Можно ли чистить зубы перед исповедью

Причастие или евхаристия — один из важнейших обрядов христианской церкви. Через причащение верующий человек как бы соединяется с Богом, становится к нему ближе, принимая его тело (хлеб) и кровь (вино), которые предварительно освящаются.

В связи с тем, что причастие играет довольно важную роль в жизни воцерковленного человека, этот обряд вызывает среди прихожан большое количество вопросов: что можно кушать перед евхаристией и можно ли вообще принимать пищу, можно ли чистить зубы до и после причастия. Эти вопросы задают наиболее часто.

Как готовиться к Причастию

Человек, постоянно посещающий храм и принимающий участие в обряде причастия знает, что подготовка к нему включает отказ от завтрака, и даже от приема таблеток. Однако, запрет на возможность почистить зубы официально не существует ни в одной церкви, хотя среди прихожан разговоры о данном запрете происходят регулярно.

Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь

Все дело в том, что принимать причастие следует на голодный желудок, исключая даже воду. Однако кто-то, чистив зубы, может ненароком проглотить воду во время полоскания, что не является чем-то ужасным, но, косвенно может считаться несоответствием в подготовке к причастию.

Подготовка к причастию включает несколько моментов:

  • двухдневный или трехдневный пост, заключающийся не только в отказе от животной пищи (не распространяется на беременных, кормящих женщин, а также на людей, имеющих заболевание желудка), а также молитве и покаянии;
  • чтение духовной литературы;
  • отказ от увеселений, шумных компаний;
  • примирение с теми, с кем имелись конфликты или довольно крупные ссоры.

Кроме того, за пару дней до воскресной службы, когда и будет проходить обряд евхаристии, следует прочитать покаянный канон Иисусу Христу и Божией матери, канон Ангелу-Хранителю. Также нужно будет прочитать правило ко Причастию, которые есть в любом молитвослове.

Накануне причастия, в субботу, рекомендуется побывать на вечернем богослужении, где также можно пойти на исповедь, являющуюся своего рода допуском к причастию, но исповедь можно пройти также и в утреннее воскресное служение. В православной церкви считается большим грехом прийти на причастие, не побыв на исповеди.

Священники рекомендуют по возможности причащаться каждое воскресенье

Случается, что из-за большого количества прихожан батюшка не может запомнить все ли люди, допущенные к причастию, бывали у него на исповеди. Однако здесь речь идет не о памяти священника и его внимании, а скорее о совести и богопочитании каждого прихожанина. Исключением, когда священник может провести причастие, служат лишь случаи, когда к причастию приходят дети либо люди, находящиеся при смерти.

Совет! После того как человек исповедался и покаялся перед батюшкой и Господом в своих грехах, можно попросить священника благословить вас, используя такие слова: «Прошу благословить к причастию, я готовился (готовилась)».

Что можно есть и гигиена перед причастием

Первое, что должен понимать человек, готовящийся к причастию, так это то, что посещение храма своего рода праздник, а значит, перед его посещением обязательно следует умыться, одеться в чистую одежду и привести себя в порядок. Не стоит бояться, если при чистке зубов в желудок попадет небольшое количество воды — приемом пищи это не считается.

Внимание! Особому запрету подвергается употребление спиртных напитков, а также кваса и кофе, влияющих на нервную систему человека и соответственно служащих препятствием к молитве.

Что касается питания, то началом строгого поста считается время после полуночи субботы, в этот период и до окончания утренней службы и причастия нельзя пить и принимать пищу.

Пост — время молитв и размышлений о жертве Христа

Существуют также некие правила, регламентирующие список продуктов, которые можно принимать в пищу накануне причастия. Абсолютным запретом являются мясо и молочные продукты, однако разрешена рыба, крупы, орехи и фрукты.

Гигиена после причастия

Отдельно необходимо прояснить вопрос питания и гигиены после причастия, чтобы разрушить имеющиеся среди верующих заблуждения. По приходу с утренней литургии можно принимать в пищу любые виды продуктов. Единственное, что воспрещено в этот день — сплевывать слюну, потому как после службы на причастии верующий человек вкусил освященные хлеб и вино.

Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Асонов, заведующий канцелярией Гатчинской епархии. Передача из Санкт-Петербурга.

— Правда ли, что перед Причастием нельзя чистить зубы и почему?

— Очень хороший вопрос. Сразу хочется спросить, можно ли лицо мыть перед Причастием, можно ли душ принимать? Ведь вода тоже может в уста попасть, что-то может произойти неприятное. Отвечу просто: можно и даже нужно. В человеке должно быть все прекрасно, как сказал классик, и надо за собой следить. Поэтому нет никаких канонических препятствий к тому, чтобы перед Причастием следить за свое внешностью: чистить зубы, умывать лицо. Естественно, когда мы говорим о посте перед Причастием, мы предполагаем употребление пищи, а не чистку зубов. В конце концов, может когда-то в детстве мы все пробовали пасту покушать, но во взрослом возрасте мы этим не занимаемся, правда? Хотя не знаю, может быть, некоторые и кушают (смеется). Но врачи не рекомендуют этого делать, потому что это может быть вредно для организма. Конечно, это не прием пищи, и надо разделять эти вещи, смотреть реально на ситуацию, используя свой разум и мудрость, которую нам дает Господь.

— В постсоветской России, к сожалению, пропала традиция красиво одеваться, следить за собой, особенно по-праздничному собираться на Божественную литургию. Как с этим быть?

— Советовать людям возрождать эту традицию на семейном уровне, на своем жизненном личном опыте. Посещение храма – это действительно праздник, это встреча с Богом (хотя мы с Богом встречаемся каждый день в молитве, да и во сне, можно сказать, потому что Господь всегда среди нас, христиан). Посещение храма – это особое событие, потому что там мы встречаемся с Богом, становясь причастниками святой Евхаристии, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в хлебе и вине, и это праздник. Недаром по церковной традиции в воскресные дни пост не считается необходимым. Мы знаем, что в воскресные дни как в праздничные дни человек должен поститься только ради Евхаристии, а потом уже это праздник, и, конечно, мы должны это сознавать. Вообще посещение храма всегда особое событие. Там мы исповедуемся, получаем отпущение грехов, там мы становимся сопричастниками Тела Христова, мы получаем Божественное откровение во время слышания Слова Божия, чтения Апостолов, Святых Евангелий, во время проповеди. Поэтому это праздник, несомненно. Жалко, что эта традиция утрачена, потому что в советский период все прятались, боялись, и этих людей можно понять, действительно были страшные гонения на христиан. Но сейчас время-то благодатное, это можно и нужно возрождать. Надо храм воспринимать как особое место в жизни, избегая ощущения скорби. Евхаристия, Божественная литургия – это праздник, а не похороны; это не прощание, это встреча. Это встреча с Богом, встреча с жизнью, встреча в молитвах со своими усопшими родными и близкими. Если мы начнем это осознавать, будем об этом помнить, тогда мы будем и особо готовиться, празднично одеваться.

