него».

Вход диаволу в душу человека открывается и через грехи. Конечно, мы все грешим. Но грех греху рознь. Есть человеческие слабости, с которыми мы боремся, — то, что мы называем мелкими грехами и пытаемся преодолеть. Но есть грехи, которые, даже совершенные один раз, открывают ту дверь, через которую диавол проникает в ум человека. К этому может привести любое сознательное нарушение нравственных норм христианства. Если человек систематически нарушает, например, нормы супружеской жизни, он теряет духовную бдительность, теряет трезвение, целомудрие, то есть целостную мудрость, которая защищает его от нападений диавола.

Опасна, кроме того, всякая раздвоенность. Когда человек, подобно Иуде, начинает, помимо основной ценности, составляющей религиозную сердцевину жизни, прилепляться к другим ценностям, и его совесть, его ум и сердце раздваиваются, человек становится весьма уязвимым для действия диавола.

Я уже упомянул о так называемом «отчитывании». Хотел бы остановиться несколько подробнее на этом явлении, имеющем глубокие исторические корни. В Древней Церкви, как известно, существовали экзорцисты — люди, которым Церковь поручала изгонять бесов из одержимых. Церковь никогда не воспринимала беснование как психическую болезнь. Мы знаем из Евангелия немало случаев, когда в человеке поселялся бес, несколько бесов, или даже целый легион, и Господь Своею силою их изгонял. Затем дело изгнания бесов продолжили апостолы, а позже — те самые экзорцисты, которым Церковь поручала эту миссию. В последующие столетия служение экзорцистов как особое служение внутри Церкви практически исчезло, но все-таки сохранялись (и до сих пор сохраняются) люди, которые занимаются изгнанием бесов из одержимых либо по поручению Церкви, либо по собственной инициативе.

Нужно знать, что, с одной стороны, бесноватые — это реальность, с которой Церковь сталкивается в повседневной жизни. Действительно, есть люди, в которых живет бес, проникший в них, как правило, по их вине — потому что они тем или иным способом открыли для него доступ внутрь себя. И есть люди, которые молитвой и специальными заклинаниями, подобными тем, что священник читает перед совершением таинства Крещения, изгоняют бесов. Но на почве «отчитывания» существует множество злоупотреблений. Я, например, видел двух молодых иеромонахов, которые по собственному почину занимались изгнанием бесов из одержимых. Иногда они оказывали эту услугу друг другу — один отчитывал другого в течение двух часов. Никакой видимой пользы от этого не было.

Известны случаи, когда священники самовольно берут на себя роль экзорцистов, начинают привлекать бесноватых и создают вокруг себя целые общины. Не сомневаюсь в том, что есть священнослужители, владеющие божественной исцеляющей силой и действительно способные изгонять из людей бесов. Но у таких священнослужителей должна быть на это официальная санкция Церкви. Если человек возлагает на себя такую миссию по собственной инициативе, это чревато большими опасностями.
Однажды в частной беседе один достаточно известный экзорцист, православный священнослужитель, вокруг которого собираются толпы людей, признался: «Я не знаю, как это происходит». Кому-то из посетителей говорил: «Если у тебя нет уверенности в том, что ты действительно бесноватый, лучше туда не приходи, а то бес может выйти из другого человека и войти в тебя». Как видим, даже этот известный и уважаемый экзорцист не владел в полной мере теми процессами, которые происходят на почве «отчитывания», и не вполне понимал «механику» изгнания бесов из одного человека и вхождения их в другого.

Нередко люди с теми или иными проблемами — психическими или просто жизненными — приходят к священнику и спрашивают, могут ли они поехать к такому-то старцу на отчитку. Ко мне однажды обратилась женщина: «Мой пятнадцатилетний сын меня не слушается, я хочу его повезти на отчитку». То, что ваш сын непослушный — ответил я, — еще не означает, что в нем бес. Непослушание в какой-то степени даже естественно для подростков — через это они взрослеют, самоутверждаются. Отчитка — не панацея от жизненных трудностей.

