Эфиопская православная церковь Эфиопия

Есть ли эфиопские бобы, которые желательно темного жареного?

Я пошел в новый ростер, который только что открылся очень близко ко мне (гораздо ближе, чем тот, к которому я обычно прихожу), поэтому я хотел поддержать их и их новый магазин. Я попросил их эфиопских надеяться на немного фруктового кофе, потому что я недавно пил много Бразилии и Гватемалы и действительно скучал по ярким, фруктовым ароматам в моем кофе, и у меня не было времени, чтобы добраться до моего обычного жаровня.

Во всяком случае, я не смотрел на бобы, пока я не пришел домой. Когда я открыл сумку, они были жареные, темные, как за городом. Я никогда не слышал о темных жареных эфиопских бобах раньше (я имею в виду, я знаю, что это случается, я просто не думал, что найду это в магазине третьей волны), но пахло удивительно. Я варил в своем аэропрессе, и это было неплохо. Вроде как «кофейный кофе», если это имеет смысл, но каких-либо фруктовых или цветочных ароматов, которые я искал, не было. Я имею в виду, что это был хороший кофе, на вкус как овес и соленая карамель — я мог бы даже купить его снова — но совсем не то, что я искал.

Дело в том, что я ничего не знаю о происхождении кофе, кроме «эфиопского». Как это темный жареный Yirgacheffe, Hirrar и т. Д.? Но это также жареное так темно, я не думаю, что я мог попробовать, откуда это в любом случае. НО! Я насладился этим. Просто интересно, кто-нибудь здесь активно ищет темные жареные эфиопские бобы, потому что я не знаю, что я пью, но мне это нравится, и я никогда не слышал об этом раньше.

Информация про Эфиопию

Расположение и география

Эфиопия – государство в восточной части Африки, граничащее с Эритреей, Сомали, Джибути, Кенией и Суданом и не имеющая выхода в открытое море. Площадь территории – 1104 тыс. кв.км. Столица – Аддис-Абеба.

Население Эфиопии

Природа в Эфиопии

Более трети территории Эфиопии занято полупустынями и пустынями. С севера на юг тянется Эфиопское нагорье, которое на востоке обрывается в одну из самых низких точку Африки – впадину Афар. В восточной части страны преобладают саванны и лесосаванны, в юго-западной – тропические леса. Несмотря на истребление животных, фауна страны остается достаточно богатой и разнообразной. Встречаются зебры, слоны, львы, антилопы, леопарды, гиены, сервалы, страусы (полупустыня Данакиль) и множество видов тропических птиц.

Климатические условия

Климат практически на всей территории страны субэкваториальный, в северо-восточной части тропический. Самая жаркая территория – впадина Афар (максимальная температура 35°C). На нагорье жара смягчается, здесь средняя температура составляет (+15…+26°C). Дожди выпадают в горах на юго-западе и в центральном районе, преимущественно в летние месяцы, равнины же часто страдают от засух.

Язык

Государственным языком в Эфиопии является амхарский. Также широко распространены языки гала, тигре, английский, сомалийский, арабский, а также местные языки и наречья.

Кухня

Основа национальной эфиопской кухни – мясо (кроме свинины) и овощи. Традиционно блюда подаются на лепешке, приготовленной из тефовой муки, которая заменяет столовые приборы. В приготовлении пищи всегда используются специи (шафран, горчица, кориандр, базилик, тимьян, красный перец и т.д.). Готовые блюда принято подавать с соусом «Ват», который может иметь острый, кислый или терпкий вкус. В Эфиопии можно попробовать и настоящий капуччино, маччиато и местное пиво из кукурузы и ячменя.

Валюта Эфиопии

Официальная денежная единица – эфиопский быр (ETB). Ввоз и вывоз валюты ограничен суммой в 10 быр. Однако это правило не распространяется на границу с Эритреей, через которую быры можно провозить в любом количестве. Ввозимая иностранная валюта должна быть подвергнута обмену на местную в течение трех месяцев.

Время

Местное время совпадает с московским.

Религия

Местное население исповедует ислам (около 45%) и восточное христианство (около 40%), а также язычество.

Праздники

Основные курорты Эфиопии

Основные курортные города и зоны Эфиопии: Асмара, столица Аддис-Абебу, Гондер, Диредава, Назреет.

Достопримечательности Эфиопии

Эфиопия – это страна с недостаточно развитой туристической инфраструктурой. Однако красивые природные ландшафты, гостеприимные люди, экзотическая кухня, памятники культуры и истории привлекают достаточное число туристов.

Одни из самых значимых и красивых достопримечательностей страны — это озеро Тана, с монастырями на островках и водопады Голубого Нила. В столице Эфиопии можно увидеть дворец императора, коптский храм Святого Георгия, рынок «Меркато», зоологический сад, Дворец Африки, Художественный и археологический музеи. Также в Эфиопии можно посетить дворец губернатора, мечети, церкви, а также комплекс монастырей постройки XIII-XV вв., где находится святыни эфиопской православной церкви.

Архитектура Эфиопии (Аксумское царство)

Зодчество Эфиопии, одно из самых монументальных и своеобразных в мире, зародилось в глубокой древности. Первые памятники строительной деятельности человека — дольмены и менгиры — в большом числе рассеяны по окрестностям Сидамо.

Между 1000 и 400 г. до н. э. в северо-восточную Африку хлынули племена из Южной Аравии, где в то время процветали Сабейское и Минейское царства. Слияние их с местными племенами тигре и амхара заложило основы культурного развития Эфиопии. Пришельцы из Аравии принесли свою письменность, религию, искусство и архитектуру. Возникали многочисленные города и села, торговые пути соединяли порты Красного моря и внутренние пункты страны. Главный город Аксум, расположенный на обширном плато, был связан с портом Адулис (ныне Зула).

