Построение исповеди крестьянкин

Книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» широко известна среди православных верующих. Страждущие со всей страны приезжали за духовным советом к старцу. Хотя он и возражал, когда его так называли, говорил: «Старцев сейчас нет».

После кончины батюшки остались его книги — духовные маяки, указывающие правильный путь.

Иоанн Крестьянкин как автор книги

Архимандрит Иоанн на протяжении почти сорока лет являлся духовником Псково-Печерского монастыря. Его жизнь не была спокойной. Что такое гонение за веру, он испытал на себе. Но всегда батюшка оставался добр к людям и за все благодарил Бога.

Биография

Родился будущий церковный служитель 11 апреля 1910 года в городе Орле. Его родители, Михаил Дмитриевич и Елисавета Иларионовна, относились к мещанскому сословию. Мальчик был назван в честь святого Иоанна пустынника, празднование которого происходило в тот день. Всего в семье родилось восемь детей. Иван был самым младшим ребенком.

Уже в детстве мальчик прислуживал в церкви. Иван был пономарем у архиепископа Серафима, позже причисленного к лику святых. Окончив среднюю школу, он поступает на бухгалтерские курсы. Потом начинает работать по приобретенной специальности в Орле.

Но частая работа в выходные и по вечерам не дает ему участвовать в богослужениях. Он увольняется и переезжает в Москву, где устраивается бухгалтером. Новый график работы теперь не препятствовал посещению церкви.

Церковная служба

14 января 1945 года митрополитом Николаем (Ярушевичем) Иван Михайлович был рукоположен в сан диакона.

25 октября того же года патриарх Алексий I рукоположил его в сан священника. Это произошло в храме Рождества Христова в Измайлове. Там же он и служил до апреля 1950 года. К тому времени он закончил 4 курса Московской Духовной Академии. О. Иоанном была написана кандидатская работа о преподобном Серафиме Саровском, которую он не успел защитить.

Ночью 29 апреля 1950 года священника арестовали. Причиной стала его пастырская деятельность, нежелание сотрудничать с властью. Приговор был суровым — 7 лет исправительно-трудовых лагерей за «антисоветскую агитацию». По признанию священника, именно там он был ближе всего к Богу.

Из заключения он выходит раньше и в 1955 году начинает служить сначала в Псковской, затем — в Рязанской епархии (1957).

В 1966 году батюшка принимает монашество в абхазском городе Сухуми. В 1967 году становится насельником Псково-Печерского монастыря. В 1970 году возводится в сан игумена, через три года — в сан архимандрита.

5 февраля 2006 года о. Иоанн предстал перед Господом.

Литературное наследие

Архимандрит оставил после себя бесценные произведения о спасении души. Его творения переиздавались несколько раз, а высказывания напечатаны во многих православных книгах.

Проповеди и слова

К радости верующих сохранились проповеди старца, произносимые им во время церковных служб в Псково-Печерском монастыре. Насельниками была издана книга с одноименным названием.

Некоторые из многочисленных проповедей о. Иоанна:

  1. «Слово на праздник Вознесения Господня».
  2. «Неделя о блудном сыне. Не должно откладывать покаяние».
  3. «Слово за чином прощения».

Высказывания батюшки о вере понятны и доступны каждому человеку.

Много внимания в проповедях уделял он видению своих грехов, искренней исповеди. Нельзя впадать в уныние от нарушения заповедей, а нужно покаяться и изменить свою жизнь, сделать ее благочестивой. Старец говорил: «Падать людям свойственно, но, упав, надо тут же вставать».

Письма

Когда батюшка был в преклонном возрасте, он не мог принимать каждый день много паломников. Эти встречи заменили письма, часть из которых была позже опубликована. В них старец давал советы, напутствия духовным чадам. Делал он это с большой любовью к вопрошающим людям.

В 2002 году издательством Псково-Печерского монастыря была впервые опубликована книга «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Наставления в сборнике расположены по темам в алфавитном порядке.

Названия некоторых тем:

  1. «Болезнь и лечение».
  2. «Воля Божия».
  3. «Как жить по-христиански».
  4. «Спасение».
  5. «Семейная жизнь».

В этих письмах, хотя они адресованы конкретным людям, многие найдут ответы на свои вопросы.

Другие труды и произведения

Духовное наследие архимандрита сохранилось не только в его проповедях и письмах, но и в книгах. О покаянии, правильной духовной жизни, борьбе с грехами, молитве можно прочитать в произведениях о. Иоанна.

Книги, вышедшие в издательстве «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь»:

  1. «Настольная книга для монашествующих и мирян». Написана как общее руководство в духовной жизни для монахов и мирян.
  2. «Рождественские и Пасхальные поздравления».
  3. «Размышления о бессмертной душе». Здесь архимандрит Иоанн обозначен как составитель. В сборнике приводятся изречения о душе святых отцов и священников. В приложении напечатана проповедь о. Иоанна.

Другие произведения старца в основном составлены на основе его проповедей, опубликованных ранее.

Например, книга «Главное — быть с Богом» (2009, издательство «Благовест») составлена из высказываний батюшки о том, как переносить страдания, об их смысле.

Опыт построения исповеди

Книга «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), изданная Псково-Печерским монастырем, была написана в помощь кающимся. Впервые она вышла в свет в 1992 году и с тех пор много раз переиздавалась.

История написания

Произведение было составлено из бесед, которые архимандрит проводил на первой седмице Великого поста в 70-е годы. Его проповеди записывали на аудиопленку. Запись передавалась между прихожанами. Потом появился машинописный текст, который послужил основой печатному изданию.

Идея и суть

В этой книге о. Иоанн рассказывает о том, как правильно подготовиться к исповеди. После каждой заповеди он указывает, какими грехами люди нарушают ее. И хотя слова его обличительны (по-другому и быть не может), в них нет высокомерия и уничижения. Издание ценно еще и тем, что в нем приводятся примеры — в том числе из современной жизни.

Как часто мы не видим своих грехов и страстей. А если кто-то укажет на них, находится тысяча оправданий: «Все так делают», «Я не знал», «Так получилось». О. Иоанн с помощью данной книги хотел, чтобы верующий человек искренне осознал себя грешным и принес покаяние.

Батюшка предупреждает, если не получается искренне каяться, то нужно «в смирении принимать посылаемые страдания».

Подготовка к исповеди не должна быть формальной. Он призывает верующих явить Господу «твердую решимость отречься от греха».

Жанр произведения

Книга представляет собой пастырские беседы архимандрита перед исповедью в Псково-Печерском монастыре, перенесенные на бумагу. Эти проповеди ценны тем, что в них присутствует опыт о. Иоанна: он долгие годы был духовником многих людей. Также беседы основаны на Священном Писании и наставлениях святых отцов.

Структура текста

Книга начинается с предисловия, посвященного покаянию и исповеди.

Произведение состоит из двух разделов, примерно одинаковых по размеру. В первом разделе перечисляются грехи против десяти заповедей (Ветхого Завета), во втором — указываются грехи против заповедей блаженства (Нового Завета).

Перед последним разделом расположено небольшое предисловие о том, почему у нас не получается вести благочестивую жизнь.

Для лучшего понимания после каждой заповеди на церковно-славянском языке следует ее русский перевод.

Среди искушений и соблазнов нашей жизни произведения архимандрита Иоанна стали бесценными помощниками для верующих в самом важном деле — спасении души.

Видео о книге

В этом видео приводятся наставления из письма о. Иоанна о важности покаяния во время болезней.

В этом видео священник Анатолий Куликов читает грехи против первой заповеди из книги о. Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».

В этом видео священник Анатолий Куликов перечисляет грехи против восьмой заповеди из произведения о. Иоанна «Опыт построения исповеди».

О. Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Великий пост и приготовление к нему

Проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Предуготовительные Недели и в Великий Пост.
Слово в Неделю о мытаре и фарисее
Слово в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания
Поучение в Прощеное воскресенье
Слово за чином прощения
Слово в Неделю о Страшном Суде. Есть ли адские муки? По рассказу Н. А. Мотовилова из книги “Всемирный Светильник Преподобный Серафим”, составленной митрополитом Вениамином (Федченковым)
Поучение в Неделю 1-ю Великого поста
Слово в Неделю 3-ю Великого поста. Приидите вернии, животворящему древу поклонимся
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его “Лествице” и к перенесению мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Слово на 1-й пассии: причины восстания иудеев на Христа
Слово на 4-й пассии

Проповеди. Великий пост и приготовление к нему


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) родился 11 апреля 1910 года в городе Орле в многодетной семье и был восьмым ребенком у родителей. Назвали мальчика в честь Иоанна Пустынника, память которого празднуется Церковью в этот день.

