Фильм поп 2009

Фильм о Самарском чуде

Съемки новой картины Александра Прошкина «Чудо» по сценарию Юрия Арабова начались 1 марта в Тульской области. В основу фильма положены реальные события, произошедшие в Самаре в 1956 году и известные как «Стояние Зои».
В фильме снимаются Константин Хабенский, Сергей Маковецкий, Полина Кутепова, Мария Бурова (дебют), Анна Уколова.
«Идею подал известный сценарист Юрий Арабов, который очень интересуется Православной тематикой. Фильм скорее затронет нравственные проблемы, чем духовные. Главная идея: пока мы способны воспринимать чудо — мы живы», — говорит режиссер ленты Александр Прошкин.
Героиня фильма на празднике, не дождавшись своего суженого, приглашает на танец… Николая Угодника. Хватает икону да с ней и застывает. Жители провинциального города напуганы этим необычайным событием, которое становится объектом тщательного расследования на самом высоком уровне.
Фильм выйдет на экраны в 2009 году.

Итак, фильм о самарском чуде…
Нравится это нам или нет — вскоре мы увидим на экране ту, чей поступок когда-то потряс всю Самару (в то время Куйбышев): девушку Зою, пытавшуюся протанцевать с иконой Николая Угодника в руках. И люди, еще пару десятилетий назад переписывавшие от руки безхитростные слова из народной повести об «окаменевшей отроковице» про «молоньи», поразившие дерзкую богохульницу и приковавшие ее к полу, теперь увидят киноверсию чуда. В исполнении кинозвезд первой величины.
Станет ли этот фильм событием для страны? Как стала им история молоденькой Зои Карнауховой, рабочей трубочного завода, дерзнувшей станцевать с иконой Святителя Николая? Покажет время.
После успеха фильма «Остров» стало ясно — церковная тема не просто востребована, нет, это еще слабо сказано: публика просто-таки жаждет церковного кино. Вот что сказал об этом Юрий Арабов, курировавший работу своего ученика Д. Соболева, сценариста фильма «Остров»: «Никогда и никто еще не видел на экране жизнь батюшки, тем более юродивого. История о священнике оказалась очень востребована обществом. Можно написать сценарий значительно лучше «Острова», и он ни на мизинец не приблизится к славе».
И когда сюжет про старца-экзорциста оказался отработанным, надо искать какой-то другой поворот. Не менее зрелищный. Вот почему фильм о самарском чуде будет создаваться в жанре драматического триллера… То есть с ужасами, спецэффектами, конечно же, с «танцем Зои»… А как же без этого? То есть на грани кощунства. И хорошо еще, если только на грани… Возможен ведь и выход «за грань».
Но, думаю, последнего не случится. Слишком серьезные и талантливые люди, настоящие мастера, взялись за это непростое дело — пересказать на киноязыке все те драматические события, о которых помнит наш город. Знают Православные люди по всей стране. Режиссер Александр Прошкин известен по замечательной экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» (фильм этот хотя и не о духовенстве, не о чудесах и знамениях — но его можно считать явлением подлинно Православного кино!), а сценарий будет писать все тот же Юрий Арабов. Его знаем по жутковатому, но смелому и тонкому «Господину оформителю» и по тому же «Живаго».
Хабенский… Но какой современный фильм обходится без Константина Хабенского? Маковецкий тоже, безспорно, кинозвезда первой величины. А сомнительная «честь» изображать Зою выпала замечательной актрисе Полине Кутеповой («Орел и решка», «Мелкий бес»).
Поглядим, как разыграют они для нас эту драму.
Думаю, само самарское чудо постоит за себя. Независимо от того, с какими целями приступают к работе «мастера кино», сама непостижимая «логика» подлинного Божьего чуда ввернет их в свою орбиту и заставит с собой считаться. Раз о чуде за пятьдесят лет не забыли (а что не забыли — знаю точно: чуть ли не каждую неделю приходится отбиваться от звонков журналистов из самых разных изданий — теперь в основном столичных, желающих написать про «Чудо о Зое»), значит, нравственный потенциал этого чуда все еще далеко не исчерпан. И есть живые души, в которых это чудо пробудит веру или укрепит ее. Ради них и стоит делать картину.
А уж как авторы справятся с задачей — поживем-увидим.
Пока же лишь ясно одно: сюжет о девушке Зое вышел из разряда «самарских преданий» — и продолжает свое служение. Уже в масштабе страны. И это само по себе уже чудо — быть может, по-своему не меньшее, чем то, которое произошло с реальной Зоей, в реальном времени. На улице Чкаловской, 86.
Наверное, потому и до сих пор не открыты все детали и факты «стояния Зои Куйбышевской» — чтобы оставался ореол таинственности и недосказанности на тех событиях. Чтобы чудо это было не просто жутким и необъяснимым фактом, а еще и притчей — о каждом из нас.
…А пока я обдумывал эту рецензию на еще не отснятый фильм, жизнь вдруг подбросила еще одну черточку к «сценарию». В Православный магазин на улице Радонежской пришла немолодая женщина, Пелагея, и слово за слово рассказала продавщице о том, как еще тринадцатилетней девочкой бегала она во время «Стояния Зои» на улицу Чкаловскую. Вместе со всеми уворачивалась от конной милиции, не уходила, требовала, чтобы ее впустили в дом, показали «окаменевшую Зою»…
— Мы даже на ночь не расходились, — вспоминала Пелагея. — И было хорошо слышно, как из дома на Чкаловской доносились громкие стоны-завывания окаменевшей Зои… Жуткий стон ее эхом разносился по тихому ночному городу… Этих стонов мне не забыть…
…И как бы художественно ни «стенала» в фильме актриса-«Зоя», вряд ли у нее получится так же убедительно и страшно, как это было на самом деле. Ведь еще живы люди, которые могут сравнить реальность с игрой.

