Петровский монастырь Ростов великий

Петровский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Ярославская митрополия, Ярославская епархия, Ростовский благочиннический округ
Настоятель — игумен Климент (Новиков)

Богослужения проводятся ежедневно в храме Похвалы Божией Матери:
В будние дни: Начало утрени в 7.30
Литургия с 9.30
По субботам: Всенощное бдение с 17.00
В воскресные дни: Литургия с 9.00

Проезд: от автовокзала на любом городском автобусе до первого микрорайона, далее автобусом №4 до конечной остановки

kancelyria@yareparhia.ru 8(48536)6-86-52 http://www.petrov-mon.ru Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, Ленинградская улица, 13Идет
История:
Петровский монастырь, заштатный, близ Ростова, на берегу озера Неро. Основан во 2-ой половине XIII века ордынским царевичем Петром (см. 29 июня). Монастырская соборная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла построена в 1684 году на месте деревянного храма, сооруженного основателем обители, мощи которого почивают под спудом в приделе, посвященном его памяти, в серебряной раке, устроенной в 1803 году. Соборный храм замечателен также иконостасом с иконами древнего письма; особенное внимание обращает на себя икона преподобного Петра царевича с житием, в посвященном ему приделе. Над гробом преподобного Петра царевича стоят три принадлежавшие ему иконы: Богоматери Одигитрии, святого Николая чудотворца и великомученика Дмитрия, замечательные по превосходному письму. Ежегодно 30 июня совершается крестный ход из Ростовского собора в монастырь.

Петровский монастырь в Ростове Великом

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Петровский монастырь в Ростове Великом.

Адрес Петровского монастыря: 152120, Ярославская область, г.Ростов Великий, ул. Ленинградская, д. 13.
Телефон Петровского монастыря: (48536) 6-42-53.
Как проехать к Петровскому монастырю.
Проезд на общественном транспорте: от автовокзала г. Ростова на любом городском автобусе до первого микрорайона, далее автобусом № 4 до конечной остановки.
Сайт Петровского монастыря: http://www.petrov-mon.ru

История Петровского монастыря

Северная окраина уездного города Ростова, некогда именовавшегося Великим. Огороды с одноэтажными домиками, среди которых выделяются два трехэтажных и два двухэтажных с несколько непривычной для жилых домов формой башен. Между ними – большие кирпичные гаражи и странное здание с выеденными, будто кислотой стенами, в очертании которого лишь опытный глаз определит, что это был некогда храм. Дренажные канавы со стоялой водой и множество мусора и помоек. И мало кто знает, что здесь – монастырь с более чем 700–летней историей. Монастырь не обычный, созданный по прямому указанию и на деньги апостолов Петра и Павла, в земле которого почивает мощами и исполнитель сего повеления, Ростовский чудотворец преподобный Петр, царевич Ордынский, правнук великого Чингисхана и родной племянник хана Беркая…

1238 год. Полный разгром русских войск на реке Сити. Настало время унизительных походов в Орду для испрашивания ханских милостей. Привелось и Ростовскому епископу Кириллу II ехать в 1253 году к хану Беркаю (Берке) для ходатайства о нуждах вверенной ему епархии. С глубоким вниманием выслушал хан рассказы владыки о крещении Ростовской земли, чудесах при гробе святителя Леонтия. Но еще более внимательным слушателем оказался родной племянник Беркая, царевич Даир (Джабар). В том же году опасно заболел ханский сын. Врачебное искусство оказалось бессильным. Тогда хан вспомнил про чудеса при гробе святого Леонтия и потребовал к себе святителя Кирилла… После молитв и окропления святой водой сын хана стал совершенно здоров. Обратно в Ростов владыка уезжал с богатыми дарами и ярлыком, по которому ежегодная дань с Ростовских и Ярославских земель целиком шла в кафедральный Успенский Собор. Но не ведал еще владыка, что Бог приготовил Ростову дар несравненно больший…

Через несколько дней пути показалась погоня – царевич Даир бежал из Орды в Ростов, чтобы там принять святую веру. Со слезами он умалял святителя Кирилла взять его с собой. Так появился в архиерейском доме будущий молитвенник и защитник Ростова.

Не спешил святитель Кирилл крестить царевича – дорожил своими отношениями с Ордой, и исполнил просьбу о крещении лишь, когда в Орде прекратились его поиски. Так, Божией милостью, родился в жизнь вечную Петр, возрастая духовно сначала под руководством святителя Кирилла, а после его кончины в 1261 году – его приемника, святителя Игнатия, епископа Ростовского, того самого Игнатия, мощи которого после отпевания, не предавая земле, сразу поместили для поклонения на солее Успенского Собора.

Однажды, увлекшись своей любимой соколиной охотой, Петр не заметил, как наступил вечер, утомленный он уснул на берегу озера Неро. Сначала во сне, потом наяву явились ему апостолы Петр и Павел, пообещав, что Бог укрепит род его, племя и внуков до скончания века и, вручив Петру два мешца с золотыми и серебряными монетами, повелели на месте сем воздвигнуть церковь в их честь и при ней устроить монастырь. Повелели, также, купить три иконы: Богородицы с предвечным младенцем, великомученика Димитрия и чудотворца Николая, заплатив за каждую по девять серебряных и одной золотой монете, отнести их к святителю Игнатию и сообщить ему обо всем виденном и слышанном от них. До самого утра молился Петр на месте явления апостолов, а утром приступил к исполнению их повеления.

Купленные Петром на торжище иконы поразили святителя Игнатия и князя Бориса светом от них исходящим и дивным письмом. Иконы сначала поставили в Соборе, затем крестным ходом перенесли на место явления апостолов, где для них воздвигли часовню.

Перед постройкой церкви Петра и Павла произошло еще одно чудо. Князь Борис, искушая царевича Петра, спросил, сможет ли он заплатить за землю под церковь, так же, как и за иконы. Петр, взяв благословение у святителя Игнатия, ответил утвердительно. По татарскому обычаю был выкопан ров для отмежевания довольно пространного участка земли. Начав от озера, Петр начал укладывать на дно, попеременно, девять серебряных и одну золотую монеты. К ужасу присутствующих деньги в мешцах не оскудевали. Собранные монеты уложили на телеги, на которых возили лес для часовни – лошади едва смогли сдвинуть их с места. Князь, приняв, сей дар как благословение апостольское, щедро наделил церковь селами, землями, водами и лесами.

Утомленный почестями и вниманием после чуда с мешцами, Петр начал искать уединения. Епископ с князем, решив, что он скучает по Орде, уговорили его жениться на дочери ордынского вельможи, жившего в Ростове.

Святитель Игнатий сам обвенчал их, а князь Борис побратался с Петром, закрепив родство церковным обрядом. Но и после женитьбы царевич Петр не оставлял основанного столь дивным образом монастыря как во время строительства, так и позже. После кончины супруги в преклонном возрасте принял монашество в основанном им монастыре с тем же именем. Представился в 1290 году. За святость жизни Господь почтил царевич Петра чудесами и исцелениями, совершающимися от его мощей, которые до разорения обители в 1933 году почивали под спудом у южной стены Петро-Павловского Собора против иконостаса. Почитание преподобного Петра, царевича Ордынского, установлено на соборе 1547 года при митрополите Макарии.

При правнуке преподобного Петра, Игнатии, случилось нашествие на Ростов хана Ахмыла, разорившего по пути Ярославль. Игнатий, собрав епископа Прохора с частью клира и мирян, не успевших убежать, крестным ходом двинулся навстречу хану, захватив соколов, шубы и другие дары. Встретив хана вблизи основанного его святым прадедом монастыря, Игнатий поведал ему, что происходит из древнего ханского рода, и место сие царское, купленное его прадедом, что здесь совершаются чудеса. При этом епископ Прохор исцелил ханского сына, занемогшего под Ярославлем, дав ему святой воды и осенив крестом. Хан Ахмыл, растроганный произошедшим, одарил епископа 40 литрами серебра, клир – 30 литрами, и, не причинив ни малейшего вреда Ростову, ушел. Так, через благословенного потомка святого Петра, Ростов был спасен от вторичного разорения. Позже, потомки царевича Петра приняли фамилия Чириковых и служили русским Государям.

О последующих трех столетиях не сохранилось каких-либо достоверных известий. В 1608 году обитель была разорена и сожжена литовцами и русскими изменниками.

До 1933 года в целости пребывали: Петро-Повловский Собор (1684 года постройки), зимняя церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1696 г.), братский корпус (1805 г.), колокольня, четыре угловые башни и стены монастыря (XIX век). Все постройки из кирпича.

В 1933 – 34 гг. разобран Петро-Повловский Собор, колокольня и стены обители. Башни, братский корпус и церковь Похвалы Богородицы были использованы под жилье. В церкви потом был Пивзавод и другие производства. Последний «хозяин» – ООО «Ростовагропромэнерго» обанкротился в 2004 году. Внешний вид обители в это время описан в начале статьи.

В апреле – мае 2005 года на средства благотворителей были выкуплены административно-хозяйственные постройки предприятия-банкрота и первый этаж братского корпуса. А уже 13 июля 2005 года в трапезной части уцелевшего здания церкви Похвалы Богородицы, Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским, совершена первая, за более чем 70 лет Божественная Литургия, положившая начало регулярному богослужению в возрождающейся обители.

Первый вопрос, который невольно возник в начале восстановления – на месте ли царственные останки? Хотя не обнаружено никаких свидетельств обретения мощей преподобного Петра, все-таки мучили сомнения. Но вот в июле 2005 года на совершенно случайном фото, сделанном в гараже, стоящем на месте Петро-Павловского собора, проявился лик, сходный с ликом преподобного с его иконы из музея Ростовского Кремля. Причем место проявления лика на снимке довольно точно совпадает с местом нахождения раки, определенном по сохранившимся чертежам Собора. Несколько позднее, москвичка Елена видит во сне, что мы ищем чьи-то мощи, а перед ней из кирпичных строений восходит к небу светящийся столп. Приехав в обитель, в которой ранее никогда не была, она узнала в гаражах (стоящих на месте Собора), виденные во сне кирпичные строения и указала место, из которого выходил светящийся столп. Это место – где проявился лик на фото. После сноса гаражей здесь установлен памятный крест.

22 ноября – день празднования в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы», чудотворный афонский список, с которой ранее был в монастыре. Совершена Божественная Литургия, освящен памятный крест (фото 8). Часа в три дня, бригадир рабочих, делал любительское фото «на память». Три кадра на пленки получились как бы засвеченными. Однако на сделанных по ним фотографиях четко виден памятный крест, стоящий в огне (фото 9). По отсутствию тени от огня можно сделать вывод, что свет окружает крест со всех сторон. Погода во время съемок была пасмурной, солнце не показывалось. Было ли сие знаком от преподобного, что мощи его в обители!? – Бог весть. Только после раскопки сохранившегося цоколя южной стены Петро-Павловского Собора расположение раки преподобного Петра определено с точностью до нескольких сантиметров и совпало с местом появления лика и постановки креста.

Обитель, хотя и с большими трудностями, возрождается. Богослужения совершаются регулярно уже 5-6 раз в неделю, ведется ремонт и реставрация переданных зданий, расселение жильцов.

Многие уже подметили интересные исторические аналогии. В XIII веке Ростовский епископ Кирилл едет в Орду, чтобы привести с собой бесценное сокровище, царевича Даира, будущего преподобного Петра. В XXI веке архиепископ Ростовский и Ярославский Кирилл благословляет возрождение обители и совершает в ней первую Божественную Литургию. В XIII веке царевич Петр выкупает на апостольские деньги землю под церковь у удельного князя. В XXI веке Приходской Совет обители на средства благотворителей выкупает землю с мощами преподобного Петра и останками Собора. Царевич Петр строил монастырь, будучи женатым. Первый настоятель обители, лежащей в руинах,– «белый» священник.

Ростовский Петровский монастырь принадлежит к числу наиболее древних монастырей в России. Он находится в одной версте от г.Ростова, Ярославской губернии, почти на самом берегу озера Неро. Основание монастыря относится к тому далекому времени, когда святая Русь находилась под тяжким игом татар, решивших участь нашего отечества полнейшим поражением русских князей на берегах реки Сити в 1238 году.

После революции монастырь был закрыт, подвергся разграблению и разрушению. Ныне, после 80 лет запустения, Петровская обитель восстает из руин, а ее насельники, восстанавливая древнюю святыню, совершают ежедневные Богослужения и занимаются духовно-просветительской и миссионерской деятельностью. При монастыре открыта воскресная школа, в которой обучаются 90 детей.

Ведущиеся реставрационно-восстановительные работы затруднены осторой нехваткой стройматериалов, техники и денежных средств. Обитель с молитвенной благодарностью примет помощь в любой форме: финансовую, материальную, консультации специалистов, помощь в строительстве и различных работах. Всех, кому дорога русская история, национальное самосознание и православная духовность, просим откликнуться на наши нужды и оказать помощь. Господь же сторицею вознаградит Вас за участие в возрождении святой обители.

Настоятель монастыря отец Виталий с братией.

Богослужения проводятся ежедневно в храме Похвалы Божией Матери:

В будние дни:

Начало утрени в 7.30

Литургия с 9.30

По субботам:

Всенощное бдение с 17.00

В воскресные дни: Литургия с 9.00

В начало

Преподобный Петр царевич и основанный им Ростовский Петровский монастырь

Петр царевич Ордынский, в житии. XVII-XIX в.

Ростовский Петровский монастырь принадлежит к числу наиболее древних монастырей в России. Он находится в одной версте от г. Ростова, Ярославской губернии, почти на самом берегу озера Неро. Местность, окружающая монастырь, представляет собою низменную равнину, окаймленную с правой стороны озером, а с левой – лесом. В весеннее время эта низменность вблизи монастыря на значительное пространство затопляется разливом озера и вытекающей из него реки Вексы, что придает монастырским окрестностям довольно живописный вид. Около монастыря приютилась небольшая слободка, именуемая Петровской.

Основание монастыря относится к тому далекому времени, когда святая Русь находилась под тяжким игом татар, решивших участь нашего отечества полнейшим поражением русских князей на берегах реки Сити в 1238 году. С тех пор русские князья и даже некоторые святители,— как это мы увидим далее – должны были ходить в Орду для унизительных поклонов татарским ханам, их женам и знатным мурзам. Заметим еще, что такие хождения предпринимались не только для испрашивания какой-нибудь ханской милости, но также и при восшествии на престол каждого нового хана.

В это несчастное для России время епископом Ростова, успевшего уже значительно оправиться от татарского погрома, был Кирилл II. Архипастырь, по словам летописей, благочестивый, обладавший даром красноречия и весьма любимый народом. Раз, этому святителю пришлось (в 1253 году) ехать в Орду к хану Беркаю, для ходатайства о нуждах вверенной ему епархии. По прибытии туда, он был принять ханом с честью и в беседе с ним, со свойственным ему красноречием, рассказал хану историю просвещения св. крещением Ростова, об успешной деятельности св. Леонтия в обращении Ростовцев-язычников в христианство, а также упомянул и о чудесах, совершающихся при гробе этого святого мужа.

Царевич Петр охотится в окрестностях Ростова. Клеймо иконы

Хан с глубоким вниманием слушал ростовского владыку, но еще более внимательным к словам последнего оказался родной ханский племянник, живший постоянно при дворе хана. Рассказ святителя произвел глубокое впечатление на этого юношу и тронул его до слез. Под влиянием его в царевиче возникло сомнение в истинности исповедуемого им язычества и, наоборот, зародилось сильное желание познать Бога истинного, каковое желание, по усмотрению Божию, вскоре и исполнилось. В том же году заболел единственный сын хана и настолько опасно, что лечившие его татарские врачи не могли помочь ему. Тогда хан вспомнил рассказ Кирилла о чудесах, бывающих у гроба св. Леонтия, и потребовал к себе святителя для исцеления больного сына. Кирилл исполнил желание хана. Перед отправлением в Орду, епископ долго и усердно молился пред иконой Божией Матери и у гроба св. Леонтия, прося исцеления болящему ради вящей славы Христова имени, и наказав, чтобы в Ростове совершали «молебна пения», двинулся в путь. Приехав к больному, он помолился Богу, окропил отрока освященной водой, после чего тот стал совершенно здоров. В награду за это Кириллу были даны богатые дары и ярлык, по которому ежегодная дань с князей ростовских и ярославских должна была идти «в дом Пресвятыя Богородицы». Эта же последняя поездка Кирилла решила и обращение в христианство ханского племянника, который надумал тайком убежать от своей матери в Ростов, чтобы там принять святую веру. Действительно, через несколько дней по отъезде Кирилла из Орды, он уже был на дороге в Ростов и, догнав владыку, со слезами умолял взять его с собой. Святитель, «видя слезы юноши и теплое к Христу усердие, поятъ его, яко пастырь добрый заблудшее овча вземлетъ на рамо, и приведе в Ростов, радуяся и славя Бога».

