Измена это грех

Считается ли измена грехом

Венчанный брак ничем не защищен от соблазнов окружающего мира. И вспыхнувшие чувства к постороннему человеку могут затмить мозг. Но стоит ли поддаваться этому порыву, если вы религиозный человек? Узнайте, считается ли измена грехом или нет, а также какое наказание за него предусмотрено.

Да, измена — это смертный грех прелюбодеяния.

Кому-то может показаться странным, что в список смертных грехов попала супружеская неверность. В чем же причина?

Апостол Павел говорил, что каждый человек — храм Духа Святого. И мы должны жить так, чтобы быть храмом господня. А измена оскверняет душу, а значит и этот храм.

«Бегайте блуда, блудник грешит против собственного тела. Тела ваши храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6,18-19) Апостол Павел.

Помимо этого стоит учитывать, что изменник совершает сразу несколько грехов:

  1. Ложь.
  2. Предательство.
  3. Богохульство.

Не удивительно, что этот поступок так осуждается в религии.

Какое наказание за прелюбодеяние

За каждый проступок есть наказание, и грешник получает его сполна:

  1. Общественное осуждение. Неверность порицается народом, так что нарушивший верность человек будет чувствовать на себе неодобрительные взгляды. Люди будут обсуждать произошедшее и осудят проступок.
  2. Отлучение от причащения до тех пор, пока что не понесут покаяния. Причем накладывается и на того, с кем изменил грешник. Ведь согласиться на связь с обручённые человеком — это тоже грех.
  3. Муки совести. Любой верующий человек, оступившись, будет корить себя за совершенный проступок. Совесть не даст забыть о грехе, мешая спокойно спать, есть, наслаждаться жизнью. Только когда память об этом событии померкнет, только тогда придёт очищение.
  4. Стыд и раскаяние за измену, когда о ней узнает супруг(а) и все знакомые.
  5. Потеря связи с Богом. Ведь совершение такого тяжкого греха возводят метафизическую стену, которая с трудом пропускает молитвы и прощения. Если не пытаться замолить этот тяжкий грех, можно полностью отпасть от Церкви и Бога навсегда.
  6. Развод. Если преданный супруг захочет расторгнуть брак, священники не будут препятствовать. Ведь после такой ситуации сохранить брак слишком сложно, да и прежнего доверия и веры уже не будет.
  7. Закрытие Небесной обители — прелюбодею здесь не место. Пока что грешник не искупит свой грех, его ждёт «вторая смерть в адском озере, преисполненным огня и серы».

За каждое преступление есть наказание.

Святой Василий не разделял измену на мужскую и женскую. Прелюбодеяние любого человека — смертный грех, который требует полного покаяния. Хотя общество не разделяло его мнения — женщина не считалась полноправным членом общества.

В Старом Завете

В Ветхом Завете были более строгие взгляды на этот проступок:

  1. Сам факт неверности разрывал священные узы брака и он считался расторгнутым с момента измены. При этом мнение супруги или супруга неверного не учитывалось.
  2. По правилу святителя Василия Великого человек, совершивший прелюбодеяние, не имеет право вступать в брак повторно. Он не смог оценить и сохранить то, что было вверено ему Богом, и поэтому лишается этого навсегда.
  3. Изменник и тот, с кем была совершена измена, отлучались от причастия на 15 лет.

Но в Новом Завете наказание смягчили, ведь главное — милосердие и прощение

Как искупить грех прелюбодеяния

Один раз оступившись, не стоит ставить на себе крест. Жизнь не заканчивается на этом и есть шанс исправить ситуацию.
Для искупления нужно:

  • Исповедаться.
  • Искренне раскаяться в своем проступке.
  • Помолиться.
  • Причаститься.
  • Соблюдать все заповеди.

Только после этого можно рассчитывать на прощение. Но это возможно только при истинном раскаянии, иначе нет никакого смысла.

Можно ли простить прелюбодея

По религиозным постулатам считается, что если супруг прощает изменника, то он и сам становится грешником. Но если перед этим последовало горькое и искреннее раскаяние, а прелюбодей намерен искупить свой грех, то нужно простить его и отпустить обиды.

Ведь в религии важную роль играет прощение и милосердие. И если Бог готов простить нам наши грехи, если мы раскаемся, то какое право имеем мы отказывать в этой милости?

Ненависть и обида в сердце разрушают душу. Проявляя милосердие и прощая своих обидчиков вы обретёте гармонию и покой в душе. Так что в первую очередь стоит простить раскаявшегося грешника ради себя.

Совет священника: что делать, если есть соблазн

Мария, 35 лет:
«Здравствуйте. Мы с мужем вместе 15 лет, из них 10 в венчаном браке. Он замечательный человек, отец и муж. Но я уже несколько месяцев думаю о другом мужчине — коллеге с работы. Знаю, что это взаимно, и поэтому боюсь рано или поздно не удержаться. Как выбросить эти мысли из головы и сохранить верность мужу?»

Отсекайте лишнее, и только тогда вы вырастите прекрасный сад.

Венчаясь с супругом, Вы дали клятву верности ему перед лицом Бога и Церкви. Поэтому ваш супружеский союз был освящён Благодатью.

Когда на культурном растении вырастает дикая ветвь, садовник отсекает ее, чтобы растение не стало бесплодным. Он делает это, чтобы вырастить прекрасный сад. Вам нужно поступать так же — отсекать лишнее.

Семейная жизнь — это постоянный труд по улучшению себя, подавлению собственных слабостей и страстей. В том числе эгоизм, себялюбие и влечение к другим мужчинам. Если не бороться с этими слабостями, вы никогда не вырастите свой сад.

Соблазны приходят в свободную голову, поэтому вам нужно чем-то занять свои мысли. Уделяйте больше времени молитвам, ходите в церковь, думайте о семье и что вы можете для них сделать.

Мысли и руки должны быть всегда чем-то заняты, чтобы не было времени на греховные помыслы.

Измена — это смертный грех. Но если вы искренне раскаиваетесь, можно замолить его и смыть с себя этот проступок. Хотя лучше его и вовсе не совершать.

 

пятница, 16 августа 2019 г.

НАКАЗАНИЕ ГОСПОДНЕ. КОГО И КАК БОГ НАКАЗЫВАЕТ…

«…За что меня Бог наказал?». «Это Бог тебя наказал!..». «Смотрите, а то Боженька вас накажет…».

Мысль о том, что Бог наказывает — глубоко сидит в сознании народа. Людям Божье наказание кажется само собой разумеющимся, тем более, что в Библии прямо говорится о Божьем наказании, говорится не только в Старозаветном, но и в Новозаветном Священном писании.

В Послании к евреям, в 12-й главе написано: «…Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны».

Также и в Откровении Сам Иисус подчеркивает: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю…». (Откровение 3:19).

Как нам это понимать? С одной стороны, Христос, принеся Свою жертву, «…простил нам все грехи, истребив учением бывшее против нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». (Колоссян. 2:13,14). Да и в древнем пророчестве, предсказывавшем Новый завет обещалось, что в Новом завете людям будут «прощены беззакония и грехи их не вспомянуты более». (Иеремия 31:31-34). А тут вдруг видим, что сказано про Божье наказание, что мы, ученики Христа, которым прощены наши беззакония – все равно наказываемся Богом, и, что, если мы остаемся без Божьего наказания, значит, мы вообще не Божьи. Как это понимать?

НАКАЗАНИЕ БОЖЬЕ, КОТОРОЕ ПОСТИГАЕТ ВСЕХ УЧЕНИКОВ ХРИСТА…

Рассмотрим двенадцатую главу Послания к евреям, в которой говорится о наказании Божьем. По смыслу эта глава является продолжением одиннадцатой главы. О чем повествует 11-я глава? Она рассказывает о «великом облаке свидетелей», праведников, Божьих людей, которые прожили очень сложную и тяжелую жизнь, которые за свою праведность жестоко страдали, даже погибали.

Затем в следующей, 12-й главе развивается мысль о том, что Божьи служители будут и дальше страдать. Новый завет не освобождает праведников от страданий за веру. В качестве первого примера в этой главе говорится об Иисусе, «Который вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест… помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь, и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха». (12:2-4).

Смысл одиннадцатой и двенадцатой глав Послания к Евреям заключается в том, что, вера в Иисуса — сопровождается страданиями, терпением верующих. «…С терпением будем проходить предлежащее нам поприще».

Трудности, страдания, проблемы, которые неизбежны для учеников Христа, которые непременно свалятся на верующего в Иисуса, на каждого верующего — эти проблемы автор Послания к Евреям называет «наказанием Божьим». И подчеркивает, что, если мы, как верующие во Христа, в этой жизни лишены проблем, не имеем трудностей за нашу веру в Иисуса, значит, мы не Божьи сыны.

НАКАЗАНИЕ КАК НАГРАДА ОТ ОТЦА НЕБЕСНОГО.

В более широком плане Божье наказание, которое постигает каждого ученика Христа, по сути представляет собой крест, о котором предупреждал Иисус, что, кто не берет креста и следует за Ним, тот не достоин Его.