— Подготовка к Причастию вся сводится к вычитыванию правила…

— К сожалению, да, мы размышляем только о вычитывании специальных молитв, Последования к Причастию. Мы только думаем о том, можно ли пить воду, чистить зубы, а о самом главном иногда забываем – что состоится истинная встреча с Телом и Кровью Божиими, что мы станем Его сопричастниками. Это самое великое событие в истории всей Церкви, это пик литургии. Некоторые богословы считают, что у литургии 2 пика, 2 важных момента, и они равны между собой: это чтение Слова Божия или слышание Слова Божия (потому что само по себе Слово Божие тоже исцеляет и очень многое дает нам, Православной Церкви) и святая Евхаристия. Это 2 пика, которые не могут быть один выше другого, они на одном уровне находятся, потому что Слово естественно соединено с нашим Причастием в святой Евхаристии. И это 2 праздника.

— Откуда берутся новые души с рождением каждого нового младенца? Бесконечен ли этот процесс?

— Михаил, мне интересно, что Вы думаете по этому поводу? Я имею свою точку зрения, а как Вы?

— Я считаю, что это непрекращающийся акт творения, создание из ничего. Конечно, можно сказать о том, что в Логосе уже изначально существуют все души как предвечно замысленные. А если говорить о бытовой стороне, я думаю, что это творение.

— Это одна из точек зрения. Наверняка, существуют еще другие предположения по этому поводу. Лично я отношусь к этому так. Тайна сия велика, есть вещи, которые мы познаем только после того, как соединимся во всей полноте с Господом, уже оставив этот бренный мир. И поскольку эта тайна велика и никак не влияет на наше спасение, то, наверное, надо размышлять о вещах более важных – не о том, откуда берутся души, а о том, что они уже пришли в мир и о них надо заботиться, об этих людях, наших родных и близких. А кто тебе близкий, об этом хорошо описывается в притче о добром самаритянине. Это главное – заботиться о душах, которые пришли в этот мир; размышлять не о том, откуда они, а о том, что они здесь. Это моя точка зрения, она может быть кем-то не приемлема, может оспариваться.

— Часто в околоцерковной среде такой вопрос вызван популярностью представлений о перерождении. Т.е. люди околоцерковные совмещают то и другое.

— Реинкарнация. Да, понимаю, это интересный вопрос, и об этом много рассуждают, много было написано статей, даже некоторых богословских исследований. Опять же – тайна сия велика. Для нас, христиан, должно быть важно то, что влияет на наше спасение. Откуда приходят души, как это все происходит до того, как человек приходит в мир – это не связано с искупительной смертью Господа нашего Иисуса Христа, не связано с той благодатью, которую дарует нам Господь Бог в святой Церкви через «орудия» благодати, через святые Таинства. Этот вопрос, я бы сказал, в некоторой степени философский, на бытие Божие он не влияет. Мы можем философствовать хоть бесконечно, но опасность в том, что размышляя на эту тему, мы можем увлечься своим мудрствованием и углубиться в ту или иную ересь. Чтобы этого с нами не произошло, надо помнить о том, что главное в нашей жизни; что первично, а что вторично. Первично – это Слово о спасении, спасительная и искупительная смерть Господа нашего Иисуса Христа, весть о том, что Он сейчас посреди нас.

— Самое главное, что мы знаем, откуда Он и куда Он…

— Да, это уже очевидно, Он Сам говорит, что Он от Отца и к Отцу исходит. И то, что Он говорит «Придиите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Мы знаем, что теперь всякий может воззвать ко Господу и иметь спасение, радость общения с Богом, может быть иногда и через страдания и через испытания, но все равно радость. Благодать Божия настолько велика, что она даже страдание превращает в благословение. А для внешнего мира, как бы сказали апостолы, языческого, который находится вне рамок христианской веры, это посмешище, как об этом и говорил святой апостол Павел.

— Мои родители, бабушки, дедушки уже умерли, весь род некрещеный – все коммунисты, атеисты, войну прошли. В монастыре мне объяснили, что за некрещеных родителей я могу подавать милостыню, помогать малоимущим, деткам, что я и делаю. А знакомая принесла книгу, где написано, что за некрещеных ни в коем случае молиться и поминать вот так нельзя, потому что тому человеку будет плохо. Как быть?

— Это очень интересный вопрос и многие им задаются, когда речь идет о родственниках, которые были не крещены и отошли в мир иной. Действительно, в нашей христианской традиции канонически мы как бы не совершаем специальных молитв о таких усопших, т.е. на проскомидии не поминаем их имена, не вынимаем частички. Во время чтения Ектении они не поминаются, потому что речь идет только о верных чадах Христовых, т.е. тех, кто уже отошел в мир иной, будучи крещеным. Но в своей частной молитве вы все-таки можете их вспоминать и просить у Господа умилостивления по отношению к ним, потому что Суд Божий совершается там. Не надо забывать, что один из Символов Веры (а их самых известных три, мы читаем Никео-Цареградский, а есть еще самый короткий, который считается древней крещальной формой, это Апостольский) подчеркивается, что Христос сошел во ад, а потом воскрес и вознесся на небеса. Господь поработил ад, Он победил смерть смертью. Зачем Он сошел во ад? Естественно, чтобы совершить Свой Суд и наверняка вывести тех, кто там пленен. Об этом не стоит забывать. Естественно, это совершается вне времени человеческого, и в своих частных молитвах вы должны вспоминать своих родных и близких усопших, потому что все-таки это ваши родные и близкие.

— Мне тоже как-то странно слышать о запрете…

— Господь нас призывает молиться за наших врагов, которые не являются крещеными христианами и гонят нас. Они тоже являются творениями Божиими и могут однажды стать нашими друзьями. Кольми паче мы должны молиться за наших родных и близких, которые нас родили, воспитывали, вкладывали в нас силы. Очень важно в любом случае вспоминать о них, посвящать им молитвы и просить у Господа, чтобы Он совершил Свой праведный суд так же в отношении этих людей.

— И конечно, дела милосердия оставлять тоже не следует.

— Память о наших родных и близких – это тоже дело милосердия, потому что, к сожалению, очень часто мы предаем забвению тех, кто ушел. Это неправильно. Понимаю, иногда это происходит вследствие каких-то обстоятельств, жизненной суеты, отдаленности. Но если нет возможности посетить могилки, давайте хотя бы будем вспоминать их в наших молитвах ко Господу.

А то, что у некоторых людей такой антагонизм (как у вашей знакомой) – это, я считаю, не по-христиански. Она могла сказать «Извини, на литургиях у нас не принято поминать, но тем не менее мы все-таки должны о них помнить». Т.е. как-то можно было все это с братолюбием сказать. Мне бы было морально тяжело, если бы кто-то ко мне так же отнесся. В этом нет христианской любви.

— Почему храм считается местом особого присутствия Божьего, ведь все говорят, что Господь везде один и Тот же?

— Несомненно, мы все хорошо понимаем, что в жизни человеческой и жизни любого социума существуют определенные традиции. Когда мы рассуждаем о театре, естественно мы имеем в виду игру актеров, пьесы, но так же мы предполагаем и строение, в котором совершается это действие. Когда мы рассуждаем об институте, мы предполагаем процесс преподавания, профессуру, абитуриентов, студентов, канцелярию, но так же и институтские здания. Так устроен этот мир. И когда мы рассуждаем о том месте, где совершаются особые действия среди верующих христиан, мы предполагаем, естественно, какое-то здание, которое мы называем церковью, храмом, часовней, кафедральным собором, где совершаются особые действия. Эти особые действия и придают очень важный характер этому месту. Традиционно литургия совершается среди народа и для народа. Вообще в древности, когда не было людей, священник и не должен был служить, потому что литургия в переводе с греческого – это «дело народа» (литос» — народ, «эрго» — дело), общее дело. И когда верные Христовы собирались, совершалась литургия, богослужение, служба, во время которой слушали Слово Божие, совершалась Евхаристия, т.е. благодарение Богу (в переводе с греческого, евхаристия – благодарение Богу), где люди получали истинные Тело и Кровь Христову. И эта Евхаристия, это событие Причастия и придает любому месту особое значение.

И, конечно, не стоит забывать, что места обладают не только определенной социальной, но и энергетической значимостью. Это всем хорошо известно, не раз подтверждалось физиками, что любое пространство наполняется энергией, которая ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. И мы называем место, где совершается литургия, намоленным (во время евхаристического канона совершаются специальные молитвы о призвании Святого духа, чтобы Он благословил Евхаристические дары, благословил весь народ). Естественно, когда все верные чада Христовы молятся, естественно, это место начинает обладать особым значением.

Но не стоит также забывать, что вне храма наша жизнь христианская не заканчивается. Действительно, в жизни каждого из нас пребывает Господь, потому что мы суть сосуды Духа Святаго. В жизни каждого верного чада Христова происходит так называемое преображение, «обо́жение». Об этом много богословы рассуждают, в западной богословской традиции называют это понятием «санктификация», т.е. освящение; мы называем это греческим термином «теозис», т.е. обо́жение. В жизни верующего христианина происходит реальное изменение – изменение его душевного состояния, изменение его жизненных обстоятельств, его духовного внутреннего мира, и это видят окружающие. Даже сам человек может этого не видеть, но это происходит по причине того, что наша жизнь христианская за стенами храма не заканчивается.

— Вы говорили, что два главных момента во время Литургии – это Причастие и чтение Слова Божия. Но часто бывает так, что Слово Божие просто непонятно, не слышно по разным причинам. Почему чтение происходит спиной к народу?

— Литургия делится на несколько частей – Проскомидия, Литургия оглашенных… И вот во время Литургии оглашенных, до Литургии верных как раз Писание читается. Действительно есть традиция чтения Священного Писания спиной к народу. Т.е. выходит дьякон (если он есть) на амвон, перед ним стоит аналой, и он, обратясь к востоку, к алтарному престолу, в Царские врата, читает Святое Евангелие. Чтец может так же спиной к народу читать Апостолов, но обычно чтец выходит на середину храма, поэтому его слышно. Обращаются на восток, т.к. мы все служим Господу, обратясь в одном направлении. Но это не принципиально. Евангелие может читаться и лицом к людям. Конечно, очень многое зависит от личных данных чтеца, ничего не поделаешь – какая у человека артикуляция, голос, с какой интонацией и скоростью читает он Евангелие. Недавно я был в Греции, имел там возможность служить в нескольких храмах, служил Божественную литургию, и там читали Евангелие лицом к народу. Т.е. когда я вышел на амвон читать Евангелие, передо мной так поставили аналой, что я лицом к народу, обратясь к людям, читал Святое Евангелие.

— В некоторых храмах Петербурга такая же практика.

— Да. Исторически после чтений Евангелия должна быть проповедь (у нас ее постепенно отодвинули в конец Литургии, но в некоторых храмах пытаются возродить традицию). Иногда священник по-русски еще раз вычитывает текст из Синодального перевода. Конечно, все зависит от батюшки, от людей, это все вопросы более частного характера. Общей практики не существует.

— На Пасху все храмы придерживаются чтения Евангелия лицом к народу.

— Да, это один из ярких примеров.

— Вопрос о практике «Сны Богородицы». Некоторые женщины передают друг другу сны Богородицы, считая их оберегающими молитвами. Смысл там такой: жила-была Богородица, спала-проснулась, пошла из ворот в ворота… Женщины, считая это молитвой-оберегом, читают это ежедневно с другими молитвами. Считается ли это ворожбой и колдовством, если женщины чистосердечно считают это молитвой?

— Первый раз об этом слышу. Давайте попытаемся вместе порассуждать на эту тему, что я один постоянно говорю! Вы как думаете, можно это считать ворожбой?

— Я придерживаюсь той точки зрения, что ворожба и колдовство – исключительно вымысел.

— А как же магические действия, приводящие к плачевным последствиям?

— Я как студент психфака считаю, что это плацебо. В случае с такими «молитвами» меня удивляет несознательность, т.е. люди настолько привыкли вычитывать что-либо.

— Бывают ситуации, когда человек просто не задумывается, делает что-то по инерции и немного далек от христианского вероисповедания. Не потому, что он плохой человек, а потому, что он еще не понял, что такое христианство, до конца. Т.е. он знает, что есть Церковь, приблизительно представляет, что это такое, но на самом деле с христианством мало знаком. Такая проблематика существует.

Например, у меня однажды был случай. Однажды я был в храме, куда привезли ковчег с мощами одного из святых. Была специальная служба, молебен, было очень много народу, этот ковчег поставили на специальное возвышение, все подходили, прикладывались. Рядом сердобольные служители храма поставили красивую софринскую кружку, на которой было написано «Пожертвования на перенесение мощей». Некоторые люди, не понимая где что, целовали и ковчег, и кружку.

