О последних временах

Мир сошел с ума — или как выжить в эти последние времена

События последнего времени

Мы слышим споры на тему того, что будет предшествовать приходу Иисуса. Это будет тьма или свет? Это будет отступление христиан или Пробуждение в Церкви? От этой неразберихи появились разделения. Чего ожидать и к чему быть готовыми?

В последние времена во время жатвы, одновременно будет происходить несколько совершенно противоположных событий. Если мы не разберемся в них хорошо, то окажемся в хаосе.

Что же будет происходить в церкви последнего времени?

  • Великое отступничество
  • Великое разделение
  • Великое пробуждение

И наша задача вместить все эти разные события иначе мы не поймем, что же нам делать. Все это будет происходить одновременно, поэтому нам нужен здравый баланс в это последнее время и бдительность.

1. Великое отступничество в церкви последнего времени

Во втором послании к Тимофею, Господь детально перечисляет пороки последнего времени. Он не обобщает их, но раскрывает каждый в отдельности, чтобы мы могли проверять себя. Многие из нас привыкли читать писание, но не применяют его к себе и это плохо.

Если Господь так детально говорит об этих вещах, то нам нельзя просто прочитать этот список бегло не исследуя себя лично. Это один из важных тестов последнего времени. Это то, чем мы должны себя проверять.

Давайте внимательно изучим эти слова согласно оригинальному тексту писания и историческому значению.

2Тим.3:1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие (трудные, опасные).
2Тим.3:2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
2Тим.3:3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
2Тим.3:4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
2Тим.3:5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

Ибо люди будут:

  • Самолюбивы себялюбивы, эгоисты – люди будут требовать внимания к ним, чтобы с ними считались, они заслуживают большего …
  • Сребролюбивы любящие деньги – люди будут утверждать, что им нужны деньги, что без денег не прожить в эти времена, денег не хватает. Люди будут находить разнообразные причины, почему они не могут давать Богу, но за этим будут стоять сребролюбие.
  • Горды болтун, хвастун – Кто хвалится своими достижениями, преувеличивает факты, говорит о притеснении других ради удовлетворения собственных интересов.
  • Надменны высокомерный, считает себя выше других – люди будут мерить себя не по библейским стандартам, а по человеческим или по мирским. Я имею больше власти, потому что … Я больше понимаю, потому что я …
  • Злоречивы злословящий, хулитель – люди будут жаловаться на страну, на экологию, на коммунальные службы, на подорожания, но других в церкви и на все что угодно.
  • Родителям непокорны непослушный, упрямый – люди будут находить любые причины, оправдывающие их непослушание и непокорность перед родителями. Они будут приходить к пасторам, и жаловаться на своих родителей. Они будут обвинять родителей в своих неудачах.
  • Неблагодарны непризнательный – люди будут воспринимать многие вещи обыденно, даже не поблагодарив за это Бога. «Я жив сегодня, да я рад, но я не один такой, и другие тоже живут. Но у меня мало денег. Что мне делать?»
  • Нечестивы порочный, нечистый – человек, кому не достает внутренней чистоты. Человек не плохой на вид, но у него имеется порок, о котором он знает, но с которым он живет. «Я курю, но зато я много молюсь»
  • Недружелюбны сухой, жесткий, не любящий – это противоположное слово любви «сторге». Люди не способные любить супругов или детей. Они сами в себе. Их чувства не понятны. Они не эмоциональны. Он зарабатывает деньги, а она варит ему пищу, и нет никаких чувств. Она ложится в постель и просто терпит. Он просто идет домой, потому что это дом.
  • Непримирительны – это слово обозначает человека неспособного найти общий язык с другими.
  • Клеветники – люди способствующие возникновению споров между другими. Они рассказывают другим о проступках других. Они приходят к руководителям церкви и говорят о том, как некто поступают, требуя при этом наказания виновных. Точно так поступает диавол, обвиняя пред Богом людей.
  • невоздержны слабый, не умеющий владеть собой – люди не способные сдерживать свой язык или эмоции.
  • жестоки невоспитанный, дикий, грубый – люди будут ранить других своими поступками или словами.
  • не любящие добра – люди будут критиковать доброе. Чтобы не делали другие, они найдут моменты, как указать на подвох или недоделку. «Да я вижу, что у тебя получилось, но ты должен знать … Это все хорошо, но вы не забывайте …»
  • предатели тот, кто бросает других в беде – людям будет безразлично, что происходит с другими, они будут думать только о своей шкуре.
  • наглы торопливый, беспечный – Это слово означало недостаток самоконтроля, поспешность. Это слово относилось к импульсивным людям, отдающимся своим порывам, подобно норовистому коню. Из-за того, что они несдержанны, эти люди принесут много вреда и себе и другим.
  • напыщенны самонадеянный – люди будут надеяться на себя и они не захотят принимать советы и помощь от других.
  • более сластолюбивы , нежели боголюбивы любящие удовольствия более, нежели Бога — люди будут пренебрегать христианскими нормами и принципами ради своего счастья и обустройства.
  • имеющие вид благочестия ,
  • силы же его отрекшиеся – люди будут удовлетворены что они ходят в церковь и им будет все равно действует через них Бог или нет.
  • Таковых удаляйся — отвращайся, убегай, удаляй от себя. Сильный глагол указывающий, что от таких людей нужно буквально бежать и не иметь с ними ничего общего.