Мы ежедневно подвергаемся атакам за свою веру во Христа. И не обязательно «мечем и голодом». Крест Иисуса, который мы обязаны нести, есть наш образ жизни, наша праведность и способность быть верными Его Учению. Насмешки, унижения, оскорбления представляют собой такое же наказание-испытание, как и аресты, тюрьмы, ссылки. Более того, бывает, что — кому-то легче выслушать судебный приговор за веру в Иисуса, чем едкие и лживые колкости в свой адрес от людей, называющих себя верующими, например.

В Новозаветное время праведник не может чувствовать себя безопасным в злой системе вещей. Против праведника поднимается весь мир. Это есть для нас Божье наказание. Оно служит нашему спасению. Оно свидетельствует о том, что мы являемся детьми Бога. В Откровении что сказано? «…Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». (Откр. 16 гл).

Для этой жизни, в грешной системе вещей, праведность может послужить наказанием. Поэтому Христос и говорит в Откровении: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся». (Откровение 3:19).

Предлагаю каждому самостоятельно перечитать 11-ю и 12-ю главы Послания к евреям, и убедиться, что именно такова есть мысль о наказании Божьем, которую автор Послания к евреям пытался пояснить читателям-евреям. По инерции Моисеева закона, евреи, уже познавшие Христа, ожидали, что вера в Иисуса принесет им благословения в этой жизни, как того им обещал Моисеев закон. Они плохо понимали Учение Христа.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ РЕЛИГИОЗНИКОВ.

Сегодняшние религиозные мыслители не далеко ушли от своих древних коллег. Многие тоже утверждают, что служение Богу может и должно приносить им буквальную пользу и даже материальное благословение в этой жизни.

Кроме того, чада религий уверенны, что Бог следит за каждым верующим и непременно наказывает его, если тот в чем-то согрешает. И в качестве основания для таких утверждений религиозники приводят «железное» доказательство из Послания к Евреям: «…Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает… ? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны».

Вырвут кусок из Писания, прибавят к нему несколько слов из другого места Писания, затем пару фраз еще из какой-то Библейской книги, прибавят еще что-то, и – пожалуйста! Всё сошлось! Получилась готовая «истина». Попробуй опровергни, ведь на Библии основано!

Так поступают все религии, причем по всем вопросам. Именно такова технология построения религиозных лжеучений. Во-первых — разрыв текста Библии на куски, чтобы скроить из них совершенно иное полотно. Во-вторых — напор, давление, эмоции. Там, где нет здравого ума и логики, там работает крик: «Распни Его!..».

Ученики Христа сталкиваются с такими фактами постоянно. Ослепленным религиями людям ничего не докажешь. Подчас общение с ними является настоящим наказанием, посланным нам об Бога, которое мы должны выдержать с честью. Наставление Апостола о наказании Божьем нам весьма полезно. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». Так Апостол завершает свои пояснения о наказаниях, которые Бог посылает ученикам Христа. (Евреям 12:14).

ИСТИНА ХРИСТОВА.

Мы помним слова Господа: «Я есмь истина». Кроме прочего, эти слова Иисуса показывают, что, Священное писание может быть понято лишь теми, кто читает его с позиций Учения Христа.

Стихи Ветхозаветных писаний поясняются в книгах Новозаветных. Этого, к сожалению, не могут вместить обманутые религиями люди. Значение и смысл Ветхозаветных текстов изменяются в книгах Новозаветных, точнее – полностью поясняются. Так, если при законе Моисея человек страдал за свои грехи, за нарушение закона, то, при законе Христа, при Новом Завете верующий человек страдает за свою праведность. И это ему допустил Бог. «Кого любит… Бог… того наказывает…».

ФИЛЬТР БИБЛИИ.

Библия – удивительным образом составлена! Действительно, пути Господни неисповедимы! Эмоциональный возглас апостола о спасении грешников полностью подходит и к истории Библии: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его!». (Римл. 11:33).

В свое время Господь не воспрепятствовал тому, чтобы грешники построили Библию из Его Священных писаний, чтобы сделали вставки в Священные писания. Господь не пресек их действия. Более того, в начале Он Сам предсказывал о таком развитии событий, говоря, что придут многие лжехристы, и обманут многих. И вот, они пришли, прежде всего, с Библией наперевес.

Вероятно, промысел Божий так устроил, что в Библии всякий находит себе то, что соответствует его внутренней натуре. Добрый, мягкий, милосердный человек увидит в Библии любовь и доброту. А злой, жестокий, мстительный — найдет себе оправдание даже читая Новозаветные писания. Например, Господь Иисус говорил: «Не мир принес Я, но меч…». Сколько людей приводят эти слова, оправдывая, как военные действия, так и собственную агрессивность на бытовом или религиозном уровне? Очень много. Все они весьма заблуждаются, не понимая Учения Христа.

Библия, которая сейчас имеется — представляет собой как бы мощный фильтр, который не пропустит к Иисусу Христу людей злых, глупых и безрассудных. Люди, не дружащие со здравым умом, именно читая Библию попадут в отстойник либо религий, либо атеизма — отсеются от Иисуса Христа. И это – дело Божье.

Человек, читая Библию, и, соответствующим образом реагируя – показывает самого себя, свой внутренний мир, чем, фактически сам определяет свою дальнейшую судьбу. Богу останется только исполнить выбор, который человек сделал, в том числе и когда познакомился с Библией.

Так Библия, главной темой которой является Учение Христа, парадоксальным и неожиданным образом судит людей. Об этом говорил Сам Иисус: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его; ибо Я пришел не судить мир, а спасти. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих, имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». (Иоан. 12:47,48).

Прелюбодеянием называется физическая близость людей, состоящих в супружестве с другими. К этой страсти относят блудные ощущения и желания чужого тела, нечистые помыслы и беседы в пошлой манере. Прелюбодействует не только изменщик, но и тот, с кем этот грех совершается: вина и позор лежат на обеих сторонах.

Блуд и прелюбодеяние: в чем отличие

Апостолы говорят, что всякие нечистые дела и мысли вообще не должны упоминаться в Священных писаниях. Однако окружающий разврат чрезвычайно притупил чувства нравственности, что даже у воспитанных в христианстве людей появились добрачные половые отношения и разводы.

  • Грех прелюбодеяния в православии ассоциируется, в первую очередь, с супружеской неверностью, изменою. Поддаваясь плотским соблазнам, человек разрушает собственную семью. Страсть можно расценить как предательство, потому что заключенный брак всегда является священным союзом. Разрушаются отношения, на спад идёт все то, что было построено в любви друг к другу.
  • Блуд отличается тем, что люди вступают в связь, не состоя в брачных отношениях. Человек всем своим видом и поведением показывает, что имеет сильное желание добиться поставленной перед собою цели. Блудная жизнь заставляет нарушать моральные устои и ослепляет разум личности, нарушает закон целомудрия.

Прелюбодействующие личности провоцируют большое количество проблем и бедствий. Грех разрушает дома и порождает раздоры, иссушает любовь и благорасположение. Распутники лишают себя огромного количество благ и заменяют их дьявольскими неурядицами.

Православные священники говорят, что нет никого постыднее человека, совершающего мерзкое прелюбодеяние.

На заметку! Подозревающие в измене живут тяжелыми эмоциями. Им кажется, что стол наполнен ядами, а дом окутан бесчисленным злом. Таким людям плохо спится, не милы им речи добрых друзей и свет яркого солнца. Они испытывают страдания не только, когда видят прелюбодеяние своей половины, но и при мыслях об этом.

Супруги должны быть очень близки друг с другом, поэтому им становится тягостно, когда муж или жена оказывается в нечистом и незаконном услужении другого человека. Люди, предающиеся блуду, крайне осуждаются народом и религией. Прелюбодеяние влечет большее наказание, потому что супруги заключали священный договор и клялись в верности друг другу.

О семье в православии:

  • Апостол Павел о любви
  • Обязанности и наставления для мужа и жены
  • О контрацепции в православной семье

Верующая на исповеди

Наказание за прелюбодеяние

Блудом именуют плотскую утеху без причинения какого-либо ущерба другому.

Грех прелюбодеяния порождает навет (ложь) и обиду законному союзу. В качестве наказания церковь может отлучать прелюбодействующего от приобщения к Святым Тайнам на 15 лет. Блуднику предписывается семилетний срок.

Важно! Мера епитимии (церковного наказания) устанавливается в зависимости от состояния совершившего грех человека.

  • Народ весьма порицает всякое проявление неверности, поэтому прелюбодей будет ощущать неприятные разговоры на стороне.
  • Впавшие в блуд не могут причащаться, пока не понесут покаяние.
  • Наказание происходит от собственной совести, которая не дает забыть грех долгое время. Очищение приходит только после уничтожения памяти об этом событии.
  • Последствием греха прелюбодеяния являются страдания, рождающиеся после узнавания об измене. Супругам приходится добиваться развода, потому что сохранить брак еще сложнее.
  • Любой блудный грех закрывает душе ворота в Небесную обитель.
  • Прелюбодеи понесут «вторую смерть в адском озере, преисполненном огня и серы.
  • В Новом Завете тела каждого человека становятся членами Христова тела, поэтому согрешивший наносит бесчестие Сыну Божьему и расторгает первозданное единство. Потеряв священную опору, человек отдается во власть чудовищных демонов.
  • Блуд и прелюбодеяние сооружают метафизическую стену, через которую тяжело просачиваются молитвы и прощения. Если не проводит соответствующих мер по исцелению души, есть вероятность отпасть от Церкви и Бога навсегда.
  • От прелюбодея отстраняются, отворачиваются. Его считают предметом позора и презрения, он приносит печаль своим родителям и является предметом нелестных отзывов.
  • Грех прелюбодеяния в православии способен разрушать не только физическую, но и духовную оболочку. Они аннулируют законы морали, которые имеют независимость от воли человеческой.

