Храмы в архызе

Галактика

С незапамятных времен человек поднимается в горы и строит в совершенно немыслимых, труднодоступных местах жилища, церкви, монастыри. Одних ведет к такому уединению вера, других — гонения, третьих — испытание, самопознание.

Гора Тайшань в Китае расположена в окрестности города Тайань и входит в число пяти священных гор даосизма. Традиционно гора считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. Самый высокий пик высотой 1545 м называется Пиком Нефритового Императора. Храм на вершине горы — цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет.
На территории горы имеется 22 храма, 97 развалин, 819 каменных плит, 1018 рисунков и надписей на скалах. На горе выдолблено и построено 7200 ступеней до самой вершины, имеется 11 ворот, 14 галерей, 14 киосков и 4 павильона.
Сейчас на гору можно подняться на подъёмнике.

Мост бессмертных, природный ландшафт

Горы Уданшань также знамениты своими даосскими монастырями и храмами, здесь был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Ещё во время Восточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора, а во время династии Тан (618—907) был открыт первый храм — Храм Пяти Драконов.
Запретный город, построенный на самой вершине горы Тяньчжу («колонна, подпирающая Небо»), окружён толстой каменной стеной и имеет четыре входа. За стеной — несколько храмов и на самой вершине — Золотой павильон.

х

Монастырь Монсеррат — бенедиктинский монастырь, духовный символ и религиозный центр Каталонии и центр паломничества католиков со всего мира.
Монастырь, расположившийся на высоте 725 м над уровнем моря, получил своё название по горной местности Монсеррат («Разрезанные горы») в 50 км к северо-западу от Барселоны, где на небольшом пространстве в 10 х 5 км высятся тысячи известняковых скал причудливой формы. Человеческая фантазия дала отдельным скалам столь же занимательные имена: Мумия, Брюхо епископа, Хобот слона, Лошадь Бернарда.

Первое упоминание о монастыре Монсеррат датируется 880 годом. В IX веке здесь находилось четыре скита, один из которых был посвящён Деве Марии. В 1025 году здесь был заложен бенедиктинский монастырь.

Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь) — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив). Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря, в основном, являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

Монастыри Метеоры («парящие в воздухе») — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. Шесть действующих православных монастырей расположены на вершинах грандиозных скал в горах Фессалии на севере Греции.

Монастырь Святой Троицы

Монастырь Русану или святой Варвары
Монастырь Варлаама
Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Монастырь Шулдан в Крыму расположен в обрывах скалы Шулдан (Отдающая эхо), нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20, которые расположены в два яруса.
Долгое время в крымоведческой литературе господствовало мнение, что Шулдан, равно как и другие пещерные монастыри, был основан в VIII — IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев. Однако, в результате проведенных исследований выяснилось, что пещерные монастыри в Крыму появляются в более позднее время, не раннее Х — ХI вв., а наивысший расцвет их приходится на период княжества Феодоро (вторая половина ХIV — третья четверть ХV вв.).

Буддийский монастырь Таунг Калат (Taung Kalat) является одним из самых красивых храмов мира, который расположен на вершине одноимённой горы в Мьянме. Гора эта — потухший сотни лет тому назад вулкан (последнее извержение датируется аж 442 годом нашей эры).

Мало того, что храм сам находится на вершине вулкана, высота которого достигает 737 метров, так и сами окрестности очень красивы. Неподалёку находится ещё одна гора под названием Попа (Mount Popa) высотой 1518 метров, и эта вершина также является некогда потухшим вулканом.

Церковь Воскресения Христова — церковь над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века.
Храм на горе был возведён через 4 года после страшного крушения поезда, в котором чуть не погиб император Александр III с семьёй, — в память об этом знаменательном событии. Освятили Форосскую церковь 4 октября 1892 года, а ещё через 6 лет, в десятую годовщину спасения императорской семьи, церковь посетил Николай II с женой.
Вид на Форос со смотровой площадки церкви Воскресения Христова

Боробуду́р — буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны, расположенный на острове Ява в Индонезии. Его еще называют «храм тысячи Будд».
У ступы имеются восемь ярусов, ее высота — 34 метра, и сооружена она из 2 000 000 каменных блоков.
На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные сюжеты.

Предполагают, что храм был возведён в VII—IX вв. До сих пор Боробудур является местом паломничества и молитв. Паломники проходят семь раз по часовой стрелке на каждом уровне. Прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, согласно повериям, приносит счастье.

Святогорская Лавра — храм на меловой горе.
В Донецкой области на живописном берегу реки Северский Донец, среди меловых гор, покрытых густым лесом, расположен Святогорский Успенский монастырь.
Одна из существующих версий его основания связана с Византией. Произошло это в YIII-IX вв. Большая часть гонимых императорами-еретиками православных иконопочитателей, переправившись через Черное море, нашла приют в Крыму, а часть из них поднялась по рекам Дону и Северскому Донцу далее на север.

Храм Святого Георгия на горе Шоана (Карачаево-Черкессия) — воздвигнутый в Х веке древнейший в России памятник, сложенный из местного камня, где раствором служила гашеная известь, замешанная на куриных яйцах. По свидетельству грузинского географа и исследователя ХVIII века Вахушты тут была кафедра Хумаринского епископа. Впоследствии здесь своё пристанище нашли монахи…
Шоана в своем роде тоже памятник, рукотворный или природный – скрыто толщей лет. Скала стоит совершенно обособленно от горной гряды, будто Творец, начиная с вершины, обтесал ее слева и справа, выточил на широком основании горы каменную башню. Вышедшая из самого чрева Шоаны, она тянется в небо. Раньше на вершину можно было взобраться по висячей лестнице, испить из колодца холодной воды. Дивное место.
Смотрите также: Древние храмы в горах (южные районы Ставропольского края, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики)

Висячий храм горы Кенг — один из самых удивительных монастырей в мире, Китай.
Свисающий над обрывом на высоте в 246 футов, храм был построен 1500 лет назад. Проходы в скалах связывают между собой более 40 комнат и залов. Начал строить храм всего лишь один монах. Спустя столетия другие продолжили его начинания. Интересной особенностью свисающего храма является своя особая религия, объединяющая буддизм с даосскими и конфуцианские религиозные элементы.

Наша земля – источник вдохновения не только из-за обилия храмов и монастырей, но также и потому, что мы считаем священными даже природные образования. Особенно знаменита гора Кайлас в западном Тибете.

Кайлас – это священная гора уникальной пирамидальной формы, которая по поверьям буддистов, индусов и джайнистов располагается в центре Вселенной и является ее энергетическим очагом. Считается, что высота горы составляет 6666 метров, хотя ученые и спорят сначала говоря 6638 метрах, а потом настаивая на 6714.

Эта одна из немногих гор в мире, которая до сих пор не была покорена. Гора просто не пускает наверх, заставляя экспедиции развернутся, даже еще не начав подъема. Здесь, на труднодоступных высотах скрываются мировые сакральные места, которые давно уже вызывают священный трепет у представителей многих религий и ищущих сердец.

