Храм Иоанна Богослова под вязом

Церковь Иоанна Богослова, что под Вязом

Когда-то Новая площадь, на которой расположен Богословский храм, была узким проездом перед Китайгородской стеной. П.В. Сытин в книге «Из истории московских улиц» отмечает: «В конце XIV века посад еще не доходил до этой местности: выкопанный для его охраны ров шел с востока по нынешним Большому Черкасскому и Владимирову переулкам. Но при постройке в 1534-38 годах крепостной стены территория недавних Старой и Новой площадей вошла в состав Китай-города. В стене, в конце шедших к ней перпендикулярно улиц Китай-города, были устроены на востоке башни-ворота. За стеной шел ров, через который от ворот были перекинуты деревянные мосты».

У храма Иоанна Богослова под Вязом особенная судьба. Посвящен он любимому ученику Иисуса Христа – апостолу и евангелисту Иоанну. Димитрий Ростовский в житии святого пишет о нем: «При самом призвании своем, Иоанн назван был от Господа «Сыном громовым», потому что богословие его, как гром, должно было слышаться во всем мире и наполнить всю землю. И ходил Иоанн за благим Учителем своим, поучаясь исходящей от уст Его премудрости; и был он весьма любим Господом своим Христом за совершенное незлобие свое и девственную чистоту. Господь почтил его как изряднейшего и из числа двенадцати апостолов.

Он был одним из тех трех ближайших учеников Христовых, которым много раз Господь открывал Свои Божественные тайны. Так, когда Он восхотел воскресить дочь Иаирову, то не позволил идти за Собой никому, кроме Петра, Иакова и Иоанна. Когда на Фаворе восхотел показать славу Своего Божества, взял Петра, Иакова, а также и Иоанна. Когда молился в вертограде, и там был не без Иоанна, ибо сказал ученикам: «посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там; и взяв с собой Петра и Oбоих сыновей Зеведеевых», т.е. Иакова и Иоанна. Всюду Иоанн неотлучен был от Христа. А как любил его Христос, это видно из того, что Иоанн возлежал на персях Его, на Тайной Вечери».

По просьбе Христа Иоанн заботился о Марии и относился к ней, как к своей матери. После успения Богородицы Иоанн отправился вместе с учеником своим Прохором в Малую Азию, где проповедовал Евангелие. Там ближайший ученик Иисуса, «обратил ко Христу многое множество людей и сотворил неисчислимые чудеса». Иоанн стал единственным апостолом, который умер своей смертью в возрасте более ста лет. Конечно, на Руси особенно почитали «возлюбленного Христова ученика», который и на земле, и на небе был неотлучен от учителя. В Москве храмы часто освящались в честь Иоанна Богослова, которого русские люди называли апостолом любви.

Никоновская летопись содержит упоминание об Иоанно-Богословской церкви под 1493 годом: «А из города торг загорелся, и оттоле посад выгоре возле Москву-реку до Зачатиа на Востром конце, и по Васильевский луг, и по Все Святые на Кулишке, и оттоле по Иоанн Богослов и по старую Троицу, и Стретенскаа улица вся выгоре до всполия, и церковь каменаа Стретение огоре». В великом пожаре 1493 года жители Москвы видели предзнаменование конца света. Дело в том, что к этому времени истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира, а именно такой срок, по убеждению людей, живших в XV веке, отвел Бог для существования мира.

Нужно заметить, что апостол Иоанн Богослов является автором Апокалипсиса – последней книги Нового Завета. Это еще одна из причин почитания на Руси Иоанна Богослова. Люди сознавали свою греховность и близкое за нее воздаяние и все чаще освящали храмы в честь апостола – создателя апокалиптического откровения. Вероятнее всего, Богословская церковь была связана с укрепленным острожком, находившимся за пределами посада и прикрывавшим ближайшие подступы к Москве с восточной напольной стороны. В первой половине XVI века после строительства стены Китай-города Иоанно-Богословский храм вошел в черту города.

Деревянная церковь неоднократно горела, но всегда находились богатые благодетели, жертвовавшие деньги на ее восстановление. Во время Смуты церковь Иоанна Богослова подверглась разорению от рук польских захватчиков. Историк С.М. Соловьев сообщает: «Началась страшная резня безоружного народа: в Китае-городе погибло до 7000 человек. Но в Белом городе русские имели время собраться и вооружиться. Ратные люди, пробравшиеся прежде в слободы, оказали деятельную помощь: на Сретенке поляки были остановлены князем Димитрием Михайловичем Пожарским, который соединился с пушкарями, отбил неприятеля, втоптал его в Китай-город».