Бывает также, что у человека появляются признаки психического заболевания, а близкие видят в этом влияние бесов. Конечно, психически больной человек более уязвим для действия бесов, чем человек духовно и умственно здоровый, но это еще не значит, что он нуждается в отчитке. Для лечения психически больных необходим психиатр, а не священник. Но очень важно, чтобы священник умел различать явления духовного и психического порядка, чтобы не принимал психическую болезнь за беснование. Если он пытается исцелять дефекты психики путем отчитывания, результат может быть обратный, прямо противоположный ожидаемому. Человек с неуравновешенной психикой, попадая в ситуацию, где люди кричат, визжат и т. п., может нанести непоправимый вред своему духовному, душевному и психическому здоровью.

В заключение хотел бы сказать о том, что действие, власть и сила диавола имеют временный характер. На какое-то время диавол отвоевал себе у Бога некую духовную территорию, некое пространство, на котором он действует так, будто является там господином. По крайней мере, он старается создать иллюзию того, что есть область в духовном мире, где он властвует. Таким местом верующие считают ад, где оказываются люди, погрязшие в грехах, не принесшие покаяние, не вставшие на путь духовного совершенствования, не обретшие Бога. В Великую субботу мы услышим замечательные и очень глубокие слова о том, что «царствует ад, но не вечнует над родом человеческим», и о том, что Христос Своим искупительным подвигом, Своей смертью на кресте и сошествием во ад уже одержал победу над диаволом — ту самую победу, которая станет окончательной после Его Второго пришествия. И ад, и смерть, и зло продолжают существовать, как они существовали до Христа, но им уже подписан смертный приговор, диавол знает, что его дни сочтены (я говорю не о его днях как существа живого, но о той власти, которой он временно располагает).

«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Это означает, что человечество не всегда будет находиться в том положении, в котором находится сейчас. И даже тот, кто оказался в царстве диавола, в аду, не лишается любви Божией, потому что и в аду присутствует Бог. Преподобный Исаак Сирин называл богохульным мнение о том, что грешники в аду лишены любви Божией. Любовь Божия присутствует всюду, но она действует двояко: на тех, кто находится в Царстве Небесном, она действует как источник блаженства, радости, вдохновения, для тех же, кто находится в царстве сатаны, это бич, источник мучений.

Мы должны помнить и о том, о чем говорится в Откровении святого Иоанна Богослова: окончательная победа Христа над антихристом, добра над злом, Бога над диаволом, будет одержана. В Литургии Василия Великого мы слышим, что Христос сошел Крестом во ад, чтобы разрушить царство диавола и привести всех людей к Богу, то есть Своим присутствием и благодаря Своей крестной смерти Он пронизал Собою все то, что мы субъективно воспринимаем как царство диавола. А в стихирах, посвященных Кресту Христову, мы слышим: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам»; там же говорится, что Крест — это «ангелов слава и демонов язва», это орудие, перед которым трепещут демоны, «трепещет и трясется» диавол.

Значит, мы перед диаволом не беззащитны. Наоборот, Бог делает все, чтобы максимально оградить нас от влияния сатаны, Он дает нам Свой Крест, Церковь, таинства, Евангелие, христианское нравственное учение, возможность постоянного духовного совершенствования. Он дает нам такие периоды, как Великий пост, когда мы можем особое внимание уделять духовной жизни. И в этой нашей духовной борьбе, в борьбе за самих себя, за наше духовное выживание, Бог Сам находится рядом с нами, и Он будет с нами во все дни до скончания века.

Источник: Игумен Иларион (Алфеев)ВЫ — СВЕТ МИРА. М., 2002 г.

***

Естественно возникает вопрос: зачем вообще Бог позволяет злу и диаволу действовать? зачем Он допускает зло? Блаженный Августин признался, что он не в состоянии ответить на этот вопрос: «Я не могу проникнуть в глубину этого решения и признаюсь, что оно превышает мои силы», — написал он.6 Ответив на вопрос о происхождении зла, богословие не дает четкого ответа на вопрос о том, почему Бог, не будучи создателем зла, все же позволяет ему действовать. Говоря об этом, богословствующий ум в очередной раз замирает перед тайной, будучи не в силах проникнуть в глубину Божественных судеб. Как говорит Бог в книге пророка Исаии, «Мои мысли — не ваши мысли, и пути Мои — не ваши пути… Но как отстоит небо от земли, так отстоит путь Мой от путей ваших и помышления ваши от мысли Моей» (Ис. 55:8-9, по переводу LXX).

