Малодушие

Малодушие

Малодушие – это поведение человека, обусловленное его психологическими и моральными характеристиками, отражающее невозможность или неспособность человека осуществить в своем реальном жизненном пространстве свои желания или идеи, отстоять взгляды или поддержать стремления. Проявить малодушие человек может трусостью (где нет объективных угрожающих факторов), завистью (крупной и мелочной, ведь собственные желания заблокированы), проявлениями непроизвольной агрессии (неконтролируемые выплески сдерживаемого титаническими усилиями недовольства). Первопричиной такого развития психики может являться страх непринятности семьей (что поднимает подсознательные страхи не выжить без поддержки стаи), неуверенность, слабость волевых проявлений или боязнь негативного отношения тех, кому противопоставляются (реально или в фантазии) выбранные позиции.

Малодушие является не временным, а присутствует постоянной чертой психики, поэтому только если безволие и неуверенность постоянны, то человека можно считать малодушным и рассматривать эту личностную черту. Если же эти черты появились у волевого и уверенного, смелого и стремящегося человека, то вполне вероятно развитие депрессии, либо довольно тяжелого эмоционального потрясения, разрушающего силу воли.

Что такое малодушие

Малодушие считается негативной чертой, как для самого человека, так и для его окружающих. Это определенная слабость характера, искажающая всю человеческую жизнь, требующая проявляться во внешнем пространстве не так, как хочется, поддерживать нестерпимые идеи и не удовлетворять истинные потребности. Проявить малодушие может каждый в ситуациях, выходящих за пределы обыденности и находящихся на грани важного поворота судьбы. Так мы перестаем отстаивать правоту друга и замолкаем, дорожа рабочим местом, или отказываемся признать, что нам нравится то, что сейчас критикует значимый человек. Все это маленькие страхи или большие выгоды, выглядящие как предательство себя.

Малодушному человеку самому живется тяжело, находясь в напряжении и живя отдельной выдуманной жизнью, он все же не дополучает необходимых его личности событий. Тем, кому приходится часто контактировать с такими людьми тоже довольно небезопасно, поскольку, если вы находитесь в доминирующей позиции, то такой человек прогнется из страха (будет вас поддерживать и любить удивительно те же сочетания, что и вы), но всегда есть угроза, что вас предадут. Невозможно узнать, что действительно хочет такой человек, поскольку он живет с оглядкой на окружающих, но подобное внимание совсем не отражает стремления делать им лучше. Нет, такой человек предаст вас и отречется, расскажет секреты или сделает вид что не знаком как только ситуация поменяется. О дружбе и доверии не может быть и речи, потому что данные понятия требуют верности выбранному человеку, благородства по отношению к нему, неизменности своих принципов и силы духа. В малодушии всего этого нет.

Трусость и малодушие похожие понятия и имеют своей причиной чаще не объективные факторы, а то воспитание, которое получает человек. Обычно дети с такими чертами вырастают в семьях, где было авторитарное воспитание, и подавлялась воля ребенка, что лишило его возможности научиться развивать это качество. Также малодушие развивается там, где царит безнаказанность и бесправие, насилие и преступность – в таких условиях человек теряет не только ориентацию в происходящем (ведь честность и принципиальность в подобных социумах подлежат наказанию), но и получает опыт собственного бессилия против внешнего мира. Усваивается только модель подстраивания, которая оказалась наиболее адаптивной к выживанию. Такое может развиться в родительской семье, где ребенок априори слабее, и обязан подчиняться, либо в ходе подростковых изменений и выяснения ролей лидерства. Тот, кто оказывается слабее, быстро усваивает, что открытый конфликт небезопасен и начинает действовать скрыто и подло, на внешнем уровне проявляя покорность.

