Настоятель сергиевой лавры

Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество

История монастыря

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал «Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее».

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….

Святыни обители

  • В Троицком соборе: святые мощи преподобного Сергия.
  • Серапионова палата (находится в в приделе Троицкого собора): здесь покоятся останки главных настоятелей Троице-Сергиевой Лавры — святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
  • Две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая.
  • Образ святого мученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер погиб во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу.

Храмы и часовни

  1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
  2. Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
  3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
  4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
  5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
  6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
  7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
  8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
  9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
  10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
  11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Паломнику

как добраться

На автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

Автобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

Пригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

где остановиться

1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.

Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.

богослужения Троице-Сергиевой Лавры

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Ранняя Литургия – 06.00 05.30
Поздняя Литургия – 08.30
После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.

ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
Средняя Литургия – 06.30 06.30
Молебны с акафистом преподобному Сергию – 08.30–20.30
Начало молебнов в 08.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить за свечным ящиком.

Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

Мой монастырь

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00 с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00 с 07.30

ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 07.00
Литургия – 06.20 07.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20

ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ
(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нет Исповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.20 07.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20

ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ежедневно
Вечернее богослужение 17.00
Литургия 07.40
Таинство соборования 12.00

Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

трапезные

контакты

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru

Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Требования к волонтерам: – православное вероисповедание; – трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе. При себе иметь: – паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку. Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.

Схема проезда

Интересные факты

  • 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем». В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
  • 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
  • 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
  • Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.

Источник: Сайт Троице-Сергиевой Лавры

Страницы истории

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Ин тропарь, глас 3:

Первый учитель прежде тёмным языческим племенам, первый возвестйтель им пути спасйтельнаго, апостольски потрудйвыйся в просвещении Сибири и Америки, святителю отче наш Иннокёнтие, Владыку всех моли мир вселённей даровати и душам нашим вёлию милость.

Кондак, глас 4:

Истинный и неложный учитель был есй: заповеданная бо Господем сам сотворив, ймже учил есй и наказал есй ко благочестию приходящая чада, невёрныя вразумлял есй познати веру истинную, просвещая их святым Крещением. Сего ради со апостолы радуешися, приемля почесть благовёстника Христова.

Один из Священноархимандритов Троице-Сергиевой Лавры — митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Попов-Вениаминов, 1797—1879) 6 сентября 1977 года был прославлен Русской и Американской Православными Церквами как Святитель Московский, Апостол Америки и Сибири — в лике святых.

С большими опасностями для жизни, в нужде и лишениях совершал свой апостольский подвиг великий русский миссионер на Алеутских островах, на Американском континенте, на Камчатке, в Якутии. Он был вдохновителем знаменитой кампании А. Н. Муравьева-Амурского в деле укрепления русско-китайской границы. Святитель Иннокентий оказался в числе инициаторов создания города на Амуре — Благовещенска. Академик А. П. Окладников отмечает: «Было бы несправедливо забыть об участии Вениаминова в освоении Амура и Приморья, в этом огромном по своему историческому значению мероприятии. Исконно русская, приобретенная еще храбрыми землепроходцами XVII столетия дальневосточная земля была окончательно возвращена России на глазах Вениаминова и не без его помощи. Вениаминов не боялся брать на себя самую тяжелую, самую ответственную работу, даже если она никак не вязалась с представлениями о его сане. В самых трудных ситуациях ему никогда не изменяло чувство реальности, и, казалось, что в мире нет дела, которое было бы ему не по плечу. Он свято верил, что для исполнения долга перед Отечеством не должно быть никаких препятствий» .

11 апреля 1981 года трудами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иеронима (†30 марта 1982 года) в крипте Успенского собора был устроен и освящен в честь Святителя престол в южном приделе храма Всех святых, в земле Российской просиявших.

НАСТОЯТЕЛИ-ИГУМЕНЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

1344—1392 (1) Преподобный Сергий,

Игумен Радонежский

1391, Преподобный Никон,

1398—1426 (2) Игумен Радонежский

1392—1398 (3) Преподобный Савва Звенигородский

? ?