Историки сходятся во мнении, что первый каменный храм на этом месте был построен в 1658 году. Но в авторитетном издании 1796 года «Историческое известие о всех церквах столичнаго города Москвы» говорится, что возле деревянной церкви уже в 1626 году был каменный храм. Название «под Вязом» произошло благодаря могучему вязу, который рос перед алтарем до 1775 года. Сытин, однако, предлагает и другую версию происхождения добавления «под Вязом»: «В XIV–XV веках на месте Старой и Новой площадей шумел густой лес. Память об этом сохранилась в названии церкви». Хотя обе эти версии нисколько друг другу не противоречат.

Всем известно, что на заре истории Москвы дремучий бор был вокруг всего Кремлевского холма. О том, что в старину столица славилась сосновыми борами, свидетельствуют названия Боровицкого холма, Боровицкой площади, Боровицкой башни, Подсосенского переулка, названного по урочищу Сосенки. То же самое в наименованиях московских церквей – Иоанна Предтечи под Бором, Спаса на Бору или Илии Пророка под Сосенками. Вяз, под которым оказалась китайгородская церковь Иоанна Богослова, может быть, раньше стоял среди множества своих «братьев». К легендарному дереву относились с уважением.

Вяз не рубили, оно просто упало, отжив свой долгий век. Любой учебник ботаники скажет нам, что вязы могут жить до четырехсот лет. Получается, знаменитый долгожитель мог расти здесь еще в XIV веке и быть свидетелем самой первой построенной на этом месте церкви. В 1825 году Иоанно-Богословская церковь за ветхостью была разобрана до основания. Существующую ныне церковь построили в 1825–1837 годах. Через несколько лет к западному фасаду храма Иоанна Богослова пристроили квадратную колокольню в стиле позднего ампира. В едином ансамбле с церковью и колокольней были возведены дома причта, объединенные с церковью воротами.

В верхнем храме, разделенном на четыре яруса, освятили три престола: главный, посвященный Иоанну Богослову, и два предельных – Обретения честной главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки. В нижнем этаже, по сообщению историка И.М. Снегирева, в XIX веке существовали приделы Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. В 1882 году храм обновлялся, в церкви появились новые иконостасы. В 1925 году церковь закрыли. Главы храма были разобраны, кресты сломаны, внутреннее убранство искажено сооружением межэтажных перекрытий. В 1930-е годы разрушили верхний ярус колокольни и шпиль.

Несколько лет в церкви размещался архив. В 1934 году сюда въехал Музей истории и реконструкции Москвы, который до этого располагался в Крестовских водонапорных башнях и в Сухаревой башне. В 1978–1979 годах проходила долгожданная реконструкция обветшавшее церкви. В 1992 году постановлением Правительства Москвы Иоанно-Богословский храм передали Русской Православной Церкви. Однако Музей истории и реконструкции Москвы, который долгое время занимал здание храма, переезжать никуда не собирался. Почти шестнадцать лет верующие вели борьбу за возвращение церкви Иоанна Богослова под вязом и возобновление в ней богослужений.

В 2006 году Градостроительный совет при мэре города Юрии Лужкове выделил для Музея истории Москвы комплекс «Провиантские магазины» на Зубовском бульваре возле станции метро «Парк Культуры». Но в здании храма Иоанна Богослова продолжали располагаться администрация музея, постоянные экспозиции по истории Москвы, выставочные залы, фондохранилища и служебные помещения. В 2010 году решением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ильинский храм стал домовым храмом Российского православного университета. Но и после этого упрямые музейщики не спешили покинуть здание церкви.

Студенты, преподаватели и друзья Российского православного университета на протяжении нескольких месяцев собирались под открытым небом у алтаря храма, чтобы служить молебен Иоанну Богослову о возвращении церкви верующим. 9 октября 2010 года в Иоанно-Богословской церкви впервые за восемьдесят пять лет было совершено богослужение. Лишь недавно закончился ремонт зданий храмового комплекса, самым важным результатом которого стало восстановление купола, частично разрушенного в советское время. После реставрации внутренних помещений Российский православный университет переехал на Новую площадь.

Университет создан как учреждение высшего профессионального религиозного образования РПЦ и реализует церковные и светские стандарты образования. Его отличительной чертой является направленность всего процесса обучения на подготовку выпускника, полностью адаптированного к современной реальности, человека предприимчивого, способного к самостоятельным действиям, готового к ответственности за принятые решения, и одновременно с этим – ориентированность на формирование духовно богатой личности. Ректор университета игумен Петр (Еремеев) является одновременно и настоятелем Иоанно-Богословской церкви.

