Монастырь в верхотурье

Свято-Николаевский монастырь в начале XX века

Краткая история обители

Свято-Николаевский монастырь, первая православная обитель в Зауралье, основан в 1604 году иноком Ионой, первым монахом Среднего Урала. Благодаря покровительству царей обитель была ограждена от нужд и притеснений. И все же до 1704 года монастырь жил трудно и был мало известен.

В 1704 году в Свято-Николаевскую обитель были перенесены мощи праведного Симеона, небесного заступника уральской земли. С этого времени монастырь становится значимым духовным центром России.

Николаевская церковь, фото начала XX века

За следующих два столетия в обители были возведены три каменных храма. Первой в 1738 году была построена Николаевская церковь (снесена в 1936 году, уже в наше время, в 1999 году, на ее месте построен новый Николаевский храм), именно в ней до 1914 года покоились мощи Симеона праведного. В середине века территория монастыря была обнесена каменными стенами с угловыми башнями. В 1834 году освящен храм в честь Преображения Господня, а в 1863 году – надвратный храм во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Николаевский храм в наши дни

Со второй половины XIX века почитание Симеона Верхотурского распространяется далеко за пределы Урала. С каждым годом растет поток паломников, стремившихся попасть в Верхотурье. Во многом именно поэтому в конце XIX века в жизни обители происходят перемены.

С 1894 года монастырь преобразуется из штатного в общежительный, по образу святого Валаама (то есть отходит от навязанных государством в XVIII веке правил к истокам православного монашества). Для проведения реформ в обитель прибывают три валаамских монаха-аскета: отец Иов, ставший настоятелем монастыря, отец Арефа и старец Илия. С именем отца Иова связано введение в монастыре новых порядков, что привело к лучшему благоустройству внутренней жизни обители. В 1899 году по состоянию здоровья он был уволен на покой.

Новым настоятелем стал отец Арефа, который продолжил начинания предшественника. Несмотря на короткий срок управления монастырем, он успел многое построить, именно ему принадлежит идея строительства грандиозного Крестовоздвиженского собора.

Преображенский храм сегодня

Схимонах Илия был духовником монастыря, став наставником и незаменимым советчиком для братии во всех вопросах монастырского бытия. Он же положил в обители начало старчеству. Тысячи людей ехали из далека, чтобы увидеть отца Илию и спросить у него духовного совета. Уже в наше время архимандрит Арефа и старец Илия были прославлены в лике святых. В 1994 году были обретены мощи верхотурских подвижников, которые ныне почивают в стенах Свято-Николаевского монастыря.

Надвратный храм Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Фото 1909 года

Последним настоятелем монастыря стал отец Ксенофонт, при нем зерна нового монастырского строительства дали свои благостные всходы. Значение обители подчеркивает строительство самого большого во всей России в годы последнего царствования храма – величественного Крестовоздвиженского собора, куда были перенесены мощи Симеона Верхотурского. Говорят, в 1916 году в Синод поступило обращение о присвоении Николаевскому монастырю статуса Лавры. Но революция помешала этому свершиться.

Надвратный храм в наше время

После 1917 года новая власть начала борьбу с церковью. В 1925 году монастырь был закрыт. Но монахам удалось сохранить скит на заимке Актай. Однако в 1928 году и это убежище иноков было разгромлено. В годы советской власти в стенах обители размещалась колония для несовершеннолетних преступников.

Надвратный храм, вид с монастырского двора, фото 1909 года

В 1990 году началось возрождение Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. 25 сентября 1992 года из Екатеринбурга были перенесены мощи святого Симеона Верхотурского, стала возрождаться традиция паломничества. Завершена реставрация храмов обители, приведены в порядок монашеские захоронения.

У главных врат обители

Распутин и Верхотурье

Важная роль принадлежит Свято-Николаевской обители в жизни Г. Е. Распутина, крупной политической фигуре начала XX века, близкому другу царской семьи. В юности Григорий Ефимович испытывал большой недуг. Именно тогда, для того чтобы укрепиться духовно, в нем сформировалось непреодолимое желание совершить паломничество к святыням Верхотурья. Существует предание, что перед этим у него в поле случилось видение Божией Матери. Позднее на этом месте Григорий поставил крест. Правда, по версии его отца, Ефимия Андреевича, Распутин паломником сделался из лени, чтобы избежать тяжелого крестьянского труда.

Николаевский монастырь в начале XX века

Существует еще одна версия перевоплощения Распутина. Будто бы через родное для Григория село Покровское проезжал какой-то важный монах, и Распутин в качестве ямщика взялся довести его до Верхотурья. Существует мнение, что монахом этим был отец Сергий (Иван Николаевич Старгородский), возвращавшийся из Японии в Петербург. По дороге Распутин беседовал с батюшкой о спасении души, о судьбах России. Приехав в Верхотурье, Григорий остановился здесь, проникнувшись идеями христианства. Когда, позднее, Распутин впервые попал в Петербург, отец Сергий был ректором Петербургской духовной академии. Согласно этой версии, вхождение Распутина в высший петербургский свет как раз и случилось благодаря его старому знакомому.

Свято-Николаевский монастырь в Верхотурье сегодня

Сам Распутин так описывает результаты своего первого знакомства с Верхотурьем: «Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать дух истины и уврачевал болезнь бессонницы». После Верхотурья Распутин как бы заново родился. Встретивший его по дороге из Верхотурья домой односельчанин вспоминал, что «возвращался он тогда домой без шапки, с распущенными волосами и дорогой все время что-то пел и размахивал руками». Другой односельчанин рассказывал: «На меня в то время Распутин произвел впечатление человека ненормального: стоя в церкви, он дико осматривался по сторонам, очень часто начинал петь неистовым голосом».

1909 год. Николаевский монастырь: строительство Крестовоздвиженского собора

С тех пор не раз Распутин совершал паломничества в Верхотурье: в дни, когда требовалось духовное подкрепление, во времена семейных и личных неурядиц, он искал опоры в стенах Николаевского монастыря. К примеру, здесь Распутин искал утешения после внезапной смерти первенца, которая морально надломила молодого отца. Позднее его дочь Матрена писала: «Дни, когда он брал свою котомку и посох, чтобы отправиться в Верхотурье поклониться мощам св. праведного Симеона — его любимого святого, были счастливейшими его днями». Говорят, что Григорий Ефимович в течение долгого времени жил в Николаевской обители, обучившись там грамоте и письму.

Фото начала XX века, слева храмы Николаевского монастыря, справа — Свято-Троицкий собор

Во время первого своего пребывания в Верхотурье Распутин познакомился и обратился за благословением к старцу Макарию, монаху Свято-Николаевского монастыря, который был известен далеко за пределами Верхотурья своим благочестием и аскетизмом. Старец выслушал его с большим вниманием и дал благословение, став, по мнению многих современников, наставником Григория Ефимовича. В избушке старца, на отдаленной монастырской заимке Актай, и провел большую часть своего первого, трехмесячного, паломничества Григорий Распутин.

На Актае в 2019 году

Семья императора Николая II и Верхотурье

В начале XX века завязались особые, очень близкие отношения семьи последнего русского императора Николая II со Свято-Николаевской обителью. Между царской семьей и братией монастыря в последние годы правления Николая II поддерживался активный обмен посланиями, в которых звучали самые теплые слова, что можно представить лишь при общении между родственными душами.

Крестовоздвиженский собор

В память 300-летия Дома Романовых в обители с 1905 по 1913 годы был воздвигнут самый большой за время последнего царствования и третий по величине в истории России (после Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя) собор, Крестовоздвиженский. Рассказывают, что во время освящения собора на настоятеле монастыря и протодиаконе были облачения нежно-сиреневого цвета – подарок императрицы Александры Федоровны. Они были «сшиты для торжественных служб из коронационного платья царицы и собственноручно ею вышиты. Это удивительный и единичный факт в истории». О необыкновенно теплом отношении царской семьи к Свято-Николаевской обители говорят и другие дары: вышитый самой государыней покров на раку Симеона Верхотурского с изображением праведного Симеона в полный рост, а также покровцы и воздухи, вышитые Великими княжнами для потира и дискоса в Крестовоздвиженский собор.