С детства Ваня Крестьянкин ходил в храм и был в послушании у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского Серафима.

В 1945 году в храме на Ваганьковском кладбище в Москве Иван Крестьянкин был рукоположен во диакона, затем Патриарх Алексий I в Измайловском Христорождественском храме рукоположил его во священника. Здесь он служил до 1950 года, пока власти не арестовали его по обвинению в антисоветской агитации и не отправили на семь лет в лагеря.

Освободился отец Иоанн досрочно в 1955 году. После освобождения его направили служить в Псковскую епархию, затем перевели в Рязанскую епархию.

В 1966 году иерей Иоанн принимает монашество, а с 1967 года становится насельником Успенского Псково-Печерского монастыря, где и подвизается своей блаженной кончины 5 февраля 2006 года.

В последние годы из-за возраста и болезней отец Иоанн не имел возможности принимать желающих побеседовать с ним, однако письма из разных концов света продолжали приходить на адрес монастыря, и на многие из них он сам отвечал. Эти ответы выдержали уже несколько печатных изданий на многих языках: в них находят утешение и помощь те люди, которые не видели старца, но прочитали его книгу «Письма архимандрита Иоанна».

Иоанн (Крестьянкин): Опыт построения исповеди

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди

Книга сия издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

К читателю

Эта книга сложилась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения.

Непосредственным материалом для этого сборника стали беседы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского. Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания.

Беседы были записаны. Естественно, что при переписывании и перепечатке в них появилось немало погрешностей. Издавая беседы по просьбе паломников и прихожан, мы стремились не только устранить погрешности, но и в наибольшей степени сохранить разговорную интонацию.

«Покайтесь, приблизилось бо Царствие Небесное!» Публикуя эти беседы, мы надеемся, что они помогут хотя бы некоторым услышать и исполнить этот Божий призыв.

Опыт построения исповеди по десяти заповедям

Мы собрались здесь, чтобы принести Господу очередное покаяние. Хотелось бы предварить исповедь несколькими словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются.

Также и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «…душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс. 142, 6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»!

Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Последите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Тайн — какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце… Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком…

У нас существует еще домашнее покаяние: вечером на молитве вспомнить, чем досадил Господу за день и покаяться. А опытные духовники-наставники вообще советуют не откладывать покаяния, а как покривил совестью, согрешил, сразу же укорить себя и просить у Господа прощения. И Господь простит, ибо»…сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).

Однако тяжесть этого кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время Таинства Исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва.

Это ощущаем и переживаем мы, грешные люди. А вот что зримо видели люди святые. К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил ее и сказал: «Тебе надо исповедоваться, над тобой туча бесов!» Вот кого привлекает к нам душевная грязь!

И еще хочется сказать: по окончании Таинства Исповеди перед прочтением разрешительной молитвы, священником читается молитва о принесших покаяние. Обратите внимание на слова этой молитвы: «…примири и соедини его Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…» Как это примирить с Церковью? Мы же ходим в храм, молимся, поем акафисты и молебны, исполняем клиросное послушание (это кто участвует в совершении богослужения). Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство Исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви.

Други мои, сыны и дщери Отца нашего Небесного, 2-я неделя пред Великим Постом именуется неделей о блудном сыне. Эту притчу рассказал собравшимся Сам Спаситель и предваряют ее слова: «Тако глаголю вам, радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся». Приближается время покаяния и Отец Небесный уверяет нас, что о грешнике, осознавшем свое бедственное состояние, ищущем милости Божией в покаянии, «надо… радоваться и веселиться,… ибо он был мертв и ожил, пропадал и нашелся»(Лк.15:24, 32).

Грех – это смерть. Покаяние – возвращение к жизни. Проникнемся этой истиной и пост станет для нас временем исцеления души, и возрадуется Господь о нас грешниках кающихся.