Антон Жоголев
«Это чудо – призыв к покаянию…»
Протоиерей Игорь Соловьев, настоятель самарского храма во имя святого мученика Иоанна Воина (в этом храме хранится единственная икона Святителя Николая с клеймами, на которых изображены события «Стояния Зои»):
— Чудо «Стояния Зои» в Самаре было явлено Господом ведь не ради того, чтобы удивить людей. Оно произошло в пятидесятых годах, когда в стране началось очередное, так называемое «хрущевское», гонение на Церковь. Это чудесное событие очень отрезвляюще подействовало на народ, который вдруг вспомнил о Боге и пошел в храмы. Возможно, сейчас основными прихожанами наших церквей и соборов как раз и являются те самые девчушки, а сейчас уже бабушки, бегавшие в то время на улицу Чкаловскую увидеть своими глазами застывшую Зою.
Профессионалам, которые берутся за съемки этого нового фильма, очень важно не превратить свою работу в театральную постановку. Вообще само то чудо, о котором мы сегодня говорим, было ведь большой трагедией в первую очередь для самой окаменевшей Зои, для окружавших ее людей. И чудо состоялось не в том, что девушка после своего невероятно кощунственного поступка застыла, превратилась в изваяние, то есть была наказана, нет. Ведь при очень большом желании можно было отыскать кучу медицинских обоснований такого ее состояния — паралич, например. А чудо прежде всего в том, что девушка получила от Господа прощение через самого Святителя Николая, который явился к ней спустя сто двадцать восемь дней (!) ее стояния. И это явленное самарцам чудо, несомненно, было дано для укрепления нашей веры, для вразумления нас, грешных, в том, что Господь не просто Наказатель и Строгий Судия, — Он прежде всего ждет от нас чистосердечного, искреннего покаяния! Актерам, которые станут «обыгрывать» это неординарное событие, думаю, придется нелегко. Надеюсь, что они верующие люди, а иначе не стоит и браться за столь серьезное дело. В удачном, считаю, фильме Павла Лунгина «Остров» тоже показано чудо, но там это сыграно без спецэффектов, выдержанно, спокойно. Думаю, и здесь лучше обойтись без применения каких-то особых зрелищных приемов, лучше глубже показать игру актеров, их душевные переживания.
Если же картина не будет сконцентрирована на духовной стороне чуда «Стояния Зои», а будет рассказывать о жизни, о нравственном состоянии общества в то время и сегодня, — думаю, тоже будет неплохо. Главное — как, с какими мерками подойти к этой очень ответственной теме. К «Стоянию Зои» следует отнестись не как к чему-то сверхъестественному, как это было в одной из передач на канале ТНТ, а как к тому, что Господь нас призывает: «Се, близ при дверех». Что Господь протягивает нам Свою руку для нашего же с вами спасения. Сейчас издается много книг о Православных чудесах XX и XXI веков, в них можно найти описание таких чудес, на фоне которых «Стояние Зои» не будет сильно выделяться. Думаю, создатели фильма уже взяли благословение священства на свою работу. Еще хотелось бы сказать несколько слов той актрисе, которая будет исполнять роль Зои. Она должна быть верующим человеком и понимать, что ее игра, ее работа — не только лишь передача каких-то ощущений, а что называется, «рука Господня на мне», что «Господь меня коснулся». Важен этот самый момент сильного впечатления от общения с Божьим чудом. Девушка ведь не просто окаменела, ее душа была вызвана ТУДА! Тело стояло, а дух пребывал в общении с Богом, со святыми, с Ангелами, ей были показаны и геенна огненная, и райские кущи. Думаю, что такие глубокие моменты внутренних переживаний может передать только верующий человек, и для этого нужна большая внутренняя подготовка.

«Чудо сыграть невозможно»
Владимир Ильич Осипов, член Союза писателей России, режиссер, автор документального фильма «Стояние Зои» (2001 г.):
— Снимать игровой фильм о церковном чуде, таком, например, как «Стояние Зои», считаю просто недопустимым. Для того, чтобы художественно воссоздать, воспроизвести на экране события тех давних лет, режиссеру придется что-то додумывать, привносить свое, собственное видение той потрясшей весь город истории, прорисовывать языком игрового кино многие никогда не существовавшие детали. И при этом очень легко «соскользнуть», отойти от той истины, которую в полной мере никто из нас не знает, то есть СОЛГАТЬ. Ведь это было событие таинственное, и многое нам в том чуде до сих пор не открыто… Более того, считаю, что прикасаться к такого рода вещам просто опасно, — хорошо это никогда не заканчивалось. А уж если взглянуть на актерский состав, где на главную роль претендует артист, хорошо известный по фильмам «Дневной…» и «Ночной дозор», — все становится предельно ясно.
Думаю, создатели фильма в первую очередь преследуют отличные от духовных цели: они хотят просто славы и просто денег. Ведь к сегодняшнему дню отснято уже практически все, что могло привести к быстрому и легкому успеху: пытались опошлить Великую войну, а теперь ухватились за «свеженькое». Народ, конечно же, хлынет на художественное кино с налетом церковности, да еще про «Чудо» — люди истосковались по чистому, нравственному содержанию отображенной в кино реальности. Но подлинной духовности и понимания сути того знакового самарского чуда стояния Зои при всем моем уважении к авторам фильма я от картины не жду. Прекрасно понимаю, что новая, свежая, не избитая тема — всегда находка для творческой личности. Однако можно быть очень духовным человеком, но все равно нельзя сыграть подлинное чудо. Это просто не дано игровому кино — как бы ни были талантливы создатели ленты.

«Это чудо очень кинематографично…»
Николай Михайлович Коняев, член Союза писателей России, г. Санкт-Петербург, автор рассказа «Несостоявшаяся встреча» (1996 г.) о «Стоянии Зои»:
— Важно, чтобы создатели фильма за внешними эффектными сценами не потеряли глубокого духовного содержания. Самарская Зоя — достойна настоящего, вдумчивого кино. Само это чудо очень кинематографично. Представляю, как этот сюжет можно раскрутить силами художественного кино: к дому на Чкаловской улице на черной «Волге» подъезжает секретарь обкома, убежденный атеист, и видит окаменевшую Зою… Но очень легко сбиться на дешевку. И, скорее всего, именно это и произойдет, хотя хочется надеяться на лучшее. Режиссер фильма обозначил главную тему так: как чудо воздействует на людей. Но ведь это главная тема и моего рассказа! Я не писал того,о чем не знаю. Например, кто такая Зоя и что с ней случилось потом. Но хотел лишь показать, как чудо меняет людей, с ним соприкоснувшихся. Не удивительно, что такой сюжет притягивает творческих людей словно магнитом. Вот и кинематографисты взялись за этот сюжет. Считаю это вполне нормальным, а уж получится у них или нет, — поживем, увидим.
На снимках: Клеймо «Безумие Зои» с иконы Николая Чудотворца из самарского храма Иоанна Воина; в роли Зои будет сниматься актриса Полина Кутепова.

Лучшие фильмы про православных монахов

В последнее время люди все чаще стали обращаться к богу, чтобы попросить у него силы для преодоления жизненных трудностей. Фильмы про православных монахов дают внутреннюю энергию. Режиссеры создают истории, которые в большинстве своем основаны на реальных событиях.

Киноленты раскрывают необычную атмосферу в монастырях и кельях, а также рассказывают зрителям о взаимоотношении духовных лиц. После просмотра обязательно произойдет переосмысление ценностей и, возможно, зритель найдет ответ на волнующий вопрос. Поэтому следует проанализировать рекомендуемый список и выбрать самый интересный сюжет.

Тематические порталы

Просмотр фильмов на религиозную тему в сегодняшний час не составляет труда. Существует множество сайтов, где любой пользователь сможет найти желаемую картину. Но лучше всего обратиться к тематическим и легальным порталам, которые помещают на страницах качественный материал.

Одним из проверенных сайтов, содержащих рубрику о людях, проповедующих божественные правила является «Вокруг кино». Его точный адрес – https://www.vokrug.tv . Здесь не требуется регистрации, но не во всех регионах доступен. Другой, не менее интересный сайт – https://sb-v.ru/kinozal . Пользователю придется зарегистрироваться на сайте, чтобы получить доступ к информации.

Ну и, конечно же, YouTube. Правда, зрителю необходимо знать точное название фильма. Для этого желательно проанализировать сюжет, определить дату выхода киноленты, запомнить режиссера и главного героя. Тогда найти выбранную историю будет намного проще.

Важно! Контент YouTube охватывает новые фильмы, интервалом в два-три года. Когда спрос уменьшается, картины удаляются.

Лучшие художественные православные фильмы

Монах и бес

Главный герой картины – монах по имени Иван. Он приходит в мужской монастырь, чтобы проверить, насколько сильна его вера в бога. Но вместе с ним в стены божьей обители проникает бес. Нечистый стремиться переманить Ивана в свое общество. Однако верный слуга добра и правды не поддается искушению.

Письма Матери Терезы

Фильм о невероятной женщине, которая всю свою жизнь занималась благотворительностью. Ей хотелось помочь людям, нуждающимся в помощи. Со всего мира к матушке съезжались несчастные, и этот поток никогда не заканчивался. Тереза принимала на себя чужую боль и вымаливала прощение грешникам.

Остров

В центре российской киноленты – жизнь православного монастыря. Людям любых конфессий будут понятны и события, происходящие в фильме, и раздумья главного героя. Он пытается найти надежный путь к вере, мечтает достичь мудрости. Во время Великой Отечественной войны старец пережил драму. Теперь общение с богом должно дать успокоение.

Грех. История страсти

Сергей – священник, замаливающий грехи прошлой жизни. Ему хочется отойти от мирской суеты и посвятить жизнь богу. Но встреча с молодой девушкой ставит под сомненья выстроенные авторитеты. Чаша весов постоянно колеблется. С одной стороны – страсть и любовь, с другой – смирение и спокойствие. Что выберет монах?

Странник

Федор переживает трагические обстоятельства (вся семья главного героя погибает). За свое спасение мужчина решает кардинально измениться и выбирает образ отшельника. Он неистово молится и в каждом обращении благодарит за предоставленный шанс. Учителем и наставником неопытного монаха становится Илларион. Но его случайно убивают…

Фильмы про монастыри

Православные документальные картины про старцев и монастырях ничем не отличаются от художественных. Режиссеры ставят перед собой единственную цель – рассказать зрителям о миссии, которые несут уникальные здания, об атмосфере, царящей в них.

Отсутствие сюжетной остроты не уменьшают ценности кинолент, а, наоборот, ставят на отдельную нишу. Когда человек достигает определенного мировоззрения, он с удовольствием знакомится с ними.