Открытые пространства Лубянской и Новой площадей позволяют нам издалека любоваться церковью Иоанна Богослова с большого расстояния. Раньше Новая площадь была гораздо уже сегодняшней. В XVIII веке Иоанно-Богословский храм являлся важнейшей архитектурной доминантой восточной части Китай-города. Поэтому восточный, выходящий на площадь, фасад вместо алтарных выступов украшен торжественным шестиколонным портиком. Массивный основной объем Богословского храма с пилястровыми портиками на боковых фасадах увенчан куполом на высоком световом барабане, окруженном рядом ионических колонн.

Церковь Иоанна Богослова имеет типичные ампирные черты: выразительную рустовку нижней частей стен, строгий рисунок оконных проемов, выделенных в цокольном этаже специальными наличниками, строгую, изысканную лепнину в антаблементе восточного портика, капители изящной ионической колоннады, окружающей барабан. Ярус звона колокольни имеет одинаковую высоту с барабаном купола, а двухэтажные дома фланкируют церковь с обеих сторон. Ворота с высокими фигурными завершениями объединяют здания в целостную композицию. Вся окружающая застройка своей строгой ампирной обработкой стилистически идентична храму.

Денис Дроздов

Храм Иоанна Богослова, что под вязом

Церковь Святого Апостола Иоанна Богослова появилась в 1493 году. Сначала она была деревянная, потом — каменная. Вероятно, она была связана с укрепленным острожком, который прикрывал подступы к Москве с востока.

Что есть что в церкви

В черту города Иоаннно-Богословский храм вошел в первой половине XVI века — после строительства Китайгородской стены.

Современное храмовое здание построили и освятили в 1825-1837 годах. Двухъярусное здание в стиле ампир получило сразу шесть престолов — крупная цифра для приходской церкви. А в 1840-х построили новую колокольню. Благодаря вытянутому шпилю с крестом она почти сравнилась по высоте с куполом храма.

Считается, что название «под вязом» церковь Иоанна Богослова получила по огромному вязу, который рос перед алтарем еще во времена правления Екатерины II.

В 1925 году церковь закрыли, луковичные главки разобрали, а в интерьере установили межэтажные перекрытия для размещения экспозиций музея. Но в 2010 здание вернули церкви. Сейчас храм отреставрирован и снова действует.

Храм Иоанна Богослова, что под вязом, на фотографиях разных лет:

Мини-путеводитель по Китай-городу А что вы знаете о церкви Иоанна Богослова, что под вязом?

Игумен Пётр (Еремеев), настоятель

Дата рождения – 2 декабря 1973 года.

Дата пострига – 27 марта 1998 года.

Дата хиротонии – 6 декабря 1998 года.

День тезоименитства – 10 октября.

Игумен Пётр (в миру Руслан Николаевич Еремеев) – игумен Русской Православной Церкви, доктор богословия, настоятель и председатель приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, ректор Российского православного университета и Московского православного института святого Иоанна Богослова, настоятель храма во имя святого апостола Иоанна Богослова под Вязом, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, главный редактор журнала «Монастырский вестник».

Биография

Родился 2 декабря 1973 года в городе Армавире Краснодарского края. Был крещён во младенчестве. Семья, в которой родился и рос будущий игумен, не была религиозной. Впервые после крещения осознанно пришел в храм в возрасте 17 лет.

«Я пришёл в храм и сразу попал к хорошему священнику, протоиерею Петру – настоятелю храма в моём родном городе Армавире. Увидев случайно оказавшегося в храме и озирающегося юношу, отец Пётр спросил: «Что ты здесь делаешь, хлопец?». Я ответил, что зашёл в храм, поскольку мне это всегда было интересно. Но раньше я не решался войти, хотя и был крещёным».

Общение с протоиереем Петром Клитовченко зародило интерес к православию и церковной жизни, и со временем будущий игумен стал посещать храм регулярно, исповедоваться и причащаться.

С подачи духовника в 1991 году поступил в Ставропольскую духовную семинарию. На предпоследнем курсе перевёлся в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1995 году и продолжил обучение в Московской духовной академии.

27 марта 1998 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры ректором МДАиС епископом Верейским Евгением пострижен в монашество с наречением именем Пётр в честь новопрославленного священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.

6 декабря 1998 года за Божественной литургией в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника хиротонисан ректором МДАиС епископом Верейским Евгением во иеромонаха. В период обучения в академии, будучи избран, являлся редактором студенческого православного журнала «Встреча».

