Определение религия

Религия – смысл, происхождение и этимология слова

Религия и всё что с ней связано, для меня, очень интересная тема. Для того, чтобы понимать что такое религия, попытаемся, для начала, проникнуть в суть, в этимологию, в происхождение этого слова.

Рассмотрим общедоступные источники и попробуем сами немного пошевелить мозгами.

Смысл слова религия

Большинство источников сходятся на том, что слово религия берет свое начало в латинском языке. Там оно пишется как – religio. Но даже при том, что вроде бы, официально источник определен — латынь, различные мыслители по-разному определяют от какого латинского слова произошло общеевропейское – religio, из – за это и смысл этого слова определяется по разному.

Первый источник. Религия – слово произошло от латинского religare — воссоединение, воссоединять, вязать, связывать, привязывать, сковывать. Эту трактовку дает христианский апологет (т.е. защитник веры) Лактанций, живший во 2-3 веках н.э. Применительно к религии означает «связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие». Его трактовка признана канонической в христианстве.

Второй источник так же ссылается на латынь, но переводит уже иначе «религия в переводе с латыни это вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья».

Третий источник – религия это «одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения».

В том же источнике религия это «сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-либо идее, принципу, нравственному закону, ценности. Преклонение перед разумом его. Любовь к ближнему».

Четвертый источник, со ссылкой на ту же латынь дает новый перевод rcligio это «набожность, святыня, предмет культа».

Пятый источник ссылается на римского философа Цицерона, жившего до нашей эры. Цицерон считал, что смысл слова религия происходит так же от латыни, но слово уже другое «religere», в переводе на русский оно означает «идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться». То есть религия, в его интерпретации это страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение к этому почитанию.

С Цицероном соглашается французский лингвист — исследователь Э. Бенвенист (1902–1976). Он так же считает, что слово религия произошло от «religere», которое в его переводе звучит как «вновь собирать, приступать к новому выбору, возвратиться к прежнему синтезу, чтобы его переделать». Таким образом, religio приобретает смысл «благочестие, благоговейность», то есть чувства связанные с религиозным страхом.

Как вы успели заметить, различные интернет источники не дают однозначного ответа о смысле слова религия. Такой же разброд и шатание имеется в изданных толковых словарях. К примеру:

  • Философский энциклопедический словарь дает следующее определение – религия это «благочестие, набожность, святыня, предмет культа»;
  • Краткая философская энциклопедия трактует это следующим образом – «восстановление или воспроизводство лиги, связи»;
  • Латино-русский словарь О. Петрученко в основе религии видит совестливое отношение к чему-либо. Вот его определения — 1. совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность; 2. совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное чувство.

Древние греки тоже имели схожее по смыслу понятие, у них оно обозначалось словом threskeia. В переводе оно означает «обряд, соблюдение культовых предписаний, обрядов», позднее, те же греки вкладывали в него уже другой смысл – «единство, совокупность верований и культовой практики». Об этом сообщает уже упоминаемый нами француз Э. Бенвенист в своем словаре индоевропейских социальных терминов.

Не остались в стороне индусы, у которых понятие религия заменилось словом дхарма (dharma) – санскритский термин. Корень слова дхар (dhar) — утверждать, поддерживать, защищать.

Санскрит крайне сложный язык, поэтому слово дхарма (dharma), в зависимости от контекста, приобретает различные окраски и оттенки. Ниже представлены различные варианты значения слова дхарма: учение, добродетель, цель жизни, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норма, форма, истина, условия, причина, порядок мироздания, природа и др.

Если говорить простым языком, то дхарма это некий свод правил, индивидуальный для каждого сословия (касты). По их верованию, человек, неукоснительно соблюдающий эти правила достигает цели данной жизни и в следующем рождении рождается в более высокой касте, либо освобождается от земного тела совсем, что для индуса благо.

Освобождение из круговорота рождений и смерти на санскрите звучит как «мокша» санскритская вязь выглядит так – (मोक्ष).

Ответ на вопрос «Что такое религия» от А. Хакимова. Ведический взгляд на это понятие

Исламская традиция имеет схожее понятие, которое передается словом «дин» (din). Изначально, в доисламской Аравии слово имело значения: власть, подчинение, обычай.

После исламизации слово пробрело смысл «безусловного подчинения Аллаху и его безграничной власти, придания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совершенствования в искренности веры».

Китайцы или правильно «чинайцы» имеют понятие chiao (цзяо)— учение.

У славян понятие религия сформировалось только в 18 веке. До него использовалось такие понятия как «вера», «верование». Несомненно, то, что религия не является тождественным понятием «вере», это тема отдельной статьи. Если вам это интересно, то подписывайтесь на обновление блога? чтобы не пропустить новый интересный материал.

Как можно заметить из вышеизложенного такое понятие как религия свойственно всем народам. Однако, его значение в русском языке размыто до невероятных размеров. То это «совестливость», то «возврат назад». То это «воссоединение», то «оковы».

Этимология слова «Религия»

Очевидно, что слово религия должно иметь более конкретную окраску. Но где взять источник, который бы достоверно ответил нам на вопрос о том, какой смысл несет в себе слово «религия».

Обратимся к русскому языку. Я, в числе, пока еще немногих, верю в то, что в славянских языках сохранился заложенный изначально богом код, дающий ответы на любые вопросы.

Наиболее приближенными к древнему праязыку, на котором говорило всё человечество в доисторические времена, считаются русский, украинский, белорусский, санскрит.

Разберем слово религия на составляющие и посмотрим, что нам это даст. Слово «религия» легко делится на логические составляющие «ре» и «лига».

  • «Ре» или «пере» имеет интуитивно понятное значение – переделка, редактирование, повтор чего либо.
  • Лига – всем известно, это объединение кого-либо. Какое-то единство, единение. К примеру, Лига наций.

Таким образом, этимология слова «религия» это переделка какого-то объединения, редактирование чего-то более раннего.

Поскольку значение слова религия неразрывно связано с верой в бога, с взаимоотношениями человека и бога, то логично будет предположить, что религия это искажение (переделка) изначальных отношений человека и бога.

Кому понадобилось вносить искажения и переделки в изначальные отношения человека и бога, это вопрос отдельный и не будет рассматриваться в данной статье.

Если уважаемый читатель имеет собственное мнение по поводу этимологии или происхождения слова религия, то буду рад, если вы выскажите его в комментариях.

Напоследок, предлагаю посмотреть несколько отрывков из выступлений различных людей, на интересующую нас тему.

Этимология слова религия? из фильма «Игры богов» С. Стрижак.

Смысл слова религия от ведагора А. Трехлебова

О религии от атеиста академика Андрея Фурсова.

И напоследок, о религии немного от сатирика Михаила Задорнова

Файл:Obelisk4.jpg

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

Большинство религий поддерживается священнослужителями.

Этимология слова «религия» Править

Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение и др.)

Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Поэтому и религию он определял как союз благочестия человека с Богом.

Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.

Структура религии Править

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Виды религий Править

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как зороастризм, иудаизм, христианство и ислам. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм.

Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.

Попытки научного осмысления религиозного опыта Править

Существует гипотеза о том, что религиозно-мистический опыт может быть вынесен из симптоматики эпилептических и других приступов, шизоидных расстройств, деменций, опыта терминальных состояний или употребления галлюциногенов.

По мнению психиатра Станислава Грофа, экспериментировавшего с влиянием ЛСД на психику, «переживание смерти и рождения, единения со Вселенной или с Богом, столкновение с демоническими явлениями или переживание „прошлых воплощений“, наблюдаемые в ЛСД-сеансах, оказываются феноменологически неотличимыми от подобных переживаний, описанных в священных писаниях великих религий мира и тайных мистических текстах древних цивилизаций» .

Галлюцинации могут происходить в некоторых пограничных состояниях ЦНС, которые могут в свою очередь вызываться переутомлением, высокой температурой, голоданием или неумеренным постом и другими событиями.

Вместе с тем, серьёзные трудности возникают при попытке описать деятельность основателей мировых религий как девиантное поведение, учитывая, что их учения потом становились основой для формирования новых цивилизаций. Устойчивость возникших на этой основе структур заставляет серьёзно усомниться в том, что они были продуктом больного ума. Так, исламская умма существует уже на протяжении почти полутора тысяч лет, несмотря на кровопролитные междоусобные войны, которые теоретически вполне могли бы разрушить ислам как идеологию (ср. с коммунизмом, фашизмом, нацизмом и другими социальными учениями, претендовавшими на замену религии как общественной силы). Точно так же христианство пережило суровые преследования первых четырех столетий своего существования и даже в наши дни развивается в сложных условиях государственного противостояния в таких странах как Китай, Индия, некоторые области России (См. Православие в Африке).

Кроме того, разные религии по-разному относятся к поиску экстатических и мистических видений, переживаний и откровений. Далеко не во всех религиях подобный опыт поощряется и принимается за подтверждение истинности веры. Например, в христианстве, по свидетельству профессора богословия А. И. Осипова, «все святые отцы и подвижники, опытные в духовной жизни, решительно предупреждают христианина о возможности впадения в т. н. прелесть, то есть в духовный самообман, при котором человек свои нервно-психические, а часто и бесовские возбуждения и порождаемые ими лжевидения принимает за откровения Божии».

Основные функции (роли) религии Править

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторская, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.
  • Психотерапевтическая — религия может быть использована как средство психотерапии.

По мнению Курцвейл Рэймон «основная роль религии — это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления».

Возникновение религии Править

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р. Докинза, изложенной в книге «Бог как иллюзия», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

В марксизме считается , что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум народа».

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о том, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не получили.

Некоторые исследователи полностью отвергают концепцию «дорелигиозного периода» и утверждают, что современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное.

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Религия и общество Править

Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Религия и уровень образованности Править

Согласно исследованиям почётного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании «интеллектуальная элита» намного чаще, чем обычные люди, причисляет себя к атеистам. По его мнению, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.

Однако профессор Гордон Линч, директор Центра Религии и Современного Общества колледжа Birkbeck в Лондоне, указал, что «в своем исследовании Ричард Линн не учитывает множество социальных, экономических и исторических факторов, которые также оказывают влияние на число верующих». По мнению Г. Линча проведение подобных параллелей между религиозностью и образованием может привести к упрощенному трактованию религии.

Доктор философии Беляев Д. О. пишет, что «имеющиеся исследования отрицают наличие прямой корреляции между религиозностью и развитием интеллекта.»

Доктор социологических наук Локосов В. В. из Института социально-политических исследований РАН констатирует, что «многовековой спор науки и религии теряет остроту. Претензия науки на рациональное преодоление религиозного мировоззрения, трактовка его как отсталого, ущербного выглядит неубедительно. Гонения религии на научные исследования фактически сошли на нет. Исторический опыт показал, что научные достижения человека, общества могут плодотворно сочетаться с религиозными ориентациями».

Религия и преступность Править

Существует оспариваемое мнение о том, что религия служит фактором, снижающим уровень преступности. По данным ФСИН темп прироста верующих среди осужденных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных, при этом доля верующих среди заключённых выше доли верующих в целом по России, заключённые значительно чаще посещают церковные службы.

В то же время, речь в указанных исследованиях идёт лишь о росте религиозности среди людей, которые уже попали в места лишения свободы, и ничего не говорится про уровень религиозности и конфессиональную принадлежность людей до совершения преступлений.

Религия и мораль Править

См. Мораль и религии.

Религия и политика Править

Религия может быть использована политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.

Религии и верования мира Править

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Архаические верования и обряды Править

Магия Править

Основная статья: Магия

В основе магии лежат как вера в сверхъестественные силы, так и стремление любыми способами воздействовать на эти силы, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.

Тотемизм Править

Основная статья: Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, сказках и мифах.

Анимизм Править

Основная статья: Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм Править

Основная статья: Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Религиозный синкретизм античного мира Править

Религия Древнего Египта Править

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д.

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима Править

Основная статья: Древнеримская религия

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.

Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.

Авраамические религии Править

Основная статья: Авраамические религии

Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм формировался, по меньшей мере, с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины. Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр.

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений (бремена неудобоносимые).

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное (а не кажущееся или мнимое) вочеловечивание Бога, его сознательную жертвенную смерть и воскресение.

Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку н. э. христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.

Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения.

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.

Индийские религии Править

Основная статья: Индийские религии

Религии, возникшие на Индийском субконтиненте. Основной концепцией индийских религий является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все индийские религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К индийским религиям относятся:

  • Индуизм
  • Джайнизм
  • Буддизм
  • Сикхизм

Мировые религии Править

Основная статья: Мировая религия

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.

Распределение численности последователей по конфессиям Править

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из числа верующих — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.

Направления в основных религиях Править

Направления в христианстве Править

  • Католицизм
    • Католическая церковь
      • Римско-католическая церковь
      • Восточнокатолические церкви
    • Старокатолицизм
  • Православие
    • Старообрядчество
    • Катакомбная церковь
  • Нехалкидонские вероисповедания
    • Монофелитство
      • Маронитская католическая церковь
    • Монофизиты
      • Копты
      • Армянская Апостольская Церковь
      • Эфиопская православная церковь
      • Маланкарская православная церковь
      • Сиро-яковитская православная церковь
    • Несториане
  • Протестантизм
    • Адвентисты Седьмого Дня
    • Англиканская церковь
    • Баптизм
    • Кальвинизм/Пресвитерианство
    • Квакеры
    • Лютеранство
    • Меннонитство
    • Методизм
    • Ученики Христа
    • Пятидесятники
    • Харизматы
    • Молокане
  • Парахристианские конфессии
    • Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней)
    • Свидетели Иеговы
    • Исследователи Библии
    • Виссариониты

