Храм на новослободской пимена

Церковь Пимена в Новых Воротниках

Спрятанный в небольшом Нововоротниковском переулке между двумя крупными улицами, этот храм выделяется ярко-красным цветом своих фасадов. Особый интерес представляют его интерьеры, созданные лучшими мастерами своей эпохи – они сохранились в целости и сохранности с начала ХХ века.

Эта местность с середины XVII века называлась «Новыми Воротниками» и её главная церковь – «Новым Пименом», словно напоминая о своем старом месте – рядом с Тверской улицей, на перекрестке Воротниковского и Старопименовского переулков, где до 1931 года стояла церковь «Старого Пимена». Населяли эту слободу воротники – привратники при городских воротах. С ростом города они были переселены за Земляной вал, чтобы освободить территорию для стрельцов. На новом месте в 1672 году они создали церковь во имя Троицы Живоначальной с приделом Пимена Великого – в память о прежнем храме. Вскоре новая церковь переняла название у придела и под ним вошла в историю Москвы. После разрушительного пожара 1691 года началось возведение новой каменной Пименовской церкви, законченное в 1702 году.

Существующее здание представляет собой соединение разновременных частей. Его ядро – главный храм 1702 года, созданный в стилистике нарышкинского барокко, состоящий из четверика и поставленного на него восьмерика, с оконными наличниками, выполненными в виде «разорванных фронтонов» – одной из наиболее распространенных черт нового архитектурного направления. При нем существовала трапезная, которая в 1770‑х годах оказалась расширена, к концу XVIII века в ней появился второй придел – во имя Владимирской иконы Божией Матери.

О создании Владимирского придела повествует одно местное предание. Один слепой мальчик играл однажды неподалеку от церкви и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это момент пыль и песок попали ему в лицо, он потер глаза этой рукой и вдруг прозрел. Он увидел, что предметом в его руке оказалась маленькая вырезанная в камне икона Владимирской Богоматери. В её честь и был создан новый придел.

Расширение храма продолжилось и в XIX веке. В 1825 году возводится его существующая ограда. В 1881‑1883 годах создается новая трехъярусная колокольня, и полностью перестраивается трапезная: по проекту архитектора К.М. Быковского её приделы расширены в длину и ширину, новые стены получили обработку в псевдорусском стиле, с крупными кокошниками, главками с каждой стороны и наличниками, имитирующими разорванные фронтоны начала XVIII века.

Самые значительные перемены интерьеров церкви произошли в 1897‑1907 годах. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля были созданы двухъярусные мраморные иконостасы, богато украшенные колонками и резьбой с христианской символикой – пальмовыми ветками, виноградными лозами, монограммами «Альфа и Омега». В главном храме появилась копия росписи В.М. Васнецова из Владимирского собора Киева.

Часть утвари Пименовской церкви была утрачена в 1922 году во время кампании по «изъятию церковных ценностей», однако сам храм на протяжении всей советской эпохи никогда не закрывался, что и позволило ему сохранить свое убранство и интерьеры нетронутыми. В 1927‑1932 годах регентом церковного хора был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. Сегодня храм святого Пимена Великого в Новых Воротниках – уникальный памятник архитектуры, истории и культуры, имеющий открытый доступ для всех желающих и отлично сохраняющий свои бесценные сокровища.

Прочитать статью об этом доме в «Московском журнале»

Пименовский храм в Москве

Храм преподобного Пимена интересен как своей историей, так и архитектурой, великолепной росписью и мраморным иконостаcoм. Все три алтарных иконостаса составляют единое художественное целое.

Автором иконостаса, решенного в псевдовизантийском стиле, является академик архитектуры Ф. Шехтель. С иконостасом итальянского белого мрамора гармонирует и мраморная резная решетка на солее, и в недавнее время отделанные под мрамор большие деревянные киоты с иконами Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Казанская».

Резьба в иконостасе воспроизводит древнехристианские орнаменты и символику древних катакомб: пальмовые ветви и виноградные лозы с гроздьями, монограммы «Сущего» – Альфа и Омега. Иконостас состоит из двух ярусов. Между колоннами нижнего яруса в прямоугольных нишах, имеющих арочные завершения, помещены иконы местного чина, под арками первого яруса – второй ряд полукруглых икон праздничного чина. Солея выложена плитами белого мрамора.

Подходящему ближе к иконостасу постепенно открывается величественный образ Царицы Небесной с Богомладенцем на руках (см. цветную вкладку в «ЖМП», 1981, №9), композиции В. М. Васнецова, известной по киевскому Владимирскому собору под названием «Богоматерь Запрестольная».

Образ Богоматери, простирающийся до барабана купола, является центром композиции из живописных изображений пророков, помещенных между окнами барабана, и четырех великих пророков – Исайи, Иеремии, Даниила, Иезекииля – на противоположной, западной стене подкупольного пространства.

Вся живопись храма выполнена в васнецовском стиле и отчасти в манере, близкой к стилю М. В. Нестерова; живопись исполнена под влиянием росписей киевского собора.

В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах (соприкасающихся с землей или с миром «дольним») помещены изображения «святых Божиих человеков», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Здесь мы видим преподобных Антония и Феодосия Печерских, святых благоверных князей Бориса и Глеба, святых Митрополитов Алексия и Петра, мучеников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских, преподобных Сергия Радонежского и Саввы Звенигородского, святых Тихона Задонского и Димитрия Ростовского и многих других святых, чтимых в Русской Церкви.

Выше, под сводами, находятся росписи на сюжеты евангельской истории. На правой стене, начиная от солеи Пименовского придела, представлены изображения: «Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в день Пятидесятницы в Сионской горнице»; «Преображение Господне» (композиция Котарбинского); «Сретение Господне» •– по оригиналу В. М. Васнецова, выполненному в киевском соборе на двух панелях по сторонам иконостаса. Напротив этой картины помещена известная композиция «Крещение Господне» кисти М. В. Нестерова. Между ними, на западной стене, – «Воздвижение Креста Господня».

В притворе храма – росписи на тему притчей о милосердном самарянине и о Добром Пастыре.

В левом, северном приделе, посвященном Божией Матери, западную стену занимает композиция П. А. Сведомского «Вход Господень в Иерусалим».

Другие настенные изображения этого придела отображают события из жизни Божией Матери: «Благовещение», «Рождество Богородицы», «Введение во храм»; здесь же – «Рождество Христово» (вариация композиции М. В. Нестерова).

В центральном куполе храма (над парусами, в которых, как обычно, изображены святые Евангелисты) написан Богочеловек в центре небесного свода в окружении Ангелов, Серафимов и Херувимов.

Росписи всех трех алтарей посвящены праотцам и святым первых веков христианства. Здесь представлены святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, а также довольно редко встречающиеся изображения святителей: Григория Неокесарийского, Амвросия Медиоланского – в левом, северном алтаре; святого Иринея Лионского , святого Аверкия Иерапольского – в правом, южном алтаре; святителей: Григория Двоеслова и Климента, пап Римских, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, святителей Петра Александрийского и Спиридона Тримифунтского – в центральном алтаре; святых праотец: Иоакима и Анны – в северном алтаре; Авраама, Исаака, Иакова – в южном алтаре, где изображены также египетские подвижники Антоний Великий и преподобный Пимен Великий.

На горнем месте в центральном алтаре помещено изображение «Воскресения Христова», выполненное на стекле, подсвечиваемом с противоположной стороны; во Владимирском Богородичном приделе – «Моление о чаше»; в Пименовском приделе – «Явление Христа Марии Магдалине».

Над Царскими вратами изображен «Распятый Бог-Сын» (в окружении Ангелов) по композиции В. М. Васнецова. В центральной части сводов – изображение Святого Духа в виде голубя, под сводами – двенадцать агнцев, обращенных к Агнцу, находящемуся в центре композиции .

Иконы в храме собраны усердием клира и прихожан более чем за три с половиной столетия.

Справа от центральных Царских врат по традиции помещен храмовый образ Святой Троицы, Которой посвящен центральный престол1.

Наиболее древним является Казанский образ Божией Матери, исполненный в стиле, характерном для московской школы иконописи XVI–XVII веков2.

Тихвинская икона Божией Матери интересна своим происхождением: она написана царским изографом Федотом Феофановым в 1695 году и пожертвована в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве, о чем говорит полустертая подпись под иконой: «По обещанию Сретенского Собора, что у великих государей на сенях протопресвитера великих государей и духовника Феофана Феофанова».

В иконостасе левого, северного придела интересны Тихвинская икона Богоматери (XVIII в.)3 и «Спас Великий Архиерей» (начало XVIII в.). Последняя икона отличается особой декоративностью: вытканные розовато-сиреневыми цветами ризы Спасителя, «резной», черненый по золоту престол. Не часто встретишь даже и в искусстве барокко такое богатство орнаментовки.

Храмовый, особо чтимый Владимирский образ Божией Матери (начало XVIII в.), в честь которого освящен левый, северный придел (празднование Владимирскому образу совершается трижды в году: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля) и 26 августа (8 сентября))4, исполнен в лучших традициях русского иконописного искусства XVI–XVII веков.

Особо чтимые иконы в этом приделе – «Пименовский» образ Божией Матери5 (начало XX в.) и образ Святителя Николая (XVIII в.), перед которым часто совершаются молебны.

В иконостасе Пименовского придела интересен в художественном отношении образ Спасителя в рост на фоне написанного в западноевропейском духе лесистого пейзажа. По манере гладкого письма, общей композиции, характеру лика эта икона напоминает работы известного царского изографа Тихона Филатьева и является прекрасным образцом московской школы иконописи второй половины XVII – начала XVIII века.

В иконостасе также помещена икона московской школы – «Благовещение Пресвятой Богородицы» XVIII века, отличающаяся сложно-разработанным архитектурным фоном в духе развитого барокко. Рядом находится особо чтимый образ преподобного Пимена Великого (память 27 августа/9 сентября)6.

Напротив этого образа, перед решеткой солеи, в большом, выполненном под мрамор киоте – упоминавшаяся уже Казанская икона Божией Матери7, а справа от нее, на аналое, – уменьшенный список с иконы преподобного Пимена.

В верхней части ниш первого яруса иконостаса, в глубине мраморных арок размещены иконы праздничного чина – двунадесятые праздники. Это тонко исполненные миниатюры, некоторые из них без достаточных оснований считали принадлежавшими кисти В. М. Васнецова. В левом, северном приделе иконы праздничного чина посвящены праздникам Божией Матери, в центральном алтаре и правом, южном приделе – Господским праздникам. Помимо этих миниатюр, в подарочных пространствах помещены две других: «Явление трех Ангелов Аврааму» (над Владимирской иконой) и «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (над южной дверью центрального алтаря).

Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря помещены изображения двенадцати апостолов в рост, обращенные к Спасителю, восседающему на Престоле.

В левом приделе – композиция В. М. Васнецова: сидящая Богоматерь с Младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвестивших о рождении ог Нее Сына Божия.

В правом приделе – параллель этой композиции: четыре пророка, предрекавших о пришествии Христа в мир, обращены лицами к Богу-Слову, изображенному с крестом и развернутой хартией (как символ Евангелия) со словами «В начале бе Слово».

Святейший патриарх Пимен и пименовский храм

Духовная связь Святейшего Патриарха Пимена с храмом, носящим имя его Небесного покровителя, началась более 50-ти лет назад

Церковные нестроения тех лет, болезнь и смерть в 1923 году настоятеля Пименовского храма отца Михаила Стеблева весьма тяжело отразились на состоянии правого хора, о составе и руководителях которого в те годы мы не имеем сведений. Известно лишь, что при отце Михаиле были правый и левый хоры и в начале двадцатых годов под руководством Зинаиды Ивановны (фамилия неизвестна. – С. Г.) был создан детский хор, певший раз в седмицу молебны перед Владимирской иконой Божией Матери. С юными певчими занимался руководитель правого хора Стефан Андрусенко. Однако постепенно эти хоры распались.