В 1999 году окончил Московскую духовную академию. За диссертацию на тему «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» удостоен степени кандидата богословия.

По направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии в 2000-2003 годах проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета (Болгария). За диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX – начале XX века» был удостоен степени доктора богословия.

В 2003 году Святейшим Патриархом Алексием II утверждён в должности проректора Московских духовных школ по организационно-административной работе.

«Академия тогда находилась в стадии реорганизации образовательного процесса. Мне было поручено заняться системой делопроизводства, соответствующей требованиям высшей школы и курированием вопросов, связанных с выделением грантов и благотворительной помощи. В семинарии я преподавал историю Поместных Православных Церквей».

В 2005 году иеромонаха Петра ждало новое ответственное поручение: Святейшим Патриархом Алексием II он был определён проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии и настоятелем собора Рождества Христова города Хабаровска. Основными задачами этого периода стали: проектирование и строительство семинарского комплекса, начало и налаживание учебно-образовательного процесса семинарии.

«В Хабаровске я получил первый опыт по-настоящему приходской жизни и личной ответственности за конкретный проект. Это было замечательное время, благодаря которому я получил опыт и знания, пригодившиеся позднее в работе в светском учебном заведении – Московском православном институте святого Иоанна Богослова. Потому что, кроме строительства комплекса семинарских зданий, куда архиепископ Хабаровский Марк поставил меня куратором от епархии, мы занимались и лицензированием образовательных программ, и формированием образовательного процесса с нуля».

В 2005 году окончил экстерном Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «Юриспруденция».

В 2006 году иеромонах Пётр был возведён в сан игумена. В 2007 году был награждён орденом святителя Иннокентия Московского III степени.

По итогам деятельности возглавляемой игуменом Петром (Еремеевым) группы специалистов в 2009 году Хабаровская духовная семинария первой в России прошла лицензирование программ высшего образования по Государственному стандарту «Теология». Это положило начало процедуре лицензирования программ Смоленской, Санкт-Петербургской и Московской духовных школ.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 21 мая 2010 года назначен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. В январе 2011 года назначен ректором новоучреждённого Российского православного университета, на площадку которого согласно законодательству были переведены программы религиозного образования.

«Первое, что я узнал по вступлении в должность ректора: у вуза, который через месяц должен выпускать очередных специалистов, закончилась лицензия. А последние несколько месяцев институт вообще не имел права вести образовательную деятельность. Тогда же на меня свалились проверки по факту обращений в Трудовую инспекцию и прокуратуру о задержках по заработной плате и следом судебные претензии от коммунальных служб. В срочном порядке пришлось проходить процедуру лицензирования всех направлений подготовки – вначале уровня бакалавриата, а затем и магистратуры. С нуля разработали всю документацию для лицензирования программ бакалавриата по целому перечню направлений: религиоведение, история, психология, филология, юриспруденция, экономика. Параллельно получали лицензию на образовательную деятельность по специалитету, проводили госэкзамены и выпускали ребят, завершивших обучение».

10 апреля 2011 года на Божественной литургии в кафедральном соборе Храма Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом за усердное служение Церкви Божией и пастырское попечительство удостоен права ношения палицы.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал №23) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, а также настоятелем и председателем Приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы. Новоназначенному игумену было поручено обеспечить разработку проектной документации и запуск процесса научной реставрации архитектурного ансамбля монастыря.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 13 марта 2014 года в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском Красногорского района Московской области.

6 сентября 2014 на Божественной литургии в Высоко-Петровском монастыре в день святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, года удостоен права ношения наперстного креста с украшениями.

За период наместничества игумена Петра (Еремеева) в Высоко-Петровском монастыре были организованы: реставрация надвратной церкви святых апостолов Петра и Павла, надвратной Покровской церкви с колокольней, святыми вратами и Казанской часовней, Толгской церкви, Петровского собора, а также начаты работы на иных объектах наследия. В 2015 году были проведены масштабные торжества по случаю 700-летия со времени основания обители с первым в истории Патриаршим крестным ходом, повторившим путь основателя монастыря святителя Петра из Кремля к обители. Осуществлён переезд Государственного литературного музея из помещений Нарышкинских палат. В 2017 году в монастырь была возвращена святыня – древний чтимый список Влахернской иконы Божией Матери. В настоящее время одним из важнейших проектов остаётся реставрация оставшихся храмов Высоко-Петровского монастыря.

Публикации и интервью:

  • «Смиренный лидер?». Православие и мир, 24 августа 2010 года;
  • «Российский православный университет – в новый год, в новый путь». Православие и мир, 3 сентября 2010 года;
  • «В сотрудничестве между религиозными вузами – залог предотвращения межрелигиозных конфликтов и напряженности». Православие и мир, 18 октября 2010 года;
  • «У «озабоченной» церковной проблематикой общественности на самом деле нет серьёзных вопросов к Церкви». Воскресный день, 1 июля 2011 года;
  • Нужно ли Церкви переходить на современный язык? Радио «Комсомольская правда», 14 октября 2011 года;
  • «Изучение православия научит детей правильно расставлять акценты». Православие и мир, 18 января 2012 года;
  • «Национальная идея у нас есть. Это наша вера». Радио КП, 13 мая 2012 года;
  • Образование православного христианина. Беседы с батюшкой на ТК СОЮЗ, 19 ноября 2012 года;
  • «Очевиден недостаток у родителей информации о курсах основ религиозных культур в школе». PRAVMIR.RU, 1 марта 2013 года;
  • «Фильм «Ной» станет своеобразной проповедью для людей, далёких от веры». Православный журнал ФОМА.

Вопросы о духовной жизни:

    • Приходить ли на Литургию, если не собирался причащаться?;
    • Поговорим о масленице. Православие.RU, 28 февраля 2011 года;
    • Страстная неделя: самое главное. Православие.RU, 18 апреля 2011 года;
    • Как поститься молодёжи? YouTube-канал ПРАВМИР, 21 декабря 2015 года;
    • «Нельзя стать лучше внезапно и сразу — мы постепенно совершенствуем свою душу». Благочиние ставропигиальных приходов и патриарших подворий вне города Москвы, 1 марта 2017 года.

Хабаровская духовная семинария:

  • Духовное образование и вопросы духовной безопасности. Русская народная линия, 5 декабря 2006 года;
  • «Образование от слова «Образ». Интервью журналу «Словесница искусств», 13 декабря 2007 года;
  • Состоялось освящение домового храма Хабаровской Духовной семинарии. Седмица.RU, 31 мая 2007 года;
  • Перспективы развития духовного образования. Русская народная линия, 10 июля 2007 года;
  • Фундаментальные нравственные основы правоприменения в Российской Федерации. Русская народная линия, 11 сентября 2007 года;
  • Экология и экоокультные организации. Русская народная линия, 1 февраля 2008 года;
  • «В духовном образовании сейчас время перемен и атмосфера ожидания». Русская народная линия, 5 марта 2008 года;
  • Проректор Хабаровской Духовной семинарии игумен Пётр (Еремеев) дал интервью журналу МДА «Встреча». Tatarstan today;
  • Завершилось церковное послушание игумена Петра (Еремеева) на Дальнем Востоке. Владивостокская епархия, 15 марта 2010 года.

Российский православный университет:

