Источники власти

Источники власти

Понятие источников власти

Основания, или источники власти различны. Связано это с тем, что структура общественных отношений разнообразна.

Определение 1

Источник власти – это средства, используемые для воздействия на объект власти для достижения поставленных целей.

Определение 2

Ресурс власти – потенциальный источник власти, то есть средство, которое используется для достижения задач, но еще не были использованы.

Общество давно признало, что источник власти – это сила. Но и сама сила подразумевает определенные источники. Так, к ним могут относиться:

  • Положение в обществе,
  • Богатство,
  • Опыт,
  • Особые навыки,
  • Владение информацией и т.д.

Таким образом, представляется, что определение «источник власти» звучит следующим образом:

Определение 3

Это совокупность общественных факторов, которые создают господствующую и преобладающую волю, то есть это социальные, экономические и психологические основы власти.

Власть государства может добиваться своих целей разными средствами (убеждением, стимулированием, идеологией и т.п.). Только государственной власти присуща монополия на принуждение с помощью социального аппарата.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Можно выделить следующие основания власти:

  • Признание объектом права власти на занятие определенного положения,
  • Власть принуждения либо вознаграждения,
  • Соотношение субъекта власти с объектом,
  • Наличие знания, которым обладает субъект власти.

Классификация источников

Наиболее полной и актуальной классификацией источников власти является классификация, которая предложена Хекхаузеном Х. Согласно классификации, выделяются шесть источников власти, и предлагается их характеристики.

  1. Власть вознаграждения. Сила данной власти представлена ожиданием объекта власти того, как именно субъект удовлетворит его потребности. В политике практически не применяется. Признан наиболее эффективным способом управлять человеческим поведением.
  2. Власть принуждения. Сила данной власти определена ожиданием объекта власти как именно субъект накажет его за выполнение нежелательных действий. Самый применяемый способ в политике и повседневной жизни. Подразумевает применение силы.
  3. Нормативная власть. Субъект контролирует соблюдение правил поведения и настаивает на них.
  4. Власть эталона. Объект власти стремится быть похожим на субъект власти по разным параметрам.
  5. Власть знания. Зависит от степени знания, умений и навыков субъекта власти.
  6. Власть информации. Имеется в виду обладание субъектом власти информацией, которая способна заставить объект власти видеть в новом свете свое поведение.

Виды власти

У власти имеются различные элементы:

  • Ресурсы,
  • Объекты,
  • Субъекты.

Любой их указанных элементов может быть использован при основании типологии власти. Наиболее содержательной классификацией власти выступает деление в соответствии с ресурсами, на которые она основывается:

  • Духовную,
  • Принудительную,
  • Социальную,
  • Экономическую,
  • Политическую.

В зависимости от субъектов можно различать:

  • Профсоюзную,
  • Партийную,
  • Государственную,
  • Семейную и т.п.

По широте выделяют мегауровень – это международные организации (ООН, НАТО и т.д.) и макроуровень – органы государства, мезоуровень – областные и районные центры, которые подчинены центру, микроуровень – власть в малых группах.

Также возможно классифицировать власть по функциям ее органов:

  • Законодательная,
  • Исполнительная,
  • Судебная власти.

По способам взаимодействия объекта и субъекта – авторитарная или демократическая власть.

Замечание 1

Таким образом, существует обширное множество классификаций власти. Данные классификации необходимы для правильного определения источника власти.

Власть (понятие). Источники и виды власти.

Власть — возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле. В свою очередь, влияние — поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей и действия другого человека.

Власть и влияние являются средствами, которыми располагает руководитель для решения разнообразных деловых ситуаций. Поскольку менеджер имеет власть над подчиненными, они зависимы от него по вопросам объема выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышения заработной платы, удовлетворения социальных потребностей. Однако в определенной степени и подчиненный имеет власть над руководителем. Это может проявляться в способности подчиненных качественно и в срок выполнять задания; оказании воздействия на других людей, от которых зависит сам менеджер; передачи менеджеру необходимой информации. Поэтому менеджер должен поддерживать в коллективе разумный баланс власти. Баланс власти — это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя.

