Поиск смысла жизни

Смысл жизни это сама жизнь

В чём смысл жизни?
Этот вопрос всегда мучил великие умы человечества.
Этим вопросом, наверняка задавался каждый человек, и тут же забывал его, включаясь в суету жизни.
Это вопрос сугубо философский. А философия это такая паутина, которую плели тысячи пауков, несколько тысяч лет….
Все, всегда и во все времена пытались найти смысл жизни. И что? Куча учений, трактатов, религий, споров, мнений, а к единому результату так и не пришли.
Наш мир очень разнообразен и всё в нём подвержено изменению, а человечество в особенности…. Меняются эпохи, социальные нравы, моральные устои, идеалы. Меняются сами люди, их вера, их убеждения, их критерии ценностей….
Всё меняется, притом постоянно и последовательно.
Получается, что всю свою историю человечество не имело смысла в жизни, в глобальном смысле этого слова. Иначе не было бы столь пёстрого разнообразия разноверующих людей….
Выходит, что весь смысл скатывается к обыкновенному природному инстинкту воспроизведения себе подобных. Опять же, вопрос, зачем?…
Поиск смысла жизни это вопрос из серии «Вечных вопросов» , вопросов без ответа.
А возможно это вопрос, который сам является ответом.
То есть, поиск ответа на вопрос: В чём смысл жизни? И является самим смыслом. Такое мнение поддерживают очень многие философы….
Я чужд надменной укоризне, весьма прекрасна жизнь того, кто обретает смысл жизни в напрасных поисках его. (И. Губерман)
Но подождите, зачем тогда искать то, чего не существует? Это получается «Пойди туда не знаю куда….». Где логика? Какой смысл жить без смысла, и прозябать в вечных поисках того чего не существует? Какой смысл делать что-то, не понимая, что именно ты делаешь?…
Смысл должен быть. Но нужно ли его искать? Если, пытатьcя найти его за пределами жизни, то Мы обречены на вечный и тщетный поиск. Может быть, его нужно просто создать? Ведь человек, сам по себе Созидатель. Он сам создан по образу и подобию Бога.
Смысл жизни — не звезда и не химический элемент: его невозможно открыть в готовом виде — его создаем мы сами. (Мелихов А.)
Какой смысл жить без смысла?
Я думаю, что интуитивно все имеют предположение о смысле жизни.
Это как-то должно быть связано: со счастливым образом жизни, с гармоничным развитием личности, с возможностью любить и быть любимым, с детьми, со здоровьем, с добром, с творчеством, с тем, чтобы делать людям хорошо, с тем, чтобы оставить после себя что-то значимое, нужное потомкам, чтобы тебя помнили и благодарили….
Оглянитесь вокруг. Много ли Вы знаете счастливых людей, которые живут, опираясь на эти ориентиры?
Не спорю, есть индивиды. Но абсолютное большинство, миллиарды людей не подходят под эти описания. Наоборот, жизнь большинства людей напоминает вечный бег по кругу, вечную суету, бесцельное существование и борьбу за выживание. Похоже это на смысл жизни?
Посмотрите. Много ли смысла жизни имеется в жизни рабочих, служащих, управленцев? Много ли его в погоне за деньгами, модными шмотками, славой? Много ли его в просмотре телевизора, компьютерных играх, в развлекательных шоу. Много ли его в очередях, в пробках, в метро….
Много ли его в той жизни, где живёте Вы?…
Попробуйте заглянуть в стеклянные глаза незнакомых людей, на улицах города. Людей, которые спешат куда то по своим суетным делам. Попробуйте. Вы будете шокированы, если раньше не проводили подобных экспериментов….
Редко встретишь живой взгляд, наполненный теплом, энергией, добротой, здоровьем, счастьем. Люди, с каждым днём, с каждым месяцем, с каждым годом, всё больше зомбируются от той «счастливой» жизни, от тех благ цивилизации, что создали себе сами.
В глазах любой собаки больше жизни и желания жить, чем в глазах людей….
Взгляните на себя в зеркало. Кто на Вас смотрит? Живой человек или бесчувственная скорлупа, лишенная энтузиазма?….
Я больше чем уверен, что Вы увидели там живого человека. Не обольщайтесь, просто Вы с ним знакомы и он рад Вас видеть. Со знакомыми людьми эти номера не проходят потому, что их глаза загораются при встрече, как свет включается по щелчку выключателя….
Нужно любить жизнь, а не смысл жизни
Так в чём же, всё таки смысл жизни. Своё мнение, я собственно уже озвучил в заголовке: Смысл жизни – это сама жизнь.
И не просто жизнь, как существование. А осознанная жизнь….
Осознанная жизнь это гармоничное развитие всех своих составляющих сторон: духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической…. Это образ жизни, который направлен на просветление разума, процветание физической жизни, достижение душевного комфорта и здорового тела и духа….
Человек это частица чего-то огромного, необъятного, взаимосвязанного и разумного. Человек это какое-то среднее звено этой цепочки. Можно бесконечно открывать, что-то новое, неизведанное, в любую сторону, от звена (Человек). Вселенная безгранична и человек – часть этой Вселенной….
О сколько нам открытий чудных, готовят просвещенья дух,
и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг.
А.С. Пушкин
Если и есть какой-то смысл деятельности человека. То о нём знают только звенья, находящиеся выше человека. Как мы кое-что знаем о функциях клеток нашего организма и окружающей среды. Клетка не может знать своего предназначения, она его просто выполняет….
И Человеку, как клетке среднего звена, не доступен ответ о его предназначении. Он может о нём только догадываться. Он может только предполагать направление движения….
Окружающая нас среда это природа. Природа это всё, что нас окружает, это среда клетки (Человека). Интеллектуально-духовная субстанция внутри нас, во всех своих формах: разум, сознание, подсознание, энергия, интеллект, дух, душа – это есть БОГ. Сам человек это плоть, физическое тело. Это оболочка, в которой и обитает частичка Бога….
Образно говоря: Бог-Отец, Природа-Мать — их Сын-Человек.
Бог внутри нас, а Природа вне нас — это реальность….
Истинное предназначение человека – занять своё место в Природе и жить в согласии с её естественными законами и со своим разумом (Богом), постоянно расти, развиваться и постигать новые вершины….
Человек должен, просто обязан быть БОГатым….
БОГатым духовно, нравственно, интеллектуально, физически и конечно же материально.
БОГатство это слово от Бога, это всё то, что даёт нам наш разум (Бог). И человек обязан стремиться к БОГатству и совершенствоваться во всех его направлениях. Это и есть смысл жизни Человека….
Научно доказано, что от Человека идет особое излучение в Космос. Это энергоинформационное поле, и именно через него, и осуществляется взаимная связь со Вселенной. Человек это частица Вселенной. И когда он начинает стремиться к гармоничному развитию и полноте жизни, тогда и Вселенная пойдёт к нему на встречу, и будет помогать ему….
Всё что написано выше, это не догма, это точка зрения, это гипотеза. И её можно, и развивать, и оспаривать. Не возбраняется. Ведь именно в споре рождается истина.
У Редьярда Киплинга есть очень сильное стихотворение, в эту тему. Называется «Заповедь». В переводе звучит примерно так:
Когда вокруг все голову теряют,
Тебя кляня, в борении с судьбой,
Уверен будь, сомненья им прощая,
Спокойно жди, без злобы, — над борьбой.
Прощай тебя чернящих клеветою,
Прими со снисхожденьем злобный крик,
Ведь быть они привыкли за спиною,
Преследователь — следовать привык.
Свой разум удержи в повиновеньи,
Лелей мечту, не замыкаясь в ней,
Будь равнодушен к взлёту и паденью,
Надежду, счастье и свободу вей.
Спокоен будь, когда твоим твореньем
Плут привлекает мелкого глупца.
Пусть рухнет всё — ты будь силён терпеньем,
Возьми свой меч — и бейся до конца.
Поставь на карту всё, что ты имеешь,
Иди на риск — умея рисковать,
А проиграв — пойми, что не жалеешь,
Что вновь готов ва-банк с судьбой сыграть.
Надрывом сердца, нервов, сухожилий,
Умей себя заставить рваться ввысь,
Когда ж ослаб, устал и обессилел,
То волю собери, и вновь держись.
Останься прост, беседуя с царями,
Собою будь, гуляя с Королём,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
И честен будь, и меру знай во всём;
В минуту смысл вдохни неумолимый,
Секунд поставь себе на службу бег,
Тогда Земля прошепчет: “Сын любимый,
Владей же всем, ты — Высший Человек!”»
Гонки по вертикали
Вся эта Философия со смыслом жизни, конечно замороченная, но тем не менее, она помогает определиться с направлением движения. Теперь давайте немного спустимся с необъятных просторов Вселенной. И попробуем разобраться: что в жизни главное и как стоит жить.
У каждого человека свой взгляд на жизнь. Своя философия. Своя паутина. Своё восприятие жизни. Все Мы идем по дороге жизни, с ожиданием успеха….
Но, идём по дороге, которая уже устроена для нас Системой. Начиная с самого детского возраста, нам все время обещают светлое и счастливое будущее….
В детском саду нас готовили к школе.
В школе готовили к взрослой жизни, как всякого порядочного гражданина своей страны.
И рисовали успешное будущее. После окончания школы Мы поступим в колледж, в институт, будем работать, за что нам будут платить, будем строить свою карьеру, создадим семью (ячейку общества), будем воспитывать детей и т.д….
И что? Вот Мы работаем, строим, пытаемся создать бизнес, крутимся как можем. А где же то светлое и счастливое, где же тот успех, к которому Мы идём всю жизнь?…
Странность в том, что это светлое и счастливое будущее, сначала, как и положено, находилось где-то в будущем, вне пределов нашей досягаемости. А потом вдруг, очутилось в прошлом, и опять за ее пределами….
И Мы не можем понять, как так случилось, когда же был успех. Все что Мы ощущаем, это чувство потери, что Мы что-то пропустили….
На этой почве, от бесцельного проживания, у людей и наступают депрессивные состояния. Пропадает интерес к жизни, энтузиазм и желание совершенствоваться, а появляются: ворчливость, недовольство, нытьё и даже агрессия. И то самое, светлое и счастливое превращается в серое и бесперспективное существование….
Посмотрите, на сколько довольны результатами и состоянием своей жизни пенсионеры.
Как же избежать такой «счастливой» участи?
Стоп, кадр
В основном, образно Мы представляем свою жизнь как дорогу, по которой движемся к своей цели, по пути развиваемся, преодолеваем трудности, открываем для себя что-то новое неизведанное, получаем наслаждение от окружающей природы (самой жизни) и т.д….
Да это так. Жизнь в целом это дорога, и путешествие, но жизнь в частности, это тот момент времени, в который Мы идём по этой дороге. Мы идём, а значит Мы живём.
Живём именно в этот момент времени….
Какой-то участок Мы уже прошли, он остался в прошлом и Мы к нему уже не вернёмся. Мы получили от него всё то, что имеем сейчас, знания, опыт и т.д. Но это уже прошлая жизнь….
Какой-то участок ещё впереди, в будущем. Мы к нему стремимся, там наша цель, наша мечта. Мы строим планы и сами выбираем то направление, в котором будем двигаться. Но это наша будущая жизнь и Мы к ней идём. Идём постоянно….
Вот само это «Идём», это и есть Жизнь, самая, что ни на есть, реальная жизнь….
Можно провести другую аналогию. Жизнь в целом – кинолента, Жизнь в частности – кадр из киноленты. И вся Жизнь состоит из кадров. У кадра нет измерения, нет «до» и»после» – это момент «Здесь и Сейчас». Жизнь в прошлом – отснятые кадры. Жизнь в будущем – чистые, пустые кадры….
И Мы сами являемся режиссёром, сценаристом, оператором, сами исполняем роли. Каждым моментом своей жизни, Мы сами заполняем пустые кадры. Сами снимаем своё кино. И снимаем именно в этот момент «Здесь и Сейчас»….
Войти в этот момент (кадр) очень легко. Просто скажите себе «Я Жив», и прочувствуйте слово «ЖИВ». Обычно возникают классные чувства тепла энергии и полного контроля над собой….
Вот Вы сейчас читаете этот текст, осознайте, Вы находитесь в этом самом моменте «ЖИВ». Именно сейчас Вы рисуете своё будущее. Каждый шаг, сделанный в «Сейчас» задаёт направление в «Завтра» и создаёт историю во «Вчера»….
И это прочтение неизменно скажется на Вашем будущем. Я очень надеюсь, что у Вас появится вдохновение, желание вникать, осознавать, чувствовать, развиваться, совершенствоваться, искать новые возможности и воплощать новые идеи….
Когда у Вас появляется вдохновение, Вы загораетесь желанием. И Вселенная видит эту искорку, и проявляет к Вам интерес. Помните, я писал выше, что от человека идёт особое излучение. Главное не потушить эту искорку в самом начале, а поддерживать её и дать ей разгореться в устойчивое пламя.
Начиная осознанное движение и делая определённые действия, возможностей будет появляться всё больше и больше. Ваша жизнь наполнится смыслом, станет осознанной и успешной. Вы придёте к своей мечте и создадите новую. Вы действительно начнёте жить. Всё начинается с вдохновения и осознания….
Очень надеюсь, что настоящий момент, в котором я нахожусь сейчас и пишу эти строки, принесёт Вам неоценимую пользу. Что он не пройдет впустую, а обязательно разбудит в Вас, и вдохновение, и осознание.
А это старт, это толчок в новую гармоничную жизнь. Только осознавая можно чувствовать жизнь….
Прошлое и будущее это иллюзии, которые реальны лишь в той степени, в какой мы концентрируем на них своё внимание. Научитесь жить настоящим «Здесь и Сейчас»….
Научитесь жить и наслаждаться жизнью, каждым её моментом, каждым кадром.
Научитесь чувствовать ветер в своих волосах, ощущать запах грозы, видеть восходы и закаты.
Научитесь делать те дела, которые ведут Вас к успеху, к Вашей мечте, и делать их с удовольствием.
Научитесь использовать законы, которые создала для нас Природа.
Научитесь создавать себя, и создавать то, что будет полезно другим людям.
Научитесь реализовывать себя полностью, и вкладывать душу, если хотите ощутить полноту жизни.
Научитесь верить и доверять себе.
Прямо сейчас, можете сделать для себя небольшое, но очень полезное дело:
Составьте список того, что Вам мешает жить полноценно, что бы Вы хотели перебороть в себе, что бы Вы хотели исключить из своей жизни. Составьте прямо сейчас….
И начинайте исключать. Вычёркивайте безжалостно, это Вам больше не нужно. Расстаньтесь без сожаления. Вычёркивая осознавайте, что этого больше в Вас не существует, оно Вам только мешает.
Повесьте этот, весь перечёркнутый список так, чтобы он был на виду. Пусть повесит пару месяцев.
Дайте понять и усвоить вашему подсознанию, что этого в Вас уже нет, что Вы с этим распрощались навсегда.
Сделайте это прямо сейчас – это очень просто и очень важно.
Используйте каждый свой «кадр», для создания нового, более успешного и счастливого.

Смысл жизни человека. Поиск смысла жизни

Что такое смысл жизни человека? Как часто человек обращается к вопросу о поиске смысла жизни? Как часто размышляет о том, зачем родился, просыпается каждый день, что-то делает, мечтает, добивается целей?

Большинству людей такие мысли свойственны лишь в минуты сильных переживаний, потрясений или сильной усталости. А в остальное время люди бегут по жизни, не замечая пролетающих мимо дней, месяцев, годов. Повторяют одни и те же действия, наступают на одни и те же грабли, ждут выходных или отпуска. Иногда радуются, иногда плачут.

Такую жизнь можно описать одной фразой: «все обычно». Со временем происходящее становится привычным, неинтересным, возникает потребность в эмоциональных встрясках или допинге.

В чем смысл жизни человека

Смысл жизни человека − быть счастливым и аккумулировать Созидательную Энергию! Если понаблюдать за людьми, которые открыли его для себя, то можно обнаружить одну общую черту – такие люди излучают счастье. Ощущение (чувство), что человек прожигает свое время жизни не зря, дает ему состояние наивысшего счастья.

Счастье − озаряет изнутри и не исчезает с течением времени. Оно не обусловлено событиями внешнего мира, не зависит от уровня достатка, не вызвано влюбленностью или приятным известием.

Счастье – это внутренняя установка, сознательно поддерживаемое чувство, стиль общения с миром и способ содержания собственной Души.

Счастливые люди находятся в гармонии с собой и окружающим миром. Они наслаждаются бытием в полной мере. Не теряют времени, не проходят мимо собственной жизни. Это люди, которые не разбрасываются на мелочи и не подвластны суете. Конечно, они испытывают и отрицательные эмоции. Но не идут на поводу у плохого настроения или тяжелых переживаний. И никогда не транслируют свой негатив на окружающих.

Поиск смысла жизни

«Спросите тысячу людей, для чего они живут. Единицы ответят правильно. Трудно бессмысленно жить. Отсюда и все нелепости жизни».

По данным Виктора Эмиля Франкла 87% алкоголиков и 99% наркоманов встали на этот путь именно из-за потери смысла в жизни. Так в чем же этот смысл, который может озарить неожиданно и ускользнуть, как вода сквозь пальцы? Есть ли на самом деле этот двигатель человеческой Души? Или поиск смысла жизни – это недостижимая для разума идея? А может, смысл жизни – лишь набор целей, которые человек сам себе ставит? Удовлетворение первейших потребностей в безопасности, размножении, утолении голода?

Есть мудрость, которая гласит, что когда с человеком что-то происходит, то необходимо понять, для чего это событие нужно. Одного переживания без осознания и дальнейшего использования полученного опыта слишком мало для такого понимания.

Каждый новый день несет вызов, на который необходимо найти ответ. Если ответ не соответствует поставленной задаче, то рождается замкнутый круг. 8 из 10 людей движутся именно этим маршрутом, не в силах с него свернуть.

Что чаще всего заставляет человека искать смысл жизни?

Это внутренняя неудовлетворенность − сигналы Души. Основной сигнал Души − это потеря радости, свободы и легкости внутри себя. Сопровождается это:

  • Депрессией;
  • унынием;
  • апатией;
  • возникает конфликт между сознанием и Душой. Человек испытывает состояние, как будто он живет в «тумане», не свою, не понятную жизнь.

Механически это можно представить, как энергетические волны чувств и мыслей одной структуры сталкиваются и вступают в резонанс с другой структурой. После такого столкновения происходит усиление вибраций волнения (отрицания), и как следствие, происходит взрыв эмоций (конфликт).

Люди, вступившие на путь поиска смысла жизни, становятся способными улавливать суть вызовов. Они правильно расставляют приоритеты. Точно понимают, где причина, а где следствие. Ощущение счастья приводит к успеху, а не достижение успеха делает человека счастливым. Все достижения вызывают лишь удовлетворенность. Мысли – это чертежи человеческих судеб. Если они позитивны и четко сформулированы, то и конструкции, выстроенные по ним, будут долговечны, функциональны и красивы.

Смысл жизни для духовного человека − это Служение Богу, раскрытие в себе всех талантов и способностей заложенных Творцом при создании Души. Обучение Созиданию, через раскрытие соответствующих Талантов.

Для социального человека − Служение Обществу и Миру, открывать для себя новые горизонты и развиваться.

Служение − это бескорыстная деятельность направленная прежде всего на то, чтобы сделать этот мир лучше, а общество более достойным и чистым.

Смысл жизни человека закладывается в Душу изначально, при её создании. Чтобы его найти, нужно иметь неразрывную связь со своей Душой. Поэтому, очень часто, если у человека нет смысла жизни и своих жизненных задач — у человека разорвана или заблокирована связь с его собственной Душой.

Related posts:

  1. Нравственные искания героев (по роману “Война и мир”) “Война и мир” – самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. Человек здесь поставлен перед лицом исторических событий. Можно сказать, что в романе Толстого два сюжета – внешний и внутренний. Внешний сюжет – это последовательность действий, …
  2. Нравственные искания героев в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Для чего жить и что такое я? Л. Толстой. Война и мир В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Войн и мир” изображено множество человеческих судеб. На страницах романа мы встречаемся с полководцами и рядовыми солдатами, крестьянами и аристократами, императорами и государственными деятелями. И у каждого из них – свои нравственные искания, каждый ищет свою дорогу и …
  3. Поиск смысла жизни главными героями романа Л. Н. Толстого “Война и Мир” От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Н. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян. …
  4. Пути искания смысла жизни главными героями Пути искания смысла жизни главными героями романа “Война и мир” Высшая задача таланта своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В. О. Ключевский В. И. Ленин высоко оценивал художественное наследие знаменитого русского писателя Л. Н. Толстого. “В его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему”, – писал В. И. …
  5. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью и рассеянностью и прямотой. Современники считали, что Толстой наделил Пьера и чертами своей собственной личности. Одной из особенностей изображения Пьера в …
  6. Нравственные искания героев Куприна, на примере героев повести “Поединок” Куприн принадлежит к тем писателям, которых читают везде и всегда. Главный источник вдохновения писателя – жизнь. Герои его произведений не удачливые, не преуспевающие в жизни люди, поэтому они подвержены нравственным исканиям, поискам истины и самих себя. В повести “Поединок” наиболее подвергнуты нравственным исканиям два героя: Ромашов и Назанский. Два героя, чьи судьбы еще окончательно не …
  7. Поиск смысла жизни героями произведений Чехова Поиск смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Но сказать с полной уверенностью, что многие люди нашли этот смысл жизни, мы не …
  8. Нравственные искания героев повести Куприна “Поединок” Новый демократический подъем в стране вызывает у Куприна прилив творческих сил, крепнущее намерен и е осуществить давно задуманный замысел – “хватить” по царской армии, этому сосре д оточию тупости, невежества, бесчеловечности. Так накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя – повесть “Поедин о к”, над которой он начал работать весной 1902 года. Работа над “Поединком” …
  9. Сочинение на тему: “Нравственные искания Пьера Безухова” В самом начале знаменитого романа Льва Николаевича Толстого “Война и мир”, мы знакомимся с необычным, не вписывающимся в окружающее общество героем Пьером Безуховым. Он единственный человек в салоне Анны Павловны Шерер, который отличается своей детской наивностью, простой и доверием. Пьер “массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, …
  10. Поиск смысла жизни в романе “Фома Гордеев” М. Горького В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со своей средой, “выламывание” из нее. Фома Гордеев – сын купца, один из богатейших людей на Волге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формирования характера и взглядов Фомы. И отец – хищный, умный Игнат Гордеев, и …
  11. Сочинение на тему: Поиск смысла жизни в романе “Фома Гордеев” В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со сво­ей средой, “выламывание” из нее. Фома Гордеев – сын купца, один из богатейших людей на Вол­ге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формиро­вания характера и взглядов Фомы. И отец – хищный, умный Иг­нат Гордеев, и …
  12. Сочинение на тему: Ложные/истинные ценности, поиск смысла жизни И. Бунин “Господин из Сан-Франциско” Тема: Ложные/истинные ценности, поиск смысла жизни И. Бунин “Господин из Сан-Франциско” Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско Когда же умер господин из Сан-Франциско? Нет, не его бренное тело, а его душа? Вряд ли он родился мертвым, потому что шанс ожить в этой жизни дается каждому. И все же он умер слишком рано. Он похоронил свою …
  13. Поиск смысла жиэни Пьером Безуховым Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью и рассеянностью и прямотой. Современники считали, что Толстой наделил Пьера и чертами своей собственной личности. Одной из особенностей изображения Пьера в …
  14. Нравственные искания русской интеллигенции в XIX веке Проблема нравственных исканий русской интеллигенции в XIX веке изначально была связана с проблемой русского дворянства, осознания им своего места в жизни и предназначенной ему роли. Вопросы “Как жить?” и “Что делать?” никогда не были праздными для лучшей части дворянской интеллигенции. Русские поэты и писатели ведут постоянный поиск нравственной основы бытия, размышляют о предназначении художника, о …
  15. Нравственные искания Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьера Безухова считают главным героем романа “Война и мир”. Своей неудовлетворенностью окружающей действительностью, разочарованием в свете, поисками смысла жизни он напоминает нам традиционного для русской литературы “героя своего времени”. Однако роман Толстого уже выходит за рамки литературной традиции. Герой Толстого преодолевает “трагедию лишнего человека”, обретает смысл жизни и личное счастье. Мы знакомимся с Пьером уже …
  16. Нравственные искания. русской интеллигенции XIX века Среди многих литературных героев XIX века я хочу выделить троих – Онегина Чацкого, и Печорина. Спросите почему именно их? Не только потому, что они являются главными героеми замечательных литературных произведений (комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”, Роман А. С. Пушкина ” Евгений Онегин” и роман М. Ю. Лермонтова ” Герой нашего времени“), но и …
  17. Нравственные искания Андрея Болконского Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры крутятся вокруг личности Наполеона. Князь Андрей боится его гения, который …
  18. Духовные искания толстовских героев (по роману Л. Толстого “Война и мир”) Толстой учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его творчество… Анатоль Франс План I. Л. Н. Толстой – писатель эпохи “великих романов”. II. “Война и мир”. 1. Андрей Болконский. 2. Пьер Безухов. 3. Женские образы романа. III. …
  19. Сочинение на тему “В поисках смысла жизни в романе “Война и Мир”” Тема смысла жизни и великого человеческого предназначения на земле в романе “Война и мир” неразрывно связана с двумя главными героями, немало сил и страданий положившими на алтарь этого неизбывного и всеобъемлющего вопроса. Князь Андрей и Пьер Безухов, блестяще образованные и тонко чувствующие представители высшего общества, в своих размышлениях о жизненном пути человека достигают небывалых высот, …
  20. Характеристики героев и персонажей литературных произведений для школы ­Характеристики героев: Авдий (Плаха, Айтматов) Агафья Пшеницына (Обломов, Гончаров) Азазелло (Мастер и Маргарита, Булгаков) Акакий Акакиевич (Шинель, Гоголь) Аксинья (Тихий Дон, Шолохов) Актер (На дне, Горький) Александр Павлович (Левша, Лесков) Алексей (Барышня-крестьянка, Пушкин) Алена Ивановна (Преступление и наказание) Алеша Пешков (Детство, Горький) Анатоль Курагин (Война и мир, Толстой) Андрей Болконский (Война и мир, Толстой) Андрей …
  21. Нравственные искания Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Образ Андрея Болконского – это один из самых Сложных образов в романе “Война и мир”. Сначала, по замыслу Толстого, это был просто “блестящий молодой человек”, убитый в Аустерлицком сражении, затем он стал сыном старика Болконского, потом образ приобрел еще большую самостоятельность и глубину. Попробуем проанализировать характер героя. Тип Андрея Болконского – тип человека рационального, рассудочного, …
  22. Духовные искания героев Толстого ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Л. Н. Толстой Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” Духовные искания героев Толстого (Андрей Болконский и Пьер Безухое) Смысл духовных исканий заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является важнейшим критерием нравственной оценки личности. Герои ищут смысл жизни (обретение глубинных духовных связей с другими людьми) …
  23. Духовные искания героев Толстого в романе “Война и мир” Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” Духовные искания героев Толстого (Андрей Болконский и Пьер Безухов) Смысл духовных исканий заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является важнейшим критерием нравственной оценки личности. Герои ищут смысл жизни (обретение глубинных духовных связей с другими людьми) и личное счастье. Толстой показывает этот процесс в …
  24. В поисках смысла жизни – по роману Л. Толстого “Война и мир” Главным объектом творчества Л. Н. Толстого был человек, его личность. Для Толстого человек – часть Вселенной. Писателю занятно то, какой путь проходит личность человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы вспоминаем и термин, в первый раз введенный в литературоведческий обиход Н. Г. Чернышевским, – “диалектика …
  25. Поиски смысла “настоящей жизни” в романе “Война и мир” “Война и мир” взволнованно ставит и решает важнейшие вопросы бытия: о свободе и необходимости в жизни частной и общей, о добре и зле, о правде и красоте. Неверно думать, что глубокие нравственные и философские вопросы о смысле жизни, о назначении человека встали перед Толстым лишь в поздний период творчества, после “Исповеди”. В “Войне и мире” …
  26. Хемингуэй. КТО НАУЧИЛ РАЗГОВАРИВАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ КТО НАУЧИЛ РАЗГОВАРИВАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ Передать на письме чужую речь – та еще задача! Сколько раз вы спотыкались о неестественный диалог в хорошей книжке? Не сосчитать? Действительно, не Сосчитать. А попробуйте-ка сами записать, скажем, обыкновенный свой диалог с соседом по подъезду. Выйдет или непонятно, или фальшиво, или скучно, или неправда. Несмотря на то, что мировая …
  27. Философско-нравственные искания современных авторов (по книге Виктора Пелевина “Желтая стрела”) Уникальный памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических элемента: книжный и фольклорный. Книжные мотивы очевидны и отчетливо прослеживаются, они связаны с современными “Слову” переводными и оригинальными произведениями. Фольклорные же мотивы восходят к народной поэзии, былинам, сказкам и преданиям, они особенно важны для понимания и восприятия различных художественных образов …
  28. Практикум по теме сочинения Кого из литературных героев Вы узнаете в своих современниках? 1. Берем наше сочинение “В чем он состоит, конфликт поколений наших дней?” и убираем вступление. Прежнее сочинение Конфликт поколений. Он существовал в давние времена, актуален и сегодня. Правда, суть его чуть меняется. Вспомним роман “Отцы и дети” И. Тургенева. Братья Кирсановы спорят и не соглашаются с нигилистом Базаровым и в ту пору поддерживающим его взгляды …
  29. В поисках смысла жизни по роману “Война и мир” Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности и ее роли в истории всего человечества. Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой четко разделяет его представителей на тех, кто постоянно …
  30. Жизненные искания Пьера Безухова – сочинение Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских …
  31. Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете? Литературные герои. Персонажи десятка книг. Кого-то из них мы любим, боготворим, а кого-то ненавидим и презираем. Часто бывает так, что понимая героя книг, сочувствуя ему, мы его пример, образ его жизни не принимаем. Вспомним повесть Александра Ивановича Куприна “Гранатовый браслет”, в которой прославляется великое чувство – любовь. Произведение заканчивается очень красивой фразой, не раз звучащей …
  32. Природа в судьбах литературных героев. По повести “Гранатовый браслет” А. И. Куприна Природа в судьбе человека играет очень важную роль. Она помогает нам пересмотреть свои принципы и изменить точку зрения на окружающий мир, ярче представить героя художественного произведения. Убеждаюсь в этом, размышляя над страницами повести Александра Куприна “Гранатовый браслет”. Первая наша встреча с главной героиней произведения происходит в осеннем саду, где она срезает цветы к обеденному столу. …
  33. Пути исканий смысла жизни Пьера Безухова по роману JI. Н. Толстого “Война и мир” В романе-эпопее JI. Н. Толстого ” Война и мир ” Пьер Безухов является одним из главных и любимых героев автора. Пьер – человек ищущий, неспособный остановиться, успокоиться, забыть о необходимости нравственного “стержня” бытия. Его душа открыта для всего мира, отзывчива на все впечатления окружающего бытия. Он не может жить, не решая для себя главных вопросов …
  34. Духовный поиск героев В. М. Шукшина Духовный поиск героев В. М. Шукшина Немногим более десяти лет продолжалась творческая де­ятельность В. Шукшина, но сделанного им хватило бы ино­му на целую жизнь. Он начал с рассказов о земляках. Бес­хитростных и безыскусственных. Он чутко уловил социальные перемены в современной действительности, духовные настрое­ния своего времени. Глубинной напряженностью отличается рассказ “В про­филь и анфас”. Терзают сомнения …
  35. Поиски смысла жизни Пьером Безуховым и князем Андреем Болконским в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. Л. Н. Толстой В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой наглядно показывает, как в условиях критической ситуации, которой в произведении является Отечественная война 1812 года, меняются характеры и образ мыслей людей. Наиболее ярко …
  36. В поисках смысла жизни (по роману Толстого “Война и мир”) Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности и ее роли в истории всего человечества. На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое …
  37. План сочинения – Искания Пьера Безухова (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) Искания Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”) I. Вступление 1. Пересказать всю биографию Пьера в сочинении невоз­можно, поэтому выбираются ключевые моменты в его развитии. 2. Основные направления исканий Пьера: желание быть внутренне довольным собой, стремление к соединению с людьми и к служению им, освобождение от ложных чувств и понятий (см. план на …
  38. Сочинение Поиск и исследование внеземных форм жизни. Предмет и задачи Определение жизни на других планетах, кроме Земли, является важной задачей для ученых, занимающихся вопросами возникновения и эволюции жизни. Наличие или отсутствие ее на планете оказывает существенное влияние на ее атмосферу и другие физические условия. Исследования превращений в поверхностных слоях планет с учетом возможных результатов деятельности человека позволит уточнить наши представления о роли биологических процессов в …
  39. Что важнее технический прогресс или поиски смысла жизни? Я считаю, что нельзя делать выбор между техническим развитием цивилизации, научными достижениями и решением “вечных” проблем, поиска смысла существования на земле, поиска счастья. Все это взаимосвязано, и я думаю, что если не развивать первое, нельзя будет добиться второго. Человеку, для того, чтобы думать, анализировать, пытаться понять что-то, нужно большое количество времени и исполнение его потребностей, …
  40. Рассуждение в поисках смысла жизни человека Зачем человек пришел в этот мир? В чем смысл его жизни? Сложно ответить на этот вопрос. В течение многих веков философы пытались отыскать на него ответ, написаны сотни томов трудов, посвященных этому вопросу, но ответа как не было, так и нет. Разные мнения рождают споры, да и люди часто противоречат сами себе. Так, по мнению …

LiveInternetLiveInternet

Взято с нашего ящика. Прислано Нурковой.
Не забудьте сказать ей спасибо!
Проблема психологии смысла жизни появилась для меня как парадокс в ходе изучения механизма неврозов. Оканчивая университет в 1956 году, я считал себя клиническим психологом и гордился полученными новыми знаниями о человеке, из которых следовало, что сутью функционирования личности является адаптированность индивида к миру и что в рамках личности действуют различные необходимые для приспособления механизмы… В те годы было трюизмом, что психические сложности вызваны социальными трудностями. Я знал, что бывает наоборот, но был уверен, что в принципе все-таки социальная дезадаптация затягивает петлю психических нарушений и стабилизирует процесс их закрепления. Поэтому такими странными казались случаи неврозов у людей, жизненная ситуация которых не давала к этому никаких поводов. Они были отлично адаптированы, эффективны, компетентны в своей профессии, ценились как специалисты, были известны как энергичные и отважные. За годы моей клинической практики я встречал все больше таких случаев, словно они только начали появляться как знамения времени.
С неопределенными жалобами типа «все не так» за помощью обращались люди в возрасте около 40 лет, в основном образованные, занимавшие хорошие должности. Их невротическая симптоматика была запутанной и охватывала практически все сферы жизни. Пациенты жаловались на раздражительность, утомляемость, отвращение к работе, конфликты на работе, зачастую проблемы с памятью, сложности в сексуальной жизни. Они жаловались, что охотнее всего лежат на диване и смотрят в потолок.
Если все так хорошо, то почему так плохо? Если они так хорошо адаптированы, то почему чувствуют себя так плохо? Ведь эти больные осуществили все, что от них требовали: «построили дом, вырастили сына, посадили дерево». Их жизненный баланс положителен. Значит, все в порядке. Почему же эти «воины» «не отдыхают после битвы», почему что-то их мучает, почему они чувствуют беспокойство, исходящее из таких глубинных слоев личности, что это дезорганизует психическую жизнь и социальные отношения?
Первый приходящий в голову ответ был тогда поразительным: может это только мне, молодому человеку, начинающему карьеру, кажется, что они всего добились. Может, они добились всего, что следует достичь, но не добились того, что важно для них?
Можно сказать, настаивая на терминологии теории адаптации, что эти люди были адаптированы к миру, но не адаптированы к себе, и это открылось лишь после достижения зрелости, в той фазе жизни, которая, казалось бы, уже не должна доставлять таких технических сложностей, которые доставляла фаза достижения зрелости.
Приведу описания трех клинических случаев экзистенциальных неврозов, очень разных, но имеющих одну основу.
Вот первый пример: У. , 45-летний председатель кооператива, обратился в центр психологической помощи. Его жалобы указывают на депрессию и переутомление, которые продолжаются уже давно, а сейчас, усилились. Длительный больничный и лечение в санатории не поправляют здоровье. Скорее, происходит ухудшение. Прежде он никогда не жаловался на физическое здоровье. Данные интервью позволяют утверждать, что его награждали на работе, он быстро шел в гору. Однако в ситуации болезни он чувствует себя плохо и намерен подать в отставку, может, даже выйти на пенсию. Тем не менее, терапевтические исследования указывают на хорошее состояние здоровья.
Удается выяснить, что в начале самостоятельной жизни У. хотел путешествовать. Он коллекционировал карты, собирал литературу о путешествиях. Он мечтал о дальних странах, переправах через горы, а оказался в кабинете председателя хорошо организованного кооператива, где неплохо зарабатывал. У него было множество хороших контактов с людьми, что позволило ему построить дом, покупать многие товары и обеспечить семье хорошие материальные условия.
Добавлю, что формулированию этих мечтаний юности, свободным беседам о них сопутствовало дальнейшее улучшение психического состояния. Симптомы невроза практически исчезли, и пациент приходил ко мне раз в неделю уже не столько за советом, сколько для того, чтобы рассказать о своих новых жизненных планах. Он окончил курсы экскурсоводов Туристско-краеведческого общества, наладил контакты и достаточно быстро организовал возможность выехать летом в дружественную страну как представитель бюро путешествий. Через год он оказался от работы в кооперативе.
Необходимо добавить, что со временем оказалось, что описанный выше образец экзистенциального невроза имеет многочисленные разновидности. Через несколько лет я понял, что возвращение к смыслу жизни, определенному в юности, не всегда полезно. Бывает, что сутью экзистенциального невроза является именно его осуществление, но этот смысл имеет дефектную форму. Его недостаток может заключаться в том, что эта «мечта» не была результатом выбора, формирования общей, собственной концепции, которую можно осуществлять в том или ином виде всю жизнь. Зачастую смысл жизни навязан, вынужден обстоятельствами.
Вот второй пример:
Ученый Ф. после защиты докторской испытал длительный психический кризис. Этот выдающийся, быстро делавший карьеру специалист, пользовавшийся большим авторитетом среди профессионалов, «потерялся» и утратил желание работать. Первые тревожные симптомы появились после защиты кандидатской. Возникли сомнения в выбранном пути, разочарование, чувство усталости, объяснявшее его состояние. После вовлечения в работу над докторской эти состояния прошли. Получаемые результаты, перспектива новой работы полностью его поглощали. После получения степени профессора один из старших преподавателей, поздравляя молодого доцента с успехом,
сказал ему (возможно, шутя): «Теперь вы до конца жизни можете ничего не делать». Ф. говорит, что эти слова его потрясли, «полностью подавили». Словно этот преподаватель сформулировал мысль, которую Ф. не хотел допускать в сознание, поскольку это действительно был конец. Он добился всего, чего хотел добиться, а ему было только 34 года. Он жаловался, что только до этого этапа были важны его вовлеченность и способности. Жалел, что столько потерял в жизни, что его достижения не имеют смысла. Он не создал семьи, жил очень скромно. Раньше он гордился тем, что не принимал участия в развлечениях, каникулы проводил за рабочим столом, не читал художественную литературу. Теперь это казалось невосполнимой потерей.
Гипотеза, что мы имеем дело с экзистенциальным неврозом, подтвердило возвращение к психическому здоровью и профессиональные успехи. И здесь основным принципом психотерапии было побуждение к активному сотрудничеству и обсуждение с пациентом каждого шага.
Я сделал три предположения: во-первых, поводом невроза был дефектный, а значит слишком конкретный и на короткий срок навязанный извне смысл жизни, который больше осуществлял индивида, чем им осуществлялся; во-вторых, возможный выход из трудностей — склонить пациента самому модифицировать смысл жизни таким образом, чтобы этот смысл приобрел абстрактный, общий характер, чтобы он мог осуществляться всю жизнь, без шанса реализоваться до конца. В-третьих, содержание нового смысла жизни должно некоторым образом относиться к содержанию психических травм его детства, редуцируя сформировавшийся тогда комплекс различия. В возрасте 70 лет он перешел на пенсию как известный ученый.
Приведу здесь еще один пример. Он иллюстрирует третью форму экзистенциального невроза, сутью которого является не вытеснение смысла жизни или его формальный изъян, а ситуация, приводящая к тому, что осуществление смысла жизни становится для индивида одновременно осуществлением и опасностью.
Вот третий пример:
Молодой, необычайно одаренный физик X. был привезен в терапевтическую клинику с инфарктом. Однако патологии системы кровообращения обнаружено не было, и потребовалась консультация психиатра. Пациент попал ко мне.
В результате психологических исследований я установил ряд фактов, которые, по-видимому, объясняли болезнь.
Добавлю, что это происходило в 1960-е годы в СССР. Пациент был евреем, его отца репрессировали, поэтому он утаил свое происхождение, чтобы поступить на физический факультет, и с тех пор постоянно фальсифицировал свою биографию.
Выдающиеся способности привели к тому, что он быстро занимал все более высокие должности, и каждый раз росло опасение, что его разоблачат, что в те годы могло закончиться драматически.
Рассматривалось предложение назначить X. на пост директора одного из ведущих научно-исследовательских институтов. На этой должности он бы получил значительно больше возможностей вести исследования, реализовать те планы, которые были смыслом его жизни. Было ясно, что в связи с этим его биография будет проверена более тщательно. Этого он панически боялся.
Проблема заключалась в том, что описанные выше сложности были уже не актуальны. Позиция X. была настолько прочна, что этот недостаток биографии, даже если о нем было неизвестно (что сомнительно), уже не повлиял бы на его карьеру. И пациент об этом знал. Откуда же этот страх, которого не должно было быть?
Этот страх, когда-то обоснованный, сильно подкреплялся деспотичной матерью-вдовой, которая практически лишала его личной жизни. Она беспокоилась за карьеру сына и вообще за его существование и этим страхом обосновывала свою опеку над сыном, ограждая его от других людей — женщин, коллег. Страх пациента на самом деле был страхом за мать, точнее, перед матерью. Если бы она была не права, то его подчинение ей и одиночество не имели бы смысла. Он боялся за себя для матери. Поэтому он боялся каждого отличия, каждого дальнейшего шага в осуществлении смысла своей жизни.
Здесь мы имеем дело со сложной ситуацией, но правильнее было бы считать, что сутью проблемы пациента является его смысл жизни, осуществление которого находится в оппозиции к его страхам. Добавлю, что если бы пациент получил назначение, и у него не возникло бы проблем с органами госбезопасности (что было вполне вероятно, поскольку на этом уровне уже самому выдвижению в кандидаты должно было предшествовать «просвечивание» личного дела), то тогда прежние жертвы пациента, его подчиненность матери, были бы лишены смысла.
После многочасовой беседы X. пришел на следующий день утром, сказал, что чувствует себя здоровым, всю ночь он напряженно думал, согласился с ходом моих мыслей и просит его выписать.
Выше я представил три вида экзистенциального невроза. Первый из них, по-видимому, является «наиболее экзистенциальным» в том смысле, что его главный синдром — именно нарастающая экзистенциальная потерянность, а значит, потерянность в том, «кем я должен быть и чем я являюсь», ощущение концептуальной пустоты, бессмысленности существования.
Во втором случае кризис был вызван именно осуществлением смысла, поскольку как конкретный смысл жизни, данный извне, он осуществляется, а после него не остается ничего.
В третьем случае все решила конфликтная ситуация, поскольку открытое, сознательное осуществление смысла жизни стало противоречить другим желаниям индивида, более неотложным и с более высокой мотивацией (именно такими обычно являются действия, стимулируемые страхом, угрозой, беспокойством). Поскольку смысл жизни был собственной концепцией жизни, устранения интерпретационных недоразумений оказалось достаточно для излечения.
Описанные выше случаи различны, их объединяет только то, что центральной проблемой является сложность осуществить потребность в смысле жизни. В первом случае из-за отсутствия шансов ее конкретизации и реализации, во втором — из-за ее излишней конкретности и слишком раннего осуществления, а в третьем — из-за негативных последствий ее осуществления.
Это ставит три главных вопроса психологии смысла жизни: (1) как возникает смысл жизни, (2) какие особенности имеет смысл жизни, (3) как смысл жизни соотносится с другими стремлениями человека.
Традиционный способ социализации приводит к тому, что для многих людей смысл их жизни ограничивается одним ее фрагментом, одним видом деятельности. Они не создают концепцию своей жизни, не анализируют и не пересматривают ее. Он приписан им культурой и локализован в их разумах как конкретный, мощный и «плоский» комплекс ценностей, в котором каждая ценность одинаково важна и каждая из них не зависит от других. Значение таких ценностей не следует из рациональных предпосылок, они приобретены в течение жизни и просто есть. Люди, у которых сформировался такой набор ценностей, становятся зависимыми от него, поскольку он не годится для размышлений и изменений. Он только существует или полностью распадается.
То, что я скажу, прозвучит жестоко, но это необходимо сказать. Такой «смысл» высоко ценится в нашей культуре, поскольку предметизирует человеческую личность. Он делает эту личность «предсказуемой», склонной выполнять предъявляемые к ней требования. Это отчетливо видно в фундаменталистских субкультурах — религиозных или национальных. Обладание таким смыслом бывает источником радости, когда «приходит время», и личность чувствует, что осуществляет то, что необходимо. Однако в масштабах всей жизни он часто приводит к неудачам, недовольству, неудовлетворению, поскольку такое «время» наступает редко и оно чем-то ограничено.- Отсюда нередко агрессивность, даже жестокость людей, зависящих от идеи, либо их депрессия и потерянность, когда весь мир «идет не в том направлении». Зачастую эти люди, вовлеченные в чужие идеи, после их осуществления всю жизнь чувствуют, что то, с чем они встречаются, — брак, работа, дети — важно, но никогда не будет для них тем, чем должно быть. Сомнительно, что такой «смысл» может играть роль конструктивного фактора развития субъективной, интенциональной человеческой личности.
Во многих случаях существует совпадение вида профессиональной деятельности с тем, что субъективно является смыслом жизни. Оно бывает столь значительным, что некоторые профессии считают такими, которые «сами по себе» придают смысл жизни человека. Итак, смыслогенными в нашей культуре являются профессии, связанные со своего рода посланничеством, служением, требующие личной вовлеченности в высшие ценности. Учитель, врач, священник, политик, относясь к своей профессии с преданностью, как к служению, к которому они чувствуют себя «призванными», имеют шанс поместить в ней собственный смысл жизни или окончательно найти в ней смысл жизни для себя. Мнение о личностной роли этих профессий так сильно закрепилось в моделях нашей культуры, что когда кто-то выполняет «смыслогенную» профессию без вовлеченности, не как служение, а как средство для таких эгоистических целей, как деньги, власть или престиж, такое поведение оценивается негативно. От инженера, фермера или реставратора ничего подобного не ожидают.
Однако если личность придает смысл профессии, а выполнение профессии придает смысл ее жизни, то психологический риск заключается в том, что может наступить психологический кризис, вызванный потерей смысла жизни, если что-то заблокирует эту деятельность, например, болезнь, выборы или суд лишат его возможности выполнять ту, а не иную профессию. Известно, сколько политиков становится зависимыми от своей функции. Полагаться на смысл жизни, данный профессией, значит подвергать свою жизнь значительному риску.
Зачастую смысл жизни естественным образом связан с общественной ролью матери или отца. Однако это «данный» смысл, а, кроме того, значительно ограниченный во времени. Дети слишком быстро растут, а психические сложности, связанные с синдромом пустого гнезда, явно свидетельствуют о том, что родительство не может играть роль смысла жизни до конца существования индивида.
Многое указывает на то, что смысл жизни может быть найден в общественной деятельности, искусстве, писательстве. Многое зависит от собственного решения и от концепции индивида. Это происходит тогда, когда смысл жизни не столько найден в этой деятельности, сколько в ней размещен, как собственный смысл жизни. Здесь, несомненно, помогает талант — своеобразная монета, дарованная генами. Однако, по-видимому, одного таланта недостаточно. Необходимо сказать что-то от себя и о себе. Необходимо хотеть и уметь выразить это. Есть много творческих людей, умелых и талантливых, которые не могут выразить себя в своей деятельности. Они занимаются искусством, которое исходит не от них, поскольку не является их личным высказыванием о чем-то важном. Они чувствуют эту пустоту, заглушают это беспокойство политической деятельностью, алкоголем, эксцентрическим образом жизни или отказываются от амбиций. Рискованно осуществлять себя в таланте, когда нечего сказать. Также печальна участь тех, кому есть что сказать, но у кого нет таланта, и кто не может выразить свои идеи. Они выбирают роль прорицателей, пророков.
Возможно, сказанное означает, что смысл жизни должен быть не только высшей идеей, навязчивым желанием раскрыться в определенной роли, но, прежде всего, концепцией жизни, возникшей в результате осмысления того, чем для нас является жизнь, мир и человек в нем, и того, что в нашей жизни действительно важно.
В авторитарных системах, учреждениях и организациях индивид, являясь их частью, может тем самым не иметь проблем с собой. Некоторые даже находят счастье в полной преданности своей роли. Им не нужно принимать собственные решения, а каждое выполненное ими требование правильно по определению. Это возвращение к роли послушного ребенка, к присущему ему чувству безопасности и беззаботности. Когда возникают сомнения и внутреннее сопротивление, их преодоление может приносить даже двойное удовлетворение, поскольку является доказательством полной преданности «справедливой службе». Чем больше индивид предметизируется, перестает быть личностью, становится инструментом, тем меньше у него экзистенциальных и нравственных проблем. Один из бывших начальников лагеря в Воркуте, и сейчас, в конце своей жизни, когда уже рухнули большевистские принципы существования Советской империи, выражает перед телевизионной камерой убеждение в справедливости своих действий. Он признает, что, разумеется, знал о том, что многие заключенные, доведенные в шахтах до мучительной смерти, были невиновны. Однако это не было и не является для него проблемой, поскольку «государство нуждалось в редких металлах». Послушание и лояльность замещают здесь нравственность, а вера в начальников замещает размышления о правильности своих действий. Известные преступники часто старались представать свою правоту как аргументы Истории, Народа, Бога, Предназначения. Сталин публично признавался в своей жестокости, но добавлял, что делает это для освобождения честных, работающих и эксплуатируемых народов мира.
Необходимость создания собственного смысла жизни — это цена, которую платит человек-субъект. Во многих случаях эта цена бывает слишком высокой для тех, чья психическая организация требует собственных аргументов действий, поскольку у них есть чувство ответственности за свою жизнь, которого с них никто не может снять, одновременно они сильно связаны с внешними ценностями, следующими из культуры, в которой они воспитаны и которая им дорога. Жизнь людей-субъектов бывает трудной. Как я уже говорил, точно не известно, дает ли роль субъекта больше актуального удовлетворения, чем роль предмета. Однако я считаю, что эту цену стоит заплатить, поскольку у субъективизированных людей больше шансов для развития, причем до конца жизни, а в сложных условиях, когда уже никто не может им помочь, они в состоянии найти помощь в самих себе. Они также никогда не бывают совершенно одни. Они мудры, поскольку, живя в бурном меняющемся мире, способны сохранить в нем себя.
Я утверждаю, что «смысл жизни» должен быть собственным, осознанным, рассматриваться настолько в общих чертах (то есть в рамках общей концепции), чтобы его можно было подвергнуть модификациям. Он должен быть настолько развитым, чтобы можно было понять его источники и предвидеть последствия его осуществления. Ведь он должен быть основой активных, решительных выборов осуществления действий, отвечающих критериям альтруизма, со стабильным направлением, но изменчивых по форме.
На основе приведенных выше рассуждений можно создать следующее определение потребности в смысле жизни. Смысл жизни — это потребность взрослого человека, заключающаяся в том, что без создания собственной, абстрактной концепции жизни, в которой он может позитивно осуществляться до конца жизни, развитие его личности невозможно.
Смысл жизни, который определяет развитие личности, делает жизнь индивида стабильной, придает ей значение, является центральным фактором личности. Даже «ущербные» виды смысла жизни, как данный извне смысл жизни, играют ограниченную во времени, но важную роль.
Известны также случаи людей, которые однажды данным извне смыслом наполняют всю жизнь. Однако это рискованный вариант, поскольку условием в этом случае является отсутствие радикальных изменений в жизни. Мать, которая полностью посвятила себя детям, может обрести смысл жизни в своем материнстве. Разумеется, это не рассудочная концепция, так сложилась ее жизнь. Для нее жизнь имеет смысл, когда она идентифицируется с жизнью своих детей, участвует в ней. Однако дети зачастую становятся самостоятельными настолько, что мать не может участвовать в их жизни. Мать перестает понимать их стремления, достижения, радости. Она по-прежнему рядом, но не с ними. Со временем она должна осознать, что она им не обязательно нужна, а ей предстоит прожить с самой собой еще несколько десятилетий. Впрочем, она может сберечь любовь детей, долго жить воспоминаниями и сохранить чувство хорошо выполненного долга.
Здесь представлены главные тезисы:
1. Человек интеллектуально зрелый, склонный к размышлениям, должен рано или поздно ввести в круг своих интересов смысл самого себя. Это следует из самой логики познания мира.
2. Собственный смысл жизни является фактором, обусловливающим мотивационную стабильность личности, сопротивление препятствиям, удовлетворение жизнью и совершенствование себя.
3. Смысл жизни должен быть продуктом собственных размышлений личности, а его аргументы должны быть четко определены так, чтобы существовал шанс модифицировать его по мере изменений условий жизни, получения новых знаний, изменений понимания мира.
4. Когда смысл жизни дан извне, когда он вытекает из предписанной роли, данной извне системы ценностей или из ситуации, его влияние на судьбу человека ограничено по времени.
5. Зрелый смысл жизни выражает вклад личности в то, в чем она существует, в чем действует, и в чем будет осуществляться ее будущее.
6. В определенных условиях любой смысл жизни является решающим условием сохранения себя.

В этой статье я постараюсь осветить тему бессмысленности жизни, и одновременно ответить на вопрос о том, в чем смысл жизни заключается. Парадоксально? Все дело в том, что человек – явление относительное. А жизнь как таковая – абсолютна. Попробуем осветить тему бессмысленности и смысла жизни, как в относительном, так и в абсолютном плане.
Почему собственно человеческая жизнь бессмысленна? Потому, что она проходит. Все – быстротечно, мимолетно, преходяще. Мы живем сейчас и переживаем мириады «важных» событий и состояний. И все это спустя сотню лет станет ничем. До нас жили миллиарды людей. Все, чем они страдали и чему радовались ушло безвозвратно. Кто о них помнит? Известны единицы, но и тех мы знаем лишь по слухам. Возможно, по этой причине человек жаждет славы. Благодаря этой иллюзии он продлевает свой век. Однако на планетарном и космическом уровне даже столетия – лишь краткий миг. На фоне вечности – вообще ничто. В чем смысл жизни, если она неизбежно уходит в небытие? Печально? Вот и напрасно! Движемся дальше.

Чтобы не ходить вокруг да около, я поставлю прямой вопрос. Существует ли у жизни объективный смысл? Или же бессмысленность – единственная истина, с которой мы вынуждены мириться? Ответ на оба вопроса, с моей точки зрения, – положительный.

Все, что мы знаем – это наши мысли о реальности. У каждой мысли, концепции, идеи – есть смысл. Понимание возникает, когда мы постигаем смысл идеи. Что, собственно говоря, вообще представляет собой смысл? Это – сама сущность мысли. Смысл – это значение переменной, которой является наша мысль. Можем ли мы назвать мысль реальной? Ведь человек не способен ее удержать. Сама природа мышления отражает собой мимолетность жизни. Как только мысль приходит – ее уже нет. И все, что мы знаем – лишь наши мысли о мире. Смысл жизни существует на уровне мысли, и на этом же уровне он растворяясь проявляется в бессмысленности.

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. На деле же эта серьезность, которую выражает космическая печаль нашей унылой личности – словно детская гримаса, которую мы по наивности воспринимаем всерьез, как нечто реальное, важное и заслуживающее доверия. Ребенок плачет и он серьезен. Он не осознает, насколько беспочвенна его обида. Наши взрослые детские игры заставляют нас переживать и принимать всерьез происходящее. Этот бесценный опыт необходим, чтобы со временем увидеть, что мы от него свободны, и никогда по-настоящему не были им связаны.

В чем смысл жизни человека? Ведь мы люди, и относительно нас, возможно, правильно вопрос должен звучать иначе. Для чего нужен человек? И если мир так ограничен, как его видит материалист, тогда человек – явление случайное, и тогда нет никакого смысла. Мы были рождены нашими родителями. Однако нам повезло, и родители не оказались столь эгоистичными, чтобы считать ребенка своим творением, которое было создано исключительно для их целей. Ведь и они сами были рождены и воспитаны также, и позволяют нам стать самостоятельными. В социальном обществе человек взрослея, начинает осознавать, что теперь он сам может решать, как и ради чего ему жить. И это переживание самостоятельности намекает нам на бессмысленность жизни, потому что смысл может существовать лишь, когда мы живем не ради себя, но ради чего-то превосходящего нашу маленькую личность.

Если человек был сотворен Богом, значит, смысл жизни связан с целью Творца. В таком случае, смысл, который заложен в нашу жизнь, это причина, по которой нас создали. И раз уж все самое лучшее внутри нас проявляется по мере душевного развития, возможно и цель нашего существования проявляется в его плодах. Возможно, любовь, которую без всяких пошлых оттенков мы ставим во главу всех переживаний – и есть тот заветный ответ. В любом случае с этого ракурса, смысл жизни – в развитии сознания. Теме личного смысла жизни на progressman.ru посвящена отдельная статья.

Однако если говорить о жизни как таковой, на абсолютном уровне в ней нет ни смысла, ни болезненной бессмысленности. Все это – лишь работа ума. Жизнь как таковая – имеет самое непосредственное отношение к тому, чем мы являемся на самом деле. Чем ближе мы к осознанию реальности, тем глубже понимание того, что ни в смысле, ни в его отсутствии нет ни хорошего, ни дурного. В этом нет реальной двойственности. Все это – работа нашего ума здесь и сейчас.

Бессмысленность – такая же иллюзия, как и смысл, потому что без смысла она не может существовать. Если бы бессмысленность реально существовала, нам просто было бы не о чем говорить. Реальна ли дырка от бублика? Можно ли сказать, что дырка от бублика – это такое тяжелое, обреченное состояние космической печали? Можно ли сказать, что она равносильна нирване? Можно ли сказать, что она хоть что-то собой представляет? А может, это – спасательный круг? Когда мы говорим о бессмысленности, все, что мы реально имеем ввиду – растворяющийся смысл. Он еще есть, хоть и растворяется в нашем уме, поэтому пока есть о чем говорить. Но как только он растворился, наступает катарсис, свобода и облегчение!

Бессмысленность – это просто разрушение нашей привязанности, обесценивание, или расставание с тем, что делало нашу жизнь осмысленной в тот или иной момент. Нам тяжело пока привязанность рушится. В это время мы переживаем печаль, потерю и пустоту, на месте которой когда-то были объекты нашей привязанности. Но, когда привязанность уже разрушена, мы обретаем свободу. Теряя, мы переживаем потерю, но, когда мы отпускаем смысл окончательно, боль проходит. Мы освобождаем себя от бремени смысла и от тяжести его растворения, которая мерещилась нам бессмысленностью. Когда привязанность разрушена, приходит облегчение. На фоне вечности все хорошее проходит. Проходит и все плохое! Мы – вечные странники, вечные зрители, вечные игроки. И даже если у Вас в это нет веры, и жизнь кончается после смерти тела, переживания по этому поводу не имеют никакого смысла. Приблизит ли тоска счастье?

Отрывок из романа Виктора Пелевина «Т»:

«Линь-Цзы в ответ на вопрос о природе Будды, говорил, что это дыра в отхожем месте. Соловьев считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы — все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра — самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет — во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить ее на три каи».

Пример – грубоватый. Но достаточно яркий и во многом точный. Чем больше мы ищем смысл жизни, тем дальше мы от реального осознания смысла происходящего здесь и сейчас. Мы сами наделяем происходящее смыслом. И когда ощущение бессмысленности будет пережито достаточно интенсивно и глубоко, мы можем интуитивно выбирать, что и как сделать осмысленным, «важным», а что обесценить и оставить забытым в прошлом. Эта гибкость – награда за прожитый опыт.