Как познать бога?

О познании Бога

«Остановитесь и познайте,
что Я – Бог: буду превознесён в народах,
превознесён на земле» — Пс.45:11

Что мы знали о Боге до встречи с Христом? Мы представляли Его сообразно нашему ограниченному разуму. «Ты думал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои» — Пс.49:21 «Я – Бог, а не человек: среди тебя – Святой» — Ос.11:9.

Бог находится вне нашего ведения, и нам не дано знать о Нем более того, что Он Сам открывает нам. Никто не может до конца познать всеобъемлющую сущность Бога. Однако Бог призывает нам познавать Его.

Господь Бог есть Автор нашей жизни. Познавая Его сущность, Его качества, Его цели и планы относительно нас, мы можем наслаждаться жизнью. Только при этом наша жизнь будет полноценной, наполненной Его присутствием.

Бог – Живой и Неиссякаемый Источник жизни. И нам действительно становится намного легче жить, когда незримо присутствует рядом с нами Тот, Кто знает нас лучше нас самих. Кто может направить в нужное русло непонятные и порой неподвластные нам жизненные ситуации.

Человек – высшее творение Божие, он сотворён «по Его образу и подобию», прекрасен по своей сути, но в то же время и очень сложен. Наш Творец и Небесный Отец, знает нас, как никто другой.
Давид так пишет о всеведение Бога: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей Книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» — Пс.138:15-16.

Бог испытывает наши сердца и знает наши сердечные помышления. Он знает, что от нас можно ожидать в экстремальных ситуациях; Ему ведомы все мельчайшие подробности нашей жизни. Ибо Бог – главный Свидетель всего, что происходило, происходит и будет происходить в сердце и разуме каждого человека: «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю, Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.

Ещё нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою. Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» — Пс.138:2-7.

Господи, мы так нуждаемся в Твоей помощи! Помоги нам изменяться, полагаясь на Тебя, а не на себя!
Бог даровал нам жизнь, и это великий дар. Пусть в нашей жизни бывают и радости, и печали, – всё равно мы должны принимать её таковой, какая она есть, осознавая то, что нам никогда не постигнуть её глубины, и всё принимать как от Господа. Чтобы жить полной жизнью, мы должны жаждать познать Бога. «Познание Святого – разум», сказано в книге Притч 9:10.

Цель Бога – сделать нас бесконечно счастливыми, приобщёнными к Его вечной радости. Цель верующих покориться благой и спасительной воле Бога.

Нужно стремиться к личной встрече с Богом, чтобы открыть Ему своё сердце и полностью довериться Ему; отдать в Его святые руки не только свою жизнь, но жизнь своих потомков. «Дабы жил ты и твоё потомство» — Вт.30:19.

При таких условиях можно говорить о полноценной жизни под водительством Бога.
Мы прекрасно понимаем, что нужно на это решиться верить кому-то и следовать за ним, ничуть не сомневаясь. Ведь почти невозможно довериться тому, кого совсем не знаешь, или знаешь очень мало. Чтобы следовать повелениям Божьим, нужно Его знать, знать: Кто Он? Какой Он?

Нет ничего более жизненно важного и прекрасного, чем применять на практике то, что Бог открывает нам в Слове Своём, в чудесной Книге Библии. Тогда мы будем «не слушателями забывчивыми, но исполнителями дела». Исполняющие Его волю будут лаженны…в своих делах» — Иаков 1:25.
Бог хочет разделить с нами полноту жизни, любви и радости, которыми Он обладает. Он желает, чтобы мы знали Его, так как Он сотворил нас для личных взаимоотношений с Ним, чтобы мы возрастали в познании Его.

Познание Бога изменяет нашу жизнь и наши отношения с людьми к лучшему так, чтобы мы уже здесь, на земле, приобщились к жизни вечной, будучи «Его народом, Его уделом» — Чис. 23:9.

Бог щедро вознаграждает того, кто старательно ищет лица Его в любых жизненных ситуациях: «Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» — Ис.26:3.
Какое чудесное обетование: Господь – мир наш! Оно дает ощущение радости, уверенности в будущем, освобождает от страха перед смертью. Всегда с нами помощь Бога, Он всегда печётся о нас. Что же нам ещё нужно для полного счастья?

Мы – люди, и мы можем потерять мир в сердце, когда ослушаемся Его слов, доверимся своим знаниям и жизненному опыту, пытаемся всё держать под контролем. Вновь обрести покой и совершенную радость нам помогут искреннее раскаяние перед святостью, милостью и любовью Бога, размышления над Словом Божьим и доверие Ему. И Бог простит наши проступки и вновь призовёт следовать за Ним.
Человек, знающий Бога, принимающий Его истину может быть свободен от греха: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» — Ин.8:32.

Библия показывает, как благотворно воздействуют на жизнь верующих знания о Боге:
«Люди, чтущие Бога своего, усилятся и будут действовать».

Нет ни одной сферы в нашей жизни, в которой бы мы не нуждались в руководстве Господа, в Его силе и мудрости. «Послушайте наставления мои и будьте мудры, блажен человек, который слушает меня, потому что, кто нашёл меня… тот нашел жизнь и получит благодать от Господа» – взывает мудрость – Притчи 8:32-35. «Если же у кого из вас не достаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» — Иак. 1:5.

Бог просвещает наш ум, даруя небесную мудрость и понимание, которыми мы «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» 2 Кор.10:4,5.

Мудр тот человек, который изменяет свои взгляды, если того требуют Божьи стандарты, даже если при этом он встречает сопротивление со стороны родных и знакомых и испытывает страдания в жизни.
Для того чтобы жить по Божьим принципам, по-христиански, человеку нужна вера, в основе которой лежит знание Бога. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» — Евр.11,1. «Ибо мы ходим верою, а не видением» — 2 Кор.5:7. Христианская вера предполагает исключительную веру во Всемогущего, Живого Бога; веру без колебаний и сомнений. Иначе, это не есть вера. «Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» — Иак. 1:6-7.

Наша вера укрепляется, когда мы начинаем открывать для себя удивительные истины
о свойствах Бога. Чтобы быть истинным христианином, верным Богу, нужно постоянно размышлять над Словом Его и укрепляться в вере. Ибо «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» — 2 Тим.4:3-4.

Апостол Павел предостерегал служителей: «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» — Деян. 20:30.

Не следует забывать о том, что дьявол лучше нас знает Библию и может цитировать Писания. Он говорил Иисусу в пустыне: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею» — Мф.4:6.

В последнее время появится много лжеучителей и лжеучений, искажающих Божью истину и побуждающих людей следовать своим греховным желаниям. Наше время действительно очень опасное. Поэтому да дарует нам Бог желание изучать Священное Писание под Его чутким руководством, чтобы нам не впасть в грех неверия и не потерять спасение и жизнь вечную.
Именно познание Бога, применение Его заповедей в реальной жизни становятся для христиан источником жизни в вере, полной духовной жизни.

Бог открывал Себя. Свою сущность людям в ветхозаветные времена – через пророков, которым Он доверял Свое откровение. В Новом Завете Бог говорит людям через Своего Сына Иисуса Христа. Когда мы вручаем свою жизнь Иисусу Христу, исполнившему все требования закона Божьего, совершается наше духовное освобождение.

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» — И.Нав. 1:8.

«Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнений. Книга эта бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, заключены только в большем проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги» — В.Г. Белинский. «Библия является наилучшим подарком, которым Бог когда-либо наделил человечество» — А.Линкольн.

Вера побуждает нас к исполнению воли Божьей и является сутью жизни христиан. Жизнь веры – это видение Того, Кто не видим.

Христианин должны постоянно обновлять свой дух и ум, чтобы не опуститься до мирских способов понимания и действий. Когда верующие начинают рассуждать о вере с точки зрения своего человеческого понимания, лишённого веры, то мир веры исчезает, и они становятся «отверженными по причине неверия». «Бог есть дух, Отец духов…и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» — Ин. 4:24.

