Изгнание Адама из рая

Адамово изгнание

Изгнание Адама и Евы из рая. Худ. Джузеппе Цезари

Я его чувствую, это изгнание, или это очередное сочетание благочестивых звуков? Не хочется быть похожим на одну чеховскую героиню, которая млела от церковных слов типа «понеже» или «аще убо», плохо понимая, что они означают.

Адамово изгнание – это вселенская катастрофа, случившаяся всего лишь с одним человеком и его женой, но имеющая прямое отношение ко всему живому. К людям – понятно. Ко всем людям. Всем вообще. Но и ко всему живому. «Потому что тварь (всё творение) покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо мы знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» (Рим. 8: 20–22).

Вся тварь стенает. По-русски: всё творение стонет. Мы этот ежедневный стон слышим? Ведь нужно же слышать. И связывать нужно личное и общее страдание с той далекой точкой в истории, начиная с которой всё пошло не так.

Адам не понимал Рая, живя в нем. Так рыба не понимает воды, будучи со всех сторон окружена водою. Но пойманная крючком за губу и вытащенная на берег, рыба хватает ртом обжигающий воздух и понимает: привычная жизнь кончилась. Началось мучение. Наверное, то же самое понимал Адам, когда Рай вдруг оказался не вокруг него, а позади. Как он стыдился, плакал и трепетал, когда его, возможно взашей, выгоняли из первого дома и места блаженства! Какие вопли исторгались из груди жены, когда до нее всё глубже и неотвратимее доходил весь ужас произошедшего!

Рай теперь позади.

Изгнанный Адам вскоре повернется лицом к сладкому месту, из которого изгнан. Церковь так и изображает его нам – сидящим напротив Рая и плачущим. Но потом, когда Адам познает жену и даст ей имя, когда родятся дети и начнется освоение земли изгнания, потомство Адама разделится по этому признаку. Для одних Рай будет позади, а для других – перед глазами. Вторые будут ждать возвращения, первые махнут на потерю рукой. Разделение это существует даже до сей минуты.

* * *

Потомки Каина с завидной энергией стали осваивать землю. Они построили первый город, научились ковать медь и железо, изобрели музыкальные орудия. Всё это было гениально. И способы добычи огня, и изобретение охотничьего лука или земледельческого плуга, сооружение жилищ и шитье одежды… – всё это было делом острого ума, крепких рук и энергичного сердца. Но параллельно с созданием цивилизации углублялся и грех в человеке. Придуманный для рубки дров топор удобно превращался в оружие, и Ламех уже хвалится убийством. Тот же Ламех хвалится еще и многоженством. То есть вместе с техническим и материальным развитием развиваются жестокость и похоть. Со временем они покроют живущих на земле с головой, и Бог будет очищать творение водами потопа.

Дети Каина. Им не нужен Рай и Бог. Они сами себе – боги в собственных глазах. И еще у них есть рукотворный идол – цивилизация. Ей они поклоняются, ей служат и ею хвалятся. О том, как черствеют, озлобляются и развращаются люди по мере технического прогресса, нам должно быть известно не только из книг, но также из повседневного опыта. Дисбаланс между этикой и техникой – хронический недуг человечества. Машин все больше, совести все меньше. И фантастам уже давно грезится одно и то же. А именно: антропоморфный моллюск (бывший человек, сильно изменившийся в худшую сторону), окруженный сложной техникой, рушит и испепеляет всё вокруг себя и погибает сам.

Дети Сифа, которого Ева родила вместо убитого Авеля, имели веру и молитву. Они «призывали имя Господа». Они жили с детьми Каина рядом, по соседству, но до времени не смешивались. Образ жизни был другой. И их было меньше. Возможностей похвалиться внешними успехами у них либо не было вообще, либо было намного меньше. И это тоже узнаваемая черта человеческой жизни. Возможно, над ними смеялись успешные и гордые каиниты. Смеялись так же громко и раскатисто, как потом будут смеяться над чудаком Ноем, 120 лет строившим несуразную по виду коробку без руля и паруса под названием «ковчег».

* * *

Так люди массово забывают Рай и Бога. Так лихорадочной деятельностью своею люди зарываются всем существом в землю – то ли в поисках там находящихся сокровищ, то ли в бегстве от солнечного света. А ведь это было тогда, когда первый человек еще жил. Адам, словно живая книга, мог рассказывать каждому из детей, внуков, правнуков и так далее о жизни в Раю, о невыдержанном искушении, о проклятии змея и обещании спасения от «семени Жены». Его слова обладали силой достоверного свидетеля. Адам был чудным существом, венчающим всё творение. Он был человеком, которого не рождала женщина. Которого лично сотворил Сам Господь. Но всё же проповедь пренебреглась. Грех усилился. Земные дела заслонили Небо. Духовные вопросы утратили всякую актуальность.