  • К 20-летнему юбилею Российский Православный институт св. Иоанна Богослова планирует стать университетом. Седмица.RU, 13 июля 2010 года;
  • «Задача Российского православного института — достичь университетского статуса». Образование и православие, 16 июля 2010 года;
  • «Православное образование — одна из стратегических ценностей нашего общества». Седмица.RU, 15 сентября 2010 года;
  • Церковь св. Иоанна Богослова на Новой площади, занимаемая сегодня Музеем Москвы, стала храмом Российского православного института. Седмица.RU, 20 сентября 2010 года;
  • Задачи современного высшего православного образования. Русская народная линия, 21 декабря 2010 года;
  • Ректор Российского православного университета призвал законодателей преодолеть дискриминацию вузов по религиозному признаку. Седмица.RU, 25 февраля 2011 года;
  • «Переезд Музея Москвы из нашего храма затянулся на 19 лет». НАКАНУНЕ.RU, 12 мая 2011 года;
  • Храм на Новой площади г. Москвы окончательно передаётся Церкви. Седмица.RU, 5 июля 2011 года;
  • «Православной физики не бывает, но университет может быть христианским». Журнал «Фома», 19 июля 2011 года;
  • «Возрождение храма апостола Иоанна Богослова, что под вязом, — дело чести для властей столицы». Православие.RU, 10 октября 2011 года;
  • «Сегодня мы обретаем сердце нашего университета». Церковный вестник, 9 октября 2011 года;
  • «В каждом есть человек». Ректор РПУ — о межнациональных проблемах. «СтоЛИЧНОСТЬ», 27 декабря 2011 года;
  • Где взять деньги на церковное образование? Русская народная линия, 6 июля 2012 года;
  • «Господдержка церковных вузов реабилитирует православное образование в России». Православие и мир, 9 февраля 2012 года;
  • РПУ и Счётная палата РФ окажут поддержку православной гимназии Мурома. Седмица.RU, 15 ноября 2012 года;
  • В РПУ будет создан Центр изучения христианских святынь. Седмица.RU, 9 января 2013 года;
  • РПУ и газета «Православная Москва» начинают совместный проект «Православный университет». Седмица.RU, 22 января 2013 года;
  • Игумен Пётр (Еремеев): «Наша модель образования — хорошее воплощение дореволюционных и добрых советских традиций». БЕЗФОРМАТА, июнь 2013 года;
  • «Религиозные общины должны учиться строить отношения с благотворителями». РИА НОВОСТИ, 3 октября 2013 года;
  • Российский православный университет и Свято-Сергиевский православный институт в Париже заключили соглашение о сотрудничестве. Седмица.RU, 28 февраля 2014 года;
  • «Выбор священнического пути пользуется уважением». Рублев, 2 июня 2015 года;
  • «Одна из задач ректора – создать атмосферу доверия и простоты в общении преподавателей и студентов». Приходы, 28 мая 2018 года;
  • К 20-летнему юбилею Российский Православный институт св. Иоанна Богослова планирует стать университетом. Седмица.RU, 13 июля 2010 года;
  • Студенты духовных школ получили льготы на обучение в Российском православном институте. Седмица.RU, 9 августа 2010 года;
  • «Верующий более успешен в своей профессии». Новгородская епархия, 24 декабря 2011 года;
  • «Господдержка церковных вузов реабилитирует православное образование в России». Православие и мир, 9 февраля 2012 года;
  • Ректор РПУ предлагает создать в России Лигу религиозных вузов. Православие.RU, 7 июня 2012 года;
  • РПУ и Счётная палата РФ окажут поддержку православной гимназии Мурома. Седмица.RU, 15 ноября 2012 года;
  • Российский православный университет и Свято-Сергиевский православный институт в Париже заключили соглашение о сотрудничестве. Седмица.RU, 28 февраля 2014 года;
  • Впервые с 1917-го в Москве соберутся регенты и певчие. Православный журнал ФОМА, октябрь 2016 года;
  • «Одна из задач ректора – создать атмосферу доверия и простоты в общении преподавателей и студентов». Приходы, 28 мая 2018 года;
  • В Москве пройдёт студенческий пасхальный фестиваль. Седмица.RU, 22 апреля 2019 года;
  • Вера и образование. Беседы с батюшкой на ТК СОЮЗ, 23 июля 2019 года;

Высоко-Петровский монастырь:

  • Высоко-Петровский монастырь и Государственный литературный музей заключили соглашение о сотрудничестве. Седмица.RU, 21 мая 2013 года;
  • Игумен Пётр (Еремеев): «700-летие Высоко-Петровского монастыря должно стать праздником для всей Москвы». Православная Церковь Молдовы, 18 ноября 2013 года;
  • Память святителя Петра, митрополита Московского. Беседы с батюшкой на ТК СОЮЗ, 1 сентября 2014 года;
  • «Роль Высоко-Петровского монастыря в развитии храмового зодчества в России петровского периода». Доклад на VII Петровском международном конгрессе, 8 октября 2015 года;
  • Конференция «Утерянные и сохранённые святыни Высоко-Петровского монастыря» состоялась в Историческом музее. Седмица.RU, 17 февраля 2016 года»;
  • «Узнав о назначении в монастырь, я будто внезапно увидел землю». Вести.ru, 25 мая 2016 года;
  • Петровский звон над Москвой. Православный журнал ФОМА, 24 декабря 2017 года;
  • Считавшийся утерянным иконостас Высоко-Петровского монастыря найден в музее «Коломенское». ТАСС, 8 июня 2018 года;
  • Высоко-Петровский монастырь принял эвакуированных школьников и напоил их чаем с пирогами. Православный журнал ФОМА, 5 февраля 2019 года.