Так же и здесь – надо услышать Слово Божие, войти в общение с Церковью и тогда все встанет на свои места, не будет этих странных вариаций.

— Осуждение священника – грех. А если о священнике говорят в шутливой форме, является ли это грехом?

— Я считаю, что с осуждением священника надо разобраться. Во-первых, как Вы понимаете слово «осуждение»? Любой человек обладает правом, которым его наделил Господь, – делать свои умозаключения. Я бы даже больше сказал – Господь призывает нас использовать разум и делать умозаключения.

— Да, в Евангелии немного искажен смысл при переводе: когда Господь сказал о фарисеях, что они «…оставили суд и милость…» (Мф., 23:23), на самом деле «рассуждение и милость».

— Да, Вы сейчас очень хорошо подметили. Господь нас призывает рассуждать. А в русской речи рассуждение и осуждение где-то очень рядом. Т.е. когда мы осуждаем, мы где-то рассуждаем, мы делаем свои какие-то умозаключения, к каким-то выводам приходим по отношению к тому или иному человеку.

Если мы строим козни – это грех, если мы наговариваем – это грех, и причем неважно, на кого мы наговариваем или кому строим козни – священнику или не священнику. Это одинаково плохо. Но у нас есть полное право иметь свою точку зрения в отношении поступков, действий тех или иных людей. Что касается осуждения священников – я бы не сказал, что мы совершаем грех, если мы делаем выводы по поводу тех людей, которые обречены священным саном. Не надо забывать: люди, пришедшие в клир, ставшие священнослужителями – это живые люди из мира. Когда-то были такими же прихожанами, как и все остальные, соответственно принесли с собою свою субкультуру, свои привычки, свои традиции, ведут себя в соответствии с ними. Мы должны помнить, что это люди, и мы имеем полное право иметь свою точку зрения о том, каковы они. Мы можем, конечно, ошибаться, а можем быть и совершенно правы, поэтому я бы не сказал, что это грех. Нам нужно рассуждать и делать свои выводы.

Вопрос насмешек – это вопрос культурного воспитания. Если добрая шутка без язвительности, то в этом нет ничего плохого. А если с язвительностью, с ехидством – то, конечно, это плохо. Опять же это вопрос чисто моральный. Это касается не только того, что мы говорим о священнослужителях, но и что мы говорим вообще о людях, окружающих нас. Конечно, человек воспитанный, благородный такого себе позволять просто так не будет, а если и будет, то, скорее всего, в сердцах. Я уверен, потом он раскается, ему будет неприятно, и не потому, что он будет бояться кары и наказания, а потому что ему сам факт неприятен, что он кому-то делает что-то плохое. А говорить с язвительностью, как говорит молодежь, «подкалывать» кого-то, естественно неприлично. Есть в этом что-то недостойное человеческого достоинства.

Такие вопросы касаются даже не христианства, а обычных человеческих взаимоотношений, естественной благообразной культуры, которую мы пытаемся сохранить и передать нашим детям. Это не «высота полета» христианства, это элементарные вещи. Для того, чтобы это понять, не надо быть христианином, достаточно просто быть воспитанным, хорошим, я бы даже сказал «советским» человеком. Ведь был же период благообразного советского воспитания, когда неприлично было ругаться на людях, при женщинах, используя тяжелые матерные выражения, было неприлично плохо относиться к пожилым людям, было неприлично хамить кому-то на улице и уж тем более на кого-то руку поднимать. И ведь эти люди не претендовали на звание христиан, они просто претендовали на звание воспитанных людей, «советских». Я с удовольствием смотрю советские фильмы, особенно меня интересует кинематограф времен «оттепели». Ведь сколько было снято красивых картин! Мы не все их увидели сразу, но их сейчас показывают, черно-белые – они же прекрасны, какой удивительной культурой наполнены те персонажи, которых вы там видите! Ведь они рассуждают, в принципе, о вечных вещах – о любви, о верности, о преданности, которые естественно связаны с христианством, но они говорят об этом с позиции светских людей. Тем более это дорого, жалко, что мы сейчас это утратили, это трагедия нашего общества.

Понятно, что у нас сейчас культурный кризис, так давайте молиться друг за друга и хотя бы с себя начинать. Если каждый начнет хоть что-то делать без озлобленности, общество начнет меняться.

Помните «Место встречи изменить нельзя», в оригинале произведение называется «Эра милосердия». Там есть ключевой момент, когда персонажи Шарапова и Жеглова попивают водочку (у них недавно убили друга-сослуживца) и рассуждают о том, как они будут рубить эти «драконовы головы»: зло, предательство, зависть (это и есть, кстати, самые страшные «головы дракона»). А герой Гердта говорит: «Наша страна только что пережила самую страшную войну, и если говорить о добром будущем для нашего общества, то надо говорить не о тех карательных методах, которые вы сейчас вспоминаете, а о том, что является вечным – милосердие, сострадание, любовь к ближнему. Это поможет нам снова стать живым человеческим обществом, которое имеет культурное наследие, и, может быть, тогда наступит Эра милосердия».

Естественно, я перефразировал этот диалог, не процитировал его детально, а передал основную мысль. Культура человеческая связана не с карательными мерами. Невозможно сделать человека благородным «из-под палки», это надо делать личным примером духа. Чтобы кого-то воспитать, надо самому быть обладателем какой-то культуры; невозможно передать какую-то культуру, если ты ее сам не имеешь. Это, кстати, согласуется и с христианским учением – если у тебя нет чего-то, ты не сможешь это передать. Ты можешь много об этом говорить, рассуждать, но не передашь.

Вот у нас в обществе сейчас используют много так называемых законодательно-карательных мер, чтобы общество сделать лучше – это не поможет. Много раз это уже делалось, ни к чему позитивному не приводило. Наоборот, будет противодействие. Заставить человека не плеваться на улице карательной мерой невозможно, он все равно будет это делать, когда никто не будет его видеть. Должен быть внутренний императив, внутренний стимул, а его передать могут лишь милосердные методы и меры. Давайте начинать с себя.

Вот сейчас запретили курение в общественных местах…

— Я рад!