Я повторю несколько последних предложений.

Проповедь пренебреглась. Грех усилился. Земные дела заслонили Небо. Духовные вопросы утратили всякую актуальность.

Угадайте с двух раз: я говорю о сегодняшнем дне или о людях перед Потопом?

* * *

Изгнание из рая. Худ. Томас Коул

В 1954 году У. Голдинг выпустил в свет книгу «Повелитель мух». По-еврейски это название звучит как «Баал зебуб», более известный русскому читателю из Святого Евангелия как Веельзевул. Мушиный король, Диавол, начальник всякой грязи.

Книга рассказывает о группе мальчишек, воспитанников элитного колледжа, которых занесла нелегкая на необитаемый остров. Там они стремительно растеряли все покровы цивилизованности и очутились в состоянии первых детей Адама. Одни, которых было меньше, сказали: «Давайте жечь костры на вершине горы, чтобы нас заметили и спасли». Другие полюбили новое место жизни, сплотились в стаю, выбрали вожака. Потом раскрасили лица цветной глиной, загнали и убили первую жертву – дикую свинью. Опьянев от крови и азарта охоты, устроили ритуальные пляски. Голову убитой свиньи воткнули на шест посреди острова как некий символ духа этих мест. Облепленная мухами свиная голова и станет «иконой» Веельзевула.

Голдинг показывает, как быстро – в считанные дни – люди возвращаются в библейскую праисторию и начинают вести себя как каиниты (большинство) или потомки Сифа (малый остаток). Причем показывает это на примере детей, у которых нет еще того тяжелого груза личной греховной грязи, который есть у взрослых.

Один из критиков романа так отозвался о нем: «Это сложная версия истории Каина – человека, который после того, как его сигнальный костер не сработал, убил брата своего». И далее: «Каин – не просто наш дальний родственник: он – современный человек, и его убийственные импульсы оснащены безграничной силой» (Д. Андерсон).

Это всего лишь одна литературная ассоциация с поднятой темой.

* * *

Напомню, что Каин – первенец Адама и Евы. А мы пытаемся говорить на тему: касается ли меня лично Адамово изгнание? Чувствую ли я масштаб этой трагедии? Наконец, заметно ли сердцу моему, оку моему, уху моему, что каинитов гораздо больше, чем детей Сифа, и что каинитам плевать на светлый Рай, на попытку вернуться в него покаянием, да если честно, и на Самого Вечного Бога?

У одних Рай за спиной, и нет желания оборачиваться. У других Рай перед глазами.

«Чертог Твой вижу, Спасе, украшенный. Но нет одежды, да войду в него». Так будет петь Церковь на Страстной. И еще сказано: «Покаяние – это трепет души перед воротами Рая».

Вроде так заоблачно и так далеко… Адам, Ева, змей, Рай. А всё про нас.

И в Христа, Нового Адама, не получится верить, если пренебречь тем, ветхим Адамом, от которого мы по плоти.

Да мы и не будем им пренебрегать. И обижаться не будем. Хоть он и нарожал нас в земле изгнания, но он же и учит к земле не прилепляться. Плакать о грехах учит и надеяться на Того, Кто, сойдя во Ад, перво-наперво нашел души праотца и праматери и извлек их из места печали в чудный Свой свет. Так на иконе «Сошествие во Ад» написано.

Дела земные

Шумеры в основном были невысокими смуглыми людьми с темными, часто курчавыми, волосами. Они делали себе одежду из шерсти и льна – рубашки-туники, плащи. Женщины иногда носили юбки, сшитые из нескольких клиньев ткани, голову покрывали шляпами и колпаками, обувались в сандалии или сапоги из кожи. Но в храм всегда приходили босыми.

Украшения были широко распространены как среди женщин, так и среди мужчин: ожерелья из сердоликовых и лазуритовых бусин, металлические обручи на руки и на ноги, медальоны-обереги. Женщины подводили глаза сурьмой, умащали кожу мазями на основе жира. Многообразие причесок позволяло им следовать моде или проявлять индивидуальность. В Шумере женщины не закрывали лица, в Ассирии же, напротив, ходили в покрывалах (замужние женщины обязательно), одним лишь проституткам и рабыням запрещалось прятать свое лицо. В Вавилоне, самом позднем государстве на территории Междуречья, по-видимому, снова отказались от покрывал, но женщины не могли появляться на улице без сопровождения мужчины: отца, брата, мужа или сына. Исключение, как и прежде, составляли проститутки и рабыни.