Ваганьковское кладбище:

  • Игумен Петр (Еремеев) в совершил отпевание знаменитого хоккейного тренера Виктора Тихонова. Седмица.RU, 28 ноября 2014 года;
  • В Москве помянули известного пастыря и рассказали о «праведниках Ваганьково». Православный журнал ФОМА, 2 августа 2015 года;
  • Сотни москвичей почтили память протоиерея Валентина Амфитеатрова. Седмица.RU, 3 августа 2015 года;
  • Андреевский храм на Ваганьковском кладбище отметил 100-летие. Православный журнал ФОМА, 13 декабря 2016 года;
  • В день смерти Владимира Высоцкого на его могиле совершили литию. Православный журнал ФОМА, 25 июля 2018 года;
  • «В дни памяти Владимира Высоцкого в храме Воскресения Словущего мы совершаем заупокойные богослужения». Комиссия по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете Москвы, 28 января 2019 года.

ПЕТР (ЕРЕМЕЕВ)

Игум. Петр (Еремеев)

Петр (Еремеев) (род. 1973), игумен, ректор Российского православного университета и Российского православного института святого Иоанна Богослова, наместник Московского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, настоятель московских храмов святого Иоанна Богослова, что под вязом и Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского села Дмитровское Красногорского района Московской области, член Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви при Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви

В миру Еремеев Руслан Николаевич, родился 2 декабря 1973 года. Крещён с именем Даниил .

В 1991 году поступил в Ставропольскую духовную семинарию. Затем перешёл в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1995 году и продолжил обучение в Московской духовной академии, которую окончил в 1999 году. За диссертацию на тему «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» удостоен учёной степени кандидата богословия.

В 1996-2005 годах являлся главным редактором нового студенческого (МДАиС) православного журнала «Встреча».

В 1998 году пострижен в монашество в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры с наречением имени в честь священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.

В том же году был рукоположен в сан иеродиакона , а 6 декабря 1998 года — во иеромонаха в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника ректором МДАиС епископом Верейским Евгением (Решетниковым).

С 2000 по 2003 год проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета по направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии. Постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Болгарии за диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX — начале ХХ века» удостоен степени доктора богословия.

В 2003 году утверждён в должности проректора Московских духовных академии и семинарии по организационно-административной работе.

В 2005 году окончил экстерном Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «юриспруденция».

В 2005 году назначен проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии.

В том же году был назначен настоятелем собора Рождества Христова города Хабаровска, на территории которого расположилась и духовная семинария. После начала проектирования и возведения комплекса собственных зданий семинарии — вошёл в комиссию по строительству и приёмке объекта.

В 2006 году возведён в сан игумена.

Руководил подготовкой эскизных планов росписи и курировал работу мастеров-иконописцев храма в честь святителя Иннокентия (Вениаминова) при Хабаровской семинарии.

21 мая 2010 года назначен ректором Российского православного института святого Иоанна Богослова.

В сентябре 2010 года назначен настоятелем Московского храма св. Иоанна Богослова, что под вязом, переданного Российскому православному институту.

11 января 2011 года назначен ректором Российского православного университета, в состав которого вошёл Российский православный институт.

В том же году назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе города Москвы . Не позднее октября 2013 года был освобождён от этой должности .

12 марта 2013 года был назначен наместником Московского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря.

13 июня 2013 года также назначен настоятелем и председателем приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы .

26 декабря 2013 года введён в состав членов новоучреждённого при Синодальной библейско-богословской комиссии — Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви .

13 марта 2014 года также назначен настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского — патриаршего подворья в селе Дмитровское Красногорского района Московской области.

23 октября 2014 года введён в состав членом Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви .

Сочинения

  • Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века (кандидатская диссертация)
  • Богословское образование в России в конце XIX — начале ХХ века (докторская диссертация)

Награды

  • орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени (2007)
  • палица (10 апреля 2011)
  • наперсный крест с украшениями (6 сентября 2014)

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Московского Патриархата:
  • Биография на официальном сайте Высоко-Петровского монастыря:
  • Биография на официальном сайте РПУ:

Архив журнала «Встреча» — №2 (2), 1996, Колонка редактора // официальный сайт журнала —

Архив журнала «Встреча» — №3 (9), 1998, официальный сайт этого же журнала, —

«Игумен Петр (Еремеев). Призвание выше мотивации», Интернет-портал — «Образование и Православие», 28 декабря 2013, —

«Мамин день в Покровском-Стрешневе», информационно-аналитическая служба — «Русская народная линия», 1 декабря 2014,

Указ № У-01/298 от 13 июня 2013 года, официальный сайт Московской городской епархии, 10 июля 2013, —

Координационный центр по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви, официальный сайт Московского Патриархата, —

Состав Межсоборного присутствия на 2014-2018 года по комиссиям, официальный сайт Московского Патриархата, —

Наместник монастыря

Монастырь » Наместник монастыря

Игумен Петр Еремеев

Родился 2 декабря 1973 г.