Павел приводит приговор для тех людей, кто подпадает под этот список. Это звучит весьма строго учитывая то, что мы привыкли «нести» людей попускать им и жалеть их. Но придут дни, когда нам придется буквально следовать этому повелению Павла. И будет много обид … но увы … Павел не ошибся … так будет безопаснее для церкви.

Итак мы видим, что в последние дни, в церкви будет много нечистоты и греха. И это не грехи типа убийства или воровства но замаскированные так, что можно жить в них и даже не понимать что это грех. Многие люди думают и будут думать, что это их характер или привычки, но то есть грех по словам Павла и то есть признак тяжких времен церкви последнего времени.

2. Великое разделение в церкви последнего времени

(Матф.13:40-42) Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут (выберут, вырвать с корнем) из Царства Его все соблазны (преткновение) и делающих (живущих в грехе) беззаконие (грехи), и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

соберут из Царства Его все соблазны

В церквях произойдет резкий отказ от определенных христианских принципов, традиций, правил, постановлений и взглядов, которые порождали споры, соблазны и преткновения в Царстве Божьем. Это вызовет в свою очередь, соответствующую реакцию — будет разделение.

Те, кто верил в эти идеи, взгляды и откровения станут перед выбором или они изменят свое мнение и попрощаются с прошлыми пониманиями или они войдут в противление руководству церкви и рано или поздно выйдут из ее состава.

соберут …делающих беззаконие

Ангелы начнут выводить из Царства Божьего сынов Диавола. Будет движение из церквей, центров, миссий, служений, христианского бизнеса и др.

Люди начнут находить всевозможные причины, появятся обиды, конфликты и тому подобное, что вынудит их оставить это общество. За этим передвижением будут стоять ангелы Божьи.

Церковь буквально разделится на две половины перед пришествием Господа. Половина войдет на пир, половина останется у дверей.

(Матф.25:1-2) Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. (Матф.25:10-12) Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Немудрые девы попросят масла у мудрых, но те им откажут и это принесет разделение. Немудрые уйдут искать масло. Таким образом, эти две группы отделятся одни от других. Точно не известно кто есть «девы» — церкви, деноминации, союзы, помазанники … но ясно то, что одни уйдут от других — они разделятся.

Итак мы видим, что в последние дни в церкви будет не только отступление но и разделение. За этим будут стоять и держать все под контролем Божьи ангелы. Ангелы будут посланы, чтобы убрать причины разделений и соблазнов в церквях и тех людей, кто делают грех и все эти соблазны и разделения.

Мы должны быть готовы к этому и не бегать за каждым кто хлопнул дверью церкви и покинул наше собрание. Бог будет выводить одних людей в другие церкви, чтобы соединить с живым телом, но других будет отделять от здоровой церкви. Это Божье дело а не наше.

3. Великое Пробуждение в Церкви последнего времени

Это проповедь Евангелия всеми существующими в мире способами и средствами. Все технические открытия и изобретения мира будут использованы для проповеди Евангелия. Церковь не будет сидеть в подвалах и читать библию при свечке. По местам будут гонения но это не будет касаться всей церкви. Сказано, что все услышать и тогда придет конец.

(Матф.24:14) И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Многие люди, которые будут каяться в результате этого придут в Царство Божье в Его церковь.

(Ис.2:2-3) И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.

Что же нам делать?

Мы не сможем быть в чем-то одном и не замечать или игнорировать что-то другое. Нам нужно знать, что все эти вещи будут происходить явно и одновременно в церкви последнего времени.

Будет великое отступничество – значит мы должны постоянно проверять свою жизнь и сердце по писанию, чтобы не оказаться в рядах этих отступников. Во втором послании к Тимофею есть список этих характеристик и руководство для пасторов в последние дни.

Будет великое разделение – мы должны правильно на это реагировать и быть в покое. Некоторые люди будут приводимы в церкви ангелами Бога, чтобы занять свое правильное место и жить. Другие люди будут выводимы из церквей ангелами и нам не нужно этому препятствовать — пусть идут. Будут также пересмотрены многие доктрины, понимания, откровения церкви и признаны не верными. Ангелы удалят это из церкви.

Будет великое пробуждение – мы должны принимать в нем участие и быть частью его.

ПРЕДСКАЗАНИЯ СВЯТЫХ О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ

Святой Нифонт Цареградский (XVвек): «Впоследнее время те, которые по истине будут служить Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся больше Отцов, прославившихся знамениями. Сын мой! До скончания века не оскудеют святые! Но в последние годы скроются от людей и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что явятся в Царстве Небесном выше первых чудоносных отцов. А такая награда им будет за то, что в те дни не будет пред очами их никого, кто бы творил чудеса, и люди сами от себя воспримут усердие и страх Божий в сердцах своих, ибо в то время и чин архиерейский неискусен будет и не станет любить премудрости и разума, а будет заботиться только о корысти. Подобны им и иноки будут от обладания большими имениями; от суетной же славы помрачатся душевные очи их, и будут у них в пренебрежении любящие Бога всем сердцем; сребролюбие же в них будет царствовать со всею силою. Но горе инокам, любящим злато: не узрят они Лица Божия! Чернец и белец, дающие золото в рост, если не отстанут вскоре от этого зла, лихоимцами и здесь назовутся, и молитва их принята не будет, и пост без пользы, и приношение жертвы Богу, и милостыня – все вменится им в мерзость и осквернение. По широкому пути пойдут они… Но я не хочу много говорить о них. Ибо и сам я от юности и до старости не пекся о своем спасении. Знай же, что умножится всякая злоба от неведения Писания».

Святой Антоний Великий (+358): «Придет время, дети мои, когда монахи оставят пустыни, и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостию; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствущих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником, и, несмотря на то, что будут жить среди мирян, будут называть себя уединенниками. При том они будут величаться, говоря: я Павлов, я Аполлосов, как будто вся сила их монашества состоит в достоинстве их предшественников; они будут величаться отцами своими, как иудеи отцом своим Авраамом. Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог бы преступить, и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил, нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей».

Преподобный Авва Исхирион (IV век). Отцы Египетского скита спросили – что сделали мы? Авва Исхирион отвечал: «Мы исполнили Заповеди Божии». Затем спросили: «Что сделают те, которые будут после нас?» — «Они будут иметь делание вполовину против нас». Тогда спросили его: «А что сделают те, которые будут после них?» Он ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших».

Преподобный Георгий, затворник Задонский (+1863 г.): «Многие будут веровать в него, — сказал один блаженный инок, — и станут славить его как Бога крепкого. Имущие же Бога всегда в себе увидят истину чистою верою, и познают его. Всем бо имущим боговидение Божие и разум – тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная – непонятно сие будет: привязаны бо есть суть в вещах житейских. Аще и услышат слово, то не имут веры, но паче омерзит им глагол сия».

Преподобный Варсонофий Оптинский (+1913 г.): «Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается. А, понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или другие современные ему события».

Преподобный Кукша Одесский (+1964 г.): «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится».

Песнь псалма Асафу, 82.

(Афонский старец Паисий советовал в наше сложное время читать именно этот псалом, чтобы пришло Божественное вмешательство)

Боже, кто уподобится Тебе? Не промолчи, ниже укроти, Боже. Яко се врази Твои возшумеша, и ненавидящий Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя. Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому. Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша: селения Идумейска, и Исмаилите, Моав и Агаряне: Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменници с живущими в Тире, ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым. Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове. Потребишася во Аендоре, быша яко гной земный. Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их, иже реша: да наследим себе святилище Божие. Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра. Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы, тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я. Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты Един Высший по всей земли.

Преподобный Серафим Вырицкий (+ 1949 г.): «Придет такое время, когда будет в России духовный рассвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься. Но это ненадолго — лет на пятнадцать, потом придет антихрист. Когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым. Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную ее часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь — китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, запад воспротивится и не позволит. Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Эта война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Иерусалим станет столицей Израиля, а со временем он должен стать и столицей мира. Люди поймут, что невозможно так жить дальше, иначе все живое погибнет, и выберут единое правительство — это будет преддверие воцарения антихриста. Потом начнутся гонения на христиан; когда будут вглубь России уходить эшелоны из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся, погибнут. Наступает царство лжи и зла. Будет так тяжело, так плохо, так страшно, что не дай Бог дожить до этого времени… Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен».

Как спасаться христианам в последние времена?

Публикуем третью часть беседы корреспондента AgionOros.ru с игуменом монастыря святого Павла архимандритом Парфением (Мурелатосом). Старец Парфений, более 56 лет подвизающийся на Святой Горе Афон, – один из наиболее почитаемых в греческом мире духовников.

— Многие говорят, что приближаются последние времена. Как христианам спасаться в миру в этих условиях?

— Всё идёт по Писанию. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»1, – говорит Господь в Евангелии. А всё, что было произнесено Богом, исполнилось и исполнится в полной мере. Апостасия2 прогрессирует с каждым днём. Мир всё глубже погружается в пучину духовного кризиса. Сионисты и другие силы, которые стоят за последними скандалами3 и антицерковной кампанией, ставят перед собой только одну задачу: оторвать людей от Бога и предать Его Имя забвению на земле.

Но этого они не смогут добиться никогда! Потому что Царство Божие не передаётся по наследству. В то время как земные правители сменяют друг друга, Небесный Владыка остаётся тем же. Бог управлял, управляет и будет управлять Вселенной во веки веков. Его Царство не смогут отнять ни бесы ни люди.

Почему сегодня мы переживаем экономический кризис? Это же милость Божия! Чтобы забывшие Господа люди опомнились и прекратили скатываться в духовную пропасть.

Но, к сожалению, настоящие причины кризиса видят не многие. Вместо того чтобы помолиться, обратиться к Богу и Пресвятой Богородице с просьбой о помощи – люди уповают на зарубежную помощь, экономические реформы, займы…

Бог оставил людям свободу. Пока мы не упадём, не опомнимся и не обратимся к нему с призывом о помощи – он вмешиваться не будет. А когда попросим Бога – он даст нам просимое, потому что наш Господь – не злой, но милосердный и человеколюбивый. Он всегда хочет нам только добра.