Никогда не следует забывать, что мы находимся как бы на вражеской территории, под внимательным взглядом «бога века сего», «князя мира сего», который ослепил умы неверующих, чтобы для них не воссиял «свет истины» — 2 Кор.4:4. Наш противник не прекращает попыток соблазнить и обмануть детей Божьих, расставляя свои хитроумные ловушки и камни преткновения.

Праведность и духовность христиан разрушает власть сатаны. Верующие могут и должны противостоять ему, укрепляясь силой Божьей. Без помощи Бога мы бессильны в духовной войне с силами зла и тьмы. Господь предупреждает нас о реальных опасностях, которые могут служить препятствием для спасения: «Смотрите…чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» — Евр. 3:12.

Путь верующего – это путь единения с Богом, познания Его, участия в Его замысле.
Реальное познание Бога есть «жизнь вечная» — 1Ин.5:20. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своей, да не хвалится сильный силою своей, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле, ибо только это благоугодно Мне» — Иер.9:23,24.

Будем бдительными! «Возлюбленные…берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников, не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» — 2Пет. 3:17-18.

Познавайте Бога, и вам откроются тайны и чудеса, которых вы и представить себе не могли!

Лидия Мануш, г. Златоуст

Для того чтобы ответить на вопрос «как познать Бога?» сперва необходимо разобраться в том, искренне ли вы верите в Его существование. Из-за того, что Господь не открывает Себя явно, многих берут сомнения, в действительности ли он существует? И Библейские писания нам не приводят точных доказательств этого.

Но определение существования Всевышнего – это не математическая задача, для решения которой необходимы доказательства и не результат работы вашего ума. Путь познания Господа лежит не через ум к сердцу, а наоборот, от вашего сердца к уму. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Надо учитывать то, что путь познания Господа выглядит совсем иначе, нежели познание какой-либо другой информации. Невозможно рассматривать Господа как какой-либо физический объект и Его нельзя вымерить качественно или количественно. Шагая по пути познания Бога, мы должны целиком и полностью следовать правилам и принципам Библейского Писания, и до конца поддаться Божьему откровению. История уже показала нам печальные события, когда во времена Иисуса Христа люди не узрели Божьего откровения и предали кресту Того, Кто пришел спасти их. Причиной этому послужили не головы этих людей, а их «нечистые», запертые сердца.

К сожалению, разум человека далек от совершенства, и такой глубокий и сложный вопрос «как познать Бога», человек никогда не постигнет до конца. Это происходит из-за того, что человек по своей сути уже при рождении имеет склонность к грехопадению. Кроме того, немаловажное значение имеет и то, что Господь по своей природе непостижим и безграничен. Наше мышление замкнуто в определенных рамках, и даже изучив Библейские писания, представления о Всевышнем будут далеки от истины.

Задумываясь о том как познать Бога, мы должны понимать, что Он обладает рядом качеств, которые свойственно только Ему. Господь «имеет жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26), которая существует в Нем и никто эту жизнь Ему не даровал. Господь вечен. Для Него нет понятия времени и все, что с ним связано. Наше время ограничено, а Он существовал и будет существовать всегда. Кроме того, Бог имеет свойство неизменности. В Библии прямо говориться, что у Господа «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Иногда это свойство трактуется неправильно. Многие богословы говорят, что раз Господь неизменен, то с Ним не могут быть связаны какие-либо чувства или переживания. Такое суждение сложилось под влиянием греческой философии. Но это не так. На протяжении всей истории человечества Господь выстраивал отношения между собой и людьми. Бог не только давал людям любовь, Он сам есть любовь. «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37, 38). А значит, чтобы понять, как познать Бога, надо полюбить самому. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоанн 4:8).

Но познать Бога можно и в гневе. «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Прит.6:16-19). Но гнев этот находиться в равновесии с Его любовью, и направлен лишь на спасение человечества. Несмотря на все проступки человека, Господь дал возможность искупить эту вину через сына Своего Иисуса Христа.

