Можно ли снимать крестик

Нательный крест — когда носить и когда снимать

Крестик — это важнейший атрибут каждого христианина любой конфессии. Носить его можно не всегда, так как есть жизненные ситуации, когда священнослужители и христианская вера разрешают крестик снимать.

Не переживайте, если ваш крестик потерялся или сломался. Ранее мы описывали такую ситуацию в одной из наших статей. Все мы люди и каждый из нас может совершить ошибку или неосторожный поступок. В конце концов, крестик — это всего лишь вещь, которую можно заменить всегда. Важность крестику придает ваше отношение, а не церковные правила.

Когда носить нательный крест

Крестик священник дает человеку при крещении. После совершения таинства необходимо надеть крест и никогда не снимать его по возможности. Конечно, есть ситуации в жизни, когда условия работы, меры безопасности или просто здравый смысл заставляют нас снимать крест. В этом нет ничего плохого, поскольку вы переживаете за целостность креста, за его внешний вид. Например, когда вы приходите в сауну, то металлические предметы сильно нагреваются и могут оставить ожоги. В этом случае крестик лучше снять. Если вы работаете в месте, где находятся вредные вещества, которые могут испортить крестик, то его также лучше снимать на время работы.

В остальных ситуациях крест лучше не снимать, так как он всегда оберегает вас от любых бед, от зла и от роковых неудач. Нося на себе этот символ веры, вы выражаете уважение к Богу. Именно поэтому не стоит снимать его, особенно в опасных ситуациях. Многие люди отмечают, что плохо себя чувствуют, когда снимают крест, словно их оставила милость Божья. Конечно, это не так, но мельчайшая крупица правды в этих словах, все же, имеется, поэтому не снимайте крест по возможности никогда. Если вы его снимали, то перед тем, как его снова надеть, можно прочитать простую молитву, известную многим верующим: «Огради меня, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла».

Что запрещает церковь

Крест — это важный атрибут, который символизирует распятие Христа. Это символ веры Божией и его силы. Именно поэтому необходимо всегда помнить о важных правилах:

  • Крестики можно передавать или дарить близким людям на крестины. Никаких запретов по этому поводу нет. Но нельзя выбрасывать крест или использовать как украшение, это является грехом.
  • Церковь запрещает вести себя с нательными крестами так, будто это простые украшения. Крестики нельзя сдавать в ломбарды, словно это вещь, не обладающая некой духовностью и силой.
  • Церковь и православные правила запрещают носить вместо креста иконки Божией матери или святых. Ношение креста обязательно, а в дополнение вы можете надеть иконку.
  • Запрещено также освящать крестик и другие церковные атрибуты самостоятельно. Делать это должен только священник, который освятит предмет в церкви при помощи специальных молитв, разрешенных к прочтению лишь ему.
  • Церковь категорически запрещает носить вместе с крестиком изображение Знака Зодиака, так как с точки зрения христианства астрология является оккультной наукой и ересью. Это не просто запрещено, а даже грешно.

Если ваш крестик сломался, то его можно спокойно отдавать на починку в мастерскую, но если вы не собираетесь этого делать или починить его невозможно, лучше сдать его в церковь.

Полезно знать, что крестик может быть без распятия и даже украшен драгоценными камнями. Главное, чтобы он был освящен церковью.

Ранее мы писали о том, что еще нельзя делать с крестиком. Многие люди не относятся к данному атрибуту веры всерьез, хотя следовало бы. Иисус Христос умер на кресте за наши грехи, приняв мучения на себя. Нательный крест — это знак уважения к поступку нашего Спасителя. Это лучший способ спасение от любых бед. Носите крест всегда и не забывайте нажимать на кнопки и

Крест и полумесяц: что обычный человек знает про мусульман?

Что обычный человек знает про мусульман? Он видит по телевизору, что есть Мекка, Рамадан, Ураза-байрам и так далее. То есть только внешние вещи. В чем суть этой веры, мы решили расспросить религиоведа Юрия МАКСИМОВА

Юрий Валерьевич МАКСИМОВ
Религиовед, преподаватель Московской духовной семинарии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Автор свыше семидесяти статей по религиоведению, миссиологии, агиографии, истории Церкви и богословию, а также книг «Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама» (М., 2002), «Религия Креста и религия полумесяца» (М., 2004) и «Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм» (М., 2005).

— В чем наши общие представления об исламе категорически неверны?
— Безусловно, и в среде христиан, и в среде мусульман существует множество заблуждений относительно веры соседа. Но вместе с тем христиане все же главную суть ислама понимают. Простой пример. Все христиане знают, что мусульмане верят в Аллаха и в то, что Мухаммед — его пророк. А это ни много ни мало — ташшахуд, мусульманское исповедание веры. А если попробуете отыскать мусульманина, который бы знал христианский символ веры, — вам придется изрядно потрудиться. Мусульмане в подавляющем большинстве не знают и не понимают христианства. У христиан тоже, конечно, встречаются заблуждения об исламе. Самое распространенное, какое мне доводилось слышать, — что мусульмане во время рамадана не постятся ночью потому якобы, что считают, будто Аллах их не видит. Это, конечно, абсурд, ни один образованный мусульманин такого не скажет.
— Существуют ли для мусульман такие религиозные понятия, как грех, душа, таинство? В чем их специфика?
— Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение. Это касается в общем-то почти всех религий, но ислама — особенно. Когда мы произносим: «молитва», «пост», «милостыня», «паломничество», «душа», «грех», «Писание», — христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи. Если этого не знать, при разговоре неизбежно возникает и нарастает взаимное непонимание. Поскольку каждый априори считает, что оппонент имеет в виду под употребляемым словом именно то, что имеет в виду он сам!

Душа в исламе называется нафс. Нафс — это естественная сторона человека, которая всегда подстрекает его к тому, чтобы делать зло. Эта, с точки зрения мусульман, естественная сторона души есть источник отрицания всякого добра в человеке. Они говорят, что «нафс создана таким образом, что она желает все недозволенное». Об этом говорится и в Коране: «…ведь душа побуждает ко злу…» (Коран 12.53)! Кроме того, мусульмане учат о предсуществовании душ, то есть о том, что сначала были сотворены души людей, а потом они вселяются в тела. Надо ли объяснять, насколько это далеко от христианского учения о душе? Христиане считают душу, наоборот, более возвышенной частью человека.
Что касается греха, здесь еще больше различий. Например, ислам отрицает понятие первородного греха. И в Коране, и в Библии описывается грехопадение прародителей. Однако в Коране этому факту не придается такого общечеловеческого значения, как в Священном Писании христианства. Адам покаялся и был прощен. Его неведение было упразднено, грех исчез. Первый грех в исламе не мыслится как первородный — открывший путь всем последующим грехам. По сути ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на Бога. То же самое и в мусульманском учении о предопределении, и в том, что Аллах — равно источник и добра, и зла.
В самом понимании греха также есть отличия. По мусульманскому учению грех — это неведение божественного закона. Исповедание ислама и исполнение предписанных ритуалов автоматически очищает мусульман от совершенных грехов, поэтому у них нет покаяния, исповеди, ничего подобного. Христианство же никогда не рассматривало грех лишь как неведение. Религиозный опыт не только христиан, но всего человечества убеждает в том, что грех оказывает влияние на согрешающего гораздо более глубинное, чтобы можно было ограничивать его только лишь умом.
Ну а если говорить о таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. И это логично. Христианское понятие таинства основано на христианском представлении о Боге как являющемся и явленном в мире. На представлении о благодати, о божественных энергиях, коими Он действует в мире. В исламе же Аллах предельно удален из мира, никакого богоявления быть не может.

Основатель ислама араб Мухаммед жил в VI-VIIвв по Р.Х. Его учение, по его мнению, восстанавливает истинную веру в Авраама, который, как сказано в Коране, “не был ни иудеем, ни христианином”. Коран 3:60.
Ангел Джабраил показывает Али (племянника и зятя Мухаммеда, особенно почитаемого в исламе) пророку Мухаммеду. Миниатюра рукописи “Хамсе” Низами

— Есть ли в исламе понятие святости? В чем особенность мусульманского представления о ней? Ходатайствуют ли их святые за них перед Аллахом?
— Богословие ортодоксального ислама не признает культа святых. Тем не менее он занимает определенное место в суфизме. Это мистическое направление, которому свойственны ряд своеобразных представлений. Например, учение о растворении мистика перед лицом Аллаха, в результате чего некоторые суфии отождествляли себя с Богом, об относительности шариата, об оправдании диавола. Наиболее строгие мусульманские законоведы и богословы даже не признавали суфизм исламом. Однако в ряде стран он получил распространение и оказал влияние на так называемый «народный ислам». Несмотря на чуждость культа святых кораническому исламу, он все же носит на себе неизгладимый отпечаток общего мусульманского мировоззрения. Проводить параллели суфийских «вали» с христианскими святыми можно лишь с большими оговорками. Хотя учение суфизма не имеет строгих рамок и допускает весьма широкий разброс взглядов, большинство суфиев отрицали, что «вали» будут ходатайствовать перед Аллахом за мусульман, это исключительная прерогатива Мухаммеда в день последнего Суда.