— Я тоже рад. Но дело в том, что курить не перестают, и это выглядит, на мой взгляд, по-ханжески. Зачем уподобляться этому, извините за выражение, фарисейству? Это общество не улучшает, это превращает общество в лицемеров. А запретный плод более сладок. Почему-то в советских временах как-то сохранялась культура, притом, что они не задумывались о вопросах, хорошо курить или плохо. А мы смещаем акценты, иногда намеренно. У нас есть реальные моральные проблемы в обществе, и никто не пытается акцентировать на них внимание, в отличие от вопросов, которые в принципе не имеют отношения к морали. Ведь курение не имеет отношения к морали. Вы хороший человек вне зависимости от того, курите или нет. Неважно какого цвета и из какого материала на Вас рубашка, материал может быть неполезен для вашего тела и для меня, т.к. я вдыхаю пары, это можно с помощью химии доказать, но вы не становитесь от этого ни плохим, ни хорошим. Ваше внутреннее духовное состояние от рубашки не зависит, оно зависит от образа мышления. Вот о чем надо говорить. А мы рассуждаем о карательных мерах, при этом становясь ханжами и других в нашем обществе пытаясь так же сделать ханжами. И общество смеется над этим, и мы смеемся, т.е. мы сами над собой начинаем издеваться. Курение – не единственный пример, много других.

— Недавно было ужесточение правил для водителей.

— Опять же – стали ли безопаснее ездить? Получается замкнутый круг.

— Лично я в определенных запретах вижу и пользу, ведь как Апостол пишет «Закон не для свободного», т.е. закон нужен тому, кто порабощен страстями, иначе он начинает «беспредельничать».

— Согласен. Но опять же, если бы в это не втягивали понятие морали. Лично я считаю (подчеркиваю, это мое мнение, а не церковного священноначалия), что не карательными мерами, а через доброе культурное наследие можно изменить в обществе. Каждый должен начинать с себя, и вокруг другие преобразятся. «Спасись ты, и вокруг тебя тысячи спасутся». Надо молиться за наше общество, чтобы это культурное наследие возрождалось, чтобы было приятно смотреть на нашу молодежь, на себя вне зависимости от возраста (бывает, и старики ведут себя не совсем прилично).

— Почему, когда человек умирает, первые дни до похорон нельзя открывать окна? И почему занавешивают зеркала, и в них ни в коем случае нельзя смотреть?

— Есть разные точки зрения по этому поводу. Я вот слышал, что не открывают окна потому, что усопший дух может попасть обратно. Это языческие традиции, не хочется в это углубляться. По поводу зеркала это тоже отдельная языческая история. Это не касается христианских традиций, это всенародная традиция, которая существует здесь и сейчас. Я как священник Русской Православной Церкви не могу рассуждать об этих вещах в полной мере, потому что они никак не связаны с тем, что для меня дорого – с верой христианской, с богословием христианским, с учением апостольским.

— Т.е. можно с уверенностью сказать, что если открыть окна, ничего не случится, и если посмотреть в зеркало, тоже ничего не случится.

— Да, для христиан это не опасно. Но есть традиции, которые и не плохие и не хорошие. Они существуют, не повреждая нашей вере, давайте их уважать. Принято так – ну что же, от этого не обеднеем. Корни у этой традиции языческие, ничего общего с апостольским учением не имеют…

— Апостол говорит «Для чистого все чисто».

— Да. Могу привести сейчас множество библейских цитат, сослаться на апостольские послания, но мы все хорошо понимаем, что когда посреди нас Господь – нам уже нечего бояться. Я уже сегодня говорил, что мы суть сосуды Духа Святаго, в нас пребывает тот, кто сильнее того, кто в мире, нам бояться-то нечего. Нам только одного надо бояться – зло делать, то зло, о котором говорится в молитве «Отче наш»: «Но избави нас от лукаваго». Нам надо бояться стать злыми. А зло, естественно, не в том, о чем мы сегодня в начале рассуждали – зубы почистили или не почистили. Зло не в том, открыли мы или закрыли окна, когда кто-то умер, смотримся ли в зеркала. Зло состоит в том, когда мы желаем чего-то плохого ближнему. Это элементарные вещи, это вопросы морали. Об этом вся наша христианская вера, об этом говорил постоянно Спаситель – самое главное в жизни человека это его моральное внутреннее становление. Ты можешь не есть мясо, но при этом поедом поедать своего ближнего. Мы вспоминали во время поста высказывания Отцов Церкви о том, что главное во время поста – неупотребление определенной пищи или любовь к ближнему? Любовь к ближнему, это однозначно! Все остальное – это вторичный «продукт» нашей духовной жизни, но никак не первичный. То же самое касается всех этих обстоятельств. Есть традиция – из уважения к культуре надо ее сохранять, почему нет. Здесь в России будет так, приедете в другую страну – там будет иначе, и это никак не повлияет на вашу христианскую мораль. Из уважения к людям проявляйте терпение и думайте о главном – о своем духовном возрастании.

Моя дочь после причастия съела конфетку и её вырвало. Это плохая примета?

Моя четырехлетняя дочь после причастия съела конфетку (дали в церкви) и её вырвало. Батюшка поднял такой скандал из-за этого, и мы ушли, так и не поняв, что случилось!? Что, это примета плохая или что?

Здравствуйте Юля! При всём уважении к Вам, мы должны констатировать, что Вы далеки от христианства. Церковь христианская это Пречистые Тело и Кровь Бога нашего Иисуса Христа! Нет выше и страшнее святыни во всей вселенной, чем Тело и Кровь Христа! Чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, мы, христиане очищаем своё тело многодневным строгим постом, затем очищаем свою душу покаянием в таинстве исповеди, обязательно посещаем накануне вечернее богослужение, читаем специальные каноны и акафисты, и только затем, придя натощак, причащаемся за Божественной литургией! Если мы не будем так тщательно готовиться, то недостойное причащение будет нам в осуждение, некоторым в болезнь, а некоторым даже в смерть, по словам апостола Павла. Вы, по незнанию так не приготовились, и не приготовили своего ребёнка, и таким образом подвергли его смертельной опасности, отправив на причастие без благоговения. Возможно ребёнок даже и не знал, что должен принять внутрь Тело и Кровь Самого Бога. Поэтому Господь, по Своему милосердию исправил Вашу оплошность, и не дал ребёнку причаститься себе в осуждение, и причастие вышло из него. Самая страшная Святыня во вселенной осквернилась тем, что изблевалась вместе с пищей на землю. На ребёнке греха за это нет. А вот Вы должны срочно идти на исповедь, и со слезами просить у Бога, что допустили такое кощунственно безответственное отношение к Таинству причастия. Грех извержения причастия из ребёнка лежит и на священнике, из рук которого ребёнок причастился. Ему может грозить запрет на дальнейшее служение. То место, куда упало не успевшее перевариться причастие, должно выжигаться углём, затем тщательно замываться, и всё, что прикасалось к причастию, сжигается в специальной церковной печи. Понимаете, насколько серьёзное кощунство над святыней произошло? Мы надеемся, что вопрос про примету — это шутка? У православных нет примет. Мы верим Богу и Царю нашему, Спасителю Иисусу Христу. Желаем и Вам осознать, что с Богом нельзя шутить таким образом, и со всей ответственностью готовить и ребёнка и самой готовиться ко причастию. Спаси Вас Господь!