Шумеры жили в многокомнатных домах из кирпича-сырца, похожих на те, которые строили в Чатал-Гуюке. Только мертвецов хоронили уже не под полом в комнате, а во внутреннем дворе. Там воздвигали алтарь и маленький жертвенный стол, где совершали подношения предкам и молились.

Питались местные жители лепешками из ячменя, пшеницы и полбы, различными молочными продуктами, финиками, рыбой, изредка – бараниной. Главной обязанностью рабынь, а также жен и дочерей бедняков, было растирать зерно в зернотерке – мельницы, даже ручные, еще не изобрели. Зернотерка представляла собой каменную чашу с валиком, который женщина многократно, с усилием прокатывала вперед-назад. Это была тяжелая и монотонная работа. На скелетах женщин археологи обнаруживают повреждения коленных суставов, вызванные необходимостью постоянно стоять на коленях. Вероятно, большинство в старости страдало артритом и испытывало затруднения при ходьбе. В одном из договоров, где сыновья уславливаются об обеспечении престарелой матери, специально оговаривается, что ей будет выдаваться мука, а не зерно: либо женщина была не в силах справиться с зернотеркой, либо сыновья не хотели утруждать ее работой, а скорее всего – то и другое вместе.

Семья жениха вносила выкуп за невесту. Брак считался заключенным с того момента, как выкуп был уплачен. Муж выделял жене «вдовью долю» имущества и деньги, которые не наследовали их будущие дети, с целью обеспечения жены в случае его смерти. Родня невесты дарила родственникам жениха одежду, украшения, а также устраивала угощение и оплачивала совершение ритуальных обрядов. Мать жениха приносила жертву богам у ворот дома тестя, после чего совершался обряд ее совместного омовения с невестой, тоже сопровождавшийся жертвоприношением. Затем следовал брачный пир. Жених четыре месяца оставался в доме тестя и только после этого мог перевезти молодую супругу в свой дом.

Выходя замуж, женщина приносила с собой и приданое. Так, в приданое некой Рубатум (очевидно, знатной и богатой невесты) входили три мины серебра, пять рабов и рабынь, туалетный столик, два медных котла, один медный кувшин, десять бронзовых ложек, два бронзовых зеркала, четыре стула и кровать с медными украшениями, разнообразная домашняя утварь{ Все истории шумерских женщин, рассказанные в этой главе, приводятся по книге И.М.Дьяконова «Люди города Ура» (М.: Наука, 1990).}. Кроме того, зять иногда (если не имел собственного дохода, а был, например, жрецом) мог рассчитывать на своеобразный «пенсион» – тесть выделял молодой семье жилье (правда, весьма скромное) и время от времени снабжал продуктами.

Однако жена не всегда оставалась полностью на обеспечении мужа. Женщины, даже самые знатные, могли обрабатывать шерсть не только для домашних нужд, но и на продажу – разумеется, не сами, а руководя своими рабынями в ткацких мастерских. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что жена купца Имликума Нуттупутум («Капелька») с успехом вела торговые дела во время его отсутствия. По-видимому, это было весьма распространенной практикой.

Еще одним способом заработка было выкармливание чужих детей. Кормилица получала соответствующую плату (ячмень, масло, одежду) и в присутствии свидетелей приносила клятву, что «сердце ее удовлетворено» и она не возбудит судебного иска. Табличку с подробным договором составили некая Алинишуа и родители ребенка Ахушуну и МеШаххан. Имя кормилицы буквально означает «Где моя родня?», что указывает на ее сиротство. Сама возможность самостоятельно обратиться в суд свидетельствует о независимом положении кормилицы. Алинишуа явно была незамужней женщиной – возможно, даже «священной блудницей» харимту, чей статус в мире Междуречья уступал только статусу жриц. Харимту становились девушки, которые не вышли замуж и чьи родители не были достаточно состоятельны, чтобы оплатить место жрицы в одном из храмов. Жрицы участвовали в обрядах священного брака, совокупляясь с жрецом или чужеземцем, которые служили воплощением бога. Однако для обычных мужчин они были недоступны и, за редким исключением, не имели права заводить семью и рожать детей. Харимту были проститутками в более привычном для нас значении слова, однако и они служили Иштар (так звучало имя Инанны в Ассирии и Вавилоне; харимту иногда называли «иштаритум» – «иштарочки»). Такие женщины считались воплощением плодородной силы богини, поэтому их занятия воспринимались как нечто совершенно нормальное. В любовном заклинании, обращенном к харимту, нет и следа неуважения или презрения:

«Благородная дева стоит на улице,

Дева-блудница, дочерь Инанны,

Дева, дочерь Инанны, стоит у ночлежища.

