Игумен сергий куксов

Житие прп. Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца

Преподобный Давид, игумен Вознесенский, Серпуховской чудотворец, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. Он был обильным вертоградом иночества и христианского просвещения, из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы.

Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который как великое светило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания, подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пишу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти прозирати и сердечные тайные помыслы братии поведати, еше же и болезни исцеляти, и Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше во истину далече от человек века всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба»,- говорит преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, в одно время подвизавшийся с преподобным Давидом. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке.

После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и 13 февраля 1460 года, приняв монашеское пострижение от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей.

По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвещенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.

В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хатунской волости, куда и пришел 31 мая 1515 г. с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года, незадолго до своей кончины, посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием.

19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни.

Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений.

Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном ей явлении преподобного.

В 50-х годах ХIХ столетия в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой духовной жизни иеродиакона Венедикта пришел в обитель крестьянин Подольского уезда и просил отслужить панихиду по преподобном Давиде. Служившему иеромонаху крестьянин рассказал следующее: «Около семи лет страдал я расслаблением и без посторонней помощи не мог ни двинуться, ни приподняться.

Почти наяву явился мне преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни. «Батюшка, – говорю – с радостью бы пошёл, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь». Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидим. Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.

Тут сделалось что-то такое, будто всего меня прострелило, и я почувствовал, что силы мои крепнут, попробовал стать на ноги и – чудо! – с помощью костылей встал уже и пошел, хотя еле-еле, на ногах. Чем дальше шел, тем силы больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь. И вот с Божией помощью, молитвами батюшки, преподобного Давида, и в пустынь дошел, и в костылях уже более не нуждаюсь».

Престарелой девице-дворянке из Подольского же уезда явился преподобный Давид и говорит: «Что ко мне не побываешь?» Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежащую Давидовой пустыни. Случайно увидав тут печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение? Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала о дороге в пустынь и, действительно, вскоре приехала в монастырь и, отслуживши панихиду, рассказывала всем о бывшем ей явлении.

Более пятидесяти лет подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был, как говорит летопись, «отцом и кормильцем всего окрестного населения». Память его совершается (по новому стилю) 2, 31 октября и 23 мая (обретение мощей).

Тропарь, глас 4:

Возне́слся еси́ смире́нием свои́м над ми́ром, о́тче Преподо́бне,/ доброде́тельми победи́в злоко́зненнаго врага́,/ чистото́ю жития́ просия́в, я́ко со́лнце второ́е,/ мно́гия лю́ди ко спасе́нию приводя́./ Те́мже моли́ Христа́ Бо́га, Преподо́бне о́тче наш Дави́де,/ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость,// и спасе́ние душа́м на́шим.

Акафист и молебен преподобному Давиду, игумену Вознесенскому, Серпуховскому Чудотворцу можно найти в Библиотеке сайта, в разделе Молитвослов.

Редкие Богослужебные тексты

Преподобному Давиду, игумену Вознесенскому, Серпуховскому Чудотворцу
Тропарь, глас 4:
Возне́слся еси́ смире́нием свои́м над ми́ром, преподобне, / доброде́тельми победи́в злоко́зненнаго врага́, / чистото́ю жития́, я́ко со́лнце второ́е, просия и / мно́гия лю́ди ко спасе́нию приведе=. / Те́мже моли́ Христа́ Бо́га, отче наш Дави́де, / дарова́ти нам мир, и ве́лию ми́лость, // и спасе́ние душа́м на́шим.

Канон, глас 4, егоже краегранесие: Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман.
Песнь 1
Пои́м лю́дие ди́вно чудоде́йствовавшему / в чермне́м мо́ри, Христу́ Бо́гу: / я́ко дре́вле Изра́иля всевооруже́на, / стопа́ми пешеше́ствовати непроходи́мую сотвори́, // и зло́бы делода́теля фарао́на во глубине́ потопи́.
Даждь ми, Христе́, мой Спа́се, проще́ние мно́гих мои́х согреше́ний, я́ко да и мы почита́ем па́мять Твоего́ уго́дника, преподо́бнаго Дави́да, его́же моли́твами, Бо́же, спаси́ нас.
От младе́нства ты, блаже́нне Дави́де, позна́н бысть Бо́гом и, на Него́ наде́ялся еси, преподо́бным Пафну́тием наставля́емь на спаси́тельная Его́ повеле́ния, Ему́же ны́не предстоя́ со дерзнове́нием, о нас помоли́ся.
Священноукра́сил еси́ себе́, о́тче, ра́зумом и де́тельным виде́нием благода́ти, Богоглаго́ливе Дави́де, жела́я венца́ сла́вы Христо́вы, и ве=лию на Него наде́жду имы=й, преблаже́нне, не погреши́л еси́.
Тму и мрак любостра́стнаго ми́ра любо́вию ко Христу́ пыла́ющею непреткнове́нно преше́д и све́тлости А́нгельскаго о́браза исполнися, а́ки вне пло́ти был еси, сего́ ра́ди пое́ши Пода́вшему ти си́лу.
Дово́льно исто́чника пив Ева́нгельскаго вод оби́льных, из чре́ва ны́не ре́ки чуде́с источа́еши, преподо́бне Дави́де, и напая́еши ве́рою к тебе́ притека́ющия.
Богородичен: От скве́рных усте́н хвале́ние приими́, Всенепоро́чная, я́коже пре́жде Сын Твой, Бог же мой и Госпо́дь, прия́т две ле́пте вдови́цы, и разреше́ние прегреше́ний мои́х пода́ждь, я́ко по до́лгу почита́ю Тя.
Песнь 3.
Да не хва́лится мудр хваля́йся, / но о сем е́же разумева́ти: / я́ко несть свят, я́ко Бог наш / вознося́й рог наш, // дая́й кре́пость царе́м на́шим.
Любо́вь немощны́м вы́ну явля́я, о́тче преподо́бне Дави́де, от Бо́га прия́л еси́ благода́ть мно́гу стра́сти цели́ти неисце́льныя.
Живоно́сный Крест на ра́мо взем, преподо́бне, распе́ншемуся на нем Христу́ после́довал еси́, о́тче Дави́де, и вра́жия полки́ прогна́л еси́, и нам проси́ ми́лости, торжеству́ющим твое́ пра́зднство, Богоно́се.
На Го́спода всю, преподо́бне, возложи́в наде́жду, ника́коже поколеба́вшися, е́же отпа́сти от лу́чшаго стоя́ния, но зако́нно соверши́л еси́ Боже́ственное тече́ние ума́ пра́востию.
Юдо́ль сия́, гроб твой иму́щая, иде́же лежи́т честно́е те́ло твое́, благово́ние источающее, я́коже рай Бо́жий процвете=, облагоуха́я ве́рныя и служа́щия в оби́тели твое́й, те́мже, ра́дуяся, пресла́вне, не забу́ди и нас, о́тче Дави́де.
Умертви́в я́же на земли́ мудрова́ния, преподо́бне Дави́де, умертви́вшемуся тебе́ ра́ди Сло́ву му́жественно после́довал еси́ и Жи́зни неги́бнущей преподо́бно дости=гл еси́.
Ум твой бе, а́ки лук напряже́н, о́тче, жи=вый бо во юдо́ли сей плаче́вней, восхожде́ние име́л еси́ в се́рдце свое́м вы́ну к Бо́гу, и мне у́бо, жизнь свою́ пребывающему вы́ну в печа́лех, Дави́де, помози́, моля́ся о мне, да возвесели́тся о Го́споде се́рдце мое́.
Богородичен:Отцу́ Собезнача́льнаго Сы́на пло́тию родила́ еси́, Пренепоро́чная Де́во, Его́же моли́ с преподо́бным Дави́дом, да сотвори́т ны сы́ны Своего́ Ца́рствия и насле́дники обетова́ния ве́чнаго.
Седален, глас 8:
Храни́телю Боже́ственных повеле́ний Влады́ки, сла́вне, чи́стое житие́ твое́ показа́ тя священноде́теля Боже́ственна, яко ка́плями пото́в твои́х пре́лести лю́тое у́глие погаси́л еси́ и в ти́хое приста́нище дости́гл еси, зри́ши, блаже́нне, Его́же возжеле́л еси́. Те́мже вопие́м ти: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Сла́ва, и ны́не: Богородичен:
Вои́стину Де́ву и Еди́ну в жена́х, Тя, без се́мени ро́ждшую Бо́га пло́тию, вси ублажа́ем, ро́ди челове́честии: Огнь бо всели́ся в Тя Божества́ и, я́ко Младе́нца, млеко́м пита́еши Зижди́теля и Го́спода. Тем А́нгельский и челове́ческий род досто́йно сла́вим пресвято́е Рождество́ Твое́ и согла́сно вопие́м Ти: моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти покланя́ющимся ве́рою пресвято́му Рождеству́ Твоему́.
Песнь 4.
Услы́шах Твое́ Христе́, вои́стинну пресла́вное, / я́ко безсме́ртен Сый Бог, / уподо́бися сме́ртным челове́ком, / и пребы́сть е́же бе: // и того́ ра́ди Твою́ сла́влю си́лу.
А́нгелом Небе́сным был еси́ собесе́дник, о́тче преподо́бне, смире́ние, бде́ние, и спротяже́нную моли́тву, и любо́вь нелицеме́рну, и ве́ру, и наде́жду стяжа́в.
Лик страстоте́рпческий весели́тся, и лику́ет святи́телей собо́р и пра́ведных, совсе́льника тя прие́мше, блаже́нне, с ни́миже в Невече́рнем Све́те лику́еши, венце́м преподо́бия све́тло украша́емь, моли́ о воспева́ющих ве́рою святу́ю па́мять твою́.
Умиле́нием мно́зем и стена́нием се́рдца жития́ по́прище преше́д, му́дре, в страну́ безстра́стия пресели́ся, в не́йже, свет прие́м в се́рдце твое́м, непреста́нно весели́шися, неизрече́ннаго Све́та Христова наслаждаяся.
Почте+ до́брыми твои́ми нра́вы Бо́га Преблага́го, Дави́де. Те́мже исцеле́ний исто́чник излива́еши, зной отгоня́я боле́зней же и печа́лей, му́дре.
Ре́ки сле́зными пусты́ни напои́л еси́, блаже́нне, се́мя трудо́в твои́х се́я в них; те́мже и стори́чный плод ра́достно пожа́л еси́, вопия́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Имы=й во уме́ свое́м час сме́ртный, и неумы́тное Суди́ще, и му́ки гре́шников, вы́ну от о́чию свое́ю сле́зы излива=ше и моли́твы возсыла=ше к Бо́гу, преподо́бне, да изба́вит ду́ши гре́шных ве́чнаго муче́ния и сподо́бит их Ца́рствия Своего́.
Богородичен:Отрокови́ца Неискусому́жная ражда́ет Творца́ всех и Го́спода, и к Рожде́нному мо́лится о душа́х на́ших, му́дре пасо́мых па́стырем и по исхо́де свое́м вы́ну с на́ми в неистле́нии свята́го телесе́ своего́ пребыва́ющим.

