Лик Христа на плащанице

7 научных попыток разгадать тайну Туринской плащаницы


Туринская плащаница. Попытки восстановить изображение

Одна из самых загадочных религиозных реликвий – Туринская плащаница – с момента своего появления не дает покоя ученым. Это уникальный феномен не только в контексте христианского учения, но и с научной точки зрения – ведь это одно из немногих материальных подтверждений существования Иисуса Христа. В том случае, конечно, если плащаница на самом деле была его погребальным саваном, а не подделкой позднейшей эпохи. Поэтому на сегодняшний момент существует огромное количество попыток доказать либо опровергнуть научным путем ее подлинность.

Туринская плащаница. Фрагмент

Для верующего человека усомниться в подлинности плащаницы – это святотатство, для ученого сомнения – единственный способ докопаться до истины. Поэтому попытки рационального постижения иррациональных фактов продолжаются до сих пор. Впервые о плащаницах заговорили в эпоху Средневековья – тогда мошенники, пользуясь доверчивостью верующих, пытались на ней нажиться. В качестве священных реликвий предоставлялись кусочки ковчега Ноя, волоски из его бороды, больше 40 плащаниц – и в результате все эти предметы оказывались подделками.

Туринская плащаница в развернутом виде

Туринская плащаница представляет собой продолговатый кусок льняного полотна, который хранится в серебряном ковчеге над алтарем собора святого Иоанна Крестителя в Турине, на севере Италии. По центру полотна явственно проступают коричневатые пятна, которые сливаются в изображение лежащего мужчины. На фотографиях изображение проступает более отчетливо, особенно на негативах – дело в том, что оно само представляет собой негатив: затемненные участки, например, глазницы, выглядят на нем светлыми, и наоборот. Каким образом это необычное «фото» попало на ткань и самое главное – когда?

Попытки цифровой обработки изображения на Туринской плащанице

Более 400 лет плащаница хранится в Турине, до этого она находилась во Франции. До XIV в. история этой реликвии остается загадкой. Чтобы установить ее точный возраст, ученые прибегли к спорово-пыльцевому анализу. Выяснилось, что пыльца с плащаницы принадлежит растениям, произрастающим в Италии, Франции, Турции и Палестине. А самое удивительное – то, что были обнаружены и 7 экземпляров пыльцы солелюбивых растений, которые встречаются в районе Мертвого моря – там, где был распят Христос.

Туринская плащаница

Кроме отпечатанного изображения человека, на плащанице были выявлены следы крови. Их изучение под рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами подтвердило, что это действительно кровь. Спектральный анализ показал наличие железа, калия, хлора и следы гемоглобина.

Лик Христа на плащанице совпадает с иконописным

На микрофотографиях и под микроскопом следы крови выглядят реальными – то есть так, как если бы сгустки коричневого или красного цвета были оставлены недавно. Химический анализ установил, что кровь принадлежит мужчине.

Собор Иоанна Крестителя в Турине, где хранится плащаница

Исследования доказали, что плащаница – это не рисунок, так как на ней почти не обнаружено красящих пигментов. А если бы изображение наносилось маслом, оно бы пропитало ткань насквозь. Ткань плащаницы по характеру плетения нитей принадлежит к эпохе античности, что доказал радиоуглеродный метод.

Туринская плащаница в развернутом виде

В 1976 г. было впервые получено компьютерное трехмерное изображение человека по следам на плащанице. В 1988 г. было разрешено отрезать от плащаницы три лоскутка для исследований в университетах Цюриха, Аризоны и Оксфорда. Все три лаборатории были единогласны: радиохронологический анализ датирует возраст ткани XIII-XIV вв. Но инфраскрасная спектроскопия опровергла результаты этих исследований.

Туринская плащаница. Фрагмент

Кроме методов точных наук, применялась также методика гуманитарных. Интерпретация текстов канонических евангелий и апокрифов позволяет установить, что почти во всех текстах упоминается саван, которым обернули тело Христа. То есть плащаница на самом деле существовала. Искусствоведы также обращают внимание на разительное сходство облика на саване с традиционным изображением лика Христа, которое с VI в. на иконах стало унифицированным: продолговатое лицо, прямой нос, борода, глубокие глазницы, широкий лоб. До VI в. Иисус изображался по-разному. Есть версия, согласно которой Туринская плащаница была впервые обнаружена именно в этом веке. К тому же, средневековые источники упоминают об именно таком лике Христа на плащанице.

Туринская плащаница в итальянском соборе

В поддельности плащаницы заставляет усомниться тот факт, что следы от кровоточащих ран здесь находятся не на ладонях, как это принято в иконописной традиции, а на запястьях, что соответствует древнеримским обычаям. Если бы изображение на плащанице копировалось с икон, а не наоборот, то раны наверняка были бы в районе ладоней. Наверное, человечество никогда не устанет пребывать в поисках Грааля: величайшие библейские реликвии и их местонахождение

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

РЕДКИЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ ИКОНЫ

В Грузии, в мужском монастыре Святого Креста Джвари есть довольно редкая икона, которую называют «Иисус моргающий» или «Плат Святой Вероники». Особенности этой иконы в том, что лик на иконе открывает и закрывает очи. На одних людей, подходящих к иконе он смотрит, а на других нет. По преданию, это зависит от чистоты души человека, если он грешен или готовится совершить грех, Иисус не поднимает на него глаз.

Вот что пишет об этой иконе Галина Польшикова из Самарской области, которая видела этот образ:

В августе 1980 года я ездила по беСплатной путевке в Тбилиси. Нас возили в мужской монастырь Святого Креста — Джвари. Тогда этот монастырь еще был музеем, сейчас он возвращен Церкви. В монастырском храме была большая икона Господа Иисуса Христа, которую называют «Иисус Моргающий». Особенность ее в том, что на одних людей Иисус Христос с иконы смотрит, а на других — нет, веки Его опущены. В храме продавались фотокопии этого образа и образа Пресвятой Богородицы. Я тогда была неверующей, но крещеной — в 15 лет крестилась по настоянию моей бабушки Ольги. Но что-то коснулось в тот момент моей души, и я купила две фотокопии икон. Привезла их домой, освободила верхнюю полку в буфете от посуды и поставила туда иконы. Мужу своему Владимиру объяснила «секрет» этой иконы Иисуса Христа.

Через некоторое время муж стал вынимать икону Господа из буфета, при этом ругался черными словами (Господи, прости ему такое богохульство!) и прятал икону в ящик стола. Я снова вынимала ее и ставила в буфет. Так повторилось несколько раз, и я сказала мужу: «Не тронь икону, стояла и будет стоять здесь до самой моей смерти». Муж перестал прятать икону в ящик. Потом подтвердились мои догадки, что муж мне в те годы изменял. Иисус Христос с иконы тогда на него не смотрел, обличая его в прелюбодеянии, вот он ее и прятал.

Вскоре мне дали почитать повесть Юрия Нагибина «Трое и одна и еще один» — там напрямую рассказывается об иконе «Иисус Моргающий». Это повесть о том, как один мужчина из напрасной ревности убил свою возлюбленную и сам покончил с собой. Перед этим они были в Тбилиси у той иконы, и на него тоже не смотрел Господь, зная, что он готовится совершить страшный грех. (Недавно по этой повести сняли фильм «Натурщица» с известной актрисой Викторией Толстогановой в главной роли — и там тоже есть сцена у иконы Моргающего Христа… Она самая запоминающаяся во всей киноленте — ред.).

Спустя несколько лет в моей квартире произошло еще одно маленькое чудо, связанное с этой иконой. Я дружила со старенькой женщиной, Ольгой Николаевной, она жила в нашем доме. Ольга Николаевна была глубоко верующая, в ее квартире целый иконостас из маленьких икон. Она часто выручала меня деньгами взаймы, потому что я очень сильно нуждалась.

Однажды Ольга Николаевна приходит ко мне и говорит: «Тоня (ее молодая соседка) хотела меня отравить, чтобы завладеть моей мебелью и коврами. Она принесла мне несколько пирожков с картошкой, я съела два пирожка и чуть не умерла». Ольга Николаевна подала мне кулек с остальными пирожками и попросила отнести их в санэпидемстанцию, чтобы там проверили, какую отраву положила Тоня. Я развернула пакет и увидела позеленевшие пирожки. Сказала Ольге Николаевне, что в них уже ничего нельзя обнаружить. Да и не верила я, что Тоня могла такое сделать. Но Ольгу Николаевну было не переубедить, она все равно очень просила меня отнести пирожки на экспертизу. Я согласилась. Когда Ольга Николаевна ушла, я выбросила пирожки в мусорное ведро.

Через несколько дней Ольга Николаевна снова приходит и спрашивает, что же обнаружили в пирожках. Я ответила, что ничего не обнаружили. И вдруг она меня как обухом по голове: «Галя, ты меня обманываешь, ты же выбросила их в ведро». Я от неожиданности бухнулась перед ней на колени и говорю: «Да, я их не носила никуда, а просто выбросила». И как она начала меня стыдить! Тут я вспомнила про икону Господа Иисуса Христа. Поднесла икону к лицу Ольги Николаевны со словами: «Смотри на Господа, если Он на тебя смотрит, значит, ты права. Если не смотрит — значит, Тоня ни в чем не виновата». Она посмотрела — и вдруг тоже как бухнется передо мной на колени: «Галя, прости меня, и Тоня пусть меня простит. Наверное, я что-то другое съела плохое». Вот так Господь Сам снял тяжелое подозрение с Тони. Ольга Николаевна ушла от меня умиротворенная.

С 1991 года я стала ходить в храм. Для двух икон, что я привезла из Тбилиси, мой зять-столяр сделал деревянные рамочки. Они так и стоят у меня в буфете. Никто их не прячет, потому что мой муж уже тринадцатый год живет с другой женщиной. Иногда мне в голову приходит мысль, что, несмотря на то что я очень сильно переживала из-за развода, все сложилось к лучшему. Никто теперь не запрещает мне ходить в храм, исповедоваться, причащаться, молиться о живых и усопших. Пути Господни неисповедимы, и все Он делает для нашего блага! За все я благодарю моего Спасителя!

С пожеланиями любить как можно сильнее нашего Господа Иисуса Христа и наших ближних

Туринская плащаница: реликвия или подделка?

Статья из журнала Naked Science (№13, май-июнь 2014).

Согласно преданию, именно ею Иосиф Аримафейский обернул тело Иисуса Христа после его мучительной смерти на кресте – и на ней отпечатались следы, принадлежащие христианскому мессии. Но может быть, священный саван – всего лишь средневековая подделка?

История плащаницы

Туринская плащаница – полотно чуть больше 4 м в длину и метра в ширину. Якобы на ней «отпечаталась» голова, руки и ноги Иисуса: можно увидеть черты умиротворенного лица, сохранившего спокойное и безмятежное выражение. Судя по отпечаткам, часть погребального савана положили под тело покойника, а другой обернули тело со стороны головы.

После смерти Христа плащаница исчезла более чем на 13 веков – продолжает предание. Впервые о ней заговорили в 1353 году, когда некий французский крестоносец привез саван из своих дальних странствий. Бытует мнение, что до разграбления европейцами Константинополя плащаница хранилась именно там, хотя достоверных свидетельств этому нет.

Уже потом семья рыцаря передала артефакт церкви города Лирей, и с этого момента берет начало другая история реликвии: к небольшому городку потянулись вереницы паломников. Интерес к плащанице начал было угасать, когда церковь объявила ее подделкой, которых в то время было великое множество.

Однако спустя почти век, в 1452 году герцог Савойи Людовик I купил плащаницу, и она переехала в город Шамбери. В 1578 году ее перевезли в собор Иоанна Крестителя в Турине на севере Италии. Здесь она и «осела», получив свое привычное название.

Впрочем, настоящая слава пришла к ней много столетий спустя – в конце XIX века. В 1898 году итальянский адвокат Секондо Пиа сфотографировал плащаницу и, работая над новыми снимками, заметил одну очень странную деталь. На пленках было видно, что свет и тень на них как бы поменялись местами: Туринская плащаница была словно негативом. Следовательно, в руках у фотографа Секондо Пиа оказались фотографии в позитиве.

Это необычное явление привлекло массу энтузиастов, но научных опытов с плащаницей никто проводить в то время не стал. Церковь не желала выдавать реликвию посторонним, хотя и не подтверждала ее подлинности официально. Впрочем, технологии конца XIX века не смогли бы дать ответы на все вопросы любопытных. Всерьез за исследование артефакта ученые взялись лишь во второй половине XX.

Точных дат рождения и смерти Христа не существует. Предполагается, что он родился в промежутке между 12 и 4 годом до н. э. Его смерть обычно датируют 26-36 гг. н. э. Если верить некоторым ученым, сторонникам подлинности Туринской плащаницы, она была изготовлена в начале I века н. э. – в период жизни и смерти Христа.

Христос был альбиносом?..

Главный вопрос можно сформулировать так – почему Туринскую плащаницу считают подлинной? Дело в том, что на ней можно видеть не только отпечатки тела, но и следы от ран. Пугающие свидетельства распятия, многочисленные удары бичом, наконец, кровоподтеки на месте удара копья римского легионера – все это «отпечаталось» на реликвии.

Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста» / ©Собор Антверпенской Богоматери

Здесь есть один интересный момент, о котором не всегда упоминают. В христианской традиции принято изображать распятого Христа с гвоздями, забитыми в ладони. В настоящем же Древнем Риме гвоздями прибивали запястья. На Туринской плащанице отчетливо видно, что гвозди были забиты именно в запястья.

Доказывает ли это ее подлинность? Не стоит спешить с выводами, ведь саван мог подделать искусный мистификатор – мастер, который был знаком с древнеримскими обычаями гораздо лучше, чем обычный священник Средних веков.

Можно ли провести анализ остатков крови на плащанице? Увы, даже в наш век невозможно с точностью сказать, есть ли на ней кровь – исследования не могут подтвердить ни ее наличия, ни ее отсутствия.

Ученые скорее склоняются к тому, что пятна на саване – лишь красители, сернистая ртуть и охра. Казалось бы, вопрос можно закрыть, тем не менее художники больше 50 раз пытались скопировать изображение плащаницы, в том числе – с использованием новых методов – но достичь того же результата им не удалось.

Как мы уже упоминали, внимание публики привлекло то, что изображение Иисуса сохранилось в негативе. Некоторые объясняют это «эффектом засветки ткани» полотна. Есть на этот счет и гипотеза о примитивном фотоаппарате, который могли использовать для изготовления подделки.ё

Впрочем, если изображение на плащанице действительно негативное, то Иисус Христос окажется… альбиносом с белыми волосами и бородой того же цвета. Многие исследователи, однако, не рассматривают версию о негативном изображении на плащанице. Они полагают, что часть ткани просто подверглась более сильному солнечному воздействию, поэтому получился такой эффект.

Существует одно веское доказательство подлинности плащаницы. В 1976 году ученые из Лос-Аламосской Национальной лаборатории поместили ее изображение в компьютер VP-8, способный интерпретировать оптическую плотность изображения и превращать плоскую картинку в рельефную. Результаты оказались неожиданными: на экране проявилось трехмерное изображение человека.

Верующие получили серьезный козырь, но скептики не отступились: даже если плащаница не является простым изображением, это еще совсем не говорит о том, что ею было обернуто тело мессии. Для изготовления савана мистификатор мог использовать некий макет, а возможно, и настоящее тело человека.

Экспозиция Туринской плащаницы в соборе Святого Иоанна (Хертогенбос, Нидерланды) / ©Flickr/Anja

Поздняя датировка

Самый простой способ развеять мифы о подлинности савана – доказать, что он был сделан в Средневековье. Но все не так просто, как думали сторонники подделки. Еще в 1950-е годы XX века ученые обратили внимание на то, что примитивная структура ткани полотна говорит о его раннем происхождении. Согласно выводам тех времен, плащаница могла быть сделана еще в I веке нашей эры – именно тогда жил Христос.

Самые известные опыты с плащаницей были проведены в 1988 году. Сразу три независимые лаборатории – Оксфордского и Аризонского университетов, а также Федерального политехнического института в Цюрихе – получили образцы савана с целью установить его возраст путем радиоуглеродного анализа.

К разочарованию многих верующих, все три лаборатории предоставили схожие результаты – плащаница была изготовлена не раньше XIII века. Ни о каком древнем происхождении полотна не могло быть и речи.

Нужно ли говорить, что на этом история не закончилась. Любители мистики и просто верующие настаивали на том, что плащаница подверглась стороннему воздействию, что исказило результаты тестов. Действительно, в 1532 году саван обгорел при пожаре в Шамбери, и на плащаницу были нанесены заплатки. Могли ли ученые сделать неверный вывод, имея под рукой более позднюю ткань? Маловероятно, ведь отличить оригинальное плетенье от средневековых заплаток очень просто. Едва ли на результаты эксперимента могло повлиять и другое внешнее воздействие, например, окрашивание. Если бы плащаница была чем-то загрязнена, то это могло бы сыграть свою роль, но не настолько, чтобы ошибиться на тысячу лет. Во всяком случае, большая часть ученых считает именно так.

В 2001 году в «Вестнике РАН» была опубликована статья специалистов из Института криминалистики ФСБ России, Центра Туринской плащаницы и Министерства юстиции РФ. В ней утверждалось, что радиоуглеродный тест мог дать неправильные результаты, поскольку плащаница содержала средневековые масла. Таким образом, возраст полотна «случайно» сдвинулся на 1300 лет. Уже после публикации материала другие исследователи провели ряд новых анализов. Выяснилось, что содержание масел в полотне могло бы внести погрешность в 276 лет, но никак не в тринадцать столетий. Заметим еще, что у авторов вышеназванной статьи никогда не было настоящих образцов, все их выводы основаны на фотографиях плащаницы.

Собор Иоанна Крестителя в Турине, где находится плащаница / ©.ru

«Заговор вокруг Иисуса»

Существуют и весьма странные теории. Есть версия немецкого писателя Хольгера Керстена (Holger Kersten), по мнению которого результаты опытов 1988 года были верны, вот только сами образцы… подменили. В защиту этой «гипотезы» говорит то, что из лабораторных записей, фиксировавших все происходящее, действительно, таинственным образом исчезли полчаса съемки. За это время ткань савана вполне могли подменить.

Писатель не ограничивается историей о краже полотна, подвергая сомнению даже официальную позицию церкви в отношении Христа. Именно церковь, согласно версии Керстена, стоит за фальсификацией опытов, и причины у нее самые что ни на есть веские.

Якобы Туринская плащаница содержит в себе свидетельства того, что на момент снятия с креста Христос вовсе не был мертвым. По мнению Керстена, раны мертвого человека просто не могли так кровоточить и не оставили бы таких следов на полотне.

Но как Иисус Христос мог пережить казнь? По версии немецкого писателя, у последователей Христа изначально имелись четкие планы по спасению своего мессии. Его сняли с креста через три часа после распятия. Действительно, многие приговоренные висели на кресте больше пяти дней, и некоторые из них даже выживали. Христос потерял сознание после того, как к его лицу поднесли влажную губку, которая могла содержать какое-нибудь усыпляющее вещество. Таким образом, надзирателей могли ввести в заблуждение сторонники Иисуса Христа.

Теоретически, на момент снятия с креста он еще мог оставаться живым, но это лишь догадки. Главное и, по сути, единственное свидетельство версии Керстена – Евангелие. Утром гробницу нашли пустой – утверждает Священное Писание.

Теория Керстена может объяснить и появление отпечатков тела на плащанице. Для заживления ран последователи Христа могли использовать масла алоэ и миро, и именно они стали причиной появления пятен на полотне. Все это и многое другое было описано в книге Хольгера Керстена и Эльмара Грубера «Заговор вокруг Иисуса».

Впрочем, основоположника этой теории заговора вряд ли можно назвать ученым. Известно, что он работал в воскресной школе Фрайбурга, после чего решил посвятить себя путешествиям и писательской карьере. Помимо книги «Заговор вокруг Иисуса» Керстен опубликовал еще один труд с кричащим заголовком – «Иисус жил в Индии». Одних названий достаточно, чтобы сделать определенные выводы об уровне этих работ.

©.ru В основе радиоуглеродного метода датировки лежит измерение соотношения изотопа 14C к стабильным изотопам углерода. Радиоуглеродный метод очень сложен и требует высочайшей квалификации – известны случаи, когда результаты опытов были перевернуты «с ног на голову». Впрочем, почти всегда такой анализ позволяет получить очень точные и обоснованные результаты.

В погоне за сенсацией

Годы идут, а интерес к Туринской плащанице не угасает. И хотя доступ к реликвии ограничен, после 1988 года ученые сумели провести еще несколько опытов.

В прошлом году научный мир потрясли результаты новых исследований. Профессор Падуанского университета Джулио Фанти (Julio Fanti) решил опровергнуть выводы исследований конца 1980-х годов. Оригинальные образцы Туринской плащаницы были подвергнуты инфракрасной спектроскопии, а также механическим анализам. Результаты исследований полностью противоречили результатам радиоуглеродной датировки: если верить Джулио Фанти, Туринская плащаница может оказаться на три века старше самого Христа!

Критикуя результаты предыдущих опытов, профессор не сказал ничего нового. Пожар и использование масел якобы сыграли с учеными злую шутку, заставив их ошибиться с датировкой на тысячу лет. Эта версия детально изложена в книге Фанти «Тайны плащаницы», написанной в соавторстве с журналистом Саверио Гаетой. Как и в случае с Керстеном, здесь прослеживается классическая схема «невероятного открытия». Все это очень напоминает дешевую сенсацию.

Одним из последних исследований стали исследования итальянских физиков Джузеппе Лачидоньи (Giuseppe Lacidogna), Aльберто Карпинтьери (Alberto Carpinteri) и Оскара Борлы (Oscar Borla) из Туринского политехнического института, результаты которых опубликованы в 2013 году. Как и Джулио Фанти, ученые подвергли критике выводы эксперимента 1988 года, только теперь акцент был сделан не на пожаре или наводнении, а на землетрясении. Якобы, незадолго до казни Христа в Иудее имело место землетрясение, которое изменило свойства и ориентацию частиц на полотне.

Естественно, никаких научных подтверждений у этой версии тоже нет, и вряд ли они появятся. Существует немало сейсмически активных мест, но подобных явлений там не наблюдали.

Туринская плащаница – это цельное полотно, но древние иудеи, насколько можно судить, использовали в ритуальных обрядах не цельные саваны, а несколько кусков ткани. Одним из таких полотнищ, например, укрывали голову усопшего. Получается, что версия о подлинности плащаницы противоречит древним иудейским обычаям.

©Flickr/John Mosbaugh

Подделка?

Итак, среди всех проведенных экспериментов самым авторитетным можно считать исследование 1988 года. Его результаты отчетливо показали, что Туринская плащаница, скорее всего, лишь средневековая подделка.

Впрочем, разве в датировке дело?

Что нам может дать установление точного возраста плащаницы? Ровным счетом ничего, что доказывало бы ее подлинность. Даже если плащаница и была изготовлена в I веке, это совсем не говорит о том, что в нее заворачивали тело Иисуса Христа.

Странным выглядит уже то, что после казни плащаница бесследно исчезала на тринадцать веков. А ведь она была ценной христианской реликвией.

Отпечаток лица – еще один интересный момент, на который не всегда обращают внимание. Если предположить, что на плащанице отпечатался лик мессии, то почему этот след так похож на художественный портрет? Действительно, если бы ткань соприкасалась с телом человека, и на ней остались его следы, то при развороте полотна это лицо имело бы искаженные формы. Правда, по версии того же Керстена, лицо Христа отпечаталось на полотне не за счет прямого контакта, а за счет исходящего от тела тепла и разных масел.

Получается, что никаких реальных доказательств подлинности савана не существует. Даже церковь не берется подтвердить версию апологетов плащаницы. А если нет доказательств, то зачем выдумывать лишние поводы для новых опытов?..

Христианство – это одна из мировых религий, которая основана на жизни и учении Иисуса Христа. Его лик нередко воссоздавали на священных изображениях, что способствовало укоренению образа единого Бога в художественном, и в частности в религиозном искусстве. Характерным примером является икона Господь Вседержитель, которая есть практически в каждом храме и домашнем алтаре.

Таким образом, речь идет об объединяющем всех верующих образе, об изображении, которое имеет консолидирующее значение для всех. Именно поэтому верующим следует глубоко размышлять над тем, каково значение иконы Иисуса Христа Вседержителя, и положением, которое этот образ занимает в религиозной практике.

Описание смысла иконописного образа

Иисус по своей природе безгрешен, именно поэтому он взвалил на свои плечи всю тяготу мирских грехов. Иисус был осужден и приговорен к распятию, таким образом, искупив все грехи людей. Он является представителем Святой Троицы, а именно Сыном, который снизошел на Землю, и по действию Святого Духа родился от женщины, тем самым приняв облик человека.

В основном на иконах, где изображен Иисус Христос Вседержитель, видны проблески божественного света, льющиеся изнутри него. Учитывая этот аспект, можно сказать, что иконы показывают не просто физическое состояние, но и духовную сущность, а значит, раскрывает зрителю божественное начало Иисуса.

Икона Господа Вседержителя – это с одной стороны единица религиозного искусства, а с другой стороны целый иконописный тип изображения Господа Бога. Следует понять икона Бога отца Вседержителя является неканонической, так как Всевышнего вообще не принято изображать в православии, изображают только Иисуса и символически Святого духа.

Особенности иконы Спаса Вседержителя

Есть разные варианты изображения и многие иконописцы размышляли над ними, к примеру, Феофан Грек написал собственный вариант иконы Спас Вседержитель, списки которой есть во многих храмах. Так или иначе, Иисус на ней изображен всегда в образе царствующего и величественного. Ведь Он является Высшим судьей и именно Он будет в дальнейшем судить людей по поступкам и мыслям.

Поэтому икона Господь Вседержитель подчеркивает эту функцию высшего правителя и судьи, который главенствует над всем

От других священных христианских изображений, эта икона отличается характерным положением рук, где в правой руке находится свиток, олицетворяющий Евангелие, а левая рука сложена в благословляющий жест. Также может быть и изображение Господа Вседержителя с книгой, которая является Евангелием. Только там зачастую всего две буквы: Альфа и Омега. То есть речь идет о первой и завершающей буквах греческого алфавита. Наличие этих букв расположенных таким образом символизирует всю совокупность мира. Евангелие включает в себя весь мир.

Имеет место быть тип иконы, где Иисус изображен по пояс или по плечо, которые достаточно распространены. Как свидетельствует история, самые первые иконы Господа Вседержителя были написаны примерно в четвертом веке, являясь при этом одной из самых узнаваемых иконописных стилей изображения Всевышнего. К слову, самая старая икона, сохранившаяся до наших дней, находится в Синайском монастыре, где икону может увидеть каждый желающий.

В чем помогает икона Господь Вседержитель

Как сказано ранее, икона Спас Вседержитель имеет основополагающее значение для православных. Этому образу молятся по самым разным поводам. Икона Иисус Вседержитель помогает избавиться от различных трудностей, обрести более крепкую веру и утешение, но нужно отметить еще одно более чем существенное значение.

Для того, чтобы выразить собственную радость, собственную веру, люди часто молятся именно на изображение Господа Вседержителя, таким образом выражая ему, скажем так, собственное признание.

Эти чувства трудно выразить словами и зачастую они доступны только верующим, которые поняли, как велика радость, исходящая от Господа, как велик подвиг Христа и какую огромную ценность имеет православная вера.

Некоторые списки этой иконы считаются чудотворными, и есть засвидетельствованные факты. Просят молящиеся о самом разном, но также к нему часто обращаются для того, чтобы разделить свою радость с Господом.

Молитва иконе Господа Вседержителя

Молитва иконе звучит следующим образом:

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Панорама

Одна из ценнейших реликвий христианского мира — платок Вероники — долгое время считалась утерянной. В горах Абруццо нашего автора, однако, ожидало открытие

Как выглядел Иисус? Как Джим Кавизель в фильме ‘Страсти Христовы’? Или как на картинах Дюрера и Эль Греко, висящих в покоях Папы Римского? Но они же никогда не видели Иисуса. Так как же он выглядел? На этот вопрос есть очень-очень старый ответ — как на платке с ‘истинным ликом’ Христа, которого не видел даже Папа.

Говорить об этом в Ватикане сложно. Потому что на этом платке — изображение совершенно иного рода. До 1600 года платок хранился в базилике св. Петра императора Константина. Его видели миллионы. Но с тех пор мало кто мог лицезреть эту ‘подлинную икону’. В новом Соборе св. Петра за тремя замками хранится другое изображение Христа. ‘С течением времени оно сильно поблекло’, — сообщил газете ‘Die Welt’ кардинал Маркизано (Marchisano). Однако оно не только поблекло, но, скорее всего, это подлог, ни одной нормальной фотографии которого не существует. Почитатели иконы Христа поэтому в последнее время отсылались, как правило, к другому его изображению, находящемуся поблизости, в ризнице Папы, которое считается самым древним в мире. Таким оно и выглядит. С течением времени оно стало почти черным, как многие старинные картины, которые писались на холсте темперой.

Но на ‘истинном лике’ Христа нет красок. Прежде чем оно попало в Рим, это изображение хранилось в Константинополе, а до этого на Востоке. Сирийский текст из VI столетия говорит, что оно ‘будто извлечено из воды’ и ‘сделано не рукою человека’. Когда этот образ попал в Рим, он стал привлекать людей, словно магнит.

В первой половине последнего тысячелетия паломники, возвращавшиеся на родину из Иерусалима, украшали себя пальмовой ветвью. А знаком паломников в Сантьяго и поныне является раковина. Паломники же в Рим прикалывали на свои пелерины образ Христа с платка святой Вероники Иерусалимской. Поэтому после Папы Римского Юлия П фундамент нового Собора св. Петра был сделан фундаментом мощного хранилища, где должно было храниться это ни с чем не сравнимое сокровище.

Однако в ходе строительства этого спорного тогда, роскошного здания, загадочным образом изображение исчезло из города. Осталась только венецианская рама с разбитым старинным стеклом, которую можно увидеть и сегодня в сокровищнице Святого Петра. Но сама картина все же не исчезла. Уже 400 лет самая драгоценная реликвия христианского мира, перед которой

Византийский император смел преклонить колена лишь один раз в год, висит за хрустальным стеклом в маленькой и долгие-долгие часы совершенно безлюдной капуцинской церквушке в Манопелло, городке в горах Абруццо. Это и есть считавшееся утерянным главное изображение Иисуса. Сегодня, наконец-то, оно открыто заново; оно бледнеет на свете, темнеет в тени, но не исчезает и не портится.

На нем мы видим лицо мужчины с усами и бородой, локонами у висков, со сломанным носом, словно у заложника из многочисленных камер пыток нынешних ‘воинов во имя бога’ или как у заключенных из тюрьмы Абу-Грэйб. Правая щека припухла, волоски усов частично вырваны. Если присмотреться, то на лбу и губах розовые, только что затянувшиеся раны. Необъяснимый покой струится из широко раскрытых глаз. Изумление, удивление, ошеломление выражают его черты. Мягкое сострадание. Ни отчаяния, ни боли, ни гнева. Это выражение похоже на лицо человека, только что проснувшегося и увидевшего новое утро. Рот приоткрыт. Видны даже зубы. Если попытаться определить звук, который готов сорваться с этих губ, то это, скорее всего, тихо произнесенное ‘А’. На платке размером 17 на 24 см изображено лицо в пропорциях, один к одному соответствующих лицу человека. Невесомая ткань прозрачна, словно шелковый чулок. Вблизи это изображение больше напоминает диапозитив, чем нарисованную картину. На свету оно прозрачно. В тени, без света, оно кажется абсолютно серым. Маленький осколок хрусталя держится справа внизу на рамке картины. При свете электрической лампы тончайший платок становится золотисто-медового цвета, — именно так описала лицо Христа Гертруда Хельфтская в XIII в. Потому что только при контрастном освещении на платке появляется лик в трехмерном, почти голографическом изображении, причем с обеих сторон, — но только в обратном отображении. Ткань настолько тонкая, что кажется, она может поместиться в скорлупу грецкого ореха. Профессор Виттори из университета в Бари и профессор Фанти из университета в Болоньи на снимках, сделанных под микроскопом обнаружили, что вся ткань не имеет никаких следов краски. Только на зрачках обоих глаз волокна слипшиеся, будто их опалил огонь.

Все это вовсе не откровение. Крестьяне и рыбаки Адриатики уже многие столетия поклоняются этому платку как ‘Volto Santo’ — ‘Святому Лику’. Уже 400 лет жители Манопелло верят, ссылаясь на древнее сказание, что этот образ подарили им ангелы. Возможно. Но более вероятно, что среди тех ‘ангелов’ был кое-кто из тех дерзких ребят, которые украли эту реликвию в богатую на авантюрные проделки эпоху Возрождения. Разбитый хрусталь в старой рамке в Соборе св. Петра, видимо, еще один небольшой штрих к этой истории. Но для нашего сумасшедшего времени в ней есть что-то и от фарса, и от детектива, и от драмы — и от Пятого Евангелия. Однако, когда профессор Пфайфер из римского Грегорианского университета много лет назад впервые решил научно разобраться со всем этим делом, с точки зрения истории искусств и ранних источников христианства, и доказал, что изображение из Манопелло было исходным для древнейших изображений Христа сначала на Востоке, а потом и на Западе, то сообщение об этом появилось в мировой прессе в рубрике ‘Разное’. А его коллеги и кардиналы в Ватикане неодобрительно качали головами по поводу чрезмерной фантазии профессора. Сестра Бландина Пашалис Шлемер, немецкая траппистка (трапписты — члены католического ордена — прим. пер.), фармаколог и иконописец, навела на эту идею профессора уже после того, как задолго до этого обнаружила, скрупулезно проверив, что лицо на платке из Манопелло с точностью до миллиметра совпадает со всеми деталями лица человека на плащенице из Турина. Совпадает по всем размерам и пропорциям, как и по всем ранам, которые видны у распятого на той плащенице, кроме открытых ран на теле.

Всего этого критики подлинности платка из Манопелло никогда не оспаривали, напротив. Их главное возражение просто и убедительно: все это нарисовано. Они считают, что нет смысла даже рассматривать изображение с близкого расстояния. Оно слишком тонкое, чтобы не быть нарисованным. Глаза (видимые только при увеличении), ресницы, мешки под глазами, волоски усов, зубы (!), — все это просто слишком тонко нарисовано, чтобы не выдать руку большого художника. Короче говоря, этот объект не прообраз, а копия других копий с неизвестного оригинала, или же с плащеницы из Турина.

Редкий по сей день, но решающий вопрос касается самой ткани. По своему качеству это мог бы быть крашеный нейлон, если бы эта мысль не была столь абсурдна в отношении ткани, представленной на обозрение 400 лет назад. Хлопок, шерсть, лен слишком толсты, чтобы создать эту нематериальную прозрачность и перламутровый отблеск. Даже с шелком этого невозможно добиться. Однако монахи-капуцины из Манопелло не позволяют научно и химически исследовать ткань или хотя бы извлечь ее из-под стекла ковчега, в котором платок хранится. ‘Нет надобности’, — сказал мне отец Германо, настоятель монастыря. ‘Наука идет нам навстречу. Она развивается так быстро, что нам остается только подождать’. И он прав. Многие снимки, которые я снял в последние месяцы своей цифровой фотокамерой, запечатлели изображение на платке так, как я его еще ни разу не видел ни на одном другом снимке.

В Евангелии от Иоанна, в повествовании об опустевшем гробе господнем в Иерусалиме, говорится о двух платках. Петр и ‘другой ученик’, согласно этому источнику, утром пошли к гробу. ‘Другой ученик’ пришел первым. Как повествует Евангелие, он нагнулся и увидел лежащие на земле полотняные ленты, но в пещеру не зашел. Подошел Петр, который следовал за ним, и вошел в пещеру. Он увидел на земле полотняные ленты и налобную повязку с головы Иисуса. Но она лежала не вместе с лентами, а поодаль и была завязана. Тут вошел в пещеру и другой ученик, пришедший к гробу первым. Он увидел все это и уверовал: Жители Манопелло всегда считали платок, хранящийся у них, как раз этой налобной повязкой, хотя на нем не было никаких следов пота. К тому же он слишком тонок, чтобы удержать даже каплю пота или крови.

Рим, 1 сентября 2004 г. Прохладный бриз освежает утро уходящего лета. Часы зала прилетов показывают 7:35, когда борт рейса AZ 1570 авиакомпании Alitalia приземляется в аэропорту. Всего несколько минут назад террористы захватили школу в далеком Беслане, совершив самое чудовищное преступление после 11 сентября 2001 г. Апокалиптические ужасы — это хлеб многих репортеров земли. Но этим утром я не слушал новости. И позднее, по дороге в Пескару, я не буду включать радио. Репортерам хорошо, — мелькает мысль у меня в голове, когда я стою в аэропорту, — им ничего не надо доказывать. Они не судьи, не адвокаты, не учителя. Они лишь должны сообщать о вещах, которые видят, наблюдают день за днем.

Когда Киаро Виго (Chiaro Vigo) выходит в зал, я сразу же узнаю ее, хотя раньше никогда не видел. Пьер Паоло Пазолини мог бы снимать ее в каждом своем фильме в главной роли. Она живет на маленьком острове Сант Антиоко у побережья Сардинии и является последней живущей на земле ткачихой виссона в старой неизменной традиции, передававшейся из поколения в поколение. ‘У нас в народе виссон — священная ткань’, — говорит она по дороге в машине. Что значит ‘у нас в народе’? Разве остров не относится к Сардинии? Нет, смеется она. Она говорит на сардском и на итальянском языках и знает много арамейских песен. Население на острове, рассказывает она, происходит от халдеев и финикийцев, а искусство изготовления виссона восходит к принцессе Беренике, дочери царя Ирода, ставшей возлюбленной императора Титуса. Потом она достает пучок биссуса, поднимает его на свет — нежнейшее волокно, словно волосы ангела. Золото морей! В ее руке на солнце волокно отливает бронзой. Оно получается из нитей крупного двустворчатого моллюска, с помощью которых его раковины удерживаются на скалах. За биссусом она ныряет в море в мае, в полнолунье, потом чешет, прядет и ткет его. Виссон — самая драгоценная ткань античности. Ее можно найти в гробницах фараонов и в Библии. После замачивания в лимонном соке ткань приобретает золотистый оттенок. В древности ее замачивали в коровьей моче, и она становилась бледнее, светлее.

Мы несемся по автостраде в Манопелло. Сестра Бландина ждет нас на склоне горы, где хранится святыня. Пройдя мимо бутафории органа у задней стены церкви, видим, как светится ‘священный лик’, озаренный проникающим солнечным светом. На платке отражается тень от креста с хоров. Киара Виго падает на колени, когда мы поднялись к изображению по ступеням за алтарем. Такую тонкую ткань она еще никогда не видела. ‘У него глаза агнца, — говорит она, крестясь, — и льва:’. А затем восклицает: ‘Это виссон!’ Она вновь и вновь повторяет это слово. Виссон можно окрасить в пурпурный цвет, — об этом она уже рассказала по дороге. ‘Однако на виссоне нельзя рисовать. Это невозможно. О Боже! Боже мой!’ Это виссон, а значит — это не нарисованная картина. Это нечто другое. Нечто, стоящее прежде всех картин.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.