На заметку! Святой Василий, рассуждая о супружеской измене, не делал различий между прелюбодеяниями со стороны жены и мужа. В обоих случаях грехи становились смертными и требовали полного покаяния.

Это позиция долгое время не приживалась в христианской традиции, потому что жена в древние времена не имела статуса полноправного члена общества.

Значение заповеди «не прелюбодействуй»

Против этого греха особую силу имеют высказывания святых Отцов и определенные отрезки из Евангелие.

  • Прелюбодействует уже тот, кто с вожделением смотрит на женщину.
  • Дети Израиля не должны подвергаться этой страсти, так как Небесная обитель не принимает нечистых сердцем людей.
  • Тела в православии расцениваются как храм, в котором обитает Святой Дух. Считается, что нет ничего в материальном мире, что принадлежало бы нам, поэтому грешить в гостях запрещено и противоестественно.
  • Необходимо позаботиться о чистоте тела своего, потому что придет время и каждому христианину придется дать ответ за проделанную жизнь.
  • Прелюбодейство обязательно судится Всемогущим Господом, но чистый брак и непорочное ложе Богом разрешены.

Причины прелюбодеяния и греха блуда в православии

Важнейший фактор падения в эту опасную страсть — мысленное стремление к услаждению плоти и нетрезвой жизни. Враг (грех) находит лазейки в сознание христианина, если последний не отгоняет прочь злые и блудные помыслы. Душа, ослабившая контроль над соблазнами, приближается к несчастному и губительному падению.

  • Священнослужители отмечают, что прелюбодеями и блудниками становятся те, кто уже подпал под власть другой страсти. Корень любой похоти находится в стяжании похвалы и славы.
  • Греховность усиливается, когда люди не охраняют своего тело от предметов соблазна. Гордость и тщеславие, которые редко замечаются личностью, побуждают идти на блудные сношения ради удовлетворения собственной похоти.
  • Апостолы называют причиною любодеяния (блуда) и прелюбодеяния пресыщенность. Когда тело наше сыто, бес обжорства отходит и приглашает нечистый дух прелюбодеяния придти и смутить разум грязными помыслами, а тело — истечениями.
  • Дух сонливости также достаточно мучает несчастного, потому что ленный и сонливый рассудок не способен оказать полноценное сопротивление суровому бесу блуда.
  • Часто помощь Всевышнего отступает от просящих, потому что те злословят, укоряют и осуждают своих ближних. Идя против братьев, человек остается один и оказывается неспособен противостоять разрушительным соблазнам.
  • Набег мысли — стремительная причина, которая практически неуловима сознанием. Она без слова и образа мгновенно возбуждает страсть.

Как искупить блудливый грех

Каждая из страстей способна захватить душу и отстранять от общения с Вечной чистотою Господа. Если грехи объединяются, становится сложение выйти из опасного положения, поэтому делом каждого православного заключается в истреблении всех семян греховности.

  • Первое дело — очищение тайников сердца, что позволит увидеть в душе Бога. Он будет давать наставления и верные советы, которые уберегут от влияния греха блуда. Ни одна мысль не скроется от Творца, поэтому стремление к блуду или прелюбодеянию должно уничтожаться большим стыдом перед лицом Всевышнего.
  • Священнослужители учат мирян быть более внимательными к чувствам и желаниям. Бесы похотливой греховности часто предстают в образе полезного и благого дела. Нечистые создания сначала помрачают ум, а после втолковывают то, что им нужно.
  • Исцеление придет, когда помышление о противоположном поле перестанут возбуждать страсть. Для снижения соблазна необходимо уменьшать время общения и отстранять от себя порочные размышления. Огонь похоти разгорается именно в движении мысли, а не в теле.
  • Так как бесовское нападение совершается на организм и душу, сопротивляться следует двояким способом. Одного телесного поста недостаточно, мирянину следует постоянно размышлять о Священном Писании, а также занимать свои руки трудом или рукоделием.
  • Если возникает перед человеком искушение, он обязан найти причину, внутреннюю или внешнюю, и искоренить ее. Целомудрие предполагает простоту в одеянии и покой собственной плоти, что не позволит возникать в уме блудным настроениям.

Молитвенная помощь:

  • Молитва от блудной брани
  • Молитвы ко святой преподобной Марии Египетской
  • Молитва о возвращении мужа в семью от любовницы

Дополнительные советы по истреблению плотской страсти

Дело каждого христианина — истребление порочного настроения. Этим способом верующий приближает себя к истинному знанию, чистоте и блаженству.

  • Христианин обязан избегать греха пьянства, что позволит быть бдительнее, и не даст бесу блуда ввести в соблазн. Необходимо очищать собственное сердце, в котором, по словам Соломона, обитают источники жизни и смерти. Человеку нужно стать смиренным и скромным, потому что страсти возникают от свободы общения.
  • Одной из важнейших орудий в борьбе — сохранение чувств в своих пределах. Церковь учит отстраниться от суеты и сконцентрироваться на достижении основной цели — очищения сердца и ума. Священники дают следующий совет: к вещам можно относиться нейтрально, даже если они и способны вызывать вожделение. Важно само отношение личности к окружению.
  • Христианин спасет душу от растления, если сумеет избежать общения с бесом прелюбодеяния. Врагу не следует противоречить, помогает абсолютное игнорирование. Противодействие лишь усилит агрессию нечистого демона, который не успокоится, пока не будет побежден смирением.
  • Еще одним способом избавления от блудных помыслов является праведный гнев. Если христианин увидит в душе признаки возрастающей похоти, он должен рассердиться на это. Сочувствие же позволит греху удержаться внутри и вернуться в моменты слабости.
  • Христианин не должен осуждать окружение, важно иметь терпение и кротость. Человеку морально запрещено приписывать другим то, о чем он не знает достоверно. Верующему рекомендуется трудиться только над собственным сознанием, расчищая дорогу в Небесные обители.
  • В борьбе помогают исповеди и молитвы. Часто эти методы являются последним шансом спасения для глубоко погрязшей души.

Важно! Сегодня молодежь становится жертвой «духа времени», и редко знает, что последствия блудной жизни могут привести к серьезным страданиям. Однако даже самая заблудшая душа имеет шанс вернуться к Богу, так как христианство есть религия воскресения. История знает большое количество примеров исправления блудниц, которые становились святыми, совершая колоссальный подвиг.

Духовная и телесная чистота (целомудрие) — это добродетель, которая является полной противоположностью прелюбодейства и блуда. Греховная измена отдает страдание семье и всем ее членам. Внебрачная связь не наносит никому обиды, но оставляет семя блуда на продолжительное время.

Церковь обязывает всех православных всеми силами искоренять эту порочную слабость с помощью молитв, исповеданий и постов. Избавление от блудных страстей открывает дорогу в царствие Небесное и очищает сознание.

Посмотрите видео о блуде и прелюбодеянии

Супружеская измена – то, что погружает семью в прижизненный ад. И в этом мрачном месте, которое создали взрослые, первыми страдают невинные – то есть дети. Возможна ли семейная жизнь после измены одного из супругов? Как пережить и жить дальше? Стоит ли реставрировать руины? А если от брака не осталось камня на камне, то как сказать обидчику вместо горьких слов простое исконно русское – «отпускаю тебя с миром?»

На разрыв

На просторах интернета много мнений о супружеской измене, совершенно полярных: от полного и спокойного принятия до полного осуждения с призывами к кровавой вендетте и отмщению до седьмого колена. Голос христианской любви заглушается эмоциями, а взгляд православного христианина представляется чем-то абсурдным.

Вот что говорит по этому поводу архимандрит Андрей (Конанос): «Муж застал жену с другим. Спокойно закрыл дверь и ушел. Сказал про себя: пусть у нее все будет хорошо. Я не могу силой вымогать любовь, как милостыню. Если ты меня не любишь, не люби. Хочешь быть с ним, будь. Это нам кажется безумием! Но такое безумие необходимо, чтобы стать счастливым. В конечном итоге оно не доведет тебя до того безумия, от которого ты попадешь в больницу. Другой тип нашего поведения, с выяснениями отношений, с логичными доводами, рационален, но он приводит к настоящему помешательству».

Жизнь семьи, в которой обнаруживается измена, действительно, похожа на всеобщее сумасшествие и долгое время может держать на грани нервного срыва. Отношения предельно накаляются, и скрыть открытый огонь от домочадцев не представляется возможным. Неслучайно Евангелие считает единственной причиной для расторжения брака прелюбодеяние – супружескую измену.

Бывают, конечно, случаи нравственной ущербности жены и мужа, когда измена представляется обоим полезной для здоровья и укрепления отношений. Но в большинстве случаев (в норме) каждый человек, вставший перед вызовом нового чувства, прекрасно понимает, что он делает, и ощущает греховность и ненормальность происходящего.

Пытаясь понять, что привело к измене, мы становимся на скользкий путь. Вроде бы всё предельно ясно – виновата изменившая сторона, а также легкомыслие, беспечность, игра гормонов, просто безнравственность одного из супругов и его наклонность ко греху.

Вроде бы верно и логично. Но…

Современные исследователи подчеркивают – измене предшествует эмоциональная дистанция, нарастающая между супругами. И если муж и жена не пытались разобраться, почему растет разрыв, не делали попытки сближения – то они оба неправы, и, скорее всего, вскоре разрыв превратится в пропасть.

Рана расставания с изменившим супругом больная и тяжелая. И дело не только и не столько в обиде, унижении и оскорблении лучших чувств пострадавшей стороны. То, что было одной плотью, перестало ей быть. Именно поэтому развод из-за измены всегда режет по живому.

Дети имеют право знать, почему мама попадает в больницу с сердечным приступом. Почему дома так тяжело и грустно, не зовут обедать вовремя, а папа и вовсе куда-то подевался. Не стоит замалчивать беду и боль – иначе чувство вины неподъемной тяжестью ляжет на ребенка.

Измена – это предательство не только близкого человека, но и всего, что с ним связано, накоплено вместе за долгие годы супружеской жизни – это и дети, и родители, и родственники, и общие друзья. С обнаружением измены и как следствие расставанием все прежние связи рушатся – а значит, рушится жизнь многих людей. И маленькие члены семьи находятся в эпицентре этого взрыва. Может, увезти детей к бабушкам и дедушкам подальше от объяснений и выяснений отношений? Нет, просто постараться изменить свое отношение к проблеме и сменить линию поведения.

Примеры, увы, работают…

Почему все интернет-ресурсы по православному воспитанию рекомендуют родителям учить детей своим примером? Потому что это работает, ведь модели поведения ребенка закладываются с младенчества. Но, увы, тот же закон действует и в отношении анти-примеров, в том числе супружеской неверности.

И вот типичная ситуация. Папа уходит из семьи из-за другой женщины. Подросток переживает: обижен на отца, жалеет маму, копит агрессию на ту, из-за которой распалась семья (а иногда эту агрессию и прямо проявляет – масса тому примеров). И вроде бы мальчик или юноша адекватно оценивает происходящее. Но проходит энное количество лет, и он зеркально воспроизводит эту ситуацию в своей семье – увы, поведенческая модель отца усвоена им на уровне подсознания и проявила себя.

Именно поэтому до революции в России в дворянских семьях существовала помолвка. Формально соединив жениха и невесту, родители наблюдали не только за будущими брачующимися, но и за потенциальными родственниками – наводили справки, узнавали об образе жизни семьи и реальном положении вещей. Да и в купеческих, и в простых крестьянских семьях по отцу судили о сыне (будущем муже), по матери – о дочери (будущей жене). То есть у детей блудников и ветренников было гораздо меньше шансов на хорошую женитьбу.

Возможно, теперь вероятность измен в семье детей, чьи родители расстались из-за измены, припишут генетической предрасположенности – и легко оправдают один факт другим. Но вера человека – своего рода феномен, и его волевое решение противостоять греху, конечно, сильнее генов и даже поведенческих моделей, усвоенных в детстве. И, конечно, у детей изменивших друг другу родителей есть возможность создать нормальную семью, в которой именно вера и супружеская верность станут прочным основанием.

А кто «плохой»?

Итак, ребенок наблюдает, что мама с папой расстались или расстаются из-за кого-то третьего. Кто в его восприятии «плохой?» Конечно, третий. Или все «плохие», потому что дома идет война, и на его голову каждый день обрушиваются крики, слезы и взаимные обвинения.

Что же требуется от родителей во имя детей? Главное – соблюсти мир. Это не значит «жить во имя ребенка» и терпеть измену еще много лет, пока тот подрастет, и тогда с чистой совестью согласиться на развод. Как раз именно такие лицемерные сценарии ударяют по ребенку еще болезненней, ведь он становится как бы виновником того, что родители живут во лжи, оба предельно несчастливы и еле терпят друг друга.

Но давайте сдерживать лишние негативные эмоции. Раз такое случилось в вашей жизни, остается с относительным спокойствием принять ситуацию и постараться понять –Господь это попустил, мы в Его воле, так что, как бы тяжело ни было, не стоит отчаиваться.

Жалеем детей, которым во много раз страшнее и горше, чем нам, а значит, снижаем тон, не переходим на крик, проглатываем упреки. Тренируем изо всех сил благое молчание. Для детей должна оставаться непреложной установка – здесь нет врагов, мама и папа оба хорошие. Избегайте ярлыков и категоричных оценок.

Одна паломница, приехавшая в Псково-Печерский монастырь совсем юной с опытом измены мужа и разводом за плечами, рассказывала, как архимандрит Иоанн Крестьянкин спросил о причине развода, и на ее слова о бывшем супруге «Он не очень хороший человек» неожиданно ответил: «А ты откуда знаешь? Может, он просто слабый человек. Одному Богу известно». Не будем же ни о чем судить и транслировать наши убеждения детям. Со временем они сами сделают правильные выводы о происшедшем.

Спасти нельзя расстаться

«Спасти нельзя расстаться» – в этом предложении каждому предстоит расставить знаки самому. Принять и терпеть дальше, противостоять, бороться, поставить точку? Решать не вашим родителям и не вашим детям, а только вам. И вот что на этот счет говорят священники Русской Православной Церкви.

Считать ли брак разорванным, если муж изменил, а жена простила? Иерей Петр Гурьянов замечает, что измена супругов – большая боль, не каждый способен простить. «Повторно венчаться не нужно, главное – искреннее раскаяние мужа. Возможно, в семье не будет такого счастья, легкости, радости, которые могли бы быть. Это будет жизнь с комком в горле, с горьким привкусом. Но архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: если можешь, то лучше прости».

Прощение должно повлечь за собой преображение прощенного, его внутреннюю и поведенческую перемену. А если перемены не произойдет и измена повторится?

Протоиерей Алексий Уминский считает, что «снисхождение к измене всегда рикошетит по браку»: «Снисходительный взгляд несемейного человека на измену как на что-то нормальное негативно скажется на его жизни после вступления в брак.

От того, как человек изначально относится к теме измены и верности в семье, зависит его собственная жизнь – «зацепленность» грехом будет держать. Когда на исповеди мне рассказывают об измене, я все время встречаюсь с катастрофой. Эта катастрофа колоссального масштаба, душа как выжженная земля. Человек приходит в состоянии выжженного сердца и чувств – мертвый, абсолютно бесчувственный, ничего не понимающий. Но человек, который живет в плену греха, постоянно будет искать оправдание поступку, причем ему самому плохо от бесконечных поисков оправдания. Тяжелейшее состояние.

Не знаю примеров, чтобы человек предал – и никто бы не узнал. О предательстве становится известно в самый неудобный и неожиданный момент. Об измене всегда знает сам человек, его совесть, и всегда знает Бог.

основа любых отношений (в браке, дружбе, в отношениях между родителями и детьми, между человеком и Богом) – это верность и доверие. На практике это значит: ты можешь на меня рассчитывать. Супружеская измена – предательство тайны любви: тебе открыто о жене или муже самое сокровенное, и ты этим пренебрегаешь.

Если люди любят друг друга по-настоящему и серьезно, нет надобности изменять.

Если человек хочет изменить, ищет повод или оправдание, и это для него нормально, значит, он должен констатировать: я никого, кроме себя, не люблю, всеми остальными людьми я просто пользуюсь».

Почва для искушений

По словам отца Алексия, благоприятный фон для супружеских измен создает общественное мнение: «В контексте, в котором мы живем, отношения между мужчинами и женщинами после сексуальных революций стали сверхсвободными, сознание доступности и возможности измены – общее место. С темы измены снят ментальный запрет, социальные табу, ушло осуждение неверности как таковой. Это создает почву для искушений.

Есть слова Христа о мужчине и женщине: «И будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мк.10:8-9). Это идеал, к которому потом пришла христианская Церковь, возвысив отношения мужчины и женщины до отношений Христа и Церкви. Даже в удивительной поэме царя Соломона «Песнь песней» Церковь видит высочайшие отношения Бога и человека.

В призыве соответствовать образам Христа и Церкви задана высокая планка. Они применимы только к людям, которые осознанно воспринимают брак и пытаются строить его по-христиански. Увы, не о каждом браке можно такое сказать.

В христианстве есть и понимание семьи как малой Церкви, то есть организма, в котором присутствует Господь. Христос говорил: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:20). Это сказано и о семье. Но для того, чтобы было так, муж и жена должны понимать и разделять такое отношение к браку. Если люди изначально не смотрят на свой брак таким образом, то вероятность разрушения семьи гораздо выше».

Кто прав, кто виноват?

Давая оценку отношениям супругов на грани развода, прот. Алексий Уминский не спешит категорично оценивать происходящее: «В семейных неурядицах всегда есть какая-то взаимная вина… Несомненно, в отношениях мужчины и женщины в браке любовь может оскудеть. А оскудевшая любовь все время ищет каких-то возможностей подогревать свои чувства, потому что… человек не может жить в мертвом состоянии, ему необходимо ощущение жизни, необходимо любить и быть любимым.

И здесь вопрос только в одном: насколько сами супруги понимают, зачем они создали семью, для каких отношений. Для кого-то семья как малая Церковь кажется недостижимой планкой. А для кого-то словесным штампом. И в том, и в другом случае возникает вопрос, надо ли к этому стремиться.

А в этой планке нет ничего особенного. Любая хорошая семья именно такая, и ей не нужно ничего специально выстраивать. Чтобы быть семьей в таком образе, надо трудиться, всего себя отдавать – это касается и мужа, и жены. Нужно вглядываться в человека, слышать, что ему нужно и чего не хватает.

…Да будут плоть едина

Отец Алексий Уминский также выделяет серьезную проблему многих православных семей – неверное отношение к интимной близости: «Есть сегодня православные семьи, в которых на интимные отношения смотрят с крайним подозрением. Они изначально мыслятся как греховные, недопустимые, как попущение слабости и блудной похоти. Написал апостол Павел: если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1Кор. 7:9). Вот и вступают.

А у брака должно быть другое основание. Апостол Павел в этом смысле опыта не имел. Он был девственником, семью не создавал, к браку относился снисходительно. Но это было всего лишь его личное отношение! И он же, тем не менее, говорит удивительные слова о браке: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, а потом опять будьте вместе» (1Кор 7:4-5). То есть не просто оправдывает – дает христианам в супружеских отношениях свободу.

И здесь, конечно, нельзя не сказать, что подозрительное, а порой даже извращенное восприятие интимной близости со стороны некоторых священнослужителей может разрушить любой брак, помешать полноте радости друг с другом. Людей такое отношение разлучает, у них остаются тяжелейшие психологические травмы.

Недопустимо влияние на сферу интимной жизни супругов со стороны кого бы то ни было, в том числе духовника. У мужа и жены – их малая Церковь, и они сами с этим вопросом разберутся. Христиане прекрасно знают, что такое целомудрие, что такое грех, что такое развращенность.

Если близость между супругами допускается только по снисхождению к немощи, а никак не для радости, то это мина замедленного действия, и однажды она взрывается. И тогда человек сам себя не понимает, его захватывают отношения на стороне. Сетей, в которые может попасть человек, в мире всегда много. Чтобы это прекратить, нужно осознание греха и решимость».

Предельно честно

По словам батюшки, есть и другая большая семейная беда – закрывание глаз на грех.

«Иногда женщина, зная об изменах мужа, рассуждает так: ладно, пусть гуляет, лишь бы домой возвращался, – и закрывает на измены глаза…

Значит, она не любит мужа. Она использует его для каких-то своих целей – ради социального статуса, воспитания детей, ради кошелька, ремонта, огорода… чего угодно. Она с ним не ради любви. Но в таком случае это ее проблема.

А если женщина знает об изменах, тихо плачет в подушку, но молчит, потому что боится, что муж ее бросит? Ну и пусть бросит! В такой ситуации честность превыше всего. И перед собой тоже. Ради чего хранить такие браки?

Конечно, бывают крайние ситуации, когда женщина с детьми на руках может оказаться без крыши над головой, без возможности кормить и растить детей. Она в абсолютно униженном состоянии, полностью зависит от своего мужа, настолько, что жизнь в случае развода потерпит полный крах. Такие женщины терпят измены… Но опять же, ничего нормального в подобной ситуации нет. В семье все должно быть предельно честно: если муж изменяет и женщина понимает, что он и дальше будет изменять и ему все равно, что она думает по этому поводу, ей надо собирать вещи и уходить. Иначе ее молчаливое согласие становится потворством греху, ложью самой себе.

Молиться и действовать

Если жена любит своего мужа и готова за него бороться, вымаливать его, то это тоже путь. Но надо понимать, что это путь креста, подвига – фактически ведь речь идет о спасении души ее мужа.

Не о том, чтобы вытащить его из одной постели и уложить в другую. Это не цель. Любовь ищет именно спасения души, а не собственничества над человеком.

То есть женщине в такой ситуации нужно молиться, и всё? Нет! Молиться и действовать: говорить, устраивать мужу скандалы, ходить к психологу… я не знаю, что именно, это женщина должна решать, что ей делать.

У каждой женщины должен быть свой путь решения проблемы, если она по-настоящему любит мужа, дорожит им и хочет его спасения. Значит, она знает о нем что-то такое, что знает о нем еще только Бог, Который хочет спасения его души. Если так, если она понимает, что ее муж — это отец ее детей, которые в нем нуждаются, и она сама без него дальше жить не сможет, тогда она найдет пути. Любовь – это глубочайшее знание человека. И единственная опора в такой ситуации.

Точка невозврата

Бывает, что к изменившему супругу все же приходит раскаяние. Когда настает точка невозврата и возможно ли все-таки вернуться к нормальной жизни, когда кажется, что все потеряно?

Рассуждает прот. Алексий Уминский: «Покаяние, если оно искреннее, глубокое, если оно проходит через осознание своего греха, смывает этот грех с человека, возвращает в Церковь, ко Христу. Это не значит, что прежняя жизнь, которая разрушена, может восстановиться. Но я знаю ситуации, в которых после серьезных супружеских измен жизнь приходила в норму. С большим, тяжелым трудом, но приходила. Причем после совершенно катастрофических вещей.

Но я знаю также, что женщине бывает очень трудно до конца принять своего мужа. Доверие разрушено… Ей трудно снова ему верить. Бывает такое, что она и жить без него не может, настолько они связаны, – и поверить ему не может до конца. Ни принять, ни отвергнуть… И это тоже катастрофа. Женщина как в распятом состоянии. Очень тяжело.

Мужчине в такой ситуации нужно всеми силами снова завоевывать доверие. Не знаю, как именно – в каждом случае свои пути. Но завоевывать всеми способами.

Стать безупречным для своей семьи. Просто жить – нормально, по-человечески. Это очень долгий путь… Но он возможен.

Жениться на разведенной – грех?

После развода по причине измены этот вопрос для многих стоит особенно остро. Протоиерей Андрей Ефанов так выражает позицию Церкви: если мужчина женится на разведенной женщине, он прелюбодействует в том случае, если виновна в предыдущем разводе его будущая супруга. Если она – инициатор без серьезной причины к разводу (измена, угроза жизни), либо она не понесла серьезной епитимии после инициированного развода – то мужчина прелюбодействует. Брак – это не только венчание, зарегистрированный в ЗАГСе брак – законен перед Богом. Хотя, конечно, для воцерковленных христиан венчание обязательно.

Ограждай свои глаза

Вместо того чтобы бороться с разрушительными последствиями супружеской измены, лучше ее не допустить. То есть избегать искушений. А это очень непросто.

Масс-медиа навязывают красивые картинки, модная индустрия, макияж и прикладная психология учат притягивать взгляды и ставят природное желание нравиться во главу угла отношений. Яркое проявление сексуальности – не под запретом, это давно нормально и поощряемо.

А что говорят святые отцы Церкви? Прежде всего, бескомпромиссно называют вещи своими именами.

«Для чего ты занимаешься чужой красотой? Для чего засматриваешься не на твое лицо? Для чего стремишься в пропасть? Для чего ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза; прикрывай свое зрение; положи закон очам своим; послушай Христа, Который, угрожая, поставляет бесстыдный взгляд наравне с прелюбодеянием» (Мф. 5, 28) (свт. Иоанн Златоуст, 48, 182).

«Что пользы в удовольствии, если оно рождает червей, если подвергает предающегося ему непрестанному страху, вечному мучению? Не гораздо ли лучше, немного воздержав силу своих помыслов, сподобиться вечной радости, нежели за малое удовлетворение порочных пожеланий мучиться бесконечно?» (свт. Иоанн Златоуст, 48, 182).

«Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам возжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницею страсти, скоро затем приступает и к совершению пожелания» (свт. Иоанн Златоуст, 50, 191).

«Не говори: что в том, если я пристально посмотрю на красивую женщину? Если ты в сердце учинишь прелюбодеяние, то скоро осмелишься сделать это и плотию» (свт. Иоанн Златоуст, 50, 859).

«Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее: этого не воспрещает никакой закон. Если же ты будешь назирать чужую красоту, то оскорбишь и жену свою, отвращая от нее глаза свои, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону» (свт. Иоанн Златоуст, 50, 193).

Распри и разорение домов

Закостенение во грехе блуда тоже находит довольно жесткую святоотеческую оценку: «Если… кто-нибудь будет иметь жену, верную в Господе, и найдет ее в прелюбодеянии, то грешит ли муж, если живет с нею?.. Доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодействе.

Что же делать… если жена будет оставаться в своем пороке? Пусть муж отпустит ее, а сам остается один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам прелюбодействует. Что же… если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то не должна ли быть принята мужем ее?.. Если не примет ее муж, он грешит и допускает себе грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене (св. Ерм, 94, 183-184).

«Если муж, отказавшийся от жены, перешел к другой, то и он прелюбодей, потому что жену доводит до прелюбодейства, и живущая с ним вместе есть прелюбодейца, потому что отвлекла к себе чужого мужа (свт. Василий Великий, 11,13).

«Оставившая мужа, если перешла к другому, есть прелюбодейца; а оставленный женою муж достоин извинения, и живущая с ним вместе не осуждается (свт. Василий Великий, 11, 13).