Киево-Печерская лавра

Это рассказ о первом монастыре на Руси, который обосновал великий Антоний. Вернувшись со святой горы Афон, он принес людям земли традиции и смысл монашеской жизни. Тысячелетняя история знаменитой обители наполнена различными оттенками: болью, горечью, радостью и восхищением.

Киево-Печерская лавра

Почаев

Человек, попадая в Почаевскую лавру, смотрит на мир другими глазами. Чудеса, происходящие в священном месте, доказывают существование божественной силы. Фильм повествует о монахах, чья жизнь явилась примером для многих людей и ауре, помогающей обрести внутреннее спокойствие.

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Псково-печерская обитель

Эта кинолента представляет собой великую ценность, потому что герои картины – настоящие служители. Ничто не сломило их дух и веру: ни гонения, ни унижения. Взамен ненависти и злости, они дарили любовь и милосердие. Недаром их имена навеки записаны в историю христианства, чтобы потомки могли гордиться прадедами.

Псково-печерская обитель

Дивное дивеево

За дивеевской благодатью приезжают паломники со всех уголков России. Молятся в храмах, купаются в святых источниках. Фильм режиссера Андрея Холенко – это попытка приобщить людей к духовному миру и заставить переосмыслить настоящее. Благословенные места, размеренный ритм понравятся зрителям, уставшим от суеты и постоянного беспокойства.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Троице-Сергиева лавра

В этом монастыре находятся мощи преподобного Сергия Радонежского, который говорил, что «русская земля – это отражение Святой Троицы». С именем великого священника связан весь русский народ, его возрождение и духовное развитие. Мощи святого помогают больным и страждущим. Кажется, что он слышит всех, кто к нему обращается.

Православные фильмы, рассказывающие про монастырь и его служителей, нельзя выделить в определенный список. Они обязательно совмещают в себе истории жизни монахов и монахинь, затрагивают тему монашества и отречения. Поэтому во многих лентах религиозной тематики зритель видит стены монастыря и примерно понимает цели, живущих там людей.

Фильмы про монахов и монашество

В обычных художественных картинах иногда среди персонажей встречаются монахи. Но они чаще выступают в качестве дополнения к описанному историческому времени. А вот отдельных режиссерских работ на эту тему можно пересчитать по пальцам.

Авторы не желают затрагивать подобную сферу, чтобы не оказаться заложником несоответствия. Только живущий в монастыре может раскрыть полную картину, а он, отошедший от суеты, не связан с миром кино.

Монах

Амброзио вырос в монастыре. Ему казалось, что иной жизни не существует. С детства впитывая божественные правила, юноша вырос покорным слугой и примером для служащих. Встреча с девушкой Матильдой, которая перевоплощалась в послушника Валерия, заставила усомниться во всем, что считалось мерилом до сегодняшнего времени.

Лютер

Зарубежный фильм создан американскими и немецкими кинематографистами. Лента рассказывает о легендарном протестанте и религиозном реформаторе. Известный монах не просто служил церкви, а возвращал веру о Боге в сердца людей. Его знаменитые тезисы – настольная книга прихожанина, пожелавшего найти свое предназначение.

Русская лента режиссера Аркадия Мамонтова является документальным изложением, рассказывающей про православных старцев и монахов. Это своеобразное обобщение о жизни людей, посвятивших себя служению великой цели.

Герасим

Картина не входит в категорию «Фильмы про православных монахов». Сюжет интригующий, но в финале зритель понимает, что главный герой – совсем не предмет подражания, а замаскированный преступник.

Фильмы о монашестве чаще всего остаются непонятыми зрителями. Для этого необходимо определенное настроение и собственное отношение к религиозной теме. А вот рассказ про монастыри и живущих в них монахов может быть интересен искусствоведам. Полезно рассудить о взаимодействии молитвы, архитектуры и получения целительной силы.

Предложенный зрителю список – это обзорная экскурсия и путь к Богу. Много лент на тему православия пользователь сможет впоследствии сам подобрать. Главное – понять задумку режиссера, который создал историю и воспроизвел ее на большом экране.