Песнь 5.
Све́те И́стинный / Просвеща́яй вся́каго челове́ка, / Возсия́й в нас заре́ю за́поведей Твои́х, / и отжени́ от нас нощь страсте́й, // я́ко ра́зве Тебе́ ино́го бо́га не ве́мы.
Обле́кся в Христо́во смире́ние и, я́ко а́гня незло́биво, Тому́ принесе́ себе́, тем и зе́млю кро́тких насле́дова, иде́же водворя́яся, сла́виши Го́спода.
Стра́сти попали́л еси́ огнем воздержа́ния, ду́шу озари́в Боже́ственными сия́нии, де́монов прогони́тель яви́лся еси́, Боже́ственным Ду́хом просвеща́емь.
И́же в жи́зни сей упа́сл еси́ благоче́стно, не забу́ди ста́да твоего́, е́же, му́дре, собра́л еси́, и ны́не потщи́ся, о́тче наш Дави́де, да привлече́ши во огра́ду Небе́сную.
Процве́л еси́, преподо́бне, в пусты́ни дави́дски, я́коже фи́никс, сия́я доброде́тельми, отону́дуже и позна́н был еси́ приходя́щими ревнова́ти твоему́ е́же по Бо́гу житию́.
Ра́зныя боле́зни исцеля́я, Бо́га приле́жно моля́, Бо́жиим Про́мыслом больна́го нога́ма сотвори́л еси́ це́ла и здра́ва и чадородны безча=дныя показа=, преподо́бне Дави́де, и за нас моли́ся приле́жно.
Богородичен:Еди́на Еди́наго от Тро́ицы Ви́димаго родила́ еси́ во дву существу́, Ипоста́си же еди́ней, Де́во, Ему́же песнопое́м: благослове́н еси́, Пра́ведный отце́в Бо́же.
Песнь 6.
Морско́е рыда́ние Христе́ Ио́нино / Подража́яй зову́ Ти: / Живо́т мой от а́да прегреше́ний возведи́, / да во хра́ме сла́вы Твоея́ // со гла́сом хвале́ния пожру́ Ти.
Па́стырь сый, от Ду́ха Свята́го науче́нный, блаже́нне, наставля́л еси́ ста́до твое́ Небе́сная разумева́ти и страсте́й наше́ствия отгоня́ти, Ца́рствия же Бо́жия и пра́вды Его́ иска́ти.
Дави́де преподо́бне, ты я́звы Го́спода Иису́са и Крест Его́, я́ко вене́ц злат, с ра́достию прии́м, услы́шал еси́ вожделе́нный глас: до́брый ра́бе, благи́й и ве́рный, вни́ди в ра́дость Го́спода твоего́.
От ю́ности, блаже́нне, име́л еси́ житие́ свое́ чи́сто и того́ ра́ди Пречи́стому Влады́це прилепил́ся еси, темже, предстоя= Тому= ны́не со а́нгельскими ли́ки, при́сно источа́еши пресла́вная чудеса́ и исцеле́ния с ве́рою приходя́щим к тебе́.
О́бщник сый ада́мскаго ро́да и порожде́ние, бе́здны греха́ избе́гл еси́, не оскверни́вся, крест бо на ра́мо взем не в мо́ри наслаждений греховных погря́з, но на го́ру Вознесе́ния возше́л еси́.
Нощь, я́ко день, и день, я́ко нощь, тебе́ вменя́шеся, Дави́де о́тче наш: не дал бо еси́, по проро́ку, сна очи́ма твои́ма, ни ве́ждома твои́ма дрема́ния, ниже́ поко́я телеси́ твоему́, до́ндеже сие́ чи́сто с душе́ю Бо́гу предста́вил еси́.
Благода́ть твоя́, преподо́бне Дави́де, озаря́ет ве́рныя, яко излия́нием чуде́с от Бо́га обогати́лся еси́, о́тче, те́мже приходя́щих облегча́еши боле́зни. Утверди́ у́бо и на́ша мы́сли приноси́ти Христу́ же́ртву хвале́ния.
Богородичен:Непло́дствующия мы́сли моея́ непло́дие вся́кое отжени́ и плодоно́сну доброде́тельми ду́шу мою́ покажи́, Всесвята́я Богоро́дице, ве́рных По́моще.