1429—1432 (4) Преподобный Савва II

1432—1443 (5) Игумен Зиновий

1443—1445 (6) Игумен Геннадий (Саматов)

1445—1446 (7) Игумен Досифей

1447—1455 (8) Преподобный Мартиниан Белоетерский

1455—1466 (9) Святой Вассиан (Рыло)

1467—1474 (10) Игумен Спиридон (†1475)

1474—1478 (II) Игумен Аврамий

1479—1482 (12) Игумен Паисий (Ярославов)

1482—1483 (13) Игумен Иоаким

1483—1487 (14) Игумен Макарий

1487—1489 (15) Игумен Афанасий (Сук)

1490—1495 (16) Игумен Симон (Чиж)

1495—1505 (17) Святой Серапион I

1506—1507 (18) Игумен Досифей II

1508—1515 (19) Игумен Памва ( (Мошнин)

1515—1520 (20) Игумен Иаков (Кашин)

1521 — 1524 (21) Игумен Порфирий I

1525—1527 (22) Преподобный Арсений (Сахарусов)

1528—1529 (23) Игумен Александр

1529—1539 (24) Святой Иоасаф I (Скрипицьш)

1539—1541 (25) Игумен Порфирий II

1541 — 1543 (26) Игумен Алексий

1543 (27) Игумен Порфирий III

1543—1545 (28) Игумен Никандр

1545—1549 (29) Игумен Иона (Щелепин)

1549—1551 (30) Игумен Серапион II (Курцев)

1551 — 1552 (31) Игумен Артемий (Пустынник)

1552—1554 (32) Игумен Гурий (Лужецкий)

1554—1555 (33) Игумен Иларион, Кирилловен,

1555—1560 (34) Игумен Иоасаф II (Черньгй)

1561 —1562 (35) Архимандрит Елевферий

1562—1566 (36) Архимандрит Меркурий, Дмитровец

1566—1568 (37) Архимандрит Кирилл

1568—1569 (38) Архимандрит Памва

1569—1573 (39) Архимандрит Феодосии (Вятка)

1573—1575 (40) Архимандрит Памва (вторично)

1575—1577 (41) Архимандрит Варлаам I

1577—1584 (42) Архимандрит Иона II

1584—1588 (43) Архимандрит Митрофан, Дмитровец

1588—1594 (44) Архимандрит Киприан, Балахонец

1594—1605 (45) Архимандрит Кирилл II (Завидов)

1605—1610 (46) Архимандрит Иоасаф

1610—1633 (47) Преподобный Дионисий (Зобниновский)

1633—1640 (48) Архимандрит Нектарий (Вязмитин)

1640—1656 (49) Архимандрит Адриан

1656—1667 (50) Архимандрит Иоасаф II

1667—1674 (51) Архимандрит Феодосии II

1674—1694 (52) Архимандрит Викентий

1694—1697 (53) Архимандрит Иов

1697—1700 (54) Архимандрит Евфимий

1701 — 1704 (55) Архимандрит Иларион (Властевинский)

1704—1707 (56) Архимандрит- Сильвестр (Холмский)

1708—1710 (57) Архимандрит Иоасаф III

1711 — 1718 (58) Архимандрит Георгий (Дашков)

1718—1721 (59) Архимандрит Тихон (Писарев)

1722—1726 (60) Архимандрит Гавриил (Бужинский)

1726—1737 (61) Архимандрит Варлаам II (Высоцкий)

1737—1738 (62) Архимандрит Арсений (Воронов)

1739—1742 (63) Архимандрит Амвросий (Дубневич)

1742—1744 (64) Архимандрит Кирилл III (Флоринский)

1744—1752 (65) Архиепископ Арсений II (Могилянский)

1752—1758 (66) Архимандрит Афанасий (Вольховский)

1758—1761 (67) Архимандрит Гедеон (Криновский)

1761 —1766 (68) Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский)

1766—1812 (69) Архимандрит Платон (Левшин), с 1770 Архиепископ Тверской, с 1775 Архиепископ, с 1787 Митрополит Московский