Направления в иудаизме Править

  • Ортодоксальный иудаизм
    • Харедим
      • Хасиды
        • Хабад
      • Литваки
      • Сефарды
    • Религиозный сионизм
    • Ортодоксальный модернизм
  • Реформистский иудаизм
  • Консервативный иудаизм
  • Реконструктивистский иудаизм

Направления в исламе Править

  • Сунниты
  • Шииты
  • Салафиты
  • Суфиты
  • Хариджиты
  • Исмаилиты

Направления в буддизме Править

  • Тхеравада
  • Махаяна
  • Ваджраяна
  • Тибетский буддизм

Направления в джайнизме Править

  • Шветамбары
  • Дигамбары

Направления в индуизме Править

  • Вайшнавизм
  • Шиваизм
  • Шактизм
  • Смартизм

Религии Восточной Азии Править

  • Конфуцианство
  • Синтоизм
  • Даосизм
  • Као Дай
  • Бон
  • Дзогчен

Религии Евразии Править

  • Манихейство
  • Тенгрианство(Аћ)

Другие национальные религии и традиции Править

  • Зороастризм
  • Растафарианство
  • Язычество
    • Марийская традиционная религия
    • Шаманизм
    • Вуду
    • Магия
    • Неоязычество
      • Родноверие
      • Асатру
      • Викка

Исторические Править

  • Религия Шумеров
  • Религия Древнего Египта
  • Язычество славян
  • Древнегреческая мифология
  • Древнеримская религия
  • Митраизм
  • Религия Майя
  • Мифология ацтеков
  • Мифология инков

Синкретические учения Править

  • Сикхизм
  • религия Друзов
  • Караимизм
  • Церковь Объединения (мунисты)

Современные религии, духовные и мистические учения Править

  • Оомото-кё (Япония)
  • Вера Бахаи (Иран)
  • Бабизм
  • Спиритизм
  • Неошаманизм
  • Сатанизм
  • Неоязычество
  • Бурханизм
  • Неоиндуизм
  • Учение Ошо (Индия)
  • Учение Дона Хуана
  • Саентология
  • Раэлиты
  • Агни-Йога (Живая Этика)

Некоторые из этих религий считаются сестринскими религиями эпохи нью-эйдж.

Критика религии Править

Основная статья: Критика религии

Критика религии имеет длинную историю, начиная с первого столетия до н. э. в Древнем Риме и «О природе вещей» Тита Лукреция Кара и продолжая до настоящего времени с приходом Нового атеизма, представленного такими авторами, как Сэм Харрис, Дениэль Деннет, Ричард Докинз и Кристофер Хитченс.

Религия, как утверждают критики, устарела, пагубна для личности (например, промывание мозгов детей, лечение внушением, обрезание), пагубна для общества (например, священные войны, терроризм, расточительное распределение ресурсов), препятствует прогрессу науки и поощряет аморальные поступки (например, кровавые жертвоприношения и женоненавистничество).

Некоторые критики религии утверждают, что теистические религии и их священные книги не боговдохновенны, а на самом деле сфабрикованы не святыми человеческими личностями, созданы, чтобы разрешить социальные, биологические и политические проблемы. Некоторые критики религии сравнивают положительные аспекты религиозных верований (душевное утешение, организация общества, поощрение целомудрия) с их отрицательным сторонами.

Основная критика многих религий направлена на то, что они требуют веры в нерациональное, ненаучное или безрассудное. Эта критика опирается на несколько аспектов, таких как:

  • Религии часто постулируют факты, противоречащие научным доказательствам (например, эволюция, происхождение вселенной, чудеса);
  • Религии часто требуют неосмысленного поведения (например, ветхозаветный запрет на ношение одежды из смешанного материала или наказание детей за вину родителей);
  • Религии и их священные книги часто содержат противоречивые факты и истории (например, разница между четырьмя Евангелиями Нового Завета);
  • Некоторые религиозные аспекты неразличимы от сказок или суеверий (таких как астрология или Санта-Клаус)

Сильный атеизм как религия Править

Основная статья: Атеизм

Среди определённой части людей (в основном верующих) распространено убеждение, что, несмотря на противопоставление атеизма религии, сильный атеизм является лишь одной из разновидностей религии, так как любое мировоззрение, согласно их мнению, предполагает опору на недоказуемые аксиомы. Многие атеисты в свою очередь считают, что это вызвано непониманием терминов «религия» и «религиозная вера», а также желанием оскорбить атеистов. Согласно этой точке зрения, «атеисты не верят в Бога, следовательно, они верят в отсутствие Бога». Атеисты пародируют такую логику фразой «некурящий не курит табак, следовательно, он курит отсутствие табака». Близкой к этой точке зрения является убеждение, что атеизм можно считать разновидностью религии в тех случаях, когда атеист в своих взглядах опирается на предубеждения («меня учили, что Бога нет»), а не приходит к отрицанию религии, опираясь на логику и факты.

Многие попытки определить атеизм как религию сводятся к тезису «Религия — вера в Бога, атеизм — вера в Его отсутствие».

Атеисты усматривают необоснованность такого высказывания в неверной логической посылке: в неявном виде постулируется существование лишь одной формы мировоззрения — веры, и тем самым отрицается возможность опытного, научного познания окружающего мира.

Верующими усматриваются признаки религиозности в материализме некоторых атеистов, что выражается, например, в объявлении материи вечной, бесконечной, разумной (способной самостоятельно породить жизнь и разумные существа — людей).

Религия в культуре Править

Большое количество литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства отображают представления людей о религии и религиозных объектах.

Произведения искусства религиозного характера Править

Изобразительное искусство Править

  • Иконы
    • Иконография Богоматери
    • Иконография Иисуса Христа
    • Икона Святой Троицы

Файл:God2-Sistine Chapel.png

  • Фрески
    • «Сотворение Адама», фреска в Сикстинской капелле работы Микеланджело
  • Коран
  • Библия
  • Псалтирь
  • Стихотворные переложения Псалтири
  • Страсти Христовы (сборник)
  • Акафистник

Музыка Править

  • Аве Мария
  • Песнь Пресвятой Богородице
  • Акафист

Кино Править

  • Учебные фильмы по христианству

Религиозные темы в светской культуре Править

  • Тайная вечеря Леонардо да Винчи
  • Иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери

  • «Божественная комедия» Данте Алигьери
  • Код да Винчи
  • Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием d-moll
  • Гектор Берлиоз. Реквием
  • Джузеппе Верди. Реквием
  • Иоганнес Брамс. Немецкий реквием
  • Антонин Дворжак. Реквием
  • Альфред Шнитке. Реквием
  • Луиджи Керубини. Реквием до-минор (1816), Реквием ре-минор (1836)
  • Страсти Христовы

Примечания Править

См. также Править

30x30px

Портал «Религия»

30px

Религия в Викисловаре

30px

Религия в Викицитатнике

30px

Религия в Викитеке

30px

Религия на Викискладе

40px

Религия в Викиновостях

  • Бог и Дьявол — основные понятия религии
  • Религиозные символы
  • Природа и сущность человека
  • Гуглизм
  • Летающий Макаронный Монстр
  • Пастафарианство
  • Разумный замысел
  • Эволюционное учение
  • Бог как иллюзия
  • Атеизм
  • Агностик
  • Молитва
  • Философия

Литература Править

  • Книги по религиоведению в библиотеке Гумер
  • Юрий Семёнов. «Возникновение религии и её первая, исходная форма — магия»
  • Юрий Семёнов. «Основные этапы эволюции первобытной религии»
  • Юрий Семёнов. «Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия»
  • Альберт Эйнштейн. «Религия и наука»
  • Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. — 436 с — ISBN 5-9228-0243-7
  • Яницкий И. Н. Физика и религия. Рекомендации по уменьшению уровня потерь в масштабах цивилизации. — М.: Изд. Агар, 1998. ISBN 5-89218-080-8

Апологетика Править

Критика Править

Ссылки Править

Шаблон:Мировоззрение

Берегись автомобиля

В Википедии есть статья

«Береги́сь автомоби́ля» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым.

