Грех уныние

Депрессия или уныние, Болезнь или грех?

Депрессия или уныние – болезнь или грех?

Грех уныния происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, и как результат — угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, рождается зависть…
Архимандрит Лазарь (Абашидзе, ХХ век)

Депрессия, метко прозванная американскими специалистами «психическим насморком», распространяется в мире не менее активно, чем физическая простуда в холодный сезон. В настоящее время, согласно данным Американской психиатрической ассоциации, только в США ежегодно этому недугу оказываются подвержены около 15 млн. человек. По данным Всемирной организации Здравоохранения около 5 % населения земного шара страдает депрессивными расстройствами. Более чем половина от общего количества больных с психическими отклонениями имеют депрессивные синдромы разной выраженности. Миллионы людей во всём мире прибегают к помощи разного рода лекарствам (транквилизаторов, антидепрессантов) только для того, что бы обрести хорошее самочувствие и комфортное состояние. Бытует мнение, что депрессия — это болезнь цивилизации с её требованиями к жизненному удобству человека. Несмотря на распространенность этого заболевания, механизмы возникновения депрессии пока еще не открыты. Хотя депрессию называют болезнью XX, а теперь и XXI века, этот недуг отнюдь не нов. Еще Гиппократ описывал сходное психическое состояние под названием «меланхолия», видя его причину в наполнении мозга «черной желчью». В Священном Писании приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета: от них страдал, например, царь Саул, а облегчение ему приносила игра Давида на гуслях. Многие места из Книги Псалмов свидетельствуют о том, что пророк и псалмопевец Давид также испытывал нападения тяжелого давящего уныния. Печален стих царя Соломона-Экклесиаста, повествующий о суете сует. Стоит ли винить в распространении депрессии современное информационное общество с его стилем и темпом жизни, если житель древней Иудеи или античной Греции был знаком с депрессивной симптоматикой ничуть не хуже, чем наш современник? Быть может, причина болезни кроется в претерпевшей грехопадение человеческой душе, за последние несколько тысяч лет изменившейся так мало?

На вопросы редакции об унынии, его причинах и способах борьбы с ним отвечает практикующий психолог Анатолий Малиш.

— Что приводит к унынию?

Для начала уточним , что же такое «Уныние». В исторических и православных справочниках мы встречаем следующее его определение: — Уны́ние (лат. acedia) — подавленное состояние духа, чувство обиды, безнадёжности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил.

УНЫВАТЬ, уныть, грустить безнадежно, падать духом, робеть, отчаиваться, терять всякую бодрость и надежду, не находить ни в чем утешенья.

Поразительно насколько исконной трактовке уныния полностью соответствует медицинский термин депрессия. Депрессия — угнетённое состояние, сопровождающееся постоянным чувством тоски, тревоги, апатии, безучастным отношением к действительности, тягостным чувством вины и невозможностью получения удовольствия от жизни, стремлением к одиночеству и покою, субъективным чувством интеллектуальной тупости и безволия.

Различают, в основном, три вида депрессий (уныния) их происхождения :

это, обусловленные органическими болезнями, например инфарктом миокарда, сердечной недостаточностью, гормональными нарушениями, травмами; Эндогенные, т.е.происходящие изнутри, определяемые глубинными, внутренними процессами (в т.ч. и биохимическими). Такая депрессия приносит особенные страдания, так как человек не способен чувствовать не только радость, любовь, интерес, но и горе, злость, сострадание; И, наконец, Психогенная депрессия. Она возникает от субъективно непереносимых переживаний в связи с психотравмирующими ситуациями, причем эмоции настолько сильны, что их необходимо подавить (depression – подавление). Проявления депрессии довольно разнообразны, но в основном это подавленное настроение, замедление психических процессов, снижение общего тонуса, замедленность движений, нарушение пищеварения и сна. Печаль, утрата интересов и глубокая тоска с желанием собственной смерти, замедление психических процессов — некоторая леность мышления, чувство остановки мыслей и неспособность выполнять умственную работу, замедленность движений, незначительная, малозаметная вялость и застывание человека часами в одной позе.

— Опасно ли уныние для здоровья?