В священной книге ислама прописана необходимость вести войну за всемирное распространение ислама. На илл.: ткань с изображением всадника и пленника, XVI в.

— Прописано ли в Коране, что надо «убивать неверных»? Откуда вообще взялась такая общеизвестная установка? И что входит в понятие «неверный»? Где окажутся души «неверных», которых убил шахид?
— Да, это прописано в Коране и в Сунне — втором, после Корана вероучительном источнике ислама. Например, характерен следующий хадис из Сунны, свидетельствующий, что Мухаммед сказал: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммед Его слуга и Его Посланник, не повернутся в направлении нашей киблы (направление для молитвы), не будут есть то, что мы убиваем (ритуальной пищи. — Ред.), и не будут молиться как мы. Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность, кроме того, что причитается от них». То есть утверждается необходимость войны против всех немусульман. Так же и в Коране говорится: «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение» (Коран 4.74). Мухаммеду самому было приказано: «О Пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!» (Коран 8.65). Неверный — это немусульманин. По учению Мухаммеда все неверные окажутся в аду, где будут мучиться вечно. Рай же только для мусульман.
— Существует ли религиозный спор между ваххабизмом и «мирным» течением в исламе?
— Начнем с того, что такого разделения в исламе нет. Не существует «мирного» и «немирного» ислама. Нет таких течений. Есть «мирные» и «немирные» мусульмане. Причем первые являются «мирными» чаще всего в силу внерелигиозных причин. В самих источниках ислама прописана необходимость ведения войны за всемирное распространение ислама. Есть мусульмане, которые этим предписаниям следуют, есть те, которые не следуют. Но серьезного богословского спора между ними нет и быть не может. Потому что по священным источникам ислама все очевидно. Термин «ваххабизм» сейчас стал своеобразным журналистским клише, которым клеймят любого мусульманина, застигнутого за совершением теракта. Собственно исторические «вахаббиты» представляли собой последователей авторитетного суннитского богослова Абд эль-Ваххаба, который воспроизводил идеи ханбалитов — одной из законных и признанных правовых школ в исламе. Ныне ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Мусульмане вполне признают саудовских богословов мусульманами. Хотя, конечно, исламское общество («умма») не монолитно, и как среди христиан встречаются верящие в гороскопы, так и среди мусульман встречаются те, кто не считает ваххабитов мусульманами. Но это не те, кто определяет отношение уммы.
— Европейская культура подразумевает наличие границ и моральных устоев внутри человека. На Востоке, напротив, сильно подавление извне: государством, родней, имамами, селением, тейпом. Верно ли, что это одна из причин агрессии и несдержанности мусульман? Можно ли вообще сказать про мусульманина, что он агрессивен и несдержан?