Эффективно работающий менеджер не станет злоупотреблять властью, действовать в грубой, приказной форме.

Властные полномочия менеджер может осуществлять с помощью различных средств: поощрения подчиненных; наложения на них взысканий; авторитета собственных профессиональных знаний; своих личностных достоинств. Кроме того, действенным средством является наделение подчиненных ограниченными и контролируемыми менеджером полномочиями.

Источники власти. Источник власти — контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного.

В условиях рыночной экономики источники власти внутри предприятия в процессе его развития могут трансформироваться. Это особенно характерно для зарубежных компаний, работающих в условиях развитых рыночных отношений.

Обычно различают три источника власти.

Сначала власть принадлежит непосредственно основателям компании (или отдельной личности, ее основавшей) — власть личности (первый источник власти). Это их волей, желаниями и усилиями создается предприятие. Основатели несут за него полную ответственность, порой рискуя для ее создания личными сбережениями.

После того как предприятие создано, появляется второй источник власти — власть собственников. Этой властью обладают как основатели компании, так и ее инвесторы по праву владения всем имуществом предприятия.

Однако когда оно начинает функционировать как самостоятельная организация, его деятельность начинает зависеть также от сотрудников предприятия, поставщиков и потребителей. Теперь компания представляет собой организационную структуру, являющуюся источником ее мощи и власти. Это третий источник власти — власть самого предприятия.

Руководство предприятия никогда не должно забывать о том, что оно существует только благодаря тому, что сотрудники готовы работать с ним в тесном контакте. Между тем, именно высшее руководство предприятия легко поддается искушению считать, что судьба предприятия, рабочих и служащих зависит от решений руководства. На деле все обстоит иначе: существование руководства зависит от работы сотрудников и от рынка. Поэтому источником личной власти основателей предприятия является деятельность организации в целом. Сам же руководитель выступает в роли лидера, обладающего властью лишь по воле данной организации. Необходимо, чтобы учредители и владельцы компании, формирующие организационную структуру, политику и стиль работы предприятия, сами добровольно следовали собственным установкам. Нельзя делать исключений ни дня себя, ни для своих друзей, ни для своих родственников. Собственность предприятия может использоваться исключительно в интересах самой компании, а не ее основателей. Доходы компании не являются личной собственностью ее владельцев и основателей. Они должны в первую очередь обращать внимание на нужды предприятия, а уже затем определять свой доход.

Сотрудники предприятия не являются слугами ее учредителей, а трудятся в интересах организации. Таким образом, как для основателей компании, так и для ее владельцев важно понять, что ощущение собственной значимости и чувство собственника не может служить основным источником власти.

Виды власти.

Власть, основанная на принуждении. Менеджер может осуществлять власть путем принуждения, что дает ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть понижение в должности и др. Чтобы использовать страх как инструмент влияния, необходимо иметь эффективную систему контроля. Однако в этом случае увеличивается желание человека сознательно пойти на нарушение, обман своего руководителя.

Люди в результате воздействия с помощью страха испытывают отчуждение, скованность, злобу. Поэтому там, где власть основана на принуждении, как правило, ниже производительность труда и качество продукции. Сотрудники в этом случае обычно испытывают неудовлетворенность своей работой. Власть, основанная на принуждении, может быть эффективна там, где нарушается трудовая и производственная дисциплина.

Власть, основанная на вознаграждении. Это один из самых эффективных способов влияния на других людей.

Главное для менеджера — правильно определить размер вознаграждения. В противном случае, при недостаточности вознаграждения степень мотивации будет незначительной. Еще хуже другая крайность, когда размер вознаграждения не соответствует скромным достижениям работника. Кроме того, при выборе варианта власти, основанной на вознаграждении, менеджер может действовать в условиях объективных ограничений. Причинами таких ограничений могут быть, например, незначительные финансовые возможности предприятия. В этой связи менеджер должен уметь использовать не только материальные, но и психологические приемы мотивации.

Власть, основанная на авторитете и знаниях. В данном виде власти влияние на сотрудника осуществляется благодаря тому, что он принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания. Именно поэтому данный вариант власти предполагает влияние через так называемую разумную веру. Влияние веры в авторитет и знания специалиста далеко неоднозначно. Нередки ситуации, когда новый руководитель, не обладая достаточным опытом работы в конкретной области деятельности, принимает на веру рекомендации своих более опытных подчиненных. Однако если этот период затягивается, сила его власти по отношению к сотрудникам может слабеть, авторитет снижаться.

Вместе с тем, высокий профессионализм менеджера в конкретной области деятельности, например в технической сфере, далеко не всегда свидетельствует об эффективности его работы как руководителя. Так, в немецком концерне Schleman-Simag раньше главным конструктором был тот, кто лучше конструировал и имел большое количество патентов. Теперь главным конструктором является специалист, который умеет лучше управлять, кто может добиться максимального эффекта от работы подчиненных.

Оптимальным вариантом здесь является ситуация, когда менеджер является безусловным лидером для своих подчиненных, как в профессиональном, так и в организационном отношениях.

Власть, основанная на примере. В основе данного вида власти лежит потребность человека в принадлежности, причастности, отождествлении себя с некой харизматической личностью.

Харизма (от греч. charisma — милость, божественный дар) означает одаренность, исключительность. Менеджер, наделенный харизматическими чертами, обладает властью, основанной в первую очередь на высоких личных качествах и выдающихся способностях. Такими качествами могут быть профессионализм, солидная внешность, умение достойно вести себя в обществе, независимость суждений, содержательное изложение своих мыслей. О таких людях говорят, что они излучают некую положительную энергию, благотворно действующую на окружающих. Власть примера, которой пользуется харизматический руководитель, является эффективным вариантом управления людьми. У харизматического руководителя всегда есть представление о том, как должна быть сделана работа. Такой менеджер умеет сформулировать свое видение будущего и изложить его так, чтобы оно было понятно другим. Это, в свою очередь, действует на подчиненных как сильный мотивирующий фактор. Сотрудники в этом случае стремятся быть похожими на менеджера, уважают или, как иногда говорят, «боготворят» его. Установлено, что подчиненные менеджеров, обладающих харизмой, достигали более высоких результатов в работе, чем те, -которые трудились под началом руководителей, такими качествами не обладающими. Доказано, что харизматический тип руководителя особенно важен в случае, когда предприятие переживает кризисную ситуацию.

Власть, основанная на законных правах. Руководитель имеет законную власть, которой его наделяет предприятие или организация, в которой он трудится. Это наиболее известный вариант власти. Начальство всегда стремилось укрепить свою власть, что подтверждает богатый исторический опыт развития человечества. Поэтому влияние через традиции позволяет работникам реализовать свои потребности в принадлежности к социальной группе и безопасности, поскольку именно руководитель берет на себя обязанность планировать работу, принимать решения, отвечать за организацию ее выполнения. Однако в данном случае работник может переложить ответственность за собственные упущения в работе на менеджера. Поэтому влияние с помощью традиций имеет очень существенную особенность. Она заключается в том, что работник скорее подчиняется должности, а не конкретной личности руководителя. Отсюда прямой путь к слепому повиновению руководству, даже если менеджер недостаточно авторитетен в глазах подчиненных.

Методы влияния, с помощью которых руководитель может воздействовать на своих подчиненных, достаточно разнообразны.

Это может быть использование власти, основанной на зависимости работников от ресурсов, находящихся в распоряжении менеджера. Влияние можно оказать, используя власть, основанную на принуждении. Однако наряду с этими простыми и достаточно понятными методами, существуют другие, не менее действенные, которые при умелом их использовании менеджером могут оказаться более эффективными.

Характерной особенностью использования метода влияния посредством убеждения является то, что менеджер, исходя из необходимости выполнения конкретного задания, стремится передать (в отдельных случаях навязать) сотруднику собственную точку зрения. Основой метода является не власть, основанная на принуждении, а власть примера, авторитета, опыта и знаний. Основным достоинством данного метода является создание необходимой системы мотивации. К сожалению, реализация данного метода требует обычно больших затрат времени.

Метод влияния путем участия позволяет менеджеру направлять ход мыслей подчиненного в соответствующем направлении, чему способствует открытый обмен мнениями по обсуждаемой проблеме. В результате сотрудник может удовлетворить свои потребности высшего порядка, реализовать свой творческий потенциал, что, в конечном счете, будет способствовать повышению эффективности работы.

Однако необходимо отметить, что при использовании данного метода влияния возрастает степень риска за своевременное выполнение поставленной задачи.

Лидерство и власть. Понятие лидерства. Понятие руководства. Качества лидера и его отличия от руководителя.

Лидерство — это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных.

Роль лидера в менеджменте уникальна. Идея лидерства пронизывает всю систему менеджмента: от планирования до контроля. Сотрудники в первую очередь оценивают деловые качества менеджера по его способности быть лидером. Только настоящий лидер может эффективно управлять людьми, сплачивать коллектив, направлять его на решение стоящих задач.

Опытный менеджер — лидер действует здесь по определенному плану: определяет четкие цели, стоящие перед коллективом; организует членов коллектива на решение стоящих перед предприятием проблем; регулярно обсуждает ход выполнения работы; всячески поощряет инициативу и творчество; приветствует открытость в общении между людьми; делегирует подчиненным полномочия; регулярно контролирует подчиненных и совместно с ними работает над исправлением ошибок.

Главное в работе менеджера-лидера заключается в доверии к нему людей. Доверие приобретается высоким профессионализмом и уважением к людям. Существует много различных мнений об облике современного лидера. Очень трудно составить некий усредненный, обобщенный образ. Тем не менее, можно отметить ряд качеств менеджера, определяющих его способность управлять эффективно, быть лидером.

Качества лидера — наличие существенных признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников.

Менеджеру недостаточно знать лишь круг своих обязанностей, понимать технологию работы, ее процедурные тонкости или располагать информацией.

По данным американской Академии менеджмента, лидерство ассоциируется, как правило, со следующими основными качествами руководителя:

стремление к достижению цели. Настоящий лидер тратит большие усилия на достижение своих целей. Он инициативен, энергичен и настойчив;

желание быть лидером. Лидер стремится влиять на других, вести людей за собой. Он готов брать на себя ответственность;

честность и прямота. Лидер умеет строить отношения с подчиненными на основе взаимного доверия, так как слово у него не расходится с делом;

уверенность в себе. Люди хотят, чтобы их лидеры не сомневались в самих себе. Лидеры должны демонстрировать уверенность в себе, чтобы убедить других в своей правоте;

интеллектуальный потенциал. Лидеры должны обладать высоким уровнем интеллекта, чтобы уметь собирать и обрабатывать большие объемы информации. Они должны уметь строить долгосрочные планы и принимать правильные решения;

навыки и знания. Эффективный лидер знает свою отрасль и компанию. Это позволяют ему принимать правильные решения и понимать их последствия;

обратная связь. Лидер постоянно требует ответной реакции на свои указания и просьбы, для того чтобы убедиться в том, что подчиненные его правильно поняли;

контроль над эмоциями. Лидер постоянно себя контролирует и адекватно реагирует на полученную информацию.

По мнению американских менеджеров, нельзя стоять на месте, так как конкуренты все время двигаются вперед. Поэтому менеджер внушает своим подчиненным, что все они также должны быть заинтересованы в улучшении методов производства. Если фирма побеждает в конкурентной борьбе, от этого выигрывают все, так как получают более высокие заработки и сохраняют работу. По мере расширения деятельности компании увеличиваются шансы на продвижение. Более высокие заработки означают более высокий уровень жизни, а продвижение означает не только большие заработки, но и лучшее положение в обществе. Если же фирма терпит неудачи в конкурентной борьбе, то все работники также несут потери: вводится сокращенное рабочее время, заработки уменьшаются, уровень жизни снижается, многие, возможно, потеряют работу.

Хороший руководитель, по мнению американских специалистов менеджмента, — это человек, который непрерывно изучает новое, готов прислушиваться к советам как работников своей компании, так и других.

Борьба за улучшение методов работы может быть эффективной только при условиях, если:

все рабочие и служащие осознают пользу улучшения методов работы. Для этого надо проводить воспитательную работу, вести соответствующую пропаганду, выдавать премии за рационализаторские предложения и выдвигать на административные посты способных, специально обученных людей;

рабочие поймут, что они приобретут или потеряют при внедрении новых методов организации производства, и если они будут знать, что их интересы будут защищены;

на младший административный персонал, в том числе и на мастеров, будет возложена полная ответственность за руководство на своих участках работы. Для этого они должны быть наделены соответствующими правами, а специалисты функциональных подразделений будут оказывать им необходимую помощь.

будут созываться совещания специалистов, связанных с работой по улучшению организации производства, на которых им будет дана возможность открыто высказать свое мнение и поделиться своими знаниями и опытом.

Можно добавить еще несколько важных качеств, присущих истинному лидеру:

проницательность — это способность лидера реально представлять себе будущее, что требует богатого воображения;

упорство. Лидер не должен сгибаться под тяжестью проблем и даже поражений;

энтузиазм. Люди, способные видеть будущее и проявлять упорство в его достижении, могут и не добиться успеха, если у них отсутствует такое качество, как энтузиазм. Оно заставляет подчиненных участвовать в инициативах лидера, превращаясь в его искренних союзников:

самопознание. Лидер должен досконально разбираться в своих человеческих качествах. Без богатой внутренней жизни ему недостает понимания проблем других людей;

прямота — умение беспристрастно излагать правду. Лидер уверен в своей правоте, а поэтому старается не лгать;

зрелость — это уникальная способность с благодарностью воспринимать критику как источник роста. Лидер не ожидает к себе особого отношения от других людей. Он умеет контролировать свое настроение и не считает себя вправе судить всех и вся. Он также обладает способностью приспосабливаться к обстоятельствам, мужественно переживает поражения и неудачи;

цельность — твердые морально-этические взгляды, которых лидер старается придерживаться постоянно. Подобное качество вызывает у окружающих доверие к нему;

смелость — не боязнь рисковать и относится к ошибкам как к возможности дополнительного совершенствования своих знаний.

Слова «лидер» и «руководитель» являются близкими по значению, поскольку номинальный руководитель обязан быть лидером своего коллектива.

Руководство — умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач.

Стили руководства.

В теории менеджмента различают несколько стилей руководства. Стиль руководства — это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным.

Каждый менеджер в силу своей индивидуальности обладает собственным стилем управления. Однако, несмотря на это, можно с известной долей приближения выделить несколько типичных стилей руководства. В жизни, как правило, в чистом виде эти стили не проявляются, более того, менеджер может в различной обстановке использовать те или иные их варианты.

Авторитарный стиль руководства (от лат. auctoritas — власть, влияние) — властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства.

При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он предоставляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку никому не доверяет. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей, которым не хватает подобострастия. В то же время, по его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Отдельные работники многим обязаны руководителю. Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные все вопросы стараются решать у руководства. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель будет реагировать на те или иные события — он непредсказуем, из одной крайности бросается в другую. Люди боятся сообщать ему плохие новости, и в результате он живет в наивной уверенности, что все получилось так, как он предполагал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении или поведении менеджера.

В результате деятельность такого руководителя парализует инициативу подчиненных, мешает их работе. Он создает вокруг себя негативную обстановку, которая, в том числе, угрожает и ему самому. Недовольные подчиненные могут в любой момент сознательно дезинформировать своего руководителя и, в конечном счете, просто подвести. Кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей сил и способностей, что, естественно, снижает эффективность производства.

Демократический стиль руководства (от греч. demos — народ и kratos — власть). Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Демократический стиль руководства характеризуется в первую очередь коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении задач и выборе исполнителей для их решения. Руководитель старается быть максимально объективным к подчиненным, подчеркивая свою причастность к мнению коллектива.