Автор романа «Поп» Александр Сегень: Не надо снимать много православного кино

4 апреля, в праздник Пасхи, на экраны выходит долгожданный фильм Владимира Хотиненко «Поп». Историю священника Александра Ионина, который во время войны оказался на оккупированной территории и служил в открытой немцами Псковской православной миссии, представят стране в количестве 600 копий. Сценарию картины предшествовал роман «Поп», написанный Александром Сегенем. Доцент Литинститута, автор книг «Похоронный марш», «Страшный пассажир», «Время Ч», «Державный», «Русский ураган» побеседовал с Еленой Ямпольской.

известия: С чего начался «Поп»?

александр сегень: С обеда в ресторане Дома литераторов. Обедали Владимир Хотиненко, Сергей Кравец — руководитель «Православной энциклопедии» — и я. Они уже спелись между собой по поводу будущего фильма и предложили мне написать повесть или роман о Псковской православной миссии. Причем желательно, чтобы главным героем был кто-то из архиереев. Но я в итоге решил оставить архиереев на втором плане. Потому что не знаю их жизни. Зато жизнь простого сельского священника знаю хорошо.

и: А откуда вы ее знаете?

сегень: У меня батюшка, мой духовный отец — Сергий Вишневский — сельский священник, я к нему часто езжу. Это недалеко от Мышкинской переправы, в Ярославской области. Там течет речка Койка. Она раньше называлась Коя, а потом обмельчала и стала Койкой… В общем, я решил, что мне для книги нужен герой живой, которого я знаю.

известия: Но кто же все-таки был историческим прототипом отца Александра Ионина?

александр сегень: Реальный священник Псковской православной миссии — отец Алексей Ионов. Он оставил мемуары, написанные, правда, уже в Баварии. Когда наши освобождали Псковщину, он ушел вместе с немцами.

и: Вот это герой…

сегень: Да, такое развитие событий меня не устраивало. Тем более что большинство священников остались в России, разделили общую чашу страданий, были рассыпаны по лагерям. Многие из них тоже оставили документальные свидетельства, но не такие обширные, как у отца Алексея.

и: Ну да, у них не хватило для этого ни времени, ни здоровья… Когда вы взялись за книгу?

сегень: Осенью 2005 года.

и: Насколько я знаю, у истоков замысла стоял Патриарх Алексий II.

сегень: Да. Патриарх выразил пожелание Кравцу, что хорошо бы создать художественный фильм о жизни русского священника на оккупированной территории. Ведь его отец — Михаил Ридигер — служил во время войны в Эстонии. Как и поныне живущий эстонский архиерей — митрополит Корнилий (Якобс). Он очень переживал, когда книжку прочитал и посмотрел фильм, потому что ему это близко. Он тоже носил нашим военнопленным в лагерь еду, которую собирали и русские, и эстонцы — вместе.

и: Итак, патриарх вас благословил…

сегень: Ну, сначала это был просто заказ. Патриарх пожелал, чтобы это было написано, ознакомился и дал свое благословение. Роман вышел в издательстве Сретенского монастыря в 2007 году. После этого начали работать над сценарием. Сначала пригласили Ираклия Квирикадзе, но у него не получилось. И когда все зависло, Хотиненко сказал мне: «Попробуй ты. Только надо книгу сократить в два раза». Я сократил. Потом еще в два раза сократил. Потом кое-что добавил… Вообще интересно, когда ты можешь свой собственный материал по-другому повернуть.

и: Я смотрю, вы миролюбиво настроены. Писатели, как правило, страшно ревнуют к экранизациям.

сегень: Конечно, в молодости каждый абзац с кровью вырывается, но потом привыкаешь к боли. Надо сократить текст — значит, надо. А в кино есть еще специфика: ты видишь, что этот персонаж на этого актера не «садится». Надо где-то подшить, подтянуть, подогнать.

и: Что приходилось подгонять для Маковецкого и Усатовой?

сегень: Мне очень нравится, каким отец Александр вышел на экране, хотя от героя книги он, конечно, отличается. На съемках Сергей время от времени подходил ко мне: «Саш, я не могу эту фразу произнести. Мне кажется, он иначе должен сказать». Приходилось менять реплики. Что касается Нины Усатовой, мне потом даже чудилось, что я именно с нее писал матушку Алевтину. Хотя на самом деле — с супруги отца Сергия Вишневского. Но Усатова очень совпала с героиней. Даже лучше получилось, чем в книге.

и: Вы с Хотиненко сразу решили, что Сталина и Гитлера в сценарии не будет? В романе-то они есть.