«Когда муж обращается сердцем к другой, то, разделяясь в душе и управляемый уже самим диаволом, наполняет свой дом всякою скорбию. А если и жена увлечется подобною же страстью, то все, так сказать, до самого дна перевертывается: скрывая друг от друга, один подозревает жену, другая – мужа; там, где надлежало быть согласию и единению, люди, которые должны быть плоть едина (см.: Мф. 19, 5)… доходят до такого разъединения между собою, как будто бы уже совсем разведены были» (свт. Иоанн Златоуст, 47, 596).

«Тягчайшее наказание, непростительный грех, если, имея дома у себя жену, (муж) оскверняет себя с блудницами и творит прелюбодеяние… Отсюда – распри, ругательства, разорение домов и ежедневные ссоры» (свт. Иоанн Златоуст, 47, 789).

«Если через сожитие (муж и жена) составляют одно тело, то и живущий с блудницею необходимо становится одним с нею телом» (свт. Иоанн Златоуст, 51, 427).

«Если многие и от своей жены воздерживаются, когда наступает время поста или время молитвы, то какой огонь собирает себе тот, кто не довольствуется даже своею (женою), но имеет еще связь и с другою?» (свт. Иоанн Златоуст, 51, 426).

Унижает благородство детей

Супружеская измена не просто приносит с собой горечь для всех членов семьи, она еще и унижает их достоинство.

«Прелюбодейство… нарушает условия брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстроивает всю жизнь человеческую» (прп. Исидор Пелусиот, 61, 132).

«Горе прелюбодею! Оскверняет он брачную одежду и со стыдом изгоняется из Царского Брачного Чертога» (прп. Ефрем Сирин, 30, 72).

«И тать, и прелюбодей чувствуют стыд, когда видит их один человек; в каком же стыде должны предстать там, когда будут взирать на них и небо и земля!.. Совершенно удалите от себя прелюбодейства и лжесвидетельства; потому что в ров погибели ввергают они тех, которые делаются в них виновными (прп. Ефрем Сирин, 33, 114).

«Если предающиеся блуду прежде брака осуждаются и наказываются… то тем более — после брака… потому что это дело не только блуд, но признается и прелюбодеянием; это тяжелее всякого греха» (свт. Иоанн Златоуст, 46, 214).

«(Прелюбодеяние) не есть следствие стремления к совокуплению, а следствие тщеславия, чувственного раздражения и чрезмерного сладострастия» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 19).

«Беги прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, то сразу и нарушителем закона являешься, и тело свое убиваешь, и себя срамишь, и душу свою подвергаешь мучениям, и род свой бесчестишь, и Бога прогневляешь» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 953)

Завершая размышление на поднятую нами непростую тему, отметим, что менталитет русского человека испокон века отличался особым, по-христиански бережным отношением к любому человеку, а особенно к человеку близкому, супругу, с которым вместе прожито много лет, разделено много радостей и невзгод, с которым растили детей.

Истинно христианское мировоззрение и глубокий мудрый взгляд верующего русского человека талантливо и точно отражены в стихах современного поэта Александра Ситникова «Отпускаю»:

Отпускаю тебя с миром –

Говорили в старину,

Хоть обидчикам, хоть милым

Жить не ставилось в вину.

Сыну блудному в дорогу

Чуть шептали, как в бреду:

«Отпускаю тебя с Богом

И домой с надеждой жду».

«Раз не любишь, так не любишь,

Уходи, не прокляну…»

Отпускали – не осудишь,

Мол, любимую жену.

Отпускали даже вора

На четыре стороны,

Если видели, что горе

Его более вины.

Отпускаю тебя с миром –

Что сгорело – то зола…

Может, так хоть жало вырву

Мной содеянного зла?

Ради жизни, а не смерти

Вытравляю в сердце злость,

Чтоб добро на белом свете

Вечно не перевелось.

А завершить тяжелый разговор хотелось бы ободряющими словами архимандрита Андрея (Конаноса): «Усни сегодня и проснись завтра с верой, что все будет в твоей жизни хорошо. И если кто-то скажет, что все это глупости, ответь ему: «Пускай, но так я живу. А со всей своей правильностью и рационализмом схожу с ума».

Надежда на Христа дает силу стоять, распрямив плечи».

Как рождается грех блуда?

Прежде всего, это волеизъявление самого человека. Без нашего согласия, без нашей воли – это невозможно.

Продолжение рода – наше естественное желание, но когда мы делаем из этого источник наслаждения – это уже грех и похоть. Этот грех отнюдь не удел лишь взрослых, нередко можно слышать, что блудные или даже извращенные помыслы посещали человека, когда ему было 5-10лет, то есть еще до полового созревания.

И необходимо помнить историю Ноя и его сына Хама, который увидел наготу своего отца. А что сейчас творится! Например, многие берут с собой детей мыться в баню, – мол, а что туту такого, они же еще маленькие. И никто не понимает, что этим мы сами растлеваем своих детей.

Сыновья Ноя Сим и Иафет прикрывают наготу отцу, который опьянел после вина

«Подобное стремится к подобному, так и плоть желает плоти» – говорит Прп. Иоанн Лествичник. На грех необходимо внутреннее согласие, после которого появляется желание, которое выражается в похоти, что подталкивает нас на действие, будь то насилие или преступление.

Смертные грехи

Список нарушений религиозных заповедей (а именно такое определение носит понятие «грех») весьма обширен, однако главными, или же смертными, являются далеко не все. К последним относятся те пороки, которые порождают другие нелицепритяные поступки. Подробно мы их расписывать не будем, поскольку тема нашего разговора несколько иная, ограничимся просто перечислением.

  1. Гордыня.
  2. Зависть.
  3. Гнев.
  4. Уныние.
  5. Алчность.
  6. Чревоугодие.
  7. Прелюбодеяние (блуд).

Вот о последнем мы с вами и поговорим более подробно.

Влияние блудной страсти на тело человека

Как и любой грех, прелюбодеяние чревато последствиями, которые могут сыграть с человеком злую шутку. Предлагаем более подробно разобрать данный вопрос.

  1. Многие верующие считают, что совершающий прелюбодеяние человек крадет кусок плоти у ближнего, тем самым совершая воровство.
  2. Совершая грех, человек автоматически существует в этом мире наравне с животными.
  3. Считается, что прелюбодействующий одержим нечистым духом, он приравнивается к дьяволу, который не в силе очиститься от греха. Такое состояние Библия назвала глубокой человеческой пропастью.
  4. Мусульманская зина способствует разрушению человеческой плоти. Грех уничтожает здоровье провинившегося. Считается, что грешник сам выбирает для себя путь, который в результате приведет его к смерти.
  5. Человек, совершивший прелюбодеяние, лишается своего имущества. Тот, кто до совершения греха жил богато и купался в роскоши, обязательно станет нищим.
  6. Согрешив, человек дает повод для сплетен и пересудов, навлекает на себя позор, что непосредственно вредит его репутации. Здесь уместно высказывание «Когда человек умирает — дурная слава продолжает жить!»
  7. Прелюбодеяние влечет за собой смертную казнь. «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка».
  8. Не покаявшись в своих грехах, человек уничтожает душу. Как говорят, похоть сопровождает грешника и его душу в пламя ада.
  9. Прелюбодей уничтожает не только свою душу, но и душу избранника. На самом деле это одно из самых ужасных последствий прелюбодеяния, потому как, согрешив, виновный тащит в ад и душу партнера.
  10. Господь может разгневаться на прелюбодея и лишить его разума и рассудка.
  11. В семье, где есть место прелюбодейству, никогда не будет любви и взаимопонимания.

На данный вопрос каждый человек должен ответить самостоятельно. Ведь кто-то, прочитав данную статью, отнесется ко всему вышесказанному с пренебрежением; кто-то в своей жизни уже не раз сталкивался с прелюбодеянием, но не знает, как с этим бороться, а потому и пытаться не будет; существуют и те люди, которые сделают правильные выводы и постараются достойно прожить свою жизнь.

Как уберечься от соблазна? Наверное, здесь нужна просто вера, вера в себя и в своего спутника жизни. Искренняя, чистая любовь, уважение и взаимопонимание, разум и умение держать себя в руках сделают свое дело: вы обязательно проживете со своей второй половинкой долгую и счастливую жизнь, исполненную смысла.

Испорченность человеческой природы после грехопадения – она восстала против человека, и мы обречены вести с ней постоянную войну. И это тело мы получаем от наших родителей и передаем его своим детям. Наша природа склонна к греху и удобопоползновенна к пороку, то есть разумом мы понимаем, но тело требует, бунтует против воли. И кто одержит победу?

Пороки воспитания. Знаете, есть известная поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Наш личный пример, то, как мы живем, наше поведение – все это отпечатывается в душе ребенка, и потом он подражает своим родителям.

Соблазны мира сего – это целая река порока.

Безверие – ведь именно оно является главной причиной греха. И это касается и тех, кто живет церковной жизнью. Безверие так в нас укоренилось, что стало привычкой, мы уже его и не замечаем. Мы постимся, причащаемся, молимся, ходим на службы – а где вера?! Ведь мы живем мирскими мечтами, забавами, грехами.

Следующая причина – чревоугодие. Блуд базируется на чреве, когда чрево пресыщено, человек получает лишние соки, как говорит Свт. Феофан Затворник, а лишние соки возбуждают природу человека.