1812—1819 (70) Архиепископ Августин (Виноградский)

1819—1821 (71) Митрополит Серафим (Глаголевский)

1821 —1867 (72) Митрополит Филарет (Дроздов)

1868—1879 (73) Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов)

1879—1882 (74) Митрополит Макарий (Булгаков)

1882—1891 (75) Митрополит Иоанникий (Руднев)

1891 — 1893 (76) Митрополит Леонтий (Лебединский)

1893—1898 (77) Митрополит Сергий (Ляпидевский)

1898—1912 (78) Митрополит Владимир (Богоявленский)

1912—1917 (79) Митрополит Макарий (Невский)

1917—1919 (80) Патриарх Тихон (Белавин)

1946—1970 (81) Патриарх Алексий (Симанский)

1970 (82) Митрополит, с 1971 Патриарх Пимен (Извеков)

НАМЕСТНИКИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

1739—1742 Иеромонах Антоний Нарожницкий

1743—1745 Иеромонах Феодосии Янковский

1745—1748 Архимандрит Иоасаф Горленко

1749—1753 Иеромонах Феофан Чарнуцкий

1753—1758 Иеромонах Кирилл Ляшевецкий

1758—1761 Иеромонах Гавриил Петров-Шапошников

1761 — 1763 Иеромонах Иннокентий Нечаев

1763 Иеромонах Платон Левшин

1763—1770 Иеромонах Иоанн Черепанов

1770—1775 Иеромонах Павел (Петр) Зернов

1775—1782 Иеромонах Павел (Петр) Пономарев

1782—1783 Иеромонах Аполлос (Андрей) Байбаков

1783—1787 Иеромонах Мелхиседек (Михаил) Заболоцкий

1787—1792 Игумен Досифей Ильин

1793 Иеромонах Никанор Николаев

1793 Игумен Ефрем

1793—1795 Иеромонах Евлампий

1795—1800 Иеромонах Назарий (Никита) Романовский

1800 Архимандрит Августин Виноградский

1800—1803 Архимандрит Мелхиседек Минервин

1803—1810 Архимандрит Симеон (Савва) Крылов-Платонов

1810—1814 Архимандрит Самуил Запольский-Платонов

1814—1818 Архимандрит Никанор Клементьевский

1818—1831 Архимандрит Афанасий Федоров

1831 — 1877 Архимандрит Антоний Медведев

1877—1891 Архимандрит Леонид Кавелин

1891 — 1904 Архимандрит Павел Глебов

1908—1915 Архимандрит Товия Цимбал

1915—1922 Архимандрит Кронид Любимов

1946 Архимандрит Гурий Егоров

1946—1954 Архимандрит Иоанн Разумов

1954—1957 Архимандрит Пимен Извеков, ныне Святейший Патриарх

1957—1965 Архимандрит Пимен Хмелевский

1965—1970 Архимандрит Платон Лобанков

1970—1972 Архимандрит Августин Судоплатов

1972—1982 Архимандрит Иероним Зиновьев

1982—1984 Архимандрит Евсевий Саввин

1984 Архимандрит Алексий Кутепов

А секретарь Ученого совета МДА игумен Адриан, пишут студенты, неоднократно был пойман с поличным за просмотром гей-порно, о чем неоднократно докладывалось ректору академии архиепископу Евгению, но тот никаких организационных выводов не сделал. Кроме того, еще один академический игумен Герасим, совершенно не стесняясь, на глазах у юных студентов приводил к себе в келью переодетых в женское транссексуалов.

— То, как ректор Московской духовной академии занимается укрывательством разврата в среде академического монашества, свидетельствует о том, что он причастен к гей-лобби, — пишут студенты. — Ведь именно архиепископ Евгений уволил из академии протодиакона Андрея Кураева, который является давним противником этого греха. Кроме того, архиепископ Евгений давно дружит с известным в Москве гомосексуальным игуменом Петром (Еремеевым). Именно теперешний ректор МДА привез его из Ставрополя в Москву и назначил своим проректором. А когда домогательства Петра к студентам стало уже невозможно скрывать, отправил его на должность первого проректора в только что начавшую работать Хабаровскую духовную семинарию. Когда же тамошний правящий архиерей, не потерпев разврата, выслал игумена Петра обратно, архиепископ Евгений назначил его сразу ректором Российского православного университета в Москве.