Карта Аксумского царства

Местные тотемистические верования сменялись сабейскими культами, почитанием лунного (Алмаках) и солнечного (Дзат Бадан) божества. Этим богам посвящались храмы и алтари. Руины одного из древних святилищ сохранились в Иеха (рис. 1).

Это была строгая, прямоугольная в плане постройка 15,02 x 18,66 м, типичный образец сабейской строительной техники. Кладка стен выведена из тесаного камня насухо, причем по внешней и внутренней поверхности уложены плиты высотой 22—28 см, достигающие в длину 3,1 м. Их связывают местами тычковые камни. О сабейских постройках можно сказать, что если их наполнить водой, то ни одна капля не прольется, настолько плотно пригнаны тесаные блоки. Покрытие опиралось на четыре квадратных в сечении каменных столба. Найденные фрагменты деталей из мягкого известняка — фриз с рубчатой резьбой, венчающая стеновая плита с полочкой и сухариками, алтарь для благовоний — также чисто сабейского характера. Вокруг храма стоит несколько гладких каменных с закругленной вершиной стел, соединенных с горизонтальной квадратной плитой, на которой кольцевым валиком отмечено место для жертвоприношений. Как и в Южной Аравии, детали архитектуры — фризы, алтари — заключали фигурку или голову горного козла, олицетворявшего божество Алмаках (см. рис. 1).

1. Каменный фриз; Йеха. Сабейский храм. Общий вид (реконструкция)

2. Кладка с ростверком. Подпорная стена в Кохаито

Африканские владения сабейцев с течением времени отпали от метрополии. Самостоятельное с I—II в. н. э. государство Аксум, господствуя на Красном море, подчинило себе Нубию и Аравию; его правители, получившие титул царей Аксума, Саба, Химьяра и т. д., чеканили собственную монету и вели морскую торговлю с дальними странами (Иран, Индия). Своего апогея политическая мощь Аксума достигла в IV в. В стране устанавливается самостоятельная, очень своеобразная культура. Складывается местный язык и письменность — гезе.

В строительном искусстве аксумиты превзошли своих учителей сабейцев. Они возводили дворцы и храмы, сооружали плотины и водохранилища, ставили монолитные мемориальные стелы и вотивные троны из тесаного камня. Рельеф стел точно воспроизводит особую технику кладки стен — вид ростверка, где ряды камня пронизаны вдоль и поперек деревянными связями. Закругленные концы поперечных связей выступают на неоштукатуренной поверхности фасада, как шляпки огромных гвоздей. Цоколи зданий, подпорные стены и облицовка водохранилищ выводились регулярной кладкой насухо из тесаного камня (рис. 2).

Древняя столица Аксум (рис. 3), ныне небольшой городок, полна воспоминаниями прошлого. Границы древнего Аксума не установлены. Величавые здания разрушены, тут и там среди современных построек выступают из-под земли массивные каменные плиты, остатки ступеней, базы колонн.

3. Древний Аксум. План: 1 — Такха Мариам; 2 — Енда-Семон; 3 — Енда-Микаэль; 4 — священный округ Дабтара; 5 — собор Марии Сионской; 6 — вотивные троны; 7 — стелы (гигантская стела помечена крестом); 8 — цистерна для сбора дождевой воды

4. Аксум. Дворец Такха Мариам (частичная реконструкция плана); сечение колонн зданий Аксума; вотивные троны: а, б — в Аксуме; в — в Адулисе

В юго-западной части города сохранились фундаменты пяти дворцовых построек с симметричным планом. Устная традиция называет по имени три из них. Самый крупный дворец — Такха Мариам площадью 85 x 120 м — имел внутренние дворы и сотни залов (рис. 4). Близ входа стояла огромная каменная статуя втрое больше натуральной величины (сохранился постамент со следами ступней). Два других дворца — Енда-Семон и Енда-Микаэль — квадратные в плане, без двора, значительно уступали первому по размерам (Енда-Микаэль — около 30 x 30 м). Для построек Аксума характерно ступенчатое очертание стен, расчлененных выступами и лопатками, раскреповка углов наподобие башен, квадратное или фигурное сечение колонн. Многоэтажные дворцы едва ли уступали в роскоши убранства аравийскому Гумдану.

Самое замечательное в Аксуме — монолитные каменные стелы, которыми усеяны древние некрополи города и его окрестностей. Сохранились лишь некоторые, не самые высокие из них, но и они поражают воображение. Стелы группируются в трех районах города. Самый значительный некрополь начинается севернее священного квартала Дабтара и тянется цепочкой к северо-востоку; другая, менее значительная группа расположена к юго-западу от города; стелы третьей немногочисленной группы сосредоточены у входа в город со стороны Адуи.

Гладкие или орнаментированные стелы достигали значительной высоты. Привлекает внимание тип стел, имитирующих облик многоэтажной башни: внизу углублена дверь, выше чередуются ярусы обрамленных деревянными связями окон и ряды кружков, передающие черты характерной кладки ростверком. Полукруглое навершие отмечено эмблемой Луны, — здесь закреплялись некогда бронзовые символические орнаменты. Стел этого типа насчитывается семь (все в первом некрополе). Но лишь одна поднимается невредимая на высоту своих 23 м. Другая вывезена в Рим и установлена перед аркой Константина. Третья, 12-ярусная 37-метровой высоты лежит разбитая на куски (рис. 5). В таком же состоянии еще три стелы. От седьмой сохранились лишь два фрагмента. Сечение этих монументов прямоугольное (основание гигантской стелы 2,35 x 3,84 м). Они устанавливались на каменную плиту со ступенями; у их подножия размещался жертвенный алтарь. Главные стелы высились на широких террасах, обрез которых укреплялся кладкой из тесаного известняка.