Кондак, глас 4:
Ми́ра мяте́ж и сла́ву вре́менную оста́вив, Богому=дре, / во оби́тель святаго Пафну́тия Бо́ровскаго восте́кл еси́, / и мона́хов лико́м причтен, / преподобному Ио́сифу Во́лоцкому собесе́дник был еси́, / с ни́миже моли́ Всеми́лостиваго Спа́са, о́тче наш Дави́де, / мир ми́рови пода́ти // и спасти́ся душа́м на́шим моли́твами твои́ми.
Икос:
Уясни́ ми язы́к и укрепи́ ми ум, Всеми́лости=ве Спа́се, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере. Язы́к ми благ глаго́лати пода́ждь на похвалу́ и на умоле́ние Твоего́ уго́дника. Свещу́ души́ моея́ уны́лую, ю́же, воздрема́вся, угаси́х, моли́твами преподо́бнаго Дави́да возжжи́ и не отлучи́ мене́, Христе́, многогре́шна, ли́ка преподо́бных Твои́х. Все у́бо упова́ние на Тя возлага́ю: Ты бо и оби́тель на́шу сохраня́еши моли́твами преподо́бнаго.
Песнь 7.
Тя живопису́ющий ассири́йский пламень, / ю́ноши три спасе́, Го́споди, / я́коже и Де́ву не опали́ Отрокови́цу / в Боже́ственном Рождестве́ Твое́м, Боже́ственная И́скра: // Препе́тый отце́в Бо́же благослове́н еси́.
Да́ры светода́тельными озаре́н, преподо́бне, де́монский мрак всеце́ло отгна́л еси́ и свет возсия́л еси́ в се́ни сме́ртней седя́щим, те́мже тя, Дави́де, почита́ем.
Преподобных Анто́ния и Феодо́сия, общежи́тия нача́льников, христоподража́тельному житию́ поревнова́л еси́ и, благослове́нием преподо́бнаго Пафну́тия укрепле́н, оби́тель созда́л еси́, в не́йже и́мя Госпо́дне непреста́нно сла́вится, блаже=нне.
В поще́ниих непрекло́нное, во искуше́ниих неосла́бное, в терпе́ниих неотсту́пное име́л еси́ стяжа́ние, тем нетле́нными венцы́ от Бо́га увенча́н еси́.
Истиннаго Бо́га песносло́вил еси́, Отца́, и Сы́на, и Ду́ха Всесвята́го, Тро́ицу Неразде́льную, от Нея́же де́йство прия́л еси́, е́же исцеля́ти неду́ги разли́чныя, прогоня́ти ду́хи лука́выя; те́мже па́мять твою́ почита́ем, досточу́дне.
Днесь мо́лим тя: непреста́нно моли́, Дави́де о́тче наш, о ста́де свое́м, его́же трудолю́бно собра́л еси́, и спаси́ и́же тя на моли́тву призыва́ющих и плоды́ принося́щих любо́вию.
У́треневав ко Христу́, от Него́ светлостьми́ озари́вся бога́тно, и све́та напо́лнился еси́ Боже́ственнейша, и просвеща́еши ве́рно чту́щия тя всегда́.
Богородичен:Неи́стовство жен испра́вила еси́, Де́во Преблагослове́нная, Сло́во ро́ждши, я́ко Бла́га и Держа́внаго Сил, Его́же Дави́д преподо́бный вожделе́в усе́рдно, в след Тебе́ потече, ра́дуяся восклицая.

Песнь 8.
Песнь но́вую пои́м лю́дие, / Соше́дшему на зе́млю спасти́ ны: / во́лею бо на Кресте́ пригвозди́ся Госпо́дь, / показа́вый язы́ком, / я́ко Ада́ма ра́ди / в ра́бий зрак облече́ся, // в вы́шних живы́й во ве́ки.
Ду́хом Святы́м укрепи́вся, духо́в зло́бы победи́л еси́ жезло́м ве́ры, жезло́м бо игу́менства твоего́ исцеля́ше неду́жныя, де́монское каменомета́ние му́жески отража́я, храня́ше бо тя И́же жезло́м мо́ре лю́дем раздели́вый.
Обре́те оби́тель Вознесе́нская тя пра́вило и изве́стнейший о́браз, всяк проше́дша доброде́тельных дея́ний вид, преподо́бных похвало́, му́дре Дави́де; те́мже пожи́вше Боже́ственне, с тобо́ю лику́ют во ве́ки.
Стяжа́л еси́, преподо́бне Дави́де, воздержа́ние ди́вное и моли́тву непреста́нную, вознося́ смире́ние, и любо́вь и́стинную, и безстра́стие, о́тче; сего́ ра́ди Христо́с благода́ть тебе́ подаде́ чуде́с во ве́ки.
Твоя́ по́двиги воспе́ша Ангельския Си́лы, Дави́де, и житие́ твое́ лик преподо́бных похвали́, све́тлое и украше=нное мона́хов ра́дование, тем и ны́не, сра́дуяся ему́, весели́шися, Христа́ поя́ во ве́ки.
Соверши́в де́ло свое́ на земли́ мно́гими ле́ты, я́ко клас зре́лый, пожа́т был еси руко=ю А́нгела Бо́жия, и прия́ тя, я́ко стори́чный плод, в жи́тницу ве́чнаго воздая́ния Христо́с, препе́тый и превозноси́мый во ве́ки.
Богородичен: Иису́са моего́ Ма́ти Богоблагода́тная, в мо́ри страсте́й обурева́емых спаси́ ны, да све́тло воспое́м си́лы Твоя́ и Сы́нови Твоему́ благода́рственная воздади́м, Пречи́стая.
Песнь 9.
Пое́м Тя Пресвята́я Ма́ти Де́во сла́вная, / я́ко прозябла́ еси́ небе́сный Клас – Христа́ Бо́га, / па́че вся́кия мы́сли, / от Тебе́ Хлеб бысть Живоно́сный ве́рным. / Тем Ти зове́м: / ра́дуйся, Непоро́чная, // пребы́вшая Де́ва по Рождестве́ Чи́стая.
Ни́жняя оста́вль, отше́л еси́ к Вы́шним, те́ло же твое́ пренесе́но бысть в це́рковь собо́рную, иде́же пе́ньми и пе́сньми духо́вными почто́ша тя, о́тче преподо́бне, вопию́ще: се бо де́ти твои́, любо́вию к тебе́ горя́щии, при́сно тя помина́ем и велича́ем.
И́же оте́чествия твоего́ лю́дие, к ра́це моще́й твои́х святы́х прихо́дим и от се́рдца зове́м: поми́луй ча́да своя́ и от печа́ли избавля́й, ви́диши бо вся печа́льны и уны́лы, но моли́ Всеми́лостиваго Бо́га изба́вити нас вско́ре моли́твами твои́ми.
Исцеле́ния соде́лывают честны́я мо́щи твоя́, Дави́де преподо́бне, и отго́няют разли́чныя неду́ги от челове́к, и укрепля́ют ум их восхвали́ти труды́ твоя́, всече́стне.
Го́ры и хо́лми да взыгра́ют, и все мно́жество мона́шествующих да воспле́щет днесь, я́ко наста́ нам светоно́сный твой пра́здник, преподо́бне Дави́де, испо́лнь ра́дости и весе́лия духо́внаго. И ны́не, иму́ще тя поще́ния пра́вило и законополо́жника, ра́дуемся.
Ено́ха Бог просла́ви, и сей преста́вися во сла́ве еди́ножды; ты же преподо́бне, ки́йждый день преставля́лся еси́, сме́ртный час во уме́ помышля́я, и сло́вом Бо́жиим спаса́лся еси́. Та́кожде и нас помышля́ти вразумля́й, да сла́вим тя по до́лгу че́стно.
Распросте́р преподо́бнеи твои́ ру́це, принеси́ моле́ние ко Всеми́лостивому Спа́су, о́тче Богому́дре Дави́де, сохрани́ти оби́тель твою́ невреди́му от ва́рварскаго наше́ствия и междоусо́бныя бра́ни и спасти́ нас, тебе́ велича́ющих.
Богородичен:Ма́тернее дерзнове́ние, е́же к Сы́ну Твоему́, иму́ще, Пречи́стая, сро́днаго промышле́ния, е́же о нас, не пре́зри, мо́лимся, я́ко Тебе́ и Еди́ну, христиа́не, ко Влады́це очище́ние ми́лостивное предлагаем.
Светилен:
А́нгел был еси́ во пло́ти земны́й и Небе́сный челове́к, доброде́тельным житие́м на земли́ просияв, по преставле́нии же чудесы́, от моще́й твои́х быва́ющими, ве́рныя удиви́л еси́; мы же непреста́нно мо́лим тя, о́тче наш Дави́де, непресту́пно пребыва́ти от ме́ста сего́ и ста́до, тобо́ю собра=нное, покрыва́ти моли́твами твои́ми.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
На Богома́терь упова́ние возложи́в, преподо́бне, Зна́мения Ея́ честна́го ико́ною ме́сто сие́ освятив, в зало́г спасе́ния о́браз сей оста́вив; мы же пред ним моля́щеся, про́сим усе́рдно: поми́луй нас, Пречи́стая, преподо́бнаго Дави́да о нас усе́рдными мольба́ми.
Молитва
О до́брый наш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, преподо́бне о́тче наш Дави́де! Услы́ши ны́не к тебе́ приноси́мое моле́ние на́ше; ве́мы бо, я́ко ду́хом с на́ми пребыва́еши. Ты у́бо, преподо́бне, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це Иису́су Христу́, Бо́гу на́шему, и ко Пречи́стей Богома́тери, бу́ди хода́тай и моли́твенник те́плый о оби́тели сей, ю́же возгради́л еси́, и о нас, недосто́йных рабе́х, живу́щих в ней, ея́же ты просвети́тель еси́ и нача́льник, Богособра=нному же твоему́ бра́тству помо́щник и засту́пник при́сно явля́ешися, я́ко да твои́м предста́тельством и моли́твами невреди́мы на ме́сте сем пребу́дем, от бесо́в же и злых челове́к ненаве́тованы и от всех бед и напа́стей свобо́дны сохрани́мся. Всем же отвсю́ду приходя́щим во святу́ю оби́тель твою́ и моля́щимся тебе́ с ве́рою и покланя́ющимся ра́це моще́й твои́х, ко е́же изба́витися от вся́кия ско́рби, боле́зни и напа́сти, ми́лостивно поспеши́, дарова́ти же правосла́вным мир, тишину́, благоде́нствие и изоби́лие плодо́в земны́х, и о всех нас те́плый предста́тель ко Го́споду и помо́щник душа́м на́шим бу́ди, е́же отпусти́тися нам согреше́нием на́шим и моли́твами твои́ми, свя́те, изба́витися нам от ве́чнаго муче́ния и сподо́битися Небе́снаго Ца́рствия со все́ми святы́ми, да сла́ву, благодаре́ние и поклоне́ние возсыла́ем Еди́ному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Не плачь, мама, я монахой стану!