Неотделимой частью Божьей сущности является всезнание. Бог создал Вселенную, Он все знает о ней. Он также единственный кто обладает полными знаниями о Себе. «…Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11). Поэтому ничто живое на земле не сможет до конца познать Бога на протяжении всего мира. Как и не сможет изменить ничего из структуры созданной Богом реальности. Все уже задумано Господом и предопределено. Иными словами это называется Божественным планом по спасению человечества.

Господь сотворил вселенную и поэтому Он является неотъемлемой ее частью. Он находиться не только на Небесах, но и здесь с нами. Посмотрите, что окружает вас! Любой объект или вещество обязательно содержат частичку Господа. Такое явление в теологии называется имманентностью.

Мы часто слышим о том, что Бог един. В Божественных писаниях неоднократно встречается указания на то, что Господь один единственный. «…Это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43:10). Человеку сложно представить, как единый Бог может одновременно быть Отцом, Сыном и Духом Святым. Чтобы понять, как познать Бога вы должны четко в этом разобраться. Ветхий Завет ничего не говорит нам о Святой Троице, но там также и не указано о внутренней сущности Бога. Уже только пришествие Иисуса Христа дает нам яснее картину триединства Господа. Многие исследователи придерживаются мнения, что Бог имеет простую природу, т.е. она не имеет каких-либо составляющих. Но богословы утверждают, что сущность Господа сложна и многогранна. В Священных Писаниях мы не раз встречаем повествование о Боге, как не о множественной личности. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Иисус говорит: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16). Все эти Божественные личности имеют свои свойства, но в то же время между ними не может быть разделения и они наделены равной властью. Поэтому существование личностей Божества не опровергает единство Бога, которое дано в Писании. Отец, Сын и Святой Дух есть единый Господь.

В Новом Завете теория о многогранности Божественной сущности в едином Боге утверждается еще больше, но не имеет дальнейшего прогресса. По средствам Иисуса Христа лишь еще больше раскрывается множественность Божественной природы. Понять, как познать Бога, поможет нам изучение этой центральной фигуры Нового Завета. Ветхий Завет предвещал его блаженное явление. А Новый Завет рассказывает нам о Его пришествии, давая надежду на повторное появление. Он тот, Кто помогает нам иметь взаимосвязь с Господом. Его воскресение показало нам постоянство пребывания Господа в истории. Для грешного человека нет пути к пониманию того, что стоило Богу смерть Иисуса. Всевышний имеет план спасения человека и Он Тот, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Бог так любит нас, что пожертвовал единородным сыном, чтобы любой познавший Его, обрел жизнь вечную.

В новозаветном писании мы можем встретить несколько моментов, где Христу придаются свойства Господа или Он назван Богом. Жесткое понимание теории об единоличности Бога воплотило бы всю его сущность в прообразе Иисуса Христа. Но изучая Новый Завет мы видим, что хоть Сын Божий и отражал в Себе неограниченность Бога, все же полнота его природы была воплощена не полностью.

Следующее, что может вызывать затруднение в поиске ответа на вопрос как познать Бога, это отношение между Господом и Иисусом Христом. Для человека естественно думать, что сын был зачат отцом. Но случай Иисуса нельзя сопоставлять с процессом рождения человека, несмотря на то, что в Библейских Писаниях все же указывается на нечто подобное. Как говорил Арий: Бог сотворил Сына. Мы нигде не встречаем ни духовного, ни физического зачатия. Отсюда следует, что с Библейской точки зрения нет оснований полагать, что Отец родил Сына.

Изучая Писание, мы видим, что Иисус полностью зависел от воли Бога. «…Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19). Он всегда поступал так, как велел ему Господь, потому что Бог был превыше Него. «…Я (Иисус) сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня…Я (Иисус) люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14:28, 31). Такие доводы ясно говорят нам о том, что между Отцом и Сыном существовала иерархия. Не нужно понимать такую иерархию в буквальном смысле. Трактовка подчинения в Библии не показывает внутреннее устройство Божественной действительности, а указывает на отношения, которые помогают реализовать план по спасению человечества.