Обелиски Древнего Египта далеко уступают по высоте стелам Аксума.

5. Аксум. Гигантская стела (реконструкция) 6. Аксум. Церковь Абба Панталеона. Каменная решетка окна

На восточном краю города, у подножия холма Бьет Гиоргис, выделен кольцом ограды священный округ, посреди которого стоял некогда языческий храм. Внутри ограды близ входа четкой линией выстроились троны судей, а несколько далее — царский и епископский троны. Всего их здесь было 15. Вытесанные из плит известняка, они подняты на постаментах со ступенями. Каждый из этих памятников содержал перечень побед того или иного правителя, отмеченных высеченными в камне надписями. После особенно значительных побед цари посвящали трон божеству. Некоторые были накрыты балдахинами на каменных столбах (см. рис. 4). К юго-востоку от города, вдоль дороги на Адую, стоят остатки других десяти тронов.

В 40-х годах IV в., намного раньше, чем в императорском Риме, Аксум принял в качестве государственной религии христианство. Языческие храмы разрушали и воздвигали над ними церкви. Так появился среди священной ограды Аксума собор Марии Сионской. В современном виде это — трехнефная базилика XVII в., но первоначально постройка была, по-видимому, пятинефной. Собор высится на древней платформе; от старого здания найдены фрагменты резного по камню растительного орнамента и зооморфных водосливов. В окна церкви были вставлены каменные решетки (остатки подобной решетки с рисунком креста сохранились в окне церкви Абба Панталеона близ Аксума; рис. 6).

В северном конце города, у подножия холма, высечена в скале цистерна, куда собиралась дождевая вода со склонов. Этот водоем обеспечивал город водой.

В труднодоступных местах, на островах озера Тана и на скальных возвышенностях возникали монастыри.

Монастырь Дебра Дамо лежит на одиноком обрывистом плато, куда можно подняться только по веревке. Благодаря этому и сохранился интереснейший памятник раннего средневековья — монастырская церковь (рис. 7 и 8). Постройка находится в западной части плато, по которому рассеяны кельи монахов, жилище настоятеля, школа и выбитые в скале цистерны.

7. Дебра Дамо. Монастырская церковь. Внутренняя стена нартекса; продольный и поперечный разрезы

8. Дебра Дамо. Монастырская церковь: резные филенки потолка

Конструкции церкви роднят архитектуру Дебра Дамо с древним зодчеством Аксума. Стены, сложенные беспорядочно из мелкого рваного камня на глине, укреплены через 50—60 см внутри и снаружи продольными деревянными связями, составляющими вместе с поперечными ригелями кладку-ростверк. Закругленные концы ригелей выступают примерно через полметра. Эта деталь получила в литературе образное название «обезьяньих голов». Коробки дверных и оконных проемов также образуют клетку с ригелями, дополняемую по оси стены более узкой рамой. Двери вращаются на шипах, укрепленных в гнездах порога или специального бруса позади порога. Части нехитрой конструкции — обвязка, снабженная простейшим орнаментом (насечкой и валиком), незатейливые козырьки с имитацией сухариков, выпуклые головки ригелей, напоминающие шляпки огромных гвоздей,— сообщают архитектуре пластичность и скульптурную выразительность. Углы здания сложены из тесаных плит, фундамент из дикого камня заложен на глубину около 1,5 м (вплоть до скального основания).

Если мысленно отбросить пристроенные с востока и севера явно более поздние части, то мы получим здание с четким планом, где ясно читаются нартекс, трехнефный зал с двумя рядами квадратных в сечении каменных столбов и на востоке прямоугольное алтарное помещение с двумя приделами по сторонам. Принцип такой планировки с разбивкой алтарной части на три прямоугольные камеры тот же, что в христианских церквах сасанидского Ирана. Выделенная в западной части лестница вела на хоры, связанные с помещениями 2-го этажа над алтарной частью. Двойному парадному входу отвечает такая же дверь среднего нефа. По обеим сторонам входа на фасад выходили оконца с вырезанными из дерева парными арочками, разделенными импостом. Алтарное помещение открывается в зал деревянной, слегка подковообразной аркой. Каменные столбы зала несут деревянные архитравы и фриз, разделенный стойками и ригелями на квадратные кассеты с несложным орнаментом. Архитектура Аксума не знала конструктивных арок и сводов, но они имитировались из дерева; потолок среднего нефа, подшитый к деревянным стропилам, опирается на деревянные арки. Земляная кровля слегка наклонена на два ската.

Композиция здания проста и ясна, детали целесообразны, архитектура в целом глубоко самобытна. Самое замечательное в церкви — деревянный потолок нартекса, разбитый на резные кассеты с геометрическим и растительным узором, изображениями зверей и птиц в геральдической трактовке. В рисунке и тематике резьбы заметны коптское влияние, связи с кругом античных и древневосточных (особенно сасанидских) представлений.

Ветхая церковь в Асмаре, несмотря на позднейшие дополнения и разрушения алтарной части, планом, размерами и конструкциями напоминает церковь Дебра Дамо. Но колонны зала — круглые в сечении (единственный известный образец в архитектуре Аксума); они стоят в два ряда по шести так тесно, что интерколумний равен всего полутора диаметрам, капители заменяют деревянные подушки. Оштукатуренная верхняя часть стен над проемами была покрыта живописью на библейские темы, а над вестибюлем переброшена арка с остатками росписи красно-желтых тонов, изображавшей заключенные в круг фигуры животных. Деревянные капители несущих арку пилястр имеют вид широких консолей с резьбой растительного узора, близкого по стилю к некоторым филенкам потолка в Дебра Дамо (рис. 9).