Но самым большим царским подарком монастырю стала небывалой красоты сень, которая была установлена в Крестовоздвиженском соборе в мае 1914 года над ракою праведного Симеона.

Дом для почетных гостей («Царский домик») в наши дни

В 1914 году Николай II с семьей собирался отправиться в долгожданное паломничество в далекое Верхотурье, но этой поездке помешала начавшаяся Первая мировая война. Для того чтобы принять царственных особ, на территории монастыря Г. Е. Распутин возвел в древнерусском стиле сказочный терем, сохранившийся до наших дней.

Дом для почетных гостей (Царский домик) в начале XX века

В «Царском домике» после паломничества семьи Николая II должен был остановиться на некоторое время наследник Алексей Николаевич: дело в том, что Николай Александрович и Александра Федоровна были уверены, что пребывание цесаревича в святом месте, рядом с мощами праведного Симеона, поможет ему поправить здоровье, а впоследствии и совсем окрепнуть.

У Николаевского храма, фото начала XX века

В дни последних испытаний, выпавших на долю членов царской семьи, продолжала сохраняться их незримая духовная связь с Николаевской обителью. Уже после убийства Романовых в Ипатьевском доме, среди икон, принадлежавших семье Николая II, значатся: «финифтевый образок св. Симеона Верхотурского, образ св. Симеона Верхотурского, малого размера, чеканенный на гипсе с деревянным основанием, в красках и как бы в золотой раме». Также с Верхотурской обителью связан указанный в той же описи образ святителя Николая Чудотворца со штемпелем: «Сия икона освящена на мощах святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца. 12 июня 1914 года».

Рака с мощами Симеона Верхотурского в наши дни

Но самым поразительным является тот факт, что по прошествии нескольких лет в злополучном Ипатьевском доме, где в предвоенные годы расположился антирелигиозный музей, в качестве антирелигиозного «экспоната» были помещены мощи праведного Симеона Верхотурского. Знаменательно и то, что даже само разорение Свято-Николаевской обители с 16 по 18 июля 1918 года произошло в одно время с убийством царской семьи.

Рака с мощами Симеона Верхотурского и сень над нею, фото 1909 года

Паломничество Елизаветы Федоровны

В июле 1914 года паломничество в Верхотурье совершила сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна. Ровно через четыре года Верхотурский уезд оказался местом ее мученической смерти.

Во время приезда в Верхотурье Великой княгини Елизаветы Федоровны в 1914 году

16 июля после торжественной встречи на вокзале Елизавета Федоровна направилась в Николаевскую обитель. Здесь состоялся крестный ход. Затем Елизавета Федоровна направилась в Крестовоздвиженский собор. Она приложилась к святым мощам преподобного Симеона. В половине седьмого вечера в Николаевском монастыре раз­дался колокольный звон, призывающий ко всенощному бдению. Елизавета Федоровна зажгла серебряную лампаду, которую она пожаловала к святым мощам. После Великая княги­ня отбыла в Покровский женский монастырь. 17 июля в Николаевском монастыре совершилась Божественная литур­гия, на которой присутствовала Великая княгиня.

Свято-Николаевский монастырь и «Царский» домик с берега Калачинского пруда

Далее случилось непредвиденное. Была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом Первой мировой войны. На следующий день паломничество Великой княгини было прервано. На обратном пути, возвращаясь экстренным поездом в Москву, она дала из Перми телеграмму, адресованную отцу Ксенофонту: «Очень прошу помолиться особенно за всю мою семью и дорогую нашу Родину в ужасно скорбное, тяжелое время. Ваш небесный покровитель Си­меон Праведный меня прошлую войну укреплял, и теперь как бы получила его благословение. Елизавета».

Крестовоздвиженский собор и Николаевская церковь

Исповедник и преподобномученики Свято-Николаевского монастыря

Преподобноисповедник Иоанн (Игнатий Кевролетин) — являлся насельником обители в 1902-1919 и в 1924-1925 годы, до закрытия монастыря. Его жизнь служит ярким примером деятельного служения Христу в течение многих десятилетий, несмотря на многие испытания, выпавшие на его пути: противодействия, угрозы, многолетняя ссылка. Игнатию Кевролетину принадлежит важнейшая роль того столпа, вокруг которого держалась в середине XX века православная община святого града Верхотурья. Именно благодаря ему свеча православной веры продолжала гореть в Верхотурье в тяжелые годы гонений на православную церковь.

Исповедник Иоанн (Кевролетин)

В 1941 году в Верхотурье был закрыт последний храм — Успенская кладбищенская церковь. Но в 1946 году здесь вновь возобновились богослужения. Первому настоятелю иеромонаху Игнатию (Кевролетину), возвратившемуся после длительной ссылки, пришлось много сделать, чтобы вернуть прежнее внутреннее состояние церкви: часть утвари была утрачена, другая же часть и иконостас лежали, поваленные друг на друга, в Воскресенской церкви, превращенной в склад. Начали возвращаться в храм и предметы, необходимые для служб, которые до лучших времен сохранялись в семьях прихожан.

Неоценимую роль в возрождении Успенского храма сыграли вернувшиеся из ссылки сестры Верхотурского Покровского монастыря во главе с настоятельницей Олимпиадой (Шубиной). Фактически вокруг Успенской церкви начала действовать нелегальная монашеская община. Сестры во всем помогали отцу Игнатию: одни несли послушания на огороде, другие – в храме, третьи трудились, где могли, чтобы найти средства на благоустройство церкви.
Отец Игнатий умер 27 января 1961 года. Перед самой кончиной он принял схиму с именем Иоанн, в память евангелиста и ученика Господня Иоанна Богослова. Похоронили старца возле Успенской церкви. В 1993 году прах отца Иоанна перенесли с городского кладбища в Свято-Николаевский монастырь. 27 декабря 2000 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви он был прославлен в лике преподобноисповедника.

Преподобномученик Каллист (Косма Мокиевич Опарин) 1899 — 1912, 1914 — 1918

Преподобномученик Аполлинарий (Афанасий Семенович Мосалитинов) 1901 — 1918

Преподобномученик Вениамин (Василий Иосифович Зыков) 1894 — 1925

Преподобномученик Иакинф ( Илья Иванович Питателев) 1912 — 1918

Экскурсии по Режу и Среднему Уралу, туры по России для групп школьников и взрослых на сайте турфирмы «Малыш и Карлсон» http://www.mkt1996.ru

История города Реж и его достопримечательности на сайте http://www.rezh1773.com

Верхотурский Свято–Николаевский монастырь

Верхотурье веками считался крупнейшим духовным центром Урала и Сибири. Сюда со всей России, как и прежде, направляются православные паломники помолиться святым иконам и мощам. С каждым годом город начинают посещать все большее количество туристов, которые едут в храмы и монастыри самостоятельно или в составе экскурсионных групп.

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь является одним из самых значимых религиозных и культурных объектов города. Как правило, именно с него начинаются все тематические экскурсии. Расписание повседневных богослужений можно найти на официальном сайте монастыря.

Храмы

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на возвышенности в месте слияния двух притоков реки Туры. Он представляет собой храмовый комплекс, окруженный каменной стеной, в центре которого установлен Крестовоздвиженский собор.

Симеоно-Анненская церковь, © Валентина Пушкарева

Также на территории находятся храм святителя Николая Чудотворца и Преображенский собор, а над главными воротами размещается Симеоно-Анненская надвратная церковь. В стенах Николаевского мужского монастыря можно посетить музей, рассказывающий о жизни монахов на Урале.

Иконостас в Крестовоздвиженском соборе, © Валентина Пушкарева

Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор был закончен в 1913 году ко дню празднования трехсотлетия династии Романовых. По объему храм занимает третье место после московского Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он примечателен своими фаянсовыми иконостасами, полностью восстановленными после периода застоя. Также внутри хранятся мощи Симеона Верхотурского.

Крестовоздвиженский собор, © Елена Бортник

Спасо-Преображенский собор

В Преображенском соборе проводятся ежедневные богослужения для прихожан и паломников со всей страны. Он был построен в 1836 году с архитектурой, отличающейся от классического русско-византийского стиля. На территории он сразу выделяется своей высокой колокольней. В соборе можно поклониться мощам преподобного Арефа.

Преображенская церковь, © Валентина Пушкарева

Надвратная Симеоно-Аннинская церковь

Надвратная церковь является своеобразным входом на территорию монастыря. Названа в честь праведников Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Возведенная в 1856 году, она первая встречает прихожан своими мозаичными иконами. Небольшое здание исполнено в традиционном для православных церквей образе.

Надвратная церковь, © ulvrid_tourist

Никольский храм

Храм в честь Николая Чудотворца самый новый из всех в Свято-Николаевском мужском монастыре. Дата завершения строительства приходится на 1998 год. Строительство велось на месте прежней старейшей каменной церкви, которая была полностью разрушена при советской власти. На стены здания снаружи и изнутри нанесены фрески с изображением святого. Иконостас храма имеет ценные православные иконы. Здесь размещаются мощи преподобного Илии.

Музей

Православный музей начал свою работу на территории Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря в девяностых годах. Его основателем стал игумен Тихон, который активно интересовался и собирал данные об истории православной церкви на Урале. Сейчас в коллекции музея собраны старинные документы, книги, фотографии, иконы, предметы быта и т. п.

Евангелие XVII–XVIII века, © ulvrid_tourist

При входе необходимо вносить пожертвования. Отсюда можно заказать экскурсию по всему монастырю и посетить храмы комплекса, а также в селах Меркушино и Красная Гора. Особой популярностью пользуется поездка до Актайского скита, где на поверхность выходит источник с целебными водами.

История

Годом основания монастыря считается 1604. Тогда инок Иона отправился к Борису Годунову, чтобы получить разрешение на возведение деревянного храма в честь Святого Николая Чудотворца. Царская семья передала во владение иконы, необходимую утварь и книги для проведения богослужений.

Вначале место носило статус мужской обители, а позже стало называться монастырем. С годами территория вокруг облагораживалась и в 1712 году на ней построили первую каменную церковь. Как и многие другие религиозные объекты в годы советской власти Свято-Николаевский мужской монастырь прекратил свою деятельность. Здания соборов и церквей пришли в упадок.

На этом месте организовали колонию для несовершеннолетних преступников. Период возрождения начался с 1990 года. В монастырь перенесли церковную святыню — мощи Праведного Симеона. Провели восстановление и реконструкцию храмов и хозяйственных корпусов. Был учрежден православный музей, воскресная школа, училище и оборудована гостиница для паломников. На сегодняшний день здесь постоянно находятся более двадцати монахов.

Как добраться

Верхотурье — небольшой город, расположенный в трехстах километрах северней Екатеринбурга. Ежегодно его посещает тысячи паломников и туристов. Свято-Николаевский мужской монастырь — ключевая достопримечательность, находящаяся на восточной окраине города рядом с Кремлем. Добраться до него не составит особого труда. В Верхотурье есть железнодорожный вокзал и междугородняя автобусная станция. Также сюда можно доехать на автомобиле за 2–4 часа.

Поезда

Железнодорожный вокзал «Верхотурье» находится в 10 минутах езды от Свято-Николаевского мужского монастыря. Ежедневно сюда прибывают поезда и электрички из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Перми. Время в пути составляет от 5 до 12 часов соответственно.

Автобусы

Междугородние автобусы до Верхотурья отправляются с Северного вокзала Екатеринбурга. Стоимость проезда от 900 рублей. Дорога занимает около пяти часов. Автобусы отправляются ежедневно днем и вечером. Из Нижнего Тагила путь длится около трех часов.

Автомобиль

Маршрут из Екатеринбурга в триста километров проходит по Серовскому тракту Р352. Выезжая из города, необходимо придерживаться северного направления и двигаться по дорожным указателям «Верхотурье». Ориентиром может служить Поклонный крест на повороте в пункт назначения. В общей сложности поездка занимает порядка четырех часов.