Современная медицина совершенно обоснованно считает депрессию (уныние) не просто затянувшимся плохим настроением, а чётко диагностируемым заболеванием, которое требует вмешательства специалистов и, достаточно хорошо поддается лечению. Все, разнообразные внешние проявления уныния вызваны внутренними перестройками организма. Обнаружен целый ряд веществ, которые вырабатываются в организме и непосредственно влияют на настроение человека. Установлено, что снижение уровня концентрации этих веществ, нарушения в их синтезе и обмене приводят к депрессии (унынию). В различных случаях это может быть обусловлено как физиологическими причинами, так и психологическими. Например, исследователям удалось выделить и изучить серотонин , который напрямую управляет настроением человека. Именно снижение уровня серотонина приводит к унынию. Действие многих антидепрессивных лекарств состоит в нормализации нарушенных нейрохимических процессов выработки и обмена серотонина. Но это мало эффективно при нейтрализации действия психотравмирующих факторов. Если не устранить причину, возможны рецидивы уныния, а для мнительных людей и возвращения психосоматических заболеваний.

— Уныние называют болезнью души. А, если это так, то получается, что все человечество духовно больно, потому что едва ли найдется кто-либо, кто не испытывал бы на себе уныния?

Уныние (депрессия) это распространенное состояние, которое, действительно, не знает рассовых и географических границ. Мировая статистика показывает, что депрессия, подобно сердечно-сосудистым заболеваниям, становится наиболее распространенным недугом нашего времени. Этим расстройством страдают миллионы людей. По данным разных исследователей, им страдает более 20% населения развитых стран. Но при правильной и своевременной помощи уныние утрачивает свою остроту, а преодолевая его человек способен обрести новые смыслы жизни и направления духовного развития. Мы способны возрождаться снова и снова! Этому противостоят, всё возрастающие, пассивность и отчуждённость, которые являются питательной средой для Уныния (депрессии).

— Имеет ли депрессия пол?

Хорошо известно, что женщины страдают депрессией чаще мужчин. Этот факт достоверно подтвержден результатами многочисленных больших эпидемиологических исследований в разных странах, в том числе и в России. Частота депрессий у женщин в 2-3 раза выше, чем у мужчин. В современной медицине женский пол относится к числу факторов, предрасполагающих к развитию депрессии, поскольку она во многом связана с изменениями гормонального фона, которые происходят в женском организме в детородном возрасте. Так называемый репродуктивный (детородный) цикл проходит ряд этапов, начиная с появления месячных и заканчивая их исчезновением: менструальный цикл, беременность, роды, предклимактерический и климактерический периоды. На каждом из этих этапов в составе и количестве гормонов происходят значительные изменения, которые сопровождаются физиологическими изменениями всех функций женского организма, включая и психическую сферу.

Мужчины же, хоть и реже впадают в уныние, обычно, переживают его несколько тяжелее. Поскольку вместо того чтобы признать то, что они на самом деле чувствуют, и обратиться за помощью или пройти соответствующее лечение, мужчины начинают употреблять алкоголь или наркотики в случаях, когда они подавлены или расстроены, обескуражены, злы и раздражимы или, временами, жестоко обращаются с другими. Борясь с депрессией, некоторые мужчины заставляют себя с головой уйти в работу и таким образом пытаются скрыть факт существования депрессии от самих себя, от семьи и друзей, тем самым загоняя болезнь все глубже и глубже и позволяя ей качественно вызреть и даже пустить корни

Депрессия ни в коей мере не является проявлением слабости характера. Это серьезное заболевание, которое сопровождается нарушениями всех психических и даже телесных (сон, аппетит, вес тела и др.) функций человека. Утрата или снижение волевых качеств — один из симптомов депрессивного заболевания. Поэтому не следует советовать человеку, страдающему депрессией, “взять себя в руки” — он не сможет преодолеть болезнь без специализированной помощи. Депрессия существенно отражается на работоспособности, учебе, социальной жизни, взаимоотношениях с другими, в том числе и близкими.

— Является ли уныние отражением агрессии, направленной против окружающего мира и против себя. Существует и такое мнение, что депрессия — это подавленные в свое время и возвращенные назад агрессивные эмоции. И чем больше человек испытывал агрессивных чувств и эмоций в прошлом и чем сильнее их подавлял, тем сильнее будет депрессия. Во многом это подтверждает общую теорию о подавлениях, но является лишь частным случаем проявления депрессивного состояния.