Нескромность рук и глаз. Человек должен следить за своим зрением и не засматриваться на людей противоположного пола. Когда мы просто смотрим на человека – это ладно, но как только мы вынесли свое суждение о его привлекательности или красоте, то здесь уже открывается широкая дорога для греха.

Людям, состоящим в браке, проще в этом отношении, так как они нашли своих спутников по жизненному пути, и они уже трудятся, чтобы сохранить свой брак и приумножить любовь. А люди холостые, которые еще в поиске своих избранников, те вынуждены смотреть, оценивать, искать.

Здесь главное не привыкнуть к этому, Господь еще до сотворения всего видимого избрал для каждого из нас сотрудников на этом жизненном пути. Если мы позволим Богу, если мы будем верить в его промысел, Его любовь к нам, то мы не пропустим свою половинку, так как они созданы друг для друга. К сожалению, очень часто мы не позволяем Богу этого сделать, и делаем все по-своему, за что часто и скорбим.

Многие Святые отцы запрещали ходить, особенно холостым, в общественные бани.

Лучше всего воздержаться от ненужных искушений. Вспомните житие Прп. Антония Великого, когда он вместе со своим учеником переходил реку, то они разделились, чтобы никто не смог рассмотреть нагое тело другого, а когда перешли, то оделись и опять соединились для дальнейшего путешествия. Так как нельзя смотреть на нагое тело другого человека и не причинить вреда своей душе.

Что касается рук, то здесь кроется много опасностей. Многие Святые отцы, такие, как Прп. Иоанн Лествичник и Прп. Ефрем Сирин, особо отмечали тот факт, что когда человек моется, он не должен рассматривать свое тело, касаться своих интимных мест, растягивать этот процесс. Так как при этом люди, которые ведут целомудренный образ жизни, могут очень легко возбудиться от собственных прикосновений, и тогда греха не избежать.

Для женатых – это не столь актуально, но людям холостым – это очень важно.

У людей, которые избрали путь монашества и аскетизма, есть очень уязвимое место, через которое блудная страсть может проникнуть в их душу, – это любовь к сладкой, вкусной пище или гортанобесие. Это случается в начале иноческого пути, а когда инок уже обрел некоторый духовный опыт, то блуд ищет другой путь – это высокоумие.

Если монах не обрел смирения, то Господь посылает ему блудные искушения, дабы смирить.

Третья причина блудных искушений у подвижников – это если они осуждают своих ближних. Авва Евагрий и другие Святые отцы пишут, что, осуждая ближних, сам впадаешь в этот грех. Осуждение убивает в человеке любовь.

Каждый из нас любит своего ребенка, несмотря ни на что, даже если он что-нибудь натворит, подерется или еще что – либо. Мы все равно его любим, защищаем, выгораживаем, прощаем. А если что-нибудь сделает чужой ребенок – сразу негодуем, осуждаем и его родителей затронем, как они плохо воспитывают свое чадо и т.д. Осуждение в человеке убивает не только любовь, но и молитву, благоговение, – это очень коварная страсть и с ней надо быть начеку.

Многие из нас с ними знакомы, так как они взяты у Прп. Иоанна Лествичника, поэтому я их просто напомню: угождение страсти и покой во всем, расслабление, осуждение, хула и хульные помыслы, самолюбие, смехотворство (колкости и безвременный смех) и прочее.

«Прежде всего, – как говорит Свт. Феофан Затворник, это потеря сил организма, и его истощение, и его слабость». В древности ни один воин или атлет не разделял своего ложа ни с женой, ни с женщиной перед битвой или соревнованием, так как уже тогда знали, что человек слабеет после этого примерно на 25%.

Дебелость тела – человек становится менее способным управлять своим телом, так как оно становится непослушным.

Развитие привычки ко греху и зависимости от него, когда человек уже не может без этого жить. Особенно это проявляется у тех, кто принял монашеский постриг. Хорошо если человек пришел в монастырь девственником, а тех, кто познал грех, мучают воспоминания и мечтания.

Блуд производит в теле человека мрачность и духовный смрад – и это настоящая правда. Бесы блуда зловонны, и совращенный ими человек перенимает это зловоние, и тело его становится смрадным, нечистым.

Дебелость и нечувствие души, и, как итог, мучение и смерть. После блудного греха душа очень сильно мучается и страдает. Ей тяжело, она опустошена, она изранена, и блудный грех он очень сильно оскверняет душу и колеблет ум. Согрешивший блудом – это полностью деморализованный человек, склонный к отчаянию, так как ум не может постичь всю глубину своего падения. Именно падения, так как только к блудным грехам это слово употребляется и ни к каким другим.

Даже если человек лишь в уме согрешил блудом, он все равно пал, так как блуд сразу обрушивает все духовное здание человека до основания. В своих творениях Прп. Иоанн Лествичник не раз приводит такое сравнение: когда в Церковь принимают раскаявшегося еретика (человека, отступившего от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений), то его принимают через покаяние и даже в сущем сане (если он иерей) и все, никаких епитимий(вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви, духовные лекарства и духовное закаливание). А за прелюбодеяние отлучали от Причастия от 9 до 15 лет. То есть насколько страшнее грех блуда по сравнению с ересью!

Преподобный Иоанн Лествичник

Распаление души страстями – человек может окончательно потерять контроль над собой и стать просто животным, рабом своих страстей.

Парализация всех духовных движений в человеке – после греха, человек не может найти в себе силы и воли молиться, поститься искренне, всей душой.

Расстройство, беспокойство, метание и шатание души – это когда душа не может найти покоя. Она трепещет, как флаг на ветру, не находя себе пристанища.

Подавление радости о Боге в душе человека – это происходит, когда человек начинает наслаждаться блудными помыслами, грехом. Такой Человек уже не может радоваться: он шутит, улыбается, он приветлив и дружелюбен, он душа компании, а внутри тоска и уныние, и нет места радости в его душе – страсть все уничтожила.

Влияние на ум человека

Погружение ума во тьму и омрачение его – он становится не восприимчив ко всему духовному.

Что именно является прелюбодеянием?

И все-таки, что же люди имеют в виду, говоря о таком грехе, как прелюбодеяние? Что это такое? Только ли внебрачная интимная жизнь, связь с чужим спутником или, может, что-то еще? Очень многие сегодня не могут отличить грех от человеческих взаимоотношений, которые полны любви и дальнейших планов на совместную счастливую жизнь. Для того чтобы вы смогли разобраться в данном вопросе, приведем несколько примеров, которые ярко характеризуют греховные сексуальные связи:

  1. Одинокий неженатый парень вступил в половую связь с замужней дамой — это яркий пример прелюбодеяния, который в дальнейшем будет наказуем.
  2. Женатый мужчина вступил в сексуальную связь с замужней дамой — это также относится к рассматриваемому нами прегрешению, ибо сердце женщины принадлежит другому.
  3. Интимные отношения между родственниками (брат с сестрой, племянница с дядей и т. д. ) тоже являются смертным грехом.

Помимо вышеуказанного, к прелюбодеянию можно смело отнести любую сексуальную фантазию, в которой присутствует женщина, принадлежавшая другому мужчине. Так, например, Йешуа говорил: «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Теперь неразрешенным остается вопрос о том, что не является прелюбодеянием, и можно ли вступать в связь с незамужней женщиной? Остановимся на этом пункте более подробно:

  1. Связь между одиноким неженатым парнем и незамужней девушкой не является прелюбодеянием только в том случае, если партнеры планируют в ближайшее время вступать в брачный союз. В случае если после совершенного полового акта парень не решается предложить даме руку и сердце — это называется блудом.
  2. Мужчина, который уже состоит в брачных отношениях, переспав с незамужней одинокой женщиной, обязан сделать ей предложение и позвать к себе в дом на место второй жены, только в этом случае сексуальная связь не будет считаться прелюбодеянием, в ином случае подобного рода интимные отношения называются блудом.

Что такое блуд и прелюбодеяние, мы с вами боле-менее разобрали, теперь необходимо поговорить о последствиях и наказаниях, которые может потерпеть каждый совершивший подобного рода грех. За проявленную похоть к противоположному полу, измену, бесчестие, либо же за любое другое похожее прегрешение неженатый мужчина заслуживает сто сильных ударов плетью, помимо этого его изгоняют из общества ровно на год.

Так наказывается прелюбодеяние в Исламе. И, смеем вас заверить, это еще цветочки. Причем неважно, кого уличили в проступке — мужчину или женщину, покараны будут оба. Хотя, конечно, с женщины больший спрос. Что касается прелюбодеев, которые состоят в браке, либо же состояли до того, как совершили грех, с ними поступают максимально жестоко, закидывая камнями до последнего вздоха.

Блуд прогоняет Святого Духа, и человек теряет дерзновение пред Богом.

Осатанение человека – это то, к чему приходит человек, одержимый страстью блуда. Он уподобляется сатане, так как этот грех – один из самых им любимых.

Общее влияние блудной страсти на человека

«Блуд – это плотская страсть, она является отрицанием христианства внутри нас» (Свт. Феофан Затворник). Когда человек совершает блудный грех – он отрекается от Христа и прогоняет Его, становясь язычником и безбожником. Блуд – это одна из самых страшных страстей.

