Негде приклонить голову

Толкования Священного Писания

Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия

Упоминание о рале дает разуметь, что притча заимствована от земледелия. Земледелец, возложив руку свою на рало, то есть, предприняв пахать свое поле, должен постоянно смотреть вперед, дабы вести рало, или соху, правильно и с надлежащим углублением, и таким образом приготовить землю к принятию и произращению семени и к принесению плода. Но если он будет оглядываться и смотреть назад: то не приметит, как рало пойдет, или без потребнаго для семени углубления, или без пользы не однократно по одной и той же борозде, или уклонится, и оставит часть земли невспаханною, и таким образом труд окажется безплодным.

Что же значит сия притча в отношении к царствию Божию? Что значит возложить руку на рало? Что значит зреть вспять? Чтобы изъяснить сие несомненно по разуму Христову, надлежит принять в соображение случай, по которому изречена притча. На пути Христа Спасителя в Иерусалим подошел к Нему некий человек, и сказал Ему: иду по Тебе, Господи: прежде же повели ми отвещатися, иже суть в дому моем (Лук. IX. 61). Ответом на сие была притча, в которой словам: иду по Тебе, Господи, соответствуют иносказательныя слова: возложь руку на рало, а словам: повели ми отвещатися, иже суть в дому моем, слова: зря вспять: и наконец о людях, сею последнею чертою ознаменованных, уже без иносказания произносится суд: никто же из таковых управлен есть в царствии Божии.

Итак под образом возлагающаго руку на рало представляется человек, который желает идти во след Христа, жить и поступать по вере в Него, по заповедям Его, по примеру Его, который предприемлет подвиг возделывать землю своего сердца учением Христовым, чтобы насеять ее добрыми помышлениями, святыми молитвенными желаниями, Божественными созерцаниями, дабы она могла приносить плоды добрых духовных дел, питательные для жизни вечной. Доселе сей человек на правом пути. Он направляется к царствию Божию.

Но сей же человек может принять образ зрящаго вспять, когда пристрастно обращается к предметам земным, которые оставил-было позади себя, ради последования Христу, когда от желаний духовных возвращается к вожделениям плотским, от послушания вере к своемудрию и своеволию, от заповедей Божиих к обычаям суетнаго мира, от спасительнаго примера Христа и Святых Его к пагубным примерам людей чувственных и грехолюбивых; и таким образом, развлекая и расстроивая сам себя, лишает землю своего сердца правильнаго духовнаго возделывания, а следственно и спасительнаго плодоношения. Очевидно, это уже неправый путь, неверное направление к царствию Божию. Никто же из таковых людей управлен есть в царствии Божии.

Теперь спрашивайте: от чего у некоторых людей, желающих быть управленными в царствие Божие, между сим желанием и исполнением оказывается слишком великое расстояние, или даже пропасть? – На основании слова Христова ответствуем: от того, что они, возложив руку на рало, зрят, более или менее, вспять, не стараются око душевное постоянно и преимущественно иметь обращенным на путь царствия Божия, к духовным предметам, обязанностям и подвигам, ко Христу и Его учению и примеру, но, взирая иногда к небу, гораздо чаще обращаются к миру, и засматриваются на его прелесть и суету; на духовное смотрят равнодушно, а на плотское и мирское пристрастно; вступают в подвиг для Бога, и обленяются, и предаются самоугождению.

Что же надобно, чтобы наше направление к царствию Божию сделалось действительным, верным, упроченным? – Опять на основании слова Христова ответствуем: надобно, чтобы возложивший руку на рало не смотрел вспять, чтобы воззревший благочестивым желанием к Богу не пригвождал уже пристрастных взоров к тварям, чтобы вступивший в подвиг для своего спасения не изменял ему разленением и непостоянством. Если же поврежденная природа, не совсем побежденная недобрая привычка, соблазн, как бы невольно уклоняют мысль его к не богоугодному: он должен неукоснительно и крепко возтягнуть себя от худшаго к лучшему, угрожая себе судом Христовым, что зрящий вспять не будет управлен в царствие Божие.

Беседа в день обретения мощей прп. Сергия. 1857 г.

Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 27-й седмицы по Пятидесятнице

Лк, 49 зач., 9, 57—62

Когда Иисус был в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Три разных человека желают следовать за Христом. Один горит желанием немедленно все оставить. Но, кажется, его желание слишком поспешно, он не подумал, что это ему будет стоить. Он дает Христу широкие вдохновенные обещания: «Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Такой и должна быть на самом деле решимость учеников Христовых. «Они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». Но Господь заботливо предупреждает не обещать с самого начала слишком много в этом следовании за Ним. Ибо Сын Человеческий, Сын Адама, приобщившись нашей плоти и крови, принял на Себя предельную нищету. Творец мира не имеет на земле для Себя даже того, что имеют лисицы и птицы, и Ему негде главу преклонить. Когда мы хотим быть со Христом, мы думаем только о небесах нашей веры. Но мы должны знать, говорит Христос, что это будет означать скорби и нищету, и тесноту.

А другой человек говорит, что он бы пошел за Христом, если бы ему прежде позволили пойти и похоронить своего отца. Но Господь сказал ему: «Следуй за Мной, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». На первый взгляд может показаться, что это жестокие слова. Человек обращается ко Христу: «Мой отец при смерти, дай мне исполнить мой священный долг». Однако Сердцеведец Господь видит, что если он сейчас не пойдет за Ним, он никогда не пойдет. Существует такое широкое ученичество — откладывать на другой день начало серьезной христианской жизни. И так мы можем обманываться всю жизнь. Не то, что мы можем пренебрегать нашими естественными обязанностями. Но если самые дорогие и самые близкие люди встают на нашем пути ко Христу, надо, чтобы мы забыли о матери и об отце. Особенно если Сам Христос зовет: «Иди, благовествуй Царствие Божие».