В восьмидесяти километрах от Москвы, неподалеку от города Чехова, лежит Свято-Вознесенская Давидова пустынь, которой уже более пятисот лет. Ее основал 31 мая 1515 года преподобный Давид. Обитель расположена на берегу реки Лопасни, на высокой и живописной белокаменной горе. Рядом находится деревня Талеж — подворье монастыря. Настоятель обители Сергий (Куксов) рассказывает о себе и о том, что происходит за стенами его монашеского дома.

Ученые сказали: это то, что вы ищете

— Есть интересные истории, которые связаны с именем преподобного Давида?

— Есть одно предание, которое передается в письменных дореволюционных источниках: преподобный Давид со своей братией посадил липовый парк, выкапывая деревья в лесу и сажая их корнями вверх. Понятно, в том, что липы принялись, основное значение имела молитва святого.

— Любопытная история. А как были обретены мощи святого?

— Это случилось ровно 20 лет назад, 23 мая, при первом настоятеле – отце Германе (Хапугине). По благословению митрополита Ювеналия была создана комиссия, копали в нескольких местах в Знаменском храме. Было найдено несколько гробов. На некоторых была надпись, на других просто нанесен орнамент. Когда раскопки завершились, ученые люди нам сказали: вот это то, что вы ищете. Некоторые из братии, живущие в монастыре, не поверили.

Особенно один человек воспротивился идти прикладываться к обретенным мощам. И когда все же подошел, то почувствовал, как кто-то словно рукой пригнул его, и он ощутил благовоние, идущее от мощей. Ну, а сегодня, как и при жизни, преподобный помогает людям в устроении семейной жизни, рождении чад.

— Расскажите про мучеников, которых почитают в монастыре.

— У нас есть священномученик Кирилл Вяземский, уроженец Воронежской губернии. Он там принял мученическую кончину и был расстрелян. А здесь был иеромонахом. Мы почитаем его. Есть описание благочестивой жизни повара-монаха, но без особой конкретики. Известно, что он предсказал начало Первой мировой войны.

— 31 мая исполняется 502 года со дня основания монастыря, расскажите, как происходило восстановление обители?

— Восстановление началось в 1994 году настоятелем архимандритом Германом (Хапугиным). После него был владыка Роман (Гаврилов), епископ Серпуховской. А с октября 2011 года, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, несу послушание я, грешный.

Отец Сергий и митрополит

— Во время революции монастырь сильно пострадал?

— Монастырь был закрыт в 1929 году. И сразу же в его стены въехал колхоз, который первоначально обслуживали монахи. Потом их выгнали и заселили местных жителей. Таким образом, при внешней сохранности, внутреннее благолепие было утеряно. С 1994 года, когда центральный храм передали общине, началось постепенное возрождение монастыря. Сейчас он полностью восстановлен, и у нас появился свой голос — прекрасный монастырский хор, который ныне зовет в Давидову пустынь. Это хор служит одним из утешений, которое получают те, кто посещает монастырь.

— Что было в советское время в нынешних помещениях и зданиях?

— Начнем с того, что в братском корпусе, где мы сейчас находимся, была администрация. В Успенском храме — спортзал, в Спасском-склад, в Всесвятском — столовая, в Никольском храме — кинотеатр и танцплощадка, в Вознесенском — библиотека. В монастыре было большое хозяйство, с сельхозтехникой. Так, в храме, где были обретены мощи преподобного Давида, был гараж.

— Сколько человек в обители сегодня?

— Слава Богу, потихоньку обитель живет, развивается, чувствуем немощи свои. У нас сегодня: 1 игумен, 4 иеромонаха, 2 иеродьякона, 6 послушников. Да, это немного, но пусть каждый отдает всего себя служению.

Немой ребенок начал говорить

— Расскажите о прихожанах, наверняка есть те, кто особенно помогают.

— Недавно мы отстроили источник благодаря нашим благодетелям. Мы благодарны Александру Геннадьевичу Куликову — руководителю Кинокомпании «Союз Маринс групп», погибшему несколько месяцев назад. Царствие ему Небесное! Он был нашим другом и помощником. Кинокомпания сделала нам дизайнерский проект парка, участвовала в облагораживании нашей липовой аллеи, в восстановлении церковных приделов.

