Обращение савла веронезе

yarodom

Ещё художники и ещё секреты живописиОригинал взят у cheger Рассматриваем Брейгеля: Обращение Савла
Живопись для чайников и специалистов
Эта картина, написанная в 1567 году нидерландским художником Питером Брейгелем Старшим, ныне принадлежит Музею истории искусств в Вене. Она написана маслом по дереву (дуб), размер — 108×156 см. Ещё тайны картин
___

«3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.»

В основе сюжета картины лежит описанный в Новом Завете эпизод, произошедший с Савлом (который впоследствии стал апостолом Павлом). Савл был послан из Иерусалима в Дамаск для борьбы с христианством, и то, что с ним произошло в пути, описано в «Деяниях святых апостолов».Картина представляет собой многофигурную композицию, где главное действующее лицо — лежащий на земле Савл — находится не на переднем, а на заднем плане, так что не сразу привлекает внимание. Аналогичный приём использовался Брейгелем и в некоторых других картинах — «Падение Икара» (Икар) и «Перепись в Вифлееме». Падение Савла представлено как незначительное замешательство в движении всей массы. Картина создана во время восстания в Испанских Нидерландах и начала карательной экспедиции герцога Альбы, видимо, художник указывает на напрасные надежды своих соотечественников на «обращение» Альбы.
Эта картина у меня одна из самых любимых по цветам — невероятное сочетание желто-коричневого и зеленого. Давайте рассотрим её поподробнее…
Дальний план — море и корабли

Уставшие путники

Обозы и солдаты

Нескончаемая вериница солдат. Как муравьи — одни за одним

И снова черный всадник

Один из воинов ыказывает знати на место, где что то происходит

Библия, изложенная для семейного чтения. Обращение Савла

Св. апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева

Но Богу угодно было даровать Церкви еще иную, великую победу. Не восхотел Он, чтобы Церковь Его ограничилась тесным кружком одних иудеев, и вот наступил час, когда перед нею должны были расступиться пределы, за которыми существовали и прочие народы земные. Орудием же исполнения этого Божия определения должен был сделаться Савл, бывший яростный гонитель ее.

Савл — из рода Израилева, колена Вениаминова, родился в городе Тарсе, в Киликии; был по учению фарисей, получив образование в школе ученого Гамалиила — главы основанной его дедом Гилелом ригористической школы иудейского понимания Писания, называвшегося в народе «славою закона».

«Ревнитель по Боге», тщательно наставленный в отеческом законе, — так сам говорит о себе впоследствии призванный в апостольское служение апостол Павел. Он гнал «даже до смерти» последователей учения Христова (см. Деян. 22, 3–4), будучи твердо убежден, что преследованием христиан он угождает Богу. Ему казалось, что новое учение, которое проповедовали ученики Христа, разрушало основы еврейского богопочитания, восставало против Иеговы Ветхого Завета и против фарисейства (впервые в лице Стефана).

Строгий и последовательный Савл не мог уступить тому, что в данный момент шло вразрез с его пониманием ситуации. Пламенная душа его не могла мириться с тем, что ему казалось оскорблением возлюбленного им Моисеева закона. В своем неповинном неведении он считал, что должен выступить яростным борцом против непонятной еще пока, но уже действующей силы нового учения. И, пойдя твердо и неуклонно этим путем, он мог быть остановлен только Божественной силой. Такая сила проявилась в сверхъестественном явлении, возбудившем его внезапное обращение. Это было свидетельством того, что если в человеке сердце, горячее к добру, если разум, искренно стремящийся к истине, то Бог не вменит ему его заблуждений, но дивным, свойственным Ему способом откроет путь к свету…

Все это и подтвердилось в чудном явлении Христа Савлу, когда он, «еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа», направлялся в Дамаск. Он не остыл еще от пыла, с которым участвовал в убиении первомученика Стефана. Хотя сам Савл и не метал камнями, но охранял одежды метающих в него камни и услуживал толпе палачей. Теперь же он испросил письмо у первосвященника «к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим». (Деян. 9, 1, 2)

«Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, — рассказывал сам о себе апостол Павел, — то около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл! Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь.

Бывшие же со мною свет видели и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе будет все, что назначено тебе делать. А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск». «И три дня после того он (Савл) не видел, и не ел, и не пил». (Деян. 22, 6–11; 9, 9)

В это же время «в Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел».

«Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

Анания пошел и вошел в дом (где находился Савл) и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа».

«Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса».

С тех пор, как говорит апостол Павел (Савл) позднее в своем Послании к Филиппийцам, все, «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». (Флп. 3, 7–14)

В Дамаске же на том самом месте, на котором прежде стремился искоренить христианство до основания, Савл стал свидетельствовать о Мессии. Проповедь эта привела в негодование иудеев, которые знали его как даровитого и ревностного гонителя ненавистных им последователей распятого Христа, и они «согласились убить его».

«Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине» и тайно препроводили в Иерусалим, куда он прибыл в 37 году по Р. Х., имея главным образом в виду познакомиться с апостолом Петром (см. Гал. 1, 18). Вообще, прибыв в Иерусалим, Савл «старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам (Петру и Иакову, брату Господню) и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. И пребывал Савл с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса». (Деян. 9, 23–28)

Пятнадцать дней тогда прожил Савл у Петра; в это время, вступая в рассуждения с эллинистами, успел сильно раздражить их против себя и сознал необходимость уклониться от опасностей гонения. К удалению из Иерусалима побудило Савла и следующее обстоятельство, о котором он сообщает: «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам». (Деян. 22, 17–21)

После этого Савл отправился в Кесарию, а оттуда в Сирию и на свою родину в город Тарс.

Тайны двух Павлов

На днях в Малом просвете Нового Эрмитажа после двухлетней реставрации появилась картина Паоло Веронезе «Обращение Савла» — как считают специалисты, одна из самых таинственных работ художника, созданная примерно в 1570 году. Правда, слова «таинственность» и «богатая история» можно применить практически к каждому произведению, хранящемуся Эрмитаже. Особенно если у произведения этого такой солидный возраст, как у картины Веронезе. Ведь за несколько столетий что только ни происходило в мире, и даже удивительно, что время и история вообще пощадили подобные «возрастные» работы.

Вызов времени

Пощадить, конечно, пощадили, но некоторый урон «Обращению Савла» все-таки нанесли. Картину неоднократно перевозили от одних хозяев к другим, пытались реставрировать, даже что-то «подрисовывали». А как выяснилось в ходе последней реставрации, еще и значительно подрезали, сантиметров на сорок, причем незадолго до того, как она попала в Эрмитаж. В результате часть фрагментов композиции оказалась утрачена. Что, правда, не отразилось на том впечатлении масштабности, которое производит полотно, где «смешались кони, люди», повергнутые в панику раздавшимся с небес божественным гласом. Именно этот глас, а также луч света, ударивший в упавшего с коня Савла, и произвели то самое «обращение», после которого воинствующий фарисей Савл, отправлявшийся в Дамаск на борьбу с христианами, принял крещение и имя Павел и стал апостолом.

Сегодня вся эта история заиграла новыми красками (особенно стала заметна градация синего и зеленого оттенков) и продемонстрировала невидимые до недавнего времени детали — продолжение луча божественного света, направленного в голову Савла, сверкающую амуницию сопровождавших его воинов и закружившиеся в вихре листья, ветви деревьев и траву. Интересно, что Веронезе в этой своей работе предвосхитил искусство барокко — он ушел от привычного для живописи эпохи Возрождения построения композиции: на его картине нет четких границ, рама не ограничивает бурное движение и ряд персонажей как бы оказываются за ее пределами.

«Черный пиар» от инквизиции

Надо сказать, что такой не характерный для того времени стиль художника несколько смущал его современников. Но не настолько, чтобы не признавать его гениальность. Так что родившийся в 1528-м в Вероне, давшей миру в том числе и «Ромео и Джульетту», Паоло — он же тоже Павел — Кальяри, ставший благодаря городу Веронезе, жил вполне комфортно. И его интерес к роскошным туалетам и деньгам был полностью удовлетворен. Но этот интерес, конечно, был второстепенным — на первом плане у Веронезе были живопись, архитектура и музыка. Недаром на хранящейся сейчас в Лувре картине Веронезе изобразил себя и своих друзей-живописцев Тинторетто, Бассано и Тициана в образе музыкантов, играющих на пиршестве. Пиршества, судя по всему, тоже были в числе интересов художника. Он рисует их часто и с удовольствием. Но и библейских тем Веронезе был не чужд. Правда, даже при их изображении он одевает Христа, апостолов и других библейских персонажей в обычные одежды.

Всё это однажды смутило и инквизицию, боявшуюся проникновения ереси и лютеранства, и Веронезе был вызван в трибунал. Где сумел доказать свою полную невиновность, объяснив, что рисует именно так исключительно с целью наибольшей яркости и глубины изображаемого. Дело закрыли. А заказы художнику посыпались с еще большей интенсивностью — «черный пиар» работал и во времена Возрождения.

Кто подрезал шедевр?

Так что художник Веронезе не был, как полагается художнику, «голодным» — что не помешало его работам остаться в веках и служить вдохновением для других гениев. Так, через триста лет Делакруа сказал: «Был художник, умевший писать ясно… так, как мы не умеем до сих пор. Я обязан всем Паоло Веронезе».

Понятно, что за право иметь у себя картины Веронезе бились все коллекционеры. И когда графы Видманы, в венецианской галерее которой хранилось «Обращение Савла», стали распродавать свои сокровища, претендовали на эту картину самые знаменитые коллекционеры Европы — Медичи и мантуанский герцог Гонзаго. Победил Гонзаго, заплативший за картину тысячу дукатов. И это была самая дорогая картина из галереи Видманов. После смерти Гонзаго картина переходила из рук в руки — и «руки» эти были далеко не последними. Среди владельцев «Обращения Савла» — принцессы, герцогини и, наконец, первый премьер-министр Великобритании Роберт Уолпол. Именно из его коллекции картина и попала в Эрмитаж.

Кто из этих высокопоставленных особ решил подрезать шедевр — мы пока не знаем. Но, учитывая успехи современных реставраторов в раскрытии все новых и новых тайн, можно предполагать, что когда-нибудь откроется и эта.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

В изобразительном искусстве XVI века – времени заката эпохи Возрождения — тема полного духовного изменения была весьма популярной. После свойственного Ренессансу гимна чувственности и материальности наступают другие времена, когда все это начинает терять свою актуальность.

И художники находят новые идеи для самовыражения сообразно настроениям в обществе. Не исключением стал и представитель венецианской школы Паоло Веронезе, обратившийся к, пожалуй, самому популярному в использовании среди живописцев религиозному сюжету – истории о Савле.

О Савле повествуется в библейских «Деяниях Апостолов» — этот человек не просто ненавидел христиан, он старался бороться с ними и с учением Христа всеми возможными способами. Как-то он поехал в город Дамаск, дабы там стать во главе гонителей христиан. Но в дороге на Савла снизошел луч божественного света, ослепивший его. А затем он услышал Голос, спросивший, за что же Савл гонит Его? Потрясенный всем этим прежний Савл – противник христиан исчезает и на его место приходит другой Савл — верный последователь Иисуса, ставший с того момента апостолом Павлом.

Центром композиции является упавшая на землю лошадь Савла. Кажется, будто луч с небес обладает мощной силой, разбросавшей все вокруг – деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников и стремятся прочь, люди бегут и падают. Сам же Савл распростерт на земле, пораженный обращением Бога. Его тело выписано в таком же ракурсе, который любил применять в своих полотнах Микеланджело.

В картине нет присущей Ренессансу четкости, выверенности и нарочитой театральности сюжета – персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна. При этом зрителю как бы предлагается самим домыслить всю полноту изображения картины.

Все эти приемы были в то время новым словом в живописи и являли собой разительный контраст с полотнами эпохи Возрождения, где все персонажи имели свои места, а место действия четко ограничивалось рамками картины.

Превращение Савла в Павла

Смотреть что такое «Превращение Савла в Павла» в других словарях:

  • Превращение Савла в Павла — Книжн. О резком изменении чьих л. убеждений, взглядов на диаметрально противоположные. /em> Восходит к библейской легенде об апостоле Павле. БМС 1998, 471 … Большой словарь русских поговорок

  • ПРЕВРАЩЕНИЕ — обезьяны. Жарг. шк. Шутл. Урок труда, технологии. (Запись 2003 г.). Превращение Савла в Павла. Книжн. О резком изменении чьих л. убеждений, взглядов на диаметрально противоположные. /em> Восходит к библейской легенде об апостоле Павле. БМС 1998,… … Большой словарь русских поговорок

  • Сделаться из Савла Павлом — см. Превращение Савпа в Павла. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

  • Христианство — всемирная религия, первая в настоящее время по числу последователей (около 494 милл.) и по культурно историч. значению своему и принявших ее народов, признающая себя откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Житие — религиозно нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных … Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Первохристианство — Иисус Христос икона Спас Нерукотворный Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия … Википедия

  • Первые христиане — Иисус Христос икона Спас Нерукотворный Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия … Википедия

  • Ранние христиане — Иисус Христос икона Спас Нерукотворный Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия … Википедия

  • СТАЛИН — (настоящая фамилия Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевдоним Коба и др.) (1878 или 1879 1953), политический и государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943),… … Русская история

  • Суть времени (Интернет-передача) — Суть времени Автор Сергей Кургинян Ведущий Сергей Кургинян Страна производства Россия Яз … Википедия