Третий человек хочет следовать за Христом, но ему надо прежде проститься с домашними своими. Для него быть со Христом — тревожное, опасное предприятие. Как будто он собирается умереть. И потому он должен проститься с близкими. Но Господь говорит ему: «Никто, возложивший руку на плуг, не оглядывается назад». Ибо невозможно, так поступая, провести прямую борозду, и земля будет непригодна для сеяния.

Не годится для неба тот, кто, устремляясь к небу, оборачивается назад и смотрит по сторонам. Есть такие люди, которые всегда идут, повернувшись назад, и думают с грустью, что они оставили. Путь христианина — не назад, а вперед. И как кто-то из древних отцов сказал: «Не в сторону заката, а в сторону рассвета». И только тот, кто стоит до конца, спасется.

Тэм Гринхилл — Стражи последнего рубежа, аккорды

Крылья легенды хрупкие, словно весенний лед Слово недоброе — камень, песня, сбитая влет Я не пророк, не певец, я странник, идущий через века Душу растерзанной сказки грею в слабых руках Am F Am Am Кто пойдет за изорванным знаменем F G Am Драться за последний рубеж Am F Am Am Защищать бесполезные знания F G Am И нелепость белых одежд Припев: Dm F Эй, вставайте, кто еще остался G Am Встанем гордым строем среди руин Dm F Кто еще помнит и кто не сдался G F Я не верю, что я один Am Защищаю свой город Am F Am Am Смерть назначена на полнолуние F G Am Чтобы бить на отблеск зрачка Am F Am Am За священное право безумия F G Am За седую прядь у виска Припев: Dm F Эй, вставайте, воины обета G Am Ныне сила слова взывает к вам Dm F Если мы доживем до рассвета G F Наша вера будет жива Am И откроется небо Am F Am Am Кто отважится бросить привычную F G Am Тишину насиженных гнезд Am F Am Am Ради призрачной метки отличия F G Am Ради лишней пригоршни звезд Припев: Dm F Эй, вставайте, все, кому не спится G Am Кто еще не верит, что нам конец Dm F Выйдем в поле и будем биться G F Не скрывая живых сердец Am Под бесчувственной сталью G F И цинизмом речей Am Дай нам, господи, силы

Негде голову приклонить

Смотреть что такое «Негде голову приклонить» в других словарях:

  • приклонить — Негде голову приклонить негде приютиться, поместиться, жить. На старости лет и голову негде приклонить. Приклонить слух или ухо (книжн. устар) внимательно прислушаться. Приклони ухо, я сейчас все расскажу … Фразеологический словарь русского языка

  • ПРИКЛОНИТЬ — ПРИКЛОНИТЬ, приклоню, приклонишь, совер. (к приклонять), кого что (разг.). Склонить книзу, пригнуть, наклонить. Приклонить ветви дерева к земле. Приклонить голову (нагнув, прислонить к чему нибудь; не смешивать с преклонить!). ❖ Негде голову… … Толковый словарь Ушакова

  • Приклонить голову негде — Приклонить голову негдѣ (иноск.) о безпріютномъ, безъ крова, пристанища. Ср. Это уже настоящіе страстотерпцы… подъ старость и угла нѣтъ, гдѣ приклонить голову… Лѣсковъ. Русскій демократъ. 4. Ср. Онъ такъ и остался, какъ ракъ на мели: ни… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • приклонить голову негде — (иноск.) о бесприютном, без крова; пристанища Ср. Это уже настоящие страстотерпцы… под старость и угла нет, где приклонить голову… Лесков. Русский демократ. 4. Ср. Он так и остался, как рак на мели: ни спереди, ни сзади ничего нет, и головы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Бабушка, дай воды напиться, а то так жрать хочется, что и переночевать негде — Закамуфлированный намёк на то, что, помимо воды, неплохо бы получить от хозяев хлеб соль и где то голову приклонить … Словарь народной фразеологии

  • последнее время — Последние времена пришли (иноск.) конец веку, миру Знать ныне последнее время. Ср. И родной племянник, а не слажу никак. Пришли последние времена! Тургенев. Записки охотника. Однодворец Овсяников. Ср. Когда стряпчий с ключом, как я, или думный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Старославянизмы — (церковнославянизмы) – лексические и другие заимствования из старославянского языка. В современном русском языке очень много лексических заимствований из старославянского – несколько тысяч слов: жизнь, ограда, время, нрав, жребий, храбрый, плен,… … Языковые контакты: краткий словарь

  • бездомный — Бесприютный, сирый, не имеющий пристанища. Ср … Словарь синонимов

  • ничего и очень мало — Ср. А все таки надо правду сказать: хоть ты бойся, хоть не бойся, а как придется концы с концами сводить в результате все ничего и очень мало выходит. Я ли не ревновал, а все под старость голову приклонить негде. Салтыков. Невинные рассказы.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • заехать к Сопикову и Храповицкому — знакомство с Завалишиным и Полежаевым (заехать к Сопикову и Храповицкому) завалиться, полежать, сопеть, храпеть Ср. Этот глупый червяк (наших Печориных) причиною тому, что они… слоняются из угла в угол, не зная, куда приклонить голову; он же… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона