Маленькие дети

мал мала меньше

Русский

Тип и синтаксические свойства сочетания

мал ма-ла́ ме́нь-ше

Устойчивое сочетание (поговорка). Используется в качестве дополнения.

Встречается также вариант написания: мал-мала меньше.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. разг., экспр. один ребёнок меньше другого (о нескольких малолетних детях в семье) ◆ — По указу твоему господскому, я, сирота твой, на сходе высечен, и клети мои проданы за бесценок, также и корова, а деньги взяты в оброк, и с меня староста правит остальных, только мне взять негде: остался с четверыми ребятишками мал мала меньше; и мне, государь, ни их, ни себя кормить нечем. Н. И. Новиков, «Живописец», Третье издание 1775 г. Часть I, 1775 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ — У тебя вся изба битком набита внучатами. — Да, батюшка, мал мала меньше! М. Н. Загоскин, «Юрий Милославский, или русские в 1612 году», 1829 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ — Ведь вот, право, сердечный этот Семён-то Иванович покойник троих детей, говорят, оставил — мал мала меньше. Ф. М. Достоевский, «Двойник», 1846 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Было у него, сударыня ты моя, двенадцать дочерей — мал мала меньше. А. Н. Островский, «Свои люди — сочтёмся», 1849 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. разг., экспр., редк. о вещах, предметах, объектах: один (одно, одна) меньше другого ◆ Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые. В. Ф. Одоевский, «Сказки дедушки Иринея», 1841 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. мал мала мень (рег. (Ср. Урал))
  2. ?

Антонимы

  1. ?
  2. ?

Гиперонимы

  1. ?
  2. ?

Гипонимы

  1. ?
  2. ?

Этимология

??

Перевод

один ребёнок меньше другого (о нескольких малолетних детях в семье)

  • Сербскийsr (кир.): један другом до ува, један другом до увета
  • Сербскийsr (лат.): jedan drugom do uva, jedan drugom do uveta

о вещах, предметах, объектах: один (одно, одна) меньше другого

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    Дети быстро вырастают. Кажется, что еще вчера вы забирали кроху из роддома, а сегодня она уже перешагнула 10-летний рубеж. Когда дети становятся взрослыми, начинаешь тосковать за тем временем, когда их просто можно было взять на ручки и утешить нежной колыбельной. Давайте узнаем, почему так важно ценить время, когда детки и 30 минут не могут обойтись без мамы!

    Вы всегда знаете, где сейчас ваши малыши

    Если ребенок идет в садик, то вы уверены, что он проводит время именно там, не так ли? А вот детки постарше могут соврать, что они пошли в кафе с друзьями или на прогулку с одноклассниками!

    Вы можете снова почувствовать вкус детства

    А как же иначе, если приходится постоянно играть с ребенком – строить игрушечную железную дорогу, лепить снеговика, резвиться на аттракционах? Дети постарше уже не находят привлекательными подобные игры. Им нужны забавы посерьезнее – вместо паровозика на день рождения придется покупать планшет!

    Вы многому учитесь

    Только когда дети маленькие вы можете уделять время таким интересным занятиям, как решение задачки с двумя “иксами”, создание крутых аппликаций малышу на школьный конкурс, чтение увлекательной детской литературы. Это все намного полезнее, чем зависать в интернете и соцсетях.

    Вы можете наслаждаться уютными семейными ритуалами

    Прочитать сказку малышу на ночь, помочь ему искупаться, подобрать для ребенка красивый наряд в школу…

    Вам не нужно уделять много времени на приготовление пищи

    Малыш есть не так много и в основном любит простенькие блюда. А вот угодить кулинарным предпочтениям подростка уже не так просто.

    Вы становитесь примером для подражания

    Маленьким деткам приятно оказывать помощь. Они постоянно нуждаются в том, чтобы им что-то объяснили, рассказали, показали, как нужно правильно делать те или иные вещи. Малыши всегда внимательно слушают родителей, так как видят в них неоспоримый авторитет; пример для подражания.

    Ваш ребенок нуждается в вас каждую минуту

    Пока наши дети маленькие, они искренне нуждаются в нас. Не могут прожить и дня без внимания мамы и папы. Родители для малышей – это целая Вселенная, которую они обожают и которой дорожат. С нетерпением ждут, пока мама и папа вернутся с работы, чтобы рассказать им обо всем на свете и крепко-крепко обнять.

    Так что, следует ценить каждый момент, проведенный с маленькими детками. Ведь они будут такими всего один раз в жизни!

    26 способов занять ребёнка

    1. Борьба сумо

    allfortheboys.com

    С помощью папиной футболки и подушек можно устроить сражение. В большую футболку помещаются маленькие дети и мягкие подушки. Чем шире окажутся бойцы в обхвате, тем безопаснее поединок.

    2. Рисование на бутербродах

    www.learnplayimagine.com

    Радугу на тостах и делать, и есть очень весело. Ингредиенты: хлеб, сгущённое молоко, пищевой краситель. Несколько капель краски растворите в сгущёнке, разрисуйте хлеб чистыми кисточками. Приятного аппетита.

    3. Игры с разноцветным рисом

    www.momtastic.com

    Ингредиенты: рис, белый уксус, пищевые красители, чистые пакеты. Разведите красители в небольшом количестве уксуса. Положите горсть риса в полиэтиленовый пакет, вылейте туда краску, плотно завяжите и перемешайте рис, чтобы прокрасить всю крупу. Детям, кстати, нравится и сам процесс перемешивания, когда можно вдоволь крутить и тискать пакетик, и результат. Прокрашенный рис нужно просушить и использовать для картинок, аппликаций и всевозможных поделок.

    4. Масса для лепки своими руками

    lilluna.com

    Сделать массу можно за пару минут, а развлекаться с ней дети будут часами. Понадобятся: клей ПВА (240 мл); борнокислый натрий, также известен под названием «бура», продаётся в хозяйственных магазинах и в отделах для садоводов (чайная ложка); вода и пищевые красители.

    Перемешайте в миске клей с водой, добавьте несколько капель красителя. Растворите буру в половине стакана тёплой воды и влейте раствор в цветной клей, продолжая размешивать массу. Когда масса загустеет и станет тянуться, помесите её руками, как тесто, и через несколько минут у вас в руках окажется пластичная масса, которая не липнет к поверхностям и не пахнет! Из неё можно даже надувать пузыри.

    5. Настольные игры с печеньем

    kidsactivitiesblog.com

    Купите двухцветное печенье, шоколадное с одной стороны и ванильное с другой. Сделайте доску для игры: наклейте полоски цветной липкой ленты на квадратную основу. Чем старше дети, тем больше ячеек можно включать в игру. Используйте печенье вместо фишек для игры в реверси. Обычные шашки тоже можно заменить зефиром или печеньем. После игры фишки можно съесть.

    6. Домик для кукол своими руками

    mollymoocrafts.com

    Один день делаем — неделю играем! Набор для архитектурного творчества: обувные коробки, скотч, бумага для папье-маше, бумага для скрапбукинга или обои, краски, канцелярский клей, газеты.

    Вставьте обувные коробки друг в друга под углом 90 градусов. Из двух коробок получится один угол дома и один этаж. Конструкцию можно делать любой, в зависимости от полёта фантазии. Скрепите коробки между собой скотчем.

    Затем весь домик обклейте газетами, а на слой газет приклейте бумагу для папье-маше. На этой основе можно упражняться в создании интерьера. Краски, обои, красивая бумага и даже кусочки линолеума понадобятся для оформления стен, пола и потолка. Расставьте мебель, и кукольный особняк готов.

    Из коробок вообще можно сделать массу интересных вещей.

    7. Пластиковые шары и малярный скотч: активные игры дома

    whattoexpect.com

    Пластиковые шарики и стаканчики можно использовать для активных игр дома. Нанесите малярным скотчем разметку на пол или на ковёр, чтобы определить границы игр. С помощью таких нехитрых средств можно:

    • сыграть в классики, а пластиковая чашечка выступит в роли шайбы;
    • нарисовать на полу мишень; выигрывать будет тот, чей шарик закатится ближе к центру;
    • заменить крестики и нолики на стаканчики или шары разного цвета, чтобы играть на полу;
    • представить себе гнездо, в котором птица защищает яйца (стаканчики) от нападения змеи;
    • устроить соревнования по прыжкам в длину, отмечая рекорды полосочками скотча;
    • превратиться в канатоходцев, которым нужно обойти всю квартиру, ни разу не шагнув в сторону от линии.

    8. Самолёт из трубочки для коктейля

    allfortheboys.com

    Нестандартный вариант самолётика, который полетит намного дальше, чем обычный, можно сделать из трёх кусочков бумаги и пластиковой трубочки для коктейля.

    Из плотной бумаги нужно вырезать три полоски размером 2,5 × 12,5 см. Две полоски соединить между собой в длину и замкнуть в большое кольцо при помощи скотча. Из третьей полоски сделать маленькое кольцо. Прикрепите кольца на концы трубочки, положив её внутрь бумажных колечек. Выглядит необычно, но эта конструкция летает! Запускайте маленьким кольцом вперёд.

    9. Свирель из трубочек для коктейлей

    krokotak.com

    Если взять 6–8 пластиковых трубочек, обрезать их и склеить между собой скотчем, получится забавный музыкальный инструмент.

    10. Радуга из пены

    www.housingaforest.com

    Когда детям надоест пускать обычные мыльные пузыри, предложите им сделать пенную змею. Для этого нужно, чтобы дома были: пластиковая бутылка, липкая лента, средство для мытья посуды, пищевые красители и носок, потерявший пару.

    Отрежьте дно у пластиковой бутылки, натяните на неё носок, закрепите носок липкой лентой. В отдельной ёмкости смешайте жидкость для мытья посуды с небольшим количеством воды, добавьте краситель. Обмакните носок на бутылке в мыльный раствор и медленно подуйте в горлышко. У вас получится большая пенная змея. Если проявить фантазию, можно сделать радугу из пены.

    11. Акула и крокодил из бельевой прищепки

    www.estefimachado.com

    Если нарисовать на бумаге акулу или крокодила с большими зубами, разрезать рисунок пополам и приклеить две части к бельевой прищепке, то вы сможете устроить настоящую войну зубастых хищников, кровожадно разевающих пасти.

    12. Мыльные облака

    ourbestbites.com

    Продолжаем мыльную тему. Обычное мыло в микроволновке за пару минут превращается в воздушное облако, которое можно измельчать в блендере, красить и закладывать в формочки.

    13. Альтернатива рогатке из пластикового стаканчика и воздушного шара

    www.cometogetherkids.com

    Разрежьте пополам пластиковый стаканчик. Хвостик воздушного шарика завяжите узлом, не надувая. Отрежьте широкую часть шарика и натяните половину с хвостиком на стаканчик. У вас в руках — весёлый заменитель рогатки. Положите в стаканчик «пулю» (пластиковый или ватный шарик) и дёрните за хвостик шарика. Можете устраивать чемпионаты по дальности стрельбы.

    14. Наклейки своими руками

    artfulparent.com

    Рисование будет увлекательным, если превратить рисунки в наклейки. Для этого нужно просто дать детям самоклеящуюся бумагу вместо обычного альбома.

    15. Домашняя канатная дорога

    www.sunhatsandwellieboots.com

    Натяните несколько верёвок между ручками дверей, ножками стульев и бельевыми крючками — это ваша канатная дорога. Возьмите вешалку с прищепками — это кабинка на вашей канатной дороге. Мягкие игрушки — это ваши пассажиры.

    16. Игры на скорость: успеть за одну минуту

    flickr.com

    Практически любой предмет в доме можно превратить в игровое снаряжение, если собирать что-либо на скорость в течение одной минуты.

    • Собирайте конфеты и маршмеллоу китайскими палочками — кто больше?
    • Постройте самую высокую башню из монет или пластиковых стаканов.
    • Забросьте большее количество носков в бельевую корзину.
    • Не давайте мячику упасть на пол в течение минуты.

    17. Гонки стеклянных шариков

    flickr.com

    Если у вас есть аквапалка (нудл), а плавать вы с ней не собираетесь, сделайте из неё игрушку. Разрежьте палку на половины по всей длине (лучше использовать пилу). У вас есть две дорожки, по которым можно запускать стеклянные или железные шарики. Положите палки одним концом на возвышение, другим — на коробку, куда будут падать шарики. Оформите трассу флажками «старт» и «финиш» — игра готова.

    18. Прицельная стрельба стеклянными шариками

    www.onecraftyplace.com

    Стеклянные шарики дают возможность придумать море игр. Возьмите коробку из-под обуви и сделайте несколько полукруглых вырезов с разным радиусом по длинному краю. Переверните коробку вверх дном. У вас получился гараж с разными воротами. Они-то и будут целью для шариков. Поставьте коробку (её можно раскрасить) на стол и постарайтесь прицельно попасть катящимся шариком в самые узкие ворота. Победит тот, у кого больше попаданий.

    19. Браслеты из дерева и бумажного скотча

    mamamiss.com

    Сделать деревянные браслеты можно своими руками. Это идея для совместных занятий с детьми.

    Вам понадобятся: вода, широкая кружка, деревянные палочки для мороженого, разноцветный бумажный скотч или цветная бумага, шило, шпагат или толстые нитки.

    Положите деревянные палочки в воду, чтобы они стали мягкими. На это потребуется два дня. Обязательно придавите их чем-то, чтобы они не всплывали и всегда были полностью покрыты водой. Когда дерево станет гибким, согните палочку и положите её внутрь кружки. На следующий день дерево высохнет и примет форму стакана.

    Приступайте к самому интересному! Нужно украсить браслет по своему вкусу аппликациями из цветной бумаги или скотча. Когда узор готов, сделайте на концах деревянной палочки шилом два отверстия, проденьте нитку. Украшение готово!

    20. Браслеты из цветных шнурков

    flickr.com

    Если ребёнок уже в таком возрасте, что умеет плести косички и вязать интересные узлы, купите несколько метров цветных шнурков. Из них можно сплести массу простых браслетов.

    21. Запас раствора для мыльных пузырей

    peninsulakids.com

    Мыльные пузыри можно пускать почти бесконечно. По крайней мере, пока не кончится раствор. Чтобы это случилось нескоро, сделайте большой запас: 3,5 л воды, стакан средства для мытья посуды, столовая ложка глицерина. Бочка раствора готова!

    22. Рисование без пятен

    buzzfeed.com

    Если залить немного геля для душа, смешанного с красителями, в прочный герметично закрывающийся пакет, ребёнок сможет рисовать пальцами футуристические картины и не пачкаться!

    23. Автомойка своими руками

    pagingfunmums.com

    Дети часами могут играть в ванной с настоящей автомойкой, которую можно сделать из пятилитровой пластиковой канистры, губок для мытья посуды и влагостойкой липкой ленты.

    Из канистры нужно вырезать корпус мойки с въездом и выездом. Разрежьте губки для мытья посуды на тонкие длинные палочки и приклейте их вертикально к потолку мойки. Перманентными маркерами раскрасьте конструкцию. В пустые баночки из-под йогурта поместите пену для бритья, возьмите старые зубные щётки и игрушечные машинки. Всё остальное сделает воображение.

    24. Научный эксперимент с воздушными шарами

    flickr.com

    Покажите ребёнку химический эксперимент на кухне. Насыпьте в воздушный шарик ложку соды, а в пустую пластиковую бутылку налейте уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепите. Постепенно высыпайте соду из шарика в бутылку. Реакция нейтрализации приведёт к выделению большого количества углекислого газа, который надует воздушный шар.

    25. Замороженное яйцо динозавра

    pagingfunmums.com

    Если ребёнок любит динозавров, покажите ему, как древние ящеры вылуплялись из яиц. В воздушный шарик положите фигурку динозавра и залейте её подкрашенной водой, затем отправьте шарик в морозилку. Когда вода замёрзнет, зовите юных палеонтологов. Снимите с яиц «скорлупу» шарика, рассмотрите динозавра в толще льда. Доставать игрушку можно с помощью маленького молотка (только делать это нужно в очках для плавания, чтобы мелкие льдинки не повредили глаза).

    26. Мороженое из бананов

    flickr.com

    Сделать фруктовое мороженое можно всего из одного ингредиента. Возьмите бананы (лучше немного переспевшие), снимите кожуру и нарежьте на тонкие кусочки. Положите в морозилку. Через пару часов достаньте замороженные бананы и перемешайте в блендере, пока масса не станет напоминать густую сметану. Мороженое можно есть сразу или разложить в формочки и заморозить повторно. Дети постарше справятся с приготовлением сами!

    НАЛИВНОЕ ЯБЛОЧКО ( сказка) Как-то раз одной молодой Садовнице захотелось яблочка. Сказано – сделано! Посадила она яблоню, стала за ней ухаживать. Вот яблонька выросла, набрала силу и начала плодоносить. Яблочко у нее получилось одно, зато на зависть всем – крупное, краснощекое, веселенькое. Садовница обрадовалась, яблоньку благодарит, яблочко хвалит, даже золотое блюдечко специально для яблочка купила! Это чтобы потом, когда яблочко упадет, не в корзину его положить и не на стол, а в достойное его красоты место! Вот Садовница смотрит и любуется: ах, какое яблочко – крупное, краснобокое, с симпатичным хвостиком, на котором притулился зеленый листочек. Загляденье, а не яблочко! — Какое ты у меня славненькое! Ни у кого такого нет! Ты самое лучшее в мире Яблочко! – говорила Садовница. И Яблочко верило, жмурилось от удовольствия, красовалось, поворачиваясь к миру то одним бочком, то другим. И от солнышка становилось все краснее и краснее – это у него так бочка и щечки загорали, румянцем наливались. — Ах, как вам удалось вырастить такое яблочко? – спрашивали другие Садовницы. – Прямо чудо какое-то неописуемое! — Ох, и не спрашивайте, — говорила Садовница. – Сама не знаю. Смотрю на это совершенство и понимаю, что мне это диво дивное в подарок дано. Буду дальше ухаживать! «Я – совершенство, — думало Яблочко. – Больше такого в мире нет. Я своей Садовнице верю, раз она говорит, значит, так оно и есть!». — Вот созреешь, маленькое мое, я тебя на выставку достижений народного хозяйства повезу, — обещала Садовница. – Мы там самый главный приз возьмем, потому что равных тебе нет! «Обязательно возьмем, — думало Яблочко. – Скорее бы выставка! Уж я покажу себя во всей красе, пусть наших знают!». И вот наступил момент, когда Яблочко дозрело. Садовница бережно сняла его с ветки по положила, как и обещала, на золотое блюдечко, в центре стола. Теперь уже вся семья приходила Яблочком полюбоваться. — Ну и повезло нам! – говорили они. – Это ж восьмое чудо света, а не Яблочко! Такое кругленькое, такое сочненькое, такое румяненькое! Нет, мы такого счастья просто не заслужили! Спасибо, Яблочко, что у нас выросло! Сколько же радости от тебя, ненаглядное ты наше… «Ага, наглядеться не могут, — соображало Яблочко. – То-то же! Смотрите-смотрите, пока я на выставку не уехало! Пользуйтесь случаем, наслаждайтесь моей дивной красотой! Так вот вся семья время от времени полюбоваться на Яблочко бегала. А бабушка втихушку даже поклоняться Яблочку начала, когда никто не видит. А Яблочку-то как прияааааатно! Но вот наступил день, когда Яблочко повезли на выставку. В этот день Садовница переложила Яблочко с золотого блюдечка в специальную корзинку с атласной подушечкой, набитой лебяжьим пухом, и Яблочко отправилось покорять мир. — Не бойся, мое дорогое, ты у меня самое лучшее, самое красивое, самое вкусное, — шептала Яблочку Садовница. – Вот увидишь, ты всегда и везде будешь лучше всех! А Яблочко и не боялось. Оно уже хорошо запомнило, что равных ему просто не существует в природе! На выставке было шумно и многолюдно. И там оказалось очень много разных фруктов, овощей и ягод – ведь каждой Садовнице есть чем похвастаться перед другими. Если свой сад с умом возделывать, так там такие чудеса произрастать начинают! Но Яблочко не беспокоилось. Оно хорошо усвоило, что с ним никто не сравнится, даже и пытаться нечего. Поэтому оно удобно устроилось на красивой подставочке, которую ему любезно предоставили, и расправило все свои хвостики-листочки, чтобы лучше видно было. Садовница попросила, чтобы подставочка была самая высокая – а то вдруг не все Яблочко разглядят? «Правильно, — подумало Яблочко. – Чем выше лежишь, тем лучше тебя видят. А я ведь для радости создано! Вот пусть и радуются!». Люди ходили по выставке, ахали, цокали языками, рассматривали всякие диковинки: золотистые медовые груши, спелые вишенки, фиолетовые баклажаны, помидоры — и килограммовые, и величиной с крыжовинку, и удивительный кабачок «Спагетти», который выдавал себя за выходца из солнечной Италии. Яблочко посматривало на все это и думало: «Ах, до чего же тут всего много! Так отвлекает внимание… Но ничего, не страшно, я ведь самое красивое, меня просто нельзя не заметить. Да и помещено я выше всех! Молодец моя милая Садовница, так чудненько меня устроила!». Так и проходили дни – выставка, она ведь не в один день заканчивается! Можно сказать, всю жизнь с выставки на выставку переходим! Яблочко нежилось под теплыми лампами, время от времени Садовница ему протирала бочка, взбивала подушечку, и оно дальше красовалось под взглядами посетителей, размышляя о том, что жизнь прекрасна, а ему равных по-прежнему что-то не видно. Иногда к Яблочку обращались соседи по залу, и оно даже с ними о чем-то разговаривало, но беседа быстро обрывалась – неудобно говорить, когда приходится одному все время задирать голову, а другому – свешиваться вниз. И вот однажды ночью, когда зал опустел, а верхний свет был погашен, Яблочко услышало чей-то тихий голос, доносившийся снизу: — Эй! Яблочко! Ты спишь? Проснись, пожалуйста! Поговорить надо. Яблочко посмотрело вниз и увидело странную компанию: большую зеленую жабу, на спине которой пристроился червячок, а рядом черную руку и что-то похожее на глаз, только неясный какой-то, словно пеленой подернутый. — Здравствуйте, а вы кто? – вежливо спросило Яблочко. Оно ведь было не только красивое, но и очень воспитанное! — Мы – делегация, — объяснил червячок. – А вы можете к нам спуститься? — Может, лучше вам ко мне подняться? – предложило Яблочко. — Мы не можем! Высоко! Несподручно! – наперебой загалдели пришельцы. — Но я не могу само отсюда спуститься! – возразило Яблочко. – Меня Садовница сюда пристроила. А если я спрыгну, я ушибу бочок! Давайте уж так разговаривать… — Ну, давай, — вздохнул Червячок. – Раз по-другому не получается, пусть хоть так вот… — Вас что-то интересует? – спросило Яблочко. – Наверное, как я таким прелестным получилось? — Нет, — замотала головой Жаба. – Мы совсем по другому вопросу. — Да, вопрос жизни и смерти! – подтвердила Черная Рука. — Жизни и смерти? – удивилось Яблочко. – Моей жизни что-то угрожает? — Ну, не то чтобы угрожает… — замялся Червячок. – Хотя можно и так сказать! — Это как? – заволновалось Яблочко. – Мне же говорили, что на выставке все в полной безопасности! — Так-то оно так, — подтвердил Червячок. – Но бывают обстоятельства… В общем, это мы вам угрожаем! – Почему – угрожаете??? Что я такого сделало? – ужасно удивилось Яблочко. — Видишь ли, Яблочко, ты все время вызываешь зависть, — пропищал Глаз. — Я? Зависть? А что это такое? – не сразу поняло Яблочко. — Зависть – это когда сравнивают одно с другим. И это самое одно получается лучше другого. Вот тогда и начинают друг другу завидовать! — Но я никому не завидую! – запротестовало Яблочко. – Чего мне завидовать? Я и так знаю, что лучше всех, и никто со мной не сравнится! — Ну да, ты-то не завидуешь! – вмешалась Черная Рука. – Это тебе завидуют! Знаешь, кто я? Я – Черная Зависть. Ты меня у многих вызываешь! Я прихожу и вот этой самой рукой начинаю душить! Это обо мне говорят: «Черная зависть его душит!». — А я – Червячок Зависти, — представился Червяк. – Проникаю в самое сердце и прогрызаю там ходы, пока все не сожру. — А про меня говорят: «От зависти глаза затуманило», — сообщил Глаз. – Видишь, какой я туманный? Через меня и не видно ничего, весь мир искаженный! — А я когда я прихожу, тогда жаба давит, — заквакала Жаба. – Знаешь, как дышать тяжело? Я ведь не маленькая! — Очень приятно, — сказало ошеломленное Яблочко. – Но я все равно никак не могу понять, при чем тут я? Почему вы ко мне пришли – я же никогда никому не завидовало! — Если ты вызываешь у окружающих зависть, мы сначала решили не к ним, а к тебе сходить. Может, пожалеешь их? И нас тоже! Отпустишь… Думаешь, нам охота все эти пакости делать? Вовсе нет! Отпусти нас, а? — Да идите, пожалуйста! Я же вас и не звало вовсе… — Мы не сможем уйти, пока они тебе завидуют! – покачала головой Жаба. — Да кто они-то? – в отчаянии спросило Яблочко. — Ну вот, например, я должен залезть в Грушу, — грустно сказал Червячок. – А она такая славная! Просто жалко портить! — А я вынуждена давить вон ту замечательную ароматную Сливу, — доложила Жаба. – Я ж ее сразу раздавлю! Одна мокрая шкурка останется! — И мы! И мы! – загалдели Рука и Глаз. – И мы должны глаза застить, за горло брать! Ну что же это, помоги нам! Яблочко, в принципе, было совсем не злым. Даже очень добрым! Просто оно никогда с Завистью не сталкивалось, потому что завидовать некому было – оно ж считало себя лучше всех! Поэтому оно вежливо дождалось, пока все наговорятся, и обратилось к ним: — Уважаемая де-ле-га-ция! Спасибо, что пришли! Я вовсе не хочу, чтобы из-за меня кто-то пострадал. Я просто не могу придумать, как поправить дело! Если бы я завидовало, я бы сразу перестало, честно-честно! А если другие завидуют – то я не знаю, как. — Они знаешь почему тебе завидуют? – спросил Червячок. – Потому что ты от них очень далеко! Слишком высоко забралось и ни с кем не сближаешься! — Ну, я не знаю, — засомневалось Яблочко. – У меня как-то и потребности такой нет – сближаться с кем-то. Мне себя хватает. И моей семьи. Но если так уж надо – я попробую. — Только учти: ты не сможешь ни с кем сблизиться, если будешь считать себя самым-самым, лучше всех, — предупредила Жаба. – Ведь именно это и вызывает Зависть! — Что-то странно это все! – заморгало Яблочко. – А если я откажусь? — Тогда мы пойдем делать свое дело, — вздохнул Червячок. – Сначала затуманим, сожрем, задушим, задавим их. А потом придем к тебе! — Зачем ко мне? Почему ко мне? – испугалось Яблочко. — А мы всегда так делаем, — пояснила Жаба. – По закону равновесия. Что посеешь, то и пожнешь! — Ага, так будет по справедливости, — добавила Рука. — Нет-нет-нет, пожалуйста, не надо! – заволновалось Яблочко. – Я согласно! Я попробую познакомиться со всеми поближе! Только скажите, как! — Знаешь что? Я придумал! – вдруг обрадовался Червячок. – Мы сейчас поможем тебе спрыгнуть на пол! А потом и всем остальным! И вы сможете пообщаться на одном уровне! Может, даже бал устроите! — Ух ты! Бал – это здорово! – воодушевилось Яблочко. – Давайте, я согласно! — Так! Ты, Жаба, подползи вот сюда, к подставке! А ты, рука, встань ей на спину ладошкой вверх и пальцы растопырь! Я тебя поддержу, чтобы равновесие не потеряла! А ты, Яблочко, спрыгивай на ладошку – не бойся, мы не уроним! Яблочко зажмурилось, прыгнуло – и ничего страшного не случилось. Его просто мягко опустили на пол. А потом они уже все вместе двинулись помогать другим. И вскоре все участники выставки достижений оказались в одной большой толпе. Черная Рука разобралась, где и как включать свет и музыку. И все кинулись танцевать и знакомиться! Ох и веселая это была ночка на выставке! Все смеялись, веселились, прыгали и приглашали друг друга на танцы. И все показывали друг другу свои умения. Баклажаны станцевали греческий танец «сиртаки»; вишни исполнили песенку «Поспели вишни в саду у дяди Вани»; помидоры, лимон и луковицы разыграли сценку из «Чиполлино», тыква прикинулась каретой и катала всех желающих по залу. А Яблочко увидело, что оно вовсе не одно такое – здесь было много яблок, и каждое из них было по-своему необычным и что-нибудь умело. Например, они научили наше Яблочко танцевать матросский танец «Яблочко» и пето песню «Яблоки на снегу». А еще Яблочко узнало, что у него есть близкие родственники – ранетки, и дальние – гибрид груши и яблока. И вот что было удивительно: Жаба, Рука, Червячок и Глаз веселились и озорничали вместе со всеми, и уже никто никого не собирался душить и давить! Да и зачем – ведь все были такие классные, и главное – никто не выше и не ниже! Бал длился до самого утра. А потом все помогли друг другу залезть на свои места. И только Яблочко никак не могло забраться – уж больно высоко. Спрыгнуть-то спрыгнуло, а вот вскарабкаться… — А вы знаете что? – решило Яблочко. – Оставьте меня здесь! Все равно утром Садовница придет, она меня и подсадит. — Хорошо, — согласился Червячок. – Прощай, Яблочко! Спасибо тебе! Было так весело! — И нам не пришлось делать свое черное дело, — добавила Рука. — Как? Вы больше не вернетесь? – искренне огорчилось Яблочко. – А я с вами уже подружилось… — У нас много работы, — печально проговорила Жаба. – Мало ли еще на свете завистников? И тех, кто эту зависть вызывает? — Я больше никогда, никогда не буду ставить себя выше всех, — пообещало Яблочко. – Я же теперь знаю, что каждый на свете – самый лучший! И умет что-нибудь такое, чего не умею я. И может меня научить! — Правильно, умница, — похвалил Глаз. – Теперь ты все видишь, как надо! До свидания, Яблочко! Ты и вправду оказалось классным! Утром Садовница нашла яблочко, лежащим без подставки, на столе. Там, где и все остальные экспонаты выставки. Сначала она испугалась, что Яблочко свалилось и повредило себе нежную мякоть или тонкую кожицу. Но Яблочко выглядело вполне довольным и еще более свежим, чем обычно. А потом оно попросило убрать высокую подставку – а то ему скучно и не видно ничего. Разумеется, Садовница согласилась. И теперь у Яблочка было много друзей, с которыми они болтали обо всем, когда выставка закрывалась на ночь, или разучивали новые песенки. И Яблочко было радо, что у него появилось много хороших друзей. Самых лучших. Самых-самых! Ирина Семина.

    ЧТО происходит с подростком по мере взросления

    Родители часто удивляются: «Почему он с посторонними ведет себя хорошо, а с нами обращается так, словно мы враги»?!

    Подавляющее большинство людей, которым довелось стать родителями, в той или иной мере сталкиваются с протестами или неповиновением со стороны своих детей. А для подросткового возраста такое поведение и вовсе принято считать нормативным.

    Иногда протестные явления нарастают постепенно, иногда — вдруг и совершенно неожиданно, но в том и в другом случае кажутся родителям необоснованными и непонятными.

    Таковы законы природы

    В этой статье я постараюсь пролить свет на то, что же происходит с подростком по мере взросления и дам некоторые практические рекомендации родителям, как преодолеть «трудный» возраст с наименьшими потерями для отношений и здоровья.

    И начну я с краткого обзора тех особенностей возраста, которые каждому родителю необходимо учитывать при взаимодействии со своим ребенком.

    Особенности возраста

    Этот процесс протекает с разной степенью интенсивности, но он, в норме, непрерывен, а иногда и скачкообразен. Таковы законы природы.

    Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

    Иногда физический рост протекает столь быстро, что отделы головного мозга и нервная система в целом, отвечающие за эмоциональный контроль, не успевают за ним.

    Представьте себе, что вы вчера ездили на велосипеде, а сегодня впервые сели за руль автомобиля.

    Тоже на колесах, есть руль и педали, но чтобы ездить без аварий, вам нужно время на выработку новых навыков.

    Потому что автомобиль гораздо сложнее в управлении и быстрее ездит, хотя тоже транспортное средство.

    Так же и растущему человеку нужно время, чтобы привыкнуть, приспособиться к новому телу, и в это время ребенок становится очень неудобен, потому что у него вдруг меняется характер: он то взрывается по пустякам, то молчит, как партизан, то ноет по каждому поводу, то отвечает грубо, и т.д. и т.п.

    А поскольку это продолжается не день и не два, родителям кажется, что ребенок делает это нарочно, что вовсе недопустимо! И чем жестче родительские требования и ожидания, тем сильнее столкновения и тем тяжелее последствия для отношений в семье.

    Родители думают, что раз ребенок такой большой, то он теперь должен быть большим во всем. Дорогие родители, так не бывает!

    Человеку вообще свойственно бороться с силами природы, но что-то я не припомню случая, чтобы кому-то удалось остановить извержение вулкана или тайфун.

    Еще одно важное замечание: физический рост приводит к высвобождению энергии, что ведет к возникновению в организме нервно-психических напряжений различной формы и интенсивности. А такое напряжение обязательно требует выхода.

    В каждом возрасте каждый ребенок вырабатывает свой способ выравнивания этого напряжения, в первую очередь обращаясь к тем, кому доверяет: к родителям. Достаточно безобидный плач младенца может, по мере взросления ребенка, смениться криком и руганью, швырянием и ломанием предметов (иногда дорогих), постоянными разговорами не пойми о чем…

    Родители часто удивляются: «Почему он с посторонними ведет себя хорошо, а с нами обращается так, словно мы враги»?!

    Ответ очень простой: Потому что ваш ребенок вам все еще доверяет и надеется, что вы сможете его вытерпеть и помочь преодолеть то состояние, которого он сам толком не понимает.

    Поэтому будьте готовы, что на ваш невинный вопрос «Что с тобой случилось?» вы получите в ответ непонимающий взгляд, отрывистое «Ничего», «Не знаю», или развернутую грубую тираду.

    В грубых интонациях ребенка, как правило, нет злой воли, а есть временная неспособность управлять своим внутренним напряжением и реакциями. И, кстати, а вы, родитель, сами всегда и везде управляете своим настроением и реакциями? То-то и оно. А ведь вы уже по-настоящему взрослый человек, и служите детям одним из образцов для подражания.

    Если внимательно вглядеться в поведенческие проявления вашего ребенка-подростка, можно легко разглядеть в них свое отражение. Как говорится, «От осинки не родятся апельсинки»…

    Подросток особенно остро нуждается в подтверждении своей значимости

    Поэтому ему, например, бывает трудно признаваться в неудачах или своей неправоте. Ему реально может казаться, что весь мир против него, он может чувствовать себя несправедливо оцененным. Особенно трудно бывает в том случае, если в глубине души ребенок не уверен в своих силах, способностях, ценности.

    Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

    Эта неуверенность сама по себе приносит подростку немало страданий. И ему очень важно иметь возможность поговорить о своих сомнениях и страхах.

    Но, рассказывая вам о своих переживаниях, ваш ребенок, прежде всего, ищет принятия и сочувствия, но никак не оценки.

    А мы, взрослые, нередко начинаем именно с неё:

    «Ты всё не так понимаешь»,

    «Всё ли ты сделал, чтобы что-то изменить?»,

    «Так думать нехорошо»,

    «Это неправильно»!

    И так далее.

    Помните, что прежде, чем судить, стоит спросить, хочет ли ваш ребенок услышать вашу оценку.