Цитаты из фильма

  • — Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится.
  • — Здравствуй, Люба. Я вернулся.
  • — Я не настолько богат, чтобы оплачивать ещё и стихийные бедствия.
  • — Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины.
  • — Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль.
  • — В гостеприимных стенах нашего Дома культуры созданы все условия, чтобы люди разных профессий приобщались к Мельпомене, которая была, как известно, понимаете, музой.
  • — Я узнал вас.
    — А… это не я!
    — Это ж вы говорили: «А судьи кто?»
    — Я про судей ничего такого не говорил…
  • — Ведь, кроме того, актёр должен где-то работать. Нехорошо, если он… неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре!
  • — Кого мы только не играли в своих коллективах! Лучше не вспоминать. Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
    — И замахнёмся! А что?
  • — В чём дело, гражданин?
    — Смотрю.
    — Что, в зоопарке, что ли? Вон телевизор, смотрите!
  • — Вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете.
    — Ну тогда, пожалуйста, угоните вместе со мной. Я опаздываю на поезд.
  • — Кто свидетель?
    — Я! А что случилось?
  • — И не надо грубить. А то я вас выведу с поля… эээ… с репетиции.
  • — Евгений Александрович, вот это место: «Оставьте, ради бога!»
    — Оставьте. Перерыв.
  • — Да-да, сигареты «Друг». Собака на этикетке, 30 копеек.
    — Вообще-то я курю «Беломор», но «Беломора» не было.
    — «Беломора» не было — это вы верно заметили. Поэтому он и купил сигареты «Друг».
  • — И главная примета — сутулый.
  • — А как вы собираетесь ловить главаря?
  • — Товарищи! Прошу всех на второй тайм!
  • — На лису пойдёте, на волка?
    — На медведя!
    — На волка. Она шутит.
  • — Семицветов, она у тебя блондинка!
    — Бежевенькая!
  • — Прокати нас, Ди-ма! Прокати нас, Ди-ма!
  • — Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение.
  • — Понимаешь, Люба, везде понаставили капканов…
  • — У кого нога?
    — Этa нога — у того, у кого надо нога.
  • — Дима, у Топтунова дачу отбирают!
    — Кто отбирает?
    — Ты что, дурак?
  • — С жульём, допустим, надо бороться!
    — Ну почему он жулик? Человек умеет жить.
  • Ты мне скажи, на какие заработки заместитель директора трикотажной фабрики отгрохал себе двухэтажный особняк?
  • — Мы будем просто-таки нещадно бороться с лицами, живущих на, допустим, нетрудовые доходы!
  • — Вот дам тебе просто-таки коленом — и вылетишь с моего участка!
  • — Папа, мне уже надоел ваш солдафонский юмор.
  • — А чё задаёсси, зять? Ты кто такой есть?
    — Это моя дача!
  • Пускай все слышат: это моя дача!
  • А ты это докажи.
  • — Ты вообще живёшь на свете по доверенности.
    — Пшёл отсюда!
    — Не трожь собачку! Машина на имя жены, дача на моё имя… Ничего у тебя нет! Ты голодранец!
    — Ну, почему… Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему бы… Я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться. Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда всё это кончится?
    — Никогда!.. А что ты собственно имеешь в виду? Ты знаешь, что я могу просто-таки-напросто-таки за это с тобой сделать?
    — Я знаю… знаю…
    — А-а, боится! Гы-гы-гы…
  • — Тебя посодют, а ты не воруй!
  • — Твой дом — тюрма!
  • — Что делать? Что делать?
    — Сухари сушить!
  • — Надо дать следователю в лапу!
    — Ты с ума сошла! «В лапу»! Сумасшедшая!
    — Надо дать много, тогда он возьмёт!
  • — Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя — родную дочь сотру в порошок!
  • Этот тип всегда должен помнить, кто я такой есть! А он рядовой жулик!
  • Всё-таки надо тебе дать коленом, надо!.. Ха-ха… Н-надо!
  • — Вы знаете, у нас заедает правый поворот.
    — Поглядим.
    — Да, а при переключении скорости такой звук: тук-тук-тук…
    — Послушаем.
    — А ещё, знаете, у нас перегревается правое переднее колесо.
    — Пощупаем.
    — Да, а позавчера весь день в машине пахло бензином.
    — Понюхаем.
    — Мне кажется, там…
    — Вы отоприте гараж-то!.. А где машина-то?
  • — Детектив без погони — это как жизнь без любви.
  • — А чего это ты от меня удирал?
    — Привычка: ты догоняешь — я удираю.
    — И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю.
  • — Я всегда говорил, что это талантливый преступник. Может быть даже, он талантливей меня.
    — Этого не может быть!
    — Нет, в жизни это бывает.
  • — Ну всё-таки почему у вас все деньги одними рублями? Это что-то подозрительное. Нехорошо.
    — А вы что, прокурор? Я не спрашиваю, откуда эта машина, почему нет документов.
    — А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что.
    — Я тебе тоже могу рассказать откровенно: я — пастор. Эти ру́бли — пожертвование Ему. Ну… осталось немножко…
    — И вы верите в Бога?
    — Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо. Будете пересчитывать?
    — Буду!
  • — Магнитофон «Грюндиг», четыре дорожки, стереофония, элегантный внешний вид. Вещь редкая, уйдёт в минуту.
  • (Семицветовы покупают капкан на угонщика)
    — Как действует?
    — Сюда кладёте приманку. Приманка-то у вас есть?
    — Есть, есть.
    — Ну вот, зверь крадётся, крадётся, и…
  • — Положь птичку!
  • — Жениться нужно на сироте…
  • — У Деточкина есть очень много всяких болезненных родственников в разных городах Советского Союза.
  • — Скажите, какие у страхового агента могут быть командировки?
  • — Ты доигрался в своём народном театре. К тебе заходил следователь!
  • — А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»?
    — Слушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было! И потом, почему вы перешли на прозу?
  • — Перестаньте, перестаньте махать саблей!
  • — Мама такая хорошая, про паровоз поёт.
  • — Простите, а вы не псих?
    — Нет. У меня и справка есть.
  • — Сейчас принесут свежее пиво, только что завезли. И воблы подадут.
    — А воблу только что поймали?
  • — Ты посмотри на себя, ведь ты же… идиот!
  • — Зачем вы это сделали? С каких пор вы стали угонять машины у честных людей? Где же ваши принципы?
    — Э, нет! Это машина Стелькина, а он взяточник.
  • — Какой ещё Стелькин?! Это машина известного учёного! Доктора наук!
    — Минуточку, я сейчас сверюсь с картотекой.
    — Картотека у него! Картотекой! Бюрократ несчастный!
    — Это машина Стелькина, а он взяточник!.. Не может быть… Неужели я ошибся?
  • — Вы сейчас же перегоните «Волгу» её владельцу. А вам я советую, очень советую, явиться ко мне, как говорят, с вещами!
    — А спектакль?
    — Спектакля не будет!
  • — Да, не забудьте сказать: «Быть или не быть».
  • — «Горацио, я гибну. Мать, прощай!»
    — Юра, я здесь!!!
  • — Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию!
  • — Товарищи, деньги ещё никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах.
  • — Он, конечно, виноват. Но он… не виноват!
  • — Свободу Юрию Деточкину!
  • — Я не мог этого терпеть. Ведь воруют! Много воруют. Я ведь вам помочь хотел, граждане судьи.

Цитаты из сценария

    Через пятьдесят минут Деточкин прибыл в центр города. Тысячи москвичей в хорошем московском темпе бежали по улицам, скрывались в тоннеле подземного перехода, выбегали из-под земли и вновь исчезали в кратере метро. К остановке подъезжали троллейбусы. Сквозь их стеклянные стены, как товары в витрине, были видны пассажиры. Деточкин терпеливо стоял на остановке и чего-то ждал. Прошло около часа. За означенное время от остановки отъехало двадцать три троллейбуса. Ни в один из них Деточкин не сел. Когда подошел троллейбус двадцать четвертый по счету, Деточкин засуетился. Он сошел с тротуара, обежал машину спереди и заглянул в окошко водителя.
    ― Люба! ― сказал Деточкин ненатуральным голосом. ― Здравствуй, Люба! Я вернулся!

    — Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, «Берегись автомобиля», 1966

    Цитаты о фильме

      В «Берегись автомобиля» Папанов сочинил большую часть текста. Во всяком случае, того текста, который ушел «в народ»: «Свободу Юрию Деточкину!», «Что делать? Сухари сушить!» и многое другое. И состоялся даже некоторый бунт партнёров: Папанов выпадает из ансамбля! То есть играет слишком ярко. Мало кто из актёров его уровня так слабо был озабочен карьерой.

      — Дмитрий Щеглов, «Последнее лето Папанова», 2003

      Что такое религия — ее функции и виды, мировые (христианство, ислам, буддизм) и национальные религии

      24 октября 2019

      Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы задумывались, почему религия на протяжении многих веков управляет сознанием людей? Почему не теряет значимости в наше время?

      Ну, с древним человеком понятно. Необычные явления природы, катаклизмы нужно было как-то объяснить, «оправдать» для себя. Первым шагом была мифология, а уже потом на ее почве возникло язычество – вера во многих богов. Люди поклонялись солнцу, ветру, небу из-за банального страха перед непознанным.

      Век технического прогресса раскрыл тайны природы, разложил по полочкам ответы на загадки, объяснил суть явлений. Но религиозное мировоззрение продолжает оставаться частью современной жизни. Почему?

      Может, ответ кроется в самом понятии? Давайте вместе попробуем разобраться, что такое религия, какие таинственные ниточки она использует для управления людьми.

      Религия — что это такое

      Слово «религия» позаимствовано из латинского языка. Латинское religare означает «связывать их, соединять», а religio – «святыня, благочестие».

      Таким образом, религия – это совокупность взглядов людей (это не я говорю, а определение, потерпите – без него никак), основанная на общей вере в сверхъестественное. Построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов.

      Есть и другие определения религии, но суть сводится к одному:

      это коллективное поклонение божественным силам, особое отношение человека к миру, самому себе, определенное видение смысла жизни.

      Любая религия состоит из трех частей:

      1. религиозного сознания;
      2. культа (кому, как поклоняться);
      3. организации, то есть четкого разделения на простых верующих и руководителей.

      Религиозное сознание тесно связано с верой, часто эти слова употребляются как синонимы.

      Вера – это безоговорочное принятие чего-либо за истину, без поиска доказательств и лишних рассуждений.

      Да, вот так – вера либо есть, либо нет. Промежуточного состояния попросту не бывает.

      Признаки религии это:

      1. Иррациональность (вера в абсолютную истинность)
      2. Догматизм (не требуется никаких доказательств)
      3. Ритуальность (молитвы и другие священнодействия)
      4. Вера в сверхестественное
      5. Необоснованность

      Функции религии

      Каждый человек (ну, почти) подсознательно хочет быть защищенным. Чтобы кто-то добрый, мудрый, справедливый пришел на помощь в трудную минуту, уберегал от бед и несчастий.

      Ведь часто бывает так, что люди приходят к вере после того, как в жизни случилось что-то страшное, непоправимое – потеря близкого человека или неизлечимая болезнь, например.

      Отсюда вытекают основные функции религии, то есть, как она воздействует на общество:

      1. Мировоззренческая функция — формирование определенной картины мира у своих последователей.
      2. Ценностно-смысловая — ответ на вопросы о смысле жизни и выработка основных ценностных ориентиров.
      3. Психологическая (компенсаторная функция) — утешение в трудную минуту (облегчает страдания) через молитву, медитацию или обращение к богу.
      4. Коммуникативная функция — объединяет людей, дает возможность общаться и не чувствовать себя одиноким.
      5. Культурно-транслирующая — передача культурного наследия из поколения в поколение.
      6. Воспитательная функция — прививает правила, навыки поведения.
      7. Регулятивная — упорядочивает стремления и деятельность человека.
      8. Интегрирующая — объединяющая группу верующих и противопоставление ее другим религиям.

      Наука говорит, что зачатки религиозных верований возникли целых 40000 лет назад. Факт подтверждают найденные захоронения первобытных людей, рисунки в пещерах. Представьте себе, потребность в защите у человека нисколько не уменьшилась со временем, мы также порой бываем беззащитны перед непреодолимыми обстоятельствами.

      Виды мировых религий

      Не думайте, что в древнем мире веровали все одинаково. Уже тогда существовали разные виды религий, которые отличались между собой объектами или субъектами поклонения (то есть это были неодушевленные предметы или живые люди).