— Тейп — это понятие исключительно чеченское. Деление на «Запад» и «Восток» вообще в данном контексте некорректное. Между грузином, арабом и китайцем различий больше, чем между каждым из них и европейцем. В странах мусульманского мира немало христиан, они существуют почти в каждом народе, и даже от 8 до 10 процентов арабов являются христианами. При этом модель поведения их существенно отличается от исламизированных соплеменников. При этом некоторые европейские народы, например, черногорцы, сохраняют до сего дня деление на племена, однако мы не слышим о черногорских террористах каждый день по телевизору. Здесь надо просто называть вещи своими именами и искать причину в идеологии, а не в национальности или исторических предпосылках. Что касается второй части вопроса, мусульмане — это живые люди. И, как любые люди, они — разные. Есть среди них достойные, есть мирные, есть добропорядочные. Но если говорить в целом, то ответ на ваш вопрос будет очевиден для всякого, кто более или менее регулярно следит за новостями. Хотя в новостях сообщают еще далеко не обо всем касательно данной темы.
— Возможна ли сейчас православная миссия среди мусульман, и какая?
— Православная миссия среди мусульман существовала всегда. Так, например, уже один из ранних сподвижников самого Мухаммеда, Убайдаллах ибн Джахиз уверовал во Христа и принял крещение. Он был первым, но далеко не последним мусульманином, кто обратился к свету истины. После возвращения в Х веке Антиохии в состав Византийской империи, практически все местное арабо-мусульманское население добровольно перешло в Православие. А в 935 году целое арабское бедуинское племя бану Хабиб числом около пятидесяти тысяч человек перешло к грекам, приняло христианство и стало сражаться против своих прежних единоверцев. Для Русской Церкви миссия среди мусульман традиционна. Уже свт. Михаил Киевский в X веке посылал монаха Марка проповедовать Христа булгарам-мусульманам, в результате чего приняли крещение четыре князя булгарских. Свт. Петр Московский вступал в публичные диспуты с мусульманскими проповедниками и одерживал в них победы. Свт. Макарий Московский крестил последнего хана Казани — Едигера-Мухаммеда и пекся об устроении проповеди Православия среди татар. В результате более чем четырехсотлетней миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди татар образовалась новая этноконфессиональная группа — кряшены, состоящая из православных татар. В настоящее время на территории России их проживает порядка 320 тыс. К обращенным из ислама народам относятся и гагаузы, и большая часть осетин, и даже часть моздокских кабардинцев.
А некоторые мусульмане, обратившись в христианство, принесли столь великий духовный плод, что впоследствии были прославлены Церковью в лике святых. Например, среди арабов это преподобномученик Христофор Савваит и мученики Абу Тбилисский, Антоний-Равах и Варвар. Из булгар св. Авраамий Болгарский. Из турок — мученики Омир, Ахмед Писец и Константин Агарянин. Из албанцев — мученик Иоанн Албанский. Из татар — мученики Петр и Стефан Казанские и преподобный Серапион Кожеозерский, основавший Кожеозерский Богоявленский монастырь на Севере России и воспитавший семь святых для Русской Церкви.

Но и в наши дни происходит миссия среди мусульман. Возьмем Индонезию. Двадцать лет назад в Православие обратился первый индонезиец. Пятнадцать лет назад, приняв монашество и священническую хиротонию, он вернулся на родину, начал проповедовать и за эти годы обратил 2,5 тыс. человек, создал несколько приходов, построил храмы, подготовил к рукоположению других индонезийцев — в мусульманской стране возникла Православная Церковь! Другой пример — в 1990-х годах в Грузии в результате миссионерской деятельности большинство грузинских мусульман перешли в Православие, так что даже в один день крестились 5 тыс. мусульман. В исламизированных районах Болгарии, а также в Албании идет сейчас православная миссия, которая приносит явные плоды. Кое-что делается и у нас в России. Например, вот уже несколько лет в Москве по благословению священноначалия происходят молебны на татарском языке для православных татар. Но, конечно, активной и целенаправленной миссии среди мусульман Русская Церковь сейчас не ведет. Хотя возможности для этого есть.

Мусульманин у себя дома. Вся жизнь мусульман определена Шариатом – тщательно разработанным сводом правил, регулирующим практически все сферы жизни, в том числе и семейные. В обязанности мужа входит полное содержание жены и детей. Многоженство разрешено, но не обязательно, как считают европейцы. На илл.: Миниатюра рукописи “Шахнаме” Фирдоуси. 1341

— Вы создали сайт, рассматривающий ислам с позиций Православия. Есть ли диалог между мусульманами и православными? Какие вопросы являются «острыми» для мусульман?
— Диалог на личном уровне никогда не прекращался. Многие православные пересекаются в своей жизни с мусульманами, естественно, что между ними иногда возникают разговоры на тему веры. Если же вы имеете в виду более общий уровень, то, насколько я понимаю, Межрелигиозный совет России не занимается богословскими диспутами, а посвящен совместному решению внерелигиозных проблем. Кроме того, издается полемическая противохристианская литература у мусульман, а также есть некоторые опыты в полемике с исламом у христиан. Это нормально. Так было и прежде.
Основные пункты мусульманских нападок на христианство не претерпели изменений за минувшие столетия. Они считают учение о Троице уклоном в многобожие; Христа — пророком, а не Сыном Божиим; отрицают распятие Христа; отрицают первородный грех; таинства Церкви.
Что касается вопросов, которые затрагивали христианские апологеты, начиная со святых отцов, они актуальны и сегодня. Святые отцы, в частности, указывали, почему Мухаммед не может считаться пророком, а Коран — богооткровенным писанием; критиковали учение о предопределении и представления о Боге в исламе, критиковали мусульманскую эсхатологию; осуждали нравственные и ритуальные заповеди ислама как богопротивные; осуждали культ насилия в исламе.
Это лишь основные, узловые пункты, разумеется. В большей степени диалог с мусульманами должен, на мой взгляд, преследовать цель донести до собеседника суть нашей веры. Разъяснить ее. Дабы не оставалось непонимания и невежества. Ну и, конечно, обязанность христианина — защищать свою веру, если на нее нападают или хулят.