Кайласанатха — скальный индуистский храм, является центральным сооружением комплекса пещерных храмов в Эллоре. деревня в индийском штате Махараштра, около 30 километров западнее города Аурангабад. С 1983 года система пещер и многочисленные замки причислены ЮНЕСКО к всемирному наследию.
Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры.
Храм Кайласанатха высечен в монолитной, одиноко стоящей скале, скальный массив при строительстве храма обтёсывался сверху вниз, без применения строительных лесов. Расположен в центре вырубленного в скале двора длиной 58 м и шириной 51 м, уходящего в глубь скалы на 33 метра. Длина самого храма 55 м, а ширина 36 метров, площадь занимаемой поверхности 1980 м². Первоначально весь храм был покрыт белой штукатуркой, что своеобразно выделяло его на фоне скал, и назывался Ранга Махал.

Нижняя часть храма представляет из себя цоколь высотой 8 метров, в центре которого находятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 метров, служащие в качестве основания для верхней части храма. Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством.

Монастырь Джвари,что в переводе означает-крест.
Монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ г.Мцхета — там, где, согласно историческим источникам воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари — по совершенству архитектурных форм -один из шедевров архитектуры и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.
К 545 году на «крестовой» горе уже стоял храм малого размера. Сейчас он в руинах. Более крупная церковь в форме тетраконха (22 на 18,4 метров) была воздвигнута в 590—604 годы.

Монастырь Острог, Черногория.
Монастырь был основан в 17 веке архиепископом Герцеговинским Василием. После его смерти, в 1678 году, епископ Василий был провозглашен святым и получил имя св. Василия Острожского.
Ныне это действующий православный мужской монастырь, крупнейший в Черногории религиозный центр и популярное место паломничества.
Считается, что хранящиеся в монастыре останки святого имеют чудотворную силу.
Монастырь находится в горах, на высоте около 900 метров над уровнем моря. Практически он даже не построен, а вырублен в горе, на почти вертикальной большой скале Острошка Греда.

Знаменитый монастырский комплекс Гегард, Армения — расположен на склоне отвесной скалы, расположенной в живописнейшей котловине ущелья реки Гарни.
По сведениям историков, еще в IV веке, в ущелье находился пещерный монастырь Айриванк. Однако ни одна постройка этого монастыря не сохранилась. Лишь у летописцев можно найти сведения о величественных храмах монастыря, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках, в которых путники всегда находили пристанище. Однако в Х — ХI веках монастырь неоднократно подвергался нападению захватчиков, а в 923 году был разграблен и сожжен. Погибли все первоначальные строения монастыря, но на их месте в последующие века строились новые сооружения.
У самого входа в котловину находится полупещерная часовня, посвященная первому христианскому проповеднику и католикосу Армении ГРИГОРУ ЛУСАВОРИЧУ (Григорию Просветителю), высеченая в 1177 году.
Существующий ансамбль относится к ХII-XIII векам. Название Гегард церковные легенды связывают с хранившимся здесь копьем, которым пронзили Христа на кресте. Сейчаc наконечник этого копья хранится в Эчмиадзинском музее.

Татев (арм. Տաթեվ, с древнеармянского: «дай крылья» или «лети») — монастырский комплекс 10 века в Сюникском марзе Армении, в 25 км от города Сисиан. В комплекс входят монастырь Татеви Анапат (Татевская пустынь) , канатная дорога «Крылья Татева», природный мост с пещерой — «Сатани Камурдж» (мост сатаны).
Монастырь основан в 895-—906 гг. сюзеренным князем Сюника Ашотом и, начиная с IX века, являлся религиозным центром Сюникского царства.

16 октября 2010 открыта самая длинная в мире пассажирская канатная дорога без промежуточных остановок, получившая название «Крылья Татева», длиной 5.7 км, проходящая через Воротанское ущелье к монастырю. Занесена в книгу рекордов Гиннесса.
Дорога к храму

http://youtu.be/zUoR3mit58w

Такцанг-лакханг ­­— знаменитый монастырь (лакханг) в Бутане. Он расположен рядом с городом Паро и висит на скале высотой 3120 м, на 700 м над уровнем долины Паро.
Название монастыря переводится как гнездо тигрицы, по легендам, в эту пещеру перенёсся Падмасамбхава, сидя на тигрице, в которую превратилась его жена Еше Цогьял.
Монастырь (в его современном виде) был основан в 1692 году, хотя пещеры использовались для медитаций с ранних времён.
19 апреля 1998 монастырь почти полностью сгорел, погибло несколько монахов, из-за труднодоступности невозможно было оказать срочную помощь. Однако за короткое время монастырь был скрупулёзно восстановлен. Полностью монастырь был восстановлен в 2005 году.

Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. دير القرنطل‎‎, Deir al-Quruntal) — православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. В память этого события получили название и сам монастырь и гора, на которой он расположен (гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь).В 340 году преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука.
Вид сверху

Ма́чу-Пи́кчу (кечуа: Machu Pikchu, в переводе — «старая вершина») — город древней Америки, находящийся на территории современного Перу, на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря, господствуя над долиной реки Урубамбы. В 2007 году удостоен звания Нового чуда света. Также Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков».
Храм солнца
Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Нам неизвестны ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название.
Священный город инков Мачу-Пикчу стараниями фотографа и турагента Джеффа Кремера превратился в 15,9-гигапиксельное фото (с разрешением 297 тыс. на 87,5 тыс. пикселов). Теперь у вас стало намного меньше причин туда ехать, что не может не радовать защитников этого исторического места, — на вы можете рассмотреть мельчайшие подробности.

11 самых красивых храмов в горах

Сегодня некоторые горные храмы закрыты для туристов из-за небезопасной дороги. Другие, по-прежнему имеющие большое культурное и религиозное значение, открыты лишь частично. Во многих святынях рады гостям и паломникам, если они ведут себя уважительно. Перед вами 11 самых прекрасных сооружений, соединивших в себе искусство и мудрость.

Висячий монастырь Сюанкун-сы (Китай)

Висячий храм Сюанкун-сы возвышается над землей, оплетая стены скалы. Эксперты полагают, что строениям на священной горе Хэншань в провинции Шаньси как минимум 1500 лет. С большой долей вероятности здания удерживают дубовые опоры, помещенные в отверстия, высеченные в скале. Сам комплекс состоит из более чем четырех десятков залов и зданий. В нем представлены три основные религии Китая: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Туристам, решившим добраться до храма, предстоит идти по тропинкам и ступенькам, вырезанным в горных породах. После осадков дороги могут стать скользкими и есть опасность падений — потому сайты для путешественников настоятельно рекомендуют отказаться от экскурсии в дождливые дни.

Монастырь Такцанг-лакханг (Бутан)

Такцанг-лакханг, или “логово тигра”, — буддийский храмовый комплекс на территории Бутана. Он стоит на краю пропасти, занимая скалу, возвышающуюся над долиной Паро. Храм был построен в XVII веке вокруг 13 пещер, в которых, согласно легенде, во время своего пребывания в Бутане останавливался индийский учитель буддийской тантры Падма-самбхава. Добраться до опасного места мудрецу помог летающий тигр — отсюда и пошло название.

Туристам запрещено делать снимки внутри комплекса, но экскурсии никто не отменял: в сопровождении гида разрешается совершить прогулку по окрестным местам. Ну а в долине Паро местные жители устраивают ежегодный фестиваль Цечу в честь Падма-самбхавы.

Монастыри Метеоры (Греция)

“Метеора” буквально означает «середина неба», или «висящий в воздухе», и идеально подходит для описания 6 греческих православных монастырей, построенных на высокой скале. Первые византийские отшельники облюбовали песчаный пик еще в XI веке, и в течение последующих 300 лет к ним присоединилось еще больше верующих.

Недоступные скалы стали идеальными местами для укрытия от турецких рейдеров и военных групп, действовавших в этом районе. В общей сложности монахи возвели два десятка храмов. Попасть в большинство из них можно было лишь по веревочной лестнице, которая убиралась при появлении внешней угрозы.

Монастыри Метеоры являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, большинство из них все еще функционирует. По этой причине лучше всего исследовать район в рамках экскурсии. Несмотря на внимание туристов, в монастырях действует строгий дресс-код: приемлемы длинные брюки или длинный саронг. Кроме того, монастыри используются в религиозных целях и открыты только в определенные дни недели.

Монастырь Таунг Калат (Мьянма)

Гора Поупа — потухший вулкан в центральной части Мьянмы. Ее высота — “всего” 1518 метров над уровнем моря, но на фоне окрестных равнин она кажется совсем уж мифическим великаном. Таунг Калат стоит на самой вершине, и, чтобы добраться до нее, предстоит покорить 777 ступеней.

Из храма открывается вид на равнину и горы — в ясный день можно хорошо разглядеть знаменитый храмовый комплекс Баган. По преданию, в стенах Таунг Калат живет несколько богов, а потому здесь проходят фестивали и паломничества.

Как и другие религиозные объекты, монастырь просит, чтобы посетители носили скромную одежду, снимая головные уборы и сумки. И это весьма практично, ведь местные макаки с удовольствием отбирают у ничего не подозревающих посетителей кепки и кошельки.

Панагия Сумела (Турция)

Расположенный в северной части Турции рядом с Черным морем в Понтийских горах монастырь Панагия Сумела возвышается на скале, поднимающейся на 1200 метров над уровнем моря. Это очень старая святыня — она была основана греческими православными монахами в 386 году и расширялась с годами. Здесь же хранилась чудотворная икона Богородицы.

Большая часть сохранившихся сооружений относится к XVIII веку. Монастырь был закрыт в период политических волнений, когда греков высылали с территории Турции. Но со временем в Панагии Сумела возобновились службы, он приобрел популярность среди туристов и православных паломников. В 2015 году правительство страны начало восстановительные работы в монастыре.

Церковь Святого Михаила Исповедника (Грузия)

Небольшая церковь с неприметным дизайном находится на вершине Кацхийского Столпа — 40-метрового монолита. Эксперты полагают, что она появилась между VI и VIII веками, но никто не знает, как удалось воплотить в жизнь сложный проект в необычном месте. Хотя люди верили, что в церквушке можно приблизиться к богу, после вторжения Османской Турции святыня оказалась заброшена.

Паломничества возобновилось в 40-х годах ХХ века — тогда альпинисты нашли позабытую часовню. В середине 2000-х храм при поддержке правительства Грузии был отстроен заново и назван в честь монаха Максима, прожившего всю зиму в гроте под каменной колонной. Интересно, что подняться к церкви можно по подвесной лестнице, установленной первыми альпинистами.

Монастырь Фуктал (Индия)

Фуктал — самый отдаленный монастырь на всей территории Индии. Он расположен в районе Ладакх, скрытом среди Гималаев, — посетители могут добраться до него лишь на своих двоих. Поставки провизии в монастырь также осуществляются редким нынче способом — с помощью мулов и лошадей.

Как и многие другие гималайские храмы, Фуктал построен вокруг пещеры, в которой когда-то медитировали основоположники буддизма: по легенде, первыми обитателями скалы были монахи, которых обучал сам Будда.

Монастырь по прежнему работает. Здесь проживают около 70 резидентов, есть библиотека и молитвенные залы. Храм имеет своеобразную планировку: он разделен на залы и отдельные здания. Несмотря на отшельнический образ жизни, монахи участвуют в фестивалях и церемониях.

Монастырь Татев (Армения)

В Армении находится немало прекрасных церквей и монастырей, но Татев — один из самых известных. Он был построен в IX веке на краю ущелья и пережил несколько вторжений, когда завоеватели пытались обратить его стены в руины. Название святыни можно перевести как “даст крылья”: согласно легенде, мастер, построивший прекрасный храм, встал на край ущелья и бросился в бездну со словами “да ниспошлет Святой Дух крылья!”. Крылья он, конечно же, получил. Впрочем, почувствовать себя древним архитектором и пролететь над пропастью можно и сегодня: из-за удаленного расположения несколько лет назад к Татеву провели канатную дорогу — самую длинную в мире (5,7 км — вовсе не шутки).

Одно из самых интересных мест Татева — Гавазан, качающаяся колонна во дворе монастыря. Древние инженеры с точностью рассчитали все детали и поместили каменный столп на шарниры — в случае землетрясения или приближения опасности (земля дрожала от вражеской конницы) монахи были предупреждены. Но даже Гавазан не смог спасти Татев от землетрясения 1931 года, в ходе которого монастырь сильно пострадал. Реставрационные работы продолжаются и по сей день.

Часовня Сен-Мишель д’Эгиль (Франция)

Одна из старейших святынь Франции Сен-Мишель д’Эгиль находится в небольшом французском городке Ле-Пюи-ан-Веле. Она была построена на холме высотой в 85 метров еще в 962 году епископом Пюи в честь возвращения из паломничества Святого Михаила и расширена со временем. Старинные предания гласят, что в 1429 году небольшую часовню посетила мать Жанны Д’Арк, чтобы помолиться за благополучие своей дочери. Как и положено таким необычным местам, в середине ХХ века в нише под алтарем были найдены сокровища.

Дорога до Сен-Мишель д’Эгиль состоит из 268 ступеней. У стен храма оборудована смотровая площадка, с которой виден весь город. Внутренний интерьер часовни выглядит строго и аскетично: вот уже 10 веков подряд он остается неизменным. И хотя росписи, украшающие стены, выцвели, служители Сен-Мишель д’Эгиль отказываются от реставрации: по их мнению, храм тем и интересен, что к нему не притрагивались современные мастера.