В 1991 г. поступил в Ставропольскую духовную семинарию. В 1995 г. окончил Московскую духовную семинарию и продолжил обучение в Московской духовной академии, которую окончил в 1999 году. За диссертацию на тему «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» удостоен степени кандидата богословия.

В 1998 году пострижен в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в монашество с наречением имени Петр в честь священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.

6 декабря 1998 г. за Божественной литургией в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника хиротонисан ректором Московских духовных академии и семинарии епископом Верейским Евгением во иеромонаха. В период обучения в академии являлся редактором студенческого православного журнала “Встреча”.

В 2000-2003 гг. проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета по направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии. Постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Болгарии за диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX — начале ХХ века» удостоен степени доктора богословия.

В 2003 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II утвержден в должности проректора Московских духовных академии и семинарии по организационно-административной работе.

В 2005 г. окончил экстерном Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «юриспруденция».

В 2005 г. Святейшим Патриархом Алексием II определен проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии. По прибытии в Хабаровск назначен настоятелем собора Рождества Христова, на территории которого располагалась семинария.

В 2006 году возведен в сан игумена. В 2007 году награжден орденом РПЦ Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени.

Год пребывания в семинарии стал временем оживления приходской деятельности: были отреставрированы внутренние помещения храма и придела, начали работу Богословские курсы для мирян, новый стимул получило развитие воскресной школы при соборе. Вскоре иеромонах Петр был возведен в сан игумена.

Все, кто бывал в семинарии, отмечали благолепие храма духовной школы, освященного в честь святителя Иннокентия (Вениаминова). Домовая церковь семинарии расписана по сусальному золоту выпускниками Иконописной школы при Московской духовной академии. Игумен Петр руководил подготовкой эскизных планов росписи и курировал работу мастеров-иконописцев.

Главной заслугой игумена Петра в постановке учебного дела в Хабаровской семинарии стало определение четкой стратегии развития духовной школы: достижение качественно высокого уровня учебной и методической работы, становление семинарии как центра духовного воспитания и образования в традиционном церковном понимании.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 21 мая 2010 г. назначен ректором Российского православного института святого Иоанна Богослова.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла в январе 2011 г. назначен ректором Российского православного университета, в состав которого вошел РПИ.

10 апреля 2011 г. удостоен права ношения палицы.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 23) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/298 от 13 июня 2013 года игумен Петр (Еремеев), ректор Российского Православного университета, наместник Высоко-Петровского мужского монастыря гор. Москвы, в дополнение к несомым послушаниям назначается настоятелем и председателем Приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище гор.Москвы.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 13 марта 2014 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем храма св. вмч. Димитрия Солунского — Патриаршего подворья в с. Дмитровское Красногорского р-на Московской обл.

6 сентября 2014 г. удостоен права ношения наперсного креста с украшениями.

Член Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви.

Член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.

Интервью

  • Игумен Петр (Еремеев): Фестиваль «Сорок сороков» возвращает Москве традиции церковного городского праздника
  • Игумен Петр (Еремеев): Где взять деньги на церковное образование?
  • Развитие теолого-религиоведческого образования как решение задачи обеспечения межнационального согласия
  • Игумен Петр (Еремеев): Православный университет — место формирования национальной элиты
  • Ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев): В каждом есть Человек
  • Игумен Петр (Еремеев): Призвание выше мотивации
  • Игумен Петр (Еремеев): Участие РПУ в Рождественских чтениях – это сверка нашей работы с ожиданиями общества
  • Игумен Петр (Еремеев): 700-летие Высоко-Петровского монастыря должно стать праздником для всей Москвы
  • Игумен Петр (Еремеев): Ближайшая задача Русской Церкви — воспитать 30 000 миссионеров
  • Игумен Петр (Еремеев): Православной физики не бывает
  • Игумен Петр (Еремеев): Семья – подобие Церкви
  • Игумен Петр (Еремеев): Памяти жертв революции
  • Игумен Петр (Еремеев): Смиренный лидер?
  • Игумен Петр (Еремеев): Почему пусты православные храмы?
  • Игумен Петр (Еремеев): Фильм «Ной» станет проповедью для людей, далеких от религии
  • Игумен Петр (Еремеев): Мы стараемся развивать добрую традицию участия Российского православного университета в Рождественских чтениях
  • игумен Петр (Еремеев): «Наша модель образования — хорошее воплощение дореволюционных и добрых советских традиций»

На других ресурсах

  • Радио КП
  • Телеканал “Союз”
  • Седмица