Матушка Феодосия скопинская

Молитвы и травы

Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923 — 15.05.2014), из-за тяжёлой травмы около 20 лет находилась в коме — в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, 40 лет несла подвиг старчества, окормляя своих многочисленных чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением. В новой книге Игоря Евсина «Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице» рассказывается о духовном подвиге скопинской старицы и о её благодатных дарах. Предлагаем вашему вниманию одну из глав этой книги.

Первые посетители приходили к Наталье Косоротихиной тайком, по ночам. Они опасались вызова в милицию или даже в отдел КГБ (Комитет государственной безопасности). Хотя гонения на Церковь в 1970-е годы прекратились, но власти продолжали оказывать давление на священников и верующих. За посещение храма можно было получить взыскание на работе, лишиться премии или же так называемой «тринадцатой зарплаты», выдаваемой по итогам года. А начальников могли даже понизить в должности.

Первоначально люди приходили к Наталье, чтобы проявить свое сочувствие и ей и Ольге, которая посвятила свою жизнь уходу за тяжелобольной сестрой. Народ хоть как-то стремился помочь сестрам. Кто-то приходил помыть полы, кто-то приносил продукты: капусту, картошку, морковь, свеклу — кто что мог.

А пришедшая в сознание Наталья, парализованная, испытывавшая сильные головные и суставные боли, ободряла приходивших к ней посетителей. Находила такие слова, которые утешали людей и вселяли в них надежду на лучшее. Люди стали с ней советоваться по житейским вопросам. Стали замечать, что Наталья обладает даром прозорливости. Она могла заранее предсказать ту или иную житейскую ситуацию. И все сбывалось.

Так, однажды в гости к Ольге пришла знакомая женщина. Они, чтобы не тревожить болящую, потихоньку прошли на кухню и стали разговаривать. А когда гостья собиралась уходить, Наталья вдруг повернула к ней голову и сказала:

— Большое горе вы пережили полгода назад!

Женщина застыла от удивления. Действительно, полгода назад она потеряла близкого человека, но откуда это могла знать Наталья, только что вышедшая из комы?

А Наталья тем временем продолжила:

— Вы не переживайте. У вас скоро все наладится!

Женщина еще более удивилась. Откуда она знает, что её постигли тяжелые жизненные обстоятельства и что она может знать о её будущем?

Однако слова Натальи Косоротихиной вскоре полностью сбылись.

Потом произошел другой случай. Как-то пришла к ней за советом Мария Иванова и говорит.

— У меня Наталья такое дело. Внук в Воркуте живет. А его мать, моя дочь, здесь. Намедни внук позвонил, говорит: «Мама, приезжай скорее, нужно чтобы ты приехала». А как ехать, как добираться, мы не знаем. Да и надо ли ей ехать?

— Пусть едет — сказала матушка Феодосия, — Только не во всякую машину садится. Когда поедет, выйдет перед Скопиным на развилку, там три дороги сходятся. Будет попутку ловить. Поедет машина слева — в нее садиться нельзя, в ней ее убьют. А когда справа поедет машина, то в нее можно. Доберется она до Воркуты, благополучно доберется.

Ну, я пришла домой, все рассказала дочке. Она собралась в дорогу и уехала. А потом звонит мне: «Мама, как матушка говорила, так и случилось. Ну точь-в-точь все так было! Вышла на развилку смотрю — машина слева едет. Я в нее не села. А тут и справа машина подъехала. Я в нее села. А потом я узнала, что в той машине какие-то бандиты ехали.

После этих случаев многие стали просить Наталью помолиться за них, и она молилась. И по ее молитвам в жизни людей все устраивалось. Вскоре благодаря благодатной помощи Натальи Косоротихиной стали происходить чудесные исцеления.

Одна из ее первых посетительниц, жительница села Корневое Александра Павловна Зотова рассказала следующий случай.

«Я жила одна. Здоровая была, работящая и вдруг заболела. Опухоль у меня какую-то нашли. Врачи сказали, что надо делать операцию. А знакомые говорили:

— Какая тебе операция? Тебе весь живот изрежут. Не переживешь ты эту операцию.

Тут я сильно расстроилась. Похоже, что у меня рак. Что делать не знала. Ведь операция предстояла серьезная. Ложиться, не ложиться? А что-то же надо было делать. Тогда мне посоветовали сходить к Наталье Косоротихиной. Ну я и пошла. Зашла в домик, в ее комнатку. Стою и от волнения не знаю, что сказать. А она светленькая такая лежит, добренькая. Посмотрела на меня, улыбнулась и говорит:

— Знаю, знаю, зачем ты пришла. Хочешь спросить, надо ли тебе на операцию ложиться рабушка? (таким словом /от раба Божия/ матушка называла многих своих посетительниц).

Не переживай, не бойся. Ложись в больницу и делай операцию. А если не сделаешь, то разболеешься еще сильней. Подумай, ты ведь одна живешь, кто за тобой, за больной, ухаживать будет?

«Что такое? — подумала я. — Откуда Наталья про меня это знает, даже то, что я одна живу?»

А она опять повторяет:

— Ложись рабушка, не бойся. Перед операцией помолись, а когда на операцию пойдешь, то не печалься, а будь повеселей. Все будет хорошо. Врач поможет тебе.

Ну, легла я в рязанскую больницу, что в Канищеве. Моим врачом была женщина. Да не простая, а верующая. Да… Я ей рассказала про Наталью. Оказалось, что она про нее слышала. Врач, женщина эта, написала на листочках разные молитвы и прикрепила к моим волосам на голове. Так и делали мне операцию с молитвами прямо на голове… И все прошло так хорошо, что врач даже удивилась. Говорит:

— У тебя ведь раковая опухоль была. Такие операции делаются трудно, тяжело делаются. А тут все шло, как по маслу. Удивительно легко операция прошла. А главное — рака теперь у тебя нет. Все прошло! Дивно это для меня, дивно…

Вот так сбылись надо мной слова Натальи. Я потом к ней в разное время опять ходила. Какая же она прозорливая, сколько же она людям добра делала, всего и не вспомнить, и не рассказать».

Многим своим посетителям Наталья советовала обратиться к врачу, но были и такие, которые лечились по ее рецептам.

Так Анна Филипповна Лукьянова, жительница села Пупки рассказала такой случай: «У меня была сыпь по всему телу. Откуда, почему — непонятно. А сыпь-то эта была болезненной. Терпеть ее было тяжело. Что делать? Пошла посоветоваться к Наталье. Пришла, рассказала о своей болезни, спросила, надо ли в больницу ложиться? А она сказала, что не надо и к врачу ходить не надо. Посоветовала пить настойку из трав — чистотела и ромашки. А еще делать так — брать два вида крапивы — с мелким листом и с крупным листом, класть в таз и заливать проточной водой. Настаивать с утра на солнышке, а вечером обливаться. Я стала так делать и сыпь прошла».

Существует множество свидетельств, как многие люди исцелялись травами, настоянными по рецептам Натальи Косоротихиной. Некоторые рецепты были простыми, некоторые сложными. Комплекс трав также был или простым, или сложным. Матушка с детства знала целебные свойства трав и способы их приготовления. Это знание предалось ей от мамы и от односельчан-старожилов, хранивших вековые народные традиции лечения травами. Но, став парализованной, Наталья получала и другие знания свыше. Так, однажды она излечила больную женщину неведомой травой, которая росла в месте известном только Наталье. Как рассказывал мне один священник Скопинской епархии, отец Иоанн Звонов, прихожанкой которого была эта женщина: «Старица духом увидела это место и на вопрос женщины, где ей найти рекомендованную траву, точно указала это место, и сказала, как к нему пройти».

Но главным в той помощи, которую оказывала Наталья болящим, конечно же была ее молитва. Ведь были случаи, когда от простейшего рецепта, простейшей травы излечивались тяжелобольные люди, которым по всем медицинским показателям, просто необходимо было лечь в больницу. Ольга Орлова записала такой рассказ одной женщины: «У меня рак был, уже последней стадии. А матушка меня исцелила. Травку сказала пить, лабазник. Я до сих пор эту травку пью…»

Сегодня многие рассказывают о матушкиных рецептах лечения травами. Некоторые даже публикуют состав и способ их приготовления. Однако, думается, что это неправильно. Не может подлабазник излечить рак последней стадии. Даже сложный компонент различных трав не может. Потому на первом месте у матушки помимо трав (которые конечно же были целебными) была молитва. Об этом написала доктор медицинских наук Раиса Яковлевна Татаринцева. В своих воспоминаниях о матушке Феодосии она отметила: «Матушка иногда травы назначала. Причем самые простые: ромашку, пустырник, подлабазник. И тяжелейшие больные выздоравливали. Дело, конечно, было не только и не столько в растениях, а в матушкиной молитве».

Сила молитвы матушки Феодосии была необычайной. По ее молитвам исцелялись больные раком, бесплодные женщины рожали детей, разрешались практически неразрешимые жизненные ситуации. Но молилась она не только за отдельных людей. Как говорила сама матушка: «Я в молитвах всех-всех поминаю. Начинаю из своей деревушки поминать, а потом и всех приходящих и приезжающих поминаю». А ведь «приходящих и приезжающих» было не десять, не двадцать человек, а многие сотни! Невероятно, но факт — матушка Феодосия помнила всех, кто бывал у нее. Какие же силы были нужны, чтобы помнить и поминать тысячи своих посетителей! Конечно, такие силы человеку может дать только Господь. Но человек, непрестанно молясь, порой ослабевает. Так бывало и с матушкой Феодосией, которая однажды призналась священнику Евгению Кариху: «Вот я молюсь, молюсь, чувствую — силы угасают и того гляди пред Богом предстану, а я грешная не готова… И все понимают, что мне тяжело. А потом смотришь, и снова силы притекают, Господь дает… И опять людей можно принимать».

Силы притекают, когда их дает Господь… Это сказано для всех нас — слабых, немощных, сокрушенных. Никто, кроме Господа, жизненных сил нам дать не может, у Него их и надо просить, молиться Ему, верить в Него, надеяться на Него и любить. Таков завет матушки Феодосии. В тех или иных словах она всегда обращала внимание именно на это — на веру, надежду и любовь.

Игорь ЕВСИН, православный писатель, г. Рязань

Матушка Феодосия

18 февраля, в день памяти Феодосия Черниговского, день ангела схимонахини Феодосии — старицы, к которой за советом и утешением едут люди со всей страны. Ездила к ней и я — это знакомство меня по-настоящему “перевернуло”.

СПРАВКА: Схимонахиня Феодосия (в миру – Наталья Косоротихина) живет в поселке Октябрьский Рязанской области. Сейчас ей 88 лет, из которых 68 лет матушка прикована к постели. В монахини ее постриг схиархимандрит Авель (Македонов), однако по состоянию здоровья она никогда не жила в монастыре. К старенькой монахине, живущей неподвижно в сельском домике, съезжаются люди со всей России. В том числе, ее навещают насельники московского подворья монастыря св. Пантелеимона на Афоне.

Михаил Нестеров. Зима в монастыре, 1904.

На душе мерзко и пусто. Ни на минуту не покидает мучительное чувство тоски. Зашла в церковь. Сердце как камень. Безмолвные лики святых… А как же хочется, чтобы они утешили…

Вышла на улицу, села на лавочку и случайно услышала разговор двух девушек о некоей схимонахине Феодосии. Судя по всему, многие едут к ней как раз за утешением. А еще — за советом, как пережить трудные времена, справиться с жизненными обстоятельствами, кого из поклонников выбрать, чтобы прожить с ним жизнь в любви, мире и радости; какую профессию освоить… Я попросила рассказать об этой монахине подробнее — и вот что узнала.

В 18 летнем возрасте девушка по имени Наталья попала в жуткую автомобильную аварию, впала в летаргический сон, очнулась больной и парализованной, но — не проявила ни капли ропота или гнева на судьбу. Она просто приняла свой жизненный жребий — с мужеством и терпением. Ее веру в Бога не поколебали даже такие тяжелые испытания. Прикованная к постели, она непрестанно молилась — о родственниках, близких людях и всех знакомых. Жизнь шла своим чередом.

Наталья жила с сестрами. Однажды к ним в гости пришла какая-то знакомая. Они расположились в соседней комнате, чтобы не тревожить болящую. Гостья уже собирались уходить, когда Наталья вдруг окликнула ее: «Какое горе вы пережили полгода назад!» Женщина застыла от удивления: полгода назад она потеряла близкого человека, но никому никогда об этом не рассказывала. А Наталья продолжила: «Но у вас скоро все наладится!» Эти слова сбылись.

Так впервые проявилась прозорливость будущей монахини. За величайшее терпение и смирение Бог послал ей этот дар. А она бескорыстно отдает людям.

Наталья никогда не жила в монастыре – ей это не под силу, но знавшие ее духовники решили, что терпение и истинная вера в Бога дают ей право на постриг. В монахини ее постригли, так сказать, «по факту».

Рассказ о матушке заставил сердце запрыгать, не осталось сомнений – надо ехать!

Пять часов на автобусе по осеннему туману в Рязанскую область. Матушка принимает всегда ночью с девяти вечера до пяти утра. Ехала в ночь с воскресенья на понедельник, и при этом нужно было каким-то чудом успеть вернуться в Москву к понедельнику и не опоздать на работу к десяти. Но было какое-то внутреннее ощущение, что не стоит волноваться — все получится так, как должно.

Я оказалась перед маленьким сельским домиком, напротив входа в который выстроилась очередь. В начале десятого вечера на крыльцо вышла пожилая женщина, которая, как я поняла, ухаживала за матушкой. Затем мы вошли в небольшой коридор, в нем уже толпилось человек двадцать — каждому хотелось поскорее попасть к матушке. Она принимала в комнате, куда ее помощница приглашала посетителей. Ожидание томило…

К часу ночи внутреннее спокойствие сменилось нервозностью. Успею ли поговорить? Мне же так нужно! Еще и на работу надо успеть… Все это время я внутренне молилась: «Господи, помоги… Ну я на минуточку… Ну мне хоть словечко услышать, так тяжело на душе. Не разберусь сама!»

Тем временем люди выходили из комнаты матушки радостными, с улыбкой и спокойствием. Кто-то проводил у нее полчаса, кто-то – минут пять-десять. Время поджимало, скоро нужно было возвращаться в Москву, билета я до сих не купила и даже не знала, во сколько ближайший поезд.