Модель детского реагирования, закрепленная в подобных ситуациях, проявляется во взрослом возрасте малодушием и страхом жить выбранной жизнью, отстаивать собственные интересы либо из страха наказания, либо от бессилия и неверия в благоприятный исход. Это не говорит о дезадаптации людей, наоборот, среди малодушных встречаются великолепные приспособленцы, далее это качество может развиться в хитрость такого уровня, что даже близкие не будут понимать, что происходит. Но, к сожалению все, что развивается вследствие малодушия, не является позитивными изменениями, а работает только на дальнейшее разрушение личности. Изворотливый ум направлен не на решение чужих проблем, а лишь своих, причем зависть может направлять деятельность во вред другим. Умение избегать наказания, хорошо впитанное в негативной среде может рождать преступников. Самому человеку это несет вечную озлобленность, недовольство и зажатость, кроме того, что со временем есть риск остаться в одиночестве, поскольку люди начинают избегать таких характеров.

Как бороться с малодушием

Трусость и малодушие всегда рядом, но проявляется оно и заискиванием, и скупостью, и нерешительностью, и притворством. Чтобы побороть в себе эту привычку и черту характера стоит не искоренять в себе то, что есть, путем применения воли (при малодушии она слаба и результата не даст), а развивая противоположные качества. Проследите за собой, как именно проявляется ваше малодушие: если боитесь говорить о своих желаниях, то начинайте их озвучивать, лучше с малого (на предложение выпить кофе, можете сообщить что хотите сок, а на просьбу встретиться в пять, сказать что хотели бы пораньше).

Подверженность чужому влиянию и выбор за ориентиры чьи-то чужие желания – проторенная колея малодушия. Бороться с этим можно при помощи пауз, которые следует брать каждый раз при принятии решений (и неважно насколько они глобальны – от выбора чая до выбора квартиры). Какое-то время прислушивайтесь к себе и поступайте в соответствии с желаниями вашего внутреннего состояния или потребностей, это эффективнее и осознано, чем просто начать все делать вопреки (поступая так, вы не освобождаете свою жизнь от влияния чужого мнения). Возможно, первые разы получится выполнять свои желания только когда они совпадают с чужими, но даже простое замечание уже хорошо и можно отказываться от выполнения чужого мнения, т.е. побыть на такой себе серой полосе, где ни ваше и ни чье-то. Следите за своими проявлениями, если ваша внутренняя концепция мировосприятия существенно отличается от других, и вы боитесь выделяться, то начинайте с проявления малых отличий. Возможно, вам только кажется, что настолько не похожи, а проявив свой интерес публично, найдете новых (а главное настоящих, с неподдельным интересом) друзей, а возможно и вдохновите других на такие же изменения.

Составляйте список дел на день и решайте его, причем понемногу включайте туда существующие проблемы, от которых вы ранее уходили. Конечно, перекладывать ответственность удобнее и менее страшно, делать вид, что проблем не существует, тоже помогает, но их решение подарит новые эмоции. Пробуйте помогать кому-то, не по его просьбе, а когда сами видите, что человеку нужна помощь и пробуйте помогать себе, вместо того, чтобы пользоваться другими как ресурсом выполнения потребностей.

Следите за своими словами, если требуется – записывайте свои обещания и договоренности. Можно придумать себе поощрение за выполненное обещание и наказание за проваленное – это заставит более ответственно относиться к данному слову, выбирать, когда давать стопроцентную гарантию, а когда ставить под сомнение свою помощь в требуемом процессе.

Новые навыки формируются долго, а перекраивание своего характера вообще длительный и сложный процесс, поэтому настраивайтесь замечать маленькие ежедневные победы, можете записывать их, чтобы было нагляднее, как движутся изменения. При этом помните, что работать над собой необходимо каждый день, не малодушничайте, давая себе перерыв или очередной раз находя оправдания поступить привычным образом, лучше снижайте степень риска и отличия собственного поведения, выбирайте более безопасные ситуации, начинайте пробовать среди тех, кто вас поддержит. В развитии своей воли всегда лучше сделать маленький шаг, чем не продвинуться вообще, обещая себе наверстать упущенное.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Вопрос:

В чем состоит грех малодушия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Понтий Пилат умывает руки

Христианин – человек, имеющий не только твердую веру, но и крепкую волю и мужество, следуя за Иисусом Христом, претерпевать все испытания на пути спасения.