А я бы сказал вам, что притча о блудном сыне, это притча о Любви, о непостижимой, безграничной Любви Небесного Отца к нам грешным и блудным чадам Его. Получив крещением залог спасения, усыновленных Богу, мы уже не рабы, не наемники, но сыны и дщери – наследники Царствия Отца своего Небесного. Любовь Отца обьемлет нас, она божественна и могущественна – милосердствует, долготерпит и главное никогда не перестает. Она способна воззвать нас со дна адова и вернуть достоинство сына всем в покаянии припавших к Отцу.

Кто не припомнит в своей жизни моментов, когда и мы подобно блудному сыну отвергали Божию Любовь, вырываясь на свободу своих безумных желаний и планов?

Кто, получив наследство Божиих дарований, – глубокий ум, таланты – не присвоил их себе, забывая о дародателе и используя дарованное во зло и себе, а часто и людям?

Кто принял Слово Божие себе путеводителем по жизни вполне, не исказив его или не отвергнув совсем?

А Отец все ждет. Отец, в руце которого всемогущий Промысл о каждом человеке, одним мановением могущий вернуть заблудшее чадо в разум Истины, медлит, давая вожделенную, востребованную сыном свободу. Любовь Отца ждет лишь ответной любви, не лишая нас свободы выбора в жизни. Отец продолжает любить и ждать нашего возвращения.

В притче Отец и два Его сына.

Старший, повзрослевший в отчем доме, слышит от Отца: «Чадо! Ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть» (Лк.15:31).

Меньший, как требующий о себе особых попечений Отца, любимейший. И вот он-то, юнейший, не поняв всех благ жизни под покровом отчей любви, не зная всех превратностей и стремнин житейского моря, не познав себя, возжелал свободы, чтобы без Отчего благого совета и надзора отправиться в жизненное странствие.

Жестоко своевольное сердце, оно не чувствует причиняемой боли, забывает все доброе, что туне было даровано любовью. «И не по мнозех днех собрав все, мний сын, отъиде на страну далече» (Лк.15:13). Но от лица Божия камо бежим? (Пс.138:7) Промысл Божий зрит беглеца, и из жалости к заблудшему, попускаются для него суровые уроки жизни. Наследство, полученное от Отца быстро тает в вихре соблазнов, дурман свободы и ласкательства друзей-корыстолюбцев застилают ум, призрачное счастье кружит голову. А грех неприметно, но властно начинает свою страшную разрушительную работу. И вот юнейший уже вполне раб греха: «расточи имение свое, живый блудно» . С грехом входит в жизнь разорение; бедствует тело, изнывает гладом душа. Сумрак одиночества и гнетущее безмолвие воцаряются там, где недавно кипело веселие. Друзья оставили, нет ни помогающего, ни сочувствующего. Нищета вошла в свои горестные права, стерев и память о былом изобилии. «Изжившу же ему все, бысть глад крепок на стране…, и той начал лишатися» (Лк.15:14). Ужасное бедственное положение для избалованного сластолюбца. Скотоподобное состояние души низводит его в общество к свиниям и «желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свинии» (Лк.15:16), но и этого он лишается. Промысл Божий неумолим. А окружающие только орудия его власти.

Так человеколюбец Господь, не хотящий смерти грешника, различными путями и многообразными способами дает чувствовать Свое присутствие, призывает к покаянию.

Страшный момент переживает душа падшего. Сможет ли вспомнить он о любви отчей или пойдет на поводу у врага до конца, бессмертной душой расплатившись за содеянные грехи?

Думы – думы. Осмысливание всего происшедшего раскрывает всю мерзость греха; воскрешение в памяти светлых начал жизни под кровом Отчим, возрождает угрызения совести, и изменяет грешный образ мыслей. Душа оживает в сильном борении в тоске и томлении духа. «В себе же пришед»(Лк.15:17) – постепенно он понял все, и совершилось глубокое перерождение души грешника, её возрождение для новой жизни. Покаяние сокрушило в нем самолюбие, гордость и стыд и в смиренном сердце явилась решимость просить помилования: «И востав иде ко отцу своему» (Лк.15:20).

Сколько примеров дает нам святое Евангелие, когда в момент раскаяния и открытого противостояния добру и злу, только воля грешника делает последний выбор. Бог с диаволом борется и поле битвы сердце человеческое. Только в ответ на веру и доверие самого грешника Бог сотворит чудо. Господь ждет.

Иуда, продавший Господа, предав кровь неповинную, раскаялся. И это был последний зов Божией любви к нему. Но его покаяние отчаянием похитил враг, и он «шед, удавися» (Мф.27:5).

Апостол Петр, исповедавший Христа Сыном Божиим, отрекся от Господа, но кроткий взгляд божественного страдальца пронзил его сердце, и он «шед, плакася горько» (Лк.22:62; Мф.26:75). Чувство сокрушения о грехе, вера, надежда и любовь вернули ему достоинство Апостола Христова.

И нам, как некогда Петру, в моменты нашего раскаяния о падении звучит голос Спасителя «любиши ли Мя» (Ин.21:15)? В эти судьбоносные духовные мгновения уже не внешнего исполнения Закона ждет от нас Господь, но сердца, способного любовию откликнуться на непостижимую, безграничную Божию любовь. Бог всегда близок к человеку, но человек-то не всегда близок к Богу.

Грешник еще далече, медленно но уже идет с намерением каяться, «узре его отец…, и мил ему бысть, тек нападе на выю его, облобыза его» (Лк.15:20). Сердце Отца не судит прав или не прав возвращающийся, он – сын, он мил Ему. Был он мертв и оживает, пропадал и возвращается. Любовь выше закона, выше правды законной, Любовь привлекает, а не отталкивает.

А сердце и душа человека чутки, раны души также болезненно чувствительны, как и раны тела. Прием Отца – елей болезнующей душе, он укрепляет намерения и решимость сына к покаянию. Глубокий, покаянный вопль падшей, но чающей прощения души, вопль истинного смирения и сыновней преданности слышит Отец. «Отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих» (Лк.15:18–19). И отцовское лобзание и ликующая радость была ему ответом. И тотчас Отец восставляет грешника во всех правах сына – наследника.

«Изнесите одежду первую, и облеците его, и дадите перстень на руку его, и сапоги на нозе: и приведше телец упитанный, заколите. И ядше веселимся: яко сын мой сей мертв бе и оживе: и изгибл бе, и обретеся. И начаша веселитися»(Лк.15:22–24). Торжество жизни над смертью принесло в дом покаяние.

«Тако, глаголю вам, радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся» (Лк. 15:10) – сохраним же в сердце, дорогие мои, истину слова Божия, чтобы и нам вместе с Ангелами радоваться о себе.

Будем всегда помнить, что нет греха, побеждающего милосердие и человеколюбие Божие. А потому, как бы не случилось нам согрешить, как бы не увлеклись мы вражиими приманками в жизни, никогда не отчаемся в милости Божией, но с верой, упованием и покаянием будем возвращаться к Отцу нашему Небесному, зная, что милость Его ждет нас, а любовь не замедлит выйти нам навстречу и принять в Свои Отеческие объятия, омыть наши греховные раны, исцелить болезни, чтобы жизнь жительствовала в нас навечно.

«Обьятия отча отверсти ми потщися: блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот твоих Спасе: ныне обнищавшее мое да не презриши сердце, тебе бо Господи, умилением зову: согреших на небо и пред Тобою». Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ

Опыт построения исповеди по десяти заповедям

Мы собрались здесь, чтобы принести Господу очередное покаяние. Хотелось бы предварить исповедь несколькими словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются.

Также и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «…душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс. 142,6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»!

Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Последите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Тайн – какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце… Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком…

У нас существует еще домашнее покаяние: вечером на молитве вспомнить, чем досадил Господу за день и покаяться. А опытные духовники-наставники вообще советуют не откладывать покаяния, а как покривил совестью, согрешил, сразу же укорить себя и просить у Господа прощения. И Господь простит, ибо «…сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).

Однако тяжесть этого кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время Таинства Исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва.

Это ощущаем и переживаем мы, грешные люди. А вот что зримо видели люди святые. К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил ее и сказал: «Тебе надо исповедоваться, над тобой туча бесов!» Вот кого привлекает к нам душевная грязь!

И еще хочется сказать: по окончании Таинства Исповеди перед прочтением разрешительной молитвы, священником читается молитва о принесших покаяние. Обратите внимание на слова этой молитвы: «…примири и соедини его Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…» Как это примирить с Церковью? Мы же ходим в храм, молимся, поем акафисты и молебны, исполняем клиросное послушание (это кто участвует в совершении богослужения). Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство Исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви.

Вообще-то мы должны явиться на исповедь, уже обдумав свои поступки, уже оплакав перед Господом свою греховную жизнь. Должны каждый принести личное свое покаяние перед Крестом и Евангелием.

Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, а не так: «Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!» Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа.

Помоги нам, Господи, в эту минуту всем всё простить!

Однажды во время земной жизни Иисуса Христа подошел к нему некий законник и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И получил ответ: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 25-27). Вот наши главные заповеди – это любовь к Богу и ближнему своему.

Но так как наши обязанности к Богу и ближнему разнообразны, то и заповеди разделены Богом на десять и представлены таким образом, что первые четыре имеют отношение к Богу, а прочие шесть – к ближнему. Вот и рассмотрим сейчас, чем мы нарушили Закон Божий?

Господи, приими наше посильное покаяние!

Первая заповедь

Аз есмь Господь Бог твой,

да не будут тебе бози инии разве Мене

В русском переводе это звучит так: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня».

Какие же обязанности должны мы иметь в отношении к Богу по этой заповеди?

Первая обязанность. Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге? Нет, мы не имеем правильного понятия о Боге, о православном учении нашей веры, о Церкви, членами которой мы являемся, о принятии Святого Крещения.

Господи, прости нас, грешных!

И мы еще оправдываемся, что нам негде почерпнуть эти правильные понятия о Боге, что нас никто не учил и не учит этому, но этим стремлением оправдаться мы усугубляем свою вину, ибо это неправда! Мы ведем слишком невнимательную, рассеянную жизнь и сами не хотим черпать нужные познания из тех источников, какие имеются у каждого из нас.

1. Спросите-ка свою совесть, дорожим ли мы каждым богослужением в храме, внимаем ли мы тем молитвословиям и песнопениям, какими молится Церковь? Вот вам школа, вот самое нужнейшее, самое истиннейшее богословие, вот самая покаянная молитва, самые вдохновенные славословия Богу. Питаем ли мы всем этим разум и душу? Нет, Господи, прости нас!

Мы не любим приходить в храм к началу богослужения, протискиваемся куда-то сквозь людей во время службы, толпимся и громко разговариваем у свечного ящика, переходим с места на место. Сами не слышим, что читается и поется, и другим мешаем, ничего не черпаем из этого источника истинного богословия.

Господи, прости нас, грешных!

А некоторые еще считают себя слишком начитанными и всезнающими, такие еще с раздражением и осуждением слушают: «Что, мол, он завел опять про одно и то же», совсем забывая о том, что священник, стоящий на амвоне, стоит как бы на камне, отваленном от дверей гроба Господня, и не может быть без пользы слово благовествования со святого места. Даже самое убогое слово с амвона всегда учит истинам Православия.

Господи, прости нас, отметающихся словес Твоих!

2. Мы не читаем душеспасительных книг, отговариваясь, что их сейчас нет, и опять это злая отговорка! А Книгу всех книг. Святое Евангелие, мы читаем? Евангелие есть почти у каждого из нас, а если нет до сих пор, то это по величайшему нерадению. Поучаемся ли мы из этой Книги Жизни? Святая Церковь положила на каждый день обязательные чтения Евангелия и Апостольских посланий. Допустим, это не каждый может проследить и выполнить, но кто мешает нам ежедневно прочитывать хотя бы по одной главе? Многие ли из нас, кающихся сегодня, хоть один раз внимательно прочли Евангелие, Апостольские деяния и послания?

Прости нас, Господи!

Мы не только дома не читаем Евангелие, но и в храме не слушаем! Благоговейное поведение в храме обязательно всегда, а во время чтения Святого Евангелия все должны замереть и с наклоненной головой внимательнейшим образом слушать. А мы хорошо еще, если внешне не толкаемся в этот момент (а это бывает с нами – Господи, прости нас). Хорошо еще, если не передаем свечки и тем самым не отвлекаем внимание других (кайтесь Господу, кто виноват в этом – Господи, прости нас). Хорошо еще, если, пользуясь как бы «пустым» временем, не лезем поправлять свечки или зажигать лампадку (это тоже у нас происходит – Господи, прости нас). Хорошо еще, если не отвлекаем окружающих пустыми разговорами, и в этом мы грешны. Господи!