      Посмотрите, какие верования были распространены. Термины, конечно, придумали гораздо позже, так что наши древнейшие предки сами не знали, что их вера так называется:

      1. Тотемизм – священным считались какие-то предметы, животные или растения, магической защитной силой наделялся тотем (оберег).
      2. Фетишизм – сверхъестественные способности приписывали неживому предмету, например, камню или черепу животного. У него просили помощи и защиты.
      3. Шаманизм – все племя поклонялось шаману, который умел разговаривать с духами, советоваться с ними, а затем передавал их требования людям.
      4. Анимизм – верили, что душа есть не только у человека, но и у всех окружающих предметов и явлений природы, причем после смерти она продолжает существовать.

      В современном мире, как ни странно, число религий не уменьшилось, а, напротив, выросло. Возникали они не одновременно, у них разное число последователей. Некоторые древние формы в немного видоизмененном виде по-прежнему продолжают существовать. Всего насчитывается не меньше ста религиозных конфессий (направлений).

      Безусловно, больше всего последователей имеют мировые религии (на то они и «мировые», правда?). Это значит, что их исповедуют народы самых разных стран.

      К мировым религиям относятся:

      1. Христианство
      2. Ислам
      3. Буддизм

      Первые две из них – монотеистические, основываются на почитании одного бога.

      Христианство — это самая массовая мировая религия

      Насчитывает приблизительно 1,5 млрд верующих. Возникновение связывают с рождением Иисуса Христа – сына Бога и простой девушки Марии. Это произошло в Палестине, на востоке Римской Империи. От рождения Иисуса теперь отсчитывает летоисчисление все человечество, поэтому смело можно говорить, что христианство возникло в I веке новой эры.

      У Иисуса Христа было 12 учеников – апостолов, один из которых оказался предателем. В 33 года Иисуса распяли на кресте, после чего он воскрес на третий день и вознесся на небо.

      Основа христианской религии – это вера в единство Бога Отца, Сына и Святого Духа, а также спасение души через посты и молитвы. Главная книга – Библия, состоящая из Ветхого и Нового Завета, символ – крест.

      В христианстве три направления:

      1. православие
      2. католицизм
      3. протестантизм

      Разделение произошло в 1054 году из-за разногласий между

      Папой Римским и константинопольским патриархом. Православие исповедуют Россия, некоторые страны СНГ и Восточной Европы, католицизм – Западная Европа, Литва, Чехия, Польша. Протестантизм распространен в США, Канаде, Австралии, Великобритании.

      Ислам — это самая молодая мировая религия

      Приблизительно 1,3 млрд верующих. Основателем является пророк Мухаммед. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами, а поклоняются они Аллаху. Это самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Мекке.

      В 40 лет Мухаммед стал слышать голоса ангелов и даже самого Аллаха. Они приказывали ему исповедовать новую веру и диктовали содержание Корана – книги, священной для мусульман. Символами ислама стали звезда и полумесяц.

      Догматы Корана (это такие правила, которые диктуют нормы поведения) мусульмане выполняют неукоснительно: совершают ежедневные молитвы – намаз, соблюдают посты, не употребляют алкоголь.

      Это называется «жить по закону Шариата». Так же, как христианство, ислам учит о бессмертии души и возможности спасти ее после смерти.

      Основные, самые крупные направления ислама – суннизм и шиизм, но есть и другие. Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке, шиизм – в Азербайджане, Иране, Ираке.

      Буддизм (приблизительно 300 млн последователей)

      Зародился еще в VI веке до н.э. Основателем был сын раджи (правителя) Индии Гаутама. С детства мальчика окружала роскошь, он не знал, что в мире существуют страдания. Радже предсказали, что его сын станет царем или Учителем.

      Гаутаму всячески оберегали от жестокости и несправедливости. Только в 30 лет он впервые случайно встретил прокаженного старца и похоронную процессию, увидел страдающих людей. Они произвели на Гаутаму большое впечатление, он стал много размышлять, медитировать.

      В итоге достиг состояния нирваны (блаженства, полного покоя), стал первым просветленным человеком – Буддой.

      Существует мнение, что буддизм нельзя в полной мере относить к религиям, так как его приверженцы никому не поклоняются. Их главная цель – преодолеть страдания, избавиться от земных желаний, достичь нирваны.

      Национальные религии

      Не все религии мира широко распространены (не путайте, пожалуйста, с мировыми религиями). Есть и такие, которые сложились в рамках одного государства, народа или поселения.

      Это – национальные религии, вот их список:

      1. иудаизм (Израиль);
      2. индуизм, джайнизм (Индия);
      3. даосизм, конфуцианство (Китай);
      4. синтоизм (Япония).

      Некоторые племена Африки, Азии, Океании до сих пор сохранили верования древних предков – фетишизм, тотемизм, анемизм.

      Религия — это одна из форм культуры

      Мы выяснили, что религия устанавливает нормы поведения, регулирует отношения людей, даже наполняет жизнь смыслом (повезло же тем, у кого его не было). В процессе развития религиозные обычаи тесно переплетались с культурными традициями разных народов. Настолько тесно, что их уже не разделить.

      Например, христианский обычай печь блины и жечь соломенную куклу на масленицу уходит корнями к язычеству, поклонению богу солнца Ярило. Таких примеров можно привести бесконечное множество. Поэтому ученые рассматривают религию как одну из форм культуры, результат человеческой деятельности.

      Подводим итоги. Получается, что религия сегодня совершенно не утратила ценности. Она также нужна людям, как много веков назад. Процент верующих людей примерно одинаковый в высокоразвитых и развивающихся странах.

      Верить или нет – личное дело каждого человека, мы же просто констатировали факты.

      Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

      * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

      Подборки по теме

      • Вопросы и ответы
      • Использую для заработка
      • Полезные онлайн-сервисы
      • Описание полезных программ

      Использую для заработка

      Что такое религия? (+ВИДЕО)

      Всякая ли вера – религия? Можно ли определить суть религии исходя из этимологии этого слова? Что непременно должна включать в себя религия? И как квалифицировать те учения, которые допускают существование Бога, но не видят Его связи с человеком и миром?

      Здравствуйте! Продолжаем цикл бесед по апологетике – и продолжаем с темы, которая на первый взгляд может показаться скучной, ненужной, академической: что такое религия? Но эта тема, тем не менее, очень важна для того, чтобы впоследствии подойти к более серьезным, непосредственным проблемам отношений между религией и наукой, между религией и нашей жизнью.

      Я не оговорился: я говорю именно о религии, а не о христианстве. Мы будем говорить, конечно, прежде всего о христианстве, а точнее – о православном христианстве, о его отношении ко всем областям нашей жизни, но ведь нужно признать сначала, что христианство – это религия.

      Можно ли считать «религией» атеизм?

      Так чем же отличается религиозное мировоззрение от нерелигиозного? Казалось бы, вопрос простой, очевидный, но при попытке ответить на него возникает много трудностей, недоумений и даже грубейших ошибок, которые приводят апологета или просто православного христианина ко многим серьезным ошибкам и заблуждениям. Например, очень часто приходится слышать такую фразу: «Все люди верят. Одни верят, что Бог есть; другие верят, что Бога нет, – и то и другое недоказуемо». Все мы помним эти слова из замечательного советского фильма «Берегись автомобиля». Да, вроде бы правильно всё сказано: о человеке, который не верит в Бога, можно говорить, что он верит в то, что Бога нет. Он свое неверие не доказывает. Но для атеиста эти слова звучат как очевиднейшая глупость: образованный атеист никогда с таким подходом не согласится. Он никогда не скажет: «А зачем мне доказывать, что Бога нет?» Он может обратиться к нам с требованием: «А докажите, пожалуйста, что нет Деда Мороза, что нет кентавров. Ах, вы не можете доказать, что нет Деда Мороза?! Значит, вы, наверное, верите. Вы – тайный дедоморозопоклонник». Поэтому атеист скажет: «Мне не нужно доказывать, что Бога нет, это вам нужно доказывать, что Бог есть. А я без Бога прекрасно обхожусь, как мы, взрослые люди, прекрасно обходимся без Деда Мороза. Ну, разве что, может быть, на детском утреннике играем роль Деда Мороза иногда сами». «Поэтому атеизм – это не религия, – скажет любой подкованный грамотный атеист. – И нельзя говорить, что не-вера в Бога и вера в отсутствие Бога – это одно и то же».

      С другой стороны, если согласиться с позицией, что любой человек верит и все люди религиозны, то тогда в чем же проблема? Зачем нужна проповедь веры? Чем отличается верующий во Христа от верующего в отсутствие Христа? Нет, такой подход явно не годится.

      Альберт Эйнштейн и «своя религия»

      Второй вопрос: многие люди называют себя религиозными, но при этом не ходят в храм, не соблюдают посты, не молятся, то есть не делают того, что считает должным, обязательным делать любой нормальный верующий человек, неважно, кто он – христианин, мусульманин, даже язычник. Но при этом такой «религиозный» человек говорит: «У меня своя религия!» Много таких людей называют среди великих ученых. Очень часто упоминают в этом ряду имя Альберта Эйнштейна. Одни говорят, что он явно религиозен, другие говорят: «Нет, ну что вы! Эйнштейн – явно атеист!» Берут его фразы из статей «Религия и наука», «Наука и религия», или же из его знаменитого письма к Морису Соловину, где Эйнштейн говорит: «Я не могу найти выражения лучше, чем религия, для обозначения веры в рациональную природу реальности. Там, где отсутствует это чувство, наука вырождается в бесплодную эмпирию». Да, явно Эйнштейн говорит о себе, что он религиозный человек. А с другой стороны, тот же Эйнштейн говорит, что «Бог, вознаграждающий за заслуги и карающий за грехи, немыслим по той простой причине, что поступки людей определяются внешней и внутренней необходимостью, вследствие чего перед Богом люди могут отвечать за свои деяния не более, чем неодушевленный предмет за то движение, в которое он оказывается вовлеченным». Бог никак не влияет на нас, нет Бога как Личности. Вот и возникает вопрос: религиозен ли Эйнштейн или нет? Религиозен ли тот человек, который говорит, что «Бог в моей душе» и поэтому в церковь ходить не нужно, а посты соблюдать тем более глупо и даже вредно? Вот и давайте сначала разберемся с вопросом: а что такое религия?

      Связь с Богом или воссоединение с Богом?

      «Определение религии сложно и дискутируемо» – единственное нормальное определение в «Википедии»!

      Как ни странно, этот кажущийся на первый взгляд простым вопрос вызывает огромные трудности у религиоведов. В настоящее время насчитываются десятки, если не сотни определений того, что такое религия. Я посмотрел в «Википедии», в ее разноязыких вариантах, как определяется слово «религия». Меня позабавило определение религии в итальянской «Википедии» – очень простое: «Определение религии сложно и дискутируемо». Единственное нормальное определение, которое я нашел.

      Кстати, можете сами посмотреть, как определяется религия в энциклопедиях на тех языках, в которых чувствуете себя немножко разбирающимися, – увидите огромнейшее разнообразие.

      А может быть, само слово «религия» поможет нам определить, что это такое? Считается, что слово происходит от латинского «religare» – «соединять, связывать», поэтому религия определяется как связь человека и Бога. Но уже здесь возникает вопрос: если религия – это связь человека и Бога, то тогда, допустим, язычество, как наиболее яркий для нас пример ошибочного учения, – не религия? Потому что, как пишет апостол Павел, «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10: 20). Какая связь с Богом может быть в язычестве? Вот и выходит, что если религия есть связь с Богом, то язычество – это не религия. Но с этим не согласится ни один человек. Язычество – это одна из религий.

      Блаженный Августин предполагает, что слово «религия» происходит от «re-eligere» – «воссоединять»

      Точка зрения, что слово «религия» происходит от латинского religare – это лишь одна из многочисленных точек зрения, предложенная римским христианином Лактанцием. И великий Августин, один из величайших отцов Церкви, уже не соглашается с Лактанцием. Он тоже не знает, каково происхождение этого ставшего знаменитым слова «религия». Но по смыслу, предполагает Августин, оно, скорее всего, происходит от «re-eligere» – «воссоединять». Религия – это стремление восстановить утраченную связь человека и Бога, ту связь, которая была до грехопадения, ту связь, которую потеряли мы вследствие этого грехопадения и ищем ее восстановить. Может быть, ищем ее сами – создаем языческие, то есть народные, религии, начиная поклоняться твари вместо Творца, как пишет апостол Павел. Кто-то поклоняется солнцу, морю, земле, видя в них проявление той какой-то могущественной силы. А кто-то поклоняется истинному Богу, потому что Бог тоже ищет связь с человеком – Он заключает с ним завет, Ветхий Завет, затем Сам приходит к человеку, дает человеку новые заповеди, Новый Завет. Это тоже стремление восстановить ту утраченную связь. Или мы сами, или Сам Бог. Августин, наверное, более прав.

      Существуют и другие версии происхождения слова «религия», на которых мы не будем останавливаться: версии, предложенные Цицероном, Сульпицием Сервием и т.д. Поэтому современные религиоведы предпочитают не обращать внимание на значение этого слова, которое было непонятно уже древним римлянам, а смотреть на некоторые сущностные черты этого феномена.

      Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент фрески

      «Организованное поклонение высшим силам» – и только?

      И здесь обнаруживается, что религия – достаточно емкое, глубокое, обширное явление, которое включает в себя столь много важнейших положений, что даже не сразу разберешься, какие из них важнейшие, а какие нет. Мне очень нравится то определение религии, которое дал знаменитый русский философ князь Сергей Трубецкой в статье «Религия», написанной для словаря Брокгауза и Эфрона. Князь Сергей Трубецкой пишет: «Религия – это организованное поклонение высшим силам». Всего лишь четыре слова, но каждое на своем месте.