Известный своей непримиримой борьбой с гомосексуализмом в рядах Русской православной церкви протодиакон Андрей Кураев, который ранее, после публикации своих разоблачений, был уволен из Московской духовной академии, уже успел прокомментировать скандальное письмо воспитанников церковного вуза у себя в блоге.

— Мне уже позвонили несколько студентов различных российских духовных академий (но все они ранее были воспитанниками Московской духовной семинарии), которые восторженно отзывались об опубликованной статье, — написал Андрей Кураев. — Всем им я задавал один и тот же вопрос: насколько достоверна описанная в материале картина? В среднем выходило, что процентов на 70 это — правда. Что будут делать в патриархии сейчас? Понятно, что искать авторов письма в газету и давить на редакцию. Но, возможно, одной из тех вводных лекций, которые читают первокурсникам церковных вузов в начале сентября следует посвятить вопросам личной безопасности в церковных стенах? Честно рассказать юношам о наличии в РПЦ гомосексуального клира и методах его «охоты»? Просто предупредить, что цена коньяка, который юноши распивают в келье «приятного во всех отношениях монаха» может оказаться слишком высокой? И объяснить, что, если такой собеседник во время разговора не выпускает твою руку из своей и все время поглаживает по запястью, то встреч с таким собеседником наедине лучше избегать?

Официальных комментариев к письму, опубликованному студентами духовной семинарии в местной сергиево-посадской газете со стороны Московской патриархии РПЦ пока не последовало.

Напомним, несколько дней назад известный пропагандист РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин выступил с инициативой об отказе россиян от использования смартфонов. Они, по мнению церковника, способствуют различным грехам.

Почему священник напал с ножом на монаха в Троице-Сергиевой лавре

Священник Троице-Сергиевой лавры напал на одного из монахов обители с ножом. По словам руководителя пресс-службы монастыря, иеромонаха Федор, злоумышленника задержали.

«Я могу сказать, что, к сожалению, такой инцидент был у нас. Сейчас правоохранительные органы разбираются, задержан наш насельник «, — рассказал представитель монастыря ТАСС.

Он отметил, что инцидент произошел вечером 22 мая. «Время определенно сказать нельзя — до 9 вечера Благо, что все-таки серьезных последствий нет», — отметил иеромонах Федор.

Реклама

Агентство «Москва», ссылаясь на источник в полиции, пишет, что сотрудники правоохранительных органов возбудили против него уголовное дело «Об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью».

По предварительной версии, священник решил, что 62-летний монах обители присваивает себе деньги при приеме молитвенных записок от прихожан. Будучи в состоянии алкогольного опьянения, он напал на служителя монастыря в келье и нанес ему несколько ранений. Потерпевшего госпитализировали. В настоящее время выясняются обстоятельства произошедшего.

Тем временем патриарх Московский и всея Руси Кирилл лишил злоумышленника сана игумена Троице-Сергиевой лавры, передает РИА «Новости» со ссылкой на официальное заявление монастыря.

«Святейший патриарх утвердил решение Духовного собора Троице-Сергиевой лавры о лишении игумена Севастиана (Запольнова) права ношения монашеских одежд и лишении священного сана», — цитирует его агентство.

В заявлении утверждается, что священник, «находясь в состоянии крайнего алкогольного опьянения, будучи вне себя», напал с ножом на иеродиакона Поликарпа (Сидорова) и ранил его ножом. Здоровью потерпевшего, сообщили в пресс-службе монастыря, ничего не угрожает. Представители церкви основной причиной произошедшего называют «неадекватное состояние отца Севастиана вследствие чрезмерного употребления алкоголя».