Троицкая церковь в Гергети (Грузия)

Троицкая церковь в Гергети – удивительное место: храм едва различим с земли, будучи скрытым за мягкими, пушистыми облаками. Чтобы увидеть всю красоту одного из символов Грузии, придется к нему подняться. Святыня, ставшая единственным крестово-купольным храмом в области Хеви, увенчала Казбек в XIV веке. Считается, что она построена на земле, которую язычники называли священной. Во время вторжения персов в XVIII веке Троицкая церковь служила убежищем для реликвий. В начале ХХ века она была закрыта советским правительством и вновь заработала лишь в 90-х.

Внешний вид Троицкой церкви прост и лаконичен: фасад украшает резьба и несколько барельефов. Из-за необычных окон в храм попадает совсем немного света — кажется, там царит вечный сумрак. Внутри нет пышного оформления, лишь установлен алтарь с ликом святой равноапостольной Нины, держащей в руках не привычный прямой, а изогнутый крест.

Монастырь Агарцин (Армения)

Спрятанный в зеленой долине Иджеванского хребта монастырь Агарцин был построен в Х-XIII веках. Его название буквально означает “танец орлов” — и сейчас над куполами храма можно увидеть этих гордых и красивых птиц. Сам монастырь состоит из трех церквей, возведенных в разное время, — Сурб Григор (Св. Григория Просветителя), Сурб Аствацацин (Св. Богородицы), Сурб Степанос (Св. Стефана Первомученика).

Святыню построили по приказу князей из древнего рода Багратуни — на Сурб Степанос виден их семейный герб. Здесь же находится княжеская усыпальница, от которой осталось лишь несколько надгробных плит. Зато древняя трапезная, появившаяся в 1248 году, сохранилась практически в первозданном виде. Не так давно в монастыре завершились реставрационные работы, спонсором которых стал эмир Шарджи из ОАЭ — шейх был настолько впечатлен красотой святилища, что сразу же предложил необходимые для благоустройства средства.

Храмовая Гора в Иерусалиме

Два Дома Бога Израиля

Понятно, что и царь Давид, знавший об этом, предпочел бы разговаривать с Господом именно здесь. Но Храмовая гора принадлежала тогда иноплеменнику, иевусею Орне. Пришлось царю собрать для выкупа деньги со всех колен Израиля, чтоб иметь возможность построить на этой земле жертвенник.

Его сын Шломо, мудрый и чрезвычайно любвеобильный правитель иудейского народа, решил угодить Господу еще больше. Так появился Первый Храм, простоявший 403 года и служивший не только местом молитв, хотя службы там шли ежедневно. Это был духовный центр, сердце народа: здесь провозглашались законы, проводился верховный суд, сюда все иудейские мужчины приходили на праздники трижды в год.

Первый Храм был уничтожен вавилонянином Навуходоносором, и в иудейской истории начался чрезвычайно мрачный период, известный как Вавилонское пленение. По возвращении из плена иудеи под предводительством Зэрубавеля бен Шалтиэля при поддержке первосвященника первым делом отстроили себе новый Храм.

Тогда площадь Храмовой горы приблизительно составляла 250 на 250 м. Ирод Великий затеял перестройку Храма, изменив лик самой горы — он выравнивал ее, расширяя площадь, снося возвышенности и укрепляя низины арками и стенами. Остатки этих стен и Восточные ворота, расположенные ниже Золотых, «дожили» до наших дней.

Это прекрасное сооружение простоит до захвата Римом Иудеи. Еще до разрушения его Титом Флавием Веспасианом Храм будет невольно осквернен римским командиром Помпеем Великим, вошедшим в Скинию. То ли он просто не ведал, что творит, то ли откровенно презирал чужие верования. А затем Храм ограбит другой римский полководец — патологически жадный до чужого добра Марк Красс.

Римские метаморфозы Храмовой горы

Император Адриан дал другое имя Святому Городу, разрушенному Римом — Элия Капитолина, по собственному родовому имени. И на месте Второго Храма вырос храм главного римского божества — Юпитера Капитолийского. А на месте Скинии «скромный» Публий Элий Адриан поставил собственную статую верхом на коне. Очевидно, чтоб иудеи не забыли, кто отныне хозяин их судьбы. Евреи не смогли стерпеть такого надругательства. Вспыхнул мятеж Бар-Кохбы, приведший к ненадежной победе и даже созданию «временного» храма — надо людям где-то молиться. После краха восстания летом 135 г. евреи лишились большего, чем плоды своей недолгой победы.Адриан просто запретил им входить в город.

Так продолжалось до 361 г., когда римским императором стал крайне своеобразный человек — Флавий Клавдий Юлиан, который пообещал евреям восстановление Храма. Нет, он совсем не желал блага иудейскому народу: таким способом он реализовывал собственную религиозную программу. Юлиан был убежденным врагом христианства. Он мечтал о восстановлении древней, языческой веры в Риме, и был поклонником старых божеств — Юпитера, Марса, Венеры. Постройкой Храма он рассчитывал подорвать авторитет Христа с его пророчеством, что от того останется куча камней. И он действительно начал стройку, изыскал средства, привез материалы. Но в мае 363 года все работы пришлось временно прервать: произошел большой пожар. А до их возобновления Юлиан не дожил — уже в июле он погиб в битве с персами. Многие посчитали, что его убил кто-то из недовольных его политикой собственных солдат-христиан. Персы ведь не наградили никого из своих за убийство римского императора!

Заменивший Юлиана на императорском посту Иовиан был христианином — и ему не было ни малейшего дела до идей прежнего правителя.

Запустение и приход мусульман

В визатийское время Храмовая гора не имела значения даже для христиан: под ее стенами возникла обширная городская свалка.

В 638 году Палестина была захвачена арабами. Их вождь Умар ибн-аль Хаттаб считал Храмовую гору священным местом: он даже явился туда молиться, повелев разгрести мусорные кучи. Арабы связывали это место с именем собственного пророка — Мухаммеда. Так называемый Камень основания, оставшийся на месте Святой Святых Скинии Второго Храма, для мусульман являлся «взлетной площадкой» Мухаммеда на небеса. Умудрились даже обнаружить там отпечаток его ступни!

Умар заложил на Храмовой горе небольшой молитвенный дом: так родилась будущая мечеть алАль-Акса. Халиф Абдул-Малик существенно расширил ее, его сын Аль-Валид завершил постройку в 705 г.

Тот же Абдул-Малик, человек религиозный и очень образованный, решил, что не годится оставлять Камень основания «на улице». И в 687 г. начал постройку над ним мечети Куббат-ас-Сахра, что в прямом переводе и будет «Купол, воздвигнутый над скалой», Купол Скалы. Это строительство закончилось раньше перестройки мечети Умара — в 691 г.

Недолгое правление в Иерусалиме крестоносцев (1099-1187 гг.) «переделало» обе мечети в христианские церкви.

С 4 июля 1187 г. , после победы Салах-ад-Дина над крестоносцами, и до распада Османской империи в 1908-1922 гг., только мусульмане падали на колени на Храмовой горе. Иудеи сюда не допускались. Впрочем, и введение Британского мандата ничего не изменило. Британия опасалась, что появление евреев возле мечетей спровоцирует религиозные и национальные конфликты. Она одобрила создание специального мусульманского совета для попечения над горой.