Иисус, молясь, обращался только к Отцу своему. Мы также обращаясь к Господу называем Его Отцом своим, показывая насколько важен нам Господь и наши с ним взаимоотношения. Апостол Павел называет Бога Отцом «Господа Иисуса Христа» (Кол. 1:3). Отсюда мы видим, что в Библии прообраз отца и сына показывают нам индивидуальные свойства личности, а также характерные признаки отношений между множеством личностей единого Бога.

Таким образом, ответ на вопрос как познать Бога, кроется в нас самих, в нашем сердце. Господь обращает взор наш на лучшее, что нам дано, на способность любить и пропустить этот дар через Его сына Иисуса Христа. Он просит нас последовать Его указаниям и выбрать единственно правильный путь, путь, ведущий к нашему спасению, вечной жизни и к единению с Господом.

Учение о богопознании

Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения с Ним, обсуждается в полемической книге «Против Евномия». Евномий был арианином, и в богословии его чувствуется сильное влияние греческой философии, которое он не сумел должным образом превозмочь и примирить с христианским откровением. Основные моменты его учения сводятся к следующему: во-первых, богопознание возможно на уровне тварного бытия путем познания Бога через Его проявления в этом мире. Полученное таким образом знание имеет косвенный, символический характер, так как мы познаем не самого Бога, а узнаем о Боге, как если бы мы читали написанную о Нем книгу. Во-вторых, согласно Евномию, нам доступно также и непосредственное знание Бога. Поскольку человеческий разум имеет божественное происхождение, он может, очистившись и возвысившись, достигнуть созерцания божественной сущности. Именно из этого убеждения вытекали арианские заблуждения Евномия, ибо он утверждал, что через созерцание Бога нам открывается возможность определения Бога с помощью одного лишь слова «нерожденный», ????????? (агеннитос). Бог ? и при этом Евномий имел в виду Бога Отца ? отличается от созданного Им мира лишь тем, что у Него нет источника: Он не рожден, в отличие от всего остального творения, включая Его Сына, Который, согласно Евномию, есть тварь.

Святой Василий расходился с Евномием по всем пунктам. Во-первых, при сотворении мира Бог пользовался Своей реальной властью, Своим Словом. В творении присутствует реальная божественная жизнь. Поэтому в созерцании тварного мира нам доступно истинное знание Бога, а не только символы, или, как называл их Евномий, «нереальные образы» (????????, фантаста).

Во-вторых, святой Василий был убежден, что, несмотря на свою сотворенность Богом, человеческий разум не может постичь божественной сущности, разум «пресыщается», его ограниченность не позволяет ему постичь трансцендентное. Для Евномия Бог представлялся как «простая сущность». Человеческий разум познает либо лишь образы и символы, либо проникает в сущность и овладевает ею. Согласно святому Василию, одни лишь божественные проявления (или «энергии») в тварном мире доступны человеку, но сущность Бога трансцендентна и превосходит всяческий человеческий помысел.

Вопрос о божественной сущности непосредственно влечет за собой обсуждение троичной природы Бога как единства трех Лиц. В системе Евномия Бог равняется Своей сущности, из чего вытекает Его простота, неделимость. Для Василия опыт божественного начинался с личной встречи со Христом. Христианское откровение утверждало божественную природу Христа, провозглашало Его божественной личностью, Лицом, но Лицом, отличным от божественного Лица Отца и от божественного Лица Духа. Таким образом, в полемике с Евномием возникла и стала ясна необходимость объяснить троичную природу Бога. Каким образом возможно утверждение, что Бог одновременно одна Сущность и три Лица?

На Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) было принято вероопределение, в котором отношение между Сыном и Отцом определялось как единосущие. («Верую… во единого Господа Иисуса Христа… единосущного Отцу…»). Нужно заметить, что на Никейском соборе эта формулировка была принята без особых раздумий и обсуждений, почти что между делом. Позднее некоторые епископы спохватились, что, пожалуй, совершили ошибку. Слово единосущие вызывало сомнение по двум основным причинам. Оно вводило в соблазн простых верующих, так как было единственным небиблейским словом в Символе веры. Более образованным христианам единосущие не нравилось потому, что этот термин был осужден на Антиохийском соборе (268 год) как модалистский. Тогда, в III веке, следуя Оригену, говорили, что Бог существует в трех ипостасях. Но греческое слово «ипостась» в Аристотелевой терминологии означает примерно то же самое, что и «сущность», поэтому единосущие для многих предполагало, что три божественные ипостаси имеют относительное значение и представляют собой всего лишь различные способы выражения (модусы) одной и той же сущности. Такое понимание, при котором не существует реального различия между Лицами или ипостасями Святой Троицы, было осуждено как модалшм. С другой же стороны, на латынь слово «ипостась» переводилось как «субстанция» ? слово, которое по-латыни мало отличается от слова «эссенция», которым переводилась греческая у сия, » сущность». Поэтому для западных богословов учение о трех ипостасях было равносильно учению о трех сущностях, что звучало как недвусмысленное троебожие, и этим объясняется, почему западное духовенство всегда стояло за единосущие. Вопрос о трех ипостасях и одной сущности явно был вопросом терминологии: необходимо было внести ясность в определение «ипостаси» и «сущности» таким образом, чтобы стало возможным проповедовать богословие и по-гречески, и по-латыни и в то же время избежать как модализма, так и «троебожия».

После Никейского собора восточные епископы почти единодушно решили отвергнуть единосущие. Западное же духовенство, плохо разбиравшееся в богословских тонкостях, не вникало в эти проблемы и продолжало придерживаться православной никейской веры. Восточные епископы убедили Константина I в неправильности единосущия, и на Востоке началось преследование его сторонников. Через 10 лет после Никейского собора (335 год) изгнание святого Афанасия Великого ознаменовало победу арианства в восточной Церкви, которая продолжалась вплоть до смерти императора Валента (378 год).

Богословские споры вокруг единосущия не затихали. Крайнее арианство представляли аномеи вроде Евномия, утверждавшие, что Сын «не подобен» Отцу. Более благочестивые ариане предпочитали говорить, что Сын «подобосущен» Отцу, добавляя лишь одну маленькую йоту к слову «единосущный». Таких умеренных ариан было очень много, и в 70-е годы IV века они были вполне готовы принять православную формулировку, предложенную отцами-каппадокийцами ? святыми Василием Великим и Григорием Назианзином.

Среди сторонников Православия в то время также существовали разногласия. Приверженцы так называемой староникейской веры вслед за святым Афанасием хотели принятия единосущия без каких бы то ни было добавлений или разъяснений. Отцы-каппадокийцы или «новоникейцы» настаивали на необходимости принятия как единосущия, так и учения о трех ипостасях. Для того чтобы правильно объяснить смысл этой идеи, чтобы истолковать в терминах греческой философии, каким образом «один равняется трем», они предложили новое понимание Аристотелевых категорий сущности и ипостаси. Согласно Аристотелю, имеется два рода сущностей ? первая сущность, называемая также ипостасью, и вторая сущность. Аристотель верил в существование только конкретных, реальных объектов, поэтому в его понимании реальное существование имеют только ипостаси, или первосущности. Вторая сущность ? не более чем абстракция; мы можем представить ее себе, но реального конкретного бытия она не имеет. В новоникейском учении святых Василия и Григория вторая сущность также имеет реальное, хотя и трансцендентное существование. Нововведение состояло в том, что понятие ипостаси, то есть Аристотелева конкретного бытия, было связано с понятием личности ? категории чуждой и даже просто незнакомой греческой философии, но основной для христианской библейской веры.

Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой ? три божественные ипостаси, три первосущности, каждая из которых имеет отдельное, личное бытие. Их вторая сущность, единая для всех трех, также носит реальный характер, и в этом смысле к ней применимо понятие единого Бога. Источник различия между Лицами Святой Троицы не в сущности ? сущность у них одна, а в их ипостасном взаимоотношении. Таким образом, каппадокийская мысль избавляла учение о Троице как от арианского субординационизма по сущности (то есть неравенства, соподчинения Лиц), так и от релятивистского модализма (при котором Лица Троицы рассматриваются как различные выражения одной и той же сущности).

Введя личностный подход к пониманию Святой Троицы, каппадокийцы значительно углубили понимание проблемы по сравнению со староникейской формулировкой. Они старались объяснить христианскую веру своим современникам и утихомирить раздоры внутри Церкви. Однако святого Василия немедленно обвинили в проповеди троебожия. Не понимая всей глубины учения о трех ипостасях и одной сущности, некоторые считали, что новоникеиская вера проповедует существование трех богов и одной абстракции. В западном богословии учение каппадокийских отцов не было воспринято с полным пониманием, и западные представления о Троице до сих пор страдают некоторым модализмом (с этим связано западное учение о Fllioque).

Но на Востоке дело каппадокийских отцов увенчалось успехом. Их богословие было утверждено Вторым Вселенским Собором (381 год), до которого святому Василию не удалось дожить, и стало основополагающим в православном учении о Святой Троице. Именно поэтому каппадокийцы стали почитаться истинно «вселенскими учителями и святителями».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

§3. Богопознание

Если столь несовершенны рациональные возможности человека в познании этого мира, то тем более они недостаточны в отношении Бога. Однозначно говорят об этом святые отцы.

Святитель ГРИГОРИЙ НИССКИЙ: «…не может Он быть объемлем ни именованием, ни помышлением, ни иною какою постигающею силою ума».

Преподобный СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ писал: «Я оплакивал род человеческий, так как ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия и слова и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто ни из ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать». То есть все слова о Боге всегда условны, относительны. Он в Своем существе непознаваем и невыразим. Он есть про́стое Существо. А «первоначала, – говорил еще древний ПЛАТОН, – не поддаются определению».

Бог познается не словом и логикой, а опытом непосредственного внутреннего созерцания, осуществляемого в молчании всех чувств и движений ума – целостным существом человека. Святой ИСААК СИРИН говорил: «Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудие этого мира». Слова же, как в науке, так и в религии являются лишь теми вехами, ориентирами, которые указывают направление мысли и деятельности, но не могут выразить саму жизнь.

Однако закрытость Бога для человека не абсолютна. Бог открывается в Своих энергиях, действиях, и через них опосредованно становится «видимым». Поэтому в богословии принято различать два метода описания Бога: апофатический и катафатический, и два пути Его познания: рациональный (научный) и духовно-опытный.

Апофатический (греч. ἀpofatikoj – отрицательный) метод исходит из принципиальной отличности Бога от всего сотворенного и потому говорит о невозможности выразить Его в каких-либо наших понятиях, невозможности «определения» Бога и именования каких-либо Его свойств. Апофатизм верен, когда речь идет о познании сущности Бога.

Однако Бог не является замкнутой монадой, Он действует и Его действия (энергии) дают возможность определенного знания о Боге. Это и подчеркивает катафатический (греч. katafatikoj – утвердительный) подход. Потому можно утверждать, что Бог есть Дух, Разум, Творец, Бытие, Правда, Судья, Промыслитель и т. д. Все эти понятия – человеческие (антропоморфические), и в силу этого несут на себе печать человеческой ограниченности.

Но, как верно заметил немецкий философ Ф.Г. Яко́би (†1819), мы потому антропоморфизируем Бога, что Он, создавая нас, теоморфизировал. То есть в силу того, что человек является образом Бога, можно в определенной степени говорить и о Его свойствах, указанных в Откровении. Таким образом человек познает что есть добро, истина, правда, красота, а что – зло, заблуждение, ложь, безобразие и т.д. И эти характеристики, в конечном счете, становятся теми нравственными и духовными указателями, следуя которым в своей жизни, человек может опытно постигать Бога.

Катафатический метод описания Бога – это способ теоретического (т. н. научного), или «умового», как говорил свт. Феофан (Говоров) познания Бога. Однако такое внешнее изучение не приобщает человека Богу, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2: 19). Святитель ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) так писал об этом: одно «учение по букве сделается исключительно учением человеческим, послужит только к развитию падшего естества. Горестное доказательство этому видим на иудейском духовенстве, современном Христу. Учение по букве, будучи предоставлено самому себе, немедленно рождает самомнение и гордость, отчуждает посредством их человека от Бога. Представляясь по наружности познанием Бога, оно, в сущности, может быть совершенным незнанием, отвержением Его. Проповедуя веру, можно утопать в неверии! Тай­ны, открытые для некнижных христиан, весьма часто остают­ся закрытыми для мужей ученейших, удовлетворившихся одним школьным изучением богословия, как бы науки единой из наук чело­веческих».

Поэтому в одном из своих писем он восклицает: «Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть. Академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право – смех! да и только), эти степени даются людям… (А) случись с этим богословом какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких: доктор богословия, а сомневается, были ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы?».

Замечательное высказывание об умовом познании Бога находим у преподобного СЕРАФИМА САРОВСКОГО: «Мы в настоящее время, по нашей почти всеобщей холодности к вере святой в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественно­го о нас промысла до того дошли, что почти не понимаем слов Священного Писания. Некоторые говорят: это место непонятно, потому что неужели Апостолы так очевидно при себе Духа Святого чувствовать могли. Тут нет ли де ошибки. Не было и нет никакой… Это все произошло оттого, что, мало-помалу, удаляясь от простоты христианского ведения, мы под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам то кажется неудобопонят­ным, о чем древние христиане до того ясно разумели, что в самых обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми никому из собеседующих не казалось странным».

Поэтому только духовно-опытный путь дает истинное познание, живое переживание Бога. Это богопознание приобретается в подвиге правильной христианской жизни, очищающей душу от страстей. Ибо Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5: 8).

Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. 5. М., 1863. С. 256-257.

Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны. С. Посад., 1917. С. 272.

Логос. //Древнегреческо-русский словарь. / Составил И. Х. Дворецкий. Под редакцией С.И. Соболевского. М.: ГИС, 1958. С. 1034.

Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Слово 42. М., 1848. С. 263.

Игнатий (Брянчанинов), еп. Творения. Т. 3. СПб., 1905. С. 5.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 7. М., 2007. С. 354.

О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровс­кого с Н.А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914, С. 33, 10.

Познание Бога – это основная и первоочередная задача каждого христианина, стоящая перед нами на пути внутреннего совершенствования и спасения. По сути, это и есть цель нашей жизни. Но познание это не должно ограничиваться лишь теоретическим умножением знаний о Боге. Подлинное познание открывается христианину через стяжание благодати Святого Духа.

Православный портал «Русский Афон» подготовил подборку размышлений прп. Силуана Афонского о подлинном познании Господа.

1. В Духе Святом познается Господь, и Дух Святой бывает «во всем человеке: и в душе, и в уме, и в теле».

2. Чтобы познать Господа не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге.

3. Богатые и цари не знают Господа, а мы, нищие монахи и пастухи, знаем Господа Духом Святым.

4. Сколько бы мы не учились, все равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям, ибо Господь познается не наукою, а Духом Святым. Многие философы и ученые дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали. И мы, монахи, учимся в законе Господнем день и ночь, но далеко не все познали Бога, хотя и веруют.

5. Иное дело веровать, что есть Бог, и иное – знать Бога.

6. Душа, которая не познала Духа Святого, не разумеет, как можно любить врагов, и не принимает этого; но Господу всех жалко, и кто хочет быть с Господом, тот должен любить врагов.

7. Кто ругает плохих людей, но не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией.

8. Если хочешь познать, как нас любит Господь, то возненавидь грехи и плохие помыслы, и молись усердно день и ночь, и тогда даст тебе Господь благодать Свою, и ты познаешь Господа Духом Святым, и после смерти, когда придешь в рай, то и там ты узнаешь Господа Духом Святым, как познал Его на земле.

9. Каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа.

10. Душа, познавшая Господа, невидимо ощущает присутствие Создателя своего и бывает в Нем зело покойна и радостна. И чему можно уподобить эту радость? Она подобна тому, как если бы возлюбленный сын из далекой страны, после долгой разлуки вернулся в свой отчий дом и в сытость беседует с дорогим отцом и с любимой матерью, и с милыми братьями и сестрами.