Масло и сладкие сливки она,

Телица могучей Инанны она,

Кладовая богатая Энки она,

О, дева! Сядет – яблонею цветет,

Ляжет – радость взорам дает,

Кедров прохладой тенистой влечет!

К ней прикован мой лик – лик влюбленный,

Мои руки прикованы – руки влюбленные,

Мои прикованы – очи влюбленные,

Мои ноги прикованы – ноги влюбленные.

Ах, серебром пороги пред ней, лазуритом ступеньки под ней,

Когда по лестнице она спускается!

Когда милая остановилась,

Когда милая брови сдвинула —

Милая с небес ветром ,

В удь юноши стрелой ударила.

Бог Ассаллухи это увидел.

К Энки-отцу идет и молвит:

“Отец! Благородная дева на улице!”

И второй раз он молвит:

“Что сказать, не знаю я, чем помочь, не знаю я!”

Энки отвечает своему сыну:

“Сын! Чего не знаешь ты? Что я мог бы тебе сказать?

Ассаллухи! Чего не знаешь ты? Что я мог бы тебе сказать?

Все, что знаю я, воистину это знаешь и ты!

Молоко, масло коровы священной,

Сливки, масло коровы белой,

В желтый сосуд алебастровый вылей,

На грудь девы

И дева открытую дверь не запрет,

Друга в тоске его не оттолкнет,

Воистину следом за мною пойдет!”»{ Поэзия и проза Древнего Востока: Антология. М.: Художественная литература, 1973. С. 165.}

Харимту могли относительно неплохо устроиться в жизни, как Алинишуа, но могли быть и очень бедны. Сохранились документы, свидетельствующие о том, как впавшая в нищету харимту продала своего младенца богатой паре. Очевидно, ей не удалось доказать отцовство – законы Шумера предписывали мужчине платить забеременевшей от него харимту алименты на содержание ребенка. Иногда харимту и ее любовник заключали между собой договор о содержании, и мужчина ежемесячно выделял женщине довольно большую сумму в серебряных слитках. Нередко такие отношения заканчивались браком.

Грамоте женщины не обучались; исключение опять-таки составляли жрицы. И только им разрешалось участвовать в пирах наравне с мужчинами – другие женщины лишь накрывали на стол и обслуживали гостей. Жрица могла владеть имуществом, выступать на суде и даже быть судьей. Однако, как правило, ее денежными делами управлял брат или другие родственники мужского пола.

Мужчина мог при желании развестись, что совершалось очень просто: муж выдавал жене «разводную плату», которая составляла половину мины серебра, «привязывал ее к лону» и выставлял женщину из дома.

Бесплодная пара, как уже говорилось, могла усыновить или удочерить ребенка из бедной семьи. Причем для девочек условия жизни в приемной семье были гораздо жестче: за попытку вернуться в родной дом их продавали в рабство, тогда как мальчиков просто лишали наследства.

Вдова иногда заключала сделку со своим сыном, согласно которой он обязывался предоставлять ей определенное содержание. Вдовство не приносило женщине экономической свободы и независимости. Если раньше всю деловую жизнь вел ее муж, то теперь – сын или другой родственник.

В документах часто встречаются имена рабынь – их покупают и продают, ими меняются. В одной из таких бумаг рассказана история рабыни Шалаумми. Она принадлежала работорговцу АльАдаду, хотя и была обещана прежней хозяйкой его брату Белшуну, с которым у нее, видимо, был роман. Во всяком случае, когда АльАдад пришел за Шалаумми, та закрылась на верхнем этаже дома и кричала не переставая, а когда работорговец отправился за подмогой, она заперла весь дом и не пускала никого пять дней. Тогда АльАдад сломал дверь и избил ее. Хотя у Шалаумми нашлись защитники (возможно, их нанял Белшун), которые подкараулили и пытались избить работорговца, телохранители АльАдада их разогнали. Он отправил строптивую рабыню в свой дом, приказав заковать ее в кандалы. Но Шалаумми снова сбежала. К сожалению, конец этой истории до нас не дошел: не известно, удалось ли Шалаумми соединиться со своим возлюбленным.