Святая Библия дает примеры отступления от Бога по малодушию: «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея» (Числ. 21: 4–5). Апостол Павел призывает: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5: 14). Малодушен тот, кто падает духом от постигших его неприятностей, гонений, притеснений, скорбей и болезней. «Малодушие бывает причиною погибели, подобно беспечности. Малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений – именно он и есть посеянный на камне» (10-я беседа на 1 Послание к фессалоникийцам). Такой человек легко бывает побеждаем страстями, потому что не имеет воли вести с ними борьбу.

Для избавления от малодушия надо стяжать мужество. Это не природное качество, а добродетель, основанная на полном доверии к Богу. Господь говорит праведному Иисусу Навину: «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1: 9).

Всякий христианин есть воин Христов. Он может быть достойным этого высокого звания только преодолевая малодушие. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16: 13).

О борьбе с малодушием

Беседа с иереем Алексием Зайцевым, священником Свято-Троицкого храма города Челябинска

«Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло — Свою волю — Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло — волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит». (Старец Паисий Святогорец)

— Отец Алексий, что такое малодушие?

— Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека.

В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи.

Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование.

Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку.

Малодушие — это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства. Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.

В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим.

— Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с православной точки зрения, можно назвать человеком с сильным духом?

— Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова «сила духа» и «сила воли» разными людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте определимся с данными понятиями следующим образом.

Сила духа — сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей — тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно.

Сила воли — одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную волю ради служения коммунистическим идеалам. Однако вне действия Божественной благодати человек далеко не всегда способен употребить свою сильную волю на служение добру и во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности может постепенно довести человека с сильной волей до таких извращенных форм, как тирания и жестокость. Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком. Мне известно очень много примеров людей, которые в юности обладали сильной волей, были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов, но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и разочаровавшимися в жизни.

Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.

— Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление — всегда слабость. Преступник — это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?

— Мы отметили выше, что вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление.

В наше время, во многом благодаря кинематографу, преступники нередко воспринимаются в качестве примера для подражания — мужественными, последовательными, волевыми. Однако если внимательно приглядеться к обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле все окажется совершенно иным. Если посмотреть на насильника, который избирает жертвой слабую женщину, посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора, который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера), который из укрытия производит свой зловещий выстрел, — мы увидим, что здесь нет никакого мужества. Для кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все ради «любви» к порочной женщине. Но если вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти, мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений, а просто предатель.

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям.

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании — для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.

— Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии.

— В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой — для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха.

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия.

— Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом?

— О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным. Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства.

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства. Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях. Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество — по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям — смириться и потерпеть их недостатки.

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым — так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов. Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа.

Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью.

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно — от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.

— Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница — решимость. На чем должна быть основана эта решимость?

— Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной. Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает. Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима.

— Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: „Чадо, како веруешь?“ А второй: „Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?“ Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян?

— Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера. Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние. Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы — в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство.

Главное — чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре.

Что такое малодушие: значение и синонимы. Малодушный человек

Малодушие — распространенный психотип людей, связанный с отсутствием силы воли или духа. Такие люди буквально окружают нас, боясь ответить на грубость продавца или заступиться за слабого. Это не обязательно признак трусости, ведь данный психотип появляется вследствие воспитания, при котором в человеке с самого детства не был заложен основной стальной стержень. Так что такое малодушие и можно ли с ним бороться?

Немного о термине

Малодушие представляет собой поведение индивидуума, находящегося в обществе. Такой психотип людей, как правило, не способен осуществить свои идеи, цели, желания или мечты. Препятствием в этом выступает любой страх или боязнь совершить ошибку.

Так что такое малодушие? Оно проявляется в виде зависти, скованности, стеснения, трусости, неуверенности, боязни, слабохарактерности и непроизвольной агрессии. Тип развивается у людей в двух случаях: с самого детства, из-за неправильного воспитания и окружающей обстановки, а также после серьезной психологической травмы.

Малодушный человек — кто он?

Такой индивидуум может и не подозревать о своем психотипе, однако он постоянно чувствует напряжение, которое со временем перерастает в депрессивное состояние.

Как правило, человек проявляет душевную слабость, когда дело касается его личной жизни, карьеры и общения с другими людьми. Его легко подавить морально, подчинить себе и заставить делать что-то из личной инициативы. Это не означает, что вы настолько искусный манипулятор. Малодушный человек просто не способен отказать из-за стеснения или страха. Но не думайте, что он не будет об этом переживать. Напротив, такой индивидуум корит себя за свою слабохарактерность и безвольность.

Поведение малодушного человека можно сравнить разве что с предательством собственной личности, мечты и идеи. Несмотря на его вполне реальные желания, например, стать врачом или завести собаку, он будет скрывать их от окружающих.

Но остается вопрос: «Что такое малодушие и может ли человек с ним бороться?» Несомненно, нужно изменять такой психологический тип, и если не самостоятельно, так с помощью специалиста. У каждого слабовольного человека есть три пути:

  1. Бороться с самим собой.
  2. Пустить все на самотек и просто продолжать погружаться в депрессивное состояние.
  3. Копить злость на себя и окружающих, которая впоследствии выльется во что-то большее.

Нередко безвольные и слабохарактерные люди не понимают, что жизненный успех и продвижение находятся в их собственных руках, а не зависят от окружающих. Конечно, малодушие — это тип характера, который формируется с раннего детства, зачастую в неблагоприятной семейной обстановке, где родители сразу дают понять, что их ребенок — не личность, а слабый и мягкотелый подчиненный.

Как с этим бороться?

Синонимы малодушия — трусость, робость, слабохарактерность, бесхребетность, безвольность и душевное бессилие. Одну из этих черт может приписать себе каждый человек, проявляя отсутствие духа в самых неожиданных ситуациях.

Существует единственное правило, которое поможет избавить вас от этого недуга: «Начать бороться с самим собой, действовать вопреки слабости и апатии». Сколько бы времени ни прошло, малодушие будет поглощать вас, разрастаясь с каждым годом все больше. В конечном итоге это может вас либо убить, либо оставить на улице без гроша в кармане, либо превратить в одинокого, пустого человека. Ведь у малодушных людей, как правило, нет друзей и близких, которым бы они доверяли и доверялись сами.

Этот психотип людей меняется, но очень долго. Вы должны скорректировать все свои привычки, познакомиться с харизмой и ораторским искусством, узнать характеры окружающих и начать анализировать их. При этом не нужно бояться попасть в нелепую ситуацию, где, возможно, у вас будут потеть ладони от страха.

Откуда берется малодушие?

Как уже было сказано выше, слабохарактерность и отсутствие воли (а также другие синонимы малодушия), начинают развиваться в раннем детстве. В первую очередь на это влияют родители, а затем уже одноклассники, друзья и учителя.

Родители не учат детей быть сильными, а показывают, как надо подстраиваться под их желания и цели. Например, если чадо не вправе выбирать себе круг деятельности, занятия, хобби и друзей, то со временем его истинное «я» пропадает. Ребенок просто делает то, что ему велят, чувствуя фибрами души, что все идет как-то не так. Но как должно быть на самом деле, возможно, этот ребенок, взрослея, не поймет никогда.

Примеры малодушия

Теперь вы знаете, что такое малодушие, но как этот психологический тип проявляется в реальном мире?

  • Во-первых, человек никогда не будет спорить с окружающими, а даже если и начнет, то не сможет привести действительно весомые аргументы. Это приводит к тому, что индивидуум не будет отстаивать свои интересы и взгляды, просто соглашаясь с чужим мнением, несмотря на то, что в глубине души он категорически против.
  • Во-вторых, все качества малодушия очень редко проявляются в одном человеке. Например, такой психотип можно присудить людям, которые очень скупы или лицемерны, не уверены в себе или робкие.
  • В-третьих, у таких людей всегда есть внутри злоба или ненависть, которая и сделала их малодушными. Возможно, они осознают ошибку в воспитании, патологическую обстановку в школе или университете.

Ошибки родителей

Если вы совершенно не ожидали, что ваш ребенок превратится в малодушного человека, то в первую очередь нужно искать корень проблемы в себе, а не судить чадо и обвинять его. Авторитарное воспитание, манипуляции детьми, рукоприкладство и использование приказного тона — это способы сломать дух малыша, у которого только начал формироваться стальной волевой стержень.

Полезные советы

Перебороть в себе страх и неуверенность легко, главное, лишь начать действовать. Не бойтесь говорить в открытую о своих желаниях, даже если вы мечтаете написать картину или сочинять стихи. Конечно, поначалу кто-то будет смеяться над вашими идеями, но поняв серьезность намерений, перестанут, начнут уважать.

Не бойтесь отстаивать свои права и делать те вещи, которые вызывают у вас страх. Например, не стесняйтесь сообщить прохожему, что тот наступил вам на ногу или помогите бабушке перейти дорогу. Просто возьмите за правило: делайте сразу, если хочется (или если кажется, что так будет правильнее).

Аргументы для сочинения 9.3: Что такое малодушие (ОГЭ по русскому языку)

О том, что такое малодушие, рано или поздно придется задуматься каждому, ведь данное качество мы встречаем часто, но распознать его удается не всегда. В этом и заключается его опасность для людей. Многомудрый Литрекон хочет предостеречь своего читателя и представляет подборку с аргументами из жизни и литературы, где представлены примеры о малодушии для сочинения 9.3 на ОГЭ по русскому языку.

Из жизненного опыта

  1. Личный опыт. Однажды мой друг проявил это стыдное качество характера, когда сломал велосипед старшего брата, но побоялся признаться в содеянном. Он свалил вину на производителя, сказав, что даже не трогал вещь, а она уже сломалась. Когда родители вернулись из магазина с известием о том, что вернуть его не получится, мой товарищ не выдержал и во всем сознался. Но эта позорная страница жизни останется с ним навсегда.
  2. СМИ. Однажды я прочитал в журнале историю одного спасателя, который ушел в монастырь после большого пожара, на котором он вынужден был работать. Ему нужно было спасти старушку, которая не могла покинуть дом. Но он побоялся идти внутрь, потому что там было слишком опасно. Тогда он соврал, что никого не нашел, но потом не смог с этим жить и ушел со службы. Его дальнейшая жизнь протекала в стенах древней обители, где он замаливал грех. Очевидно, малодушие легко проявить, но сложно вынести из-за мук совести.
  3. История. Позорное чувство испытал император Николай Первый, который в день своего воцарения столкнулся с восстанием на Сенатской площади. Побоявшись революции и беспорядков, он приказал открыть огонь по мятежникам. Паника переросла в давку, и многие случайные зрители стали жертвами обезумевшей от выстрелов толпы. Это кровавое событие наложило отпечаток на всю его политику: ожесточились цензоры, а тайная полиция стала вездесущей. Царь так и не смог отделаться от ощущения страха за свою участь.
  4. Личный опыт. Моя бабушка рассказывала о случае, произошедшем с ее отцом на войне. Он был совсем еще молодым человеком, поэтому боялся идти в атаку. Перед боем один из товарищей предложил ему бежать. Мой прадед колебался, но все же выстоял перед соблазном и отверг предложение. После он признавался, что эти сомнения ему было стыдно всю жизнь. Их он всегда называл «малодушием».
  5. Кино. В фильме В. Меньшикова «Москва слезам не верит» Родион проявил преступное малодушие, когда узнал о положении Кати. Его мать настояла на необходимости разлуки, ведь заподозрила Катю в расчете на московскую прописку и недвижимость ее сына. Сам же герой не постоял за свою любовь, а принял мнение матери за аксиому. За эту слабость от поплатился одиночеством, чувством вины и сожаления о том, чего никогда не вернуть.
  6. Личный опыт. Малодушие действительно трудно распознать. Я тоже однажды чуть было не обманул себя, пытаясь найти оправдание трусости. Так, я начал подкармливать бездомного кота, когда жил у бабушки. Но пришло время возвращаться с каникул, а кота я взять не мог из-за запрета родителей. Я хотел его оставить и убеждал себя, что это правильно. Но все же чувство жалости взяло верх в моей душе: жертвуя подарком на День рождения, я уговорил маму и папу пристроить нового друга у нас.
  7. Кино. В фильме Тодда Филлипса «Джокер» главный герой страдает от малодушия окружающих. Коллега и друг, давший ему пистолет, боится скандала и обвиняет самого Артура в том, что он купил оружие. В результате его увольняют, и никто из работников агентства не заступается за него. Все они избегают правды и остаются в стороне, пока страдает другой человек. Такая атмосфера порождает в сердце Артура первобытное зло, которое вырывается наружу и уничтожает все вокруг. Таковы последствия малодушия.