И насколько я знаю, Александр помогал многим. Но мы как-то по-особенному сроднились. Мы не были друзьями в привычном значении этого слова. У меня не было его личного номера телефона, он сам меня находил и приезжал. За время, что мы общались, я был свидетелем, как изменилась жизнь его самого и служащих компании. Он не просто помогал восстанавливать и строить храмы, а словно бы себя нового пытался выстроить: строил дома, сочинял песни, снимал фильмы, дарил подарки – легко и по-детски. Переживал за наш монастырь, хотел благоустраивать парк и детскую площадку с зоопарком.

— А случались ли какие-то чудеса по молитвам прихожан?

— Люди приходят за помощью, и по молитвам к преподобному Давиду им дается. Так, известен случай, когда в нашей обители немой ребенок начал говорить. Три с половиной годика ему было. Сейчас он в школе учится, стихи читает. Абсолютно полноценный малыш, а ведь столько времени не разговаривал.

Ещё случай был в прошлом году — просили преподобного помочь в случае с онкологическим больным. Помощь пришла, и по этому поводу прихожане подарили монастырю икону Божьей Матери «Всецарица».

Вот недавно слабовидящий ребенок один, затем второй, потом и мама — обрели нормальное зрение. Или ещё — мы взяли местного режиссера с кабельного канала, он до этого протестантом был, а во время нашей совместной работы на 500-летии монастыря принял православие. А на Пасху его мама одела крестик и приняла участие в крестном ходе. И ещё чудеса у нас произошли: татарин принял православие, а узбек стал иноком. Так нас, немощных, преподобный утешает, посылая исцеления и чудеса. Но сегодня мир таков, что все свидетельства подвергаются сомнению. Веры мало.

Два года вся братия мылась в тазике

— Веры мало — это проблема только мирской жизни?

— Почему же. Вот недавно у нас в монастыре было: грядёт великий пост, я братии за трапезой объявляю: «Сдать мобильные телефоны благочинному». Все сдали, а один не сдал, утаил. И кто бы знал, что когда все пойдут на службу, он зайдёт за братский корпус позвонить? А мы ворота закрыли и собаку выпустили. Так ему пес разорвал шею от уха до плеча.

— Жив?

— Слава Богу. Всю братию вразумил. Или ещё случай был: братья в чистый четверг просятся в баню помыться после причастия. Я им запрещаю, а они мне: «Это наша старая традиция, батюшка…» «Куда в баню? Великий пост ещё не кончился! Я вам своего благословения не даю, а далее, как хотите!» Сказал и уехал. Только первый послушник вошёл в баньку, как банька загорелась. Так что попарился только один человек, который и тушил огонь. Он из монастырского хора, а работал… пожарником! Я им объявил, что поскольку они ослушались игумена, то ни одна монастырская копейка не пойдёт на восстановление бани и два года вся братия мылась в тазике.

— Сурово!

— Лишения должны восприниматься монахом в радости. Когда наступает пост, и двери монастыря закрываются, и сдаются телефоны, то остаются только братское правило и келейное житие, и в первую неделю поста – трапеза по желанию. Этот период, который монах ждёт, как, наверное, молодые ждут свадьбы.

Если убрать Великий пост из жизни монахов, то на чём собирать силу? В простые дни бывает трудно проявить тихий монашеский подвиг, а тут в своих кельях под покровом поста, ты остаёшься наедине с Создателем.

Светлая седмица радостная, но она очень расслабляет. А пост собирает и умножает силу.

— Но у вас же могут быть «духовные» командировки, куда вы можете поехать и отмолчаться?

— Не могу. Митрополит мне говорит, чтобы я всегда ночевал в монастыре. И как бы ни было трудно — встречи, пробки, я хоть под утро, но возвращаюсь в обитель. Даже если мне на следующий день в 6 утра нужно снова уехать, я хоть на час, но обязательно приезжаю в свой монастырь. И братия это знает. За все 6 лет я не ночевал у себя только пару раз, да и то, когда в больнице лежал. Только на преподобного Сергия митрополит разрешает мне переночевать у матери. Или когда на подворье отъезжаю, что близ монастыря находится. А если честно, то спастись можно везде. Не место красит человека.

Чтобы ребенок встречу со священником запомнил

— А детей у вас на приходе много?

— Рядом с нами детский дом, садик и школа. Я для себя так понял: главное, чтобы ребенок встречу со священником запомнил. А поскольку, по благословению Владыки Ювеналия, бороду одиннадцать лет не стригу, то вид соответствующий получается. У меня от отца привычка осталась носить конфетки в карманах – детям это нравится. Вот сейчас я с источника ехал и мальчишек встретил. Открываю дверцу машины и зову их: «Вы зачем сюда пришли? Кто вы такие?» Они засмущались: «Мы за водой…» А я им: «У вас в доме, что ли, нет воды в кране?» Они ещё больше смутились, а я конфеты из карманов достаю: «Христос Воскресе! Идите с миром!»

— А какие-то специальные занятия для детей есть у вас?

— Воскресная школа большая, к нам даже издалека приезжают: из Пушкино, из Москвы, Подольска, Климовска. У нас и шахматы есть, и вокально-инструментальный ансамбль. В прошлом году школьники ездили в паломничество на Святую Землю. В этом, Бог даст, в Грецию поедем, причем пять лучших учеников поедут бесплатно!

— Что самое главное для вас в воспитании?

— Семья. Мы особо ратуем за то, чтобы детки молились за родных своих, за братьев и сестёр, и чтобы чувствовали свою ответственность за родителей, а не просто потребительски к ним относились. Есть же молитвенная помощь — в ней наши родные, как правило, больше всего и нуждаются. Мы пытаемся найти такие места в воскресном евангельском чтении, чтобы говорить об обязанностях детей и родителей, об осторожности отношений в семье и взаимной ответственности. Потому что слово родительское очень отзывается в детях.

«Господи! Воспитай их. Я одна не могу!»

— Отец Сергий, расскажите о своей семье.

— Отец у меня был священником. Закончил Московскую духовную семинарию, где познакомился с мамой. А потом, в Ярославле, Господь дал жизнь моим братьям и сёстрам. Нас 8 человек детей: 4 мальчика и 4 девочки. Мы так и рождались: девочка, мальчик… Все дети получили церковное образование. Я уже в Ельце родился, в Липецкой области.

А поскольку папа мой с советской властью был в сложных отношениях, хоть и семинарское образование имел (что на то время было большой редкостью), то его непрестанно переводили в новые места службы. И так до момента, пока он не оказался в селе и не стал обыкновенным сельским священником, который окормлял более 20 сёл, а это несколько тысяч человек.

Когда отец умер, маме было всего 43 года. Старшая сестра на регентском факультете училась в то время, а младшая в подготовительную группу детского сада пошла. Конечно, нам материально было очень тяжело, но мы старались помогать матери. Из семьи вышло 5 медалистов, остальные без троек закончили школу, хотя придирались к нам страшно: мы не пионеры, не комсомольцы, мы – попята.

— Тяжело было отстаивать свою веру?

— Конечно. Мы родителей своих защищали, веру нашу, Бога. А поскольку физически крепкими были, то и понятно — из драк не вылезали… Мама так прямо и сказала на могиле отца: «Господи! Если тебе служить будут, то пусть живут. А если нет — пусть умирают. Безбожники мне не нужны!» Она очень часто приходила на могилу к папе: «Ты чего тут разлёгся! Давай вставай. Иди, воспитывай своих, мне одной не одолеть их! Они замучили меня совсем». И плакала всегда, сколько её помню: «Господи! Воспитай их. Я одна не могу!»

Мама сейчас в Сергиеве Посаде живёт. То у одной сестрички погостит, то у другой. А ещё одна сестричка вышла замуж и уехала в Нижний Новгород, её муж теперь в Дивеево и в Сарове служит. Братья все служат в храмах священниками.