В 1926–1927 годах настоятель отец Николай Бажанов пригласил музыкально одаренного священника отца Михаила Серединского, служившего в храме во имя святой мученицы Ирины и в прошлом регента, для создания хорошего хора. Такой хор был создан, в него вошли певцы из бывшего детского хора.

Для этого хора отец Николай Бажанов вскоре пригласил и регента – юного рясофорного инока Платона (нареченного этим именем в 1925 году при малом постриге в рясу в Сретенском монастыре в Москве), имевшего опыт управления церковными хорами в храмах Москвы.

Как видно на фотоснимке, сделанном, по словам Н. А. Ноева8, в день Святой Троицы (3 июня 1928 г.), хор Пименовского храма насчитывал 60–70 человек.

Новый регент быстро приобрел признание прихожан и настоятеля отца Николая Бажанова, в семье которого он стал частым и желанным гостем. Во время домашних бесед затрагивались разные вопросы, как вспоминает вдова ныне покойного отца Николая, говорили и о предстоящем монашеском постриге Платона. Отец Николай советовал ему принять имя преподобного Пимена Великого.

После пострига, имевшего место 4 октября (21 сентября) 1927 года в Лаврском скиту во имя Святого Духа Параклита, монах Пимен управлял хором до 1931 года. Затем он был регентом в Богоявленском кафедральном соборе в Дорогомилове (в Москве). Служение там продолжалось недолго. 16 (3) июля 1931 года в том же соборе он был рукоположен во иеродиакона, а 25 (12) января 1932 года – во иеромонаха.

В Пименовский храм приблизительно через год руководить хором был приглашен Иван Васильевич Голунский, регент из храма Покрова Божией Матери в Лыщиковом переулке.

Иеромонах Пимен был направлен на пастырское приходское служение, которое он совершал до 1949 года, когда он был назначен наместником Псково-Печерского Успенского монастыря. С декабря 1957 года, будучи епископом Дмитровским, затем – архиепископом Тульским и Белевским, митрополитом Ленинградским и Ладожским, и, наконец, митрополитом Крутицким и Коломенским, он почти ежегодно «молитвенно отмечал день своего Ангела в храме преподобного Пимена» («ЖМП», 1972, № 10, с. 16).

Со времени патриаршей интронизации Святейший Патриарх каждый год совершает по случаю дня своего Ангела торжественные службы в Пименовском храме (см. «ЖМП», 1971 и все последующие годы.–Ред.).

Торжественные патриаршие служения в Пименовском храме являются для православных москвичей ежегодным радостным осенним церковным торжеством, на которое они тысячами собираются под сводами этого храма и в его ограде.

Пименовский храм, заложенный еще при Святейшем Патриархе Никоне воротниками – стражниками городских ворот, ныне широко известен среди верующих Москвы. Здесь начинал свой церковный путь Святейший Патриарх Пимен. В храме сооружены престолы во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя преподобного Пимена Великого.

Известно, что Московская Русь как государство образовывалась под духовным окормлени-м обители Живоначальной Троицы, созданной Преподобным Сергием Радонежским, Игуменом земли Русской. Святой Сергий был Небесным покровителем Святейшего Патриарха Пимена до принятия им монашеского пострига. Святейший Патриарх Пимен является Священно-архимандритом Троице-Сергиевой Лавры.

Владимирская икона Божией Матери, под покровом которой святой благоверный князь Андрей Боголюбский положил начало созиданию Великой Руси в XII веке, является покровительницей града Москвы, а правящий архиерей столицы – Патриарх Пимен.

Преподобный Пимен Великий – Небесный покровитель Святейшего Патриарха Пимена.

Такова глубокая духовная связь Святейшего Патриарха Пимена с московским Пименовским храмом. Поэтому так умилительны и торжественны бывают здесь богослужения в дни тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви. В эти дни Пименовский храм бывает заполнен благочестивыми верующими москвичами, приходящими сюда из разных концов столицы вознести молитвы Пресвятой Троице, Божией Матери _и преподобному Пимену Великому о здравии, спасении и долгоденствии своего Первосвятителя и Отца.