dkarpunin


В один из минувших июньских праздничных дней мы отправились по святым уральским местам — в столицу уральского православия город Верхотурье и село Меркушино.
Фоторассказ о нашем паломничестве по землям Верхотурским для удобства разделю на несколько частей.
Итак, Верхотурье и Свято-Никольский мужской монастырь.
Но сначала немного о самом городе.
Верхотурье — старинный уральский город, основанный в 1598 году государственной экспедицией Василия Головина и Ивана Воейкова как острог на месте существовавшего ранее вогульского городища Неромкар для защиты одного из самых популярных водных путей в Сибирь — вверх по Каме до Соликамска, затем посуху и дальше вниз по Туре в Обь. Верхотурье стал главной крепостью на пути в Сибирь. Здесь была устроена таможня, и через город шли все сибирские товары по Бабиновской дороге через Урал на запад.
По пути в ссылку здесь побывали протопоп Аввакум, князь А. Д. Меньшиков, Бирон, а также здесь отметились многие учёные и путешественники, такие как Витус Беринг и Семён Дежнёв. Верхотурскими воеводами назначали известных людей — близких родственников царя Бориса Годунова, царицы Марии Милославской, борца с поляками Дмитрия Пожарского, отца первой жены Петра I.
Верхотурье является одновременно и самым старым, и самым малочисленным городом в Свердловской области.
Верхотурье называют духовной столицей Урала. Действительно, такой плотности церквей и монастырей на тысячу жителей нет более нигде в нашем крае. А проживает здесь всего-то 8,5 тысяч человек.
1

Конечно же, в первую очередь Верхотурье славится Свято-Николаевским мужским монастырём. Он является крупнейшим православным монастырём на Среднем Урале. Монастырь основан в 1604 году, но стал широко известен лишь с 1704 года — после переноса сюда мощей, прослывшего святым, Симеона из села Меркушино. После этого монастырь обнесли каменной стеной, на его территории построили несколько красивых каменных храмов. Постепенно известность мощей Симеона Верхотурского росла, увеличивалось количество паломников. Среди паломников был и Григорий Распутин. Последний раз Распутин посетил Верхотурье за несколько месяцев до своей гибели — летом 1916 года. Подробная история монастыря хорошо описана на его сайте.
2
К тому моменту, когда мы туда приехали, к сожалению, многие постройки, включая сам Крестовоздвиженский собор были в строительных лесах. Монастырь готовился к приезду патриарха Кирилла. Последний раз, когда я был в Верхотурье, а это было, где-то в 90-х, собор был в полуразрушенном состоянии, его только начинали восстанавливать. Особенно запомнилась надпись большими красными буквами «РЕПА» поверх полузатёртых фресок на стене восточного предела. Она осталась со времён, когда здесь располагалась исправительная колония для малолетних преступников. Но сейчас собор в полном порядке — большой, красивый, основательный.
3
Надвратная церковь Симеона и Анны (1855-1863)
4
Южные ворота
5
Южная стена и юго-западная угловая башня
6
Надвратная церковь Симеона и Анны (1855-1863)
7
Ворота с церковью Симеона и Анны (1855-1863)
8
Монастырская площадь. Преображенский храм, Никольская церковь, Крестовоздвиженский собор
9
Никольская церковь, Крестовоздвиженский собор
10
Ворота с церковью Симеона и Анны, православный музей (настоятельский корпус) (слева)
11
Преображенский храм (1821)
12
Внутри Преображенского храма
13
Внутри Преображенского храма
14
Внутри Преображенского храма
15
Преображенский храм
16
Западная стена и северо-западная угловая башня
17
Монастырская трапезная (справа), братский корпус (слева)
18
Западная стена
19
Монастырская трапезная
20
Преображенского храма (северная сторона)
21
Братский корпус
22
Преображенского храма и садик перед братским корпусом
23
Северная стена
24
Северо-западная угловая башня
25
Преображенский храм и монастырская трапезная
26
Северная стена
27
Братский корпус
28
Братский корпус
29
Крестовоздвиженский собор
30
Усыпальница перед Преображенским храмом
31
Усыпальница перед Преображенским храмом
32
Преображенского храма (восточная сторона)
33
Крестовоздвиженского собора (северная сторона)
34
Братский корпус (слева), Верхотурское православное духовное училище (справа)
35
Крестовоздвиженский собор (восточная сторона)
36
Монастырская (гостиница для поломников)
37
Монастырская (гостиница для поломников), духовно-просветительский центр «Покров» (в центре)