Демократический стиль руководства предполагает взаимодействие. У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания. Но стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что сам он чего-то не понимает. Менеджер убежден в том, что при обсуждении проблем всегда могут возникнуть новые дополнительные идеи, которые позволят улучшить процесс реализации решения. Такой руководитель не считает для себя зазорным идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где авторитарный руководитель действовал бы приказом и давлением, менеджер-демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы, показать выгоды, которые могут получить сотрудники. Хорошо знающий дело и обстановку в коллективе, он при осуществлении контроля обращает особое внимание на конечный результат работы. Благодаря этому создаются условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность. Такая обстановка, создаваемая демократическим стилем руководства, носит воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. В этом случае авторитет должности менеджера подкрепляется личным авторитетом. Управление происходит без грубого нажима, с учетом способностей людей, опыта и уважения их достоинства.

Либеральный стиль руководства (от лат. Hberalis — свободный). Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.

Данный стиль руководства отличается полной свободой индивидуальных и коллективных решений сотрудников при одновременно минимальном участии руководителя, который, по существу, самоустраняется от руководящих функций. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Менеджер-либерал обычно предпринимает какие-нибудь решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты. В организации, в которой трудится такой руководитель, важные вопросы часто решаются просто без его участия, поэтому в коллективе, возглавляемом этим менеджером, скорее всего, будет царить фамильярность. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии. Руководитель редко комментирует действия подчиненных и не пытается анализировать и регулировать ход событий, Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен и вежлив, положительно реагирует на критику, нетребователен к сотрудникам и не любит контролировать их работу. Такой руководитель не может отказать работнику, не чувствуя себя виноватым. Больше всего его волнует, что о нем думают сотрудники, и он всеми силами старается им понравиться. Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять свое решение по одному и тому же вопросу. Такой руководитель может даже сам выполнить работу за нерадивого подчиненного, поскольку не любит и не хочет увольнять плохих работников. Главное для него — поддержание хороших отношений с подчиненными, а не результат работы. Создается подобие семейной обстановки, в которой все дружат и чувствуют себя расслабленно. Психологический комфорт обволакивает работников и отодвигает на второй план дело. Пока все спокойно, коллектив, возможно, будет исправно функционировать. Но стоит возникнуть кризисной ситуации, при которой потребуются энергичные, дружные действия всей команды, — и хорошие личные отношения исчезнут. Деловых же отношений просто не было. Есть хорошее правило: на работе между менеджером и сотрудниками не может быть дружеских, панибратских отношений.

М. Веберисточниками власти считал:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)

  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)

  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами).

К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Облекать государственное принуждение в добродетельные упаковки учил правителей ещё Никколо Макиавелли.

В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельнымибюрократическиеструктуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.

В последнее время в источник власти превратилось владение информациейи каналами её распространения.Средства массовой информациидавно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.

Функции политической власти

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.

2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.

Социальная власть- способность и возможность индивида или коллектива влиять на волю. поведение и деятельность людей с помощью различных средств (авторитета, убеждения. насилия, принуждения и т.п.). Классификация социальной власти:

• по сферам общественной жизни — политическая, экономическая, религиозная и другие;

• за субъектом. носителем власти. власть главы государства, руководителя предприятия, родителей и др..;

• за методами и средствами по организации власти — демократическая, недемократична.

Особое место среди видов социальной власти в классификации по сферам общественной жизни занимает политическая власть.

Политическая власть- это особый вид социальной власти. с помощью которой реализуются жизненно важные интересы влиятельных социальных групп.

Государственная власть является разновидностью социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имела публичный (общественный) характер, то в классово организованном — политический. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.

Каково соотношение политической и государственной власти? Есть две точки зрения по этому вопросу:

• политическая власть и государственная власть — тождественные понятия, поскольку политическая власть исходит от государства и осуществляется ее прямого или косвенного участия;

• политическая власть и государственная власть — понятия не тождественные, однако любая государственная власть является политической.

Действительно, политическая власть неразрывно связана с властью государственной, находит в ней свое продолжение. Государственная власть — главный, типичный способ осуществления политической власти.