Ранее, 14 мая, священника из Новокузнецка отстранили на год от службы за использование его дочерью электрошокера. Об этом сообщил руководитель информационного отдела городской епархии Виктор Буглаков, передает РИА «Новости».

«Мировое соглашение священнику заключить не удалось, поскольку вторая сторона высказала в его адрес много претензий», — рассказал Булгаков по итогам заседания епархиального церковного суда, на котором присутствовали все участники инцидента.

Еще один инцидент произошел в конце апреля в Москве. По данным «Citi-n.ru», священник гулял с дочерью и ее собакой. Внезапно прохожие попросили женщину отвести питомца в сторону. В ответ на это, пишет портал, родственница священнослужителя напала на горожанку с электрошокером. Еще одна прохожая попыталась задержать нападавшую до приезда сотрудников правоохранительных органов, однако получила отпор, передает РИА «Новости».

Отметим, что 27 декабря было совершено еще одно нападение, только на прихожанку, также передает РИА «Новости». В Магнитогорске в канун Нового года к собору Вознесения Господня подъехала машина с печеньем для детей из малообеспеченных семей. Эконом епархии иерей Дионисий Васецкий посчитал, что транспорт припаркован в неположенном месте, и начал оскорблять женщину-водителя, а затем ударил ее.

Другой священник — очевидец ссоры — отвез прихожанку в больницу, где врачи зафиксировали ушибы и гематому на голове. В итоге женщина провела в стационаре более двух недель.

Семья пострадавшей требует выплатить моральный ущерб, а также возместить расходы лечение и лекарства в размере 64 тыс. руб. Помимо этого, потерпевшая сторона хочет привлечь Васецкого «к ответственности за нарушение канонов», пишет агентство.

После произошедшего женщина якобы обращалась к епископу епархии, который проигнорировал ее жалобу на инцидент и не стал разбираться в произошедшем. В апреле 2019 года она отправила на имя патриарха Кирилла письмо, в котором рассказала о ситуации. После управление делами Московской патриархии взяло под свой контроль расследование данного инцидента.

По словам пресс-секретаря патриарха Кирилла, магнитогорской епархии порекомендовали создать комиссию для того, «чтобы, учитывая все факты, предложить епископу справедливое решение по данному вопросу».

Духовник Троице-Сергиевой Лавры

В Московской духовной академии прошла встреча-беседа слушателей Центра дополнительного образования МДА с известными, опытными священниками, духовниками, посвященная старцу архимандриту Кириллу (Павлову).

Радость духовная

Архимандрит АГАФОДОР (Маркевич), келейник отца Кирилла в течение 15 лет

Отец Кирилл повторял: самое главное – читать Евангелие. Через это чтение будут укрепляться вера и добрая воля, просвещаться ум и сердце. И это не просто слова – это его жизненный опыт.

Помню, мы еще как иподиаконы служили в Троицком соборе. Часто во время архиерейской службы возникает суета, иподиаконы бегают, мешают друг другу. А отец Кирилл стоит в уголочке – читает Евангелие.

Его однокурсники, которые собирались на юбилеи окончания Академии, вспоминали: после вечерних молитв все расходились по спальням. Естественно, перед отбоем надо побеседовать о прошедшем дне. А отец Кирилл уходил от них в отдельную келью, так называемую «каптерку», и читал Евангелие.

Еще вспоминаю: санаторий в Крыму, обычно в 10 часов утра нам приносят трапезу. До этого полагается час утренней молитвы: кафизмы, послания, Евангелие. Иногда сестры, которые нас обслуживали, задерживались, и тогда отец Кирилл продолжает читать Евангелие. А мы с ноги на ногу переминаемся, ждем, когда завтрак принесут – нас еще бесы крутят, Евангелие не дается нам, мы его недостаточно любим, не чувствуем, что это самое главное для души.

Отец Кирилл (Павлов)

Отец Кирилл любил рассказывать о своей учебе в духовных школах – после войны они занимались сначала в Новодевичьем монастыре, а потом уже здесь, в Лавре. «Придет, – говорит, – преподаватель сектоведения, заслуженный протоиерей, прошедший горнило арестов, допросов, мучений, высылки, тюрем, концлагеря, которые не сломили его духа, а только укрепили в святости, и среди лекции скажет: «Давайте потихонечку споем «Слава в вышних Богу». И сразу становилось уютно, тихо, все погружались в молитву».