ДЬЯВОЛ И ЕГО НЫНЕШНИЕ ЛЖЕЧУДЕСА И ЛЖЕПРОРОКИ

Электронная копия брошюры, опубликованной издательством «Даниловский благовестник», по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

СОВРЕМЕННЫЕ ЛЖЕХРИСТЫ И ЛЖЕПРОРОЧЕСТВА О КОНЧИНЕ МИРА

В настоящее время по местам стали появляться то одни, то другие «Христы» и «Мессии». Так, весной 1993 года весь мир облетела весть о том, что в американском штате Техас образовалась секта «ветвь Давидова», во главе которой стал некто Дэвид Кореш, провозгласивший себя мучеником, Мессией, новым Иисусом Христом. Его последователи ожидали предсказанный Корешем скорый конец света. Этот лжехристос довел своих преверженцев до трагедии самосожжения, в результате которой погибло 87 человек.

О том, насколько много лжехристов имеется ныне на земле, красноречиво говорят такие факты. В одном только городе Лос-Анджелесе (США) насчитывается около 400 служителей разных культов, выдающих себя за Христа. По подсчетам одного зарубежного университета в мире существует больше 2000 подобных самозванцев.

Вести о лжехристах появляются не только на других континентах, но и в нашем Отечестве. Вот пример. В г. Нальчике (на Кавказе) издается газета «Третье тысячелетие», которая ставит своею целью объединить в одну религию христиан, иудеев, мусульман, буддистов, индуистов и представителей всех других религий мира. Осенью 1992 года газета «Третье тысячелетие» (Номер газеты и дата ее выхода в свет не указаны.) напечатала миллионным тиражом «Обращение пришедшего на Землю Господа Бога ко всем землянам». Открывается данное обращение следующими словами: «Во всех Священных Писаниях, будь то Библия, Евангелие, Коран или Бха гавад-гита, Веды и другие, Я говорю Сам или через Посланников Моих и пророков Моих, что когда в мире нарушается установленный Мною порядок, то Я прихожу Сам, чтобы восстановить нарушенное. Ныне пришло это время, причем Я прихожу гораздо раньше, чем было Мною обещано, хотя нигде Я не указывал даты Моего прихода…». Разу- меется, данное обращение, как и другие подобные обращения, распространяемые среди людей в наше время,—это фальшивка, написанная по внушению диавола. Сатанинская фальшь видна с первых же строк, где ставится знак равенства между Библией, Евангелием, Кораном, Бха гавад-гита. Веды и прочими главными книгами других религий.

Из Св. Евангелия известно, что Господь Бог придет второй раз на Землю, чтобы совершить Свой Праведный Суд над человечеством. Здесь же, в обращении, цель прихода Бога на Землю выражена, как восстановление нарушенного в мире порядка, установленного Богом. Приведенные выше слова: «Я прихожу гораздо раньше, чем было Мною обещано»,—это тоже бесовская фальсификация, что якобы еще не наступило на Земле последнее время.

Чуть далее в обращении читаем: «если бы Я, вмещающий в себя все видимые и невидимые вселенные и миры, проявился бы здесь на Земле полностью, то она и все живущее на ней испепелились бы полностью, а посему это Мое проявление на Земле тоже не полное, но вполне достаточное для решения поставленных задач, так как Я одновременно проявляюсь еще в миллионах миров ими являющийся, их поддерживающий своими бесчисленными энергиями и их животворящий силой только Помышления Моего. Не собираюсь Я кому-либо представлять доказательства Своей божественности и свидетельства Моего могущества. Было время, многократно являл силу Мою и не верили мне сыны человеческие. Не предъявить обещанное ранее пришел Я. Знаю, много колеблющихся и сомневающихся будут читать эти строки, не верьте, но знайте, за каждое нарушение Моей воли и Заветов Моих после этого Обращения Я воздам каждому незамедлительно по делам его, ибо Я Господь ваш Сущий от начала. Судия Грозный и Справедливый». В подобное «наставление» может поверить только такой человек, который никогда ничего не слышал о Господе Иисусе Христе, о том, как будет осуществляться Второе Пришествие Христово.