— Какие главные принципы воспитания вынесли вы из своего детства?

— Я никого не хочу обидеть, но то, что я увидел в своём детстве — это удивительно. Мой папа и как муж, и как отец, и как священник был образцом для подражания. Я мало таких людей видел.

Когда он умирал, молодым еще человеком, в 51 год от диабета, от гангрены ноги, мы кричали, бегали… Мама ругалась на нас, а отец ей сказал: «Мать, не лишай их детства!»

Мне было 13 лет. Эти слова тогда не осознавались, а теперь — осели в сердце. Это дорогого стоит, особенно когда сейчас видишь как чей-нибудь отец, чтобы отстал от него ребенок, ему компьютер или телефон подсовывает: «На! Только меня не трогай!». Вот это беда. Наш папа не отмахивался от нас, а говорил, рассказывал, наказывал, если было за что, занимался нами.

Мы с ним трафареты для школьной команды на майках делали, очень много беседовали. Сядем на крылечко и смотрим, и слушаем: тут птичка поет, сверчки стрекочут, тут всякие букашки ползают, тут звездочка зажглась. А он нам спокойно рассказывает, почему это так красиво все сделано, кем это сделано, для кого, и почему мы должны это оберегать.

Поэтому я не могу равнодушно смотреть, когда маленького ребенка отталкивают или тешатся им ради своей гордыни, а потом когда он вырастет, говорят: «И в кого он такой? И за что мне это?» Родители переживают. Родители расстраиваются. Родители недовольны своими детьми. Хотя все понятно — что посадишь, то и вырастет.

— Когда вы приняли решение стать монахом?

— Как мама рассказывала, в четыре годика. Она просила: «Господи, дай мне утешение: кого-нибудь из монахов пошли!». А я ей на это: «Не плачь, мама, я монахой стану!» Но исполнил обещание в двадцать девять лет. Меня терпел пять лет владыка Евсевий во Пскове и одиннадцать лет терпел владыка Ювеналий в Новодевичьем монастыре. Что-то они хотели сделать из меня. Я когда в семинарию от владыки Евсевия уходил, впервые приехал сюда. Это было в 1998 году. Мы с владыкой Тихоном (Зайцевым) приехали в Талеж и фотографировались с архимандритом Германом. Это была пророческая фотография. Два игумена стоят рядом: ныне почивший и грешный действующий.

— Где состоялся постриг?

— В Новодевичьем монастыре. Но после того, как меня на монашество благословил митрополит Ювеналий, я поехал к отцу Кириллу (Павлову), потом к отцу Николаю на остров Залит, и в Печоры к отцу Иоанну (Крестьянкину), к матушке Назарии в Липецкой губернии — Царствие им Небесное! Обычному человеку одного благословения достаточно, а мне, непутёвому, вот сколько! И теперь их благословениями я держусь.

И когда меня назначили сюда, в Давидову пустынь, мне митрополит сказал: «Год ничего не трогай!» А когда год прошел, я сказал: «Братья, вы простите, но я год терплю, как и сказал митрополит. А теперь помоги Господи вам!»

— Многие ушли?

— Никто! Только послушники некоторые. У нас строгий устав, но ничего — держимся!

Мир внешний разрушает мир внутренний

— Отец Сергий, где грань между молитвой и влиянием мира на монастырь?

— Мы стараемся сохранять нашу внутреннюю жизнь. С этой целью будем пытаться вынести за пределы монастыря воскресную школу. Мы перестали выпускать наших послушников даже в качестве монастырских водителей: мир внешний, как агрессивная среда, разрушает мир внутренний. Пришлось нанять водителей. Мы всё же стараемся жить не просто в монастыре, а монашеской семьёй. И тогда брат может остановить брата, не пройти мимо, не пропустить его грех или порок, а остановить, не осуждая: «Что ты делаешь, брат? Ты не туда идёшь…» — и это важно.

— То есть вы идете по пути строгого соблюдения монашеского устава?

— Стараемся идти. Мы все немножко расслабились, но нахождение под омофором митрополита Ювеналия даёт возможность нам потихоньку собираться.

— Высокие стены дают силы расти вверх?

— Совершенно верно. Ещё раз обращаю внимание: родительская закваска очень сильна. Я твердо держусь за этот принцип. Это принцип любви и ответственности. У нас есть пожилой батюшка, от которого никогда не слышал отказа. Скажешь ему: «Надо». А он: «Надо? Буду!» Это отец Фёдор. Я ему очень благодарен — 84 года, и всегда на любой призыв откликается, и рад сослужить или взять на себя служение. Это дорогого стоит! У него нет опыта монашеской жизни, но есть усердие и живая совесть. Вот такие примеры воспитывают и нашу монашескую молодёжь, и детей из воскресной школы и детского дома.

— Как вы, оставшись в отрочестве без отца, находили духовные ориентиры?

— Благодаря Богу, с 14 лет за меня взялся владыка Евсевий. А потом бережно передал меня владыке Ювеналию. Я — «сын полка»: трудный экземпляр, очень живой, подвижный, драчливый, но владыка смог меня дисциплинировать и перевести мои минусы в плюсы. Иногда я к маме обращаюсь: «Мама, как вам отец Кирилл говорил? Как отец Иоанн говорил? А как преподобный Кукша говорил?…» И таким образом я собираю все благодатные ручейки на свою бестолковую голову и могу как-то потихоньку вразумляться. А потом могу что-то кому-то не от себя сказать, а передать то, что в меня они все вложили. И, конечно же, сегодня очень важны письма старцев: Иосифа Исихаста, Паисия Святогорца, Иоанна Кронштадтского. Это как живое назидание.

— К материнскому совету обращаетесь?

— Здесь я стараюсь быть очень внимательным, преклоняясь перед опытом и верой матери, но понимаю и свои должностные обязанности, своё послушание. Никакая воля не должна довлеть над обителью, кроме Божьей воли, переданной через игумена.

Отец Сергий

— Батюшка, вот говорят, что сейчас монахам легче спастись, чем человеку в миру?

— Ну, как вы считаете, кто достиг лучших результатов: тяжелоатлет или теннисист? Боксёр или фигурист? И тот олимпийский чемпион, и этот. Когда я принимаю исповедь, то понимаю, что в основном человек борется с плотскими грехами. А в семьях что происходит? Сейчас дети исповедуются в тех грехах, в которых родители не исповедуются. И это — начиная с 11 лет!

Счастливы родители, если в их жизнь Господь послал священника, который исповедует всю семью. Тайна исповеди остаётся, она нерушима, но священник может сделать выводы и как-то незаметно влиять на ситуацию. И ещё есть очень простые правила: земные поклоны.

Встал утром и 24 поклона положил, за каждый час суток — и всё. Вы увидите, как ваша жизнь начнёт меняться!

Я не говорю про усталость спины или остеохондроз — вся, вся жизнь начнёт меняться. И если в какой из дней ты этого не сделал, то как будто бы голым в мир вышел. Точно так же «Богородице, Дево, радуйся» — 24 раза читается. Это так дисциплину подтягивает….

— Как вы считаете, в чем слабость нашего мира?

— Недостаток веры и потеря смысла жизни. Вы помните слова спасителя: «Кто не родится от Воды и Духа, тот не может войти в Царствие Небесное». Это и есть цель жизни человека.