Вернуться к списку вопросов

Рука Бога, протянутая человеку

Причащение Святых Христовых Таин является центром жизни христианина, Евхаристия — важнейшим из таинств Церкви. Правильно ли мы относимся к нему? Как готовиться к Причастию и как вести себя после него? На вопросы, посвященные таинству Причащения, отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Центр христианской жизни

— Владыка, ко всем нам обращены слова Господа Иисуса Христа: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Как их понять?

— Эти слова надо понимать буквально. Таинство Причащения, главное таинство христианской Церкви, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Оно основано на повествовании Евангелия о Тайной Вечере, когда Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28).

В таинствах Церкви таинственно, то есть необъяснимо для нас, действует Сам Господь. В таинстве Причащения мы соединяемся со Христом, по слову апостола Павла, становимся членами Тела Христова. Поэтому Причащение — это центр христианской жизни, то, ради чего совершается богослужение, ради чего мы ходим в церковь, постимся, молимся, исправляем свою жизнь — ведь всё это мы делаем для того, чтобы соединиться с Самим Господом. И, думаю, каждому христианину знакомо то чувство близости и единения с Богом, которое сопутствует достойному, правильному Причащению Святых Христовых Таин.

— Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам пишет: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (…) Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (11, 27, 29). Ведь это страшные слова. Как причащаться, чтобы это было не в осуждение?

— Нужно осознавать свою греховность, это главное. Что значат слова апостола: «не рассуждая»? То, что человек не задумывается о своих грехах, о том, чем наполнена его жизнь ― может ли он соединиться со Христом, хоть в какой-то степени стать близким Богу? К Причастию не должен подходить тот, у кого есть тяжкие нераскаянные грехи. Скажем, живет человек, как сейчас это называется, «как все»…

— »Гражданский брак»?

— И не только. Тут кого-то обидел, тут кого-то осудил, кому-то позавидовал или разозлился. Или, скажем, украл — не обязательно из кармана вытащил, сейчас много других способов. А потом, особо не задумываясь, пошел причащаться: «А что такого? Да все так живут». Вот это и есть Причастие «в суд и во осуждение».

А если человек кается, борется со своими грехами, преодолевает их и при этом подходит к Чаше с сердечным сокрушением и осознанием своего недостоинства, с молитвой мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному», — тогда это Причастие с тем самым заповеданным нам «рассуждением».

Подготовка к Причастию: это нужно не Богу, а человеку

— Владыка, сегодня на Интернет-форумах и в церковных СМИ остро обсуждается вопрос о подготовке к таинству Причащения. Приведу один вопрос из нашей почты: «Я недавно из паломнической поездки, где были люди со всей страны, и бросилось в глаза, насколько по-разному многие из нас готовились ко Причастию. Кто-то не ходил ко всенощной, кто-то причащался два дня подряд вообще без всякой подготовки. Говорили, что раз пришли на Литургию, значит надо причащаться. Нужно только хотеть быть со Христом. Говорили, что у них в храме священники считают, что нельзя накладывать на людей «бремени неудобоносимого». А ведь еще несколько лет назад, как мне кажется, все готовились одинаково: так, как указано в молитвослове — трехдневный пост, присутствие на всенощном бдении, чтение трех канонов, последования ко Причащению. Почему же теперь все по-разному? Лично меня это очень смущает. Татьяна».

— Подготовка ко Причащению — это отдельный большой разговор, и мне приходилось неоднократно высказываться на эту тему (см.: «В отношении к таинствам крайности неуместны»; «Тайна благочестия»).

Повторю вкратце. Действительно, сегодня высказывается очень много разных мнений. К сожалению, у них есть один большой недостаток — все они претендуют на исключительность и обязательность. Но есть разные ситуации, разные обстоятельства в жизни людей, разный уровень напряженности духовной жизни. Допустим, кто-то имеет навык Иисусовой молитвы. Может такой человек причащаться без чтения трех канонов? В каких-то условиях, скажем в паломничестве, — наверное, может. А кто-то в том же паломничестве все время болтал, осуждал, сплетничал или играл в какую-то игру на планшете. Может он причащаться без подготовки? Думаю, нет.

Все мы в разное время нашей жизни находимся в очень разных состояниях. Причем это не то, что пять лет в одном состоянии, десять в другом — нет, буквально за несколько часов в нашем сердце все может полностью измениться.

Поэтому причащаться можно и нужно часто, но ко Причащению обязательно нужно готовиться. Есть еще правило, что перед Причащением надо поститься. Это нужно не Богу, это нужно человеку для того, чтобы каким-то образом приготовить самого себя к принятию таинства. Когда человек причащается часто, но без подготовки, через какое-то время обязательно происходит привыкание и Причастие становится чем-то таким, что совершается «между делом». Как говорил один из героев Достоевского: «Ко всему-то подлец человек привыкает!». Но когда человек привыкает к святыне, это очень плохо. Например, для священника привыкание к святыне — самая страшная деформация, самая страшная профессиональная болезнь. Святыня для него должна оставаться святыней, сколько бы лет он ни служил — десять, двадцать, пятьдесят. Так и для каждого человека: Причащение должно оставаться святыней. У тебя есть силы готовиться и держать себя в соответствующей внутренней напряженности, допустим, каждый воскресный день? Молодец, причащайся каждое воскресенье. У тебя есть возможность, желание, готовность делать это еще чаще, скажем два раза в неделю? Внимательно, аккуратно, с советом духовника — опять же, Бог в помощь. Но при этом не надо пытаться распространить эту практику на всех людей: «Вот я так делаю, у меня все получается, надо, чтобы и все так делали».

К сожалению, вся дискуссия о подготовке ко Причащению, которая ведется сегодня, сводится к тому, чтобы какие-то правила распространить абсолютно на всех и закрепить циркуляром, но так делать нельзя. Все мы люди, у нас у всех разные условия, обстоятельства. В наших сердцах бушуют такие бури, что невозможно быть готовым всегда, в одно и то же время, к одному и тому же. Понятно, что эта дискуссия возникла потому, что хочется какого-то раз и навсегда определенного правила для всех. Но таинство Евхаристии — самое глубокое общение Бога и человека, и здесь должна присутствовать свобода.

— И все же не у всех есть постоянные духовники. Поэтому один из самых распространенных вопросов, особенно у людей новоначальных: как часто нужно исповедоваться и причащаться: один раз в неделю, один раз в две недели или когда испытываешь потребность?

