Неисповедимы пути господни

Суть знаменитого изречения, о котором пойдет речь, заключается в том, что человеку бесполезно искать смысл событий его жизни и пробовать самостоятельно выстроить свою судьбу. Даже ситуации, которые кажутся тупиковыми, могут привести к счастливому финалу, поскольку пути Господни неисповедимы.

Пути господни неисповедимы

Происхождение фразы

Еще сюжет знаменитой трагедии Софокла «Царь Эдип» построен на непредсказуемости замыслов Всевышнего.

Люди всегда размышляли над тем, почему одни живут долго, а другие рано умирают, отчего одни бедны, а другие богаты, почему тираны царствуют, а праведники бедствуют.

И большинство великих мыслителей делали вывод: человек не может в полной мере понять причинно-следственные связи даже в своей жизни, не говоря уже о том, чтобы осмыслить ход событий истории. Это по силам только Господу.

Так появились термины «неисследуемо» или «неисследимо”, обозначающие то, что невозможно описать словами или познать.

А наиболее точно и емко то, что значит «пути Господни неисповедимы», выразил апостол Павел во фразе, которая на латыни звучит как «Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt.»

Об авторстве выражения

Итак, автором выражения, наиболее полно раскрывающего глубинный смысл замыслов Господа, был апостол Павел, который в своем послании к Римлянам писал о бездне богатства и премудрости Всевышнего, о непостижимости судеб и неисследимости пути Его.

Павел учил не тому, как следить за замыслами Творца всего сущего, а как восхищаться тем, насколько прекрасны эти замыслы.

Затем слово «неисследимы» было заменено на «неисповедимы». Так изречение обрело свое современное звучание, но смысл его остается прежним — абсолютное доверие к Богу и благодарность за все, что с нами бы ни происходило.

Толкование смысла

Учение Павла было развито многими христианскими проповедниками, которые внесли свою лепту в понимание того, что Господь ведет людей только по пути, которого они достойны. Кроме того, проповедники предостерегают нас от попыток заглянуть в Божьи замыслы, поскольку такой поступок является проявлением гордыни, а она является грехом.

Истолковать смысл апостольского изречения можно следующим образом:

  1. У Бога есть замыслы, которые обычному человеку понять невозможно.
  2. Узнать о пути, избранном для вас Богом, нельзя, а заглядывать в будущее грешно.
  3. Самостоятельные попытки, без воли Господа, вершить свою судьбу наказуемы.
  4. Человек обязан доверять Господу и благодарить его за все, что происходит.
  5. Ниспосланные судьбой тяжелые испытания следует принимать со смирением — на то воля Всевышнего.

Значение фразы

В Библии

Апостол Павел наставляет людей принять на веру, могущество и справедливость Всемогущего Бога, которому одному единственному дано знать все во все времена. Сама мысль о великом таинстве путей господних обладает способностью утешать во времена суровых испытаний. А понять ее правильно поможет не несовершенный человеческий ум, а душа, склонная верить без доказательств.

В современном мире

Современный, чересчур рациональный мир создает иллюзию того, что человек способен самостоятельно строить планы на будущее, оценивать и анализировать события, игнорируя Священное Писание. Смирение становится редчайшей добродетелью, а гордыня разъедает человечество подобно ржи.

Однако все тщеславные помыслы разбиваются о каменную стену мироздания и убеждают заблудших в том, что поддержку следует искать только у Творца.

Притчи о путях господних

О старце

О том, насколько мало мы понимаем в том, что происходит вокруг нас, повествует одна христианская притча.

Старик, пытавший разобраться в окружающем его мире, постоянно просил у Господа помощи в том, чтобы понять происходящее.
Однажды к старику явился ангел и предложил влезть на дерево, чтобы три дня наблюдать за тем, что происходит внизу.
В первый день старик увидел, как богато одетый всадник, решив отдохнуть под деревом, забыл там мешок с золотыми монетами. На другой день под деревом остановился пообедать бедный крестьянин и нашел золото. На третий день еду, оставленную крестьянином, нашел нищий. В это время вернулся всадник и убил его, заподозрив в краже денег.
Возмущенный старик уже готов был отречься от веры.
Однако ангел пояснил, что всадник — сборщик податей, известный своей жадностью. Нищий — бывший разбойник, который молил о смерти для искупления прошлых грехов.
После его убийства мытарь раскается и уверует в Господа, а крестьянин, разоренный большими податями, сможет благодаря кладу спасти свою семью от голодной смерти.