На днях случай был: стоят в храме уже пожилые прихожане со своим внуком. Я подозвал парня и спрашиваю: «Чем занимаешься?» «Скоро в школу пойду». «Зачем?» «Я читать люблю. Знания получать буду». «Зачем?» Смотрю, взрослые напряглись. А я его спрашиваю: «Ты на кладбище-то ходишь с мамой, папой, бабушкой, дедом?» «Хожу». «Ты видишь что там, за церковной оградой?» «Кресты» «Ты говоришь, что читать любишь, а ты читал, что на крестиках написано?» «Читал» «А когда читал, ты видел, что там лежат и маленькие, и взрослые?» «Видел». «Вот ты получаешь эти знания, и потом с этими знаниями возьмёшь когда-нибудь и умрешь. Не скоро, в свой черед. Но все равно, когда-нибудь. И что ты с этими знаниями будешь делать? С собой заберешь?» «Нет» «Конечно нет! Все от этого мира умирают, и всё остаётся в земле этого мира»

И вдруг я смотрю на этих взрослых, а они и не взрослые вовсе. Они поняли, что я, оказывается, с ними говорил сейчас, но им мне ответить нечего, а до второй даты им осталось совсем немножко. Это замечательно, когда дети приходят со взрослыми. Сегодня можно говорить детям — слышат родители. Говоришь родителям — дети не слышат. Родители неспособны передать детям, а дети могут дать родителям — вот какая штука!

Или вот случай был недавно, исповедую ребёнка и спрашиваю его: «Ты зачем живёшь?» «Не знаю!». «А чего сюда пришёл?» «Покаяться в грехах». «Зачем? Они тебе что, мешаются в карманах, что ли? А ну, покажи!». Смеется. Но это прямые вопросы, через которые мы сегодня перешагиваем, а в них вся наша жизнь. В простоте.

Я его спрашиваю: «Ты с кем пришёл?» «С папой». «Зови его». Подходит, я задаю ему тот же вопрос: «Как спасаетесь?» — «Батюшка, молюсь. Батюшка, пощусь». «И что, — спрашиваю, — этого хватает? А вы вспомните как разбойник соединился со Христом? Потому что молился? Потому что постился? Нет! Потому, что он осознал свою греховность, а Господь милость ему свою проявил и любовь!» «Ну, да!» Радуется взрослый этому простому выводу.

Где Господь в вашей жизни? Не в храме, а в ежедневности! Вот вы разговаривайте с человеком, а сами молитесь: «Господи, вразуми меня!Положи мне на душу, что ему ответить» — и тогда будет результат.

Вот вы попробуйте и увидите, какие это будут ответы и вопросы, какая это будет сила, и какая это будет благодать.
Мы не задумываемся о каких-то простых величинах, а ведь всё очень просто, всё под ногами лежит. Одно могу повторить вслед за кем-то умным: «НЕ каждый богослов может стать молитвенником, но каждый молитвенник может быть богословом. И житие святых тому пример».

Галина и Павел Барышниковы

Русская Православная Церковь

В Вознесенской Давидовой пустыни за пять с небольшим веков ее существования сменилось множество настоятелей. Основатель пустыни преподобный Давид Серпуховской, по преданию, был из рода князей Вяземских. Потом управляли обителью, строили ее, созидали представители самых разных сословий. Читаем о них в исторических документах: «сын дьячка», «сын шляхтича», «из тульских дворян», «из вольноотпущенных крестьян Нижегородской губернии», «из мещан Тверской губернии», «из семьи московских рабочих». Сегодня продолжает дело своих предшественников сын священнослужителя, принявшего священнический сан в богоборческое время советской эпохи. Как протекает жизнь в мужском монастыре Московской епархии в настоящее время рассказал в интревью сайту Синодального отдела по монастырям и монашеству игумен Сергий (Куксов).

— Отец Сергий, в одном из интервью Вы сказали корреспонденту: «Мы знаем, в каком направлении двигаться». Можете рассказать, что это за направление?

— В нынешнем году будет пять лет, как я несу послушание настоятеля обители. За время своего настоятельства мне довелось повстречаться, наверное, не с одной сотней людей, которые хотели прийти в монастырь и остаться здесь на всю жизнь или потрудиться в нем какое-то время. Исходя из этого опыта и опираясь на внутренний устав монастыря, на сложившийся здесь распорядок дня, я отчетливо вижу, как современный человек при желании может получить пользу от пребывания в обители, какую бы цель он ни преследовал. Испокон веков в монастыре главными были молитва и послушание, и это не изменилось. Однако сегодня появились свои особенности, связанные, в частности, с теми страстями, что наполнили современный мир. К винопитию прибавилась наркомания. Нынче существует множество разновидностей наркотиков, и особенно страшно, что приобрести их не составляет труда. Не обязательно даже выходить за монастырскую ограду: достаточно позвонить по определенному номеру телефона, тебе все доставят. Но если у человека вспыхнула в душе искорка и разгорелась, превратившись в желание кардинально изменить свой образ жизни, если он соблюдает монастырский устав и трудится, а со стороны игумена и старшей братии по отношению к нему есть немножечко терпения и любви — даже немножечко! — то он получает возможность оставить свои вредные привычки. А оставив их, этот человек непременно осознает, в каком греховном состоянии находится, и поймет, куда должен идти и с кем. Идти он должен к Богу. Раз в две недели у нас проходит исповедь насельников обители, трудников, что тоже является великой помощью, подспорьем на этом пути.

На сегодняшний момент Господь по молитвам преподобного Давида Серпуховского, чудотворца, дал возможность всем, кто подвизается в Давидовой пустыни, ощутить себя семьей. Все члены монастырского братства (оно у нас небольшое — вместе с трудниками чуть более 20 человек) почувствовали цель, ради которой они пришли в монастырь. Нельзя не заметить определенную цикличность того, как Господь посылает каждому из нас испытания. Если мы стараемся жить по евангельским заповедям, мы получаем благодать через Таинства, через послушания. Но проходит какое-то время, и наступает другой цикл. Святитель Феофан Затворник пишет, что это «подобно тому, как в видимом мире бывает то светло, то облачно; то тихо, то ветрено; то тепло, то холодно». И вот получившему за определенный период молитвы и трудов благодать Божию после радостного ощущения присутствия Бога, после ликования души предстоит встреча с испытаниями. Чтобы выдержать их достойно, нужно подключить не только молитовку, сердечко свое, но и ум, который должен разъяснять, что цель попущенных Господом испытаний и скорбей — сделать нас полезными. По словам одного афонского подвижника, как глиняный горшок не может содержать в себе воду, если он не пройдет через горнило огня, так и человек не сможет удержать в себе спасительную благодать и достичь того, ради чего он живет на земле, если ему не будут посланы испытания, искушения. В нашем монастыре, слава Богу, есть общее понимание этого вопроса. Поэтому насельники обители, трудники стараются поддерживать друг друга. Особенно — в трудные, решающие моменты. И милостью Божией те, кто страдал пороками (курение, сквернословие, наркомания, блуд, игромания и так далее), избавляются от них, стремясь достичь добродетелей. Господь даровал мне радость не единожды в этом убедиться.

Конечно, разные случаи были. Недавний — не с таким благополучным концом, как хотелось бы, и все же расскажу о нем. Мне позвонила мама и сообщила, что три парня из другого региона, страдающие от наркозависимости, хотят пожить какое-то время в монастыре в расчете, что это поможет им в дальнейшей их жизни. Ребята приехали поездом в город Чехов ранним утром, когда общественный транспорт до Давидовой пустыни еще не ходил. И вот один из них не стал сидеть на вокзале и ждать автобус, а пошел пешком. Преодолев 20 километров, появился у нас как раз перед началом правила. В обители молодые люди пробыли несколько дней, затем мы вынуждены были попросить их уехать. Выяснилось, что у них, помимо пристрастия к наркотикам, еще и ВИЧ-инфекция, а у нас нет условий, чтобы как-то их изолировать от братства. Приезжие с пониманием отнеслись к нашей просьбе. Вернувшись к себе домой, они позвонили в монастырь: поблагодарили за возможность увидеть его жизнь, его святыни и попросили молитв. Их имена занесены в синодик, который находится у жертвенника. А мы знаем, что все, за кого требный иеромонах вынимает частички, в это время незримо присутствуют в храме…

— Наша первая встреча с Вами состоялась, когда прошло полгода, как Вы возглавили подмосковную обитель. Послушание водить экскурсии по монастырю было тогда одним из главных. Приезжали экскурсанты из Австралии и Америки, Китая и Японии, Сербии и Италии, Израиля и, конечно, из разных уголков России. Насельники знакомили их с историей монастыря, показывали храмы, рассказывали о святых, которыми богата Давидова пустынь. Ничего с той поры не изменилось?