      Во-первых, религия – это всегда организация. Так, в христианстве мы говорим о Церкви. С другой стороны, религия обязательно включает в себя культ, выраженный здесь словом «поклонение». В-третьих, религия всегда подразумевает существование некоего сверхъестественного мира, в этом определении показанного словом «высшим». И это не просто мир статичный – это мир действующий, активный: «высшим силам». Емкое, хорошее определение, но здесь много чего нет. Нет, например, учения о бессмертии души, нет учения о святости. Знаменитый немецкий религиовед Рудольф Отто включает это понятие «святое, священное» в своей знаменитой книге, которая так и называется – «Священное».

      Поэтому одно из самых популярных, по крайней мере в русском религиоведении, определений религии дает профессор МГУ В. Гараджа, который пишет, что «религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, то есть культ, основанные на вере в существование одного или нескольких богов, священного, то есть той или иной разновидности сверхъестественного». Это точка зрения ученого. Я не знаю, Гараджа – человек верующий или атеист, не знаю, к сожалению, о его личном отношении к Богу, и тем более ценным мне кажется это определение. Определение, которое показывает, что религия включает в себя целый мир.

      Религиозный человек не может замыкаться сам в себе – он должен быть всегда членом Церкви. Религиозный человек не должен говорить, что достаточно какого-то моего внутреннего размышления, – этот человек должен всегда соблюдать некоторый культ. Религиозный человек всегда обязан соблюдать некоторые заповеди: безнравственный христианин, согласимся, такое же логически бессмысленное выражение, как круглый квадрат или обезжиренное сало. Если ты христианин, то ты обязан соблюдать по крайней мере десять заповедей Моисеевых и стремиться соблюдать Заповеди Блаженства.

      Если ты христианин, если ты называешь себя человеком религиозным, то ты обязан знать, во что ты веришь. Так, в Православии мы всегда на Литургии поем Символ веры, показывая хотя бы основные азы того, в Кого мы верим.

      Без любви к Богу, без страха Божия не может быть религии

      И, конечно же, должен быть страх Божий – основа премудрости: без любви к Богу, без страха Божия также не может быть религии, иначе религия превращается в какое-то начетничество, фарисейство.

      Дело до всего

      Так что религия – это целый мир. И очень печально слышать от наших оппонентов-атеистов, противников Церкви призывы «не вмешиваться в дела» – в дела политики, школы, спорта: мол, «ваше дело – это воспитание нравственности». Да, безусловно, воспитание нравственности – это важное – может быть, одно из самых важных – социальное служение христианина.

      Религия – это мировоззрение, а мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир и место человека в этом мире. Поэтому религиозный человек всегда имеет мировоззрение, у него всегда есть свои взгляды. Они могут быть правильными, могут быть научными, могут быть ошибочными, но они обязаны иметь место.

      А если, возвращаясь к теме предыдущей беседы, мы все-таки с вами веруем во Христа, то есть веруем в Истину, то наше христианское мировоззрение, православное мировоззрение обязано включать в себя и истины научные, и истины нравственные, и истины эстетические, и любые истинные учения. Нельзя, по моему убеждению, быть истинно религиозным человеком – истинно религиозным православным христианином – и выбрасывать из сферы своего знания, жизни, действий ту огромную область культа, знания, наук, чувствований. И, безусловно, нельзя выбрасывать важную область нравственного поведения – именно потому, что Сам Господь устами апостола Иоанна нам говорит: если ты говоришь, что Бога, Которого не видишь, любишь, а ближнего, которого видишь, не любишь, то ты лицемеришь (см.: 1 Ин. 4: 20). Возлюбите друг друга – вот в этом смысл новой заповеди, которую дает нам Христос. Возлюби Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением твоим и ближнего твоего как самого себя – в этом весь Закон и пророки. Этих слов, посвященных любви к ближнему, к другому человеку, мы в Евангелиях, в Посланиях апостолов можем найти десятки, и мы понимаем, что это критерий нашей истинной веры, нашей истинной религиозности.

      Виктор Лега

      А пантеизм и деизм – религии?

      Поэтому, возвращаясь к тем проблемам, с которых я начал сегодняшнюю нашу с вами беседу, я повторю: религия – это не любая вера. Нельзя сказать, что атеист – это религиозный человек. Атеист – не религиозный. Примерно так же, как нельзя сказать, что слепец – это своеобразная форма зрения. Нет, слепота – это отсутствие зрения, атеизм – это отсутствие религии. С другой стороны, да, бывают сложные формы отношений человека и Бога. Тот же Эйнштейн говорит: «Без религии не бывает науки», но при этом он не верит в Личного Бога. Мировоззрение Эйнштейна правильнее было бы назвать словом «пантеизм» – он сам и называет себя пантеистом. Он сторонник религии Спинозы: «Бог и мир – это одно и то же». Да, в пантеизме нет Личного Бога, Бога-Творца, но в пантеизме Бог есть – вот такого рода религиозно-философское учение занимает как бы промежуточную позицию между атеизмом – полным отрицанием существования Бога – и теизмом – учением о Личном Боге, о Боге-Творце, Боге-Промыслителе.

      В деизме нет главного – нет культа, молитвы, общения человека и Бога

      Некоторые мыслители идут на другой компромисс: они разделяют учение, которое получило название деизм – от латинского слова Deus (Бог). Деизм утверждает, что Бог сотворил мир, дал ему законы, дал человеку законы нравственности, а дальше как бы от мира отстранился, а мир действует, как заведенная машина, самостоятельно. Бог не промышляет, Он наблюдает за сотворенным Им миром. Эта концепция очень многих ученых устраивает: они говорят: «Мы верим в Бога», но при этом говорят и так: «Чудес не бывает, потому что Бог в этот мир не вмешивается. Мы спокойно можем познавать законы природы, спокойно можем заниматься наукой». Но деисты называть себя людьми религиозными никак не могут, потому что в деизме нет главного – нет культа, нет молитвы, нет общения человека и Бога, нет страха Божия, нет любви к Богу. Как можно бояться того, кто никак в этот мир не вмешается? Как можно любить того, кто от этого мира отстранился и не желает спасения сотворенных им существ?..

      Такого рода концепции – деизм и пантеизм – принято называть религиозно-философскими, отличая их от собственно религии, которая включает в себя, повторяю, целостный комплекс: и догматику – основу вероучения, и культ, и нравственные положения, и эмоциональное отношение к Творцу, и какую-то общность, общину, и отношение к Богу как к чему-то священному, и учение о бессмертии души и пр.

      ***

      Возникает и много других вопросов, которые, боюсь, мы с вами сегодня не успеем рассмотреть. Часто спрашивают: а как относиться к определенным религиям, например, к буддизму? Есть ли там учение о Боге, или там чистая нирвана? К сожалению, рамки наших бесед не позволят ответить на все подобные вопросы, но главное, что мы с вами должны иметь в виду: религия – это целый сложный мир, и каждая из современных религий отвечает на эти вопросы, которые мы выделили в качестве существенных для того, чтобы отделить религиозное мировоззрение от нерелигиозного. А как же эти все сущностные черты религии проявляются в нашем мире, как они относятся к конкретным ситуациям – к науке, к нравственным, к философским проблемам, об этом мы поговорим в наших следующих беседах.