    И в любом случае, высказывать ее предельно аккуратно (и точно, поскольку расплывчатость ответов усиливает тревогу), и лишь после того, как выразите сочувствие и, если оно есть, понимание: «Я вижу, как тебе тяжело», «Похоже, ты сильно это переживаешь», «Вижу, что это важно для тебя», «Пожалуй, я тоже переживал что-то похожее, и могу себе представить, как непросто в этом разобраться», «Я тебе сочувствую», «Расскажи об этом еще»…

    Не жалейте времени на выслушивание, даже если плохо понимаете все смыслы. Поверьте, это очень важно для вашего ребенка!

    Для некоторых детей характерна настолько неустойчивая самооценка, что они не в состоянии открыто признать свою ошибку или явную неправоту.

    Они просто не в состоянии произнести слова извинения.

    Иногда подросток, спустя не продолжительное время после бурной сцены с оскорблениями просто приходит к вам с каким-то вопросом, как ни в чём ни бывало.

    Иногда пытается ластиться. Иногда просто ходит мимо туда-сюда, обозначая своё присутствие и ничего не говоря.

    А родитель ждёт извинений, или хотя бы признания вины. И очень обижен и зол, и ему кажется, что ребёнок не переживает, ведёт себя по-хамски, и от своей родительской беспомощности злится или обижается ещё больше, отгораживаясь от ребенка, который в это время нуждается в родительской помощи, как никогда, поскольку тоже переживает, но пока не в состоянии преодолеть свои комплексы…

    Здесь от родителя требуется немалая гибкость, чтобы, с одной стороны, донести до ребёнка свои собственные чувства, а с другой — не оттолкнуть его своей грубостью или отстранённостью. И здесь не место общим рекомендациям: разные дети требуют разных подходов…

    Ещё одно важное замечание.

    Мы, взрослые, хотим, чтобы наши дети нас уважали. Но задумывались ли вы, откуда берётся уважение?

    Нет никаких убедительных доказательств, что уважение передаётся генетически. Значит, оно продукт воспитания. И воспитывается оно, прежде всего, родительским отношением друг к другу, окружающим людям и к самому ребёнку.

    Если хотите, чтобы ваш ребенок уважал вас — проявляйте уважение к его потребностям, мнению, желаниям, личному пространству.

    Уважать ребенка (как и любого другого человека) — совсем не значит потакать ему во всем и подчиняться всем его капризам.

    Уважать — значит признавать право ребенка на его желания, мнения, потребности, как имеющие собственную, не зависящую от вас ценность.

    Они вполне могут не совпадать с вашими, но, признавая их значимость и право на существование, мы получаем право и на выражение своих прав, потребностей и желаний. И мы, как родители, должны вступать с ребенком в дискуссии, соглашаться или не соглашаться, искать аргументы, осмысливать аргументы ребенка и, тем самым, помогать ему развить сознательное (осознанное) отношение к действительности, к себе и к другим, развивая такое же отношение и в себе.

    Постоянные обсуждения и споры со своими детьми — это крайне не просто, но иного пути к уважению и формированию доверия нет. Принуждением можно добиться временного подчинения, но подлинное уважительное отношение ребенка к себе и другим можно выработать только в диалоге.

    Для того, чтобы смягчить прохождение вашим ребенком трудного периода интенсивного роста и укрепить ваши отношения с ним, попробуйте следовать таким рекомендациям:

    • Никогда не обсуждайте серьезные вопросы, когда вы или ваш ребенок находится в состоянии эмоционального возбуждения или просто в плохом настроении. Если плохое настроение стало хроническим, и любая ваша попытка спокойно поговорить приводит к скандалу — обратитесь к подростковому или семейному психологу: вам уже нужен посредник.
    • Позволяйте ребенку выказывать недовольство и спорить: это поможет ему сбросить напряжение и затем сделать то, что требуется или нужно. И не упрекайте ребенка за то, что он недоволен, чего-то не хочет, или все время спорит «по пустякам»: этим вы только возводите стену между вами.
    • Говорите ребенку о своем сочувствии его трудностям, и своей вере в то, что он сумеет с ними справиться. Даже активно доказывая вам, что все не так, и что вы его не понимаете, он нуждается в вашем активном сочувствии: ведь он сам часто не понимает, что с ним.
    • Не настаивайте на том, чтобы подросток каждый раз объяснял вам причины своей грубости: чаще всего он действительно не понимает, откуда она берется. Помогайте ему находить приемлемые для вас слова и фразы для выражения своих чувств.
    • Не фиксируйтесь на интонациях ребенка: ими управлять труднее всего, старайтесь реагировать на смысл высказываний и задавайте уточняющие вопросы, если не понимаете, что происходит: «Я тебя чем-то обидел»? «Ты чем-то расстроен»? «Ты устал сегодня»? Но не слишком увлекайтесь ими: ведь подросток часто не понимает, что с ним, и слишком много вопросов может вызвать раздражение…
    • Будьте осторожны в сравнении своего ребенка с самим собой: во-первых, ваш ребенок не является вашей точной копией, а во-вторых, он живет в другое время и с другими родителями, и уже поэтому не может вести и чувствовать себя так же, как вы в его возрасте.
    • Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми, учитесь принимать его таким, какой он есть в данный момент, ибо только в этом случае у вас есть шанс помочь ему стать лучше.

    опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

    Александр Шадура