Храмовая Гора Сегодня

Даже Война за Независимость не спасла положение: власть над частью государства Израиль — Храмовой горой в Иерусалиме — принадлежала Иордании. Более того, евреям запретили даже посещать Стену Плача.

Только события Шестидневной войны, а точней, десантники из бригады Гура, ненадолго вернули гору Израилю. Но министерство обороны не выдержало прессинга исламского мира — и снова вручило ключи от врат Храмовой горы мусульманскому вакуфу. Передало, так сказать, недвижимое имущество на религиозные цели. Сейчас вакуфом управляет уже Палестинская автономия.

Правда, на гору сейчас допускаются все желающие, но религиозная нетерпимость то и дело порождает конфликты. Арабы даже израильских археологов, проводящих раскопки на Храмовой горе (ведь под ней скрываются ценнейшие археологические пласты — остатки древних строений), ухитрились обвинить в том, что они делают подкоп с целью обрушить Аль-Акса! Разумеется, не тайны Храмовой горы, а террор интересовал ученых! Именно это заявил в 1996 году Ясир Арафат, когда был раскопан туннель Хасмонеев, что спровоцировало вооруженные стычки и гибель людей с обеих сторон.

Сами же арабы спустя два года при реконструкции так называемых «Конюшен Соломона» под Аль-Акса именно что едва не обрушили кусок Стены Плача! Да и вообще израильтяне подозревают религиозных исламских лидеров в том, что те планомерно стараются убрать следы иудейского народа с Храмовой горы.

В 2000-2003 гг. немусульманам опять был запрещен доступ на гору: израильское правительство полагало, что это только усугубит конфликт. Но его усугубили и погодные условия, и опять же мусульманские подземные работы. В 2004 г. наполовину обрушился мост Муграби у Мавританских ворот, и ситуация на Храмовой горе стала критической.

Теракт в священном месте

Израильская инициатива в постройке нового моста в 2007 г. была буквально заглушена воплями мусульманских фанатиков: иудеи снова покушаются Аль-Акса!

Мечеть Умара — действительно третья по важности святыня мусульманского мира. Но почему-то порождает в душах своих верующих отнюдь не добрые и милосердные чувства. Дошло до того, что правительство Израиля вынуждено было ограничить проход мусульман на Храмовую гору по пятницам. Но верховный муфтий Иерусалима призвал верующих игнорировать это решение!

13 июля 2017 года двое арабских парней публикуют в Facebook селфи с улыбками и комментарием: «Завтра будет лучше». 14 июля лучше не стало никому. Эти же ребята и еще один их приятель открыли на Храмовой горе, у Львиных ворот, огонь из автоматов и пистолета. Пострадали двое израильских патрульных полицейских и пограничник, все трое были госпитализированы. Террористы, которые «хотели как лучше», были уничтожены на месте. Полицейские — 22-летний Камиль Шанан и 30-летний Хаиль Сатауи (оба друзы), дожили только до полудня.

Исламский мир упорно сопротивляется даже мысли о том, что Храмовая гора — это не его личная святыня. Но и величайшая иудейская, да еще и христианская. Христиане почитают ее как неоднократно упомянутую в Пятикнижии — и как место введения Девы Марии во Храм.

В ожидании Третьего Храма

Давид Бен-Гурион недаром говорил, что и Британия, и арабский мир проживут без земли Израиля — для иудеев же это вопрос жизни и смерти. Почти то же можно сказать и о Храмовой горе. Незачем уничтожать мусульманские святыни на ней. Но почему не появиться там иудейской, Храму, который — в двух вариантах — существовал там задолго до ислама как такового? Почему не признать на деле суверенитет Израиля над Храмовой горой?

Согласно словам пророков, Третий Храм вырастет на горе после явления Мошиаха, на том же месте, где стояли прежние. Возможно, оттого мусульмане и не желают этого — ведь, предположительно, оба Храма стояли там, где теперь Харам Аль-Шариф. Но ведь это всего лишь одно из предположений! Иудейские исследователи выдвигают и иные версии расположения Храмов.

Об устройстве же Третьего храма поведал пророк Йехезкель в своем видении.

Ну а пока Мессия еще не явился и Третий Храм не построен, верующие иудеи не станут возносить тут молитв. Это место высочайшей святости, а обряды ритуальной чистоты, позволяющие пребывать на территории Храма (даже несуществующего) в данный момент провести невозможно.

Храмовая гора: достопримечательности рядом

Можно смело утверждать, что гору окружает одна большая достопримечательность — Старый город Иерусалима. Каждый из его разноплеменных кварталов имеет множество интересных исторических объектов для осмотра и мест отдыха туристов.

Как добраться самостоятельно

Немусульмане проходят на Храмовую гору по Марокканскому (он же Магрибский) мосту через Мусорные ворота.
Мусульмане — по улице Цепи, через одноименные ворота. Если вы исповедуете ислам или выглядите как мусульманин — вас могут попросить показать паспорт, назвать имя, прочесть суру Корана (чтоб убедиться, что вы не замаскированный израильтянин, который явился взорвать Аль-Акса).