— Расскажите об Иисусовой молитве. Каково её значение в жизни монахов и мирян?

— В духовной жизни пост, бодрствование и молитва имеют ключевое значение. Именно эти три подвига соединяют человека с Богом. Также для спасения необходимо иметь веру и любовь к Богу.

Мы должны помнить, что Господь повсюду, он рядом с нами каждую минуту, слышит каждую нашу просьбу и воздыхание. Но мы сами должны к нему обратиться, Бог насильно никого к себе не привлекает. Он сказал нам: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»4. «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам»5.»Без Мене не можете творити ничесоже»6.

Без помощи Божией мы даже не можем вдохнуть воздуха.

Мы, православные христиане, должны помнить: Господь повсюду. Наша жизнь – это Христос, Пресвятая Богородица, архангелы, ангелы и наши святые. Вне Церкви нет Предания. Вне Церкви нет спасения. Вне Церкви нет ничего кроме ада. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог»7. Вспомним историю еврейского народа. Когда евреи оставляли Бога – на них обрушивались напасти (пленение, войны, резня). Когда просили у Бога помощи – получали её.

То же самое происходит и сейчас. Ничего с тех пор не изменилось.

— Отец Парфений, есть ли сейчас надежда? Может быть через испытания, через трудности мы сможем вернуться к Богу?

— Возьмём пример русского народа. Русские были избраны Богом. Получив у греков Правосланую веру, они принесли великий духовный плод. Сколько святых в России! Число русских святых превосходит число святых всех остальных народов вместе взятых!

Но постепенно Россия удалилась от Бога, русский народ впал в нечестие и Господь милостью своей попустил революцию и приход к власти безбожников. Сколько новомученников пострадали за Христа, сколько людей предпочли умереть, но не изменили своей вере!

Безбожная власть пала, а Церковь осталась жива. Разве можно было себе представить в 70-е годы, что СССР рухнет, а в России заботами Патриарха Алексия будет построено и открыто 600 новых монастырей?

В Евангелии сказано: все, что «не Отец Мой Небесный насадил, искоренится»8. Вспомним Гитлера, Наполеона… Они хотели подчинить себе весь мир, загубили множество человеческих жизней и не добились ничего. Такие начинания Бог не благословляет.

Вспомним Византию – величайшую империю в истории человечества, просуществовавшую 1200 лет. И она (некогда величественная и всемогущая) угасла. Почему? Из-за людских грехов.

Содом и Гоморра, Всемирный Потоп… История знает множество таких примеров.

К сожалению, когда наступает благоденствие (нет войн, голода, эпидемий) люди забывают Бога и перестают принимать Его в расчёт.

Всё что мы можем добиться – можем достигнуть с помощью Божией. Без Господа мы ничто. Он наша опора и надежда.

О «последних временах» и любоначалии

Отец Михаил Протопопов, благочинный Южного округа Австралийско-Новозеландской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, один из самых известных и деятельных ее клириков, – о том, почему усиливаются притеснения христиан, о «последних временах», проповеди Православия в Океании и о своих книгах.

Портал Православие.Ru публикует эту беседу в Великую среду, когда в последний раз читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина, в которой каждый христианин просит Господа: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». И потому в конце беседы мы поместили проповедь отца Михаила о любоначалии – она созвучна тем проблемам, о которых говорит батюшка в интервью.

Протоиерей Михаил Протопопов

– Отец Михаил, в какое время мы живем?

– Мы живем в сложные времена. Я думаю, не будет ни для кого новостью, что идет сильное нападение на христианский мир, будь то в России, будь то силами зарубежных олигархов – бывших русских, которые видят восстановление Православной Церкви во всей России как что-то противное их влиянию. Или со стороны таких держав, как Америка. Америку можно назвать точно, потому что Кондолиза Райс, когда была государственным секретарем, прямо сказала, что, если бы упразднить Русскую Православную Церковь, Россия могла бы быть достойным партнером. Они все видят Церковь как организацию, которая держит нас в прошлом, в темноте, и совершенно не понимают – или не хотят понять – ее роль или вообще противятся духовному миру, который Церковь представляет на земле. Это мы видим, но это не только в России происходит, а по всему миру, это везде есть.

– В чем проявляется такое отношение к Церкви Христовой?

– Сейчас это нападки на Церковь со стороны тех, кто поддерживает однополые браки. Говорят, что Церковь не имеет права вмешиваться в их свадьбы. Церковь и не вмешивается. Но дело в том, что брак считается таинством между двумя людьми. Гомосексуализм и т.п. – природе непонятная вещь: среди зверей этого не бывает. Почему это происходит среди нас? Потому что диавол влияет на человеческий образ. Но Церковь не об этом говорит. Церковь говорит, что мы должны быть выше своей плоти, мы должны жить духовными ценностями, а не чисто плотскими.

А второе – это нападения в разных странах мира на епископат, на священство. Почему епископ поступил так, а не так? Почему он, узнавший на исповеди что-то, не доложил? Исповедь совершенно тайная и никогда не оглашается, и были и есть священники, которые готовы постоять за твою свободу, за твою жизнь для того, чтобы эту тайну сохранить. Но силы, которые противостоят, понимают: отруби голову Церкви, епископату – и всё развалится. И потому идет вот это страшное гонение на Церковь.