— Поговорим о мусульманах-европейцах. Насколько вам кажется убедительной ситуация с массовым принятием ислама европейцами, описанная Чудиновой. Насколько параллельна описанная ситуация с тем, что происходило в мавританской Испании.— Напомню, что книга Елены Чудиновой — это литературное произведение в жанре фантастики. Это своего рода форма выражения беспокойства автора по поводу тех процессов, которые сейчас происходят в Европе, да и у нас тоже. Относительно удачности или неудачности формы можно дискутировать, но то, что все основания для такого беспокойства есть, показывают, в частности, последние события во Франции. Что касается второй части вопроса — ныне европейцы уже не те, что были тысячу лет назад. Карл Мартелл, король франков, который остановил наступление арабов на Европу, был бы очень удивлен образом жизни и образом мысли своих потомков. Испанский король Педро Первый, в честь блистательной победы которого на гербе Арагона появились отрубленные головы мавров, вряд ли понял бы своих потомков, изменяющих герб ради того, чтобы «восстановить климат доверия между мусульманами и христианами». Европейцы Средневековья и нынеш ет. Среди новостей, например, встречались цитаты из речей погромщиков, что они «сжигают только машины иноверцев, а те машины, на которых есть мусульманские знаки, не трогают». Какую религию исповедует большинство алжирцев и арабов — не секрет. При этом мне лично известно, что арабы-христиане, живущие во Франции, в беспорядках участия не принимали. Выводы, на мой взгляд, очевидны.
В 935 году целое арабское племя бедуинов числом ок. 50 000 человек приняло христианство. На рис.: Караван у источника Моисея, Давид Робертс, XIX в.— Кто чаще обращается: мусульмане в христианство или христиане в ислам?
— Несколько лет назад в личном разговоре с главой Church Mission Society (официальный орган англиканской Церкви, занимающийся внешней миссией) Марком Оксброу я спрашивал об этом. Господин Оксброу ответил мне, что его ведомство проводило исследования, которые позволяют говорить, что на самом деле по всему миру количество обращающихся из ислама в христианство превышает количество обращающихся из христианства в ислам. В свою очередь, в том, что касается России, глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Кирилл в одном из своих интервью также сообщил, что на сегодня этнических мусульман, обращающихся в Православие, больше, чем этнических православных, принявших ислам. А недавно секретарь Межрелигиозного совета России Р. Силантьев даже заявил, что число принявших христианство этнических мусульман в нашей стране составляет аж два миллиона.
Один из западных аналитиков заявил, что в последние годы количество принимающих христианство мусульман превышает количество подобных случаев за все время существования ислама. Но следует признать, что количество добровольно обращающихся из христианства в ислам также беспрецедентно велико. Хотя в подавляющем большинстве случаев отношение к христианству этих людей ограничивается крещением в младенчестве.

— Есть ли у мусульман свобода воли как религиозное понятие?
— Нет. Мусульмане верят в предопределение. И весьма конкретное. Оно охватывает все поступки человека и события его жизни и касается как целого, так и частностей. По мусульманской мифологии, прежде чем создать мир, Аллах сотворил особую скрижаль и перо, которое «записало судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю». Именно поэтому они верят, что Аллах является творцом всех действий всех людей, животных и тому подобного в мире. Именно поэтому говорят, что, так как все в мире предопределено и сотворено Аллахом, то и добро и зло равно исходят от него. Христианство придерживается совсем других взглядов. Господь сотворил нас свободными.