О монахе

Доверять Всевышнему, не требуя от него объяснений, — этому нас учит история монаха-отшельника, который никак не мог понять замыслов Божьих.

Во сне монах совершил путешествие с таинственным незнакомцем, который вел себя очень странно. В первый день пути похитил из дома приютившего их крестьянина золотую чашу, подаренную соседом.
На другую ночь незнакомец поджег хижину приютившего их бедняка.
У третьего крестьянина, пустившего странников на ночлег, спутник монаха попросил в проводники сына и сбросил юношу в реку.
Три дня путешествия стали для монаха сплошным разочарованием в вере. Однако спутник все разъяснил старцу.
Оказалось, что золотая чаша была отравлена, погибший юноша должен был по наущению отца стать жестоким разбойником, а на пепелище дома крестьянин обнаружит богатый клад.
Последний сможет обеспечить достойную жизнь своей семье. Отец, потерявший сына, раскается в своих грехах, уверует в Бога и будет до конца своих дней помогать людям.
После этих объяснений монах проснулся и с тех пор уже не сомневался в том, что Господь лучше всех знает о том, как все устроить.

Видео о смысле изречения

В этом видео смысл знаменитого изречения раскрывается на основе известных христианских притч.

В чем смысл выражения «пути Господни неисповедимы»?

«Пути Господни неисповедимы» — в чем смысл известной крылатой фразы? Кто был её автором? На эти вопросы Вы сможете найти ответ, прочитав статью на Правмире.

«Пути Господни неисповедимы» — кто автор фразы?

На самом деле, автором выражения, которое «ушло в народ» является никто иной, как апостол Павел: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).

«Пути Господни неисповедимы» — смысл этих слов заключен в том, что человеческий разум не имеет возможности полноценно осознать ход исторических событий и понять причинно-следственные связи даже в собственной жизни. Лишь Господь знает Свой замысел о мире и о каждом из нас.

Апостол Павел не говорил о том, что за замыслом Господа надо следить, а восхищался мудростью Творца. Блаженный Феофилакт говорил о послании апостола: «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их».

«Неисповедимый» на старославянском языке так говорили не о поступке, которое нужно исповедовать, а о чем-то, что невозможно выразить словами или познать. Фактически «неисповедимо» в данном случае — синоним слова «неисследимо».

Известные слова встречаются и в Отечнике: «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”».

«Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости», — писал Преподобный Иоанн Лествичник.

Та же мысль часто встречалась в произведениях древних писателей. Сюжет трагедии Софокла (496—406 гг. до н. э) «Царь Эдип» также строится вокруг непредсказуемости и неотвратимости Божественной воли.

На латыни фраза «пути Господни неисповедимы», глубокий смысл которой помогает людям пережить тяжелые испытания до сих пор, звучит как Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt.

Существуют известные притчи, раскрывающие смысл фразы:

Спасение после крушения корабля

Потерпев крушение, корабль затонул неподалеку от острова. Выжил лишь молодой мужчина, который подплыл к острову и стал ждать спасения счастливый, что выжил.

День за днем он ждал и молился, но помощи все не было.
В один из дней он возвращался в дом, который построил и увидел, что дом горит. Сгорело и все имущество, которое он использовал для жизни на острове.

Мужчину охватили ярость и отчаяние.

— Я столько дней здесь молился! Я просил Тебя! — Обратился он к Господу, — Ты же не только не спасаешь меня, но отнимаешь все, что у меня было.

В изнеможении он заснул рядом с пепелищем.

Следующим утром мужчина проснулся и увидел на горизонте корабль, который подплыл и забрал его с острова. Он спросил у капитана: «Как вы меня нашли? Я ждал столько дней». «Мы увидели большой костер на острове», — ответил капитан.

О справедливости

Жил один старец, который мучился вопросом: «Почему одни становятся бедными, а другие богатыми? При этом бедняки часто одарены, а в богатых семьях растут обычные люди, которым просто повезло?». Он часто задавал этот вопрос Богу и однажды Бог послал к старцу своего ангела. Ангел поместил старца на высокое дерево и велел три дня наблюдать за тем, что происходит вокруг.

В первый день старец увидел всадника в дорогих одеждах и сверкающих латах. Всадник проскакал мимо на вороном коне и обронил мешок.

На второй день к тому же месту пришел пообедать фермер. Он увидел мешок, раскрыл его, в мешке было золото. Фермер бросил свою еду и скорее убежал с мешком.

На третий день появился нищий странник, который обрадовался еде и сел ее есть. Тут вдруг появился богатый всадник. Решив, что странник забрал его золото, всадник пытал странника, но, ничего не добившись, убил его.

Старец был возмущен, он сказал «я должен был увидеть высшую справедливость, но увидел еще больше несправедливости». Тогда к нему снова явился ангел, чтобы растолковать смысл увиденного. Ангел сказал: «Всадник был сборщиком податей. Его гнала прочь жадность, поэтому он потерял свой мешок. Фермер был разорен со злым умыслом. Если бы он не нашел мешок, погибла бы вся его семья. Нищий в молодости совершил страшное убийство, он раздал имущество и бродил по свету в поисках мученической смерти, моля о том, чтобы мученическая кончина искупила его тяжкий грех. Всадник, убивший его, от мук совести перестанет собирать подати и обратиться к Богу».

Откуда возникло выражение «Пути Господни неисповедимы»? Источником этого афоризма являются слова св. апостола Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33). Апостол изумляется величием и премудростью Божественного Промысла, который непостижимыми для человека путями ведет человечество к предназначенной Им от века цели. «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» (блаж. Феофилакт). Славянское слово неисповедимый значит «невыразимый словами», «неизреченный». О путях Божественного Промысла мы знаем в той мере, в какой Сам Господь нам открывает для нашего спасения. Все, что сверх этого, сокрыто в бесконечной Премудрости Божией. «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно»» ( Отечник). В наш век, когда смирение является редчайшей добродетелью, часто встречаешь людей, которые самонадеянно оценивают пути Господни. Это происходит от скрытой или явной гордости. «Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости» (Преп. Иоанн Лествичник). иеромонах Иов (Гумеров)

Вопрос:

Здравствуйте! Очень бы хотелось узнать: откуда возникло выражение: «Пути Господни неисповедимы» и что оно означает.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Источником этого афоризма являются слова св. апостола Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).

Апостол изумляется величием и премудростью Божественного Промысла, который непостижимыми для человека путями ведет человечество к предназначенной Им от века цели. «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» (блаж. Феофилакт). Славянское слово неисповедимый значит «невыразимый словами», «неизреченный».

О путях Божественного Промысла мы знаем в той мере, в какой Сам Господь нам открывает для нашего спасения. Все, что сверх этого, сокрыто в бесконечной Премудрости Божией. «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”» (Отечник).

В наш век, когда смирение является редчайшей добродетелью, часто встречаешь людей, которые самонадеянно оценивают пути Господни. Это происходит от скрытой или явной гордости. «Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости» (Преп. Иоанн Лествичник).

Откуда возникло выражение «Пути Господни неисповедимы»? Источником этого афоризма являются слова св. апостола Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33). Апостол изумляется величием и премудростью Божественного Промысла, который непостижимыми для человека путями ведет человечество к предназначенной Им от века цели. «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» (блаж. Феофилакт). Славянское слово неисповедимый значит «невыразимый словами», «неизреченный». О путях Божественного Промысла мы знаем в той мере, в какой Сам Господь нам открывает для нашего спасения. Все, что сверх этого, сокрыто в бесконечной Премудрости Божией. «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно»» ( Отечник). В наш век, когда смирение является редчайшей добродетелью, часто встречаешь людей, которые самонадеянно оценивают пути Господни. Это происходит от скрытой или явной гордости. «Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости» (Преп. Иоанн Лествичник). иеромонах Иов (Гумеров)