Протоиерей Михаил Протопопов – Как нам себя вести в этих условиях?

– Мы стараемся быть политкорректными, но нужно смотреть трезвыми глазами. И потому нам надо быть просто готовыми к тому, что это насилие над христианами будет продолжаться. Да мы об этом и говорим на великом входе с Чашей в руках, когда священник поминает всех гонимых. То есть мы осознаём, что есть люди, которые гонимы за веру сегодня, и, если мы на это не будем обращать внимания, мы не будем готовы дать отпор, когда это будет нужно. Но мы же плохо знаем своих врагов, мы их не изучаем!

Мы должны знать, кто наш враг.

Тогда мы будем знать и то, как дать ему отпор

Мы большей частью реагируем на какие-то случаи. А мы должны знать, кто наш враг и почему он считает нас врагом своим. И тогда мы, может быть, найдем с ними общий язык, а если нет – мы будем знать, как дать отпор.

А поверх всего этого – полное безразличие к духовным ценностям. Мы настолько погрузились во вселенский мир, что только думаем, как пожевать, как набить карманы, как сделать себе приятное, как провести время. Я уже говорю об этом открытым текстом, это есть. Люди так сейчас смотрят на всё; это ужасно и обидно, потому что духовные ценности облагораживают человека. Когда человек благородный, он становится более изысканным, более мягким, более воспитанным, он начинает обращаться с людьми совершенно иным образом. А весь мир сейчас погружен в эгоизм, и потому, наверное, противно многим, что Россия восстанавливает какие-то духовные ценности. Они видят в этих духовных ценностях сопротивление тому, чтобы превратить человеческий род в толпу, которой можно командовать. Вот такие мои соображения.

– Что дало миру воссоединение двух ветвей Русской Церкви в 2004 году?

– Объединение двух частей Русской Церкви сразу открыло возможность нам за границей влиять на Греческую, Болгарскую, Румынскую, Сербскую Церкви. Мы как-то находим общий язык со всеми православными по всему миру. И как вы, наверное, знаете, сейчас идет по всему миру объединение православных епископов Европы, Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Азии, и обсуждаются общие вопросы, находятся общие выходы из разных положений, общие подходы к нашим общим проблемам. Я считаю, что это очень положительное явление, и, конечно, это укрепляет Православие – и это не всем нравится.

Предстоятель Русской Зарубежной Церкви Митрополит Иларион (Капрал) и протоиерей Михаил Протопопов

Вот, например, в августе 2012 года у нас была конференция в Сан-Франциско о сотрудничестве Церкви и России по вопросам развития Православия в Тихоокеанском регионе. Там были представители разных стран, в том числе и Америки, Новой Зеландии и прочих. Возглавляли конференцию два владыки Илариона – митрополит Волоколамский и Предстоятель Русской Зарубежной Церкви. При содействии московского консульства мы находили общий язык: что делается в одном месте, что делается в другом, что можно друг у друга перенять, чтобы усилить нашу работу, и как будет распространяться Православие всё дальше и дальше в этом мире. Такие конференции очень полезны. Они полезны потому, что дают нам почувствовать: мы не одни.

– А как идет проповедь Православия в странах Океании?

У нас 15 приходов в Индонезии. Все наши священники там – туземцы

– У нас 15 приходов в Индонезии. Все наши священники в Индонезии – туземцы. Мы их привозим поочередно в Австралию и обучаем: литургике, богословию. Мы работаем с молодежью, обучаем, как создавать приходы, потом отправляем обратно на места. Раз в год кто-то из нас приезжает туда, чтобы проверять на месте, как идут дела. Года два назад (в 2011-м) я ездил туда: читал лекции по литургике и давал практические уроки для всех священников. Потом мы их пригласили сюда, они вместе с нами месяц, два, три жили, видели, как мы служим на приходах. Теперь постепенно входят в нашу практику, мы им помогаем. Но мы их не можем научить жить в мусульманском мире. Это уже их жизнь. В Индонезии 67% населения – мусульмане.

Верующие в церкви Святой Троицы (Соло, Индонезия) слушают проповедь

– Получается ли у кого-то проповедовать среди мусульман?

– Один батюшка в Соло (это центральная Ява) построил целый храм в мусульманском районе, хотя другим не дают. Здесь дали разрешение на постройку храма, потому что батюшка пользовался большим авторитетом у людей. Он купил микроавтобус и начал бесплатно возить людей. Беременных женщин он подвозил в больницу – наподобие «Скорой помощи»; если надо было, забирал детей из школы, помогал. И он снискал любовь окружающих. И когда по закону города нужно было опрашивать соседей и целые кварталы о том, будут ли они против того, чтобы этот человек построил храм, они сказали: нет, не будут. И он построил храм. Много в чем он выглядит как мечеть, но вместо месяца там стоит крест, и храм вписывается в общий ландшафт города.

Но в других местах не так милостиво относятся, и одного священника уже убили, его машина буквально раздавила и не остановилась, поехала дальше. Никто даже не расследовал это дело.

В 2012 году в феврале я ездил на остров Тонго – это посреди Тихого океана. Это королевство. И местные христиане, главы разных конфессий даже приветствовали нас. Но когда я разговаривал с католическим епископом, туземцем, он меня спросил: «А зачем вы приехали, у нас же здесь и так много христиан?!»

У нас четыре прихода в Новой Зеландии, уже 60 лет существуют и, слава Богу, процветают. Там всё хорошо, там такая жизнь, как и у нас в Австралии.

– Нет ли у вас ощущения, что приближаются апостасийные времена?

– То, что мы идем к концу века, – это нам Сам Господь сказал. Я предполагаю, что наши родители, и бабушки, и дедушки, тем более те, кто пережил советский террор, все считают, что мы живем в последние дни, и, наверное, уже тысячу лет об этом говорят. И первые христиане думали, что вот-вот Христос вернется при их жизни. Потому я не придаю большого значения высказываниям, что мы живем при последних днях. Но то, что мир идет к худшему, это да. Это тоже бесспорно. И потому я говорю о том, что нам нужно хранить духовные ценности.

Я очень боюсь, что мы увлекаемся концом света

Мы должны сохранять образ Христа, который нам дан при крещении, и если мы будем это делать, будем это хранить, тогда время конца света отступит. Я очень боюсь, что мы увлекаемся концом света. Мы не должны этим заниматься, мы должны думать о том, как нам быть на высоте и достойно встретить Христа. Абсолютно каждый ответит за то, что ему дано.

Протоиерей Михаил Протопопов

– Как современному человеку найти свою дорогу к Богу в этом глобальном мире?

– Путь к спасению – это сугубо личное дело. Нам Господь дает корабль спасения – Церковь – для того, чтобы мы имели общение с другими людьми, которые ищут того же самого, что мы ищем. И в этом корабле спасения – в Церкви – мы находим все указатели на правильную жизнь, но мы должны делать выбор, куда идти и зачем. И вот этот выбор очень важен. Мы можем всегда сказать: стоп! я туда не пойду, я хочу служить Богу. В моей личной жизни я хочу в каждом человеке видеть образ Христа и понимать, что нельзя лгать человеку, я это делаю Самому Господу, потому что Господь сказал: что сделаешь человеку – сделаешь это Мне.

Если это у нас будет впереди, мы тогда не будем думать о себе, а будем думать о других людях, и если мы будем действовать так, что нам будет не стыдно за себя, потому что совесть наша чиста, тогда Господу Богу не будет стыдно за нас. И нам не будет стыдно перед Ним предстать и сказать: Господи, с большими ошибками и великими недостатками, но мы честно служили Тебе. И Господь, увидев наши старания, будет миловать и намерения наши.

– Для чего живет человек? Что он вообще успевает сделать в жизни?

– Для меня вполне ясно, для чего живет человек на Земле. Если мы верим в Бога, если мы верим в то, что Бог нас создал, тогда жизнь наша должна иметь смысл. Бессмысленна жизнь того, у кого нет надежды ни на что после могилы. Бог создал род человеческий для того, чтобы мы были в общении с Ним. Ему просто – из-за Его изобильной любви – хотелось поделиться этой любовью с кем-то. И Он создал человека – выше ангелов, по Своему образу и подобию, для того, чтобы мы могли познать Бога и жить с Ним в тесном общении, любви, взаимопонимании. В том, что было у Адама и Евы с Богом в Эдемском саду до грехопадения.

Если мы понимаем, что наше пребывание на этом свете – это испытательный срок, который выявляет, годны ли мы для этого общения с Богом или нет, если понимаем, что мы делаем для того, чтобы быть богоугодными, чтобы оправдать свое крещение и быть богоподобными, то это как раз и определит нашу дальнейшую жизнь за гробом. Поэтому смысл нашей жизни – это совершенствоваться, быть лучше, чем мы есть. Бог дал каждому из нас определенные дары, таланты, которые нам Евангелие запрещает зарывать и которые, наоборот, надо развивать. Поэтому и крупный ученый, и простой мужик, и генерал, и князь – все могут использовать талант, который они имеют, не в собственную выгоду, а на благо всего рода человеческого.

Священники служат в храмах, они живут не для себя, а для своих прихожан. Пророки жили тоже не для себя, а для всего народа, несмотря на то, что их оплевывали, избивали и камнями забрасывали. В нашем миру мы, мне кажется, встречаем это на всех поприщах нашей жизни. Каждый, кто старается сделать добро, получает искушения от диавола через людей. Если мы их переносим с терпением, как Христос сказал: «Прости им, ибо не ведают, что творят», мы улучшаемся, мы становимся лучше, чем мы есть. Если же мы увязаем в обидах и желании отомстить за нанесенное оскорбление, получается, что мы становимся только хуже, и тогда смысл нашей жизни заключается в том, чтобы кому-то сделать больно, кому-то отомстить, кому-то доказать, когда нам нечего доказывать. Стоит лишь сказать: «Пусть оно остается как есть, а я буду делать по совести, как нужно». Вот и смысл нашей жизни.

С. Ивлева. Преподобный Серафим и Мотовилов

– Когда-то на похожий вопрос Мотовилов получил ответ преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен!» Что значит «стяжать дух мирен» сегодня?

– Человек, который стяжает Духа Святого, имеет в сердце своем мир, он избегает резких реакций, старается быть миротворцем. Он старается найти покой и сообщить этот покой всему миру, чтобы он исходил от него. Ведь не зря Мотовилов сказал преподобному Серафиму: «Я боюсь смотреть на тебя, твое лицо горит огнем», а тот говорит: «Нет, твое лицо также горит», потому что они стяжали Духа Святого тем, что жили в мире и в согласии, в единогласии друг с другом. Этот Божественный мир не могли изменить никакие посторонние обстоятельства. Обратите внимание на светскую жизнь: есть люди, которые реагируют на всё слишком резко и плохо, а есть люди, которые всё со смирением принимают, но всё равно продолжают делать то, что считают нужным.

Вот такими людьми строится будущее, потому что они делают вклад, на основе которого можно строить отношения или развивать различные проекты жизни. Я думаю, то же самое может быть и среди высокопоставленных, и среди простых людей, живущих в селах и захолустьях. Был бы мир душевный, будет всё.

– Как быть, если мирская суета мешает человеку обрести покой?

– Конечно, мешает! Но всё дело в том, что ежедневно каждый из нас имеет возможность установить для себя жизненный приоритет. Если прежде всего он ставит служение Богу, а это – благородство, вежливость, честность, если это стоит у него на первом месте, всё остальное приложится.

Приоритет нашего поведения ставит нас выше всей этой суеты. И тогда можно сохранить душевный покой и быть выше этого. И если молчать, то скорее пройдет, чем если бы на это начали отзываться всякими демонстрациями, которые породят еще худшую ситуацию потом. Поэтому нужно стяжание Духа Святаго – это смирение, это любовь, это понимание, с кем мы имеем дело. Не ожидай, что мужик будет изысканным князем, когда ты будешь с ним разговаривать. Надо принимать его таким, какой он есть. А хам остается хамом, хотя в нем тоже нужно видеть образ Самого Христа. И священнику приходится со всеми иметь дело и понимать, что слабости человеческие присущи всем нам. И что каждый из нас может сорваться, если он за собой не смотрит.

– Расскажите о ваших книгах.

– Я написал семь книг. А начал писать потому, что видел у духовенства, у священников младшего поколения, что они не думают о прошлом. Они считают, что вот они пришли и то, что они сделают, будет лучше всего. И они забывают о том, что были и до них священники, которые много созидали. И создали в условиях эмиграции, когда всё было намного тяжелее, чем сейчас, когда всё намного удобнее: пожалуйста, пришел на всё готовое.

Я помню священников, рукоположенных еще в царской России

Мне хотелось оставить память о тех, кто ушел. Я по возрасту уже последний из того поколения молодежи, которая помнит священников, рукоположенных еще в царской России, которые при нас служили. Это была плеяда благородных, умных, духовных людей. Они практически создали Русскую Православную Церковь на этой земле. Нельзя, чтобы они были забыты. Когда я начал писать, я выходил уже не на детей, а на внуков этих священников. Я понял, что они о своих дедах уже почти ничего не знают, и потому мы начали писать. Сначала я написал четырехтомник об архиереях нашей епархии, как они развивали нашу жизнь. А потом и другие книги. Была такая Нина Михайловна Кристесен, урожденная Максимова, глава русской кафедры Мельбурнского университета, – это она мне советовала писать, она меня вдохновила. И вот что получилось. Я не могу сказать, что занимаюсь этим ежедневно. Последняя моя книга вышла четыре года тому назад. Сейчас я готовлю материал по причислению к лику святых одного из наших первых миссионеров в Австралии, который пострадал в России. Это Иаков Корчинский. Это тоже писательский труд. Не знаю, сколько мне осталось жить, но я надеюсь это сделать, надеюсь, что это будет принято. И в Москву буду посылать в комиссию по канонизации.

Протоиерей Иаков Корчинский (1861-1941) с матушкой Варварой

Пишу я и свою автобиографию, свой жизненный путь. Пришло время оставить детям и внукам какие-то воспоминания. В течение 28 лет я был преподавателем, был директором государственных школ. В 1989 году я вышел на пенсию. Прошло много лет, и уже можно посмотреть назад и сказать достаточно объективно: вот это было хорошо, а это было хуже. Я профессиональный историк, доктор исторических наук. И чем больше времени прошло, чем отстраненнее ты на него смотришь, тем объективнее можно на него посмотреть. Собрать материалы можно сразу, но работать с материалом нужно с чистым сердцем и с ясной головой. А для этого нужно, чтобы время прошло, чтобы «пыль осела».

– Что вы не успели сделать из того, что хотели?

– Не сумел в полной мере дать своим прихожанам почувствовать, что Церковь – не светская организация, а живое Тело Христово, где духовные ценности должны быть на первом месте, а светская суета должна оставаться за пределами церковной ограды. Это бы хотелось еще сделать. Надо нашу епархию поставить прочно на ноги. В Австралии в 1904 году государственный закон отделил Церковь от государства. Получается, что Церковь в политику вмешиваться не должна. А государство имеет право вмешиваться в жизнь Церкви. И с этим мы боремся. Мы боремся еще много с чем: с ассимиляцией нашей молодежи и за воспитание наших детей.

Церковь – это не демократия. В Церкви один Царь – Сам Господь

Я надеюсь, что молодежь перестроит свое отношение к Церкви. Вот, например, молодой человек, которого вы видели, готов послужить Церкви теми талантами, которые у него есть. И он не выискивает в Церкви или в церковных людях какие-то недостатки. Он пришел с чистым сердцем послужить, сделать, что может. Я бы надеялся дожить до того, чтобы это увидеть. И не только в своем приходе, а во всех приходах. Благочестивые молодые люди, которых я часто вижу в России, здесь отсутствуют, потому что здесь западное воспитание. Запад воспитывает якобы в духе демократии. В результате люди хотят ввести в Церкви какие-то ложные понятия демократии, и это только приводит к развалу. Но мы все понимаем, что Церковь – это не демократия. В Церкви один Царь – Сам Господь, и мы все Ему подчиняемся.

С протоиереем Михаилом Протопоповым
беседовал Вадим Арефьев

* * *

Протоиерей Михаил Протопопов

Протоиерей Михаил Протопопов

О любоначалии

Во время Великого поста мы молимся особой молитвой преподобного Ефрема Сирина: «Господи, Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Что такое любоначалие? Это страсть и страстность к власти. Власть – это страшная вещь. Нам кажется: как хорошо, я покомандую и всё.

Мы знаем: когда в семье один командует, а другой чувствует себя рабом, счастливой семейной жизни не бывает. Мы знаем, что, будь ли это в рабочей обстановке или в какой-либо другой, если все считают, что они правы, тоже ничего хорошего от этого не получается. Почему? Потому что не каждому дано право и возможность правильно употреблять власть. Монархи, цари, мы знаем, получают свою власть по наследству от отца к сыну или по роду, но настолько эта власть страшная, что не каждый из царей с ней справляется. И для подкрепления таких людей Господь Бог дает им благодать Святаго Духа в виде помазания на царство.

Люди бесятся от власти

Мы тоже считаемся царским народом, не потому, что нами правит царь или королева, а потому, что в Святом Крещении мы помазаны святым миром. И это делает нас непростыми людьми – людьми царскими. Людьми, которые служат царю. А царь, который служит от имени Господа Бога на благо своего народа, получает выше помазание. Нас один раз в жизни, а царя два раза помазывают, чтобы у него была сила справиться с той властью, которая ему дана. В гражданской жизни, к сожалению, чем больше наш мир отступает от учения евангельского, тем меньше люди обращают внимания на ту силу, которая направляет человека, если ему дана какая-то власть. И люди бесятся от власти. От воображения того, что только они могут справиться с чем-то.

Нам нужно посмотреть на историю русского народа в ХХ веке. Власть дана Богом для того, чтобы она приносила пользу не тому, кто властвует, а тем, кто поставлен. В праздник архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных мы слышим о том, что на небесах есть ангелы, начала, архангелы, престолы, господства, силы, власти, херувимы и страшные серафимы. Каждый ангельский чин дан для того, чтобы поддержать властвующего в своем деле. Господство над целым государством. Каждая страна имеет своего ангела-хранителя. Силы даны тем, которые должны использовать эту силу на благо народа Божиего, потому что каждый человек является чадом Всевышнего Господа.

И в Церкви то же самое. Священник, хотя не помазывается, но получает благодать Духа Святаго через руки архиерея. А каждый архиерей получил эту же самую благодать из рук целого поколения архиереев через архиерея, который его рукополагал, и так со времен святых апостолов, когда Дух Святой сошел на них. И в Церкви священнику дана власть подкреплять людей благодатью Святаго Духа. Часто люди думают: а я лучше знаю, я по- своему сделаю. Не важно, в Церкви, в обществе или даже дома, когда нет любви, понимания, смирения, при злоупотреблении властью всегда всё будет плохо. Где нет Бога, ничего хорошего не будет.

И потому преподобный Ефрем говорит: «Возьми у меня, Господи, вот эту любовь к власти, не хочу я властвовать над людьми». Потому что, получивши власть над ними, начальнику придется перед Богом ответить не только за употребление своей власти, но и за души тех людей, которые находятся в его подчинении, за те, которые он привел ко Христу, и за те, которые он, может быть, погубил.

Когда говорят, что всякая власть от Бога, – думают: о, значит, я имею силу, я буду властвовать, и я от Бога. Нет!

Общество этого не понимает. Когда говорят, что всякая власть от Бога, – думают: о, значит, я имею силу, я взял верх, я буду властвовать, и я от Бога. Нет. Бог так не распоряжается. Нам нужно быть очень осторожными с властью, со всякой властью. И нам это дано: каждый из нас живет в смирении и любви к начальству, поставленному над нами, мы со смирением и любовью принимаем их наказание, их руководство. Мы должны это помнить, тогда воистину слова евангельские, что всякая власть дана от Бога, имеют смысл, потому что в этой власти живет и действует Дух Святой.

Очень интересная вещь, братья и сестры, но всегда это нужно помнить. И когда вы утром или вечером поднимаете ваши руки ко Господу и молитесь: «Господи, Владыка живота нашего, дух праздности, уныния, любоначалия…», вспомните, что нам дана от Бога власть тогда, когда человек на это поставляется и укрепляется ангелом-хранителем для этой службы, а мы с любовью и со смирением принимаем его учение.