Кто такой православный человек

Что дает православие человеку?

Аудио

Что дает православие человеку?

Очень многое. Прежде всего – если подойти с точки зрения такой… интеллектуальной – дает человеку мировоззрение, полноценное, оправданное, которое отвечает на важнейшие вопросы его жизни.

Какие вопросы? Это вопросы смысла жизни. Это же первый вопрос: есть Бог или нет Его? Есть вечность или нет ее? Что самое главное в человеческой жизни? Оно дает человеку не какой-то придуманный, а реальный образ совершенного человека. Не Дон Кихота, не князя Мышкина. Не какого-то героя из романа. А дает реальный образ Христа. Вот Он, тот идеальный человек, о котором мы думаем, гадаем, где он и какой он.

Христианство дает верные нравственные нормы жизни. Это в высшей степени важно. Ведь помним же все: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха, что такое хорошо, а что такое плохо».

Действительно, что такое? Где оно? Кто скажет? Мережковский, помните что писал: «И зло и благо – два пути, ведут к единой цели оба. И все равно, куда идти». Здорово? Лучше не придумаешь!..

Христианство дает твердые нравственные и даже духовные ориентиры.

Это первое. Христианство отвечает на вопрос, главнейший вопрос человека: зачем я живу? Зачем? Какой смысл? Какой смысл жизни человечества, если все умрут? А все действительно умрут.

Как , человечество как биологический вид смертно. Смертно! То есть всё, скоро-скоро окончится вообще все человечество как биологический вид. И зачем мы все живем? И какой смысл?

Как это важно!.. Для ищущего человека не ответить себе на этот вопрос – смерть. И многие кончали жизнь самоубийством. Православие отвечает со всей определенностью, ясностью: вы боги – вот кто такие люди. Вы боги и сынове Вышнего все вы, но чтобы стать богами, для этого нужно потрудиться.

Это первое, что христианство дает человеку мыслящему.

А если хотите дает в практическом плане. У кого из нас нет скорбей? Поискать такого человека… Правда, об одном я слышал – это папа Иоанн XXIII, который говорил: у меня не было никогда никаких скорбей. Но если бы вы посмотрели на его портрет, вы б поняли все сразу. Это колобок такой – полненький, толстенький, жирненький, улыбающийся. Может быть, у него действительно не было скорбей. Но это уникальный человек…

На самом же деле все мы исполнены скорбей. И как к ним относиться? Как их понимать? Христианство, православие, дает замечательное средство. Оказывается, все что с нами происходит, говорит оно, это вовсе не злоба людей, которых я знаю – вот мои враги, злодеи, которые ножки ставят. Это вовсе не случайности, это вовсе не общественные катаклизмы, которые произошли независимо от меня, это совсем не случайность природного характера, что налетела на меня та или иная болезнь, то или иное обстоятельство…

Нет, нет, нет, – говорит христианство. Ты ошибаешься, если так думаешь. Если будешь так думать, у тебя вечно будут враги, вечно будешь дрожать, как бы что не случилось. Как бы у тебя что-нибудь с работы не свалилось. Как бы ты не остался без того, сего и прочего.

Вечное напряжение… Сейчас мы начинаем понемножку сознавать, как бы не остаться без работы. Посмотрите, как многие страдают. На Западе что! Я вот в Германии встречался… в других странах. Молодежь сейчас думает, как бы найти место работы. Страдают! А сколько мы страдаем от недругов всяких.

Что говорит православие? Оно говорит следующее.

Приведу хотя бы Исаака Сирина, святого, который просто выразил учение православное. Он писал так. Ни одна тварь (ни одно творение), ни одно животное – ни духи, ни бесы, уж тем боле ни ангелы, ни человеки – никто не может принести человеку ни малейшей скорби без Бога любви и премудрости, всеблагого и всепремудрого Бога, который, если и дозволяет чему случиться, то только по одной причине: ради пользы человека.

Представьте – оказывается, я не в руках каких-то злодеев нахожусь, которые готовы в любой момент со мной сделать что угодно, – нет! Я нахожусь перед лицом любвеобильного и премудрого врача! Вы подумайте только!

Врача… а не палача! Который – вот, я наделал то-то и то-то – и он меня казнит, как это очень многие, к сожалению, думают, что Бог нас казнит за то, за другое, за третье…

Бог – врач. И когда случаются с нами неприятности и прочие вещи – это что такое? Врач вынужден сейчас вспороть мой живот, чтобы отрезать аппендикс, иначе я погибну. Вот что такое делает. Врач, повторяю еще раз, а не палач!

И это вера в то, что все совершается по всеблагой и премудрой воле Божией. Что люди даже, враги, злобные враги, есть только бессмысленные орудия в руках воли Божией – вы слышите, что дает?!

Что дает человеку! Какое утешение! Какую благодарность, какую даже радость!

Вот как важна эта вера. И чем более человек искренне верит, по-православному верит – вот так верит, тем меньше он страдает даже в тех случаях, когда, кажется, Боже мой, смотрите, что с ним произошло!.. С великомученика Евстратия кожу сдирали и поливали горячим маслом, а он воскликнул, эти мучения суть радость рабам Твоим, Господи.

Неслучайно мы видим в истории христианства, когда палачи бросали орудия пыток и заявляли «Я христианин».

Вот что дает православие человеку. Это нам ежечасно, ежеминутно важно. Потому что мы постоянно сталкиваемся со множеством неприятностей. Оказывается – вот от кого это исходит. От любвеобильного и премудрого врача.

О, слава тебе, Господи. Я достоин действительно. Я не вижу своих болезней. Но ты видишь, ты истинный врач. Я считаю себя хорошим, лучшим в мире. А на самом деле – дрянь. Как сказал Феофан Затворник: сам дрянь дрянью, а все твердит «несмь якоже прочии человецы». И вот пока мы видим себя хорошими, и приходится оперировать нас – вырезать и аппендиксы, и другие операции делать.

Вот что дает православие человеку.

Это самое главное. Есть еще целый ряд моментов. Но мы так и до завтрашнего утра не закончим.

Что дало христианство человечеству

У меня есть друг, профессор истории, и как-то я поднял тему о пользе христианства для человечества, а он её подхватил и раскрыл. У меня лично не было сомнений, что христианство оказало в целом позитивное влияние на мир, и я говорил больше о повсеместных церквях, различных теологических семинариях, о том, что Библия, лучший учебник нравственности и она самая читаемая книга на Земле. Однако, мой друг сказал, что церкви, христианские институты и то, что Библия переведена на все языки мира, не является главным достижением христианства. Более, того есть масса людей, которые считают, что христианство вообще ничего полезного не дало человечеству. Как был разврат, супружеские измены и проституция, так это остаётся и до сих пор. Как было неравенство и сильные мира сего попирали слабых, так происходит и теперь. Войны не прекращаются в разных частях света до сих пор. Как вынуждены были люди работать за бесценок, не разгибая спины, так происходит это, в большинстве стран, и сейчас.
Однако, как сказал профессор, есть существенные изменения в мире, благодаря влиянию христианства, с исторической точки зрения:
1) До появления христианства, во всём мире повсеместно применялись пытки. Это был чуть ли не единственный способ взаимоотношений с неугодными или провинившимися людьми. За любой проступок, за любую мелочь, человек подвергался истязаниям. В современном мире, именно благодаря влиянию христианства, такой метод взаимоотношений практически исчез.
2) До появления христианства повсюду в мире применялась смертная казнь. За совершенно ничтожные проступки, человека мучили и казнили. Украл кусок хлеба или свёклу на поле у барона и лишился жизни.
3) В большинстве стран вообще отсутствовал суд как таковой. Были только обвинители и палачи. Никаких адвокатов, никаких присяжных, никакого судьи. Зачитали обвинение и голову отрубили.
4) Непрерывные войны повсеместно. Как только армия становилась достаточной – нападали на соседа. Все мужчины должны были воевать, военное искусство основное занятие, а взятые в рабство, уже выполняют основную работу. Никто не могу почувствовать себя в безопасности ни на мгновение.
5) Повсеместная безграмотность. Миряне не могли читать и писать. Первое сохранившееся письмо мирянина, было написано в 13 веке, до этого все книги и все записи делались только монахами. Христианство сильно просветило людей.
Если посмотреть на эти пять основных достижений христианства, то можно сказать, что человечество благодаря христианству постепенно приобретает человеческий вид.
Иисус Христос показал пример величайшей любви агапэ, когда можно отдать жизнь не только за своих друзей, но даже любить и прощать врагов. Пример такой настоящей братской любви, постепенно год за годом, столетие за столетием преобразовывает мир. «Детская» любовь Иисуса к Богу, и братско-сестренская к другим людям, являются эталоном на все времена. Поэтому, чтобы не мудрствовать лукаво, Иисус Христос оставил после себя всего две основные заповеди:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Матф.22:37-40
Однако, в семье, для построения гармоничных отношений необходимы четыре вида любви: детская, братско-сестренская, супружеская и родительская. А у Иисуса не было своей собственной семьи, не было жены, не было своих детей, поэтому, он не смог ни рассказать, ни тем более показать на личном примере, что такое супружеская истинная любовь, и что такое родительская истинная любовь. Именно поэтому, несмотря на повсеместное распространение христианства, вопрос взаимоотношения полов так и не решён. И даже самые верующие христиане говорят больше об индивидуальном спасении, чем о спасении всей семьёй.
Сексуальная революция 1960-х началась в США, христианской стране. Постепенно к нашему времени сексуальная революция охватила весь мир. Человечество одними только абортами, венерическими заболеваниями, меньшинствами не желающими рожать детей, насилием в семьях, с момента сексуальной революции потеряло больше людей, чем во всех войнах 20-го века. Сейчас сатана действует, опираясь на невежество людей в плане семейных ценностей. А значит не зря Иисус говорил, что сказал ещё не всё:
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». Иоан.16:12-14
Если бы в наш современный мир пришёл Дух истины, о чём бы он провозгласил в-первую очередь? Моё убеждение, что, прежде всего, он рассказал бы об абсолютной сексуальной нравственности и истинной любви в семье, так как все социальные проблемы, так или иначе, произрастают из семьи. Крепкие, здоровые и праведные семьи, смогли бы спасти нашего общество и довести до конца великий труд христианства.
«Божья цель творения заключается в том, чтобы испытать радость, глядя, как мужчины и женщины, Божьи дети, растут и совершенствуют свою душу, а потом благословить их на брак, чтобы они принесли плоды истинной любви, истинной жизни и истинного родословия, приумножая истинных детей, создавая истинные семьи и строя свою жизнь в вечном идеальном Царстве Небесном». Преп. Мун Сон Мён

Что дает мне Православие?

Часто приходится писать статьи в стиле «православие против». И действительно, православие против много чего в нашем современном мире: начиная от однополых браков и прочих извращений, заканчивая пережитками язычества в сознании большинства наших современников.

Да, об этих пережитках я сам пишу много. Это и завешивание зеркал, когда в доме покойник, и вера в сны, приметы, гороскопы. В общем, всё то переплетение христианства и язычества, с которым постоянно сталкиваюсь как священник. Но ведь православие не только «против», как думают многие антиклерикалы, кричащие, что «Церковь нам запрещает жить в том грехе, в котором мы хотим». Православие еще и «за»! Православие – это огромный духовный и культурный пласт, который открывает человеку, желающему в него погрузиться, огромный мир. Поэтому сегодня мы поговорим о другой стороне вопроса – что дает мне православие?

Православный – кто это?

Давайте определимся, кто такой православный. По данным социологических опросов, абсолютное большинство россиян исповедуют православное христианство. Правда, когда опросы идут несколько «вглубь» и учитывают частоту участия в церковных таинствах, чтение Священного Писания и многие другие проявления религиозности, то цифры резко падают.

Так что же значит быть православным? Быть православным – значит реализовывать свою веру. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26) – эти слова апостола Иакова по праву могут быть обращены к абсолютному большинству людей, называющих себя православными в социологических опросах.

Что такое быть православным? Быть православным – это значит жить духовной жизнью, это значит жить во Христе, значит реализовывать свою веру делами.

Православие – это путь

История из жизни. Великий пост. На собеседование перед Крещением приходит взрослый человек и говорит, что хочет сам креститься. Задаю ему простой вопрос: «Если я Вас крещу, будете ли Вы соблюдать Великий пост?» Зачастую возникает неловкая пауза. Человек с удивлением узнает, что на Крещении духовная жизнь начинается, а не заканчивается.

Бывает и другая ситуация. Приходит взрослый человек в состоянии кризиса. Скорее даже жизненного, а не духовного. Бросил муж или ушла жена, долго нет работы или что-то подобное. В общем, дела житейские. Поговорили с ним, попытался поддержать. Зачастую бывает так, что человек прошел непростой путь: по дороге в храм побывал у экстрасенсов, всякого рода парапсихологов и наконец-то пришел к священнику.

– Что мне делать? – спрашивает. И ведь понимаешь, что человек хочет от тебя универсальный рецепт, как получить счастье!

Обычно советуешь этому человеку в первую очередь начать регулярно исповедоваться, причащаться, читать утренние и вечерние молитвы, поститься. А дальше – Господь Сам его направит. И тут есть очень важный момент: это не универсальное решение проблемы, а правильный путь.

Принципиальная разница между священником и каким-нибудь «ясновидящим» заключается в том, что священник указывает на непростой, но правильный путь. «Ясновидящий» предлагает набор действий, которые нужно совершить, чтобы «все стало хорошо».

– Живи духовной жизнью, причащайся, будь с Богом, – скажет Вам священник.

– Прочитай ночью молитву на перепутье трех дорог, съешь клевер и запей это водой из колодца, и будет тебе счастье, – скажет современный экстрасенс.

Итоги этих путей будут совершенно разными. Если пойти по сложному первому пути, то в его конце будет Сам Господь, и трудный путь покажется легким. «Легкий» же путь покажется на самом деле самым тяжелым, так как принесет лишь временное облегчение.

Обычно стараюсь объяснить этим людям, что православие предлагает не решение проблемы – возвращение мужа или жены или новую работу. Быть может, не получится восстановить семью или найти хорошую работу. Но может случиться самое главное – путем этих испытаний Вы обретете Христа.

В этом и заключается принципиальное отличие временного и вечного решения проблемы.

«Суть христианства мне всегда, с детства, представлялась в том, что оно не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет», – написал в своих «Дневниках» протопресвитер Александр Шмеман. И действительно, православие не пытается решить какую-то сиюминутную проблему, пусть она даже будет очень и очень важной. Православие предлагает Вам глобальное изменение Вашей жизни.

Бог хранит нас в бурях, а не от бурь

Православие – это тяжелый путь. Это дорога, идя по которой, Вы столкнетесь с самыми разными искушениями и проблемами. И еще одно сравнение. Не бесспорное, конечно. Представьте, что Вы стали заниматься спортом. Никогда этого не делали и вдруг решили серьезно заняться своим здоровьем. Какая будет первая реакция организма? Боль. Мышцы, привыкшие к покою, станут жутко болеть. Так и с духовной жизнью. Если Вы никогда не молились, не постились и вдруг начали, то Вы встретитесь с сопротивлением. С сопротивлением привычки и склонности к греху, с сопротивлением бесовских сил, которые с ужасом увидели, как добыча начала уходить из их цепких лап. Столкнетесь с самыми разными трудностями на жизненном пути. Но в этом и суть православия. Есть такой принцип: «Бог хранит нас в бурях, а не от бурь».

Это тоже важное отличие православного понимания «решения проблемы» и «легкого пути». Современный человек хочет, чтобы при соблюдении каких-то простых условий «все было хорошо». Поставил свечку – и ждет счастья. Наверное, поэтому в нашем мире так популярна эзотерика самых разных мастей и калибров. Ведь она предлагает «простые» пути решения проблемы. Клади монетку под денежную жабу – будут деньги. Носи «глаз Фатимы» – не будет сглаза.

А православие нигде не говорит, что все будет легко и просто. Вспомним Евангелие. Господь называл своих учеников «светом миру» (Мф. 5, 14), но вместе с тем предупреждал их: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20).

Поэтому надо понимать: легко не будет. Но будет правильно. И напомню еще одни слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Вечная радость

Так все же: что дает мне православие? Православие – это радость жизни во Христе. Это та особая радость, которую сложно рационально описать. Да, православные такие: они молятся, большую часть года постятся, им многое нельзя, но у них есть самое главное – радость духовной жизни во Христе. Та радость, которую невозможно логически объяснить.

Когда я стал готовить эту статью, то задал на своей странице на Facebook вопрос: «Что дает Вам православие?». Ответы были самые разные, но в большинстве своем люди писали про радость. Понравился ответ: «Вера дает мне возможность жить, а не существовать!» или «Спасение души, и вообще с Господом быть так хорошо» и многие другие. Ведь общий смысл один: христианство – это радость пребывания с Богом.

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18), – призывает нас Новый Завет. Не радоваться – значит и не верить. «Начало «ложной религии» – неумение радоваться, вернее – отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться», – писал все тот же отец Александр Шмеман.

Но до этой радости нужно дойти. Нужно сделать не одну тысячу поклонов Великого поста, чтобы почувствовать подлинную радость Пасхи. А когда переживешь не один Великий пост, переживешь его в храме, тогда почувствуешь радость от самого поста, от этого непростого времени работы над собой. И так, совершенно потихоньку, приобретается радость от духовной жизни. И тогда уже многие скорби на пути к ней перестают быть такими значимыми.

Православие

Православие (от «правильного славления Бога») – одно из крупнейших направлений христианства и мировой религии. После раскола христианской Церкви в 1054 году на две ветви – восточную (греческую) и западную (римскую или латинскую) – православие полностью унаследовало византийские религиозные традиции. Сформированное на востоке Римской империи в І тысячелетии нашей эры в XI веке оно обособилось от западно-христианской модели и организационно оформилось.
Вероисповедальная основа православной религии
Вероисповедальная основа православной религии включает в себя:
1. Священное писание — Библия (Ветхий Завет и Новый Завет), апокрифы (священные тексты, не вошедшие в Библию).
2. Священное предание — решения первых семи вселенских соборов (римо-католики признают и последующие) и труды отцов церкви II — VIII веков, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст.
Главные догматы православия
Главные догматы православия:
— идея спасения через испове́дание веры,
— идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
— идея боговоплощения,
— идея искупления,
— идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Все догматы были сформулированы в 12 параграфах и утверждены на первых двух Вселенских соборах 325 и 382 гг. Церковь объявила их абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенными человеку самим Богом.
Основа культа православия
В основе православного культа лежит семь главных обрядов-таинств:
— крещение. Символизирует принятие человека в лоно христианской церкви и означает духовное рождение. Осуществляется путем троекратного погружения человека в воду (в честь Бога-Отца и Сына и Святого Духа)
— причащение (евхаристия). Символизирует приобщение к Богу через обряд причащения – вкушения тела и крови Христовой, то есть хлеба и вина.
— покаяние (исповедь). Символизирует признание своих грехов перед Иисусом Христом, который устами священника отпускает их.
— миропомазание. Символизирует сохранение полученной при крещении душевной чистоты.
— брак. Совершается в храме при венчании, когда молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа.
— елеосвящение (соборование). Символизирует схождение на больного благодати Божьей. Состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным.
— священство. Состоит в передаче епископом новому священнику особой благодати, которой тот будет обладать в течение всей жизни.
Главное богослужение в православии называется литургия (от греческого «богослужение»), на котором совершается таинство причащения (евхаристии). Богослужение в православии продолжительнее, чем в других христианских конфессий, поскольку включают в себя большое количество ритуалов. В большинстве православных Церквей служба ведется на национальном языке, в Русской Православной Церкви – на церковнославянском.
В православии придается большое значение праздникам и постам.
Наиболее почитаемый праздник — Пасха. 12 самых значительных праздников православия: Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы, Троица (пятидесятница), Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Воздвижение креста Господня и Рождество Христово.
Постов (многодневных) в русском православии насчитывается четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.
Церковная иерархия в правосславии
Церковная иерархия ведет свое начало от христианских апостолов, обеспечивая преемственность через чреду рукоположений. Рукополагают только мужчин. Священство имеет 3 степени: епископ, пресвитер и диакон. Существует и институт монашества – так называемое черное духовенство. Единого центра у мирового православия не существует. Сейчас действует 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская и Канадская.
Православие в мире
Православие исповедуют примерно 220-250 миллионов человек, что составляет одну десятую часть от всего христианского населения планеты. Православные верующие составляют большинство либо значительную часть в таких странах, как:
— Греция — 99,9 % — 11291,68 тыс. чел.
— Молдавия — 99,6 %- 3545,4 тыс. чел.
— Румыния — 90,1 % — 19335,568 тыс. чел.
— Сербия — 87,6 % — 6371,584тыс. чел.
— Болгария — 85,7 % — 6310,805 тыс. чел.
— Грузия — 78,1 % — 3248 тыс. чел.
— Черногория — 75,6 % — 508,348 тыс. чел.
— Белоруссия — 74,6 % — 7063 тыс. чел.
— Россия — 72,5 % — 103563,304 тыс. чел.
— Македония — 64,7 % — 1340 тыс. чел.
— Кипр — 69,3 % — 550 тыс. чел.
— Украина — 58,5 % — 26726,663 тыс. чел.
— Эфиопия — 51 % — 44 000 тыс. чел.
— Албания — 45,2 % — 1440 тыс. чел.
— Эстония — 24,3 % — 320 тыс. чел.
Народы исповедующие православие
Среди народов, исповедующих православие, преобладают:
— Восточные славяне (русские, белорусы, украинцы).
— Южные славяне (болгары, македонцы, сербы, черногорцы).
— Греки, румыны, молдаване, грузины, абхазцы.
Многие народы, проживающие в Российской Федерации: осетины, ненцы, коми, удмурты, мордва, марийцы, карелы, вепсы, чуваши, якуты, коряки, чукчи.
Взаимоотношения православных Церквей и государства
Взаимоотношения православных Церквей и государства повсюду складываются по-разному. За свою долгую историю православная церковь существовала в разных странах при разных политических режимах. Она была господствующей как в Византийской или Российской империях, подвергалась гонениям, как в Украине времен Речи Посполитой, на Балканах во времена турецкого господства. Сегодня православие является государственной религией только в Греции (согласно Статье 3 Раздела II Конституции Греции). Каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления», то есть занимать государственные посты. Православные священники могут давать советы политикам, но сами в структурах светской власти состоять не должны.
Отношение православных церквей к другим религиям
Отношение православных церквей к другим религиям также строилось достаточно непросто. Предстоятели Православных Церквей, собравшиеся ради торжественного совместного служения в Вифлееме 7 января 2000 года, распространили следующее заявление: «Мы обращены к другим великим религиям, в особенности к монотеистическим религиям – иудаизму и исламу, с готовностью создавать благоприятные условия для диалога с ними ради достижения мирного сосуществования всех народов… Православная Церковь отвергает религиозную нетерпимость и осуждает религиозный фанатизм, откуда бы он ни происходил».
Однако значительные сложности существуют в отношениях конкретных религиозных организаций. Так, например, до сих пор сохраняется некоторое напряжение в отношениях РПЦ Московского патриархата и Ватиканом. Также поместные православные Церкви не признают так называемые автокефальные Церкви, не признанные поместными церквами мирового православия. Речь идет, например, о таких организациях, как: Украинская православная церковь (Киевский патриархат); Украинская автокефальная православная церковь; Черногорская православная церковь; Белорусская автокефальная православная церковь; Македонская православная церковь.
Отношение православия к бизнесу
Отношение православия к бизнесу выражается довольно условно. Позиция Церкви к экономике вообще и к предпринимательству в частности выражена не так ясно, как, например, в исламе либо в протестантизме. Цель жизни православного человека это, прежде всего, спасение души, а не производство и продажа материальных ценностей. Но, в целом, православие не имеет ничего против обогащения, если:
1. Бизнес носит производственный характер и воспринимается самим предпринимателем как творческий процесс;
2. Бизнес сопровождается трудом, как созидательным и воспитательным процессом;
3.Бизнесмен щедро жертвует на благотворительность.
Само по себе богатство в православии не имеет благословления, оно возможно только в случае праведного использования.
Отношение православия к медицине и науке
Отношение православия к медицине и науке типично для большинства традиционных ортодоксальных церковных организация, то есть очень осторожное. Ранее преобладали откровенно мракобесные взгляды, основанные на тезисе, что «все болезни – следствие греха, и излечиться возможно, лишь отчистившись». Со временем отношение православных к медицине менялось и в результате эволюционировало до признания врачебного подвига. Некоторые новаторские сферы, например клонирование или генная инженерия, воспринимаются православными резко негативно. Еще совсем недавно (в 30-40-е годы ХХ в.) РПЦ активно не одобряла исследования в области атомной энергетики и даже строительство метро.

Человек

  • 20 064 Духовная жизнь 9,9|Голосов: 279 Христианин не может быть трусом (+ВИДЕО) Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) О том, правы ли те, кто отказывает христианам в смелости, когда от христианина требуется особое мужество, чего он должен действительно бояться, о смелости в ее мирском и христианском понимании, о подлинной силе и силе мнимой.
  • 29 659 Духовная жизнь 9,8|Голосов: 670 Как преодолеть рассеянность на молитве? Советы пастырей Что делать, если, вычитывая правило, отвлекаешься посторонними мыслями? Как сохранить сосредоточенность на словах молитвы, избежать механического их повторения?
  • 12 185 Духовная жизнь Пример веры Слово в день памяти апостолов Петра и Павла Иеромонах Алексий (Годлевский) Апостолы явили самый яркий пример веры в Господа Иисуса Христа и любви к Нему.
  • 4 201 Духовная жизнь «Сретенская духовная семинария»| 9,8|Голосов: 114 С Христом без «не» Виктория Ковалева Чем мы, христиане, отличаемся от людей, не знающих Христа? Ведь едва ли тот, кто рядом с нательным крестиком вешает знак зодиака, или тот, кто водружает рядом с иконой талисман на привлечение денег – лучше православного и воцерковленного, но не доверяющего Богу – так, как доверяют дети. Или не так?..
  • 30 163 Праздники и посты 9,8|Голосов: 323 Апостолы Петр и Павел (+ВИДЕО) Проект «Лето Господне» Протоиерей Артемий Владимиров Соединим и в себе эти две добродетели – смирение Павлово и Петрову горячую веру в Иисуса Христа Богочеловека, прибавим к скромности и самоукорению апостола Павла еще и Петрово радостное стремление служить Господу.
  • 84 767 Святые, подвижники благочестия 9,9|Голосов: 1861 Последний день преподобного Паисия в больнице Покидая больницу, смертельно больной старец Паисий с любовью благословил всех, кто вышел его проводить
  • 30 138 Духовная жизнь 9,8|Голосов: 382 Что значит быть миротворцем? Игумен Нектарий (Морозов) Те, кто подражает Христу, главному Миротворцу, в превращении вражды в мир, настолько Богу угодны, что они становятся Ему сынами. Однако быть миротворцем не значит впадать в другую крайность – проявлять малодушие и человекоугодие.
  • 55 954 Святые, подвижники благочестия 9,9|Голосов: 931 В каливе отца Паисия Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай Перед нами открывается вид на смиренную каливу старца Паисия. До нее осталось минут пятнадцать ходьбы. Мы продолжаем спуск и в то же время, возможно, духовно мы поднимаемся к высочайшей точке земли!..
  • 115 632 Праздники и посты День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня / 12 июля О святых апостолах Петре и Павле – Проповеди – Вопросы священнику – Библейские события – Храмы – Паломничества
  • 51 339 Духовная жизнь Что связывает с Богом Слово в день памяти святых апостолов Петра и Павла Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) Что может связывать человека с Богом? Только одно – Любовь. Только её Он ждет от нас.
  • 13 684 Духовная жизнь 11 июля 2016 г.| Слово Патриарха Неделя 3-я по Пятидесятнице Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Господь учит нас тому, как нужно жить, чтобы человек не превращался в животное, чтобы инстинкты не разрушали силу разума и нравственного чувства.
  • 52 879 Духовная жизнь 9,9|Голосов: 679 Боль расширяет сердце Часть 2: Смиренный не чувствует боли Архимандрит Андрей (Конанос) Когда мы спорим с Богом, негодуем и теряем веру, это значит, что у нас нет смирения. Если веришь в вечную жизнь, то всему имеется объяснение и толкование. Во Христе мы найдем ответ на вопросы почему, как и когда.
  • 53 797 Путь к вере 9,9|Голосов: 952 «Я был как будто в тумане и вдруг проснулся» Беседа с Хуршедом (в крещении Павлом) Нумановым, генерал-майором милиции, православным таджиком О своем пути к Православию, работе в полиции, родном Таджикистане и заветах отца.
  • 74 771 Духовная жизнь 9,8|Голосов: 1083 Промысл Божий (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 18-я Протоиерей Андрей Ткачев Жизнь человеческая – это нитка в гобелене. Это кусочек слюды большой мозаики. Отойди на расстояние – и узнаешь, что ты вшит, вставлен, вмонтирован в огромную картину.
  • 47 998 Святые, подвижники благочестия 10|Голосов: 779 «Сердцем моим страдаю о вас» О схиархимандрите Серафиме (Романцове) Зиновий Чесноков «Последние сто метров я уже не мог идти, на мне стала замерзать одежда, и тогда я стал молиться: “Господи, молитвами раба Твоего схиархимандрита Серафима помоги дойти до кельи”. Не помню, как я одолел подъем – сила какая-то подняла».
  • 76 816 Духовная жизнь Как святые достигли чистоты ума Слово на Литургии в неделю 3-ю по Пятидесятнице Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) Как христианину без вреда, а напротив, в соответствии с Божией волей надлежит взирать на мир? Как воспринимать мир, как правильно допускать и с пользой для спасения вводить его внутрь своей души? Знать это – жизненно важно для каждого ученика Христова.
  • 8 200 Духовная жизнь Портал «Православная жизнь»| 9,6|Голосов: 160 Беседы о молитве. Часть 1 Протоиерей Андрей Николаиди Очень часто перед человеком, только-только начинающим делать свои первые шаги на пути к Богу, встает вопрос: «А почему я должен молиться? Что такое молитва, об обязательности и необходимости которой так часто говорят верующие люди? Разве не достаточно просто верить, признавая существование Высшего Разума? Неужели во что бы то ни стало надо ежедневно читать какие-то малопонятные слова? Разве Богу нужна наша молитва?»
  • 16 744 Духовная жизнь Портал «Православная жизнь»| 9,8|Голосов: 446 Какие опасности таит в себе чрезмерное «обрядовое благочестие»? Иерей Андрей Чиженко Господь и Бог наш Иисус Христос сказал: «Cуббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28).Что это значит? Что во всех церковных Таинствах и обрядах, установленных Богом и святыми людьми по внушению Духа Святого, мы должны видеть живого Господа и Его образ и подобие – живого человека, то есть ближнего своего.