Когда в очередной раз помощница вышла приглашать следующего, я собралась с силами и попросила, нельзя ли мне зайти без очереди… Она очень нахмурилась и отрезала: «Здесь все хотят попасть, жди!». По очереди прокатилась волна возмущения: «Какая деловая, я уже третий день попасть не могу, а она лезет!» Сердце пронзило отчаяние.

Все, что оставалось — мысленно обратиться к матушке.

Я представила, будто стен нет, будто я уже у нее в комнате. Накануне я читала житие святой блаженной Матроны Московской. И обстановка, и образ матушки Феодосии невольно ассоциировались у меня с этой святой. Я решила, что люди, которым Бог открывает будущее, вполне могут услышать мои мысли. Я начала ее просить: «Матушка, прими меня на минуточку, утешь словом, мне очень тяжело – помоги!» Обычно в такие моменты, как написано в православных книжках, случались чудеса, и просящий получал просимое. А я и верила, и нет. И думала: «Ну, со мной-то уж вряд ли такое произойдет!» Но просила все равно. Не прошло и пяти минут, как помощница вышла и позвала меня.

Ноги не слушались, я вся дрожала от волнения. Вошла в комнату. Все стены в комнате увешаны иконами – это первое, на что я обратила внимание. В углу стояла узкая кровать, на которой лежала маленькая, худенькая старушка в белом платочке и белой хлопковой рубашечке. Она могла двигать только правой рукой, которой и благословляла входящего.

Удивительно, как исцеляет уже то, что просто стоишь рядом с таким человеком… Все мои проблемы и горести сразу стали какими-то мелкими, неважными что ли… Я села на стул напротив кровати, попросила ее молитв о себе и своей семье и все-таки решилась — задала вопрос: «Матушка, хочется иметь семью – мужа и детей, повенчаться, но мужчины совсем не хотят обязательств. Мне очень одиноко, как же быть?» Она помолилась, плохо видящими глазами посмотрела в мою сторону и тихо сказала: «Все у тебя будет, и венчание тоже, но не сразу. Ты сходись с мужчинами — и все будет. А работаешь ты где?» Меня удивило, почему она вдруг спросила о месте работы. Я ответила, на что она сказала: «Работай там, где работаешь. Никуда оттуда не уходи!» Я будто потерялась во времени и пространстве. Сколько всего сразу захотелось спросить! Я, как человек, не имеющий ни капли терпения, как будто воспламенилась: ну а когда же и где я встречу «свою половинку»?! Но строгая помощница — хранитель спокойствия матушки и контролер очереди — подала мне знак, что пора выходить. Я попрощалась и вышла.

…Я испытывала радость. Отчего? Может, оттого, что молитва такого человека в реальности меняет жизнь…

На вокзал я успела строго ко времени. В кассе сказали: «Берите скорее билет, поезд ждет вас на перроне!» Через 4 часа я была дома, на работу не опоздала, и даже удалось немного поспать. Я точно знала — просто чувствовала! — что такая легкая дорога получилась по молитве матушки. «Раз в таком малом есть помощь, то будет и в большом» — подумалось тогда.

И тут бы мне написать: «По возвращении в Москву жизнь моментально перевернулась, на следующий день я нашла мужа и т.д.» Но нет. Мой «прекрасный принц» почему-то все медлил. Вопрос матушки о месте работы я восприняла как некую подсказку, что именно там встречу своего избранника, но оглядываясь по сторонам, не находила никого «подходящего» моим требованиям: старше меня, умный, серьезный, но с веселым нравом, любящий, заботливый… Вполне стандартные женские мечты, но кажущиеся несбыточными. Да и на работу каждый день я шла, как на каторгу, отношения с начальницей обострялись, а я по-прежнему ждала, что я когда-нибудь влюблюсь, уволюсь и уеду к морю. Словом, серые привычные дни текли своим чередом.

И все же, была одна принципиальная разница. Изменилось мое отношение. После встречи с матушкой все эти дни я переживала… с надеждой. А это, возможно, самое главное, что спасает человека. И пускай эти дни были по-прежнему серыми, теперь они точно не были бессмысленными. Я верила, что матушка не ошиблась. Она ведь неслучайно сказала: «Все будет, но не сразу».

Все произошло через 4 месяца на праздник Сретения Господня. Неслучайно слово «сретение» на современные русский переводится как «встреча». В кафе, куда приходили обедать люди из всех соседних офисов, я познакомилась со своим будущим мужем. Примечательно то, что это был мой последний рабочий день в этой компании. И мой последний обед. И моя новая жизнь.

Слава оказался человеком с веселым нравом, умным и серьезным, старше меня на 10 лет, руководил крупным подразделением в большой компании. Все, как я мечтала! Мы легко нашли общий язык, нас тянуло друг к другу. Отношения сложились как будто «сами собой», но я, конечно, знала, что это по молитвам дорогой матушки. Буквально через два-три месяца мы уже точно знали, что поженимся, что оба безумно этого хотим. Мы решили не торопиться и не шокировать родственников, назначили день венчания на 14 октября, в прекрасный праздник Покрова Богородицы. Нелюбимая работа была в прошлом, а в настоящем — любимый муж и долгожданная поездка к морю!

Я верю, что по молитвам матушки Феодосии Бог исполнил мое желание. Не потому, что Он — волшебник, а я просто правильно попросила, а потому что Он — любит меня. Как и каждого человека. И обязательно отвечает на молитвы — но именно в тот момент, когда человек готов это принять — не раньше, не позже. Просто иногда, чтобы расслышать этот ответ, нужно измениться самой. Меня изменило знакомство с матушкой Феодосией.

Схимонахиня Сергия

Схимонахиня Сергия (Пелагея Трофимовна Луховицкая) родилась 15 октября 1886 г. О ее жизни, кроме старости, известно очень мало. О родителях ее мы знаем только то, что отца звали Трофимом, а мать — Анной. После смерти матери отец женился на некоей Пелагее.
Неизвестно, в какое именно время стала она монахиней Покровского женского монастыря г.Симбирска. В то время настоятельницей монастыря была монахиня Агафья (она похоронена на территории бывшего Покровского монастыря, разрушенного после революции).
Самый ранний эпизод, известный из ее жизни, как раз и относится к тому времени, когда она еще неразрывно связана с монахиней Агафьей. К тому времени Покровский женский монастырь был уже разрушен. Настоятельница монастыря Агафья жила в том районе города, который назывался «Курмышок». С ней была и матушка Пелагея.
Рассказывает прихожанка храма Воскресения Христова г.Ульяновска Ольга Яковлевна Былинина:
— Матушка Агашенька была прозорливей, чем матушка Полинька. Мама моя ходила к ней на Курмышок (монастыря уже не было). А они в келье вдвоем с Полей. Открылась дверь — и из двери чурки полетели в маму. И строгий крик: «Я вас не знаю, не заходите. Ишь, идешь, сколько дьяволов ко мне за собой ведешь». И закрыла дверь. Не пустила. Мама шла и плакала. А потом ей Полинька сказала: «Ты с мужем поругалась, благословения пойти к матушке Агафье у него не спросила».
Сохранилась фотография, относящаяся, видимо, уже к значительно более позднему времени. Матушки Агафьи уже не было в живых, матушка же Полина жила в Северной части города (на месте ее дома ныне стоят строения военной части). Затем переехала во 2-й переулок Пархоменко, существующий и доныне. На фото матушка запечатлена с духовно близкими ей людьми, среди которых и мать Ольги Яковлевны Былининой — Евдокия Степановна. Матушка Пелагея сидит в центре с котом в руках. Глаза очень ясные. Лицо сосредоточенное и светлое. Там же — тетя Паша, хозяйка дома, в котором доживала свою жизнь схимонахиня Сергия.
Хозяина же дома — бывшего церковного старосты Михаила Ильича — на фотографии нет. К матушке Сергии Михаил Ильич относился, видимо, с благоговением, так как по единодушному мнению людей, вспоминающих события тех лет, он всех пускал к матушке и никаких препятствий ни в чем не чинил, хотя ему и хлопотно было, может быть, принимать в своем доме столько людей.
Во дворе дома был родничок. Послушница матушки Сергии Елена (она изображена рядом с матушкой на другой фотографии) брала у матушки святую воду и выливала в этот родничок, а люди заходили и брали. В келье люди прикладывались к святыням, к иконам. Послушница Елена всегда чем-нибудь угощала и по благословению матушки Сергии давала гостинцы с собой. Она во время посещения гостей читала Священное Писание.
Вспоминает Любовь К., прихожанка храма Воскресения Христова:
«Меня познакомили с матушкой Сергией в конце ее духовной жизни… Мы с одним человеком, который ее знал, вечером пришли к ней. Чтобы не беспокоить хозяев, этот человек перелез через забор и открыл с внутренней стороны запор, — ведь было уже поздно. Встретила нас матушка с радостью и пригласила еще приходить… Однажды я поехала к ней, но у меня вдруг в трамвае сильно разболелась голова и мысль бьется в голове: «Надо вернуться назад».
Когда матушка меня встретила, — стала вдруг читать над моей головой молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» (молитва от нечистой силы). А когда закончила молитву, сказала врагу: «Отойди от нее». Так она увидела духовными очами, что бесы всю дорогу смущали меня и внушали мысль не ездить к матушке.
Однажды я приходила к матушке со своей теткой Лидией, рассказали ей о своих скорбях — и получили совет: «Почаще причащайтесь». Это матушка повторила несколько раз.
Именно в этот дом, в котором у матушки была комнатка примерно в четыре квадратных метра, так что помещалась только одна кровать (послушница Елена спала на полу у порога, подкладывая под голову поленицу дров), привели к матушке в 1973 г. будущего протоиерея Виктора Карзаева и его товарища Александра Ургалкина, нынешнего архимандрита в одном из подмосковных монастырей. В это время матушка уже обезножела, сама ходить не могла, да и глаза стали подводить. Сначала пропало зрение в одном, а со временем — и в другом.
Встретившись с молодыми людьми, матушка предсказала им служение в Церкви, только (может быть, затем, чтобы не возгордились?) сказала так: «Ты (Александру Ургалкину) будешь батюшкой, а ты (Виктору Карзаеву) — дьяконом».
Рассказывает о. Виктор Карзаев:
— Однажды был я у матушки Сергии в келлии. Привели к ней под руки женщину, которая уже ходить сама не могла: спина болела. Матушка сказала ей: «Дай-ка я тебя полечу»… Постучала ей по спине, та сразу выпрямилась и пошла. Это произошло на моих глазах. Вот тогда я ее и узнал.
— Как же, батюшка, — без молитвы?
— Все дела матушка Сергия делала тайно, ничего не было на виду у людей.
Еще был случай. Предсказала она мне, что у меня перед самым носом поезд уйдет. Я выслушал, да и забыл. В Димитровграде летом после операции руки сижу на вокзале. Слышу — поезд мой уже отходит (то ли не объявляли, то ли я задумался). Выбегаю на перрон. Показываю проводнику последнего вагона билет, хочу запрыгнуть. А он боится, видно, что я с одной рукой не запрыгну, не сажает, хотя вполне можно было бы еще сесть. Пропустил поезд и вспомнил слова матушки: «А как тебе обидно-то будет!»
О прозорливости схимонахини Сергии свидетельствуют многие. Вот несколько случаев, о которых рассказала матушка Александра Карзаева:
— Надумали мы с о.Виктором дом покупать, да перед этим попросить благословения у матушки Сергии. Собрались идти, а на меня вдруг сомнение нашло: а вдруг не благословит — что ж нам, так и жить в тесном старом жилье? А как хотелось въехать в новое жилье! Я даже батюшке сказала: «А может, не станем рисковать, купим без благословения?»
И вот мы пришли к матушке. Батюшку она сразу благословила, а меня почему-то нет. Не благословляет — и все. Послушница Елена тоже ничего не поймет и все к матушке припадает: «Матушка, ты ее благослови! Матушка, ты ее благослови!» А матушка Сергия — нет. Никак. Она узнала, что я не хотела идти под благословение.
А в другой раз были с о.Виктором, — торопились: протопить еще надо успеть, ребенок был еще грудной, а в доме холодно. А матушка Сергия и говорит: «Не торопитесь, сегодня топить не будете». Думаем — как так, почему топить не будем?»
Приходим домой — что такое? — тепло. А оказывается, перед уходом положили дрова заранее в холодную печь-голландку. А там старые угли постепенно разгорелись. Печь сама и протопилась.
В конце 70-х годов в северной части Ульяновска решили строить бензозаправочную станцию. Тогда директором нефтебазы был Владимир Михайлович Мартьянов. Точное место строительства тогда еще определено не было. Поэтому В.М.Мартьянов обратился за советом к одному из своих сотрудников — Дмитрию Николаевичу Былинину: «Дмитрий Николаевич, нам дают место в районе проспекта Нариманова».
Дмитрий Николаевич решил посоветоваться с матушкой Сергией, которую хорошо знал, как и его жена. Матушка сказала, что заправочную станцию надо выносить дальше за город: «Здесь будут строить, бензозаправочную станцию уберут». Не благословила. А В.М.Мартьянов ее не послушал. Построили станцию на престижном месте, прямо в городе. Но вскоре на этом месте, как и предсказывала матушка Сергия, начали планировать строительство большого завода оборонного назначения, и бензозаправку убрали за город. (По рассказам О.Я.Былининой).
С матушкой Сергией связан в жизни Ольги Яковлевны Былининой еще один эпизод. Однажды протоиерей Быстров, служивший в Петербурге, тогда еще Ленинграде, дал ее мужу, Дмитрию Николаевичу, крестик, на обратной стороне которого были бриллианты. Подарил с наказом, чтобы тот никогда и ни при каких обстоятельствах не снимал его: «Даже в ванной, когда моешься, держи его во рту».
Однажды стало ясно, что крест этот — чудотворный. Так, забыв о наказе протоиерея Быстрова, Дмитрий Николаевич, готовясь к принятию ванны, снял с себя подаренный крест и положил его на стол. В это время Ольга Яковлевна с соседкой находились на кухне. Вдруг они услышали необычно громкий крик: «Оля! Оля!» Ольга Яковлевна подумала, что с мужем что-то случилось, и бросилась в комнату. Муж крикнул ей: «Оля, смотри, смотри!» Ольга Яковлевна и соседка увидели, что крестик на столе сам подпрыгивал, а когда подпрыгнул в последний раз, крепко ударился о поверхность стола с сильным стуком.
«Когда Дмитрий Николаевич умер,- рассказывает Ольга Яковлевна,- мне стало жаль этого чудотворного крестика, который к тому же был с бриллиантами. Решила его оставить. В это время узнать о похоронах приехала послушница схимонахини Сергии — Елена. Когда она узнала, что Дмитрий Николаевич будет похоронен с другим крестом, она спросила:
— Ты у матушки Сергии спрашивала?
— Нет, мне пока некогда было, вся в хлопотах.
Через два часа матушка Елена приехала во второй раз и привезла наказ схимонахини:
— Повесь крест на покойника. Это его крест, не твой.»
Помнит Ольга Яковлевна и еще один совет матушки Сергии:
— Когда я пришла с войны, я стала учиться в торговом техникуме. Папа мой хотел, чтобы я работала в церкви. Он сказал, что днем я буду работать в церкви, а вечером учиться в техникуме. А матушка Сергия не благословила: «У тебя сейчас грехов — море? А будет еще вдвое».
Схимонахиня Сергия принимала не всех, выборочно. Однажды у знакомой О.Я.Былининой — Александры Дмитриевны Петровой — случилось несчастье. Ее испортили на свадьбе, и она сильно заболела. Когда матушку Сергию спросили, не примет ли она Александру Дмитриевну, она отказала: «Нет, я таких не принимаю».
Из ее бытовых привычек известно, что приходящих к ней она угощала и молоком, и первым, и вторым блюдом: «Ешь, ешь!» Хотя ее наставница, матушка Агафья никогда не фотографировалась и угощала только чаем.
Посвящал монахиню Пелагею в схимонахиню Сергию игумен Герман из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (который и доныне ведет отчитывание в храме Иоанна Предтечи в Лавре).
Женщин матушка Сергия учила жить с мужьями в мире и согласии, не браниться, быть мужу верной, всегда доброй и уважительной к нему и ко всем людям,- даже к тем, которые моложе тебя. «Идешь ко мне,- говорила она,- помолись, читай «Богородицу» и «Отче наш» — сколько хочешь». Матушка Сергия всегда знала, когда женщины к ней шли после ссоры с мужьями — и не открывала дверь. О.Я.Былинина рассказывает, что в таких случаях она стучала матушке Сергии в окно и слезно просила ее принять, а заходя в дом, бросалась перед матушкой на колени и просила прощения. В ответ матушка говорила: «Вот так-то дома надо было перед мужем,- даже если он не прав, просить у него прощения».
Вечером 6 января 1977 г. священник Виктор Карзаев причастил схимонахиню Сергию. Она уже знала, что умрет. Причастилась и сказала: «Погоди, не уходи, я на тебя еще раз взгляну». Батюшка спросил: «Как же ты взглянешь, коли не видишь меня». А она: «Все равно — взгляну». А наутро, в светлый праздник Рождества Христова, мирно почила о Господе.
Прозорливая старица перед смертью говорила: «Как привезут меня в церковь — все ко мне сбегутся». И точно. Народу в тот день было необычно много, «все сбежались». Любовь К. вспоминает: » В последний раз пришлось видеть матушку Сергию на похоронах. Народу было очень много. Все хотели в последний раз получить ее благословение, приложиться к иконке на ее груди, испросить духовной помощи. При погребении всем хотелось нести ее гроб или хотя бы дотронуться до него».
Покоится тело схимонахини Сергии на Ишеевском кладбище г.Ульяновска — под самым высоким крестом.
По благословению владыки Прокла, архиепископа Симбирского и Мелекесского, записал В.И.Мельник

Бесовские нападки (рассказы об искушениях матушки Феодосии Скопинской)

Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923/† 15.05.2014), из-за тяжёлой травмы около двадцати лет находилась в коме — в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, сорок лет несла подвиг старчества, окормляя многочисленных своих чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением. Однако были и такие случаи, когда матушка Феодосия претерпевала искушения. Об одном из них я и хочу рассказать.

Бесовские нападки

В конце прошлого века слава о матушке Феодосии возрастала, но тем больше восставал против нее враг рода человеческого. К скопинской старице стремилось приехать множество людей, и тогда нашлись такие «предприниматели», которые стали зарабатывать на славе матушки Феодосии. Интернет запестрел такими объявлениями: «Организация индивидуальных поездок к схимонахине Феодосии в город Скопин. Из любой точки Москвы. стоимость поездки 2.5 т.р.». Или вот еще такое интернет-объявление: «Организую групповые поездки к схимонахине Феодосии в город Скопин в легковых автомобилях по 3 человека, стоимость — 2500 рублей с человека, с выездом из Москвы от ст. метро Жулебино и Домодедовская. Если необходима развозка по Москве после визита к матушке Феодосии, стоимость 500 рублей за адрес». А к этим объявлениям, как правило, добавлялись рекламные призывы: «Кто хочет исцелиться, снять порчу, создать семью или наладить бизнес — езжайте к схимонахине Феодосии! Мы всегда готовы отвезти вас туда и обратно!»

А теперь представьте себе, какие толпы жаждущих чуда людей стали приезжать к больной старице! Но эти толпы были из лукавого рода, о котором Христос говорил: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему…» (Мф. 16:4.)

Люди из лукавого рода очень утомляли больную скопинскую старицу и ее келейниц. Одна из благочестивых почитательниц матушки Феодосии Алена Андриянова о такой неприглядной ситуации сказала: «Я была у матушки не однажды и поверьте видела там разных людей… Много было таких, которые не хотели работать над собой (жить в Боге), а искали быстрого пути решения проблем. А когда у них после посещения матушки ничего не получалось, то они начинали хаять ее, (ничего она не может, ничего не умеет, лжестарица). А потом начинали ездить к разным «бабкам» и экстрасенсам за «быстрой помощью. Матушка после того, как ее посещали такие люди, очень сильно болела».

В то же время вокруг скопинской старицы стали плестись интриги, возникали сплетни и даже фальсификации ее жизни. Апогеем такого бесовского шабаша стало создание и показ каналом РЕН ТВ фильма о матушке Феодосии под названием «Вся правда о Ванге». Не будем пересказывать его лживое содержание. Приведем лишь историю борьбы за доброе имя скопинской старицы. Приведем для того, чтобы показать читателю, насколько тогда ополчились бесы против Божьей угодницы. А еще для того, чтобы показать насколько большим уважением матушка Феодосия пользовалась среди известнейших людей России, вставших на ее защиту и написавших обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой привлечь журналистов РЕН ТВ к уголовной ответственности за лживую фальсификацию. Итак, приводим цитаты из обращения в защиту матушки Феодосии:

«Уважаемый Владимир Владимирович!

…Мы столкнулись с вопиющим фактом оскорбления чувств православных христиан, циничного попрания норм морали…

Рен ТВ широко демонстрировал фильм «Вся правда о Ванге». Мы бы не обратили внимания на эту жалкую телеподелку, призванную оболванивать доверчивого зрителя лжесенсациями, если бы в этом фильме не оскорблялись наши религиозные чувства и, если бы создатели фильма не провоцировали агрессию в отношении широко почитаемой в народе старицы схимонахини Феодосии…

Мало того, авторы фильма внушают зрителю вздорную мысль, что Ванга не умерла, а была вывезена болгарскими спецслужбами в Россию в Скопин, и объявилась под именем матушки Феодосии. Чтобы зритель в это поверил, нагло монтируются кадры, на которых матушка якобы говорит по-болгарски. При этом лживо утверждается, что местные жители убеждены, что матушка Феодосия — это и есть «воскресшая Ванга». Эта выходка свидетельствует о том, что речь уже идет не о незнании, а о сознательной попытке дискредитировать схимонахиню Феодосию, убедить зрителя, что ее духовные дары — не плод молитвы и смирения, а результат манипуляций болгарских спецслужб. И эта бессовестная подтасовка оскорбляет наши религиозные чувства.