9. Асмара. Старая церковь. Деревянная капитель пилястры и деталь южной стены

Эти два памятника могут быть отнесены по стилистическим данным к VI—VII вв. Устная традиция связывает церковь Дебра Дамо с именем одного из последних аксумских царей — Калеба. В позднем Аксуме появились и скальные церкви, которыми впоследствии прославилась Лалибела. Тому же Калебу приписываются две церкви в районе Билбала. Две другие — Йекка Микаэль и Адад Мариам — находятся к югу от Аддис-Абебы.

Имя Калеба упоминается также в связи с одной из руин Аксума. На западной окраине города видны остатки двух стоящих на платформе базиликальных святилищ, под которыми были укрыты склепы с саркофагами. Симметричный и величавый ансамбль составлял некогда лишь входную часть, как бы пропилеи, какого-то огромного комплекса. В народе эти руины известны под названием гробницы Калеба и Габра Маскаль.

После Калеба начался упадок Аксума. Первый удар был нанесен сасанидом Хосровом, отторгнувшим южную Аравию. Губительными были распространение ислама и захват Египта и Судана арабами, вызвавшие изоляцию Аксума. Пути в Индию были перекрыты. Политическая и экономическая слабость государства вызвала его внутренний распад. Еще не ясны обстоятельства, при которых были разрушены дворцы и храмы Аксума, казалось бы, построенные на века. Но даже остатки некогда мощных и своеобразных сооружений заставляют преклоняться перед своеобразием мышления и мастерством аксумских зодчих.

Архитектура Эфиопии сильно отличается от региона к региону. На протяжении многих лет он включал различные стили и методы.

D`mt (приблизительно 800-400 до н.э.)
Наиболее известным зданием периода в регионе является разрушенная восьмиэтажная башня 8-го века до н.э. в Йехе в Эфиопии, считающаяся столицей Д’т. В этот период особенно преобладала кладка Ашлара, благодаря южноаравийскому влиянию, где стиль был чрезвычайно распространен для монументальных структур.

Аксумская архитектура
Аксумская архитектура процветала в регионе с 4-го века до нашей эры. Он сохранялся даже после перехода от династии Аксумитов к династии Загве в 12 веке, о чем свидетельствуют многочисленные аксумские влияния в средневековых церквях Лалибелы и вокруг них. Стела (hawilts), а затем целые церкви были вырезаны из отдельных блоков скалы. Позднее это было эмулировано в Лалибеле и во всей провинции Тиграй, особенно в ранне-средневековый период (в 10 и 11 веках в Тиграе, в основном в 12 веке вокруг Лалибелы). Другие монументальные сооружения включают массивные подземные гробницы, часто расположенные под стелами. Среди наиболее впечатляющих пережитков – гигантские стелы, один из которых, теперь упал (ученые считают, что он упал во время или сразу после эрекции), является самой крупной монолитной структурой, когда-либо построенной (или пытавшейся воздвигнуть). Другие известные структуры, использующие использование монолитов, включают в себя гробницы, такие как «Гробница ложной двери» и гробницы Калеба и Гебре Мескеля в Аксуме.

Большинство структур, однако, как дворцы, виллы, дома простого человека и другие церкви и монастыри, были построены из чередующихся слоев камня и дерева. Выступающие деревянные опорные балки в этих структурах называются «обезьяньими головами» и являются основным продуктом аксумской архитектуры и признаком аксумского влияния в более поздних структурах. Некоторые примеры этого стиля имели побеленные экстерьеры и / или интерьеры, такие как средневековый монастырь 12-го века Йемреанна Крестош возле Лалибелы, построенный во время династии Загве в аксумском стиле. Современными домами были однокомнатные каменные сооружения, или двухэтажные квадратные дома, или круглые дома из песчаника с базальтовыми основами. Виллы, как правило, были от двух до четырех этажей высотой и построены на растянутых прямоугольных планах (ср. Дунгур). Хорошим примером сохранившейся аксумской архитектуры является монастырь Дебре Дамо с VI века.

Династия Загве
Эфиопская архитектура продолжала расширяться от аксумского стиля, но также включала новые традиции с расширением эфиопского государства. Стили включали больше деревянных и круглых структур в архитектуре простолюдина в центре страны и на юге, и эти стилистические влияния проявлялись в медленном строительстве церквей и монастырей. На протяжении всего средневекового периода сохранилась аксумская архитектура и влияния и ее монолитная традиция, с ее сильным влиянием в раннем средневековье (поздний аксумитский) и период Загве (когда были вырезаны церкви Лалибелы). На протяжении всего средневекового периода, и особенно с X-XII веков, церкви были высечены из камня по всей Эфиопии, особенно во время самого северного региона Тиграй, который был сердцем Аксумской империи. Тем не менее, скальные церкви были найдены на юге, как Адади Марьям (15 век), примерно в 100 км к югу от Аддис-Абебы. Самым известным примером эфиопской скалистой архитектуры являются 11 монолитных церквей Лалибелы, вырезанных из красного вулканического туфа, найденного по всему городу. Хотя более поздние средневековые агиографии связывают все 11 структур с одноименным Королем Лалибелой (город назывался Роха и Адефа до его правления), новые свидетельства свидетельствуют о том, что они, возможно, были построены отдельно в течение нескольких столетий, и только некоторые из них более поздние церкви были построены под его царствованием. Археолог и эфиопсиант Дэвид Филлипсон постулирует, например, о том, что Бете Гебриэль-Руфаэль был построен в очень раннем средневековье, иногда между 600 и 800 годами н. Э., Первоначально как крепость, но позже превратился в церковь.