— Я уже сказал, что в духовной жизни нельзя устанавливать правила, единые для всех. Но думаю, все-таки надо приступать к таинствам, когда в этом есть необходимость. Однако для того, чтобы эту необходимость почувствовать, нужно исповедоваться регулярно. Если человек перестает слушать голос своей совести, она говорит в нем все тише и тише. И под конец можно начать жить так, что даже не найти в чем исповедоваться. Бывает, что человек приходит на исповедь раз в году или даже раз в несколько лет, и когда его спрашивают: «В чем грешен? В чем хочешь покаяться?»  — человек искренне не понимает и говорит: «Да вроде ни в чем, живу как все»… И наоборот, если человек ведет правильную духовную жизнь, то чем внимательнее он относится к своей внутренней жизни, тем чаще ему нужно прибегать к таинствам Исповеди и Причастия.

Спасает Господь

— Возможна ли полноценная духовная жизнь без Причастия?

— Духовная жизнь — это понятие, которое содержит в себе много сторон. Прежде всего, духовная жизнь — это постоянная борьба с самим собой, со своим ветхим человеком. Это очищение сердца, которое дается с большим трудом. Святые отцы говорили: «Дай кровь и прими Дух», — то есть для того, чтобы получить духовные дарования, надо трудиться практически до пролития крови. Первородный грех, которым уязвлен каждый из нас, настолько глубоко сидит в человеческом сердце, что для того, чтобы его исторгнуть, необходимо прилагать огромные усилия. Но и этих усилий недостаточно, если человеку не помогает Бог.

Есть такое слово, оно часто употребляется сегодня к месту и не к месту, — синергия. Вообще это богословский термин, и говорит он о совместном действии воли Бога и человека, направленном на человеческое спасение. Бог всегда помогает человеку, поддерживает его усилия по спасению, очищению души. И помогает нам Господь в таинствах. Таинство — это рука Бога, которая протянута человеку, и за эту руку человеку надо ухватиться, чтобы выйти из того состояния, в котором он находится. Ведь как бывает: вроде что­то сделал, а потом опять падаешь, только смог собраться, но оглянулся — и все рассеялось, улетучилось. А таинство Причащения — это как раз благодатная помощь Бога человеку в этой борьбе, одно из самых главных средств, помогающих вести духовную жизнь.

— Владыка, в продолжение нашей беседы просим Вас ответить на вопросы из нашей редакционной почты. В большинстве из них описываются типичные ситуации, с которыми так или иначе сталкиваются многие люди.

«Мне одна прихожанка сказала, что допустимо причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться можно только раз в месяц. Возможно ли принимать Причастие без исповеди? Видела, что многие так делают, но правильным это не считаю. Заранее спасибо. Наталья».

— Прихожанок в этом вопросе слушать не надо. Это тоже пример того, как человек пытается навязать окружающим что-то свое. «Исповедоваться можно раз в месяц»… А почему не раз в три недели? Или не раз в два месяца? Совершенно непонятно, из чего выведена такая периодичность.

Можно ли причащаться без исповеди? Если человек живет церковной жизнью, исповедуется регулярно и достаточно часто, если у него глубокие отношения с духовником здравым, трезвым и опытным, и если духовник ему это разрешает — по его благословению в каких-то случаях можно причаститься без исповеди. Причем другому человеку тот же духовник может этого не разрешить, потому что у него другое устроение. Поэтому повторю еще раз: во всем должна быть свобода, особенно в отношениях человека с Богом, но при этом должен быть и порядок. Сочетание порядка и свободы — это как раз тот самый средний «царский» путь, о котором говорили все святые отцы.

— Сергей пишет нам о том, что регулярно смотрит программу «Беседы с Архипастырем» с Вашим участием и решил задать очень важный для него вопрос: «Говорят, что вне церковной ограды нет спасения, и кто не имеет Причастия, тот тоже не спасется. Но как же быть человеку немощному, который ни разу за всю жизнь не причастился, потому что живет в глухой деревне? В нашем селе нет ни церкви, ни часовни, ни прихода. Я бы рад сходить, а некуда. Слава Богу, сейчас можно посмотреть по телевизору или по Интернету все православные программы. Но это, конечно, не живое общение. Как же быть? Могут ли в таком случае люди быть уверены, что они будут спасены?»

— Спасает Господь. И если человек не может бывать в церкви по абсолютно объективным причинам, нельзя говорить о том, что у него нет надежды на спасение. Но вот что еще хотелось бы сказать автору данного вопроса. Уважаемый Сергей! Поскольку Вы выходите в Интернет и прислали вопрос в нашу редакцию, я думаю, что таким же образом — с помощью Интернета или телефона — можно обратиться в ближайший храм или в Епархиальное управление той епархии, где Вы живете. Надо просто попросить, чтобы в Ваше село приехал священник со Святыми Дарами и причастил Вас и всех, кто в этом нуждается. Это вполне реально. А если в Вашем селе найдется еще несколько человек, которые нуждаются в Церкви и в церковных таинствах, можно просить епархию о том, чтобы священник приезжал к вам регулярно (раз в месяц, в три месяца — в зависимости от возможностей епархии), и об открытии у вас в селе прихода. Для этого не обязательно сразу же строить большой храм — можно для начала в приспособленном помещении оборудовать так называемую молитвенную комнату. Верующие люди могут совершать некоторые церковные чинопоследования так называемым мирским чином. Тем более, в Интернете сегодня есть все богослужебные книги: Октоих, Минеи, Требник, Часослов. Думаю, это вполне возможно.

А если говорить о тех, кто действительно не имел возможности причаститься… Вспомним наших новомучеников, которые окончили свою жизнь в лагерях и ссылках, но в самых чудовищных условиях не предали ни Церковь, ни Христа. Как правило, последние годы своей жизни они провели без утешения, без церковных служб и таинств, долгое время не имели возможности причаститься Святых Христовых Таин. Однако мы не сомневаемся не только в том, что они спасены, но и в их святости.

Поэтому повторю — спасает Сам Господь. Духовную жизнь нельзя уподобить механизму, где нажал на нужные кнопки, то есть выполнил определенный набор условий, — получил результат, не выполнил — не получил… Бог — Личность, Он видит сердце каждого человека, знает условия, в которых он находится. И как говорится в «Слове огласительном» святителя Иоанна Златоуста, которое мы читаем на Пасху, Бог «и дела приемлет, и намерение целует».

Выбор ― за человеком

— Всем нам хотелось бы видеть своих близких церковными людьми. Но как привести их в храм, ведь это бывает очень непросто? Стоит ли настаивать? С этим связаны два следующих вопроса.