conlaich

Стоило мне весной прошлого года съездить по средневековым храмам Македонии — и понеслось… Сербские монастыри, храмы Грузии и Армении — «околовизантийская» архитектура затянула и не отпускает, даром, что в искусствоведении я дилетант.
Квест «посетить старейшие церкви на территории России» был, для меня, таким образом, вполне естественным продолжением истории.
Древнерусское зодчество, как мы помним, официально «отсчитывают» с Десятинной церкви Киева, построенной в последние годы X века, но уже к XIX веку представлявшей собой лишь фундаменты, на которых была отстроена почти с нуля — и в 30-е взорвана снова… На территории России мы имеем Софию Новгородскую — это середина XI века. Теперь, впрочем, раз уж вышло, что #крым оказался #наш, можно вспомнить еще и керченский храм Иоанна Предтечи, который датируют второй половиной X века — началом XI, интересный «средневизантийский образец» — хотя другие версии датируют его более ранними периодами. Сколько на территории полуострова олее ранних христианских построек в, так сказать, археологическом состоянии, судить не берусь — думаю, что много.
АПД. В комментах напомнили еще о Введенской церкви в Феодосии, которая дошла до нас в перестроенном виде, но датируется VII-VIII веками.
Как бы то ни было, официально старейший храм в «большой» РФ находятся на Кавказе, в землях древней Алании, и относится к первой трети X века — времени официального крещения алан византийскими миссионерами. Всего до наших дней «в целости» дошла группа из пяти аланских (а в действительности, скорее всего, построенных пришлыми зодчими) крестово-купольных храмов первой половины X-XI веков, и все они находятся территории современной Карачаево-Черкессии. Это, прежде всего, комплекс из трех храмов в Нижнем Архызе между Карачаевском и Тебердой — одновременно самый значимый с историко-архитектурной точки зрения и самый «раскрученный» в туристическом плане, затем — два других «одиночных» храма, «Шоанинский» и «Сентинский», оба — в окрестностях Карачаевска.
К сожалению, до Сентинского храма нам по ряду причин доехать в весеннюю поездку не удалось — по поводу чего я по сей день кусаю локти: он единственный из всей группы, сохранивший до наших дней остатки средневековых росписей. Без него отчет, конечно, получается неполным. Но — как говорится, будет повод вернуться…
И еще, нам можно сказать, повезло с датой: официальным «днем рождения» Аланской церкви считается 914 год — так что мы знакомились с христианским зодчеством Карачая в год ее тысячестолетия. Но это уже частности…
ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ
Сама по себе Кавказская Алания — любопытное явление мировой истории. По сути — осколок древнего скифо-сарматского мира, не только получивший в свое время «путевку в Средневековье», но и, через ираноязычных осетин, сохранивших языковую преемственность древним аланам, в некотором смысле дошедший и до наших дней… В средние века аланы создали мощное государство, с которым пришлось считаться всем «соседям по региону» — но знаем мы о нем, в основном, из довольно скупых источников, оставленных этими самыми соседями, ну и путешественниками, конечно. Даже границы Алании на пике ее развития с точностью определить непросто. При этом аланы, часть из которых сперва на волне Великого переселения народов, а затем и под давлением монголов, волною тронулась на Запад, оставили немалый след не только на Кавказе, но и в Европе. В Венгрии, например, до сих пор существует область Ясшаг, население которой еще пару столетий назад помнило родной язык, чрезвычайно близкий осетинскому…
На Кавказе «аланское наследство» остается предметом спекуляций и споров. Сам бренд «Алания» вкупе со статусом главных наследников древнего государства безоговорочно присвоила себе Осетия, где сохранилась языковая преемственность древнему народу (осетины — единственный ираноязычный народ Центрального Кавказа). Однако «аланская карта» — важный фактор конструирования современного «национального мифа» и у соседей, особенно у карачаевцев (ведь именно в Карачае находятся самые знаковые аланские памятники). Впрочем, исторические спекуляции и дележ исторического наследия на Кавказе — тема столь же занятная, сколь и не вызывающая желания в нее залезать, а особенности и нюансы этногенеза кавказских народов — предмет темный и исследованию не подлежит поводов для этих самых спекуляций может дать немало…
«Аланский менгир» — раннесредневековое изваяние, найденное близ Нижнеархызского городища
Тысячу сто лет назад Алания была, повторюсь, крупной по тогдашним меркам горно-степной страной, простиравшейся от Кавказского хребта на юге до придонских степей на севере. И, естественно, являлась «зоной повышенного интереса» для Византийской империи — хотя бы потому, что в аланах Константинополь рассчитывал получить союзников против беспокоившего ромеев Хазарского каганата.
Христианская миссия, которая была отправлена к аланам в начале X века, в патриаршество Николая Мистика, должна была, очевидно, помочь византийцам «навести мосты» в этом направлении. Впрочем, к хазарам, верхушка которых к тому времени успела принять иудейскую веру, миссионеры также были посланы.

Раннесредневековый могильник. Окрестности Нижнеархызского городища
Аланы не были к тому времени народом, вовсе незнакомым с христианством: в конце концов, на юге под боком у них было крещеное Абхазское царство и грузинские государства, да и среди соседей — зихов и касогов, то есть адыгов, миссионерскую деятельность греки вели уже не первую сотню лет. Опять же, не первую сотню лет работали на Северном Кавказе и миссионеры других восточных церквей. Так или иначе, в самом начале X века — то есть накануне активизации аланской миссии — персидский ученый Ибн Русте писал, что «Царь алан — христианин в душе», хотя «все люди, населяющие его царство — кяфиры, поклоняющиеся идолами».
Поэтому неудивительно, что вскоре усилия монахов-миссионеров в конце концов увенчались созданием в Алании епархии и, вслед за тем, официальным принятием христианства аланским «архонтом». Однако, сказать, что утверждение новой веры прошло среди алан легко, нельзя — спустя буквально пару десятилетий после учреждения аланской церкви христиан вновь изгоняют из страны, часть построенных храмов оказывается разграблена, а сами аланы выступают против византийцев в союзе с хазарами. Лишь к середине века аланы возвращаются к христианству вновь. Церковь же аланская патриаршим изволением получает статус митрополии.
Культурное вхождение Алании в «византийский круг» благотворно сказалось на ее искусстве и культуре — настолько, что следующий, XI век исследователи аланской культуры иной раз называют «золотым»: развивается и архитектура, и живопись. Расцвет, однако, оказался недолгим: уже в XII веке некогда единое царство распадается на части, а затем случается и монгольское нашествие, которое для Алании как политического явления стало «началом конца»: с равнин Предкавказья они были загнаны в горные ущелья. Финальную точку в этой истории поставил Тамерлан, уничтоживший остатки аланской государственности и Аланскую церковь как организацию…
Средневековый крест. Нижнеархызское городище
Христианство среди простых алан так и не успело за триста лет «прорасти вглубь», теперь же, когда церковная иерархия перестала существовать, оно стало постепенно забываться, превращаясь в призрак себя самого. Христианские храмы еще возводятся — но традиции, воспринятые от Византии, уходят в прошлое — церковное зодчество возвращается в «аборигенные» формы, а храмы этой поры порою трудно отличить от языческих святилищ. Забываются и литургические традиции. В конце концов, древние церкви пустеют — хотя в них и спустя несколько столетий приходят давать клятвы, приносить жертвы и вершить суд, но никто не помнит уже, как в них молиться. Предания о христианских святых перемешиваются с незабытыми еще рассказами о богах предков… О «каноническом» христианстве горцам пытаются напомнить заезжие миссионеры из Грузии — но в конце концов на фоне постоянных вражеских набегов грузинам становится не до просвещения северных соседей…
Наиболее прямые потомки алан, осетины, которых в основном обошла позднейшая исламизация Кавказа, сохранили этот язычески-христианский синкретизм до наших дней — я писал в своих постах об Осетии об не изжитой до последнего времени традиции жертвоприношений и поклонения божествам-хранителям дзуарам. А Уастырджи, святой Георгий, и Уацилла, святой Илья в осетинской традиции — вполне себе узнаваемые индроевропейские боги: один — покровитель путников и воинов, другой — громовник…
Изображение Уастырджи у Шоанинского храма. Осетинское село Коста-Хетагурово близ Карачаевска
ШОАНИНСКИЙ ХРАМ
Первым посещенным нами храмом в эту поездку стала Шоанинская Георгиевская церковь, прилепившаяся одном из скальных склонов кубанского ущелья неподалеку от Карачаевска — второго по величине города республики.
Окрестности гора Чуана (или Шоана), по которой обычно и называют храм богаты на средневековые могильники и селища: ясно, что такое серьезное сооружение, как каменный крестово-купольный храм, который сейчас датируют второй половиной X века, едва ли мог быть построен на пустом месте. Сейчас же ниже древней церкви находится село, основанное полтораста лет назад переселенцами-осетинами и предсказуемо называющееся Коста-Хетагурово. Ошибиться сложно — село встречает стелой с изображением Уастырджи (святого Георгия) — национального святого Осетии. Впрочем, с «каноническим» св. Георгием Уастырджи, как я уже оговаривался выше, имеет немного общего — в осетинской «иконографии» это пышнобородый пожилой воин на коне (и даже странно, что у коня не восемь ног, а у самого Уастырджи не один глаз, и при нем нет двух вещих воронов). Уастырджи — покровитель мужчин (женщинам в традиции даже запрещено было поминать его этим именем) и защитник в пути, верный помощник и посланец «Большого Бога» — Стуыр Хуыцау…
«Дорога к храму» — такой же важный момент для настоящего зодчего, как и архитектурная композиция самого здания. Безымянные строители Шоанинского храма, судя по всему, прекрасно это понимали:
Да и от самого храма виды открываются удивительные — особенно, если вы только первый день в горах, а позади — долгая и серая московская зима…
В XIX веке на руины храма пришли монахи, восстановившие его и приспособившие к службам. Вокруг древней церкви был заложен скит в честь св. Георгия — его руины сохранились и по сей день.
Храм открыт, несмотря на отсутствие людей поблизости — но явно содержится в порядке: чисто, на стенах — иконы. Несколько лет назад, говорят, церковь кто-то пытался поджечь. Обошлось, впрочем, без серьезных последствий.
Некоторое время назад осетинская община провела и ремонт храма — чем, правда, весьма раздосадованы реставраторы: без контроля со стороны специалистов были уничтожены еще сохранявшиеся в интерьере остатки росписей и средневековые граффити.
Впрочем, не все. Вот, к примеру, родовые знаки-тамги на одной из колонн и, судя по всему, русские надписи XIX века:
А мы тем временем возвращаемся в Черкесск, чтобы два дня спустя отправиться с кунаками в Нижний Архыз.
ЗЕЛЕНЧУКСКИЕ ХРАМЫ
По хорошему, именно с нижнеархызского комплекса, или «Зеленчукских храмов», логичнее было бы начинать рассказ. «Тройник» церквей на древнем городище на берегу реки Большой Зеленчук — это самые крупные и самые главные памятники аланского христианства, а центральный из них — «Средний Зеленчукский храм» — еще и, очевидно, самый древний.
«Северный» Зеленчукский храм. Нижнеархызское городище
Нижнеархызское городище любят отождествлять с Магасом, легендарной столицей алан, в честь которой, к слову, названа и ингушская столица, самая молодая в России. Прямых подтверждений этой гипотезе нет. Тем не менее, город, как бы его ни называть, явно процветал, находясь на одной из ветвей Шелкового пути, которая вела через Марухский перевал в Абхазию. И, очевидно, он и был выбран в качестве резиденции сперва епископа, а затем и митрополита новообразованной Аланской церкви.
Храмы Нижнеархызского городища располагаются на некоем подобии символической оси, и поэтому для удобства зовутся просто — «Северный», «Средний» и «Южный». «Южный» — самый скромный из всех и единственный, в котором проводятся службы — тем самым, официально он считается «старейшим действующим в России». До наших дней здание дошло в сильно «русифицированном» виде — полуразрушенный древний барабан был разобран и заменен деревянной главкой в этаком «псково-печерском» духе.
Перестройка храма — дело рук монахов, основавших в 1880-х годах при древних церквах Александро-Афонскую «нештатную общежительную пустынь». Комплекс построек обители дошел до наших дней — правда, в «частично заброшенном» состоянии.
«Средний» и «северный» храмы куда масштабнее и эффектнее «южного». Один из них, говорят исследователи, вероятнее всегостроился как митрополичий кафедральный собор, другой — как ядро монастырского комплекса. Но вот конкретная атрибуция — это уже предмет для споров.
«Северный» храм — самый дальний, стоит «на отшибе», фактически за пределами городища:
Всей своей композицией этот храм, построенный во второй половине X или начале XI века — и особенно большими открытыми притворами с севера, юга и запада — напоминает современный ему знаменитый Успенский храм в Лыхны (Абхазия). Вообще, абхазское происхождение зодчих, работавших в митрополичьей столице, вполне вероятно, особенно учитывая то, что правители Абхазии на протяжение деятельности миссии, судя по сохранившейся переписке, вообще содействовали ей весьма активно…
Еще в XIX веке на стенах храма сохранялись остатки средневековых фресок — их в свое время успел зарисовать, весьма, правда, приблизительно, обследовавший храмы Архыза реставратор Дмитрий Струков (его рисунки можно посмотреть, например, ).Сейчас храм стоит после недавнего ремонта — но внутри пусто.
Акустика тысячелетних сводов завораживает:
Коллега antplat играет на адыгском камыле собственного изготовления.
Раскопки вскрыли внутри храма также крещальню и несколько аристократических захоронений…
А мы тем временем движемся к Среднему храму -очевидно, старейшему в комплексе: есть мнение, что возведен он одним из первых в Алании — еще до «отступничества» алан в середине X века.
Рядом с храмом — средневековый некрополь:
Храм, в отличие от «северного» стоит без дверей, открытый всем ветрам, стены частично извандалены — притом, надо сказать, на такой солидной высоте, что упорство и акробатические способности неизвестных художников почти восхощают…
В отличие от «северного» храма, который до советской реставрации стоял в руинах, «средний» храм был отремонтирован монахами и до революции использовался в качестве соборного храма обители. Следы этого ремонта видны до сих пор — это и фрагменты штукатурки с остатками росписей, и часть арочных перекрытий и проемов, и фабричный кирпич, которым укреплялись подпружные арки (которые, кстати, выложены плинфой — хотя сам храм построен из песчаника.
.
Средний Зеленчукский храм. Фото до ремонта и освящения, XIX век
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
А вообще…
Повторюсь, аланская христианская архитектура крестово-купольными храмами КЧР не исчерпывается — и, пожалуй, «позднеаланские» церкви (как, например, «Нузальская часовня» XIII-XIV веков с сохранившимися росписями в Северной Осетии и ряд других, известных больше специалистам, чем «широкому кругу читателей», памятников) являются еще более интересной темой для путешественника. Да и вообще северокавказское средневековое христианское зодчество, как говорится, стоит мессы.
Собственно, в одном из ближайших репортажей постараюсь рассказать про увиденные в июле средневековые церкви Ингушетии (хотя рассказ, увы, тоже выйдет не исчерпывающим). Но это уже будет другая история.
Апрельское «путешествие в Черкесию»:
Хурзук: неоцененный заповедник деревянного зодчества в сердце Кавказа
Общие впечатления
Tags: Кавказ, Карачаево-Черкесия, аланы, архитектура, горы, путешествия, храмы, христианское наследие Северного Кавказа

Москва меняется, перестраивается. Какие-то здания не сохранились до наших времен, но и остались такие достопримечательности, которые можно назвать древними. «КП» вместе с москвоведами Александром Можаевым и Александром Усольцевым составила список древних храмов и домов, на которые можно посмотреть и в некоторые даже зайти вовнутрь.

5 древних храмов

Спасский собор Андроникова монастыря

До наших дней сохранился белокаменный храм, который перестроили в 1420-25 годах. А годом основания считают — 1357 год. В росписи собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный, но от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон. Храм еще несколько раз перестраивали, последняя реставрация была в 1959-61 годах.

ГДЕ: Андроньевская площадь, 10. Ближайшая станция метро «Римская».

Спасский собор Андроникова монастыряФото: Евгения ГУСЕВА

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Древнейший из дошедших до наших дней памятников архитектуры Кремля. Церковь была построена из белого камня в 1393-1394 годах по желанию вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии, есть версия, что в память Куликовской битвы. Она служила в качестве домового храма. В 1395 году храм расписали Феофан Грек и Даниил Черный с учениками, в 1479 году из-за пожара верх здания обвалился, через несколько лет церковь была восстановлена.

ГДЕ: Красная площадь, 1. Ближайшая станция метро «Александровский сад». Однако закрыта для посещений в рамках экскурсий.

Церковь Рождества Богородицы на СеняхФото: ru.wikipedia.org

Успенский собор

Успенский собор построен как первопрестольный русский храм в 1474–1479 годах. Здесь проходили венчания на царство, коронации императоров, поставления глав русской церкви. Собор является усыпальницей митрополитов и патриархов. В 1642–1643 годах появилась живопись о чудесном рождении Марии и ее детстве.

ГДЕ: Красная площадь, 1. Ближайшая станция метро «Александровский сад».

Успенский соборФото: Михаил ФРОЛОВ

Благовещенский собор

Построен на территории Кремля русскими мастерами в 1485 – 1489 годах, считался домовой церковью московских великих князей и царей. До наших дней сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века – времени Ивана Грозного.

ГДЕ: Красная площадь, 1. Ближайшая станция метро «Александровский сад».

Благовещенский соборФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Церковь Ризоположения

Небольшую церковь построили в 1484–1485 годах. Она являлась домовым храмом русских митрополитов и патриархов. Откуда такое необычное название? Храм посвящен празднику Положения Ризы Богоматери, который отмечался в Византии с V века. В церкви Ризположения до сих пор сохранился иконостас 1627 года.

ГДЕ: Красная площадь, 1. Ближайшая станция метро «Александровский сад».

Церковь РизоположенияФото: ru.wikipedia.org

5 древнейших домов

Погреб на Казенном дворе

На территории Кремля в 1485 году к востоку от Благовещенского собора был основан вместительный, огороженный высокой стеною Казенный двор. Там хранили драгоценности и княжеские наряды. Все постройки Двора снесли в XVIII веке, а в конце XIX века обнаружили замурованный подвал. C 1929 года в подвале сделали некрополь русских великих княгинь и цариц из Вознесенского монастыря в Кремле, в их числе останки Евдокии Московской и Натальи Нарышкиной, где они находятся и ныне.

ГДЕ: Красная площадь, 1. Ближайшая станция метро «Александровский сад».

Грановитая палата

Палата в Кремле была заложена в 1487 году итальянским мастером Марко Фрязином. Ее должны были использовать, как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Откуда такое название «грановитая»? От архитектурного решения — восточный фасад, выходящий на Соборную площадь. Белокаменные блоки отесаны на четыре грани. Стены и своды были расписаны фресками. Сейчас Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента России.

ГДЕ: Красная площадь, 1. Ближайшая станция метро «Александровский сад».

Грановитая палатаФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Английский двор в Зарядье

Уникальный памятник гражданской архитектуры был возведен в начале XVI века. Именно здесь зарождались англо-русские экономические отношения. В Лондоне в 1555 году создали торговую «Московскую компания», которая через год получила от Ивана Грозного двор в Москве на улице Варварке. Сейчас в здании открыт музей, где можно увидеть быт тех времен, копии старинных документов, пройти по крутым лестницам и ощутить низкие потолки.

ГДЕ: улица Варварка, 6. Ближайшая станция метро «Китай-город».

КОГДА: ежедневно с 10.00 до 20.00.

СТОИМОСТЬ: 200 рублей.

Английский двор в парке ЗарядьеФото: Михаил ФРОЛОВ

Печатный двор

Иван Грозный и митрополит Макарий поставили на Никольской улице Государев печатный двор. Первая книга «Апостол» была выпущена в свет еще 1 марта 1564 года. В смуту 1611 года печатный двор сгорел, к 1620 году отстроен заново. Здание несколько раз перестраивали, в 1814 году фасад украсили стрельчатыми готическими окнами и башенками. После революции тут был Гознак, с 1930-х годов Историко-архивный институт, а с 1991 года Российский государственный гуманитарный университет.

ГДЕ: улица Никольская, 15. Ближайшая станция метро «Лубянка».

Государев печатный дворФото: ru.wikipedia.org

Путевой дворец на Старой Басманной улице

В список сохранившейся допетровской светской архитектуры включили двухэтажные каменные палаты — Путевой дворец великого князя Московского Василия III (отца Ивана Грозного). Здесь встречали знаменитую икону Владимирской Божьей матери в 1395 году. При реставрации здание стало основой для возведения Голицынской усадьбы XVIII века.

ГДЕ: Старая Басманная улица, 15. Ближайшая станция метро «Красные ворота».

Важно: попасть на территорию Кремля можно только по билету (500 рублей) ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме четверга. Лица не достигшие 16 лет, вне зависимости от гражданства, посещают бесплатно.

Сказано

— Спасо-Андроников монастырь отнюдь не самый старый в Москве. Самым древним считается Свято-Данилов, основанный в конце XIII века московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского. Но древних построек на том месте не сохранилось. Монастырь в 1621 году подвергался обстрелу, были повреждены стены и башни, в 1729 году соборный храм разобрали и возвели на его месте новый двухэтажный. От древнего монастыря ничего не осталось, — рассказал москвовед Александр Усольцев. — Самое древнее здание Москвы – собор Спаса на Бору, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлевского дворца. Его построили в 1328-30 годах, а снесли в 1933 году. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус.

Кстати

Самая древний вокзал и пятиэтажка

— самая древняя пятиэтажка – солодёжня в Симоновом монастыре. Построена в XVI – второй половины XVII века. В то время она считалась «высоткой»;

— самый старый вокзал – Ленинградский (Николаевский). Построен в 1844-1849 годы;

— самая старая автозаправочная станция напротив Храма Христа Спасителя. Построена в 1930-е годы;

— самая старая мечеть – «историческая» в Татарской слободе. Построена в 1823 году, перестроена в 1880-е годы.