Вопросы задавала Анна ПАЛЬЧЕВА

Версия для печати

Тэги: Инославные

В каких случаях православные могут не носить крестик

Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.
В храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.
Фактически дважды в Священном Писании Бог почти прямо говорит о том, что крест есть главное оружие против врага и основное средство спасения падшего человека. «Взирание на него» – то есть не просто физическое действие, но главное – порыв души, любовь к Богу, к Его страданиям, к Распятию, молитва веры, осенение себя крестным знамением, ношение нательного креста является спасительным актом, избавляющим и от диавола, и от бед, и от различных неприятностей.
Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой – исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов – добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.
Крест же, по заповеди Самого Бога и свидетельству святых, является самым действенным оружием против врагов бесплотных. Потому не ношение православным христианином нательного креста, на мой взгляд, можно сравнить с тем, как если бы пасечник вдруг подошел к пчелиному улью без соответствующего защитного костюма или бы дрессировщик тигров вошел в клетку с хищниками без хлыста и револьвера. Человек, не носящий нательный крест, обрекает себя на поражение в битве с бесами и вполне может стать их жертвой.
Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет – все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: “Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет”. Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа – проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».
И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. – Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»
Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.
Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин – этого реального соприкосновения с Богом.
Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов.
В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры – за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли – православным – снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?
Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест – это наша ника. Крест – это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…
Иерей Андрей Чиженко

7 вещей, которые нельзя делать с нательным крестом

Крестик — показатель принадлежности к христианской вере. Из нашей статьи вы узнаете, можно ли носить чужой крестик и почему его нельзя носить поверх одежды.

Нательный крест — важнейший атрибут любого христианина, потому выбирать его стоит с умом. Если необходимо подобрать подходящий крест, то вы сможете найти его в магазине Святцы. Там есть кресты различных форм и из различных материалов.

Крестик, по мнению священнослужителей, всегда должен быть на верующем человеке. Но бытуют и запреты, связанные с ним. Некоторые из них являются не более чем суевериями, о которых верующему человеку не стоит и думать. К таким относится, к примеру, потемнение крестика. Но это далеко не единственный вопрос, который может возникнуть у верующего человека насчет своего крестика.

Нельзя носить на цепочке

Совершенно никаких запретов на цепочку нет. Здесь, скорее, принципиальнее вопрос удобства и привычки. Если человек хочет носить нательный крест на цепочке, то может это делать, церковью не возбраняются такие действия. Самый важный принцип, которому необходимо следовать в данном случае — чтобы крест не потерялся и не слетел с шеи. И шнурок, и цепочка приемлемы. Суеверные люди, однако, уверяют, что по всем приметам крестик не теряется просто так.

Нельзя носить поверх одежды

Это — абсолютно верное утверждение. Крест является символом веры и защиты. Не нося крестик наружу, человек показывает искренность веры, не делая ее показной. Также все тепло и благословение, которым священник наделяет нательный крест во время освящения, в этом случае передаются только вам.

Нельзя дарить

Дарить крестик можно всегда. Конечно же, прекрасно, если об этом заботятся родители или крестные, в качестве одного из подарков на крестины. Но это не значит, что другой человек не может подарить вам крестик. Есть также такая традиция, когда два человека обмениваются нательными крестами, становясь братьями или сестрами во Христе. Обычно это делают близкие люди.

Нельзя поднимать, если найден

Суеверие, которое не имеет под собой совершенно никаких оснований. Напомним также, что суеверия совершенно не признаются церковью и считаются несовместимыми с христианской верой. Есть люди, которые считают, что, поднимая найденный крест, можно взять на себя проблемы того человека, который его потерял или оставил. Крестик, поскольку он является святыней, необходимо хотя бы принести в храм. Или оставить себе и хранить в красном уголке в доме.

Нельзя носить чужой крестик

Если вам достался крест от родителя или кого-то из знакомых, его можно носить. Никакого запрета здесь церковь не устанавливает. Тем более если у вас крестика нет. Многие люди считают, что вещи наделяются энергетикой своего владельца и она может передаваться новому хозяину. Могут также утверждать, что, отдавая крестик, человек отдает частичку своей Судьбы. Только такие поверья не имеют ничего общего с христианской верой и относятся к оккультному мировоззрению.

Нельзя носить крест с распятьем

Еще одно суеверие, на которое не стоит обращать внимания. Есть люди, которые говорят, что крест с распятьем навлечет на человека тяжелую жизнь. Это вовсе не правда, только домыслы людей. Такой крест символизирует спасение и жертву Христову, ничего плохого в нем нет. Но носить такой его надо правильно: распятие должно быть повернуто не к вам, а наружу.