Государственная власть- управления обществом. которое осуществляется органами государства в пределах их компетенции.

Характерными особенностями государственной власти являются:

• публичность — выступает от имени всего общества (народа), имеет «публичную» основу своей деятельности (казенное имущество, собственные доходы, налоги);

• верховенство — юридически олицетворяет общеобязательную волю всего общества, располагает монопольным правом издавать законы и опираться на аппарат принуждения как на одно из средств соблюдения законов и других правовых актов;

• универсальность — распространяет властные решения, которые являются общеобязательными для всех коллективных и индивидуальных субъектов, на все общество;

• суверенность — отделена от других видов власти внутри страны (от партийной, церковной и др.).. Она независима от них и имеет исключительное монопольное положение в сфере государственных дел;

• легитимность — юридическое обоснование и признание народом страны, а также мировым сообществом. Например, представительные органы приобретают легитимность в результате проведения выборов, предусмотренных и регламентированных законом. Нелегитимная власть считается узурпаторской. Узурпацией является нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Признание законности происхождения и способа установления власти означает получение кредита доверия со стороны народа, согласие народа повиноваться. Требование легитимности возникла как реакция против насильственной смены власти в государстве, осознание обществом преимущества порядка и стабильности над нарушением общепризнанных норм, захватом власти силой.

  1. Понятие и признаки государства. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности государства.

Государство- это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.

Государство- это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство — самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой. Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт — подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, одданство);

8) обладание определёнными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т. п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ.

Верховенство государственной власти означает:

а) её безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека;

11) наличие государственных символов — герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый,общечеловеческий,религиозный,национальный,расовыйподходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовыйподход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

Более прогрессивным является общечеловеческий(или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

В рамках религиозногоподхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определённой религии. Так, католический Ватикан, исламские государства — Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. — в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального(националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счёт удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

В рамках расовогоподхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определённой расы за счёт удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

  1. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Пояснение.

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются: народный суверенитет, т. е. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им; свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок; политический плюрализм; гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам; контроль представительных институтов за работой правительства; устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

Принципы демократии: принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ; свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей; участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной); конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом; наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство; принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на: прямую и представительную.

1) Демократия признаёт народ единственным и высшим источником власти в стране — да, верно.

2) Демократии свойствен государственный контроль над частной жизнью граждан — нет, неверно.

3) Государственная власть при демократии может считаться легитимной, если её формирование и существование поддержано народом в соответствии с нормами права путём свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах — да, верно.

4) Демократия признаёт безусловный приоритет интересов личности над интересами государства — да, верно.

5) Демократии свойственно доминирование идеологии одной партии на политической арене — нет, неверно.

Форма государства. Форма правления

Содержание государства как политической орга­низации современного общества может быть выражено в разных формах. Внутренняя структура государства и методы осуществления власти во многом опре­деляют его сущность.

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осу­ществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устрой­ства и политико-правовой режим.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

Форма государственного устройства — это способ национального и административно-территориально­го устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Политико-правовой режим представляет собой со­вокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражаю­щих ее содержание и характер.

По форме правления все государства делятся на монархии и республики. Монархия— это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и передается им по наследству.Само слово «монар­хия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (от слов: monos — один, единый и arche — главенство, власть).

Признаками монархической формы правления яв­ляются:

1) существование единоличного главы государ­ства, пользующегося бессрочной пожизненной влас­тью;

2) наследственный порядок преемственности вер­ховной власти;

3) юридическая независимость и безответствен­ность монарха, подчеркиваемая институтом контрас-сигнатуры — порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному завере­нию подписью премьер-министра (реже одного из ми­нистров), ответственного за исполнение данного за­кона.

Существуют две системы наследования престо­ла — персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

а) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

б) кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество;

в) австрийскую, при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;

г) шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву перво­родства.

Суть семейной системы наследования заключает­ся в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принад­лежащих к данной династии.

Монархическая форма правления имеет три раз­новидности: абсолютную, дуалистическую и парла­ментарную.

Абсолютная монархия — это такая форма мо­нархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В усло­виях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого име­ют силу закона. Ему же принадлежит и исполнитель­ная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.

Дуалистическая монархия— это переходная форма монархии, при которой власть монарха огра­ничена парламентом в законодательной области.Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дво­рянства, являясь своеобразным компромиссом меж­ду ними. Законодательная власть при этом фактиче­ски разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государ­ства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как факти­чески ничем не ограниченное право роспуска парла­мента, право абсолютного вето на его решения, а так­же право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрез­вычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в сво­их руках исполнительную власть, назначает и сме­щает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями кабинета министров отсут­ствуют. Дуалистическими монархиями были Россий­ская империя в 1906—1917 гг., Германская империя в 1871—1918 гг., Япония в 1889—1945 гг. Неко­торым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, одна­ко в «чистом» виде дуалистических монархий сего­дня в мире не существует.

Большинство современных монархий являются парламентарными. Парламентарная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере пар­ламентом, а в исполнительной — правительством («монарх царствует, но не управляет»). Законода­тельная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом,

но не использует его. Чрезвычайно-указное законодательство монарха предусмотрено, но не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнитель­ной власти, хотя реально ее осуществляет правитель­ство. Кабинет министров формируется по итогам пар­ламентских выборов победившей партией или коали­цией. Правительство несет ответственность перед парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвы­чайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими восполь­зоваться в ситуации возникновения угрозы сущест­вующему строю.

В современном мире существуют и иные, нетипич­ные формы монархии. Например, выборная монар­хия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (пол­номочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриар­хальная монархия в Свазиленде (где король, по су­ществу, вождь племени); монархии Британского Со­дружества — Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал-губернато­ром, но реально все ее функции осуществляются пра­вительством). Особо следует отметить теократию — такую форму монархии, при которой высшая поли­тическая и духовная власть в государстве сосредото­чена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Второй формой правления, выделяемой современной наукой, является республика. Республикой на­зывается форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, изби­раемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Как форма правления республика характеризует­ся несколькими признаками:

1) источником власти признается народ;

2) коллегиальный (коллективный) принцип при­нятия решений;

3) все высшие органы государственной власти из­бираются населением или формируются парламен­том (принцип выборности);

4) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

5) высшая власть основана на принципе разде­ления властей, четком разграничении их полномо­чий;

6) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип от­ветственности).

Принято различать три основных вида республи­ки: президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика— это такая форма республики, при которой во главе государства сто­ит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы го­сударства и главы исполнительной власти. Прези­дент формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США все на­значения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената. Однако ответственно правительст­во только перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший зако­нодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер-министра отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Ти­пичной президентской республикой являются Соеди­ненные Штаты Америки.

Парламентская республика — это такая фор­ма республики, при которой во главе государст­ва стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламен­том и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. В отличие от президентской в парламентской республике глава го­сударства избирается на заседании парламента, кото­рый он может распустить по рекомендации прави­тельства. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер-министр, который фак­тически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство несет ответствен­ность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентской республике президентские полномочия номинальны, любые по­литические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответствен­ность. Парламентская республика существует в Ита­лии, ФРГ, Индии и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика— такая форма республики, в рамках которой соче­таются и сосуществуют признаки парламент­ской и президентской республик. Как и в президент­ской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенарод­ным голосованием. Правительство формируется пре­зидентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представитель­ного органа. Возглавляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парла­мента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республи­ки — Франция, Россия.

Во всех разновидностях республиканской формы правления президент имеет право отлагательного ве­то, которое может быть преодолено квалифицирован­ным большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства широко пользуется только в президентских и смешанных типах респуб­лик.

В современном мире существуют и иные, нетипич­ные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма прези­дентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер пар­тии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави). Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась Респуб­лика Советов. Ее признаками назывались: откровен­но классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерар­хия последних (обязательность решений вышестоя­щих Советов для нижестоящих), право отзыва изби­рателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное пере­распределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа.