Преподобный иустин попович челийский

Собрание творений. Том 1На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания

Том II * Том III * Том IV

На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания

По благословению Митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия

К русскому читателю

Жизнеописание отца Иустина Погребение отца Иустина и сорокадневное поминовение Речь архимандрита Марка из г. Висбаден на погребении отца Иустина Проповедь игумена Святогорского монастыря Григориат архимандрита Георгия на сорокадневном поминовении отца Иустина Могучий дуб Православия Преподобному отцу Иустину Правда о Сербской Православной Церкви в коммунистической Югославии В память об отце Иустине I. Об отношении Церкви к властям II. Сербская Православная Церковь в коммунистической Югославии Постепенная ликвидация Церкви Гонение на Сербскую Православную Церковь Не сотрудничество – а сосуществование Космическая ложь Дописано в августе 1969 года На Богочеловеческом пути Серна в потерянном рае. Исповедь Молитвенный дневник Подвижнические и Богословские главы Стословие первое Стословие второе Стословие третье Из писем 1. Христообразное сердце мира 2. Любодейство или самоотверженная любовь 3. Не дышать без молитвы 4. Православная вера – наивысшее богатство 5. Кьеркегор и евангельское смиренномудрие 6. Образ истинного священника 7. Благодать священства 8. Загадочная притча Спасителя 9. Святая печаль по усопшим 10. Будущему монаху о соединении ума с молитвой и о Всеправославном Соборе 11. Святость Камю без Бога 12. Философия по Христу 13. Превращение дня в святые четки 14. Жизнь преображать в жизнь во Христе 15. Богочеловеческое развитие (эволюция) 16. Человек и Богочеловек 17. Монашеская жизнь: пост и молитва 18. Херувимская бдительность и проницательность 19. Под покровительством святого Красника Девичского 20. Человек на девяносто девять процентов с неба Непрестанно молиться 22. Святое иконописное Евангелие Византии 23. Искание себя, богочеловеческого 24. Евангельская забота о ближних 25. Прощание с родной сестрой Из проповедей Проповедь о двух наибольших заповедях Проповедь в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Проповедь в день святого Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим Проповедь на освящении обновленного храма Проповедь на отпевании доброй христианки Рождественские и пасхальные поздравления Бог вошел в недра человеческой жизни Христово воскресение – победа над смертью Люди – это вечные братья, вечные собратья Из статей Основная истина Православия – Богочеловек Подвижник наших горьких дней (В память почившего отца Сретена Вунчича) Малая свеча на могиле большого друга (Памяти Бранислава Нушича) Об убийстве Из богослужебных текстов Молитва святому Архангелу Михаилу Путь богопознания. Главы из православной аскетики и гносеологии Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского Введение I. Человеческая личность до грехопадения II. Распад личности 1. Учение о грехе 2. Учение о грехе и гносеология III. Восстановление личности 1. Тайна Богочеловека Христа 2. Усвоение этической триады (тройства) 3. Синергизм благодати и воли IV. Обожение – Θέωσις – личности V. Гносеология обоженной личности Заключение Гносеология святого Исаака Сирина Введение I. Болезнь органов познания II. Исцеление органов познания 1. Вера 2. Молитва 3. Любовь 4. Смиренномудрие 5. Благодать и свобода 6. Очищение III 1. Тайна познания 2. Созерцание Заключение Подвижнические и гносеологические главы Отрывки из произведений отца Иустина О духе времени Тайна добра и зла Современное арианство Атеистическая школа Священнослужитель Из неопубликованных проповедей отца Иустина Чему учат детей в школах? Почему этот мир не хочет Христа?

К русскому читателю

В нынешнем – 2004 году от Р. X. исполнилось 110 лет со дня рождения великого подвижника и ревнителя Православия, выдающегося современного богослова, неутомимого миссионера, пламенного молитвенника – преподобного Иустина (Поповича). Имя это уже давно и хорошо известно всему христианскому миру. Достаточно упомянуть только объемнейшие тома капитального труда «Догматика Православной Церкви». Настоящими учебниками веры, вошедшими в библиотечные каталоги многих богословских факультетов, духовных академий и семинарий, стали и другие сочинения прославленного аввы. Подобно спасительным маякам и путеводным звездам, они служат нам верными и неизменными ориентирами, озаряя бурную пучину житейского моря и темную бездну философского мудрования.

Не одно поколение сербов вкусило умного бисера небесной мудрости аввы Иустина. Не зря христолюбивые соотечественники с гордостью именуют преподобного своим учителем и наставником. Иные из них в самом прямом смысле слова являются его духовными чадами, в том числе крупнейшие сербские богословы и архипастыри – митрополит Амфилохий (Радович) и епископ Афанасий (Евтич).

Невозможно переоценить вклад святого отца нашего Иустина буквально во все сферы и области христианского делания. Как невозможно и представить весь сербский XX век без этой исключительной личности. Думается, не случайно именно в двадцатом столетии – на рубеже третьего тысячелетия христианской эры – Сербская земля явила миру таких светильников веры, как святой Николай Сербский и преподобный Иустин Челийский. Мученическим исповеданием Христа запечатлевшая свою чистую и нелицемерную любовь к Господу, она возрастала их святостью и укреплялась их подвигом, служа для всего славянства примером стойкости и мужества, «катастрофически недостающего современному миру» (свт. Николай Сербский).

Преподобный отец наш Иустин прозрел духовными очами страшную тайну зла. И любовью Христовой сокрушил ее смертоносную сущность. Уже первая его большая работа, посвященная Достоевскому, написанная в Оксфорде на английском языке и опубликованная затем на сербском, стала настоящей духовной и литературной сенсацией. Позднее авва Иустин еще не раз обратится к теме Святой Руси, знакомя сербский народ с вековым духовным опытом старшего брата во Христе, с житием преподобного Серафима Саровского, предсказавшего, что «Россия претерпит много бед и ценой великих страданий обретет великую славу», «объединит православных славян в одну могучую державу, страшную для врагов Христовых». Ясное понимание роли «удерживающего» в этом лежащем во зле мире скажется и в его отношении к самой идее преемственности крестного подвига. После богоборческой революции в России Сербия продолжала противостоять тайне беззакония.

В этот, быть может, самый драматический период новейшей сербской истории, совпавший по времени с расцветом литературного таланта и апогеем общественного служения преподобного Иустина, авва сыграл исключительную роль в поддержании и упрочении православного сознания в верном Христовом стаде. Посреди всеобщего апостасийного безумия он неизменно напоминал сербам об их Свято-саввском выборе и Косовском завете.

…Грозовые предвоенные годы, отмеченные всплеском небывалой активности различных антихристианских сил. Годы оккупации и коммуно-усташеского террора… Авва Иустин, будучи преподавателем Богословского факультета в Белграде, не пытается укрыться от бури века сего в тихой заводи молитвенных трудов и чисто научной деятельности. К наставническому и монашескому подвигу он прилагает еще один великий дар, коего сподобился по неизреченной милости Божией: пламенное слово проповедника. Такими проповедями стали его лекции, собранные впоследствии в книгу «Святосавле» («Свято-Саввская вера»), о которой святитель Николай Сербский, старший современник и учитель аввы Иустина, сказал буквально следующее: «По нашему мнению, это последнее сочинение д-ра Иустина – “Святосавле как философия жизни” – превосходит все прочее, что сей великий духовник написал доселе». Святитель Николай особо подчеркнул своевременность и воспитательную роль такого обращения к нации: «Важно и то, что эти лекции были адресованы сербской образованной (выделено владыкой Николаем. – И. Ч.) молодежи, студентам и выпускникам школ… Подобно тому как Готлиб Фихте, в пору страдания (пусть и легкого) и унижения немецкого народа при Наполеоне, своими знаменитыми “Речами к немецкой нации” защищал и воодушевлял свой народ, так и д-р Иустин своими выступлениями – единственными в подобном роде за все время Второй мировой войны – возбуждал дух и национальную гордость сербской молодежи, как наследницы и носительницы самой светлой и возвышенной философии жизни в целом свете»1.

Горячую и искреннюю любовь к истинной жизни – жизни вечной – авва Иустин пронес через весь свой подвижнический земной век. В самые тяжелые минуты душевного и физического страдания ясный лик и все существо его излучало небесную радость и кротость. Он весь был живым примером и светлым символом славянского долготерпения. И, памятуя о роде своем, не переставал молиться за всех падших братьев. О возвращении того благодатного времени, «когда Европа была тезоименита христианству и была с ним одним существом».

Возвращаясь нелегкой стезей покаяния и прозрения на свой исторический путь, православный сербский народ, удививший на исходе минувшего столетия весь мир силой и крепостью своего духа, молится ныне вместе с великим угодником Божиим его пламенной молитвой: «Да примет Европа истинное крещение и обратится ко Христу. Да вспомнит Пресвятую Богородицу и двенадцать великих апостолов, и чешуя отпадет от ее глаз, и будет она так же прекрасна, как тысячу лет назад была прекрасна православная Европа. И будет она счастлива, и мы с нею. И возрадуются Европейские народы и со слезами на глазах вместе с нами запоют вечное славословие Богу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Аминь».

Илья Числов

Преподобный Иустин (Попович) Челийский

Память 25 марта/07 апреля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Преподобный Иустин (Попович) является выдающимся защитником православной веры в XX веке.

Он родился 25 марта 1894 года в городе Вране на юге Сербии. Из его рода вышло семь поколений священнослужителей. При крещении он получил имя Благое, что означает «благовеститель». Вскормленный благочестием родителей, он стал свидетелем чудесного исцеления своей матери. Когда пришло время ее ухода из этого мира, у Благоя было «физическое ощущение бессмертия», поскольку он увидел лицо матери, излучающее покой. На протяжении всей своей жизни он будет свидетелем и выразителем неколебимой веры в победу над смертью, которую Христос Спаситель пришел нам принести.

Ребенком он часто ходил в Пчинский монастырь и потому благоговейно почитал святого Прохора (память 15 января). С почитанием святых он соединил постоянное чтение Священного Писания и с 14 лет и до конца жизни соблюдал правило: каждый день прочитывать три главы из Нового Завета.

Жаждая изучать таинства Божественного Откровения, Благое поступил в семинарию святого Саввы в Белграде (1905–1914), где его учителем был святитель Николай (Велимирович; память 20 апреля). В начале Первой мировой войны он ушел на фронт военным санитаром и, после того как переболел тифом, в рядах сербской армии отступал в Черногорию, а затем до албанского города Шкодер. Эти ужасные испытания, во время которых более 100 тысяч сербов умерли от голода, холода и истощения, еще более укрепили веру юного Благоя. Ему удалось убедить митрополита Димитрия постричь его в монахи (1916). Его небесным покровителем стал преподобный Иустин Философ, который засвидетельствовал свою любовь ко Христу как философскими рассуждениями, так и мученичеством.

Короткое время Иустин провел в Англии, а затем митрополит и король Сербский направили его в Санкт-Петербург, чтобы он продолжил изучение богословия. Впечатленный благочестием русского народа, святой Иустин испытывал глубокое благоговение перед святыми Сергием Радонежским, Серафимом Саровским и Иоанном Кронштадтским. Значительно позднее, когда он упоминал святых русских новомучеников, особенно патриарха Тихона, слезы лились из его глаз.

Вскоре сербский монах был вынужден покинуть Россию из-за бедствий военного времени и продолжил образование в Оксфорде (1916–1919), где подготовил докторскую диссертацию по Ф.М. Достоевскому. В ней он изложил критическое отношение русского писателя к западному гуманизму и антропоцентризму. Но, поскольку его научные руководители настаивали на внесении в текст изменений, которые были для него неприемлемы как противоречащие истине, он отказался от защиты диссертации и покинул Англию, не получив степени.

По возвращении в Сербию Иустин стал преподавателем в семинарии города Сремски Карловцы, а оттуда отправился в Афины, где защитил диссертацию, озаглавленную «Проблема личности и познания у святого Макария Египетского». Во время учебы он убедился, что вся западная цивилизация, которая стремится превозносить человека независимо от Бога, зашла в устрашающий тупик. С этого времени он стал бескомпромиссным защитником православного «божественного гуманизма», основанного на личности Христа – истинного Бога и истинного Человека, Первого и Последнего, к Которому все стремится, дабы достигнуть своей полноты, и Который остается «высшей ценностью и последним доводом Православия».

По возвращении на родину узы дружбы сблизили его с русскими епископами, нашедшими убежище в Сербии: он часто навещал митрополита Киевского Антония (Храповицкого), которому исповедовался, и архиепископа Кишиневского Анастасия, чьей ангельской молитвой восхищался.

Еще во время учебы святой Иустин вел напряженную духовную жизнь. После смерти преподобного был обнаружен его личный дневник, который он вел в эти годы. В нем святой Иустин отметил, что совершал каждый день от 500 до 1000 поклонов и произносил от 1000 до 2000 раз Иисусову молитву. Во время Великого поста он увеличивал это молитвенное правило так, чтобы к Великой пятнице довести число поклонов до 3200, а Иисусову молитву – до 1800. «Горе любой мысли, которая не превращается в молитву», – говорил он.

В 1922 году митрополит Димитрий рукоположил Иустина в священника против его воли.

В том же году он стал преподавателем экзегезы в семинарии в Сремских Карловцах и занимал эту должность несколько лет. В периодическом издании «Христианская жизнь», которое он основал вместе с несколькими молодыми преподавателями, была опубликована его – в то время сенсационная – статья «Внутренняя миссия нашей Церкви». В ней святой Иустин писал: «Миссия Церкви, божественно-человеческого организма, – органично и лично соединить всех верных с Личностью Христа… Непростительная хула на Христа и Святого Духа – делать из нее национальный институт… Цель ее наднациональная, вселенская, всечеловеческая – соединить всех людей во Христе».

Преподобный Иустин оказал поддержку возникшему Православному народному движению (также называемому Богомольческим) и убедил его членов избрать духовным отцом высокопреосвященного Николая (Велимировича). Отличительными чертами движения были любовь к молитвенному деланию, стремление к частому причащению и перевод или составление песнопений и молитв на сербском языке, а не на церковнославянском. Его участники внесли струю энтузиазма в ту эпоху и вдохнули евангельскую свежесть в Сербскую Церковь.

В 1927 году преподобный Иустин опубликовал исследование по гносеологии святого Исаака Сирина. Вскоре его направили в семинарию города Призрена в Косово, а через год он был назначен в Битолу (бывш. Монастир) в современной Македонии, где преподавал вместе со святым Иоанном (Максимовичем; память 19 июня).

В 1930–1931 годах ему была поручена задача устроить церковную жизнь верующих в Закарпатской Руси (тогда территория Чехословакии), которые вернулись в Православие после того, как во время австро-венгерского владычества были обращены в униатство. Когда ему предложили принять епископский сан, он ответил: «Я долгое время смотрел на себя в зеркало Евангелия и пришел к окончательному решению, что ни в коем случае не приму епископский сан, поскольку не обладаю основными качествами епископа».

В 1932 году он опубликовал первый том своей «Догматики», которую знаменательно озаглавил «Православная философия истины». За этот труд он в 1935 году получил должность профессора догматического богословия богословского факультета Белградского университета.

Однажды летом он отправился в монастырь святого Прохора во Вране на повозке, запряженной волами, и встретил по дороге старую женщину, которая шла туда пешком. Он предложил ей сесть в повозку, но та отказалась со словами: «Спасибо тебе, но я бедна и ничего другого не могу предложить святому, кроме этого труда». Отец Иустин ударил тогда себя по лбу и воскликнул: «Ах, Иустин, ты стал профессором богословия, но у тебя нет благочестия этой старой женщины!» Он отослал повозку и продолжил путь пешком вместе с крестьянкой.

Как преподаватель святой Иустин считал, что «тот, кто не учит вечной жизни, является лжеучителем». Поэтому он вкладывал в учеников не столько различные знания, сколько заботу о поиске Царства Небесного и напоминал им о вопросе юноши, который пришел найти Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10: 17). В жизни и в преподавании святой Иустин руководствовался словами святителя Григория Богослова и даже написал их на первой странице своего Евангелия: «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать». Всюду, где он бывал, и на всех, кто приходил с ним посоветоваться, он производил глубокое впечатление человека, живущего только для Бога и ради защиты истинности Евангелия. Приняв за образцы пророков и отцов Церкви, он непреклонно утверждал, что в Православии все основано на Евангелии: вера, молитва, подвижничество, церковная служба, святые тайны и святые добродетели. Вся традиция Церкви есть не что иное, как живое Евангелие.

Во время тревожных событий, которые предшествовали Второй мировой войне, святой Иустин отказался участвовать в играх политических симпатий, но говорил о евангельской правде без страха перед человеческими притеснениями. Так, он прямо и открыто защищал дело Православия, когда Ватикан посредством конкордата (1937) хотел ввести в Югославии католицизм в качестве государственной религии. Непосредственно перед тем как разразилась война, ему было видение распятого Христа, Который возвестил, что сербский народ ожидают страшные испытания.

Вторжение немцев повлекло за собой закрытие богословского факультета, поэтому Иустин жил в различных монастырях и занимался переводом многочисленных трудов отцов Церкви и составлением комментариев на Священное Писание. Одним из таких исключительно важных трудов было собрание «Житий святых» в 12 томах. Осуществленное в это время, оно было полностью опубликовано лишь в конце его жизни. Только со всеми святыми (см.: Еф. 3: 18) возможно, по мнению отца Иустина, познать и участвовать в Тайне Бога Христа. Жития святых есть «догматы, претворенные в жизнь», и они образуют истинную «энциклопедию Православия».

После установления в 1945 году власти коммунистов преподобный Иустин был изгнан из университета вместе с двумя сотнями других профессоров. Его арестовали в монастыре Суково, близ Пирота, и заключили в тюрьму в Белграде. Он едва избежал смертного приговора как «враг народа» благодаря заступничеству патриарха Гавриила, незадолго перед этим освобожденного из концлагеря Дахау.

Не имея возможности преподавать и будучи лишен всех прав, он находил пристанище в разных монастырях, а затем до конца своих дней (1948–1979) жил практически в заключении в маленьком женском монастыре во имя архангела Михаила в Челие, близ Валево. Но даже здесь коммунисты не оставляли его в покое и часто вызывали в город на допросы. Несколько раз сестры, видя, что он не возвращается, отправлялись в Валево вместе с игуменьей и молча стояли перед зданием политической полиции. Тогда коммунисты, опасаясь восстания местных жителей, освобождали отца Иустина. Неоднократно во время важных событий в жизни Церкви преподобный пытался отправиться в Белград, но всякий раз его силой возвращали обратно.

Свет Христов не мог, однако, остаться сокрытым под спудом. На протяжении этих лет постоянно множество людей приходили за советом к святому исповеднику как из самой Сербии, так и из других стран. Руководствуясь глубоким ощущением единства Православия, которое находится над любым национальным разделением, он отправлял своих лучших воспитанников учиться в Грецию и незадолго до своей кончины сказал тем, кто стоял у его ложа: «Любите греков. Это они наши учителя и наши просветители».

Заключение в монастыре в Челие стало для преподобного Иустина также и возможностью новых духовных восхождений.

Он неукоснительно соблюдал пост, и вся его жизнь была сосредоточена на богослужении и Божественной литургии, которая, согласно его собственным словам, есть «лестница, мост, который ведет на небо». На богослужении он поминал бесчисленное множество имен и проливал обильные слезы. Он сознавал, что современный сербский язык отличается от славянского, и потому перевел литургию и иные церковные тексты поэтическим языком, который был понятен народу, но при этом соблюдал священный характер этих текстов.

Еще в юности отец Иустин горячо почитал святителя Иоанна Златоуста, поэтому составил удивительные молитвы и акафист в его честь. В 1955 году ему явился во сне святой Иоанн Златоуст в богослужебном облачении, возложил ему на голову Евангелие и прочел молитвы, которые тот составил. Проснувшись, святой Иустин почувствовал радостный восторг и невыразимое чувство покаяния, которые долго жили в его душе. В 1936 году ему также являлся святой Серафим Саровский. Преподобный писал: «После этого моя душа была радостна и печальна: радостна, потому что я его видел; печальна, потому что он исчез так быстро».

В 1960-е годы, когда некоторые православные вступили на путь церковного релятивизма, доходя во имя христианского человеколюбия до отрицания единства Церкви Христовой, преподобный Иустин снова выступил глашатаем совести Церкви, дабы показать опасность, ей угрожающую.

Если в своих трудах святой и осуждал решительно, словно ветхозаветный пророк, инославные воззрения, то в жизни он очень сопереживал людям и со слезами сострадал человеческому несчастью. Однажды, когда святой смог покинуть монастырь, машина, на которой он ехал, остановилась, и перед ним появился калека; увидев его, преподобный Иустин разрыдался. Замечали даже, что, идя в церковь, он всегда внимательно смотрел, чтобы не раздавить муравьев. Богослов, которого уважала и побаивалась вся Церковь, нежно любил детей и во время возвышенных бесед с учениками смеялся и играл с их младенцами.

В последние годы жизни, когда условия его заключения несколько смягчились, Патриархия пригласила святого Иустина вновь преподавать на факультете, но он отказался, призвав Патриархию трудиться над единством Церкви, и сказал: «Спасение – в покаянии, универсальном лекарстве». Незадолго до блаженной кончины преподобный с радостью узнал о публикации «Житий святых» и последнего тома «Догматики», посвященного экклезиологии. 40 томов сочинений отца Иустина, из которых 30 опубликованы к настоящему времени, охватывают все области церковной жизни. Но наиболее полно его горячая любовь ко Христу выразилась в «Комментариях на Новый Завет», написанных поэтическим языком, сравнимым с языком его учителя святителя Николая Охридского (Велимировича).

Достигнув конца земного пути, сербский Иеремия почил после непродолжительной болезни 25 марта (7 апреля по нов. ст.) 1979 года, в день своего рождения. Перед тем как отойти ко Господу, он прошептал одному из друзей, который стоял рядом с ним: «Единственный подлинный человек есть Богочеловек Иисус Христос!» Тем самым он подвел итог своего служения, которое состояло в неустанном и бескомпромиссном возглашении благой вести о приходе Спасителя.

Три дня спустя клирики разных национальностей совершили его погребение перед множеством верующих, приехавших со всех концов Сербии, Греции и Западной Европы. Один из учеников святого написал об этом так: «Единство Церкви, о котором печалился в своей жизни отец Иустин и на котором он всегда делал акцент… внезапно осуществилось на его похоронах: в единстве общей веры и любви, в молитвах и совместных песнопениях». С того времени к могиле отца Иустина стали притекать православные паломники из многих стран, по их молитвам в месте упокоения святого произошли многие чудеса.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Преподобный Иустин Попович: биография, труды, интересные факты

Преподобный Иустин (Попович) – это один из выдающихся защитников православия XX века. Он родом из Сербии, из южного города Вране, где появился на свет 6 апреля 1894 года в благочестивой семье Спиридона и Анастасии, а потом стал священником в седьмом поколении. В честь праздника Благовещения родители окрестили его с именем Благое, что означает «благовеститель». В их семье было восемь детей, но выжили только трое — дочь Стояна и два сына — Стоядин и Благое. В детстве будущий святитель стал свидетелем чудесного выздоровления своей матери. А когда пришло время ей отойти в мир иной, по ее умиротворенному лицу он понял, что есть физическая смерть, но нет смерти духовной. На протяжении всей жизни он будет выразителем непоколебимой веры в Иисуса Христа – истинного Спасителя, который подарил человечеству победу над смертью.

Детство

Прп. Иустин (Попович), еще будучи ребенком, любил с родителями посещать монастырь Прохора Пчиньского. Он почитал святых отцов и много читал Священное Писание.

Окончив школу, он поступил учиться в Белградскую семинарию Святого Саввы. На Благое особое влияние оказал епископ Николай (Велимирович), который быстро заметил в юноше огромную любовь к богословию и незаурядные литературные таланты.

Окончив учебу в семинарии в начале лета 1914 года, Благое имел решительные намерения стать монахом, но родители резко воспротивились этому и даже написали письмо в Белградскую митрополию.

Война

В Первую мировую Благое Поповича призвали в армию. Он стал служить военным санитаром в госпитале «Челе кула» в городе Нише. Вскоре начался сыпной тиф, Благое переболел им, как и многие другие. Во время краткого отпуска побывал у родителей. С января 1915 года он занимал уже должность фельдшера. Сербская армия несла потери и отступала через Косово в Албанию.

Пройдя все ужасы войны, Благое еще больше стал стремиться к обожению. И в новогоднюю ночь 31 декабря 1915 года архимандрит Вениамин (Таушанович) постригает его в монахи с именем в честь святого мученика Иустина Философа.

Россия

В январе 1916 года особо даровитых богословов, в числе которых оказался Иустин, Сербское правительство с подачи Сербского митрополита Димитрия (Павловича) отправляет в Россию — в Петроградскую духовную академию, чтобы они там продолжили изучать богословие. Святой Иустин был впечатлен благочестием русского народа. Он благоговел перед такими великими русскими сподвижниками, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский и Иоанн Кронштадтский. Немного позже слезы лились из глаз святого Иустина при упоминании русских новомучеников, особенно если речь заходила о русском патриархе Тихоне.

Однако из-за бедствий военного положения ему не пришлось там долго пробыть. Летом 1916 года Иустин Попович поступает в Оксфордский университет в Англии и обучается там до 1919 года. Потом он начинает писать докторскую диссертацию по творчеству Достоевского Федора Михайловича. В этой работе он изложил критическое отношение великого классика русской литературы к западному гуманизму и антропоцентризму. Но научные руководители отца Иустина настаивали на том, чтобы он внес некоторые изменения в текст, а для него это было неприемлемо, так как поправки эти противоречили истине. И тогда, не получив докторской степени, он покинул Англию.

Преподавательская деятельность

С 1921 года Иустин Попович в Сремских Карловцах становится преподавателем духовной семинарии. Оттуда же он отправляется в Афинский университет богословия, где опять работает над докторской диссертацией по теме «Проблема личности и познания у святого Макария Египетского». Он защитит ее немного позже, в 1926 году.

Вернувшись к себе на родину в Сербию, он тесно сближается с русскими епископами, нашедшими в его стране убежище, это митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) и архиепископ Кишиневский Анастасий.

В 1922 году Иустин Попович был рукоположен в иеромонаха. Затем, в 1930 году, его назначают помощником епископа Иосифа Битольского. С этого момента начинается его миссионерская деятельность в городах Закарпатья — Ужгороде, Мукачево и Хусте. Его хотели назначить епископом вновь созданной Мукачевской епархии, но он отказался.

Иустин Попович, «Догматика Православной Церкви»

С 1932 года святой Иустин выпускает свой первый том «Догматики» — «На Богочеловеческом пути», за что в 1935 году получает звание профессора, и начинает преподавать догматическое богословие в Битольской духовной семинарии.

В 1934 году он уже доцент Белградского университета по догматическому богословию. Иустин Попович стал одним из основателей Сербского философского общества (1938 г.).

Вторая мировая война, когда немцы вторглись в Сербию, повлекла за собой закрытие богословского факультета. Отец Иустин был вынужден жить в разных монастырях, где занимался переводами преданий святых отцов Церкви. Ни минуты не сидел без дела Иустин Попович. Толкование и комментарии Священного Писания, «Догматика Православной Церкви» (второй том — «Бог в самом Себе. Отношение Бога к твари», третий — «Сотериология. Экклесиология»), «Житие святых» в 12 томах стали результатами его трудов. Некоторые из них были опубликованы лишь в конце жизни. Отец Иустин считал, что только со святыми можно познать тайну Господа Христа. Жития святых, по его мнению, — догматы, претворенные в жизнь, которые создали такую необходимую и истинную «Энциклопедию Православия».

Аресты и допросы

Лишенный всех прав, он скитался по монастырям. Потом жил почти как в заключении в женском монастыре. Но и здесь его никак не оставляли в покое и периодически вызывали на допросы. Когда его подолгу не выпускали, сестры вместе с игуменьей отправлялись в Валево и молча стояли перед зданием полиции. Коммунисты опасались волнений местных жителей и сразу отпускали отца Иустина. На протяжении этих долгих лет к святому исповеднику приходили за советом не только земляки, но и духовная братия из других стран. Единство Православия было главным для него, и оно стояло выше любого национального разделения. Своих лучших учеников он отправлял учиться в Грецию, под конец жизни он дал им свои наставления: «Любите греков, так как они наши верные учителя и просветители».

В 1945 году, при коммунистической власти, святой Иустин (Попович) вместе с другими преподавателями был изгнан из университета. Потом его арестовали в одном из монастырей и заключили в Белградскую тюрьму. Его едва не расстреляли как врага народа, но за него заступился патриарх Гавриил.

Святой Иустин (Попович): книги

Уже в последние годы условия заключения святого Иустина немного смягчились, и патриархия пригласила его преподавать на факультете, но он отказался, пожелав им трудиться во благо единства Церкви. В конце жизни он с большой радостью отнесся к публикации «Жития святых» и последнего, четвертого тома «Догматики» — «Пневматология. Эсхатология». Всего было написано отцом Иустином 40 томов, опубликовано к настоящему времени 30. Его труды охватывают всю область церковной жизни. Одним из лучших его произведений стала книга под названием «Комментарии на Новый Завет», написанная с горячей любовью ко Христу настоящим поэтическим языком, сравнимым разве что с языком епископа Николая Охридского (Велимировича), его учителя.

Канонизация

В мае 1948 года он становится духовником женского монастыря Челие, расположенного недалеко от города Валево. Там он и проведет остаток своей жизни и скончается на Благовещенье в 1979 году. Его тело погребут в монастыре Челие.

Канонизация святого Иустина состоялась 29 апреля 2010 года. Это событие произошло по решению Архиерейского Собора Сербской православной церкви.

12 июня 2014 года его святые мощи были обретены в монастыре Челие и на некоторое время помещены в монастырском храме Архангела Михаила, пока не достроился храм Саввы Сербского, который начали строить на средства святого Иустина.

По смерти святого Иустина клирики разных национальностей приехали со всех концов Сербии, Греции и Европы и совершили погребение. Один из его учеников сказал о нем, что главной его печалью было единство Церкви, которое вдруг осуществилось на его похоронах. С того времени к могиле святого потекли потоки православных паломников, по молитвам которых на месте упокоения святого стали совершаться чудеса.

преподобный Иустин (Попович), Челийский

Жизнеописания

  • Он между ними 0
  • Тайна личности митрополита Антония и его значение для православного славянства 0

Жития святых

  • Житие св. Саввы 0
  • Новомученик Георгий Новый 0

Каноническое право

  • По поводу созыва «Великого Собора Православной Церкви» 0

Религиозно-философские труды

  • Достоевский о Европе и Славянстве 0
  • Философские пропасти 0

Сборники

  • Подвижнические и богословские главы 0
  • Подвижнические и гносеологические главы 0

Догматическое богословие

  • Основная Истина Православия — Богочеловек 0
  • Православная Церковь и экуменизм 0
  • Святые мощи 0
  • Собрание творений. Том I. На богочеловеческом пути. Путь богопознания 0
  • Догматика Православной Церкви. Том II. Бог в самом Себе. Отношение Бога к твари 0
  • Догматика Православной Церкви. Том III. Сотериология. Экклесиология 0
  • Догматика Православной Церкви. Том IV. Пневматология. Эсхатология 0
  • Христианство по учению преподобного Макария Египетского 0
  • Путь богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина 0
  • Первородный грех, его причины и последствия 0
  • Избранные главы о творении мира и человека 0
  • Тайна Спасителевого Преображения и тайна спасения 0

Священное Писание Нового Завета

  • Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла 0
  • Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова 0
  • Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла 0

Нравственно-аскетические труды

  • «Уже время, уже пошел двенадцатый час…» 0
  • Внутренняя миссия нашей Церкви. Осуществление Православия 0
  • О духе времени 0
  • О рае русской души 0
  • Прогресс в мельнице смерти 0
  • Радость быть человеком 0
  • Со всеми святыми 0
  • Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития Святых» 0

Собрание сочинений

  • Собрание творений. Том I. На богочеловеческом пути. Путь богопознания 0

преподобный Иустин (Попович), Челийский (1894–1978)

Биография

Дни памяти: 1(14) июня , 30 августа (12 сентября) (Серб.)

Великий подвижник и духовный писатель, отец Иустин родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее отец Иустин учился в Петербургской Духовной академии, затем — на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и окормлял многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. И мечтал об Афоне… В 1926 защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.).

Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин — преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

Тропарь преподобному Иустину (Поповичу) Челийскому, глас 8

Православия сладость, нектар премудрости, отче преподобне, излиял еси в сердца верных яко богатство: житием своим и учением показался еси живая книга Духа, Иустине Богомудре, моли Христа Бога Логоса да оло́госит тя почитающих.

Кондак преподобному Иустину (Поповичу) Челийскому, глас 4:

Яко Божественную лествицу обретохом Иустине преподобне, твоя Боженственная поучения, к небеси ны возводящия, якоже учил еси, житием вообразил еси. Тем ти зовем: радуйся, православный философе Истины.