Нельзя носить не освященный крестик

Крестик лучше всего освятить. Но как такового запрета на ношение не освященного нательного крестика нет. Считается, что нечисть обходит стороной даже две перекрещенные палки. Тем не менее, верующему человеку стоит все-таки освятить свой символ веры.

Крест можно выбрать любой, который вам понравился: золотой, серебряный, медный или деревянный. Материал не очень важен. Важно его освятить и не носить в качестве крестика украшение, купленное в ювелирном магазине. Необходимо понимать, что церковный православный крестик, который символизирует веру в Бога, отличается от красивых, но чисто декоративных крестиков. Они не несут в себе духовной нагрузки и не имеют отношения к вере.

Есть также много примет и поверий, связанных с крестом. Верить в них или нет, зависит только от вас. Всего вам доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

Баня

Рубрики

  • МОЛИТВЫ
    • Молитвы для здоровья
    • Для беременных
    • Разное
  • ЗАГОВОРЫ
    • Болезни животных
    • Животные
      • Собаки
      • Кошки
      • Домашние животные
      • Птички
    • Работа
      • Начальник
    • Болезни людей
    • Красота
    • Деньги
    • Торговля
    • Семья
      • Отношения с детьми
    • От воров
    • Транспорт
    • Насекомые
    • Враги
    • Опасность
    • Беременные
    • Разное
  • СОННИК
    • А
    • Б
    • В
    • Г
    • Д
    • Е
    • Ж
    • З
    • И
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • П
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Ш
    • Щ
    • Э
    • Ю
    • Я
  • МАГИЯ КАМНЕЙ
    • А
    • Б
    • В
    • Д
    • Ж
    • З
    • И
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Э
    • Я
    • П
    • Г
    • Ш
  • САМОДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗМА
    • По языку
    • По ногтям
    • По рукам
    • По лицу
    • Деликатная диагностика
    • По ногам
    • По моче
    • По пупку
    • Тест диагностика
    • По телу
  • ТРАВЫ ОТ А ДО Я
    • А
    • Б
    • В
    • Д
    • Е
    • Ж
    • З
    • И
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • П
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Ш
    • Щ
    • Э
    • Я
    • Г
  • ПРИМЕТЫ
    • Дикие животные
    • Насекомые
    • Домашние животные
    • Птицы
    • Рыба и рыбаки
    • Овощи
    • Растения
    • Лес
    • Погода, природа
    • Цветы
    • Фрукты
    • Сказочные существа
    • Тело
    • Посуда
    • Дом
    • Здоровье
    • Продукты
    • Люди
    • Семья
    • Камни
    • Праздники
    • Одежда
    • Разное
  • ХОЗЯЙКЕ
    • Домашняя химчистка
      • Виды пятен
      • Чистка
      • Уход за одеждой
    • Домоводство
      • Квартира
      • Ремонт
      • Кухня
      • Мебель
      • Сад, огород
    • Мясные деликатесы своими руками
      • Мясные деликатесы
      • Копчение мясных продуктов
      • Консервирование мясопродуктов
      • Колбасы
      • Блюда из крови
      • Сушено-вяленые деликатесы
    • Заготовки на зиму
      • Заготовка грибов
      • Фруктовые консервы
        • Варенье
        • Компоты
        • Джем
        • Желе
        • Цукаты
        • Повидло
      • Овощные консервы
        • Баклажаны
        • Перец
        • Кабачки
        • Капуста
        • Помидоры
        • Картофель
        • Свекла
        • Огурцы
    • Рыбные деликатесы собственными руками
      • Солёная рыба
      • Консервирование рыбы
      • Вяленая рыба
      • Сушёная рыба
  • МУДРЫ
  • ЖИВАЯ ПИЩА
  • ЛЕЧЕНИЕ СОКАМИ
    • Соки из лекарственных растений
    • Фруктовые соки
    • Ягодные соки
    • Овощные соки
  • ПИТАНИЕ ПО ГРУППЕ КРОВИ
  • ЛЕЧЕНИЕ МУМИЁМ
  • ТАЙНА ИМЕНИ
    • Мужские имена
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Ж
      • З
      • И
      • Е
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Э
      • Ю
      • Я
    • Женские имена
      • А
      • Б
      • В
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Э
      • Ю
      • Я
      • Г
  • ФЕН-ШУЙ
    • Пять стихий
    • Десять небесных лекарств