— Чем отличается депрессия от печали?

По моему мнению печаль это и есть внешняя передача внутреннего состояния депрессии. У доктора Фрейда существовала теория , в которой он соединил оба эти понятия воедино. И сколько бы не существовало определений и классификаций этих слов , все они окажутся верны при их теоретическом обосновании. Просто наша «печаль» нам ближе, чем мудрёная депрессия.

— Как же бороться с грехом уныния? Есть ли лекарство от депрессии?

Депрессия поддаётся лечению. На основании научных данных о депрессии и её механизмах, разработан, опробован и успешно применяется целый ряд антидепрессантов, и различных психотехник, которые помогают в борьбе с заболеванием. Препараты и психореабилитация позволяют достичь как существенного снижения, так и полного устранения депрессии. Лечение депрессии требует времени. Не следует ждать полного восстановления уже в первые дни. Необходимо помнить, что всем изменениям необходимо прорасти в глубины нашего сознания.

Общим для всех депрессий является изменение самоотношения, изменение в восприятии своего прошлого и будущего, а также мира вокруг, когда все начинает видеться в пессимистических тонах.
Депрессия лишает человека связи с будущим, ориентиров на него. Психотравма лишает людей надежд и сил видеть завтрашний день, когда перспективы сулят только неблагополучие, ожидаемые страдание, неудачи, боль, отчаяние, крах начинаний. Для каждого травма своя – разводы, разлуки, трудности на работе, финансовые затруднения, страдания бездомной собаки. Вам лучше знать, как это происходит с Вами. В случаях депрессий, вызванных травмирующими событиями эффективность препаратов минимальна. Здесь особенно показана психотерапия, направленная на осознавание неуспешных стратегий, поиск ресурсов, внутренних и внешних, осознание истинных проблем и причин депрессий, заключающихся в подавлении важных человеческих потребностей. Депрессия показывает, что существует нечто, угнетающее человека и требующее, чтобы он устранил это.
Парадоксально, но в некоторых случаях, чтобы выздороветь нужно не бороться против депрессии, а, напротив, впасть в уныние. Лишь в глубине своего бытия возможно противопоставить себя тому, что так долго угнетало. «Падай на дно колодца». На востоке депрессия иногда считается даром Богов, так как она дает возможность и даже вынуждает задуматься о смысле жизни, искать ответы на вопрос » Кто я», «Зачем» и быть обновленным и вновь открытым радостям и горестям этого мира. И если пройти через депрессию с проводником, окунуться в нее, такое путешествие позволит наполнить смыслом эти тяжелые переживания, жизнь вновь засверкает красками, которые, возможно, давно позабыты.

Часть 10. Уныние

«Бес полуденный»

Уныние, в отличие от печали, более связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Уныние не зря святые отцы называют «бесом полуденным», борющим подвижника в середине дня, склоняющим монаха ко сну после обеда и отвлекающим его от молитвы. Следует помнить, что для монаха (особенно в древности) 12 часов дня – это действительно половина, середина дня, ведь встают монашествующие рано, и, по монашескому обычаю, трапеза совершается дважды в день: в обед и ужин.

Святитель Феофан Затворник пишет, что уныние есть скучание за всяким делом, как житейским, бытовым, так и молитвенным, желание бросить делание: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять». «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118: 28), – приводит святитель слова псалмопевца Давида.

Уныние, скука, тягота духа и тела придут иногда, может быть, надолго – предупреждает святитель Феофан. И не следует думать, что на душе всегда будет покой и радость от молитвы, бывают периоды спада, лености, охлаждения и маловерия. Охлаждение в духовной жизни, ее кризис – это один из признаков уныния. Но тут нужно применить волю и самопонуждение. В любом деле мы только тогда достигнем результата, когда будем постоянно принуждать себя к нему, поднимать себя за волосы, как известный барон Мюнхаузен, и тянуть из болота лености, расслабления, тоски и уныния.

Ни в одном занятии никто ничего не добьется, если не будет принуждать себя к регулярному деланию. Это и есть воспитание воли. Не хочется идти в храм, не хочется вставать утром и вечером на молитву – заставь себя делать это. Лень, тяжело вставать по утрам каждый день и идти на работу или делать повседневные дела – вспомним, что есть прекрасное слово «надо». Не «хочу – не хочу», а просто «надо». И так, с этих мелочей, будем воспитывать в себе силу воли.

Добрые дела тоже творятся не просто, на них тоже нужно понуждать себя. Ведь в Евангелии нигде не обещается, что будет легко, а наоборот: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11: 12). Мы говорим: Богослужение, церковная служба. Но ведь служба, по определению, не какое-то легкое, приятное занятие; это работа, труд, иногда тяжелый. И наградой за него бывают моменты духовного подъема, радостной молитвы. Но большим дерзновением будет ожидать, что эти дары будут сопровождать нас постоянно. Очень часто нам бывает весьма не просто стоять на молитве и в церкви. То тесно, то душно, может быть, кто-то отвлекает нас, шумит, передает свечи, но это не значит, что нужно ждать для молитвы каких-то особых условий, ведь их можно никогда и не дождаться. В церкви нужно искать не комфорта и душевных переживаний, а встречи с Богом.

Я заметил как-то, что один человек ходит в храм и причащается всегда на буднях. Я спросил его, почему он не приступает к святым тайнам в воскресение или в праздники? Он ответил, что в праздничные и воскресные дни ему не нравится бывать в церкви: слишком много народа, толкучка, суета и т.д., уж лучше в рабочий день, когда никто не мешает. Тогда я сказал, что это совершенно неправильно: на буднях, конечно, нужно ходить в храм, но главное – посещать праздничные и воскресные службы: это четвертая заповедь Божия (про день седьмой). И причащаться тоже нужно вместе со всеми прихожанами; вся община церковная причащается от одной чаши, и в этом и есть наше единство. Конечно, может быть, когда никого нет в храме, кому-то молиться проще, но нужно приучаться молиться и при большом стечении народа, ведь и в Царство Небесное мы собираемся попасть не в одиночестве. Службы, ектеньи так и составлены, что мы молимся всем собором, всем собранием прихожан, «едиными усты и единым сердцем». В советское время было так мало церквей, что в храме иногда руку нельзя было поднять, чтобы перекреститься, а люди все равно ходили в храм и получали радость от молитвы.

Так что ко всему нужно себя понуждать, начиная, может быть, с малых шагов, тогда уныние не сможет утянуть нас в свою трясину, и так постепенно мы будем отвоевывать островок за островком. И, конечно, в этом деле требуется не порыв, а постоянство.

В «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова) описан случай, как некий монах впал в уныние, оставил исполнение молитвенного правила и не находил в себе сил, чтобы вновь начать совершать монашеский подвиг. Старец, к которому он обратился за советом, рассказал ему такую притчу. Один человек имел поле, поросшее тернием. И вот он говорит сыну своему, чтобы тот очистил поле, и тогда его можно было бы чем-нибудь засеять. Сын пошел на поле, но, видя, в каком плохом оно состоянии, смутился, приуныл, лег на землю и заснул. Увидев его спящим, отец разбудил его и сказал: «Сын мой, если бы ты каждый день обрабатывал хотя бы такой кусок земли, на котором ты сейчас спал, то работа продвигалась бы мало-помалу, и ты не оказался бы непослушным мне». Вняв словам отца, юноша так и стал делать и в короткое время очистил поле от сорняков. «Так и ты, сын мой, – сказал старец брату, – не унывай и мало-помалу входи в подвиг, и Бог благодатью Своей введет тебя в прежнее состояние». Так и случилось: монах обрел духовный мир и преуспел о Господе.

Есть такое выражение: «Чем больше спишь, тем больше хочется». Чем больше находишься в неге и расслаблении, тем больше привыкаешь к этому состоянию. Не нужно забывать, что уныние – одна из восьми страстей, а значит, берет в плен, порабощает человека, делает его зависимым. Не нужно думать, что привычка лениться, расслабляться, скучать когда-нибудь надоест и пройдет сама собой. С ней надо вести борьбу, дисциплинируя свою волю и душу, подвигая себя на всякое доброе дело.

Охлаждение

Одно из свойств уныния – охлаждение.