Явление Петру, царевичу Ордынскому апостолов Петра и Павла. Клеймо иконы

В Ростове царевич жил в архиерейском доме. Виденное и слышанное им здесь христианское богослужение еще более расположило его к принятию Христовой веры, так что он стал просить у епископа немедленного крещения. Но святитель был слишком осторожен и дорожил своими отношениями с Ордой, чтобы исполнить просьбу царевича, и крестил его только тогда, когда в Орде уже забыли о царевиче. При крещение ему дано было имя Петр.

Живя в архиерейском доме, Петр часто посещал храм Божий, поучаясь истинам христианской веры и благочестию, сначала под руководством Кирилла, а потом, после его смерти, под руководством святого Игнатия. По временам он выезжал на берег озера Неро, где предавался любимой им соколиной охоте. Однажды, увлекшись такой охотой, Петр не заметил, как наступил вечер и утомленный заснул на берегу вышеупомянутого озера. Во сне, а потом и наяву, ему явились святые апостолы Петр и Павел и сказали: «Не бойся, друг Петр, мы посланы к тебе от Бога, в которого ты уверовал и крестился. Он укрепит род твой и племя, и внуков твоих до скончания мира, а за милостыни и труды твои воздаст тебе вечную награду».

Епископ благословляет Царевича, принесшего иконы. Клеймо иконы

С этими словами они передали ему два мешка: один с золотом, а другой с серебром. И сказали: «Сходи завтра в город и выменяй там три иконы: одну Богородицы с предвечным Младенцем, другую св. великомученика Димитрия и третью св. Николая, заплатив «за них, что потребуют». Преодолев страх, Петр спросил явившихся кто они и как он должен поступить в том случай, если продавцы запросят за иконы целые мешки с деньгами. Апостолы повелели при покупке икон мешки с деньгами держать за пазухой и давать за иконы «9 серебряных, а 10-ю злата», прибавив к этому, чтобы он купленные иконы снес к епископу и сообщил ему их повеление об устройстве на месте явления церкви, посвященной имени первоверховных апостолов. В знак же истинности своих слов сослался бы на иконы и мешки с деньгами и делал все то, что прикажет епископ. Сказав это, они стали невидимы. Пораженный видением, Петр пробыл здесь до утра, предавшись усердной молитве, а утром отправился в город, нашел на торгу указанные апостолами иконы, купил их и понес к св. Игнатию. Между тем св. Игнатий, как и Петру, в ту ночь являлись апостолы и поведали создать во имя их церковь. По этому поводу святитель рано утром пригласил к себе ростовского князя и, беседуя с ним о ночном видении, выражал свое недоумение относительно места для постройки будущего храма. Но разговор их был прерван неожиданным появлением Петра, шедшего к дому епископа с иконами, от которых исходил чрезвычайно яркий свет, видимый только князем и епископом.

Епископ Игнатий и царевич Петр увозят иконы к месту будущей обители. Клеймо иконы

Войдя в комнату, Петр поставил иконы на подобающее место, поклонился князю и епископу и рассказал о бывшем ему ночью явлении апостолов, подтверждая свой рассказ указанием на мешки с деньгами. Выслушав этот рассказ, князь и епископ, пораженные чудным иконным письмом, с благоговением поклонились святым иконам, которые затем отнесены были за литургию в соборную церковь. Отсюда, после молебна Пресвятой Богородице, святому великомученику Димитрию и святителю Николаю, иконы в сопровождении епископа, ростовского князя и жителей всего города принесены были на место явления Петру святых апостолов. Здесь, при молебном пении, по повелению князя, «людие клеть (храмину) соградиша», в которую и поставили иконы. Возвращаясь назад, князь, между прочим, сказал Петру: «Владыка построит тебе церковь, а если я не дам тебе места, что ты тогда будешь делать?» Петр отвечал: «Если Бог изволить и владыка повелит, я куплю у тебя земли столько, сколько твоя милость отделит мне». Князь стал размышлять, про себя, сколько бы ему отделить земли, и потом, как бы в шутку, спросил Петра: «Расплатишься ли ты за землю так же, как и за иконы, кладя по моей земле 9 монет серебряных, а 10-ю золотую?» Петр сказал, что он, предварительно спросит об этом владыку и, если тот велит, расплатится именно так, как хочет того князь. Придя к святителю Игнатию, он сообщил ему требование князя. Святитель, напомнил ему евангельское изречение: «просящему у тебя дай», и, укрепив его верою на помощь свыше, убедил расплатиться согласно желанию князя. Отмерено было большое пространство для постройки церкви и, по требование Петра, вырыт был ров для обмежевания земли. Затем, начав от озера, Петр стал класть из мешков по дну рва девять серебряных монет, а десятую золотую, причем в продолжение кладки по всему рву деньги в мешках не убывали, к ужасу всех присутствующих. Князь принял деньги с благоговением, видя в этом благословение апостольское, и после в благодарность за то, дал грамоты, по которым во владения церкви отошло много земли по берегу озера, много лесов и полей, которые потом были застроены и заселены. Хотя в Орде и знали о пребывание в Ростове царевича, но он, как говорится в житие: «тиха тогда бе на много лета, беху бо Петрови сладцы ответи».

Царевич Петр получает от князя грамоту на владение землями. Клеймо иконы

После чуда с деньгами Петру начали оказывать в городе необыкновенные почести, так что он вынужден был уклоняться от них и жить в уединении. Такая внезапная перемена в образе жизни и характере царевича дала повод епископу и князю думать, не скучает ли он по своим родным и не хочет ли он возвратиться в Орду. В виду этого они уговорили его жениться, а невестой ему выбрали дочь одного ордынского вельможи, жившего в Ростове. Владыка сам венчал их в соборной церкви и, согласно заповеди апостольской, устроил и освятил ему церковь. Потом князь из любви к Петру побратался с ним, а святитель Игнатий закрепил это братотворение церковным обрядом. Так что дети князя звали Петра своим дядей. Петр пережил святого Игнатия и князя и имел детей. Потеряв незадолго до кончины свою супругу, он принял иночество, и в глубокой старости скончался в 1290 году, и был погребен в основанном им монастыре. При гробе его совершались и теперь совершаются исцеления с верою просящим у него помощи.

Дети князя любили святого Петра и звали его, как мы ранее заметили, дядей. Но внуки его совершенно забыли о тех узах духовного родства, которые существовали между святым Петром и их дедом. Они стали отнимать у сына Петра, Лазаря, луга и «украины земли», так что он должен был идти в Орду с жалобой на своеволие князевых внуков. Поэтому случаю в Ростов был прислан из Орды посол, который рассмотрев дело Лазаря, нашел его жалобу вполне справедливой и, запретив оскорблять сына Петра, дал грамоту за золотою печатью. Правнуки князя Бориса Васильевича тоже начали было оспаривать у внука Петра, Юрия, право ловить в озере рыбу на том основании, что дед его взял грамоты на место под монастырем, а не на озеро. Юрий отправился в Орду с жалобой и назвался там родственником хана. Хан послал в Ростов вместе с ним посла, который, исследовав предварительно подлинность грамот Юрия, объявил правнукам князя Бориса, что если они считают воду своей, то пусть ее снимут с земли Юрия. Когда же те сказали, что это сделать невозможно, ордынский посол присудил, по земле, и воду Юрию.

Крестный ход во главе с епископом Прохором останавливает татарскую рать хана Ахмыла. Клеймо иконы

При правнуке святого Петра, Игнатии, случилось нашествие на Ростов татарского хана Ахмыла, разорившего по пути Ярославль. Ростовские князья, услышав о прибытии грозного врага, бежали. Их примеру последовал, было и ростовский епископ Прохор. Но Игнатий догнал его и заставил вернуться назад и выйти вместе с ним на встречу Ахмылу. Взяв с собой своих соколов, шубы и другие подарки, Игнатий, в сопровождении крестного хода, встретил татар на берегу озера Неро, близ монастыря, основанного св. Петром. И, преклонив колена пред Ахмылом, объяснил ему, что он происходить от древнего ханского рода, что это место царское, купленное прадедом его и что здесь совершаются чудеса. При этом епископ Прохор исцелил сына Ахмылова, занемогшего под Ярославлем, дав ему отпить освященной воды и осенив св. крестом. Обрадованный таким чудом, Ахмыл прославил Бога, принял от Игнатия «тешь царскую», благодарил епископа, подарив ему «40 литр серебра и 30 литр его клиру». Таким образом, благодаря потомку преподобного Петра, Ростов был спасен от вторичного разорения.

Этим последним событием, заканчивающим полные списки жития преподобного Петра царевича, исчерпываются все исторические известия о первоначальном существовании ростовского Петровского монастыря. Что было с монастырем после нашествия Ахмыла и при каких исторических условиях существовал он в течение следующих трех столетий – об этом нельзя сказать что-нибудь достоверное, ибо имевшиеся некогда в монастыре документы, как, то: жалованные грамоты, акты и др., не дошли до нашего времени. Краткие же исторические записки, служащие для занесения почему-либо замечательных событий, к сожалению, начинаются лишь с нынешнего столетия.

Пётр Ордынский

Петр Ордынский (Пётр Ростовский, он же Даир Кайдагул Орда-Ичинов сын Пётр Ордынский Чингизов; ум. 1290), царевич. Был племянником хана Золотой Орды Берке, правнуком Чингисхана. Основал Петровский монастырь.

Канонизирован в лике преподобного; память 30 июня и в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Биография

В 1253 году святитель Кирилл, архиепископ Ростовский, приезжал по делам в Сарай, к хану Батыю. Он много рассказывал о чудесах, совершаемых в Ростове у мощей святого Леонтия. И когда через несколько лет в Орде заболел один из царевичей, при дворе вспомнили о рассказах Кирилла и вызвали его в Сарай.

По пути домой, как говорится в «Сказании о блаженном Петре…», его догнал царевич Даир Кайдагул, племянник Батыя и Берке, и умолил взять с собою в Ростов. Наверное, мальчика увлекли рассказы о чудесах, о большом и богатом городе Ростове — в те времена Ростов Великий был одним из главных городов Северо-Восточной Руси.

В Ростове Даир принял православное крещение и был наречён Петром. Хан Берке к поступку племянника отнесся, видимо, с пониманием и обеспечил его соответственно его царственному происхождению: в «Сказании…» говорится о «возках с серебром»… Нужно, однако, заметить: существует версия Александра Хорошева, что царевич Даир этот попал у Берке в опалу и бежал из Орды, а в Ростове «нашёл приют».

При всем богатстве и знатности Петр, как отмечается в его житии, отличался «скромностью, молчаливостью, богомыслием и склонностью к молитвам». Однажды ему было видение: явились апостолы Петр и Павел. После чего Петр построил на берегах озера Неро монастырь, называемый также Петровской обителью.

Тогда же возникла дружба между ордынским царевичем Петром и Борисом, князем Ростовским. В «Сказании…» говорится: «любяше князь Петра, яко и хлеба без него не ясти». Архиепископ Игнатий, преемник святителя Кирилла, публично под сводами церкви объявил их назваными братьями. Дети Бориса, юные княжичи, называли Петра дядей. Князь Борис выбрал для Петра жену, дочь виднейшего ростовского вельможи. Петр имел многочисленное потомство.

После смерти жены принял постриг в основанном им Петровском монастыре.

Почитание и канонизация

Почитание Петра как святого началось сразу же после его смерти примерно в 1290—1291 году.

Официально он был причислен к лику святых на Соборе 1547 года при митрополите Макарии. Одно время местная память святому Петру творилась 29 июня, но затем закрепилась память 30 июня.

Сохранилось несколько списков житий («сказаний») о «блаженном» Петре, древнейший из которых, по мнению В. О. Ключевского, относится к началу XIV века.

См. также

  • Повесть о Ерше Ершовиче
  • Князья Ордынские
  • Моалы

Напишите отзыв о статье «Пётр Ордынский»

Примечания

  1. «Сказания» о Петре напечатаны в «Православном Собеседнике» (1859, I т.) и в «Ярославских Епархиальных Ведомостях» за 1875 г., № 39 и 40.

Ссылки

  • Петр, царевич ордынский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Отрывок, характеризующий Пётр Ордынский

Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками.
Княжна Марья поняла все.
Но она все таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила:
– Но как его рана? Вообще в каком он положении?
– Вы, вы… увидите, – только могла сказать Наташа.
Они посидели несколько времени внизу подле его комнаты, с тем чтобы перестать плакать и войти к нему с спокойными лицами.
– Как шла вся болезнь? Давно ли ему стало хуже? Когда это случилось? – спрашивала княжна Марья.
Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна.
– Но два дня тому назад, – начала Наташа, – вдруг это сделалось… – Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал.
– Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна.
– Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что…
Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его.
Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d’etre venue.
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.