    • Квартира
  • МАГИЯ ДЕНЕГ
    • Денежные растения
  • БОЛЕЗНИ
    • Мужские болезни
    • Женские болезни
    • Заболевания кожи
    • Заболевания крови
    • Детские болезни
    • Глазные болезни
    • Заболевания ЖКТ
    • Заболевания мочевыделительной системы
    • Болезни суставов
    • Болезни печени
    • Болезни ухо, горла, носа
    • Заболевания сердечно-сосудистой системы
    • Болезни органов дыхания
    • Болезни ротовой полости
    • Неврология
    • Болезни эндокринной системы
  • ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА
  • ХИРОМАНТИЯ
    • Пальцы
    • Холмы
    • Рука
    • Линии
      • Главные
      • Второстепенные
    • Ногти
    • Малые знаки
    • Равнина Марса
  • ЛЕЧЕНИЕ РАКА
    • Заговорами
    • Нетрадиционные методы лечения
    • Молитвами
  • А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ
  • ВСЕМИРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
  • ОЖИРЕНИЕ
  • ДЕТСКИЙ УГОЛОК
    • Молитвы для детей
      • Молитвы к Божией Матери
      • Оберёги-молитвы для детей
    • Лечим болезни заговорами
    • Заговоры в помощь
    • Сказки
      • Русские народные
      • Для самых маленьких
        • Доктор Айболит
          • Часть 1
          • Часть 2
          • Часть 3
        • Приключение крошки Хомячка
        • Загадки для малышей
      • Арабские
        • Синдбад-мореход
      • Албанские
      • Английские
      • Болгарские
      • Боснийские
      • Венгерские
      • Герцеговинские
      • Греческие
      • Датские
      • Ирландские
      • Исландские
      • Испанские
      • Итальянские
      • Македонские
      • Немецкие
      • Нидерландские
      • Норвежские
      • Польские
      • Португальские
      • Румынские
      • Сербские
      • Словацкие
      • Словенские
      • Финские
      • Французские
      • Хорватские
      • Черногорские
      • Далмацкие
      • Чешские
      • Шведские
      • Шотландские
      • Афганские
      • Бирманские
      • Вьетнамские
      • Индийские
      • Индонезийские
      • Китайские
      • Корейские
      • Кхмерские
      • Лаосские
      • Монгольские
      • Непальские
      • Персидские
      • Тайские
      • Турецкие
      • Филиппинские
      • Японские
      • Австралийские
      • Народов Океании
      • Народов Африки
      • Ингушские
      • Чеченские
      • Татарские
      • Украинские
      • Мексиканские
      • Бразильские
      • Кубинские
      • Тофаларские
      • Кетские
      • Нанайские
      • Мансийские
      • Нивхские
      • Эскимосские
      • Корякские
      • Чукотские
      • Удэгейские
      • Орокские
      • Нганасанские
      • Эвенкийские
      • Алеутские
      • Кёрские
      • Негидальские
      • Хантыйские
      • Юкагирские
      • Ненецкие
      • Саамские
      • Долганские
      • Селькупские
      • Ульчские
      • Кётские
      • Ительменские
      • Эвенские
    • Детские болезни и их лечение народными средствами
    • Сказочные повести
      • А. М. Волков. Волшебник Изумрудного города
      • А. М. Волков. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
      • А. М. Волков. Огненный бог Марранов
      • Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера
        • Путешествие в Лилипутию
        • Путешествие в Бробдингнег (страна Великанов)
        • Путешествие в страну Гуигнгнмов (страна Лошадей).
      • Н. Н. Носов. Приключение Незнайки
        • Приключение Незнайки и его друзей
        • Незнайка в Солнечном городе
        • Незнайка на луне
      • А.М.Волков Тайна заброшенного замка
      • А.М.Волков. Семь подземных королей
      • А.М.Волков. Желтый туман
      • В. Медведев. Баранкин, будь человеком!
      • А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля
    • Повести
      • Марк Твен
        • Приключение Тома Сойера
        • Приключения Гекльберри Финна
        • Принц и нищий
      • Н.Н.Носов
        • Рассказы
  • Лечение дыханием по Стрельниковой
    • Упражнения
    • Основные правила
  • Энецкие