В обращении написано: «В Священных Писаниях было сказано, что Я во время Своего очередного прихода стану во главе мирового правительства из ста сорока четырех тысяч моих земных наместников, знайте, что все это совершится и очень быстро. Часть наместников в земных телах, а часть и основная проявится после часа перехода». Эта цитата вносит прояснение: от имени какого «Бога» ведется здесь вещание. В Священном Писании нет такого утверждения, что Бог, придя на Землю, возглавит мировое правительство. А вот об антихристе известно, что он будет один правитель над всею Землею.

Ни от кого другого, как от диавола вошло в текст этого обращения следующее утверждение: «Иегова, Аллах, Кришна, Будда, Шакья муни—это все Я, Вечный и Единый, хотя и бесчисленны во всех мирах Мои проявления в разных формах».

Лжебог, готовящий путь антихристу, призывает: «Я повелеваю восстановить храм мой в Иерусалиме на месте храма, построенного некогда царем Соломоном» и объявляет, что в Иерусалиме он будет пребывать вечно.

Новоявленный «верховный бог» повелевает прекратить почитание святых угодников Божиих, изъять из храмов иконы и другие святыни. В обращении содержится обещание, что очень скоро «многие из вас увидят мир доселе невидимый и огненных служителей Моих, которые будут править вами по воле Моей». Этими «огненными служителями» будут, конечно же, бесы. «Знайте, все народы земные, что я пребуду с вами недолго, но что править Вами будут 144 тысячи наместников моих по всей земле, которые придут к Вам по воле Моей, часть из них уже среди Вас».

Множество других наставлений и предписаний, даже таких, которые выходят за рамки религиозной сферы и относятся к общественной жизни, содержится в разбираемом нами обращении.

На некоторых людей это обращение может произвести впечатление, что оно действительно исходит от Господа Бога, ибо в нем имеются такие и им подобные выражения: «Я Господь Бог, Создатель ваш!», «Молитесь неустанно, дабы не постигло вас наказание Мое», «Молитесь о спасении и прощении грехов своих» и т. д. Но, несмотря на это, не дадим себя ввергнуть в диавольский обман и через это навеки оказаться в аду.

Мы говорили о современных лжехристах. А теперь поговорим о лжепророчествах, связанных со Вторым Пришествием Христовым. Осенью 1992 года в Москве появились зарубежные проповедники, которые предрекали, что 28 октября 1992 года произойдет конец света и совершится массовое вознесение христиан на небеса. Их предсказания были опубликованы даже в печати. После того, как эти предсказания заезжих «пророков» не исполнились, они объявили, что Бог якобы перенес конец света на 2116 год.

О конце света (что он произойдет 24 ноября 1993 года), как мы уже говорили, повсюду оглашали юсмалиане.

Немалое число людей (в основном это те, кто никогда не держал в руках слово Божие) говорят, что в Библии написано, что конец света совершится в 2000 году, хотя об этой дате нигде не указано в Священном Писании.

Говоря о лжепророчествах, связанных со Вторым Пришествием Христовым, укажем еще и на такие заблуждения.

Примерно с 1990 года в России получила распространение секта, возникшая в 1830 году в Америке, называющая себя «церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), члены которой верят, что Иисус Христос ныне живет на Земле. Эта секта осуществляет проповедь своего лжеучения, и пусть никто не окажется прельщенным этими сектантами. Основываясь на своих ошибочных толкованиях отдельных мест из Апокалипсиса, протестанты-евангелисты учат, что перед кончиной мира на Земле будет тысячелетнее царство Господа Иисуса Христа. Причем евангелисты из Израиля считают, что это время будет периодом подготовки евреев к приходу Мессии. А среди части католиков укоренено верование в наступление перед концом мира «века Богородицы».

Почему диавол так усердно рекламирует через своих пророков то одни, то другие предсказания конца мира? Понять это совсем нетрудно. Сатана таким образом хочет посеять среди людей массовое неверие в кончину мира. Ведь многие люди, наблюдая, как не исполняются все предсказания лжепророков, не имея ясного представления о том, кем эти «пророчества» изрекаются, перестанут вообще верить в конец света. Второе Пришествие Господне, Страшный Суд и будут коснеть в безбожной жизни. К сегодняшнему дню в мире распространились и другие лжеучения на разбираемую нами тему. Однако не имеет смысла перечислять все их, ибо главный принцип борьбы с лжеучениями и ересями—это не полемика и не изучение ложных а познание Господа Иисуса через изучение Священного Писания. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5, 39).

БЕРЕГИТЕСЬ ЛЖЕПРОРОКОВ, ЛЖЕУЧИТЕЛЕЙ, МАГОВ-КОЛДУНОВ

На улицах наших городов и поселков, в вагонах столичного метро, в пригородных электричках и в поездах дальнего следования, на страницах газет и журналов, с телеэкранов и по радио проповедуются ныне бесчисленные ереси Востока и Запада. Москва и Санкт-Петербург, другие большие и малые города оклеены воззваниями «великого белого братства». Где угодно можно встретить ясновидящих, прорицателей, магов-«целителей», которые губят навеки души миллионов людей. Дошло даже до того, что начали открывать храмы, посвященные сатане, в которых последователи диавола—сатани-сты совершают свое поклонение нечистой силе, используя для этого черные свечи и вознося славословие диаволу и хулу на Господа Бога.

Лжеучителя не брезгуют никакими приемами и средствами, чтобы посеять свои душепагубные плевелы. Например, весной 1991 года по всей стране распространилась такая нелепость, что якобы священнослужители в храмах объявили, что поскольку в тот год Пасха Христова совпадала с Благовещением Пресвятой Богородицы, то на праздник Святой Пасхи нельзя красить яйца, печь куличи и освящать их в храме, нельзя до обеда выходить из дома, иначе постигнет несчастье. И часть верующих людей была встревожена этим, обращалась в храмы за соответствующими разъяснениями.

А разве не дело рук каких-то лжеучителей-злоумышленников появление на свет обнаруживаемого в одних, то в других почтовых ящиках так называемого «святого письма», в котором рассказывается, как мальчик видел Бога. По сути оно лишено смысла, и его содержание примерно такое: мальчик увидел Бога и Бог ему сказал: напиши это письмо и распространи столько-то раз, и кто получил его, пусть тоже распространит столько-то раз, иначе будет наказан. А о том, что сказал Бог—ни слова. Нередко верующие спрашивают, что делать с таким письмом, если оно вдруг бывает обнаружено в почтовом ящике, неизвестно кем брошенное? Ответ простой: сжечь или порвать. Письмо это распространяется не по повелению Божию (Свои повеления Господь написал людям в Св. Писании), и не надо бояться, что Бог накажет того, кто столько-то раз не размножит его. Это письмо по сути своей бессмысленно и своей несуразностью оно призвано подвергать религию насмешкам со стороны неверующих. Распространяется эта писанина по внушению диаво-ла. Тот, кто размножает «святое письмо», оказывает услугу сатане и за это понесет наказание от Господа.

Продолжая речь о современных лжеучениях, давайте посмотрим на прилавки книжных магазинов сегодня. Какой только пошлости там ни содержится! И самое потрясающее, что вы увидите, — это издающиеся тиражами в сотни тысяч экземпляров такие и им подобные книги: «Черная магия», «Как околдовать мужчину», «Современная и древняя целительная магия», «Как стать экстрасенсом», «Гороскопы», «Популярная хиромантия», «Лекции по астрологии» и т. д. и т.п. (счет подобным книгам идет уже на сотни). Что же получается: наши книжные издательства и книжная торговля оказались заложниками сатанинских замыслов по превращению миллионов людей в чародеев? Что же нас ожидает в будущем, если на каждом шагу будут орудовать исчадия ада—колдуны? Надо серьезно задуматься всему обществу над этим и самым решительным образом порвать с бесовщиной и демонизмом, иначе беспросветный духовный мрак воцарится вокруг и это приведет человечество к непредсказуемой трагедии.

Словно эпидемия зловещей бездуховности обрушилось на современного человека увлечение всевозможными суевериями, поверьями, приметами, заговорами, заклинаниями, которые с преизбытком сегодня публикуются на страницах ряда журналов и газет. Язычество в самых диких формах стало привлекательным для наших современников. Фантастическая литература насыщена темой контактов человека с диаволом и адом. Христианину все это должно быть чуждо. Не следует читать газету «Голос Вселенной», которая, кощунствуя над Всевышним, объявляет себя «печатным органом Высшего разума мироздания». На страницах этого издания пишется, что оно освещает с христианской точки зрения различные аномальные явления, а на самом деле она излагает множество такого, что служит вечной погибели души. Недопустимо верующим проявлять интерес к постоянно рекламируемой в этой газете библиотеки мистики и ужаса «Галактика» и библиотеки приключений и фантастики «Метагалактика».

В газете «Голос Вселенной» были опубликованы якобы документальные записки воскресшего под заголовком «Полтора года в аду». Это тоже фальсификация, и она может ввести человека в заблуждение. Газета «Голос Вселенной» предлагает своим

читателям книги с такими завлекающими названиями: «Сокрушение диавола», «Изверги в преисподней», «Меч Вседержителя», «Ангел возмездия», «Вторжение из ада» и ряд других. Кто из верующих будет читать эту литературу, тот пойдет по пути, ведущему к диаволу в ад.

Ныне есть немало лжепророков, вещающих о будущем по внушению диавола. Эти «пророки» издают свои «пророчества» весьма солидными тиражами. Люди, которые доверяют Священному Писанию, не станут внимать тому, что исходит от лукавого духа.

Говоря конкретно о таких «пророчествах», укажем в качестве примера на распространяемую ныне в книжном мире книгу «Прорицание», которая. берется подробно описывать с датами все предстоящие до 2000 года события. Эта книга, как и другие ей подобные, призвана вводить людей в бесовский обман.

Предостерегая верующих от множества лжеучителей нашего времени, следует сказать хотя бы несколько слов о Елене Блаватской, жившей в прошлом веке и являющейся основательницей международного теософского общества. Кто видел фотографию этой женщины, согласится, что уже по ее глазам особенно видно, что она—колдунья. Блаватская написала много работ по теософии—одному из направлений современного оккультизма. Эти работы получили широкое распространение и вызывают немалый интерес к себе в нашей стране, об этой экстрасентке даже готовится кинофильм: «Кто вы, мадам Блаватская?». Говоря коротко, книги Блаватской—это один из источников приобщения человека к демонам, как, впрочем, и все учение возродившегося недавно в России теософского общества, занимающегося тайными знаниями о потустороннем мире.

Не менее пагубным для души учением, чем теософия, является агни йога или по другому—живая этика. Это откровение услышала (из потустороннего мира, разумеется, от сатаны) в 20-е годы нашего столетия Елена Рерих—супруга известного русского художника Н. К. Рериха, которую называют матерью агни йоги. Учение живой этики изложено в четырнадцати томах.

Единомышленником и соратником Елены Рерих был ее муж Николай Рерих, который тоже оставил немало своих произведений на подобные темы. Они не должны попадать в поле зрения христианина.

В настоящее время злые духи и многие лжепророки наводняют мир всевозможными лжепророчествами и лжеучениями. Зная это, надо основывать свое мировоззрение только на Священных книгах и не доверять никаким новым пророкам, в частности, таким рассказам, что где-то на дороге какому-то водителю таинственный пассажир открыл то-то и то, также не доверять тому, что ваш родственник, друг или вы сами видели во сне.

Ни чем иным, как лжеучением, является так называемый «Сон Богородицы», который некоторые верующие ошибочно признают за христианскую истину.

В нынешнее лукавое и прельстительное время не следует доверяться сообщениям о каких-либо современных чудесах, чтобы не быть обманутым лжечудесами диавола. Если кому хочется укрепить свою веру в Бога и познать силу Господню на примерах чудес, то надо для этого использовать повествования о тех чудесах, которые описаны в признанных Церковью книгах.

Предупреждая Своих последователей беречься лжепророков, Христос говорит в Св. Евангелии, что они приходят к людям в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Таково подлинное обличие не только всех лжепророков, но и таких слуг диавола, как, например, маги-«целители». Они объявляют людям, что лечат с помощью молитв. В рекламе одного из экстрасенсов сказано, что он лечит «соединяя Божью молитву, биоэнергию космоса и народные методы целительства». Эта же реклама завершается такими завлекательными для малообразованных в духовных вопросах верующих словами: «Благослови нас. Господи». Некоторые экстрасенсы просят на свои «целительные» сеансы принести свечу, купленную в храме, а то и направляют пациентов перед лечением в храм на богослужение, говорят, что они используют святую воду, и тем самым окончательно обманывают людей, обращающихся к ним. На самом же деле они действуют сатанинской силой.

В своей лечебной практике экстрасенсы используют «заряженную» их биополем воду, хлеб, соль и другие продукты, а люди, принимая их внутрь, не задумываются над тем, что употребляют они заколдованные вещества.

Христианину никак нельзя обращаться за цели-тельством и с целью познания себя к представителям тибетской школы бессмертия, где преподаются такие уроки, как экстрасенсорика, гипноз, магия, астрология, астрологическое искусство обольщения и другие подобные предметы.

Сейчас получили широкое распространение талисманы—обереги от сглаза и порчи, амулеты, приворотные камни, кодировки от пьянства и курения и другое в этом плане. Все это самое настоящее колдовство.

Колдуны, скрывая от людей свою связь с нечистой силой, говорят, что их магические способности—умение управлять биоэнергетической информацией.

Сейчас можно всгретить в центральной печати такие наставления для миллионов читателей, что знание магии не приносит вреда людям, наоборот, изучение оккультизма воспитывает в человеке волю, учит преодолевать жизненные преграды, заставляет серьезно заняться своим организмом, здоровьем. Однако такие наставления находятся в полном противоречии с христианским воззрением на оккультизм.

Человеку, знающему Священное Писание, не трудно понять, почему ныне расплодились лжепророки и лжеучителя. В слове Божием сказано: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3—4), «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 13). «…У вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси, и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Петр. 2, 1—3). Священное Писание предостерегает всех христиан от лжепророков: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4,1).

Теперь зададимся вопросом: почему появляются лжепророки и лжеучителя? Это объясняется тем, что есть немало людей, которые подвергаются духовному обольщению по причине гордости и желают найти другой, как они думают, более короткий путь к достижению святости и спасения. Вторая причина существования многих лжеучений в религиозных вопросах—это рассуждение о догматах или других вероучительных истинах произвольно, по своему усмотрению. И здесь тоже проявляется человеческая гордость, ложная надежда на большие способности своего разума.

Когда человек занят толкованием Св. Писания, но сам не ведет христианский образ жизни, не борется со своими страстями и похотями, не совершает покаяния, не пребывает в постоянном молитвенном общении с Господом—таковой человек непременно извратит хотя бы в чем-нибудь истину христианскую.

Диавол всегда ищет людей, через которых можно сеять ереси и заблуждения. И таковых он легко находит среди лиц, которые, приступая к научению в слове Божием других людей, полагаются лишь на собственные суждения, стремятся к духовному мудрствованию, не очистив’сердце от страстей.

С каждым днем на Земле будет появляться все больше и больше ложных пророков и учителей, и поэтому не представляется возможным быть в курсе всех особенностей их лжеучений. Да это и непоощрительно христианину: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» (Евр. 13, 9), «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6, 14). Знание лжеучений чревато для многих людей такой опасностью, что они могут быть прельщены лжеучителями. Для избежания прельщения бесчисленными заблуждениями и ересями, царящими вокруг, надо постоянно углубляться в изучение Св. Писания, творений Святых Отцов и жить по заповедям Господним.

Все лжепророки и лжеучителя заявляют о себе, что только они обладают истиною, только им открыто особое ведение свыше. Но о чем бы ни проповедовали современные лжепророки, мы до самого скончания мира не должны ожидать никакого нового откровения. «Если бы даже мы,—говорит св. ал. Павел,—или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы. благовествовали вам, да будет анафема» (Тал. 1, 8). Закончим этот раздел такими предостережениями и назиданиями всем нам из слова Божия в отношении того, как избежать уклонения в ересь и устоять в истинной вере. «Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Ему, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. II, 3). «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4, 14). «Будьте тверды, непоколебимы» (1 Кор. 15, 58). «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16, 13).