— Изменилось. Я прошу Господа, чтобы ошибки, которые я совершаю на посту игумена, проходили безболезненно для тех, кто исполняет данные игуменом послушания. Да, у нас есть четыре насельника, готовые в любой момент по послушанию провести экскурсию, однако на сегодняшний день я убедился окончательно: пусть этим лучше занимаются наемные сотрудники. И в наших церковных лавках пусть обслуживают паломников и экскурсантов светские люди, потому что общение с миром так или иначе сказывается на духовном состоянии монашествующего. Чистота его исповеди — она как индикатор показывает это довольно четко и ярко. Что касается воскресной школы при монастыре, принцип тот же: стараемся находить хороших преподавателей среди мирян. Кроме вышеназванной причины, существует еще одна — и тоже веская. Не раз доводилось слышать: мол, вам, монахам, куда легче, потому что вы живете в монастыре и не знаете наших проблем, как одеть, обуть, накормить семью; как заработать деньги на отдых и образование детей. Поэтому когда нам удается найти в обществе, в миру людей, которым мы можем передать свои знания, убеждения, помочь им укрепиться в вере, то результат получается куда значительнее. За человеком «из своей среды» чаще пойдут, чем за монахом. В этом году была проведена церковная аккредитация воскресных школ, давшая нам возможность увидеть среди прихожан, среди родителей воспитанников воскресной школы новые силы для того, чтобы ввести новые предметы и обозначить новые горизонты. Мы подходим к этапу, когда православная гимназия, рассчитанная на 100 человек, окажется нам под силу. И она сегодня крайне необходима! Воскресная школа численно растет. Охотно занимаются ребята и в действующих при ней кружках и секциях, специально приезжая из Москвы, Чехова, Подольска, Серпухова. Так что создание православной гимназии — это наш следующий шаг.

Монастырь не удалился совсем от внешних послушаний. Я являюсь директором воскресной школы и преподаю в ней. Наш послушник ведет музыкальные предметы. Другой насельник обители знакомит родителей учеников с богослужебным уставом и литургикой. К внешним послушаниям относится посещение техникума, общеобразовательной школы, детского дома, детского сада, спортивных мероприятий, на которых бывает игумен и кто-то из братии. Но благословение на общение с мирянами есть только у тех монахов, которые имеют священный сан, исполняют таинство Исповеди.

— Осенью прошлого года монастырь торжественно отпраздновал свой полувековой юбилей и 20-летие возобновления в нем монашеской жизни. Наверное, много сил и времени ушло на то, чтобы Давидова пустынь — удивительной красоты монастырский ансамбль — предстала перед гостями и прихожанами во всем своем великолепии. Но нет ли сейчас у братии чувства, что после напряженных трудов можно дать себе небольшую передышку, отдохнуть немного?

— Отдыхать или расслабляться нам совершенно некогда, и это все понимают. После юбилея обители, на подготовку к которому, действительно, в предыдущие годы был сделан основной упор, мы решили заняться развитием сельского хозяйства. Согласно составленному плану собираемся завести на монастырском подворье в Талеже небольшой птичник-курятник. Сейчас договариваемся о том, чтобы нам выделили в безвозмездное срочное пользование участок земли, где можно было бы разводить гусей, часть которых собираемся бесплатно давать малоимущим жителям, а какую-то часть птицы продавать на ярмарках, чтобы иметь «живую копеечку». Также мы приступили к возрождению монастырской традиции пчеловодства, зная из архивных материалов, что в конце XIX века на международной выставке меда Давидова пустынь была удостоена золотой и серебряной медалей. В прошлом году мы с 50 ульев собрали рекордно много — тонну меда. Вот только зимой немало семей погибло, так что сейчас восстанавливаем пчелиное поголовье… Еще на повестке дня — благоустройство исторического липового парка, посаженного преподобным Давидом Серпуховским. По преданию, святой чудотворец, придя на Лопасненскую землю, высаживал у стен монастыря липы корнями вверх, чтобы расцветая, они являли живущим в окрестностях иноверцам силу и могущество христианского Бога и приводили людей в Церковь. Нам нужно в этом году, уповая на помощь Божию, завершить работы по ограждению парка (это почти тысяча погонных метров), где будет также зоопарк. На данный момент обитателями монастырского зоопарка, столь привлекательного, в первую очередь, для ребятишек, являются птицы и белки и еще живущие в пруду под открытым небом утки и лебеди. Совсем недавно нам енота подарили, так что в нашем мини-зоопарке пополнение.

Небольшим составом братии с участием людей, желающих потрудиться в монастыре, хочется сделать многое. Но, продолжая тему послушаний, замечу, что у меня свой подход к тем, кто изъявляет желание здесь потрудиться. Например, один человек во время нашей беседы говорит: «Батюшка, я хорошо разбираюсь в пчеловодстве»; другой сообщает, что он «спец» в ремонтных работах, а третий, имея водительские права, просит дать ему послушание водителя. И знаете, в большинстве случаев, слыша «это умею делать», «это смогу», я стараюсь не давать им послушания «по профилю». Ведь мы сюда приходим для того, чтобы увидеть свои немощи, свои недостатки и с помощью Божией их преодолеть. Как я в таких случаях поступаю? Одного ставлю, допустим, на кухню, другого — дежурным по корпусу в надежде, что они почувствуют: существует еще внутренняя монастырская жизнь, и в ней есть человек, который в определенном смысле несет тяготы всего монастыря в своем послушании. Нужно что-то приготовить, накрыть на стол, помыть посуду, протереть грязные следы на полу, убрать сор. Если трудник пройдет это со смирением и любовью, то в дальнейшем он может рассчитывать на послушание, в котором имеет опыт или какие-то навыки.

— Чуть более пяти веков назад преподобный Давид Серпуховской по благословению своего духовника отца Пафнутия Боровского основал в тогда еще пустынной местности — среди леса на берегу реки — Вознесенскую Давидову пустынь. Сегодня монастырь, практически, находится в поселке. И, как мы уже говорили, людской поток неиссякаем: экскурсия за экскурсией. Иными словами, братия волей-неволей вынуждена целый день видеть мирян. Есть ли у насельника обители, помимо келии, место, где он мог бы спокойно подумать о важных вещах, почитать святых отцов?

— К сожалению, на сегодняшний день у нас нет такой территории, которая была бы отгорожена, благоустроена и где бы монах мог уединиться как, например, на Святой горке в Псково-Печерском монастыре или во внутреннем дворике какой-то другой обители. Наш внутренний дворик совмещен с хозяйственной частью. Но мы уже начали подготовительные работы, чтобы порядка гектара земли отделить от общей монастырской территории, куда не будет доступа посторонним, кроме братии. Там будут небольшой пруд, сад, дорожки, скамеечки. То есть насельники обители смогут не только в своей келии почувствовать, что они ушли от мира, но и на природе.

Беседовала Нина Ставицкая