Этот преподаватель всей своей душой хотел заложить в студентов, в первую очередь, дух молитвы, любовь к истоку жизни, а потом, на этом основании – и знания. Так и отец Кирилл старался в нас, будущих монахов, священников, заложить основу жизни – любовь к молитве. Он давал прочувствовать разницу жизни в Благодати Божией и в миру.

Когда вечерами многие студенты бежали в город, чтобы развеяться после тяжелого дня, мы собирались у него в комнатке за проходной, и он читал Библию в течение часа. Сам, наверное, себя не заставишь – устал за день, а он помогал нам прочувствовать значение молитвы. Потому что священник без молитвы – это, считай, не священник, а требоисполнитель. То же самое – монах.

Архимандрит ПАВЕЛ (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой Лавры

Помнится, приходит к батюшке один брат, отяжеленный проблемами, хочет убежать от своего многозаботливого послушания. А отец Кирилл говорит: «С креста не сходят, с креста снимают».

И я свидетель того, как брат тот ушел, утвержденный в этой мысли: с креста сходить не нужно. И неоднократно батюшка подчеркивал, что не стоит искать своей воли, а надо видеть волю Божию в жизни каждого из нас.

Архимандрит Кирилл (Павлов) Пасха

Архимандрит ГЛЕБ (Кожевников), главный регент хора Троице-Сергиевой Лавры

Батюшка очень любил, ценил пение. Помню, у него был сборник Рождественских колядок «Ночь тиха над Палестиной», другие песнопения. Он открывал книгу и приглашал: «Братия, подходите, будем петь». Я с радостью слушал и от души пел.

Наверное, с конца 1980-х гг. в Академии начал возрождаться знаменный распев. Однажды мы пели в Троицком соборе, служил батюшка. И мы, что называется, «без объявления войны», договорились спеть знаменную службу – от начала до конца. После подходим к батюшке, улыбаемся – а у него глаза горят, но как-то не так. Спрашиваем: «Батюшка, честно скажите: как?» Он говорит: «Вы знаете, у меня первый раз на Херувимской не было радости духовной». Конечно, слава Богу, что распев возрождается. Но мы, наверное, были тщеславно-горделивые и несли совсем не тот дух, который был 400 лет назад. Хотя искренне старались, и когда зарождался знаменный распев, то существовало строгое правило, что каждые две недели поющие причащаются, а исповедуются еще чаще. Путь был правильный, но форма оказалась далекой от содержания, потому что сердце очистить за две недели, за месяц, за год, наверное, очень сложно.

И еще в связи с духовной радостью вспоминается, как однажды после службы в Успенском соборе батюшка подошел ко мне и спросил: «У тебя что-то случилось? Не может быть, чтобы ты поисповедовался, причастился, и у тебя нет духовной радости, что ты можешь грустить в этот момент».

Архимандрит Илия (Рейзмир) и главный редактор журнала «Покров» игумен Киприан (Ященко)

То есть батюшка даже не допускал мысли, что может появиться какая-то грусть после Причастия. Да, она может возникнуть через два часа, через день, возможно, человек несет какой-то тяжкий крест. Но в этот момент ее не должно быть.

Поэтому, если вы от Чаши отходите и чувствуете что-то не то, то вам нужно сразу идти обратным путем на исповедь и спрашивать – скажите мне, почему такое творится, что я не поисповедовал? Есть какая-то причина, просто так этого быть не может.

Он в сознании, и он молится

На вопросы сотрудников журнала «Покров» ответил архимандрит ИЛИЯ (Рейзмир), духовник Троице-Сергиевой Лавры.

– Как сейчас чувствует себя отец Кирилл? Разговаривает ли, общается?

– Он не разговаривает, лежит, пищу уже в течение 12 лет ему дают через трубочку. Сестры, которые находятся около него в Переделкине, говорят, что иногда он пропоет как бы про себя, «промурлыкает» перед праздником тропарь. Ну а обычного общения, разговоров – нет.

– Как вы думаете, в чем духовный смысл болезни батюшки Кирилла?

– Я уже говорил и говорю: он страдает за нас, духовных чад, за всех людей. Он отдал свою жизнь Богу, людям, не имел личной жизни и продолжает нести свой крест. Хотя он сейчас в таком тяжелом положении, но он в сознании, и он молится, пребывает с Богом. Мы ездим к нему – в день Ангела, в День Победы – поклониться, ручку поцеловать.

– Существует предание, что, пока жив отец Кирилл, не начнется большая война.

– Жизнь отца Кирилла – воля Божия, и милость Божия над Россией.

– Как вы думаете, отец Кирилл – тот самый сержант Павлов, который во время Сталинградской битвы защищал знаменитый дом Павлова?

– Да, это 100%.

– Сейчас говорят, что отец Кирилл дал обет молчания у раки Преподобного Сергия не рассказывать о своих подвигах.

– Господь знает… Он был смиренный, учил нас смирению. Лично мне отец Кирилл рассказывал: Сталинградская битва – это был кромешный ад, но борьба с бандеровцами – еще страшнее. После Сталинграда их бросили на Западную Украину. Многие герои там погибли, одежда была красивая у наших офицеров, лейтенантов. Брюки голубые с лампасами, китель, но все не продумано, заметно, их стреляли, как птичек, с деревьев, с крыш, из окошек, из форточек.

Но Господь оставил для нас такого великого светильника, потому что тайну сердца мало кто может знать, а по нему было видно, что он великий молитвенник. Будущие лаврские монахи – отец Феодор, отец Тихон – вместе с ним освобождали Чехословакию, Венгрию. И уже в военной форме они возвратились в Москву. Когда Сталин разрешил открыть духовные школы, они поступили на курсы в Новодевичий монастырь. Потом, в 1948 г., открыли Семинарию, Академию.

У нас был наместник, Царство ему Небесное, отец Иероним, который иногда пошучивал: «До революции духовниками старцы были без семинарского образования, а у нас батюшка – с высшим, академическим». Монахам тоже надо было учиться, иначе в Лавре не прописывали. А в 1978 г. отец Иероним добился, чтобы всех нас приписали к «общежитию» Троице-Сергиевой Лавры, так это называлось.

– Расскажите о своих первых впечатлениях от встречи с батюшкой?

– Я многим говорю, что четвертому Патриарху служу и восьмому наместнику, а все в глазах моих стоят старцы Лаврские – и архимандрит Кирилл (Павлов), и архимандрит Феодорит (Воробьев), и схиархимандрит Серафим (Шинкарев).

Мы дружили с будущим блаженнейшим Онуфрием (митрополит Киевский и всея Украины. – Ред.), он на два года позже меня в монастырь поступил, в 1970 г., и с отцом Алексием (Поликарповым), нынешним настоятелем Даниловского монастыря. Вместе ездили в отпуск, брали благословение у батюшки. Он нас так с любовью, конечно, называл – «троица святая».

К моему большому сожалению, наместники не допускали батюшку быть восприемником в те времена. Все старцы претерпели – и отец Серафим, и отец Феодорит, и батюшке досталось. Клеветали на них, как-то побили, когда шли со службы – келейники, бывало, не сопровождали. Помню, женщина была из Харькова, Галина Федоровна, она подбирала девушек и платила им за то, чтобы они следили за исповедью, за проповедями. Но Господь хранил.

Относиться к скорбям батюшка учил своим примером. Утешит, погладит или перекрестит: мол, не падай духом.

В 1970 г. батюшку назначили казначеем Лавры (с 1965 г. отец Кирилл также – духовник монастыря. – Ред.). Он многим помогал, семинаристы были бедные, но всегда находил возможность уделять средства на издание книг. Его духовное чадо – девушка-машинистка – по благословению батюшки печатала «Лавсаик», Киево-Печерский, Псково-Печерский, По-чаев¬ский патерики, «Ответы Варсонофия», Авву Дорофея. Батюшка нам раздавал книги в ручном переплете, или мы сами их переплетали и снова передавали перепечатывать, распространять – на Украину, на Север, в Сибирь. И всегда так Господь устраивал, что батюшка исповедовал и раздавал книги верующим. А на Рождество, на Пасху делал подарки, большие очереди возле проходной были – получить, конечно, и благословение, и подарочек. И колядовали, пели, все слава Богу.

– Расскажите о том, какой образ жизни вел батюшка?

– Батюшка много не говорил, но дал великий пример смирения, терпения, любви. Никто никогда не видел, чтобы он кого поругал или обиделся. Он отдал свою жизнь Церкви и народу. Личной жизни не имел. До двух часов ночи он принимал. Утром – на братском молебне, пример давал всем – ходить на службу. После братского молебна беседовал у себя в дежурке. Мы приходили к нему, читали, кто желал – три канона, два акафиста, кафизмы, Евангелие. Далее – обед, и снова он принимал людей четыре часа перед вечерней. На всенощной в алтаре все время исповедовал в Серафимовском приделе, в Трапезном храме. Потом, после всенощной, – опять проходная. У него был такой келейничек, монах старенький, батюшка специально взял его, чтобы нести крест.

Часто отец Кирилл выручал в простоте других священников: кто-то на проповедь не придет, так он проповедовал. Всегда служил. И всегда, конечно, был – одна любовь. Сколько спаслось людей для Царства Небесного по его молитвам! Только Господь знает. Поэтому и несет крест сейчас – тяжелый, болезненный.

– Пишут о благодатных дарах отца Кирилла – прозорливости, молитвы. Можете вспомнить примеры, свидетельствующие об этих дарованиях?

– Моя родная сестра Надя была очень красивая. Мама выдала ее рано замуж за верующего человека, на 10 лет старше, специалиста по гидроэлектростанциям. И они поехали в Канин на работу. Муж боялся, чтобы кто Надю не своровал: шел на работу, а ее закрывал в комнате. Так она, бедная, возненавидела его. Мама звонит мне: ой, беда большая. Я говорю: «Мама, пусть едут срочно сюда, в Лавру». И батюшка, отец Кирилл, поговорил с ними, помолился, почитал молитвы, и все ушло. Такая великая Благодать Божия была у батюшки, молитвенный дар.

– А какие наставления давал отец Кирилл молодым парам?

– Это, конечно, было тайной, он видел человека, был прозорливым. Каждому одно и то же не могло подходить. Но от него выходили со слезами, это были новые люди, которые начинали новую, прекрасную, христианскую жизнь. Они несли веру. В то время было гонение на Церковь, а батюшка своим примером, словом и наставлением укреплял в вере.

– Отец Кирилл был духовником трех Патриархов, епископов, простых людей. Как вы думаете, почему к батюшке шли люди и облеченные властью, и простые? Каково его главное дарование?

– Святость. Молитва. И доброе слово. Многие из ссылок возвращались, приезжали поисповедоваться, побеседовать. Патриарх Алексий I, бывали случаи, для совета приглашал батюшку. Патриарх Пимен, такого монашеского духа, тоже приезжал поисповедоваться – или батюшку Серафима вызывали, или отца Кирилла. При Святейшем Патриархе Алексии II так же все было.

– Говорят, что даже внешне отец Кирилл напоминает Преподобного Сергия…

– Да, это правда. Он никогда не пропускал братские молебны перед ракой Преподобного. И нам советовал то же самое. Отец Феодорит (Воробьев), такой был блаженный, из ссылки возвратился, говорил: «Любите, братья, братские молебны. Идите на братский молебен, и вы получите благословение на день, а в понедельник – на всю неделю».

– Какие заветы отца Кирилла вы запомнили на всю жизнь?

– Любите друг друга, как сказал Господь. Батюшкин завет: любите друг друга. Конечно, и Господа, да чадами Его будете, чтобы вместе удостоиться Царства Небесного.