Кладбище Донского монастыря

Донское кладбище

В прошлые времена городских жителей хоронили подле приходских церквей и в пределах монастырей. Таким образом возникли монастырские кладбища. Однако на протяжении 20-х и 30-х годов прошлого столетия Москва расширялась, застраивались окраины и большинство кладбищ на территории столицы были уничтожены. На их месте построены жилые дома, разбиты скверы. Такая участь постигла кладбища, которые располагались у стен Новоспасской, Покровской, Симоновой и многих других обителей. Несколько больше повезло некрополям, находящимся на территории Новодевичьего и Донского монастырей. Это связано с тем, что в советский период их решили открыть для посещения как музеи.

Историческое значение некрополя Донской обители

Основание Донского монастыря датируется концом XVI столетия. Заложили его на месте гуляй-города, то есть подвижного полевого укрепления. Как и водилось в те времена, у стен монастырских постепенно стали появляться погребения.

Что касается Донского кладбища, то здесь хоронили русских вельмож, видных сановников, представителей купеческих богатых семейств. Достаточно упомянуть такие знаменитые дворянские фамилии, как Вяземские, Трубецкие, Долгорукие. Князьям Голицыным принадлежит родовая усыпальница, для которой они возвели храм, освященный во имя святого Михаила Архангела. Нашли последний приют на Донском погосте прославившиеся писатели, ученые: П.Чаадаев, В. Одоевский, В Ключевский, В. Майков и многие-многие другие.

Донской некрополь сегодня является своеобразным музеем собранных надгробий и скульптур. В советский период именно сюда свозили древние могильные памятники и плиты с других московских кладбищ, которые были уничтожены. Немало из них являются творениями выдающихся скульпторов XVIII – XX веков. Есть здесь скульптурные надгробья, выполненные русскими монументалистами И. Витали, И. Мартосом, представителем русского ампира В. Демут-Малиновским и французским скульптором Жаном Гудоном. Мемориальные скульптуры, представляющие особую ценность, размещены для обозрения в Михайловском храме.

Огромный интерес представляют мраморные горельефы, относившиеся ранее к разрушенному в 30-х годах храму Христа Спасителя, они вмонтированы ныне в стеновую конструкцию Донского монастыря.

Новое Донское кладбище

Вся площадь некрополя уже на рубеже XIX и XX столетий была заполнена, и московским властям пришлось подумать о выделении новой территории, расположенной южнее монастыря. Так появилось Новое Донское кладбище, где велись захоронения фактически весь прошедший век.

Придя на Новое Донское кладбище, можно поклониться братской могиле воинов Второй мировой, общим могилам, в которых погребены жертвы сталинских репрессий, отдать дань памяти любимым актерам, ученым, летчикам-испытателям, поставить свечку в церкви Иоанна Лествичника или Серафима Саровского. А вот в помещении недостроенного монастырского сооружения в конце 20-х годов был обустроен первый в столице крематорий и появился колумбарий.

По количеству художественных могильных надгробий Донскому некрополю нет в Москве конкуренции, он является уникальной достопримечательностью столицы.

В некрополе Донского монастыря отреставрированы семь исторических надгробий

Московские реставраторы восстановили семь исторических каменных надгробий, которые находятся на территории некрополя Донского монастыря. Их поставили представителям московской интеллигенции, купечества и дворянства, которые жили в XIX и XX веках. Облик памятников соответствует традициям своего времени. К примеру, имеются надгробия, датированные концом XIX века, в виде часовенок или каплиц с разнообразным декором. Мемориалы, установленные в начале и середине XX века, более лаконичные и скромные.

«Надгробия покрылись различными видами загрязнений, образовались трещины и сколы, осадки размыли фундаменты постаментов. Специалисты расчистили поверхности, укрепили каменные мемориалы и их основания, устранили трещины, сколы и другие дефекты с помощью инъектирования и мастиковки. Это особые методы в арсенале реставраторов, когда восстановительные работы проводят с ювелирной точностью, нанося особые составы лишь в местах, требующих ремонта», — прокомментировал руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Все памятники были покрыты антисептическими и водоотталкивающими средствами, которые защищают от негативного воздействия окружающей среды.

Например, было отреставрировано безымянное надгробие конца XIX века в виде каменной часовенки (каплицы) из известняка с плитой-основанием из песчаника. Каплица состоит из трех частей: цокольной части, часовенки и завершения в виде главки с барабаном. Специалисты предполагают, что на главке часовни когда-то был крест. Грани памятника украшают витые колонки с небольшими капителями, а также резной декор в виде спиралевидных завитков. Стены часовни с четырех сторон расчерчены рамками (лакунами). Возможно, прежде в них были установлены каменные или металлически плиты с эпитафиями, памятными надписями или рельефами, которые до наших дней не сохранились.

Еще одно отреставрированное надгробие-часовенка — Ивану Гавриловичу Ощепкову, который родился в 1825 году, а умер в 1899-м. Об этом сообщает надпись, расположенная в филенке цокольной части надгробия. Это сооружение из известняка с высоким пьедесталом, установленное на цоколе из полированного красного гранита. Основанием памятнику служит плита из песчаника. Часовенка состоит из трех частей, она украшена колоннами с желобками, или так называемыми каннелированными колоннами. Сохранились барабан и главка, похожая по форме на луковицу. Однако крест, венчавший монумент, не уцелел.

Третий мемориал, приведенный в порядок специалистами, тоже имеет форму часовенки. Его поставили врачу Алексею Константиновичу Струпову. И часовенка, и цоколь выполнены из мрамора, цоколь украшают полукруглые кокошники, заостренные посредине. Надписи на надгробии выполнены старославянским шрифтом и обрамлены фигурным картушем. Крест, который некогда венчал сооружение, утрачен.

Алексей Константинович скончался 22 марта 1886 года, год и дата его рождения не указаны. Он служил доктором в частных домах в районе Сретенки, а с 1860-го был лекарем при Министерстве внутренних дел, сначала в чине коллежского асессора, а затем — статского советника. Известно, что у Алексея Константиновича был сын Алексей Струпов, который работал врачом-окулистом и жил в районе Сивцева Вражка.

Среди отреставрированных надгробий есть часовенка с уцелевшим крестом. Памятник выполнен из полированного габбронорита, в его основании находится плита из красного гранита. Сохранилась надпись — согласно ей, под каплицей покоится потомственный почетный гражданин Иван Михайлович Колчин, умерший в 1903 году.

Отличается архитектурный облик памятника на месте захоронения Ивана Степановича Гайдина. Надгробие выполнено из габбронорита в форме «жертвенника», памятник датирован 1912 годом. Иван Степанович был купцом 2-й гильдии, торговал сукном в доме Воскресенского подворья на Ильинке. У «жертвенника» высокий цоколь, а тело постамента увенчано гладким карнизом или короной. Специалисты предполагают, что у памятника прежде был крест. Надписи на мемориале сделаны в вырубной технике (буквы высечены на камне), сохранилась покрывающая их позолота. На постаменте можно увидеть барельефное изображение Иоанна Крестителя с лавровыми ветвями, перевитыми лентой.

Еще один отреставрированный памятник, который специалисты относят к началу XX века, установили дворянке Антонине Николаевне Самариной, в девичестве Трубецкой. Надгробие состоит из мраморной плиты, уложенной на гранитные блоки основания, в ногах установлен крест из белого мрамора.

Самое позднее по датировке надгробие относится к 60-м годам XX века. Это стела и плита из лабрадорита. Здесь покоится ленинградский историк и военно-морской капитан 1-го ранга Николай Сергеевич Кровяков. Он родился в 1913 году и прожил до 1962-го. Кровяков писал книги об истории флота, был библиофилом и коллекционером.

Посвятительная надпись сделана на гладкой поверхности камня, украшение мемориала довольно скромное. Буквы покрыты позолотой, внизу под посвятительной надписью изображена золотая пятиконечная звезда.

Реставрация надгробий некрополя Донского монастыря

Все перечисленные памятники приведены в порядок и на долгие годы защищены от разрушительного воздействия окружающей среды. На территории некрополя Донского монастыря продолжаются работы по реставрации мемориалов. Среди них, в частности, художественное надгробие Марии Гартунг, дочери Александра Сергеевича Пушкина.