Гондаринская архитектура
В раннем современном периоде поглощение новых разнообразных влияний, таких как барокко, арабский, турецкий и индийский стиль Гуджарати, началось с прибытия португальских миссионеров-иезуитов в XVI и XVII веках. Португальские солдаты первоначально пришли в середине 16-го века в качестве союзников, чтобы помочь Эфиопии в борьбе с Адаль, а затем иезуиты пришли в надежде превратить страну. Некоторое турецкое влияние, возможно, вошло в страну в конце 16-го века во время войны с Османской империей (см. Хабес), что привело к увеличению строительства крепостей и замков. Эфиопия, естественно, легко защищаемая из-за ее многочисленных амбас или плоских гор и прочного ландшафта, дала малое тактическое использование со структур в отличие от их преимуществ в плоской местности Европы и других районах, и поэтому до этого момента мало развивались традиции. Замки были построены, особенно начиная с царствования Сарса Денгеля в районе озера Тана, а последующие императоры сохранили эту традицию, в результате чего в недавно созданном капитале (1635 г.) Гондар возникло создание королевской ограды замков Фазиль Гебби. Император Susenyos (r.1606-1632) обратился в католицизм в 1622 году и попытался сделать его государственной религией, объявив его как таковой с 1624 года до его отречения; за это время он нанял арабов, Гуджарати (привезенных иезуитами) и иезуитских масонов и их стилей, а также местных масонов, некоторые из которых были Бета-Израиль. С правлением его сына Фасилида большинство из этих иностранцев были высланы, хотя некоторые из их архитектурных стилей были поглощены преобладающим эфиопским архитектурным стилем. Этот стиль династии Гондарин сохранялся в течение 17 и 18 веков, особенно, и влиял на современные стили 19-го века и позже.

Апокалипсис Петра (эфиопская версия)

Глава 1
1 И когда сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему те, кто были с Ним, и молили Его, и просили Его, говоря: Возвести нам, каковы признаки Твоего пришествия и кончины мира, дабы знали мы и заметили время Твоего пришествия и научили грядущих за нами, которым мы проповедуем слово Твоего благовестия и которых вводим в Твою Церковь, дабы они, когда услышат, обратили внимание и заметили время Твоего пришествия.
2 И Господь наш отвечал нам, говоря: Берегитесь, чтобы не прельстили вас, и чтобы не усомнились вы и не стали служить иным богам.
3 Многие придут под именем Моим, говоря: Я Христос.
4 Не верьте им и не сближайтесь с ними.
5 Ибо пришествие Сына Божия не явится приметным образом, но как молния, сияющая от востока до запада, так Я приду на облаке небесном с великим воинством во славе Моей.
6 Крест Мой будет идти пред лицем Моим, и так приду Я во славе Моей.
7 В семь раз ярче солнца буду сиять Я, и так приду Я во славе Моей с Моими святыми, с Моими ангелами, когда возложит Отец Мой венец на главу Мою, дабы судил Я живых и мертвых, и воздам каждому по делам его.

Глава 2
1 Вы же возьмите подобие от смоковницы: когда появятся у нее листья и все ветви ее станут мягкими, наступит конец мира.
2 И я, Петр, отвечал Ему и сказал: Объясни мне о смоковнице, и как узнаем мы это, ибо все свои дни дает листья смоковница, и каждый год приносит она плод свой хозяевам своим. Что же значит подобие о смоковнице? Мы не знаем этого.
3 И отвечал мне Учитель и сказал мне: Ты не понимаешь, что смоковница есть дом Израилев? Человек насадил смоковницу в саду своем, она же не приносила плода. И он искал плодов ее долгие годы.
4 И не обретя их, сказал он сторожу сада: «Вырви эту смоковницу, дабы не делала она нашу землю неплодородной!»
5 И сказал садовник Богу: «Мы, слуги, очистим ее от сорной травы, и окопаем землю возле нее, и польем ее водой. Если же и тогда не принесет она плода, тотчас удалим ее корни из сада и посадим другую на ее место».
6 Не понял ты, что смоковница есть дом Израилев? Истинно говорю тебе, когда в конце ветви ее станут мягкими, придут лжехристы и возбудят надежду, говоря: «Я Христос, уже являвшийся в мир».
7 И когда увидят они, что злы дела их, отвернутся от них и прославят того, которому возносили хвалу наши отцы, распявшие первого Христа и тяжко тем согрешившие. Но этот лживый не есть Христос.
8 И когда станут они его проклинать, будет он убивать мечами, и будет множество мучеников.
9 Тогда станут ветви смоковницы, сиречь дома Израилева, мягкими, но многие станут от руки его мучениками, они умрут и станут мучениками.
10 Енох и Илия будут посланы, чтобы научить их, что это обольститель, который придет в мир и должен дать знамения и чудеса, чтобы прельстить.
11 И потому станут те, кто умер от руки его, мучениками и причислены будут к добрым и праведным мученикам, угодившим Богу в жизни своей.

Глава 3
1 И явил Он мне в деснице Своей души всех людей и на правой ладони Своей образ того, что должно свершиться в последний день: то, как будут разделены праведники и грешники, и каковы будут праведные сердцем, и как будут злодеи истреблены на все века.
2 Мы видели, как плакали грешники в великой скорби и печали, пока не заплакали все, кто видел их своими глазами, — будь то праведники, ангелы или Он Сам.
3 Я же вопросил Его и сказал Ему: Господи, позволь мне сказать об этих грешниках слово Твое: «Лучше было бы им не родиться».
4 И отвечал мне Спаситель и сказал мне: О Петр, отчего ты говоришь так — «лучше было бы им не родиться»? С Богом споришь ты.
5 Не можешь ты жалеть подобие Его более, чем Он. Ибо Он создал их и привел туда, где не было их прежде.
6 Оттого огорчилось сердце твое, что видел ты скорбь, которая поразит грешников в последние дни, но Я покажу тебе дела их, коими согрешили они против Всевышнего.

Глава 4
1 Посмотри теперь, что поразит их в последние дни, когда придет день Бога.
2 И будут в день суда Божия все люди собраны от востока до заката пред Отцом Моим, вечно живым, и Он повелит аду, чтобы отверз он свои стальные засовы и отдал все, что есть в нем.
3 И диким зверям и птицам повелит Он, чтобы отдали они все мясо, которое съели, ибо пожелает Он, чтобы вновь стали видимы люди.
4 Ибо для Бога ничто не умирает, и ничто не бывает невозможно для Него, ибо все Его.
5 И все будет в день суда по слову Божию, и все происходит, как Он сотворил мир и все, что в нем, — повелел Он и все стало — так же будет и в последние дни, ибо для Бога все возможно, и так говорит он в Писании:
6 «Сын человеческий, изреки пророчество о разделенных костях и скажи костям: кости к костям в члены, мышцы, жилы, плоть и кожу и волосы на ней».
7 И душу и Дух даст им великий Уриил по велению Бога.
8 Ибо Господь призвал его для служения в день суда при воскресении мертвых.
9 Смотрите и вспомните о семенах, посеянных в землю. Сухими и бездушными сеют их в землю.
10 И прорастают они, приносят плод, и землю возвращает их как доверенный залог.
11 И то, что умирает, что сеется в землю как семя, оживает и возвращается к жизни, — это человек.
12 Насколько же больше воскресит Бог из тех, кто верит в Него и кто избраны Им, ради которых создал Он землю, в день суда, и все вернет земля в день суда, ибо она будет также судима в тот день, и небо с нею.

Глава 5
1 И будет в день суда тем, кто отпали от веры в Бога и сотворили грех: огненные водопады польются, тьма и мрак наступят и оденут и окутают собою весь мир, и воды обратятся в пылающие угли, и все на земле будет гореть, и море станет огнем, и под небом будет пламя жестокое, которое не погаснет, но хлынет к суду гнева.
2 И звезды расточатся от пламени огненного, словно бы и не были они сотворены, и тверди небесные прейдут от недостатка воды и станут как несотворенные.
3 И будут молнии на небе, и колдовство их испугает мир. И дух трупный будет им подобен и станет по велению Бога пламенем.
4 И когда все творение уничтожится, побегут люди, что на востоке, на запад, а те, что на западе, — на восток; а те, кто на юге, побегут на север, те же, кто на севере, — на юг, и повсюду встретит их гнев ужасного огня.
5 И погонит их пламя неугасимое, и принесет их к суду гнева ручьем неугасимого пламени, что течет и одновременно огонь в том ручье пылает; и оттого, что разойдутся в кипении волны его, великий скрежет зубов будет у сынов человеческих.

Глава 6
1 И узрят все, как Я сойду на вечно сияющем облаке и ангелы Божий, кои воссядут со Мною на престоле славы Моей одесную Отца Моего небесного.
2 И наденет Он венец на Мою главу.
3 И когда узрят это народы, восплачут они, каждый народ в отдельности.
4 И повелит Он им, дабы пошли они в огненный ручей, а дела каждого предстанут перед ними. И воздается каждому по делам его.
5 Что до избранных, делавших добро, придут они ко мне и не узрят огня, пожирающего смерть.
6 Но злодеи, грешники и лицемеры будут стоять в глубинах не исчезающей тьмы, и кара их — огонь, и ангелы принесут их грехи, и приготовят им место, где будут их казнить вечно, каждого по прегрешению его.
7 Ангел Божий Уриил принесет души тех грешников, что погибли в потопе, и всех, что жили во всех идолах, во всяком изваянии и всех изображениях тех, кого называли богами, на всех холмах, и на камнях, и у дорог.
8 И вместе с жилищами своими сгорят они в огне вечном.
9 И когда погибнут они с жилищами своими, будет над ними суд вечный.

Глава 7
1 (21) Но я увидел и другое место, напротив этого, совершенно мрачное. И было то место казни, и те, кого казнили там, и ангелы казнящие носили мрачные одежды, будучи одеты соответственно воздуху в этом месте.
2 (22) И некоторые были там подвешены за язык. Это были те, которые предали поруганию путь праведности, и под ними был огонь, который пылал и мучил их.
3 (23) И было там большое озеро, наполненное горящим илом, в котором стояли некоторые люди, отвернувшиеся от праведности, и ангелы мучили их.
4 (24) Но были там и иные: женщины, повешенные за волосы над этим кипящим илом. Это были те, которые наряжались для прелюбодеяния. А те мужи, которые сошлись с ними и запятнали себя прелюбодеянием, были подвешены за ноги, и головы их были в иле, и громким голосом кричали они: «Не думали мы, что попадем в это место».

Глава 8
1 (25) И видел я убийц и их сообщников, брошенных в ущелье, полное ядовитых червей, и мучимые ими, извивались они сами в муках. Черви же обрушивались на них словно темные тучи. А души убитых стояли рядом, взирали на казнь тех убийц и говорили: «О Боже, праведен суд Твой!»
2 (26) Вблизи этого места увидел я другое ущелье, в который сбегали гной и нечистоты мучимых, и становились они там озером. И сидели там женщины, которым гной доходил до шеи, и сидело напротив них множество детей, родившихся до срока, и плакали они. И исходило от них пламя огненное и поражало женщин в глаза. Это были те, которые зачали детей вне брака и изгнали их из чрева.
3 Другие мужи и женщины стоят выше их. И дети их стоят здесь напротив них в месте восторга.
4 И они вздыхают и вопиют к Богу о родителях своих: «Это те, которые оставили и прокляли и преступили заповеди Твои.
5 И убивали они нас и проклинали ангела, создавшего нас, и вешали нас.
6 И отняли они у нас свет, который Ты дал всем».
7 И молоко их матерей течет из грудей их и свертывается и дурно пахнет, и выходят оттуда звери, пожирающие плоть, и выходят они, обращаются и мучат их вечно с их мужами, ибо оставили они заповедь Божию и убивали своих детей.
8 Дети же их будут отданы ангелу Темелуху. И тех, которые убили их, будут вечно мучить, ибо того хочет Бог.

Глава 9
1 (27) А другие мужи и женщины стояли по воле ангела гнева Эсраила до середины своего тела в пламени, и были бросаемы в мрачное место и бичуемы злыми духами, и внутренности их пожирались червями неусыпными. То были те, которые преследовали праведных и предавали их.
2 (28) И были рядом с ними иные мужи и женщины, которые кусали свои губы, и мучили их и огненным железом сжигали им глаза. Это были те, кто хулили и предавали поруганию путь праведности.
3 (29) А напротив этих были снова иные мужи и женщины, которые откусывали языки свои и имели пламень огненный в устах своих. Это были ложные свидетели.
4 (30) А в другом месте были пылающие кремни, острее мечей и всяких копий; и мужи и женщины, одетые в грязные лохмотья, катались по ним в муках. Это были те, кто были богаты и полагались на богатство свое и не жалели сирот и вдов, но презирали заповедь Божию.

Глава 10
1 (31) В ином великом озере, полном гноя и крови и вскипающего ила, стояли мужи и женщины до колен. Это были те, кто давали деньги в рост и требовали проценты за проценты.
2 (32) Другие мужи и женщины, которых сбрасывали с высокого обрыва, падали вниз, после чего мучители их вновь заставляли их подниматься наверх, а затем вновь сбрасывали их вниз, и не было им отдохновения от этой муки. Это были те, которые осквернили тела свои, отдаваясь как женщины. А женщины среди них были те, которые вступали друг с другом в связь как мужи с женщинами.
3 (33) И было у обрыва того место, наполненное ангелом Эсраилом пламенем сильнейшим. И стояли там мужи, которые руками своими творили идолов вместо Бога. И были там иные мужи и женщины, державшие пылающие розги и бившие ими друг друга, и не было им никогда отдохновения от этой муки.
4 (34) А рядом с ними были еще иные мужи и женщины, которых жарили и пекли на вертелах. Это были покинувшие путь Божий.

Глава 11
1 И было другое место весьма возвышенное… мужи и женщины, совершившие преступление, катятся там вниз, в ужасное место.
2 И, упав в бушующее пламя, поднимаются они вверх и вновь падают вниз, и так повторяется все время. Такая казнь им навек.
3 Это те, которые не почитали отца и мать и отреклись от них по своей воле. За то им наказание вечное.
4 Затем приводит ангел Эсраил детей и дев, чтобы показать им казнимых. Казнятся они болью, подвешиванием и множеством ран, кои наносят им плотоядные птицы.
5 Это те, которые полагаются на грех свой, не слушаются родителей своих и учению отцов своих не следуют, а тех, кто старше их, не почитают.
6 С ними девы, они облекаются тьмою как одеждами, и сурово казнят их, разрывая их плоть.
7 Это те, которые не сохранили своего девства до времени вступления в брак, и претерпевая эту муку, получают они наказание за то.
8 И вот другие мужи и женщины, которые беспрестанно откусывают себе языки и в то же время терпят муку от огня вечного.
9 Это рабы, которые не были покорны своим господам. Такова казнь их навек.

Глава 12
1 И при этой казни слепые и немые мужи и женщины белых одеждах.
2 И сбиваются они в одну толпу и падают на угли огня неугасимого.
3 Это те, которые подают милостыню и говорят: «Мы праведны пред Богом», сами же праведности не имели.
4 Выводит ангел Эсраил из этой казни и ставит пред судом. Таков суд их.
5 Течет огненный ручей, и все судимые попадают в тот ручей. Ставит их туда ангел Уриил.
6 И есть тут огненные колеса, и мужи и женщины приковываются к ним силою вращения колес этих. И горят те, которые во рву. Это колдуны и колдуньи.
7 Этим колесам при каждом суде несть числа.

Глава 13
1 Потом привели ангелы Моих избранных и праведных, которые совершенны во всякой праведности, неся их на руках своих, и были одеты они в одежды жизни вечной.
2 И смотрят они на тех, кто ненавидел их, которые терпят казнь. Каждому по делам его и муки.
3 И все мучимые говорят в один голос: «Смилуйся над нами, ибо теперь познали мы суд Бога, который возвестил Он нам прежде, а мы не поверили».
4 И является ангел Тартарух и казнит их с еще большими муками и говорит им: «Теперь каетесь вы, когда нет более времени для покаяния и не осталось уже ничего от жизни».
5 И все говорят: «Праведен суд Божий, ибо мы слышали и познали, что благ Его суд, ибо карают нас по делам нашим».

Глава 14
1 Тогда дам Я избранным и праведным Моим крещение и спасение, о котором молили они Меня, в полях Ахеронтских, которые называют Элизий.
2 Украшают они цветами удел праведных, и Я пойду и возрадуюсь с ними.
3 Введу Я народы в вечное Царствие Мое и дам им Вечное, к коему устремил Я надежду их, Я и небесный Отец Мой.
4 Я сказал тебе это, Петр, и возвестил тебе.
5 Иди же в город западный на винограднике, который назову Я тебе… из рук Моего сына, который без греха, да святится дело его…
6 Ты же избран в надежде, которую велел Я надеяться тебе.
7 Итак, посылаю я в мир послание мое с миром.
8 Ибо возрадовался исток слов Моих, надежда жизни, и внезапно спасен мир.