«Уговариваю маму исповедоваться и причаститься. В храм регулярно она не ходит, грехов за собой не видит. Прочитать каноны и правило ко Причащению кажется ей неисполнимой задачей. Как можно ей помочь? Марина»

— Наверное, надо сначала постараться привить маме любовь к храму, к богослужению. Человеку в возрасте уже трудно учиться чему бы то ни было, а ведь церковной жизни нужно именно учиться. Если мама все-таки решится исповедоваться и причаститься, не нужно требовать от нее чтения всего правила и трехдневного поста. Однако хотя бы минимальная подготовка к Причастию необходима: человек должен ощущать, что он готовится к чему-то важному в своей жизни, к чему-то особому. И, конечно, прежде всего всем нам нужно молиться о своих близких. Господь Сам открывает человеческое сердце, иногда самым неожиданным образом.

— Стоит ли уговаривать человека причаститься, если он далек от Церкви? На пользу ли ему будет участие в таинствах? К примеру, такой вопрос: «Сын недавно женился. Его супруге очень хотелось венчаться, а для этого оба должны были исповедоваться и причаститься. Сына присутствие на службе очень тяготило. Он не выдержал и вышел покурить незадолго до Причастия. Супруга сына и я очень расстроились. Для него Причастие стало проформой. Надо ли было нам настаивать? Что делать дальше? С уважением, Таисия Федоровна».

— Я думаю, если для одного из вступающих в брак Церковь и церковные таинства не являются чем-то важным, то не надо настаивать на венчании, а тем более уговаривать или заставлять этого человека исповедоваться и причащаться. Все-таки выбор человек делает сам — жить с Богом или без Бога. Нельзя относиться к церковным таинствам как к автоматически действующему средству. Таинство действенно только в том случае, если мы верим в Бога и стремимся к Нему. Если в таинстве по какой-то причине принимает участие человек неверующий, с ним ничего не происходит, благодать Божия в нем не действует. Бог не насилует человеческую волю. Если эта воля закрывает от Бога сердце человека, то Бог не взламывает его силой, Он остается в стороне.

Иногда ведь начинаются разговоры: «Надо повенчаться. Если не повенчаетесь, разведетесь. Венчанный брак более прочный»… Но если у людей нет правильного отношения к браку как к таинству, которое не просто соединяет двух людей на земле, но и совершается на Небесах, венчание им не поможет. То же самое с Крещением: если люди крестятся «просто потому, что так принято, мы в России живем» — тогда это совершенно бесполезное занятие, потраченное время. Так и с таинством Причащения. В нем можно участвовать только верующему человеку, с чистым сердцем, с желанием соединиться с Богом. Иначе этого делать не надо, потому что есть опасность, что человек будет причащаться «в суд и в осуждение».

Что касается вопроса — конечно, настаивать не надо было. Молодые люди расписались, они дали друг другу обещание верности в совместной жизни перед лицом государства и других людей. Если они не верят в Бога, этого достаточно, не надо никого силой вести в Церковь. Что им делать дальше? Жить и думать.

Быть готовым к Встрече

— Владыка, с какого возраста дети должны готовиться к Причастию и как?

— Многое зависит от того, как готовятся к Причастию в семье и от развития самого ребенка. По традиции, с семилетнего возраста ребенок исповедуется. Примерно в это же время ему надо начинать поститься перед Причастием, читать молитвы, но, конечно, не в той мере, как взрослому. Главное, чтобы человек — неважно, ребенок это или взрослый — относился к Причастию как к значимому событию в жизни, к которому готовятся. Посмотрите, как собирается женщина просто перед тем, как выйти на улицу! А в таинстве мы встречаемся с Самим Господом. Ребенок должен это чувствовать, и тут родители, знающие и понимающие своего ребенка, наверное, лучше смогут определить, каким образом ему готовиться к Причастию.

— Что значит «достойно сохранить в себе Христа принятого»? Наверное, многие замечают, что именно в день Причастия случаются какие-то искушения: раздражаешься или обижаешься на кого-то, и сразу лишаешься мира в душе, который приходит после Причащения…

— Действительно, это знакомо каждому человеку. Это естественное человеческое свойство: вот мы что-то делаем, трудимся, стараемся, но достигли того, к чему мы шли, — и сразу же расслабились. Так и здесь. Готовясь к Причастию, человек собирается, он строг по отношению к себе, в хорошем смысле натянут как струна. Но вот он причастился, служба закончилась — и он разрешает себе расслабиться. Тогда на него тут же набрасываются искушения, а точнее, всё то, с чем он боролся и что отгонял от себя во время подготовки. Поэтому хранить себя после Причащения — значит не расслабляться. Вот как ты жил, когда готовился — молился, старался никого не обидеть, не задеть, внутренне собраться — точно так же нужно вести себя после Причащения. А в идеале христианин должен быть таким всегда.

Фото Александра Курочкина

Газета “Православная вера” №№ 16 (516) — 17 (517)

Подготовила Наталья Горенок

Что делать, если тошнит после причастия?

Вопрос читателя:

Доброго времени суток. Я беременна, первый триместр, вчера исповедовалась впервые в жизни, была допущена к причастию, причастилась на следующее утро натощак, но пила воду.
После окончания службы через час меня вырвало (токсикоз) в поезде по дороге домой (храм в 15 км от дома).
Действительно ли мое причастие?

Анастасия

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Дорогая Анастасия, причастие – это соединение с Господом Иисусом Христом, и оно не может быть недействительным, если состоялось! Под видом Хлеба и Вина Вы вкусили Тело и Кровь Христову, и это соединение, слава Богу, произошло и совершилось.

Можно задаться вопросом, какое время после причастия в человеке находится Христос?

И ответ на него будет строиться вовсе не на представлении о том, что происходит с материей вкушенных Хлеба и Вина. Христос пребывает с нами и в нас до тех пор, пока мы сами не изгоняем Его из своего сердца. А делаем мы это тогда, когда сознательно грешим: осуждаем, гневаемся, суетимся, лжем, лицемерим и так далее. Именно в эти моменты Христос покидает храм нашей души. Поэтому в молитвословах после молитв по Святом Причащении написано, что после принятия Святых Христовых Таин человек должен вести себя очень осмотрительно, аккуратно и стараться сберечь тот дар, который получил в Таинстве

Так что пусть это физиологическое происшествие не огорчает Вас. Храните себя в мире и чистоте – и все в порядке.

А на будущее знайте, что в таких случаях следует собрать блевоту и выбросить её в реку или другое непопираемое место (например, сжечь в печи).

Пускай это первое в Вашей жизни причащение станет путём, приводящим к жизни во Христе! Не расстраивайтесь! И впредь постарайтесь исповедоваться и причащаться не реже раза в месяц. Дай Бог здоровья Вам, малышу, которого носите (или малышам), и всей семье!

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.