Из литературы

  1. В романе А.С. Пушкина «Дубровский» тоже встречается пример малодушия. Троекуров незаконно отнял недвижимость у своего единственного друга, но в процессе следствия он начал испытывать раскаяние. Однако закончить тяжбу и признать себя виноватым ему не хватило внутренней силы. Он отнял деревню и дом у Дубровского, но мириться поехал уже тогда, когда было поздно. В результате его друг умер, лишившись всего, а Троекуров еще долго не мог забыть о том, что именно он виноват в его смерти.
  2. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой проявил малодушие, когда не смог отменить дуэль, боясь осуждения общества. Наедине с собой он признавал вину за ситуацию, которая произошла с Ленским и Ольгой на именинах Татьяны. Но его извинения могли истолковать как трусость, поэтому Евгений пошел на поединок, попирая чувство справедливости из-за страха. За это малодушие он корил себя всю жизнь.
  3. В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст проявил малодушие, когда променял любовь на деньги и комфорт. Когда герой промотал в армии почти все состояние, он испугался бедности, которой никогда не знал. Этот страх заставил его пойти против своего обещания, данного Лизе, и жениться на богатой вдове. Последствия этого решения оказались трагическими: обманутая девушка утопилась, а ее губитель не смог простить себя за это.
  4. В книге А.С. Пушкина «Капитанская дочка» малодушие стало причиной многих бед. Услышав о приближении Пугачева, многие потенциальные защитники крепости разбежались. Но и среди оставшегося меньшинства нашлись предатели вроде Швабрина. Алексей предал родину, присягу и дворянскую честь, чтобы спасти свою жизнь. Из-за страха и слабости пали многие крепости и погибли те, кто не променял достоинство на пощаду.
  5. В повести Н.В. Гоголя «Нос» цирюльник проявляет малодушие, когда избавляется от таинственной и жуткой находки. Узнав нос Ковалева, он не бежит к нему, чтобы вернуть часть тела на место, а топит ее в реке как улику. Выше чужой жизни и здоровья герой ставит свою безопасность. Источник его безнравственности — именно страх, который не дает ему поступить по совести.
  6. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» главный герой является олицетворением малодушия. Акакий Акакиевич становится жертвой насмешек и издевательств, но никак не отвечает на них и сносит все обиды без ропота. Даже когда грабители оставляют его без новой шинели, он не вступается за свои права перед начальством, а уходит, получив лишь грубый окрик вместо помощи. Он унижен своим ничтожным положением, поэтому не смеет возразить и вернуть себе человеческое достоинство, попранное людьми.
  7. В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» главный герой является жертвой малодушия. Червяков настолько боится вышестоящих лиц и их гнева, что умирает от расстройства, когда не получает желаемого изъявления прощения от оскорбленного генерала. Его состояние не вызывает сочувствия, потому что он сам загнал себя в рабство от табели о рангах.