Глава 15
1 Многие из них будут лжепророками и станут учить путям и различным уставам погибели.
2 Но то будут сыны погибели.
3 И тогда Бог придет к моим верным, — алчущим, жаждущим и притесняемым — и в этой жизни испытают души их, сынов же беззакония будет судить Он.
4 И продолжал Господь и сказал: Пойдем на гору, будем молиться.
5 Мы же, двенадцать учеников, пошли с Ним и просили Его показать нам одного из праведных братьев наших, которые ушли из мира, дабы видели мы, каковы они обликом, утешились бы и могли ободрить людей, слушающих нас.
6 И когда мы молились, явились внезапно двое мужей, стоящих пред Господом, на которых мы не могли смотреть.
7 Ибо исходило сияние от лиц их, как от Солнца, и одежда их светилась так, как еще никогда не видело око человеческое.
Ибо и великолепия, коим были они облачены, и красоты лика их не могут описать ничьи уста и ничье сердце измыслить не может.
8 Увидев их, ужаснулись мы, ибо тела их были белее всякого снега и краснее всякой розы.
9 И красное было на них смешано с белым, и я просто не могу описать красоты их.
10 Ибо и волосы были у них волнистые и приятные видом и обрамляли лица и плечи их словно один венок, сплетенный из цветов нара и пестрых цветов, или словно радуга в эфире.
Столь благолепен был облик их.
11 Увидев их красоту, ужаснулись мы пред ними, когда внезапно явились они.
12 И приступил я к Господу и сказал: Кто сии?
13 И говорит Он ко мне: Это Моисей и Илия, братья ваши праведные, облик которых желали увидеть вы.
14 Тогда сказал я Ему: А где Авраам, Исаак, Иаков и все праведники, и как устроен тот век, в котором находятся обладающие такою славой?
15. И показал мне Господь обширное место вне мира сего, которое все сияло светом, и воздух там пронизывали солнечные лучи, и сама земля цвела неувядающими цветами и была полна пряностей и растений, превосходно цветущих и не увядающих и дающих благословенные плоды.
16 Столь сильным был аромат цветов, что он доносился оттуда даже до нас.
17 Жители того места были облечены в светящиеся ангельские одежды, и одежда их была подобна месту, где пребывали они.
18 И ангелы ходили среди них.
19 Все тамошние жители имели равный блеск, и единым голосом славили они Господа Бога, радуясь в том месте.
20 Тогда говорит нам Господь: Сие есть место братьев ваших, первосвященников, праведных людей.

Глава 16
1 И возрадовался я и помыслил, что понял написанное в книге Господа моего Иисуса Христа.
2 И сказал я Ему: Господи, хочешь ли, чтобы сделал я здесь три кущи: одну тебе, одну Моисею, одну Илии?
3 И сказал Он мне во гневе: Сатана ведет борьбу против тебя, и затуманил он твои мысли, и блага мира сего одолевают тебя.
4 Должны быть отверсты глаза твои, и уши должны раскрыться, дабы… …не рука человеческая сотворила кущу, но сотворил ее небесный Отец Мой для Меня и для избранных.
5 И смотрели мы на нее, полные радости.

Глава 17
1 И вот, внезапно низошел голос с неба и сказал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение и заповеди Мои…
2 И низошло столь великое и совершенно белое облако на головы наши и унесло Господа нашего и Моисея и Илию.
3 И задрожал я и ужаснулся, и воззрели мы ввысь, и разверзлось небо, и увидели мы людей во плоти, и подходили они и приветствовали Господа нашего и Моисея и Илию и шли на второе небо.
4 И исполнилось слово Писания: «Род сей ищет Его и ищет лица Бога Иакова». И великий страх и ужас наступил в небе.
5 Ангелы собирались вместе, да исполнится слово Писания, говорящее: «Отворите врата, князья!» И тогда закрылось небо, разверзшееся прежде.
6 И мы молились и сошли с горы, славя Бога, вписавшего имена праведных на небесах в Книгу Жизни.

Этот один из самых ранних христианских апокрифов был создан в начале II в. и долгое время — до того, как сформировался канон Нового Завета — признавался многими верующими подлинным произведением Апостола Петра. Канон Муратори (конец II в.) признает его наравне с Откровением Иоанна, правда, с оговоркой, что этот текст «некоторые из наших не хотят читать в церкви». В «Истории Церкви» Евсевия Кесарийского (III, 25), написанной в первой половине IV в., Откровение Петра уже отнесено к подложным писаниям.

Во всяком случае, апокриф пользовался широкой известностью у ранних христиан. Однако впоследствии текст его был утрачен и только в конце XIX в. в Египте обнаружили фрагмент «Откровения» на языке оригинала — греческом. В начале XX в. был найден и опубликован полный текст апокрифа на эфиопском языке.

Editio princeps (полный текст) в издании: S.Grebaut. Revue de 1’Orient Chretien, 1910.

Перевод выполнен по изданию: E.Hennecke. Neutestamentliche Apokryphen in deutscher Ubersetzung. Bd. 2. Tubingen, 1964.

В той части памятника, которая сохранилась на обоих языках, имеются довольно существенные различия, и в предлагаемом переводе предпочтение отдано греческому тексту, но кое-что дополнено по эфиопской версии. Остальная, большая, часть перевода выполнена по эфиопскому тексту