Итак, перед нами общество, в котором верховная власть, политическая и экономическая, принадлежит мужчинам безусловно. Некоторым женщинам они предоставляют привилегии, наделяя их частью своей власти, но эти женщины никогда не должны забывать, кому они обязаны своим возвышением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ренессанс

Главная => Анталогия (Ветхий Завет)

«Изгнание из рая» — это первая драма в истории человечества. Приобщение к познанию даровало нашим прародителям чувство стыда, и таким образом в христианстве стыд и грех сопровождают не только наслаждение, но и знание. Способность мыслить лишает невинности, ведет к потере блаженства и обрекает на страдания. Этот постулат, подразумевающий отрицательное отношение к человеческому разуму, положен в основу европейской христианской культуры, и вся история ее развития подтверждает справедливость божьего запрета — не трогать дерево познания добра и зла.

Художники часто изображали изгнание из рая, и иконография сюжета оставалась неизменной. Чаще всего это было вытянутое в высоту изображение двух нагих человеческих фигур, гонимых летящим над ними ангелом с огненным мечом. «Изгнание» было парным к «Грехопадению», что давало наглядную иллюстрацию преступления и наказания.

Самым гениальным воплощением этого сюжета можно назвать фреску итальянского художника начала XV века Мазаччо «Изгнание из рая», написанную на стенах капеллы Бранкаччи в соборе Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. С фресок Мазаччо в капелле Бранкаччи очень часто начинают описывать историю живописи итальянского Ренессанса. Материальность и пластичность тел у Мазаччо отличается от готической бесплотности, но если Ренессанс ассоциируется с урав-новешенным идеальным миром, то Мазаччо очень далек от его радостной гармонии.

Мазачо. Изгнание из рая

Фигуры прародителей стали символом горя и стыда человеческого. Адам смиренно прячет лицо в ладонях, покорно принимая наказание. Лицо Евы раздирает мучительный крик, который она не хочет и не может сдержать. Фигура кричащей Евы написана с откровенностью экспрессионизма, как будто художник не боится изобразить уродство для того, чтобы передать ужас раскаяния и сознание непоправимости содеянного.

Ева Мазаччо зримо воплощает крик, напоминая о знаменитом произведении модернизма — картине Мунка «Крик», где также средствами безмолвной живописи достигнуто ощущение мучительного звука, терзающего уши зрителя.

Мазаччо отказывается от изображения подробностей: рай обозначен захлопнутыми городскими воротами, фигура херувима с огненным мечом дана условным красным пятном, угрожающе нависшим над Адамом и Евой.

Аскетическая простота Мазаччо, пренебрегающего деталями ради целого, отличает его от нидерландца Босха, также работавшего в XV веке. Фантастическая картина Босха рассказана с нидерландской тщательностью. Каждая деталь, поражающая своей странностью, выписана с той же точностью, с какой нидерландские художники изображали предметы быта.

Босх. Изгнание из рая

Параллельно с историей Евы в верхней части картины Босх помещает другой сюжет — «Падение восставших ангелов», совмещая в одном пространстве различные эпизоды из Священного Писания. Господь Бог изображен в двух ипостасях: Бога Отца в истории Евы и Христа-Пантократора, или Вседержителя, в сцене падения ангелов. В одной руке Христос держит державу — символ мира, а второй — благословляет Вселенную. Совмещение двух эпизодов не случайно: соблазнение Евы ввело в мир грех, а ниспровергнутые с небес ангелы превратились в демонов и наполнили землю дьявольскими кознями. В картине Босха люди изгнаны из рая вместе с демонами, и с этого времени начинается их совместное существование в истории человечества.

М. Кокси. Изгнание из рая

В XVI веке нидерландцы часто ездили в Италию и изучали итальянскую живопись. Влияние итальянцев чувствуется в картине Михаэля Кокси. Адам и Ева приобретают телесность, но фламандский вкус к деталям сохраняется. Не менее, чем фигуры грешников, для Кокси важно изображение обезьянки, сопровождающей Адама и Еву.

Доменикино. Изгнание из рая

В свою очередь фламандцы влияют на итальянцев. Картина Доменикино, итальянского художника XVII века, иллюстрирует довольно редкий эпизод, предшествующий изгнанию. Господь Бог, гуляющий в раю, ищет Адама и по его смущению догадывается, что произошло нечто неладное. «И сказал (Бог): «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Адам, оправдываясь, указывает на Еву. Именно этот момент изобразил художник, пытаясь преодолеть интимную патриархальность библейского текста. Вместо фигуры Бога, гуляющего по саду, как довольный своими владениями хозяин, Доменикино изображает фигуру Господа-Творца, заимствуя ее из фрески Микеланджело «Сотворение Адама». Получается забавное смешение итальянской пластичности и фламандской повествовательности, которая роднит итальянца Доменикино с Михаэлем Кокси.

М. Шагал. Изгнание из рая

Сюжет «Изгнание из рая» доходит и до XX века. Адам и Ева Марка Шагала не чувствуют ни горя, ни смущения. Медленно выплывая из глубины странного мира, наполненного перевернутыми деревьями, крылатыми козликами и летающими рыбами, они похожи на спокойных и невинных героев детской сказки про пряничный домик. Изгнанные из сладкого иудейского рая Марка Шагала, они в наше безжалостное время попадут в ад XX века: Адам в передачу «Адамово яблоко», а Ева — в женский журнал.

(Аркадий Ипполитов)

Падшие ангелы в Христианстве и как вызвать падшего ангела?

Испокон веков силам добра противостояла тьма. Это просматривается в разных сферах, начиная со сказок и заканчивая религией. Главными помощниками людей являются ангелы, но если они совершают плохие поступки, их Господь выгоняет с небес и они переходят на сторону Сатаны.

Кто такие падшие ангелы?

Бог создал ангелов для того, чтобы те помогали доносить его волю людям и выполнили разные задачи. Среди них были и те, кто по разным мотивам решили пойти против воли Господа, за что были изгнаны с небес. Еще людям, которых интересует, что значит падший ангел, стоит знать, что в результате такие сущности перешли на сторону зла и стали помогать Сатане. Падшие ангелы – нефилимы, поскольку они выпали из мира и наполнили его выкидышами из своего блуда. Среди народа их еще называют демонами.

Падший ангел Люцифер

Многие не знают, что главный противник Бога, когда-то был его основным помощником. Имя Люцифера переводится, как «несущий свет» и его раньше ассоциировали с утренней звездой. Он всегда купался в любви Господа, обладал огромной силой и красотой. Для тех, кого интересует, как Люцифер стал падшим ангелом, следует знать, что основной причиной изгнания стала его гордыня.

В один прекрасный день он посчитал себя равным Богу и перестал слушать его приказы. Он спустился в Эдемский сад, приняв вид змея, и искусил Еву. Бог увидел, что в сердце Люцифера больше нет любви и оно наполнено гордыней. Все это вызвало гнев Всевышнего, и он сбросил его в Ад, где тот до сих пор отбывает свое наказание. Вместе с ним с небес были свергнуты и другие падшие ангелы, которые приняли сторону тьмы.

Люцифер

Падший ангел Белиал

Считается, что по своей силе Белиал сравним с Люцифером. Согласно преданиям он появился еще задолго до возникновения самого христианства. Имена падших ангелов имеют особое значение, и Белиал с древнееврейского языка переводится, как «тот, кто не имеет достоинства».

  1. В древних писаниях демон представлен, как корень всего зла на земле.
  2. Есть информация, что Белиал был первым падшим ангелом до того, как Господь выгнал Люцифера.
  3. В некоторых древнехристианских источниках он представлен Антихристом.

Белиал

Падший ангел Левиафан

Этот демон вместе с Люцифером находился во главе восстания ангелов. Качество, которое особенно привлекает Левиафана – алчность. Он занимается тем, что склоняет людей к совершению грехов, отклоняя их от веры.

  1. Ангел Левиафан имеет противника со стороны светлых сил – апостол Петр.
  2. Считается, что Левиафан свел Сатану с Лилит, и из этого союза появился Каин.
  3. В некоторых источниках его обвиняют в том, что он был змеем, который натолкнул Еву на грех.

Левиафан

Падший ангел Лилит

Церковь полностью опровергает информацию, согласно которой Лилит была первой женщиной, созданной Богом в пару Адаму. Она отличалась своим своенравным и сильным характером, поэтому не подчинялась ни мужу, ни Господу, и он ее выгнал из Рая.

  1. Считается, что после изгнания три ангела были посланы, чтобы убить женщину, но они решили ее наказать и есть три версии этого. Согласно первой она каждую ночь мучилась от того, что умирали сотни ее детей, второй – ее потомки превращаются в демонов, а третьей – Лилит стала бесплодной.
  2. Темный ангел Лилит считается сущностью, которая вредит деторождению.
  3. В шумерских легендах ее описывают богиней, обладающей необычной красотой и губительной силой.
  4. Есть разные варианты описания внешности. Чаще ее представляют красоткой, которая обладает невероятной притягательной сексуальностью. В древних источниках Лилит имеет тело поросшее волосами, лапы и змеиный хвост.
  5. Принято считать, что после изгнания из Рая она создала пару с Люцифером.

Лилит

Падший ангел Азазель

Среди других эта сущность отличается своей хитростью и умением строить козни для людей. Многих интересует, Азазель – ангел или демон, так вот в разных источниках его описывают по-разному, но то, что он был одним из пособников Люцифера, это точно.

  1. Изначально Азазелем называли ритуальное животное – козла, которого каждый год отправляли в пустыню со всеми грехами израильского народа.
  2. Первоначальное значение имени – отпущение.
  3. История падения Азазеля включает несколько эпизодов. Есть толкователи, указывающие, что он был змеем-искусителем.
  4. Его считают ангелом херувимом, который научил мужчин обращаться с оружием, а женщин – создавать снадобья.
  5. Многие падшие ангелы внешне схожи с человеком и Азазель не является исключением. Представляют его стариков с бородой и рогами козла.

Азазель

Падший ангел Суккуб

Были среди изгнанных ангелов и представительницы прекрасного пола. Имена падших ангелов женщин включают и такое существо, как Суккуб.

  1. Суккуб представляется перед людьми красивой обнаженной женщиной, которая имеет крылья за спиной.
  2. Это падший ангел считается дьявольским воплощением, которое питается человеческими силами.
  3. Демон приходит к мужчинам, когда они ослаблены собственными страстями. Он считывает желания своей жертвы и воплощает их. Демон похоти получает силу по время полового контакта. Когда мужчина поддается ее обману, то он уже не выберется из ее ловушки.

Суккуб

Как вызвать падшего ангела?

Перед тем, как связываться с силами тьмы необходимо все тщательно обдумать, ведь это очень опасно. Поскольку Дьявол – это падший ангел, можно призвать и его, но это требует особой магической силы и подготовки. Вызов темных сил совершают, чтобы демон был свидетелем на посвящении в колдуны, для исполнения заветного желания, с целью причинить вред другому человеку или получить ответ на интересующий вопрос.

Помните, что ритуалы черной магии всегда имеют негативные последствия, поэтому позаботьтесь о защите. Нельзя привязывать падшего ангела, чтобы требовать воскрешения близких людей, просить власти и сил, чтобы вредить большому количеству людей. Важно относиться к силам зла уважительно, чтобы не разгневать их своими словами. Для ритуала подготовьте пять церковных свечей черного цвета, зеркальце, черную плотную ткань и благовония.

  1. Зеркало положите перед собой, и вокруг расставьте свечи, чтобы они находились на равном расстоянии друг от друга. Подожгите благовония и начинайте ритуал.
  2. Закройте глаза, расслабьтесь и настройтесь на общение и падшим ангелом. Когда возникнет ощущение, что подготовка завершена, прочитайте заговор.
  3. О том, что демон пришел, будет свидетельствовать холодное прикосновение к лицу. В отражении зеркала можно будет увидеть его облик.
  4. Поблагодарите падшего ангела, за то, что он вышел на контакт. После этого быстро и без запинки скажите свое желание. О том, что оно будет выполнено, укажет возникший поток холодного воздуха. Если пламя свечей колыхается, это тоже свидетельствует о согласии.
  5. Завершите ритуал благодарностью, а затем, потушите свечи и накройте тканью зеркало. После этого все атрибуты спрячьте.
  6. Когда желание осуществится, обратитесь к падшему ангелу снова, выразив ему свою благодарность.

Падший ангел в христианстве

Церковь не отрицает существования сил зла, которые представлены Люцифером и его помощниками. Православие о падших ангелах говорит, как о главных служителях тьмы, которые когда-то были на стороне света, но провинились перед Богом и он выгнал их в Ад. Считается, что когда человек вступает на греховную тропу, то на него действуют помощники Сатаны. Падшие ангелы используют разные хитрости, чтобы сбить людей с праведного пути.

Изгнание из Рая

Цитата сообщения Galyshenka

Изгнание из Рая (часть 5)

часть 4
Искушение Евы. Грехопадение
Заканчивая серию постов об Адаме и Еве хочется привести небольшой отрывок из одной проповеди. Он не только для верующих людей, мне кажется и атеисты могут кое что почерпнуть для себя ( да и не только о боге тут речь):
«Когда я был еще студентом духовной семинарии, один преподаватель в священном сане рассказал нам такую историю. Как-то прихожанин пригласил его к себе домой на чай. Усадив его за стол, а дело было Великим постом , он вытащил из холодильника бутерброды с колбасой и сыром и подал их к чаю. Заметив смущение на лице еще неискушенного диакона, хозяин быстро смекнул, в чем дело, подошел к «красному» углу с иконами, расположенному над столом, и плотно закрыл иконы шторкой. Диакон, еще более изумленный увиденным, спросил его: «Ты полагаешь, Ему оттуда не видно?». «Нет, не видно, – ответил простодушный хозяин, – я проверял».
Это замечательная, почти по юродивому пророческая иллюстрация нашего образа действий в различных ситуациях. Да и за «прообразом» далеко ходить не надо…
В общем-то, со времен Адама и Евы ничего не изменилось. Эпизод грехопадения наших праотцев , описанный в третьей главе книги Бытия, – своего рода архетип поведения всякого человека на пути от греха к Богу и (возможному) покаянию. По выражению одного современного богослова, «в каждом греховном поступке людей действует духовный механизм, однажды пущенный прародителями в раю».
Буонарроти Микеланджело: Грех…Грехопадение и изгнание из рая (ок.1509)
«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 8–13). Пересказ этой ситуации на современный лад не составит никакого труда.

«Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» – «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», – это Адам.
Лоджии Рафаэля. Изгнание из рая
– Не грабил ли, не прелюбодействовал? – спрашивает батюшка на исповеди.
– Да, всё было, батюшка. Но в таком мире живем: «с волками жить – по-волчьи выть», – это уже наш современник, например Вася.- «Живу, как все; никого не убивал, не воровал. А что касается мелких грехов, то у кого их нет»
Если всё же вновь вернуться к Адаму и Еве, то причиной их изгнания из рая было вовсе не их прегрешение, а нежелание обратиться к Богу с покаянием. По толкованию этого места Писания святыми отцами, неоднократные вопросы Бога к Адаму и Еве имели целью обратить их к осознанию своего греха и искреннему раскаянию, что избавило бы их от дальнейших бедствий. «Если бы он (Адам) сказал: “Помилуй мя, Боже, и прости”, – то опять остался бы в раю и не подвергся бы тем лишениям, какие испытал потом. Одним словом, он искупил бы все множество лет, какие пробыл в аде» , – утверждает преподобный Симеон Новый Богослов. Но это, к сожалению, на тот момент оказалось для Адама и Евы неподъемным грузом. И причина тому – гордость и рожденное ею нежелание признавать за собой всю меру ответственности за содеянный грех.
Таким же неподъемным грузом искреннее «прости» становится, увы, и для современного человека. Нет, мы, конечно, готовы сказать: «Прости, Господи», особенно если речь идет об исповеди, на которой священник выпытывает у нас «ответа на многое». Но мы зачастую не готовы брать на себя ответственность за всё происходящее с нами и «прячемся» от Бога, подобно Адаму, в хрупкой «скорлупе» самооправдания.» (Священник Димитрий Выдумкин)
Адам и Ева прячутся от Бога (Быт. 3, 8-9). Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в
Коул, Томас Изгнание из Рая
Джузеппе Цезари Изгнание «Адама и Евы из рая»
Masaccio: Expulsion by Granger
Dieric the Elder Bouts
Бенвенуто ди Джованни. «Изгнание из рая» 1470г.
За год до своей смерти (в 1519 г.) Рафаэль закончил роспись длинной и узкой галереи в Ватиканском дворце. В этой галерее с большой открытой аркадой художник создал вместе со своими учениками то, что вошло в века как «Библия Рафаэля». Пятьдесят две фрески на библейские и мифологические сюжеты украсили тринадцать куполов лоджий Ватикана, свидетельствуя о неисчерпаемом творческом воображении их создателя.
Императрица Екатерина II, рассматривая гравюры Вольпато с изображением фресок лоджий Ватиканского дворца, была настолько очарована ими, что решила во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Работа была закончена в 1782 г., и в следующем году архитектор Джакомо Кваренги начал в Петербурге постройку отдельного здания, завершенного в 1785 г. Лоджии Эрмитажа с незначительными отклонениями воспроизводят ватиканскую галерею.
Изгнание из рая Адама и Евы; Балканы.
Илья Глазунов Изгнание из рая
И сказал Бог Еве: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Бытие, 3: 16). Адаму же сказал: «за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3: 17-19). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.
Бог изгоняет Адама из рая возделывать землю Адам и Ева прячутся от Бога Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в
«Грабовский алтарь» (фрагмент): Грехопадение, Изгнание из рая, Адам и Ева за работой.