Авторы фильма лживо заявляют, что матушка Феодосия, подобно Ванге, «охотно берет деньги с посетителей», что является откровенной клеветой на схимонахиню и также оскорбляет наши религиозные чувства.

…Мало того, авторы фильма внушают зрителю вздорную мысль, что Ванга не умерла, а была вывезена болгарскими спецслужбами в Россию в Скопин и объявилась под именем матушки Феодосии. Чтобы зритель в это поверил, нагло монтируются кадры, на которых матушка якобы говорит по-болгарски. При этом лживо утверждается, что местные жители убеждены, что матушка Феодосия — это и есть «воскресшая Ванга». Эта выходка свидетельствует о том, что речь уже идет не о незнании, а о сознательной попытке дискредитировать схимонахиню Феодосию, убедить зрителя, что ее духовные дары — не плод молитвы и смирения, а результат манипуляций болгарских спецслужб. И эта бессовестная подтасовка оскорбляет наши религиозные чувства.

Авторы фильма лживо заявляют, что матушка Феодосия, подобно Ванге, «охотно берет деньги с посетителей», что является откровенной клеветой на схимонахиню и также оскорбляет наши религиозные чувства.

Но особенно вопиющим является комментарий авторов фильма о том, что несметные сокровища Ванги были перевезены в Скопин и спрятаны там. Это, на наш взгляд, не что иное, как подстрекательство к ограблению и даже убийству. И, как нам рассказывали, уже имел место факт грубого вторжения в дом матушки Феодосии трех пьяных хулиганов.

Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить Генеральной прокуратуре России проверить изложенные нами факты, дать им юридическую оценку, привлечь виновных к установленной законом ответственности, в том числе уголовной».

Обращение подписали: В.Н.Крупин, сопредседатель Союза писателей России; А.Д.Степанов, главный редактор «Русской народной линии»; П.А.Безукладичный, председатель МОО «За Веру Православную»; В.А.Ланцева, президент Фонда Святого Апостола Павла; Т.М.Боровикова, руководитель Всероссийского Сообщества многодетных семей «Много деток — хорошо» и другие общественные деятели.

В заключение скажем, что данное обращение к Путину осталось без последствий, поскольку к тому времени матушка стала очень сильно болеть, а через некоторое время отошла ко Господу.

Болезни скопинской старицы проистекали от переутомленности и внутренних переживаний, которые для окружавших ее людей были малозаметны. Внешне матушка продолжала улыбаться, была добродушной и ласковой ко всем. Правда некоторые ее почитательницы замечали, насколько трудно стало ей принимать посетителей. Понимали и переживали за матушку. Криком души можно назвать интернет-обращение близко знавшей матушку Алёны Андриановой:

«Люди! Прежде чем утруждать матушку, поймите, что она не бабка-гадалка, а человек, который несколько десятков лет лежит прикованный к постели и молится. Зачем вы к ней приезжаете? Чтобы спросить про ИНН, куда он него бежать, и когда конец света? Или на какую работу лучше устроиться, чтоб хорошо все было…

Ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное приложиться… Ходите в храм, читайте Святых Отцов, исповедуйтесь своему духовнику (кстати, если его у Вас нет, лучше займитесь его поиском, а не охотой за старцами) и, если он (духовник) Вам сам посоветует поехать к матушке, только тогда езжайте.

Оставьте матушке сил для молитвы за тех, кто в ней действительно нуждается! У кого дети больны раком, муж — единственный кормилец семьи умирает, дочь-наркоманка погибает… Оставьте матушке сил для молитв за них…

Прощу прощения, если кого-то обидела своими высказываниями, просто очень жалко матушку, она после пустых, неуместных или даже провокационных вопросов сильно болеет…»

Трудно, да и незачем оспаривать утверждения Алёны Андриановой. Согласен с ними и автор сей книги, приводивший в своем предисловии аргументы о немаловажности даже простых житейских проблем, с которыми ехали люди к матушке Феодосии. Но то, что говорилось в предисловии, относится к конкретным случаям. Обобщенно же я согласен с Алёной — более половины своих вопросов, люди, которые приезжали к матушке, могли решить в своем приходском храме, обратившись к священнику. Но то, что совершенно больная скопинская старица принимала всех, и отвечала на все вопросы, и молилась за всех (даже за тех, кто клеветал на нее и враждовал против нее), только возвеличивает ее христианский подвиг смирения, терпения и любви. А подвиг этот был исполнением очень и очень важной заповеди Христа Бога нашего: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф.5,44-46).

Солнце любви матушки Феодосии восходило над злыми и добрыми, и посылала она дождь своих молитв на праведных и неправедных…

«Я, когда молюсь — говорила матушка, — то всех поминаю. Начинаю со своей деревушки Велемья, а потом молюсь за всех, кто ко мне приходил…»

Игорь Евсин, православный писатель, г. Рязань

Источник: ИМ Зерна

Схимонахиня Феодосия (1917–2007)

Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит подвижницу. Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей. Матушка тайно молилась и помогала многим людям.

Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964), преподобного Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002), со схиархимандритом Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). (*Старец схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.)

Прислушивался к духовным советам схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним. Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания.

У Леонтия и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц, назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный. Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

Мать Аннушки умерла, когда ей было лишь18 месяцев от роду, а когда ей исполнилось пять лет – умер отец. Редко кто помнит своё раннее детство так ярко, как запомнила его будущая подвижница. (Убелённая сединой старица рассказывала своей келейнице, что хорошо помнит небо, цветы, речку, которые видела много лет назад.)

В 1923 году пятилетняя Аннушка заболела корью и ослепла. Из рассказа схимонахини Феодосии: «В пять лет заболела корью, вытекли глазки, было очень больно… Когда попали под раскулачивание, у нас всё отняли, и всех выгнали на улицу. Все дети кто куда: к тетям, дядям…»

Схимонахиня Феодосия с горечью вспоминала, как в холодный зимний день её с другими детьми долго везли по лесу на повозке. Как кто-то из детей решил «пожалеть» слепенькую сестричку, предложил сбросить её с повозки, уверяя остальных, что она быстро отмучается, замерзнет и умрёт. Голодные, измученные дети были готовы принять столь «веские доводы», но сестра Татиана заступилась за сестрёнку и не позволила столкнуть её с повозки.

Многое пришлось сиротам пережить в те страшные годы. Аннушка вместе с сестрами ходила с протянутой рукой по дворам, кормились тем, что подавали милосердные люди. Господь не оставил сирот, все выжили.

Аннушка любила уединяться, чтобы в тишине помолиться, попросить Господа, чтобы Он облегчил выпавшие на их долю страдания. Однажды, когда ей было семь лет, она горячо молилась в амбаре. Внезапно рядом ударила молния, от испуга девочка заплакала, после этого события, появились первые признаки духовной болезни.

Анна некоторое время жила в пансионате для слепых, там её научили читать специально изданные для слепых книги. Проворные пальчики быстро научились нащупывать и узнавать буквы, в уме рождались слова и целые предложения. В доме инвалидов Анна трудилась на чулочной фабрике. Однажды на обед там приготовили борщ из капусты, которую квасили в бочке из-под керосина. После этого «обеда» страдалица мучилась от повышенно кислотности в желудке 50 лет – каждый раз после приёма пищи появлялась сильная изжога.

В 1945 году жителей деревни Бунино эвакуировали в село Дерюгино Дмитриевского района Курской области. В этом селе подвижница прожила более 60 лет. По Промыслу Божиему суждено было ей за полвека пожить практически во всех домах, расположенных вокруг храма как бы освящая святой молитвой этот круг. Когда церкви были закрыты, всё село освящалось молитвой подвижницы. (Сельская церковь Святого великомученика Георгия Победоносца закрывалась и открывалась несколько раз.)

Вскоре после войны 28 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Анна приняла иночество (с прежним именем в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской), постригал матушку архимандрит Сергий (Булатников) настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни. Через год в тот же день инокиня Анна была пострижена в монашество с прежним именем Анна. Молитва не сходила с уст монахини Анны, подвижница с великим смирением несла крест болезни. По свидетельству современников никогда не унывала. О себе рассказывала мало, о страданиях, которые причиняла ей болезнь, люди только догадывались.

Певчие с клироса рассказывали, что много лет страдала матушка от духовной болезни, когда враг рода человеческого досаждал – кричала. Подвижница строго постилась, выдерживала месяц лишь на святой воде и просфорах. Когда духовная болезнь отошла на 87 году жизни, начались другие испытания за то, что вымаливала людей. (Враг рода человеческого мстил за то, что вымаливала людей.)

Инокиня Мария из монастыря Казанской иконы Божией Матери (село Большегнеушево) рассказала, что с 1949 –1951 год в селе Дерюгино служил архимандрит Мартирий, он был духовным отцом матушки. (*Исповедник архимандрит Мартирий (Гришин) (1875–1958)). На престольном празднике в городе Дмитрове на трапезе прозорливый старец Мартирий, подавая матушке кусочек булочки с маслом и с медом, пророчески отметил: «Сейчас ты болеешь, но придет время, к тебе весь мир придет…» Пророчество сбылось.

В девяностые годы монахиню Анну пригласила к себе в дом инокиня Сусанна. Девять счастливых лет прожила матушка с близкой ей по духу инокиней и ее дочерью Зинаидой. Здесь они и жили и службы служили в своём домовом храме в честь Успения Божьей Матери, когда периодически закрывался храм. Со временем купили соседний домик, куда все вместе и перешли.

Наконец наступило время, когда начали восстанавливаться монастыри и открывались закрытые храмы. К великой радости матушки Анны, появилась возможность посетить святые места, она вместе со своими духовными сестрами Параскевой из Димитрова и Варварой совершала паломничества по святым местам.

В 2001 году Господь призвал к себе инокиню Сусанну, а в следующем году отошла ко Господу её дочь Зинаида, и матушка осталась одна. Настоятель открывшегося к тому времени храма Святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей отец Василий Бовсуновский благословил похоронить мать и дочь в одной могиле в десяти шагах от храма лицом к алтарю, выполнив их предсмертное желание.

Вскоре после кончины духовных сестер, матушка Феодосия лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Когда её везли в санях, лошадь понесло, повозка перевернулась. После этого несчастного случая, матушка Феодосия практически не могла ходить, нуждалась в постоянном уходе. Протоиерей Василий обратился к прихожанам храма с просьбой, чтобы верующие люди из храма по очереди ухаживали за больной. Первое время за схимонахиней ухаживали прихожане храма Святого великомученика Георгия Победоносца, позже батюшка нашел Елену из Железногорска, которая согласилась жить с матушкой постоянно и ухаживать за ней. Елена ухаживала за матушкой до последних дней её земной жизни.

Матушкины чада возили старицу по святым местам, так как матушке было тяжело передвигаться, случалось, что Елене приходилось нести её. Позже духовная дочь подвижницы Алевтина купила инвалидную коляску, ездить стало удобнее. По словам келейницы, матушка всегда пребывала в молитве, любила бывать в храме. Рассказывала, что у матушки не было пенсии из-за отсутствия документов, поэтому она жила милостыней.

27 августа 2003 года монахиня Анна, по благословению схимитрополита Иувеналия (Тарасова), приняла постриг в великую схиму с именем Феодосия (в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского). Постриг в великую схиму совершил игумен Моисей* (Матюхин) в монастыре Казанской иконы Божией Матери в селе Больше-Гнеушево Рыльского района (Курской обл.). (Игумен Моисей* (Матюхин) – наместник Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Рыльске 2003–2005гг.)

По словам келейницы, сразу после службы, архимандрит Арсений (из Знаменского кафедрального собора в Курске) благословил схимонахиню Феодосию на старчество, он сказал, обращаясь к матушке: «Благословляю за всех молиться, всем помогать…»

Господь даровал матушке хорошую память – до глубокой старости она помнила всех поименно: поминала о здравии более шестисот человек, молилась об упокоении душ трёх сотен умерших православных людей. Духовные чада старицы Феодосии рассказывали, что подвижница, во всём полагалась лишь на волю Божью, никогда не унывала, за всё благодарила Господа. Схимонахиня Феодосия любила и прощала всех, без ропота всё терпела, смирялась, всегда сохраняла душевное спокойствие, а беспокоилась лишь об одном, как бы не опоздать на службу (в 4 утра была уже одета). Божественные службы в храме были для неё духовным утешением, она любила духовные песнопения, сама пела, читала псалмы.

Из воспоминаний келейница Елены: «Я как-то сказала матушке: «Вот если б глазки твои открылись, и ты увидела нас, дом …» А в ответ услышала: «Что мне это видеть, мне бы Матерь Божию на иконочке увидеть и Христа Спасителя! Она часто повторяла: «Живите как дети, а умом не младенцы»».

Схимонахиня была в меру общительна, при беседах часто утихала, вся погружалась в молитву. Всё делала очень аккуратно. Много скрывала матушка Феодосия добрых дел.

Матушка Феодосия очень почитала святую блаженную Матронушку Московскую – 3 раза была у нее. Была в Оптиной пустыни, в Дивеево, в Троице-Сергиевой Лавре, на Юбилейных торжествах в честь преподобного Серафима Саровского в Курске, несколько раз посещала схимитрополита Иувеналия (Тарасова) в Курске. Старица Феодосия любила посещать обитель в селе Большегнеушево, приезжала к сестрам погостить на несколько дней.

По свидетельству близких духовных сестер матушки, схимонахиня Феодосия сподобилась чудесных видений. Она рассказывала о чудесных явлениях Царицы Небесной и святителя Николая. Протоиерей Василий рассказывал, что матушка Феодосия ощущала тепло от солнца и указывала, где солнце, особенно после пасхалии.

Из воспоминаний В. Н. Мамонтова: «Господи Благослови! С матушкой Феодосией мы познакомились в июле 2005 года. В то время мы жили за границей, в Эстонии. На каждое лето приезжали в отпуск к родителям в Дерюгино. Еще раньше, бывая на службах в храме Георгия Победоносца в Дерюгино, мы видели молящуюся схимницу, которая сидела в инвалидной колясочке, перед клиросом. Но в то время Господь не допускал нас к ней, видимо потому, что мы жили тогда с женой в не венчанном браке. В тот год, после окончания Петрова поста, мы, наконец, обвенчались, а в ближайшее воскресенье произошло наше знакомство с матушкой. Матушку некому было привезти на службу и Елена, которая ухаживала за матушкой, попросила меня привезти ее в церковь.

После службы мы везли матушку обратно домой, и были приглашены с женой и детьми на обед. Матушка расспрашивала нас – кто мы и откуда, где живут наши родственники и их имена, и обещала молиться за всех.

Через несколько дней, накануне праздника Казанской иконы Божьей Матери, вместе с матушкой Феодосией мы ехали на престольный праздник в монастырь в Большегнеушево, к которому и была приписана матушка. Надо было видеть, сколько радости было у сестер обители, и у многочисленных паломников, когда они увидели матушку, каждый стремился получить благословение у нее, поделиться с ней своими радостями и болями, шли к ней со своими нуждами и все находили утешение. Через несколько дней мы дома опять посещали матушку, беседовали с ней. Перед нами открывался человек огромной духовной силы. Это к ней, 88-летней старице, с пятилетнего возраста потерявшей зрение, прожившей тяжелейшую жизнь, часто не имея средств к существованию, жившей лишь упованием на Господа – шли за помощью мы – здоровые и больные, молодые и старые, несли груз своих нужд и получали от нее помощь.

Как-то матушка спросила: «А что в Эстонии есть православные?»

-Есть, но очень мало, – ответил я.

-Надо из Эстонии уезжать, – сказала тогда матушка.

Через несколько дней мы уезжали в Эстонию. Накануне отъезда, когда брал благословение у матушки Феодосии. Я спросил ее – пора ли нам уезжать из Эстонии?

Матушка задумалась, видимо, молилась.

-Годик поживете, а там видно будет, – сказала она.

Спустя примерно год умер мой отец. После похорон я вместе с сестрами зашел к матушке. Первыми под благословение подошли сестры. Благословив сестер, матушка спросила: «А где Владимир?»

-Я здесь, – ответил я и, подойдя к Матушке, взял благословение.

-Вот теперь пора переезжать, вы должны жить здесь!

Это было сказано так, что не оставалось ни каких сомнений – это воля Божья.

Кто менял место жительства, наверное, знает, как нелегко решиться на этот шаг, тем более, когда жизнь внешне протекает благополучно. Мы все тянули с переездом.

8 февраля 2007 года жена Наталья, занимаясь на кухне, вдруг ясно услышала голос матушки Феодосии – «Наташа, пора». Это был день отшествия из этого мира матушки, о чем мы узнали лишь спустя несколько дней. С этого времени события начинают развиваться стремительно. Мы берем благословение на переезд у о. Александра Ручкина, он знакомит нас с маклером по недвижимости, который является прихожанкой храма Александра Невского в Таллинне. И хотя в это время в Эстонии уже был кризис на рынке недвижимости, жилье практически не продавалось, наша квартира была продана за 10 дней. За эти деньги мы смогли приобрести хорошее жилье на Родине и благополучно переехать.

Так помогла нам Матушка Феодосия уже после своего отшествия. Поистине Бог являет свою силу в людях немощных, уповающих на него!»

Из воспоминаний келейницы схимонахини Феодосии Елены: «Не задолго до смерти матушку часто причащали, приезжали монахи, из Курско-Коренной обители прощаться с ней. Перед смертью матушку причащал отец Василий. Последние ее слова были как наставление: «Теперь сам смотри в свои сани, что в них и куда грядешь… Кончилась жизнь на земле мирская – настала духовная. Время быстро идет, устоят только сильные». Матушке сама благословила меня на чтение отходной молитвы, как я прочла «Канон на исход души», она три раза вздохнула и отошла ко Господу».

Из воспоминаний духовной дочери схимонахини Феодосии Татианы: «Трудно писать о последних днях земной жизни матушки, я у нее была с 23 по 25 января 2007, на свой день ангела. Как матушка сказала – «Царица небесная прислала». Я была очень тяжело духовно больна. Ночью, когда я спала, матушка с Леной вымаливали меня, а днем они спали, а я хлопотала по хозяйству. Так не забываемых три дня я провела у старицы. Вместе молились, вместе вспоминали духовные истории, вместе кушали. Матушка всегда пребывала в молитве, но стоило к ней обратиться, она с удовольствием беседовала, объясняла, отвечала на вопросы, успокаивала, давала наставления. Помню, присела я в ногах старицы и начала рассказывать о моем паломничестве по Кипру, о Кикском монастыре, об обретении Чудотворной иконы Божьей Матери. У меня тепло разливалось в душе, как в беззаботном детстве от присутствия родной мамочки. Старица улыбалась необычно чистой улыбкой младенца, улыбалась душой и я увидела, как ей было тепло на душе от этого рассказа. Матушка положила свою благодатную ручку мне на голову – легкую как пушок и чистую, как сияющий снежок. И опять я почувствовала огромную любовь и как будто это была моя покойная мама. Она меня жалела. А келейница Елена позже сказала, что я была очень тяжелая, и, слава Богу, что я добралась до них.

На мой день ангела матушка с Еленой позволили мне приготовить трапезу. Матушка села на свое место за стол около буфета, чему я была удивлена, потому что я видела старицу все три дня на одном и том же месте на диванчике. На праздничной трапезе старица пропела тропарь святой мученице Татиане, покушала не много и перебралась на свой диванчик. Позже благословила на дорогу и попросила молиться за нее, сказала, что очень больна. Уезжая, я еще не осознавала, где я была, и что я приобрела…Вечная память матери моей духовной, которая спасла меня от смерти. Величаю и чту святую память твою…

По прибытии домой, я сразу заказала требы о здравии матушке. В этот же день позвонила Лена и сказала, что матушке очень плохо. Я хотела вернуться, но Лена не позволила… Матушка почила 8 февраля 2007 года.

На похоронах были все, кто узнал о кончине, и кто любил и почитал матушку. Панихиду служили монахи Курско-Коренной обители с игуменом Вениамином и с отцом Василием. Людей было очень много, столы накрыли в храме…поминали, молились, молча скорбели о великой утрате…

Похоронили матушку вместе с инокиней Сусанной – выполнили её последнее желание.

Уже 3 года как нет старицы схимонахини Феодосии, но люди ее помнят, едут на могилку – просят о помощи и матушка помогает…Я заметила, что когда начинаю свое паломничество по Курскому краю с посещения матушкиной могилки – всегда паломничество удается.

Те, кто просит молитвенного заступничества матушки, свидетельствуют, что ощущают духовную поддержку и помощь в решении материальных и семейных проблем.

Все, кто желает помолиться у могилы старицы Феодосии, похороненной в селе Дерюгино около Храма Святого великомученика Георгия Победоносца и побывать на святом источнике, могут добраться за одну ночь из Москвы от Курского вокзала до станции «Михайлов рудник». От станции до села Дерюгино – на такси 20 минут. Или ехать до города Курска, далее двумя автобусами добираться 2 – 3 часа».