Всецелое закабаление человека ко греху происходит через блуд. А также он уничтожает все доброе, что есть в человеке. Он разрушает и расхищает все, что человек создал в своей душе, не оставляя и камня на камне.

Скорби. Беды. Напасти. Болезни. И даже смерть.

1. рукоблудие и блуд – запрет на причастие на 7 лет;

2. прелюбодеяние, содомия, скотоложство – отлучение от Свв. Тайн на 15 лет;

3. ночное осквернение – если человек перед этим не распалял себя, а это произошло просто по физиологическим причинам, то он может причаститься.

Об этом говорится в правилах Свтт. Афанасия Великого, Дионисия Александрийского и Тимофея Александрийского.

Признаки блуда

Сытое чрево – это первый признак того, что человека ждет блудное искушение.

Мечтательный сон, долгий сон или наоборот бессонница (когда человек лежит и мечтает) – все это следствие объедения.

Нехватка сна – когда человек не высыпается, тоже будет борение страсти.

Обессиливание – человек, который часто предается блудной страсти, теряет свои силы, как физические, так и духовные.

Противление к молитве. Печаль, уныние, беспросветная тьма – это состояние крайнего отчаяния, поскольку душа у человека умирает. Умирает от истощения духовных сил, Божьей благодати. Блуд уничтожает нас изнутри, а после этого приходит бес отчаяния и заполняет все собой, толкая человека на самоубийство.

Свободное обращение с ближними (особенно с противоположным полом) – когда человек развязно ведет себя с окружающими его людьми. Авва Дорофей советовал вообще не смотреть в лицо своему собеседнику, а смотреть в землю, т.к. он учил своих учеников, что, разговаривая с другим человеком, ты разговариваешь с образом Божиим, то есть с Богом. Поэтому он учил благоговению в общении между людьми. В современном обществе уже и уважение-то редко услышишь в голосе, не то что благоговение.

Частые ночные осквернения – то есть если более одного раза в месяц с человеком случается подобное, то с уверенностью можно сказать, что блудная страсть в нем прогрессирует. И нужно срочно браться за борьбу с ней.

Невоздержание в семейной жизни – то есть не соблюдение постов.

Что конкретно мусульмане считают прелюбодеянием?

Прелюбодеяние в Исламе считается страшным преступлением. Заметим, что заповедь, посвященная сексуальной низости человека, имеет у них название «зина». Для мусульман «зина» — это совокупление с женским полом без заключенного по шариату договора. По их мнению, именно из-за этого греха мир сегодян терпит ужасные катастрофы и бедствия.

Помимо этого, сыны Аллаха считают, что любая интимная связь с женщиной, которая отдала другому мужчине свою невинность и сердце, рано или поздно приведет к краху и концу света. Также Пророк Мухаммад отмечал, что все люди, позволившие себе прелюбодействовать, лишены веры. Если же вера покидает человека, он ослабевает и становится незащищенным. Что ж, вопрос: «Прелюбодеяние. Что это такое для мусульман?» можно считать закрытым. Подведем краткие итоги:

  1. Во-первых, для мусульман «зина» — это внебрачная интимная связь с чужой женщиной.
  2. Во-вторых, это вожделенный взгляд в сторону женщины.
  3. В-третьих, даже распутное слово подпадает под эту категорию.

Об этом грехе посланник Аллаха говорил так: «Прелюбодеянием глаз является взгляд, прелюбодеянием языка являются слова». Сам же Аллах призывает всех молодых людей, у кого на сегодняшний день есть возможность жениться, делать это как можно быстрее, потому как единственный шанс уберечь себя от лишних взглядов, распутных слов и зины — это брак. В случае если на данный момент такой возможности нет — соблюдение поста есть единственное спасение.

Какова расплата за сладкий грех?

Сегодня за грех прелюбодеяния мусульмане испытывают жестокое наказание — хадд. Оно подразумевает под собой телесные пытки. Однако возможна такая кара лишь в том случае, если грешник пребывает на территории Ислама, является умственно уравновешенным и не отсталым, осведомлен о греховном прелюбодеянии.

Как видите, все довольно серьезно. Кстати, в былые времена наказание было не менее суровым. Так, если вступившая в брак женщина не являлась девственницей, ее забивали камнями до смерти, а в случае если муж дал ложное обвинение, он не имел права развестить с ней и был обязан заплатить ее отцу 100 сикелей.

Православие и прелюбодеяние

А что такое прелюбодеяние в православии? В первую очередь под этим грехом подразумевается измена, интимная связь между обрученным с особой, состоящей в браке, а также половой акт свободного человека с обрученным. Обмениваясь перстнями во время венчания, муж и жена дают обет своей верности и любви перед Богом, Крестом, Евангелием.

Нарушив ранее обещанное, они тем самым как бы обманывают своих свидетелей. Грех прелюбодеяния в православии не подразумевает телесного наказания провинившегося, однако вызывает осуждение со стороны Бога. Кроме того, считается, что провинившийся человек делится на две половины, как бы разрываясь между супругой и любовницей, или же между супругом и любовником.

Многие верят в то, что разделенное тело рано или поздно умирает, забирая вместе с собой все узды брака. Поэтому можно сделать вывод, что нарушенное обещание о верности и любви друг к другу всегда будет считаться грехом, который, так или иначе, скажется на жизни изменника либо изменницы. И помните, что брак, заключенный перед Богом, не может быть расторжен. Разве что кто-то из супругов уйдет в мир иной.

1 Кор. 7, 39: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».

Женщина и прелюбодеяние

Однажды, дабы поставить Иисуса в неловкое для Него положение перед всем народом, религиозные вожди привели блудницу, которую после назовут «женщина, взятая в прелюбодеянии». По закону Моисея, ее должны были убить, закидав камнями. Вожди умело воспользовались ситуацией, предложив уничтожить падшую особь женского пола.

На самом же деле единственной их целью было — искусить Иисуса, поймать на кривом слове, чтобы иметь повод для всеобщего осуждения. Но все их старания оказались напрасными. Единственное, что произнес Иисус, звучало примерно так: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень». Разумеется, площадь, на которой собралась толпа, начала освобождаться, и в конечном итоге на улице осталась лишь грешница и Он.

Искупаем грех прелюбодеяния

В Коране Аллах говорит: «Воистину, прощение Аллаха тем, которые совершают дурной поступок по неведению и вскоре раскаиваются. Таких прощает Аллах. Воистину, Аллах — знающий, мудрый!» Многие люди знают, как раскаяться за множество совершенных при жизни проступков и не повторять их вновь. Но ведь раскаяние — это полдела.

За ним грядет искупление. И вот тут все гораздо сложнее. Как искупить грех прелюбодеяния? Очень много людей обращается с таким вопросом к духовному наставнику или к священнику в церкви. Вопрос, конечно, сложный. Как уже было сказано выше, прелюбодеяние является одним из смертных грехов, который разрушает человеческие жизни.

Тем не менее, как говорят служители церкви, если искренне и действительно с огромной верой раскаяться, попросить прощения, Всевышний простит грешника и подарит шанс на дальнейшее существование. Чтобы в дальнейшем уберечься от соблазна греховного, есть одно хорошее средство — молитва от прелюбодеяния и блуда.

Блуд и семейные отношения.

Может ли блуд присутствовать в семейной жизни? Нечистота блудная может, но блуд нет! Потому что блуд – это незаконное употребление друг друга, а в браке все по закону. Когда семейный человек не может воздерживаться во время поста – это показывает, что он немощен и болен блудом.

Нечистота блудная в семейной жизни выражается в извращениях, неестественном употреблении другого пола. Это все смертный грех, и он должен быть искореняем. Я не буду говорить о них подробно, но отмечу один из них, так как многие могут не знать, что это грех – это обоюдное рукоблудие. Некоторые думают, что это не грех, но это не так. Многие начитались секс пособий для оживления семейной жизни и начали это практиковать, не зная, что это осквернение.

Подобные мелочи настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы стали воспринимать их как норму. Мы стали забывать о том, что Господь постоянно призывает нас к чистоте, к святости, к молитве. Мы должны к этому стремиться всей своей душой. Никто не говорит, что мы святые, но стремление к святости должно стать нашей потребностью, как в воздухе. Нужно напоминать людям об их сне, будить их, а не отмахиваться от греха житейским мудрованием.

Отношения до брака должны быть без греха. Есть такая пословица: «Как начнешь, так и кончишь». То есть начал с греха свою семейную жизнь, ну и грехом и продолжишь. Кто может, пусть лучше воздержится от блуда.

Бесы, ничто так не любят, как блуд, потому что посредством блуда они быстрее всего получают нашу с вами погибель. Поэтому каждый христианин должен бояться его, бороться с ним и не потакать греху, а называть белое – белым, а черное – черным.

Многие из людей, преданных блудницам, не только потерпели от этого вечную и бесконечную смерть, но и здесь, как злые, зло погибли, подвергшись бедствиям от распутных женщин (свт. Иоанн Златоуст).

Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества (прп. Иоанн Лествичник).

Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого (прп. Симеон Новый Богослов)

В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма (прп. Ефрем Сирин).

От пяти страстей усиливается блудная брань: от празднословия, тщеславия, многого сна, от украшения себя одеждами и от пресыщения (прп. авва Исайя).