сегень: Сразу решили. Прежде всего потому, что надо было чем-то жертвовать. Убираем Сталина и Гитлера — объем гораздо меньше получается. Может, и хорошо — навидались мы уже в кино и Сталина, и Гитлера.

и: Мне тоже кажется, что «Поп» только выиграл, став камерной историей. Тем не менее Сталина и Гитлера на экране нет, а больной вопрос — можно ли приравнивать сталинизм к фашизму — в фильме остался. Ваш отец Александр решает его четко. Он разницу видит. У него и фраза есть гениальная: «Сталин — безбожник, а Гитлер — наложник сатаны».

сегень: Конечно, я не рассматриваю Сталина как человека, который хотел, чтобы у нас возродилось православие. Я не верю в это. Даже когда вернули патриаршество, одной из причин была необходимость налаживать отношения с англичанами, а значит, и с англиканской церковью. Было ли у Сталина на тот момент что-то еще за душой, для меня загадка. Скажем так: Гитлер является значительно меньшей загадкой, чем Сталин.

и: Тут очень важно, что дело вовсе не в личности Сталина. Просто если мы признаем, что один режим равнозначен другому, война и Победа обессмысливаются. Зло боролось со злом — к чему такие жертвы?

сегень: Конечно. По этой теории не только война — целая эпоха должна быть перечеркнута. А в идеале — вся русская история. У Ивана Грозного, например, почему так много проклинателей всегда было? Существовал заказ Запада — представить первого русского царя вот таким. А если у русских история с такого царя начинается, чего от них ожидать дальше? Какие у них права на владение всеми этими территориями, недрами?

и: Уже не в романе «Поп», в другой вашей книге мне попалось очень точное определение Сталина: «бич Божий». Меня тоже всегда изумляла наша готовность проклинать кнут. Тебя наказывают — может, спросишь за что? Какой смысл вкладывать все силы в ненависть к инструменту возмездия?

сегень: Прекрасно об этом говорил в своих проповедях митрополит Филарет (Дроздов): Наполеон, конечно, чудовище и антихрист, но если вы не изменитесь, он опять к вам придет из какой-нибудь другой страны. Вы на себя сначала посмотрите — почему к вам пришел Наполеон.

и: Наказали Россию Сталиным, на ваш взгляд, за что? За то, как легко отказались от веры — разгромили храмы, перебили священников?

сегень: Вероятно. Да и священники порой оказывались недостойными своего звания. Кстати говоря, ко второй половине ХХ века русское священство стало лучше. Потому что случайных людей там уже появиться не могло, шли только верные.

и: То есть гонения на Церковь имели и положительный результат?

сегень: А они всегда положительный результат имеют. Церковь должна быть гонимой. И отдыхать должна время от времени, но, не испытывая тяжести Креста, она разрушается. Я когда в первый раз приехал в Иерусалим на Пасху, переживал: ну почему здесь такую обстановку создают вокруг христианского праздника? Почему нет ласки к людям? А потом я подумал: ведь Христа били на этом пути, а ты приехал сюда и хочешь, чтобы для тебя здесь все розами было усыпано. Ты тоже хоть немножечко потерпи. Так и в обычной жизни: человек, если не чувствует страданий, превращается в скотину. В тех странах, где все очень хорошо, история заканчивается. Страна превращается в туристический объект.

и: Последний пример, подтверждающий вашу мысль, — выступление наших паралимпийцев в Ванкувере. Принято подхихикивать: мол, у нас самые тренированные в мире инвалиды, потому что ни пандусов нет, ни подъемников… А, по-моему, это преимущество человека с живой душой, человека страдающего перед теми, кому внушили, что страдание — это не красиво, не гламурно, не круто…

сегень: У меня есть такая тайная мысль. Когда наши футболисты куда-нибудь приезжают, то, чтобы их победить, надо им предоставить роскошнейшие условия для жизни. А если их селят в плохие номера и всячески ущемляют, они злятся и начинают побеждать. Русский человек так устроен — если его постоянно ублажать, он расслабляется.

и: Ваш духовник читал книгу «Поп»?

сегень: Да. Фильма в окончательном варианте он еще не видел — только первую компоновку, еще год назад.

и: Что он говорит о ситуации, в которой оказался отец Александр Ионин? Принимает его выбор?

сегень: Приемлет и признает, что иначе нельзя было. И он бы точно так же себя вел.

и: Допустимая мера компромисса, да?

сегень: Да. Не такая, как у священников, которые обнимались с гитлеровцами и признавали их за освободителей, потому что любая власть от Бога.

и: Это мучительный вопрос — мириться или бороться с оккупантами. Кто такая Наташа из «Трех сестер»? Типичная оккупантка. И что делать? Сжечь свой дом, чтобы не достался врагу?.. В этом смысле история отца Александра — на все времена. Урок, как пройти по лезвию, не преступив.

сегень: Некоторые мне говорят, что отец Александр все равно предатель. Нельзя было служить в храмах, открытых фашистами. Я говорю: а врачам в больницах тоже следовало бросить своих пациентов? Золотую середину трудно найти. Точнее, если ты душою чист, ее найти легко, а если нет — она начинает размываться.

и: Мне кажется, отец Александр ведет себя безупречно. Не скрою, я, когда смотрела фильм, все время боялась, не даст ли он в критический момент слабину. И всякий раз вздыхала с облегчением… А сцена, когда он отказывается отпевать убитых полицаев, — ваша фантазия?

сегень: Нет, я нашел такой факт в книге Сергея Куличкина «Вставай, страна огромная!». По-моему, в Белоруссии дело было. И когда священник отказался отпевать убитых, несколько полицаев из того села действительно ушли к партизанам. Причем я уверен, что этот случай не единственный.

и: Но может ли вообще священник отказать в отпевании? Выглядит это, конечно, очень эффектно…

сегень: Мой отец Александр часто нарушает церковный устав. Но бывают в жизни моменты, когда не нарушить — значит еще хуже согрешить.

и: А у нас лежит застреленный мафиозо в храме, отпевают — и ничего…

сегень: Я помню, одного отпели, вдова подходит к гробу и говорит: «Твоим убийцам будут уши отрэзать, носы будут отрэзать!»…

и: В книге и в фильме «Поп» есть очень симпатичный персонаж — партизан Лешка. Он отца Александра ненавидит — за то, что храм восстановили и нет там больше клуба имени Кирова, где Лешка с девушкой своей танцевал и в любви ей объяснялся. Непонятный долгополый мужик пришел и растоптал святыню его жизни. Сознание у Лешки перевернуто, но он не виноват. Мне это напомнило текущий раздор между музеями и Церковью. Сотрудники музеев, которые, безусловно, только уважения и благодарности заслуживают, относятся к Церкви как к постороннему элементу. У них другая святыня — не вера, а культура.

сегень: Но взять и отнять все у музеев тоже нельзя. Они на протяжении целого столетия сохраняли эти ценности. Если бы не музейщики, сколько всего было бы уничтожено.

и: Кто бы спорил. Но вот такой вроде бы естественный подход: «Давайте вернем икону в храм и все вместе подумаем, как ее сберечь, ведь мы же перед ней молиться придем» не актуален. «Мы» — не придем.

сегень: Наверняка найдется компромисс, который всех устроит. Можно хранить икону в музее, а на большие праздники привозить в храм. Во всяком случае, к музейным работникам тоже надо относиться с любовью. Кстати, мой духовник, отец Сергий, нарочно у себя не держит дорогих икон. Во-первых, чтобы не вводить людей в соблазн, а во-вторых, вера создает икону, а не икона веру. Есть чудотворные иконы, которые вообще типографским способом напечатаны.

Вы знаете, я писал о разных веках истории России. На мой взгляд, количество верующих на Руси всегда было примерно одинаковым. И довольно-таки небольшим. Процентов десять. Стремиться к увеличению этой «десятины» надо очень осторожно. Я, например, боюсь, что будет много православных фильмов сниматься.

и: Вот интересно… А почему вы боитесь?

сегень: Потому, что не всякий режиссер — Хотиненко. Плохое православное кино — это гораздо страшнее, чем просто плохое кино.

и: Какое православное кино вы считаете хорошим?

сегень: То, которое заставляет людей задуматься и подталкивает их к вере. Задача художника — подтолкнуть человека к спасению.