Охлаждение начинается, как говорит святитель Феофан, забвением: «Забываются благодеяния Божии, и Сам Бог, и свое в Нем спасение, опасность быть без Бога, и память смертная отходит – словом, закрывается вся духовная область». «Поостерегитесь и поспешите страх Божий восстановить и душу разогреть, – советует святитель. – Оно (охлаждение. – свящ. П.Г.) бывает невольно… но бывает и от произвольных дел… от внешних развлечений, беспорядочных разговоров, сытости, излишнего сна… и многого другого».

Так как охлаждение, порожденное унынием и леностью, часто сопряжено с забвением благодеяний Божиих и утратой интереса к духовной жизни, необходимо научиться видеть во всех повседневных событиях присутствие Бога и благодарить Его за те дары, которые Он нам посылает. Человек, впавший в уныние и охладевший духовно, часто редко исповедуется и причащается, ему сложно подготовиться и приступить к этим святым таинствам. А без участия в таинствах, без благодати Божией он тем более все дальше и дальше будет удаляться от Бога, и охлаждение будет только расти. Если нас борет уныние, первое, что нужно сделать, – это подготовившись, подробно исповедаться и причаститься. И стараться делать это почаще, сохраняя в себе этот духовный дар.

Очень хорошо помню, какой подъем был после празднования 1000-летия Крещения Руси. Мои знакомые батюшки крестили детей и взрослых буквально тысячами. Стала возрождаться общинная жизнь. В начале 1990-х годов появилось много церковных организаций, православных братств. Мы на деле узнали, что такое церковная жизнь, общее дело, что значит быть братьями и сестрами. Стали очень бурно возрождаться храмы, монастыри, и главное – они мгновенно заполнялись людьми, народом Божиим, готовым служить Христу. Но, к сожалению, за периодом духовного подъема пошел период охлаждения, спада. И очень многие люди, которые пришли в Церковь тогда, не смогли в ней удержаться. И, как говорится, «иных уж нет, а те далече». Духовная жизнь не может держаться только на порыве, пламенном горении. Спасение души – очень кропотливый труд, требующий постоянства. За подъемом может начаться спад. Вот тут-то и начеку бес уныния.

Если посетило уныние и духовное расслабление, нужно, в первую очередь, принуждать себя вести духовную жизнь, не оставлять молитвы, участвовать в таинствах церковных. Далее: читать духовную литературу, Священное Писание; одухотворять свое бытие, преодолевать приземленность и видеть руку Божию в нашей жизни. И третье: понуждать себя трудиться, и прежде всего – для пользы других. Древние подвижники замечали, что бесы уныния не могут даже приблизиться к тому, кто никогда не сидит праздным.

(Продолжение следует.)

Уныние – смертный грех. Что такое грех уныния? Как с ним бороться?

Уныние – смертный грех, являющийся седьмым по счету смертным грехом в христианском учении. Прежде чем говорить о том, как бороться с этим пороком, стоит разобраться, что являет собой грех уныния.

В римско-католической церкви существует только грех печали. В православном каноне принято деление на смертный грех уныния и печали.

Уныние характеризуется как депрессивное, подавленное состояние души. Человек, впавший в уныние, утрачивает желание ко всякому виду труда и деятельности: физическому, умственному, духовно-нравственному. Христианская церковь описывает уныние как состояние духовного кризиса человека.

Ниже приведены основные свойства греха уныния:

  1. Леность, праздность, нежелание заниматься трудом. Человек, подвергшийся унынию, теряет всякий интерес к своей деятельности. Уныние делает человека апатичным к обязанностям и работе, заставляет его сконцентрировать все внимание на своем горе. Стоит отметить, что очень часто человек, который претерпевает страдания от уныния, не может никак и ничем объяснить причины этого явления.
  2. «Охлаждение» к духовной жизни. Унывающий человек тратит меньше времени на решение морально-нравственных вопросов. Он реже посещает церковь и причащается, меньше читает духовную литературу.
  3. Ухудшения здоровья. Душевное и телесное тесно связаны в человеке, и «болезнь» души может привести к болезням физическим. У того, кто впал в уныние, нарушается сон, пропадает аппетит, повышается утомляемость и уменьшается энергия.

Почему уныние признается смертным грехом?

Казалось бы, человек, впавший в уныние, не совершает ничего негативного по отношению к ближним людям. Он никого не обижает, не лжет, не ворует, не убивает, но тем не менее уныние причислено к смертным грехам. Оно признано смертным грехом по следующим причинам:

  • может заставить впасть человека в отчаяние, а отчаяние может привести к самоубийству, которое является наиболее тяжким грехом в христианстве;
  • отводит человека от Бога и нравственного самосовершенствования, заставляя его сосредоточиться лишь на собственном горе;
  • лишает человека воли к выполнению своей работы, что приводит его к лени, бездействию, оставлению своего долга.

Человеку сложно сопротивляться унынию. Оно лишает его жизненных сил и воли к действию. Бороться с унынием бывает подчас трудно, но это необходимо для духовного очищения человека.

Причины уныния

Христианская церковь выделяет различные причины возникновения уныния: испытание, посылаемое Господом для духовного очищения, уязвленное самолюбие, тщеславие, утрата человеком веры, безбожие, недостаточное участие в духовной жизни. Неправильный образ жизни и нежелание следовать нравственному закону приводят людей к духовному кризису, выход из которого бывает сложно найти.

Уныние может привести к замкнутому кругу: человек находится в состоянии уныния и не имеет желания ничего делать, от своей праздности он все больше впадает в уныние, от этого все меньше трудится, что приводит к еще большему унынию.

Священнослужители говорят, что тоска бывает естественной для человека. Страдания души помогают воспитать в нем нравственные благодетели. Преодолевая уныние, человек духовно самосовершенствуется и приближается к Богу. Уныние может являться испытанием, посылаемым человеку от Бога, которое необходимо преодолеть.

Как бороться со смертным грехом уныния?

Православная церковь выделяет следующие способы по борьбе с унынием:

  1. Лучший метод противостояния унынию – посильная деятельность. Работа, выполнение своих обязанностей помогают человеку выйти из угнетенного состояния.
  2. Не терять силы духа и не поддаваться греху.
  3. Усердно молиться, просить сил и помощи у Бога.
  4. Читать духовную литературу, размышлять о вечных морально-нравственных вопросах.
  5. Посещать храм и церковные службы. Участвовать в церковных таинствах.

Уныние – болезненный смертный грех, с которым человеку необходимо бороться для нравственного совершенствования, приближения к Богу, выполнения своих работы и обязанностей, ведения образа жизни, надлежащего истинному христианину.

Уныние

Уныние

Есть смертный грех по имени «уныние».

Из всех семи подлее нет греха…

Он – словно мышь, что гадит под святынею,

Он – словно зависть тайного врага.

В народе этот грех зовут по-разному:

Депрессией, кручиною, хандрой.

Его не победишь веленьем разума,

Он не подвластен силе волевой.

Его не снимет трепотня΄ психолога,

Ни áнтидепрессáнт, ни алкоголь…

Уныние настырливее Молоха

Калечит человека исподволь.

Унынье – это дефицит доверия.

Ведь часто, даже веруя в Творца,

Пред Ним зачем-то закрываем двери мы,

Захлопываем души и сердца.

Нам кажется – мы Богом позаброшены

И крест наш тяжелей, чем у других.

Ну…да…грешим… Но, в общем, мы хорошие…

За что ж нам боль, потери и долги?

Мы верим в Бога, но не верим Богу мы,

Его считая мрачным Судиёй.

Нет, наш Господь – отнюдь не «кодекс с догмами».

Бог – Милосердный! Наш Творец – Живой!

Омыл людские души Кровью Сына Он,

Нам через Кровь с Собой даруя связь…

Так что же кости сушим мы унынием,

Ступить на путь спасительный боясь?

Дай руку мне, Отец, прошу – дай руку мне!

Не устрашусь я Горней Высоты.

С чем встречусь я, с блаженством или мукою?

Ко благу – всё! Поскольку рядом – Ты!

Дерзаю доверять Тебе отныне я –

— Тебе ли путь души моей не знать?

Прощай, моё лукавое уныние,

И здравствуй, моя Божья Благодать!

Мне нравится: 0

Поделиться

Количество просмотров: 231
Количество комментариев: 2
Рубрика: Литература ~ Поэзия ~ Лирика религиозная
Опубликовано: 12.03.2013