Кришнаиты кто они

Ритуальная еда кришнаитов

Кришнаиты, то есть члены международного религиозного «Общества сознания Кришны» (ИСККОН), исповедуют одно из направлений индуизма, общее число приверженцев которого ныне стоит в мире на третьем месте после последователей ислама и всех форм христианства.

Кришнаиты, являющиеся членами ИСККОН — возрожденной в основном на Западе (в США, Канаде, Западной Европе) международной организации активного индуизма, являются как бы «боевым авангардом» современной ведической религии, философии и культуры и в силу этого выработали четкие и строгие правила как своего общественного поведения, так и своего быта, и в том числе питания, подчиненного исключительно религиозным задачам. Состав и распорядок приема пищи у кришнаитов прочно и неразрывно связаны с их религией, причем эта связь проявляется не только в определенные религиозные праздничные или постные дни, а в течение всего годового календарного цикла, буквально ежедневно на протяжении всей жизни. Таким образом, у кришнаитов все их питание, вся пища носит ритуальный характер, является чуть ли не главным, основным материальным и наглядным проявлением их религиозного рвения.

В современном мире, помимо самой Индии, кришнаиты обладают тремя сотнями крупных центров «Общества сознания Кришны», и ежегодно это число увеличивается в странах, где прежде о Кришне не имели представления. Планомерный рост и удивительная выживаемость этих религиозных общин объясняется теми изменениями социально-экономического порядка, которые наступили во всем мире в 90-е годы в результате глобальных политических сдвигов и которые стали причиной резкого увеличения слоя людей, лишенных уверенности в завтрашнем дне или неспособных обеспечить себе существование.

Международная организация кришнаитов протягивает как бы руку помощи этим людям, берет на себя решение всех проблем, связанных с обеспечением своих приверженцев жильем, одеждой и ежедневным питанием, в обмен на их бесплатный труд.

В чем же сущность ведической (кришнаитской) системы питания?

Во-первых, кришнаиты исходят из того, что в пищу человека не должны входить мясо животных и птицы, а также рыба, яйца или иные живые, а потому «нечистые», существа (морепродукты, улитки, устрицы, саранча и т. п.).

На Западе часто кришнаитскую систему питания отождествляют с вегетарианством. Это совершенно ошибочное определение, ибо в вегетарианстве существенную роль играют, например, яйца и нет никаких исключений для пищевых продуктов растительного мира.

В кришнаитском же питании, наоборот, исключены такие нужные для кулинарного процесса растения, как лук и чеснок, запрещены напитки растительного происхождения — чай и кофе. Но в то же время в ряде случаев определенным людям разрешается употреблять мясо, кроме говядины, то есть мяса коров, которые считаются «праматерями человечества», священными животными.

Можно также употреблять пищу, запрещенную во время строгих постов в других конфессиях, в частности, христианстве. Дело в том, что и католики, и православные, и протестанты исключают из постной пищи и любых постных блюд такие компоненты, как масло, молоко, сливки, сыр, творог и иные кисломолочные продукты, считая их скоромными.

Кришнаитская кухня, наоборот, считает сливочное масло, а тем более все растительные масла, а также молоко и все его производные — основным, главным, непременным, постоянным элементом каждодневного питания, своего рода обязательной священной пищей.

Таким образом, ни по составу, ни тем более по композиции блюд пища кришнаитов не похожа ни на вегетарианскую европейскую, ни на постную религиозную, употребляемую приверженцами христианских религий.

Основу ее составляют злаки, то есть зерно различных растений и мука из них, причем огромную роль играют бобовые (горох, фасоль, нут, бобы, чечевица, соя, маш), являющиеся основным источником белков, а также хлебные злаки (пшеница, рис, ячмень, джугара) и далеко не в последнюю очередь жиры — сливочное масло, растительные масла, молочные продукты, молоко и особенно йогурт (катык). Отсюда широкая возможность приготовления в кришнаитской кухне всевозможных мучных блюд, каш в сочетании с маслом, молоком, творогом.

На втором месте стоят орехи, грибы, овощи и фрукты, создающие, с одной стороны, основу питания, а с другой — многочисленные и разнообразные дополнения к мучным блюдам и особенно часто используемые в супах, соусах, сладких блюдах.

Совершенно исключительное место в кришнаитской (ведической) кухне занимают пряности: черный, красный, белый перец, кубеба, корица, бадьян, кардамон, имбирь, калган, куркума, асафетида, ажгон, зира, петрушка, укроп, базилик, кориандр, широкая гамма разнообразных карри.

Именно пряности в сочетании с жирами дают возможность создавать из злаков, овощей и фруктов разнообразные, отличающиеся по вкусу и аромату блюда и тем самым обеспечивать людей неприедаемой, вкусной пищей, хотя ее энергетическая ценность может быть весьма скромной.

Что же касается содержания конкретных блюд, то поскольку пищевой состав всего питания четко очерчен, в их повседневной композиции допускается полная свобода, хотя в целом придерживаются традиционной рецептуры. Общий же состав и, главное, вкусовая гамма ежедневной пищи могут сильно меняться и колебаться. И именно это обеспечивает неприедаемость кришнаитской кухни несмотря на все те искусственные пищевые исключения и запреты, которые в ней предписываются и соблюдаются.

Распорядок дня, и в том числе распорядок принятия пищи, у кришнаитов весьма строго определен и неукоснительно выдерживается.

Кришнаитский «день» начинается в 3:30 ночи (или «утра»). В 4:15 начинается религиозная служба — моление Кришне. Во время нее Кришне «предлагают» сочные сладкие ароматные блюда или свежие плоды. Часть этих «жертвоприношений» делится и съедается кришнаитами после службы, примерно около 6:00 утра. Это — небольшая «затравка», «закуска».

После медитации и лекции по ведической философии организованные в коммуны кришнаиты завтракают: в 8:00—8:30 они получают так называемый прасад. Сюда входят лепешки, каша, орехи, молоко или йогурт, блюда из овощей и фрукты.

С 9:00 до 14:00 кришнаиты работают, а в 14:00—15:00 следует обед — главный прием пищи у кришнаитов. На обед, как правило, подается рис, затем дал (суп из бобовых, чаще всего фасолевый), тушеные овощи (в масле) и к ним индийский хлеб чапати и еще какое-нибудь одно или два кушанья, в том числе сладкое.

Воскресный обед увеличивается до 10—12 блюд!

В 19:00 кришнаиты собираются для вечернего моления-пения, слушают очередную лекцию о Кришне и, ограничившись стаканом йогурта, ложатся спать в 21:00 или, самое позднее, в 21:30, чтобы проснуться на другой день опять в 3:30. Таким образом, они спят по шесть — шесть с половиной часов в сутки.

В целом такой распорядок дня — здоровый, ненапряженный, но он приемлем лишь для людей дисциплинированных, со скромными жизненными идеалами и к тому же тренированных в этом духе с юных лет, причем психологически являющихся «жаворонками», то есть людьми, которые привыкли делать основную работу в первой половине дня. Для потенциальных «сов» кришнаитский режим совершенно неприемлем, и непонимание этого обстоятельства часто приводило к большим трагедиям.

В отличие от большинства религий современные кришнаиты придают огромное значение именно распространению ведического питания как одному из основных направлений своей религиозной деятельности. В 70-х годах XX в. ими была основана программа «Пища жизни», согласно которой они проводили массовые акции бесплатного обеспечения ведической горячей пищей населения районов стихийных бедствий.

Так, эта программа осуществлялась во время Спитакского землетрясения в Армении, во время гражданской и национальной грузино-абхазской войны и во время войны в Чечне. В самый разгар чеченской трагедии в разрушенном и охваченном пожаром Грозном появились 12 кришнаитов, которые в тяжелейших условиях, на привозной воде, готовили ведическую пищу и раздавали в день до трех тысяч горячих обедов. Всего за последние десять лет кришнаитская программа «Пища жизни» распространила в России свыше трех с половиной миллионов бесплатных обедов. К концу 90-х годов в России действуют около ста кухонь и кафе, в которых кришнаиты готовят и распределяют свою ведическую (растительную) пищу бесплатно различным категориям бедствующего населения.

Правда, реальный результат этой деятельности пока весьма незначителен. Люди, конечно, охотно получают продовольственную бесплатную помощь со стороны кришнаитов, особенно их горячие, вкусные обеды, но их последователями в результате становятся крайне незначительное число — доля процента — людей, ими облагодетельствованных. Однако это не смущает кришнаитов и руководителей ИСККОН. Они продолжают свою религиозно-кулинарную работу с прежней активностью.

Большое значение имеет то, что у кришнаитов приготовлением пищи занимаются кулинары-профессионалы высокой квалификации. Это обеспечивает одинаково хорошее качество питания для всех участников кришнаитских коммун, а также для всех, кто пользуется услугами кришнаитской продовольственной благотворительности. Именно это и отличает кришнаитскую пищевую деятельность, кришнаитские благотворительные обеды от благотворительной пищевой помощи других международных организаций (ООН, Красного Креста, Армии спасения и т. п.), у которых продовольствие часто распределяется в сухом виде, в виде полуфабрикатов и консервов, а горячие обеды исполняются в чрезвычайно посредственном виде — стандартные супы и каши, лишенные кулинарных достоинств и привлекательности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

При этом на столе у строгих вегетарианцев есть все любимые и привычные для русского человека блюда: и пироги, и котлеты, и пицца, и даже «селедка под шубой» с оливье. Но во время приготовления этого пира не страдает ни один зверь или птица.

7 самых «невозможных» вегетарианских блюд

1. «Селедка под шубой»

Принцип укладывания слоев мы повторять не будем, лишь расскажем главный секрет: вместо селедки используются водоросли «Нори». Это обычные сухие листы водорослей, с которыми готовят роллы и которые продаются в каждом магазине. Можно также использовать морскую капусту, однако у «Нори» более выраженный «рыбный» вкус. До слоя с водорослями можно положить также слой из адыгейского сыра — тогда салат будет еще и очень питательным и насыщенным белком. Слои промазываются вегетарианским майонезом, который также можно купить в магазине (называется «Постный») или сделать самим. Кому лень готовить майонез и негде купить, можно использовать сметану.

2. Оливье

Ну куда ж без него в Новый год! Кришнаиты тоже празднуют Новый год. Только в оливье они кладут вегетарианскую колбасу. Ее можно купить во всевозможных магазинах здорового питания, а можно сделать самим, используя нутовую и обычную муку, рецептов в интернете множество. В конце концов, любая колбаса — это просто набор вкусо-ароматических добавок и специй. Поэтому можно, используя те же специи, создать продукт, для которого не потребуется никого резать. Яичный вкус в салате успешно воссоздается при помощи черной соли. Не волнуйтесь, салат не станет черным из-за нее. В обычном виде она розового цвета и лишь слегка темнеет при соприкосновении с продуктами. Купить черную соль можно также в магазинах здорового питания и индийских специй.

3. Омлет

Вегетарианский омлет делается из адыгейского сыра и уже упомянутой черной соли. А если добавить к нему порезанные помидоры, то получится вкуснейшая вегетарианская яичница с помидорами

4. Торты, пироги, оладьи

Оказывается, традиционная выпечка замечательно получается и без яиц. Даже более того, без яиц торты, печенье, пирожки, блины, оладьи и булочки получаются более нежными и с более тонким вкусом. Оладьи выходят вполне воздушные, да и бисквит без яиц приготовить не проблема. Есть множество вариантов замены яйца, когда необходимо именно «склеить» индгридиенты. Это может быть банан, вода из-под варки нута, фасоли или гороха (так называемая аквафаба), льняная мука и множество других вариантов (гугл точно знает). Однако даже без всех этих ухищрений, воздушность тесту придают обычный пекарский порошок (он же разрыхлитель), гашеная сода или сода в сочетании с кисломолочной основой.

5. Роллы

Не совсем уже русская, однако популярная кухня. В целом, простые вегетарианские роллы и сейчас можно заказать в ресторанах японской кухни. Однако вряд ли вам добавят к ним вегетарианскую икру, черную или красную — а такая тоже существует. Купить можно в магазинах здорового питания и украсить ею свои роллы.

6. Вегетарианская рыбка

До смешного простое в приготовлении блюдо. Берется адыгейский сыр, заворачивается в листы «Нори» и немного обжаривается со всех сторон — и вуаля, рыбка готова. Можно также сделать рыбку в кляре, обмакнув предварительно сыр, обернутый «Нори», в кляр.

7. Котлеты

Обычно вайшнавы делают их из бобовых: нута, чечевицы, фасоли, гороха. Можно делать котлеты и из обычной капусты и картошки, можно добавлять в «фарш» адыгейский сыр. Таким же образом готовятся фаршированные перцы, одна из самых удивительных начинок для которых — это кокос с нутовой мукой.

Именно вегетарианская кухня невероятным образом развивает воображение и творчество, позволяя придумывать все новые и новые блюда. Остается только удивляться богатству природы — ведь из самых обычных и простых продуктов, таких как зерно, овощи, фрукты, молоко и специи, можно готовить настоящие кулинарные шедевры, которых вы никогда не найдете в традиционной «мясной» кухне.

Краткое содержание предыдущих частей («Александр Мешков: Как я пытался познакомиться с индийским святым. Часть 1» и «Мешков: Как меня посвящали в адепты Саи Бабы. Часть 2»).

В ашраме Саи Бабы Александр знакомится с его обитателями, постигает основы учения и подметает территорию. Но, будучи не в силах побороть свою патологическую нелюбовь к физическому труду, отправляется на поиски другого, менее трудоемкого учения.

Халява не пройдет

Ашрам Харе Кришна Ленд представляет собой небольшой городок, утопающий в зелени. Пройти внутрь не так- то просто. Я объясняю охраннику, что мне надо поговорить с начальником всех кришнаитов. Смеется: «У нас есть Учитель, а не начальник». Проводит меня в прохладу здания. Небольшой кабинет с открытой дверью. Меня просят разуться. В кабинете — светящийся духовным благополучием старичок. Рядом медитируют с закрытыми глазами два пожилых «преданных».

— Харе Кришна! — приветствую я старца. — Я бы хотел…

— Подожди! — перебивает меня дедушка. — Сначала съешь прасад, — он берет из корзиночки два коричневых катышка и протягивает мне.

— Я из Москвы, хотел бы пожить здесь немного, овладеть Знанием… — говорю я. — Сколько это будет стоить?

Старичка мое заявление огорчило:

— У нас живут и учатся люди из разных стран. Но такого понятия, как оплата, здесь нет. Ученики просто жертвуют на храм Кришны.

— Сколько надо в рупиях? — напрягаюсь я.

Старичок смеется:

— Мы содержим в порядке Харе Кришна Ленд, содержим персонал, преподавателей университета. Мы обеспечиваем питанием тысячи бедняков. Неужели для этого жалко хотя бы тысячи-другой долларов?

— А что делать тем, кто хочет овладеть Учением, а денег нет? Они могут здесь жить? — настаиваю я.

— Мы никого не прогоняем. Но у нас не ночлежка. Накормить мы можем, а вот разместить всех желающих — нет.

— Если люди будут думать, что мы пускаем всех, то могут приехать, чтобы жить тут, не работая, — встрял в разговор другой кришнаит.

— То есть халявщики, — поддакнул я. — Я сам презираю таких. А есть где-нибудь ашрамы Кришны поскромнее, где можно общаться с единоверцами, но не жертвовать денег?

Дедушка надолго замолчал. Съел коричневый катышек. Потом — второй. Мое упорное нежелание жертвовать его утомило. Но, если у меня рупий и впрямь впритык, что, я виноват?

— Можно уехать в глухую индийскую деревню! Там жить и постигать Учение, — посоветовал мне другой дремавший кришнаит, не открывая глаз. — Для таких, как ты, мы ежедневно организуем питание в различных точках города. Я потом скажу тебе, где. Но сейчас ты можешь пожить у нас недолго. У нас пока есть место. Будешь мусор выносить и контейнеры грузить с кухни.

— Халява и тут не проходит, Александр! — сказал я себе.

Рука Москвы

Меня отвели в апартаменты, в которых существовали еще шесть славных парней, но никудышных собеседников. Они или молчали, или говорили только на тарабарском хинди. Мне выдали синюю униформу с замысловатой шапочкой. Мой провожатый Ману Бхатьи Дас повел меня смотреть Харе Кришна Ленд. Огромный храм, учебный и административный корпус, пугающий своей роскошью, и фабрика-кухня. Туалет для прихожан в роще. Перед храмом — лавочки пунктов приема обуви (за пожертвование). В храм — только босиком. Широко живут кришнаиты в Мумбае. Но что это? На стене храма я вдруг увидел до боли знакомые архитектурные очертания. Ошибки не могло быть: это Москва, Родина! Учитель кришнаитов Свами Прабхупада шествовал по булыжникам Красной площади мимо Кремля и памятника Минину с Пожарским. В конце экскурсии Ману Бхатьи Дас по старой доброй религиозной традиции попросил у меня денег на храм. Я великодушно дал ему 10 рупий одной бумажкой. Он весело рассмеялся и благодушно похлопал меня по плечу, как деревенского дурачка. (1 доллар = 50 рупий.)

Когда сознание чисто

Пищеблок был целой фабрикой по приготовлению ведической пищи. Мужики в резиновых перчатках под руководством главного кукера молча взвешивали на электронных весах овощи и забрасывали в чистящие агрегаты, мыли рис, засыпали в огромные котлы, парили, жарили, добавляли специи. Другие парни раскладывали еду в металлические контейнеры. Я же со своими напарниками Дхетру и Сингкхом занимался более серьезным делом: бережно выносил эти контейнеры на улицу и устанавливал в подъезжавшие автомобили, которые развозили их по школам и кухням. Потом мы выносили чаны с пищевыми отходами из столовой и вываливали их в мусорные контейнеры. Работал до полудня. Занятие это было монотонным и лишенным всяческого творчества. Но было в нем и прекрасное — я мог есть до отвала. А самое страшное в моем существовании было то, что рабочий день начинался в 4 часа утра. Мы просыпались в 3.30 и пели мантры. Без этого наш труд шел насмарку, а пища теряла свой сакральный смысл. Мое сознание в это время спало крепким сном, и все действия я производил автоматически. Я, правда, пытался добавить пару часиков после обеда на берегу моря, но меня постоянно тревожила нищая детвора, умоляя дать им денег или еды.

Як хохлы индусами стали

— Простите, а вы из каких краев? — обратился однажды ко мне с улыбкой рыжий «преданный».

— Из Москвы! — ответил я.

— Я же тебе говорил! — торжествующе на чистом русском языке воскликнул мужик, обращаясь к своей спутнице, черноволосой дивчине в сари. — А вона мне каже: «Чи немец, чи финн?! Слухай! Акцент-то немецкий!» Я говорю: «Русский!»

Врач-педиатр Ягья-Гухья Дас и его жена Пурнамаси приехали в ашрам за знаниями из Киева. Более полугода они учатся здесь в кришнаитском университете. Наблюдая по Интернету за политическими страстями на родине, они искренне недоумевают по поводу бесполезности этой суеты.

Несмотря на то, что я жил в ашраме правильно и честно, желание уехать домой из этого рая возрастало с каждым днем и в конце концов стало невыносимым. Однажды утром я решительно собрал рюкзак и, поблагодарив Бога, покинул эту счастливую древнюю и беззаботную землю, где женщины еще стесняются своей наготы, а мужчины еще не утратили способности краснеть и смущаться. Страну, где полицейские ласково и приветливо улыбаются тебе, где нищие дружны и веселы, где даже странствующий тать ворует с виноватой улыбкой. Я возвращался в свою бурлящую, беспокойную, но такую любимую реальность не побитый и не обворованный, с изменившимся мировоззрением и умиротворенным осознанием того, что мир совершенен и справедлив.

ВЕДИЧЕСКИЙ РЕЦЕПТ ОТ МЕШКОВА

Ведическая кухня — важная часть древнеиндийской религиозно-философской системы, ставящей целью достижение гармонии между человеком и окружающим миром. Давайте вместе попробуем приблизиться к этой гармонии. Для этого сварганим себе чудный иддли.

Надо: 2 стакана риса, 1 стакан дала (дал — это лущеная чечевица и горох), 1 ч. л. соли, 1/4 ч. л. соды.

Метод приготовления

1. Замочите рис и дал на 8 часов. Слейте воду. Размельчите в кухонном комбайне с небольшим количеством воды и вылейте в миску. Добавьте соль и размешайте. Поставьте в теплое место на 12 часов.

2. Сделайте паровую баню: кастрюля, на 1/4 наполненная водой; поднос — такой, чтобы помещался в кастрюлю; подставка, чтобы поднять поднос над водой. Смажьте маслом форму для выпечки. Когда масса взойдет и начнет пузыриться, добавьте соды и размешайте. Залейте ее в форму на 2 см и поместите на паровую баню.

3. Плотно закройте баню крышкой. Положите сверху груз. Готовьте в течение 10 мин., пока иддли не затвердеет. Охладите, выньте иддли из формы, нарежьте на квадраты, помолитесь и сливайтесь себе на здоровье с окружающим миром.

СЛОВАРЬ «КП»

«Преданные» — самоназвание кришнаитов. Основным занятием «преданных» является пение мантр, многократное повторение имени бога. У каждого кришнаита есть четки из 108 бусин, на каждую бусину полагается по 16 мантр. «Преданным» запрещены:

— азартные игры;

— интоксикации (алкоголь, наркотики, никотин и даже кофеин);

— секс вне брака и любой секс не с целью зачатия;

— убийство животных.

История появления
Современный мир предлагает на религиозном «рынке» много «духовных» продуктов в яркой, привлекательной и экзотической упаковке. Одним из таких «духовных» продуктов является «Международное общество сознания Кришны» (МОСК, ИСККОН).
В просторечии их называют кришнаитами, что не совсем корректно, так как под этим названием можно понимать и индусов – вайшнавов, к данной секте не принадлежащих. Движение поклонения Кришне как единому богу начал в Индии в XVI веке проповедник Чайтанья, современные кришнаиты считают, что в нем воплощался сам Кришна. Кришнаиты – одно из самых заметных новых религиозных движений неоиндуисткого толка, отталкивающееся от этой средневековой (а не пятитысячелетней, как они любят утверждать) вайшнавской традиции, к которой «Международное общество сознания Кришны» себя и причисляет.
В июле 1966 года эта организация была официально зарегистрирована в США. Её основатель, Бхактиведанта Свами Прабхупада, урождённый Абхай Чаран Де, родился в Калькутте 1 сентября 1896 года. В 1950 году Абхай удалился от семейных дел и в сентябре 1959 года в Матхуре принял обет отречения санньясу и получил имя «А.Ч. Бхактиведанта Свами». После этого он начал переводить на английский язык и комментировать «Шримад-Бхагаватам» – одно из многих священных писаний вайшнавизма. Надо заметить, что это произведение комментировалось и до него.
Перевод Прабхупады с комментариями был назван «Бхагавáд-ги´та как она есть», причем комментарии по объему значительно превосходят сам текст.
На основании своих комментариев Прабхупада пытался проповедовать и привлекать к себе учеников в Индии, но успеха не имел, таких как он, в Индии многие тысячи.
В августе 1965 года, когда Свами Прабхупаде было 69 лет, он отправился в Америку, утверждая, что его на это благословил в своё время его гуру. Прабхупада приехал в Нью-Йорк в сентябре того же года, успеха он опять не имел, и уже собирался отправиться назад в Индию, но у него появились очень энергичные ученики, и дело пошло в гору.
Вчерашние хиппи, которые перепробовали всё, с энтузиазмом восприняли систему Прабхупады, со многими аскетическими запретами, экзотическими одеждами, не похожими на европейские, и идеями, упакованными в яркую обёртку индуизма.
За несколько лет кришнаиты распространились по многим странам мира. В нашу страну кришнаизм стал проникать уже в советский период (Прабхуда посещал СССР в 1971 году), и на сегодняшний день, по утверждению МОСК, в России 100 000 кришнаитов.
Вероучение
Все кришнаиты подчиняются духовным учителям – гуру, которым в кришнаизме отдаются божественные почести: им должны клясться в верности, припадая лицом к стопам, любой приказ гуру должен выполняться без обсуждений: «Духовного учителя называют – «Его божественная милость», потому что духовный учитель является проявлением божественной милости, проявлением Параматмы».
Учение кришнаитов хорошо разработано и охватывает все стороны жизни. Свами Прабхупады утверждал, что его кришнаизм не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с буддизмом. Кришнаизм заявляет себя как монотеистическую религию, где богом является Кришна, имеющий множество воплощений – аватар.
Изображения Кришны, его статуи также считаются аватарой Кришны, кришнаиты думают, что в их идолах реально прибывает бог. Кришна воплощался во многих богах индийского пантеона, и не только. Иисус Христос, по мнению кришнаитов, также является аватарой Кришны. Кришнаиты верят и в других богов. Все иные боги не равны Кришне, происходят из его энергии, и поэтому считаются полубогами. Сам Кришна жил на Земле пять тысяч лет назад, и его жизнеописание очень похоже на прочие описания богов языческих культов: тысячи жен, приключения, войны с демонами.
Исходя из идеи реинкарнации, которая, как и положено неоиндуистскому движению, разделяется кришнаитами, в зависимости от твоей земной жизни ты можешь стать или полубогом, или животным и даже камнем. Считается, что наша душа – это частица верховной души, и нужно освободить её от необходимости возвращаться в материальный мир, и после смерти можно переродиться вновь в кришнаита, а после второй такой жизни уже освободиться от колеса перерождений, развоплотиться и уйти в рощи небесной нирваны и на планете Ваикунитихи наслаждаться любовью Кришны.
Оранжевые одеяния, бритая голова
«Бхагавад-гита как она есть» является непререкаемым священным писанием кришнаитов, и комментарии Прбхупады считаются истиной в последней инстанции. Эти комментарии очень настораживают. К примеру, член МОСК может убивать с именем Кришны, и это будет правильным действием.
Обряды кришнаитов имеют индуистские формы и выглядят, как классическое язычество, фигурки божков поливаются смесью на основе молока и коровьей мочи, им преподносят пищу, поют мантры. Приготовляемая пища не должна быть съеденной, пока определенными молитвами не будет принесена в жертву Кришне.
Внешне поклонники Кришны выделяются из толпы: оранжевые одеяния, бритая голова, с клоком волос на затылке.

Убийства, запугивания, разжигание розни
Управляется МОСК советом гуру, каждый из которых постоянно старается перетащить на себя ключевые должности организации. За недолгую историю движения кришнаитов, их организация и руководители часто попадали под суд по обвинению в убийствах, запугивании, преступных махинациях, разжигании розни. В конце стоит сказать, что консервативно настроенные индусы в Индии в большинстве неприязненно относятся к кришнаитам.

Тверские кришнаиты
У нас в области и в Твери до недавнего времени кришнаиты не были заметным явлением, но в последнее время стали весьма активны, и в 2016 году провели свои шествия – Харинама (воспевание имени Кришны) в центре Твери, обманув при этом администрацию города, выдавшую разрешение на проведение шествия-карнавала, а не религиозной процессии. При этом кришнаиты нарушили закон о миссионерской деятельности, что признано решением суда, с назначением им штрафа за нарушение законодательства РФ.
Андрей Безруков,
руководитель научного студенческого общества кафедры теологии ТвГУ