В некрополе Донского монастыря, крупнейшем сохранившемся в Москве некрополе ХVIII–XX веков, находятся семейные захоронения дворянских династий, в частности рода Рюриковичей. Также там покоятся известные горожане, деятели науки и искусства.

Донской монастырь основали в 1593 году. Он расположен возле старой Калужской дороги в юго-западном направлении от центральной части Москвы. Монастырь получил свое название в честь Донской иконы Божией Матери, крестный ход с которой устроили во время битвы с войсками хана Казы-Гирея.

Архитектурный ансамбль

Храм выстроен в классических формах московского ампира и представляет собой кубический объем, увенчанный главой на широком барабане. Особенностью архитектурного решения храма является его восточный фасад, апсида которого по высоте и ширине равна храму, что порождает ассоциации с мавзолеями-ротондами, которые часто возводили в родовых усадьбах в конце XVIII начале XIX веков. Главный вход в храм был украшен портиком. Впоследствии, в 1894 году по проекту арх. М. П. Иванова к храму были пристроены каменные тамбуры для входа в усыпальницу с северного и южного фасадов, а также устроено новое крыльцо в трапезной части. Тамбур у портика северного входа в храм был разобран в 1950-е годы. С западной части к храму примыкает двухэтажное здание монастырской больницы. В 1894-1895 годах внутренний интерьер трапезной части храма расписывается монументальной живописью, выполненной в виртуозной академической технике.

В храме был погребен князь М. М. Голицын, его супруга А. А. Голицына, генерал-губернатор Москвы Д. В. Голицын, Н. П. Голицына урожденная Чернышышева, послужившая прототипом старой графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. История про «три карты» не совсем вымысел Пушкина: ходила такая легенда, будто знала Голицына некий карточный секрет, который перед смертью открыла только своему любимому внуку, что позволило ему отыграться и спасти тем самым семейное состояние. Здесь покоится участник войны 1812 года князь А. Г. Щербатов.

Внутреннее убранство храма не сохранилось. Монументальные росписи были закрашены. С 1930-х годов в нем сохраняли скульптурные надгробия из других монастырей и храмов, а также из подмосковных усадеб. Среди прочих здесь сохранились два надгробия известного французского скульптора Ж. Гудона. Долгие годы в храме находился отдел мемориальной пластики и скульптуры Государственного научно-исследовательского музея архитектуры. Лишь в середине 1990-х годов, после вывоза музейных экспонатов, в храме были проведены реставрационные работы. Художниками-реставраторами были раскрыты росписи в основной части храма. В настоящее время можно видеть в центральном барабане изображение Христа «Пантократора», в простенках окон барабана изображение ангелов, а на парусах изображение Евангелистов. На западной стене трапезной была раскрыта композиция «Нагорная проповедь», выполненная в 1895 году. В алтарной части над престолом установлена золоченая сень конца XVII века, которая ранее находилась в Большом соборе. Установлен невысокий иконостас.

Служба в храме совершается в день памяти Небесных Сил 21 ноября.

ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(фотоочерк)

Донской монастырь в Москве — это не только одна из известнейших старинных российских обителей, но ещё и замечательный по своей красоте и насыщенности архитектурный ансамбль, значительную часть территории которого занимает сохранившийся до наших дней монастырский некрополь. Этот некрополь, как упоминает Н.М.Карамзин в своей «Истории государства российского», является главным местом упокоения богатого купечества и элиты русского дворянства. Основан монастырь был в 90-х годах XVI века в память об избавлении Москвы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея. Тогда, в 1591 году, войско хана подошло вплотную к старой русской столице и остановилось перед битвой у села Нижние Котлы (сейчас недалеко от этого места находится станция метро «Нагатинская»). По преданию, в ночь перед битвой по повелению царя Федора Иоанновича по рубежу обороны русского войска (оно расположилось станом на том месте, где сейчас находится монастырь) был совершен крестный ход с Донской иконой Божией Матери, которую в 1380 году донские казаки подарили воинам Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. К рассвету армия Казы-Гирея ушла от стен Москвы. В честь этого чудесного явления в 1593 году по царскому распоряжению была построена каменная церковь (сейчас это Малый собор Донского монастыря), что и послужило началом для основания на этом месте мужской монашеской обители. В настоящее время Донская икона Божией матери хранится в Третьяковской галерее. По сложившейся традиции во время престольного праздника Донского монастыря (1 сентября по новому стилю) икона временно переносится из музея в монастырь для молитвенного поклонения.

***

Красивый вид на обитель открывается, если подходить к ней по Донской улице, вдоль западной монастырской стены

Следующая фотография сделана с перекрестка Донской улицы и улицы Стасовой — это главный вход в монастырь, его северные ворота с колокольней, строительство которой было завершено к 1753 году.
Мы входим в монастырь через арку северных ворот, и, оглянувшись назад, можем теперь полюбоваться колокольней с территории обители
Отсюда, от колокольни, перед нами открывается картина главного духовного и композиционного центра Донского монастыря — Большого собора в честь Донской иконы Божией Матери. Он был воздвигнут в 1686-1698г.г. попечением царевны Екатерины Алексеевны, сводной сестры (по материнской линии) Петра I Вот ещё две фотографии этого собора Помимо монументальности и величественности этого здания особое впечатление оставляет сохранившийся в храме резной деревянный иконостас и поразительные по своему художественному исполнению резные Царские алтарные врата. Своеобразную основательность собору придаёт его пол, выложенный крупными чугунными плитами Главная святыня Большого собора — Донская икона, её чудотворный список установлен в местном ряду иконостаса справа от Царских врат. Ещё одна духовная жемчужина храма — мощи святителя Тихона, патриарха всероссийского.

***

Большой собор, однако, не является древнейшим архитектурным памятником Донского монастыря. Как уже было упомянуто ранее, история обители началась со строительства в 1593 году собора во имя Донской иконы Божией Матери, который после возведения Большого собора стал именоваться Малым собором. Позднее к нему были пристроены трапезная и колокольня (1678-1979г.г.). В таком виде ансамбль сохранился до наших дней. Вот несколько фотографий с видами этого ансамбля (снять его отдельным единым крупным планом в летнюю пору не представилось возможным — он весь плотно окружен деревьями с пышными кронами) В подклете этого собора в 1925 году был похоронен Тихон, патриарх московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России в 1917 году. Обретенные в 1992 году мощи патриарха Тихона, как уже упоминалось, открыто покоятся в Большом Соборе.

***

В восточной части обители, за Большим и Малым соборами есть еще две небольшие старые церкви, выделяющиеся на фоне окружающих их памятников монастырского некрополя. Одна из них — церковь во имя Александра Свирского, которая была построена Николаем Зубовым (братом Платона Зубова — последнего фаворита Екатерины II) над могилой его отца, сенатора и обер-прокурора А.Н.Зубова. Эта церковь-ротонда стала фамильной усыпальницей семьи Зубовых Рядом с церковью Александра Свирского — вторая небольшая привлекающая внимание церковь Иоанна Лествичника. Она была построена в 1897 году на средства генерала Терещенко. Первоначально это была часовня-усыпальница для членов его семьи. В 1898 году она была преобразована в церковь

***

В конце 90-х годов XX века и в начале века текущего, после того, как монастырь был возвращен Русской православной церкви, слева от Соборной площади (если смотреть со стороны колокольни) были возведены три новых небольших храма — церковь святителя Тихона (1997г.), церковь Георгия Победоносца (2000г.) и церковь Александра Невского(2006г.). Летом эти храмы скрывает окружающая их зелень деревьев, выросших на месте бывших братских огородов. Полностью взору открывается лишь один из храмов — церковь святителя Тихона, патриарха всероссийского По правую сторону Соборной площади — корпус братских келий, построенный в XVIII веке. Часть его помещений в настоящее время занимают монастырские административные службы Вид на настоятельские (архимандритские) покои (1745-1750г.г.) также открывается с Соборной площади. На очередном снимке за зданием покоев слева можно увидеть купола и часть здания двухярусной церкви Иоанна Златоуста, построенной в 1888-1891г.г. Она располагается невдалеке от северной монастырской стены Еще одно старинное здание монастырского ансамбля — больничная церковь Архангела Михаила, построенная в 1714 году. Рассказать о ней будет уместнее в следующем разделе, во время прогулки по монастырскому некрополю.

***

Монастырский некрополь, уже упоминавшийся во вступительной части этого фотоочерка, является одной из самых интересных достопримечательностей Донской обители. Здесь на надгробиях можно увидеть фамилии известнейших русских дворянских родов (Вяземских, Голицыных, Долгоруких, Трубецких и др.), видных писателей и поэтов (в том числе А.П.Сумарокова, А.Н.Майкова, В.О.Ключевского, В.Ф.Одоевского). Здесь похоронен отец русской авиации Н.Е.Жуковский. Немало знакомых нам из русской истории имен можно увидеть на памятниках некрополя. В 1930-е годы, когда на территории монастыря был открыт музей русской архитектуры, сюда свозили фрагменты скульптурного убранства многих церквей и других исторических памятников старой Москвы. С некоторыми из них нам предстоит познакомиться в нашей фотопрогулке по монастырскому некрополю. К большому сожалению, огромное число надгробий в той или иной мере было разрушено, от многих из них остались лишь постаменты с памятными текстами, а скульптуры, покоившиеся ранее на этих постаментах, исчезли. Значительное количество памятников, выполненных в виде надгробных плит, за долгие годы покрылось мхом. Реставраторам предстоит здесь немалая работа. Вот несколько фотографий некрополя с такими полуразрушенными или замшелыми памятниками На последних двух из вышеприведенных фотографий на заднем плане видна больничная церковь, упоминавшаяся ранее. Она была построена в 1714 году в южной части монастыря. После перестройки в 1809 году эта церковь была освящена в честь Михаила Архангела и стала фамильной усыпальницей князей Голицыных. К западной части церкви примыкает бывший больничный корпус, переделанный позднее под трапезную. Часть надгробий некрополя сохранилась, многие из них стараниями реставраторов уже можно увидеть в прежнем виде На следующем снимке — надгробия над местами упокоения поэтов П.Я.Чаадаева и В.А.Соллогуба, современников и друзей А.С.Пушкина Есть здесь и новые захоронения. У южной стены на отдельной площадке перезахоронены видный организатор Белого движения в годы гражданской войны, бывший командующий Добровольческой армией А.И.Деникин с супругой (умер в 1947 году в США); генерал В.О.Каппель — один из руководителей Белого движения в Сибири (погиб в 1920 году); философ, писатель и публицист, идеолог Белого движения И.А.Ильин с супругой (умер в Швейцарии в 1954 году) В числе новых захоронений некрополя — могила А.И.Солженицына у восточной монастырской стены. Находится она рядом с местом захоронения видного российского историка Ключевского Василия Осиповича (Иосифовича, как обозначено на надгробной плите). Обе эти могилы — на очередном снимке Сориентироваться на территории некрополя помогает установленная здесь схема расположения захоронений На временной площадке хранятся фрагменты архитектурных элементов разрушенных памятников, которые, как можно надеяться, в будущем могут быть использованы реставраторами Вблизи аллеи, ведущей от Большого собора к Малому, установлен обелиск «Летопись Донского монастыря» *** В 1931 году из разрушаемого московского храма Христа Спасителя в Донской монастырь было вывезено несколько крупных мраморных горельефов, украшавших ранее стены храма. Эти горельефы (их было несколько десятков) представляли собой либо групповые композиции, либо отдельные скульптурные портреты на темы библейских сказаний, русской или православной истории. Авторство вывезенных и сохраненных в монастыре горельефов принадлежит известному скульптору XIX века А.В.Логановскому. Эти горельефы сейчас находятся в нишах восточной монастырской стены, невдалеке от надгробий Ключевскому и Солженицыну. Вот фотографии двух из них: «Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву и даёт ему иноков Пересвета и Ослябю» и «Встреча Давида, победившего Голиафа» На наружных стенах храма Христа Спасителя сейчас установлены бронзовые копии мраморных подлинников, которые украшали храм до 1931 года. Подробнее с фотографиями храма Христа Спасителя, историей его горельефов и их современными видами можно познакомиться в фотоочерке «Храм Христа Спасителя. Фотозарисовки».

***

Если выйти из монастыря через западные ворота (здесь мы входили на территорию обители), повернуть направо, и пройти в сторону метро «Шаболовская» по 1-му Донскому проезду вдоль северной монастырской стены, то можно познакомиться ещё с одной архитектурной достопримечательностью — северными воротами с надвратной церковью Тихвинской иконы Божией Матери (построены в 1714г.). Здесь мы закончим фотопрогулку по Донскому монастырю — замечательному российскому духовному, историческому и архитектурному памятнику. А.Шурыгин, сентябрь 2013г. P.S. Приглашаю посмотреть также другие фотоочерки раздела «Духовные обители России» «Сретенский монастырь вчера и сегодня», «Воскресный день в Переделкино»,»Пафнутьев-Боровский монастырь», «Казанский Богородицкий монастырь», «Храм Христа Спасителя. Фотозарисовки», «Иосифо-Волоцкий монастырь», «Саввино-Сторожевский, близ Звенигорода», «Покровский женский монастырь в Москве», «Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)», «Данилов монастырь», «Оптина пустынь», «Иоанно-Предтеченский женский монастырь», «Крутицкое подворье», «Давидова пустынь», «Николо-Угрешский монастырь», «Новый Иерусалим в Подмосковье», «Второ-Афонский, на Пятигорье», «Троице-Сергиева лавра», «Спасо-Андроников, у Рогожской заставы», «Новодевичий монастырь.Фотографии.», «Неупиваемая чаша», «Четыре времени года», «Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны», «Новоспасский монастырь», «Высоко-Петровский монастырь в Москве», «Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка», «Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии»,

100 лет храму Серафима в Донском: церковь — крематорий — церковь

В начале XX века

Решение об устройстве на землях Донского монастыря кладбища с храмом-усыпальницей было принято по указу Николая II. Одобренный в начале XX века проект предполагал строительство ограды вокруг новой территории монастыря, а также устройство здесь особого храма-усыпальницы.

Проект храма был разработан архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым и предполагал строительство двухуровневого здания. Под верхним храмом, имевшим центральный неф и два боковых притвора, и состоявшим из алтарной части, трапезной и колокольни, был ещё один – подземный, в котором располагались склепы-усыпальницы.

Храм святых Серафима Саровского и Анны Кашинской. Современный вид

Верхний храм с самого начала работ предполагалось возвести в честь святого Серафима Саровского; это была первая церковь в Москве, посвящённая этому святому, канонизированному в 1903 году.

Решение о посвящении нижнего храма пришло по ходу строительства. Когда в 1909 году произошло восстановление почитания Анны Кашинской, некогда деканонизированной в ходе полемики со старообрядцами, нижний храм-усыпальницу решено было посвятить ей.

Чертежи строящегося храма. 1903 год

Строительство храма велось долго. Известно, что первые материалы для него монастырь закупал ещё в 1903 году, однако потом дело затормозилось сначала болезнью архитектора, после – нехваткой средств. В итоге готовый, отделанный храм со всем внутренним убранством был освящён лишь 26 мая 1914 года.

Из внутреннего убранства того времени не сохранилось ничего, однако известно, что в нижнем храме были установлены три фарфоровых иконостаса, специально изготовленных товариществом М.С.Кузнецова, а иконы для них писались здесь же – в иконописной мастерской монастыря.

Эскиз внешнего облика строящегося храма. 1903 год

Превратить храм в… крематорий

В 1918 году земли Донского монастыря были конфискованы. И если на старой территории монастырская жизнь продолжалась вплоть до середины 1920-х годов и некоторое время функционировал антирелигиозный музей, благодаря которому удалось в целом сохранить архитектурный ансамбль, на бывшем монастырском кладбище новая власть хозяйничала вовсю.

В середине 1920-х годов было решено переоборудовать Серафимовский храм в крематорий. В объявленном конкурсе приняло участие несколько проектов, однако лучшим был признан вариант перестройки, предложенный Дмитрием Петровичем Осиповым.

План храма и подземной усыпальницы. 1903 год

Согласно этому плану, основной объём храмового здания оставался без изменений. Подлежала сносу колокольня, вместо которой возвели бетонный параллелепипед; наиболее сильной перестройке подверглась западная стена со входом.

Перегородки и склепы в нижнем храме также были разобраны. (Все имевшиеся к тому времени захоронения перенесли оттуда в некрополь Донского монастыря на старой территории). В восточной части нижнего храма установили печь, а весь верхний переоборудовали под ритуальный зал и колумбарии.

Строящийся крематорий. 1920-е годы

Общество… распространения кремации

Доставленное в СССР оборудование для «самого прогрессивного вида погребения» было немецким, его монтаж закончили в 1926 году, а в 1927 состоялись несколько «пробных пусков».

Торжественное открытие крематория произошло накануне десятой годовщины Октябрьской революции. (Сначала хотели официально открыть его именно 7 ноября 1927 года, но вовремя спохватились, решив, что общественное мнение может неправильно истолковать подобное мероприятие). Однако пользоваться «прогрессивным способом захоронения» москвичи упорно не спешили.

Фото 1930-х годов. На переднем плане нынешняя братская территория Донского монастыря. За горизонтальной стеной — новая территория Донского монастыря, переоборудованная в кладбище с крематорием.

Тогда в прессе началась активная пропаганда нового способа захоронения. Её инициаторами были «Союз воинствующих безбожников» и специально образованное «Общество распространения идеи кремации».

Статьи и фельетоны на своеобразную тему появлялись так часто, что упоминания о ней попали даже в «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова и «Мастера и Маргариту» М.А.Булгакова.

Интерьер алтарной части в 1980 году

И всё же на полную мощность московский крематорий заработал лишь в 1930-е – с началом репрессий. В войну здесь же сжигали трупы умерших в госпиталях – из опасения эпидемии.

В итоге по современному Новому Донскому кладбищу можно изучать историю России XX века – мемориал погибшим в Великой Отечественной войне здесь соседствует с братскими могилами жертв репрессий, на которых уже в наши дни родственниками были установлены индивидуальные таблички.

Захоронение жертв политических репрессий 1937-1943 годы на Новом Донском кладбище. (Современные индивидуальные таблички поставлены родственниками погибших)

Крематорий на Новом Донском кладбище продолжал работать до 1972 года, дальше начались протесты москвичей, указывавших на то, что жилая застройка вплотную подошла к бывшей монастырской территории. Отдельные сожжения проводились здесь до 1982, а потом ещё несколько лет проходили церемонии прощания.

Мемориал погибшим в Великой Отечественной войне на Новом Донском кладбище. (На стенах — фамилии похороненных здесь бойцов, списки до сих пор уточняются и пополнются).

В 1992 изуродованный храм был возвращён возрождённому Донскому ставропигиальному мужскому монастырю.

Снова храм

В первые годы жизнь монастыря была настолько сложной, что ресурсов на поддержание сразу старой и новой территории не хватало. Поэтому первые работы по приспособлению Серафимовского храма для богослужебных нужд были проведены лишь в конце 1990-х.

Здание крематория (начало 1990-х годов)

Тогда в нижнем храме были демонтированы печи, разобран венчавший крышу бетонный параллелепипед и устроена небольшая колокольня в западной части здания. Западная стена перестроена с частичным восстановлением исторического облика.

Крестный ход вокруг здания (конец 1990-х годов)

В самом помещении храма убрали перенесённый сюда некогда из лютеранской церкви орган, установили иконостас и декоративную перегородку, отделяющую помещение храма от колумбариев, которые до сих пор сохраняются в пристройках советского времени.

Первые службы (конец 1990-х)

С начала 2000-х в храме проходят регулярные богослужения, и вот уже несколько лет – крещения и венчания. Захоронения из храмовых приделов, хоть и почти не видные за перегородкой, постепенно продолжают переносить. Подготовлен проект реставрации, который поможет вернуть храму былую красоту.

Разборка венчающей части крематория (конец 1990-х годов)

Сегодня, сто лет спустя после первого освящения, на торжественную храмовую литургию с удивлением поглядывает из-за перегородки Дмитрий Петрович Осипов. По иронии судьбы, автор проекта превращения храма в «комбинат прогрессивного погребения» похоронен здесь же; теперь мимо его бюста священники идут в алтарь. Что он об этом думает, – Бог весть.

Бюст Д.П.Осипова

В храме