Репин воскрешение дочери иаира картина

Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин — описание картины

Воскрешение дочери Иаира — Илья Ефимович Репин. 1871. Холст, масло. 229 x 382
Картина «Воскрешение дочери Иаира» была написана в 1871 году, и её автор получили большую золотую медаль, а кроме неё звание художника первой степени и пенсионерскую поездку за границу.
Это драматическое сложное полотно стало первой большой работой, и сюжетом к ней живописец выбрал известную библейскую историю. Иаир, который был главой синагоги, пришёл к Иисусу и пал к его ногам – его единственная дочь, двенадцати лет от роду умирает. Просьба о помощи прерывается ужасной вестью — «…дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Но Иисус идёт в дом Иаира, чтобы явить чудо Господне и воскресить оплакиваемую родителями девочку. Репин выбрал момент, когда Христос подходит к постели уже мёртвой дочери Иаира.
Разглядывая эту работу, несмотря на драматичность сюжета, не устаёшь себя успокаивать: название «Воскрешение дочери…» даёт уверенность, что финал этой сцены закончится чудом и девочка проснётся, ибо как сказал Иисус: «она не умерла, но спит». Поэтому позволяешь себе внимательно разглядывать картину, отмечая логичность построения композиции, точность человеческих характеристик, цветовую палитру и цельность представленного сюжета.
Левая сторона картины освещается подсвечником – свет выхватывает мрачную обстановку комнаты, Спасителя, ложе и бледно-белое лицо усопшей. Такая содержательная трактовка света, отличающаяся смысловой выразительностью, роднит Репина с Рембрандтом (это был его излюбленный приём).
Правая сторона затемнена, и из этого полумрака выступают лица скорбящих родителей. Эти герои писались Репиным, основываясь на воспоминании о личной трагедии. Точно также оплакивали его родители маленькую дочку, сестру живописца, когда та скоропостижно умерла, наполнив сердце пустотой, а дом скорбью.
Картина отличается академической строгостью, благородством цветовых взаимодействий, сдержанностью жестов. Всё в ней дышит возвышенностью и демонстрацией величайшей силы человеческого духа. Иисус держит умершую за руку, лицо его спокойно – он готов явить чудо воскрешения.
Многие источники утверждают (по свидетельствам двоюродного брата живописца), что представленную картину Репин создавал под музыку Л. Бетховена, а именно под божественно-благородные и щемящие звуки «Лунной сонаты».
Картину «Воскрешение дочери Иаира» считают «официальным» началом творческой карьеры Репина, которая будет очень яркой, богатой и фундаментальной для всего русского искусства.

Илья Репин получил заказ на изображение святого Николая Мирликийского (Николая Чудотворца) от игуменьи Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем Харьковского уезда. Художник приезжал сюда, чтобы навестить свою двоюродную сестру Эмилию (в монашестве — Евпраксию). Художник работал над картиной четыре года.

Сюжет картины связан с одним из деяний святого Николая Чудотворца (примерные даты жизни — 270—345 годы н. э.), которое он совершил в свою бытность епископом в Мире Ликийской — городе, расположенном в Ликии (ныне это место находится на территории турецкой провинции Анталья). Именно с названием этого города и связано известное прозвище святого Николая — «Мирликийский».

Будучи в отъезде, Николай Мирликийский узнал о том, что мирский градоначальник Евстафий осудил на казнь трёх невинных людей, подкупленный их недоброжелателями. Желая пресечь несправедливость, Николай спешно возвратился в Миры и достиг Диоскурова поля, где должна была совершиться казнь, как раз в тот момент, когда палач был уже готов приступить к исполнению приговора. Византийский писатель X века Симеон Метафраст так описывал эту историю в «Жизни и деяниях Святого отца нашего Николая Чудотворца»: «Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осуждённых освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку…».

Именно этот момент, когда Николай Чудотворец останавливает меч палача, занесённый над первым из осуждённых, и был изображён художником. На картине резко контрастируют непреклонность уверенного в своей правоте Николая Мирликийского, удивление палача, испуганно-льстивое выражение лица градоначальника («византийского царедворца»), а также фигуры и лица осуждённых, которые уже не верили в возможность своего спасения — «один покорный, другой недоумевающий и третий в порыве сумасшедшей надежды».

Хотя прообразом Николая Мирликийского, по-видимому, был Лев Толстой, с которым Репин в те годы много общался, лицо святого Николая было написано с поэта Аполлона Майкова. Палача Репин писал с художника Николая Кузнецова. Образ приговорённого к смерти, стоящего на коленях, был создан с писателя Иеронима Ясинского, а тщедушного молодого смертника, ожидающего своей очереди — с писателя-символиста Дмитрия Мережковского.

Актуальность этой темы близка нравственной проповеди Льва Толстого и вопросу об отмене смертной казни. В 1889 полотно экспонировалось на 17-й выставке ТПХВ, где оно было приобретено императором Александром III. Именно с покупкой этой картины было связано решение о создании Русского музея.

Одноименное повторение-вариант 1890 хранится в Киевском музее русского искусства; одноименный уменьшенный вариант – в Харьковском художественном музее.

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).

Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» — вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI — начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Жизнь — театр

Вера Шевцова, которая в 18 лет вышла замуж за Илью Репина, была, по его же критериям, идеальной спутницей для художника: жила его интересами, увлекалась живописью, терпеливо позировала для портретов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей – именно с такой женщиной он мечтал оставаться до конца своих дней. Однако через 15 лет их брак распался. Говорили, что Вера Репина превратилась из музы в бледную тень художника.

Репин И.Е. Этюд. В. А. Репина, лежащая в постели, 1872

Когда они впервые встретились, Вере было 9 лет, а Илье 19.

Она была сестрой его приятеля, в доме которого молодой художник проводил достаточно много времени, и девочка охотно соглашалась ему позировать. А в 18 лет она стала его женой. По воспоминаниям современников, Вера была молчаливой, внимательной, серьезной и замкнутой, хотя и дружелюбной, участливой, к тому же благодарной слушательницей.

Искусствовед Александра Пистунова, рассказывая о портрете юной невесты Репина, написанном в 1869 году, отмечала, что девушка смотрит на художника так, будто ждёт приглашения на танец:
Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле.Репин И.Е. Слева – Портрет Веры Репиной, 1878. Справа – Портрет Верочки Шевцовой, впоследствии жены художника 1869

Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки — сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков…». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл».

На следующий год после свадьбы и рождения ребенка Репины уехали за границу и провели там три года. За это время они побывали в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Париже и Лондоне. Репин писал восторженные письма о своем счастье, Вера же никогда не любила писем, поэтому сравнить их впечатления от путешествий не представляется возможным. Впрочем, можно предположить, что Вера тоже чувствовала себя счастливой – у них родилось еще трое детей, и она все свое время посвящала их воспитанию.Репин И.Е. Слева – Отдых (набросок), 1882. Справа – Отдых. Портрет жены художника, 1882

Слева – И. Е. Репин. Справа – И. Репин в кругу семьи, 1883. В кресле – Вера Алексеевна, Юра и Надя. У кресла – Вера Ильинична

Однако по возвращении в Россию Репины уже никому не казались идеальной парой. Илья Ефимович каждый вечер собирал гостей – писателей, ученых, художников, а его жена, обремененная домашними хлопотами, не любила этих собраний, не умела вести светских бесед, избегала шума и суеты. Биограф Репина С. Пророкова пишет: «Никто точно не скажет, когда в доме поселился раздор, но виноваты в нём были одинаково оба. Репин был человеком горячим и вспыльчивым, увлекающимся всем: искусством, людьми, природой, книгами. Он никогда не был примерным супругом и своими частыми увлечениями доставлял немало горя жене».

Разрыв отношений произошёл в 1887 году; при разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов писал Марку Антокольскому о своём беспокойстве за душевное самочувствие друга:
«Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?»Репин И.Е. Слева – Портрет сына художника, Юрия, 1882. Справа – Портрет В.И. Репиной, дочери художника в детстве, 1874

Популярность Репина росла с каждым годом, и он не отказывал себе во флирте и романах со своими поклонницами. Одно время Репин был увлечен своей талантливой ученицей Верой Веревкиной, затем он влюбился в молодую художницу Званцеву и писал ей длинные страстные письма, такие же, какие когда-то адресовал жене. Как вспоминала позже дочь художника, атмосфера в их доме бывала настолько накалена, что «за обедом иногда тарелки летали».

По мере роста своей популярности Илья Ефимович все больше отдалялся от своей жены. До жены все чаще доходили слухи о его увлечениях другими женщинами, а она в это время уставала от домашних забот и постепенно стала превращаться из милой хозяйки блестящего художественного салона в блеклую тень художника. Но однако при этом, как пишет В.П.Зилоти, она все же старалась жить интересами своего мужа: «Вспоминаю, как-то раз, в Москве, мы с сестрой Сашей заехали к Репиным. Вера Алексеевна, сидя случайно со мной одной в столовой за столом, говорила мне, как она, после целого утомительного дня, уложив свою ватагу ребят, измученная, садится за этот стол помолчать и прийти в себя в тишине.
«И вот придет Илья, начнет рассказывать о своей работе в тот день над своими картинами — и усталость моя мгновенно исчезает. Ложусь спать счастливая, полная энергии на будущий день. Тогда я забываю и свое, надоевшее мне лицо, которое утром, когда я причесывалась, приводило меня, в зеркале, прямо в отчаяние своей некрасивостью».
А как она была мила! Она осталась для меня идеалом душевной женственности, идеалом подруги художника!»Репин И.Е. Слева – Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1884. Справа – Портрет Нади Репиной, 1881

Репин И.Е. Слева – Девочка с букетом (Вера Репина), 1878. Справа – На меже. В.А. Репина с детьми идет по меже, 1879

Вера Веревкина полагала, что в этом семейном раздоре была виновна сама супруга, о которой она писала: «Мне было глубоко жаль его жену – блеклую, какими бывают растения и женщины, оставленные в тени. Но моя старая привязанность к виновнику этой тени брала верх».Репин И.Е. Портрет молодой жены, сидящей на диване, 1881. Фрагмент

Однажды в письме одному из своих друзей, который недавно женился, художник написал: «Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она – драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе…». И хотя Вера Репина в полной мере соответствовала этому описанию, очень скоро она почувствовала себя ненужной и сама приняла решение уйти. Их брак продлился 15 лет. Все четверо детей после развода приняли сторону матери и долгое время конфликтовали с отцом.Репин И.Е. Слева – Автопортрет, 1878. Справа – Портрет В.А. Репиной, жены художника, 1876

Репин И. Е. Летний пейзаж. В. А. Репина на мосту в Абрамцево, 1879

Однако собственные частые увлечения прекрасным полом не мешали художнику ревновать свою жену. Однажды он не сдержался и выгнал из дому сына знаменитого художника Перова, у которого случился короткий роман с Верой Алексеевной. Правда, после этого случая многие знакомые изменили своё отношение к жене художника, причём, в худшую сторону.
Валентин Серов даже позволил себе резко охарактеризовать своё отношение к ней: «…нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения». Вероятно, подобные мнения складывались благодаря откровенным рассказам Ильи Ефимовича о непростых семейных отношениях – между супругами, между родителями и детьми.
Неспокойная жизнь в родном доме превратила художника в раздражительного, вспыльчивого человека, с неровным неподатливым характером. Репины то расходились, то соединялись вновь, окончательный разрыв произошёл после переезда художника в Куоккалу под Петербургом, а в 1919 году Вера Алексеевна умерла.

Многие знакомые Репина недоумевали: какие женщины на самом деле нравятся художнику? После молчаливой и замкнутой Веры он женился на шумной и экстравагантной Наталье Нордман, о которой известный критик Стасов писал без обиняков: «Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке».

Тем не менее Наталья отличалась оригинальностью мышления, говорила на шести языках, увлекалась фотографией, обожала быть в центре внимания, слыла уникальной женщиной и любила эпатировать публику – например, она была убежденной вегетарианкой и угощала гостей чуть ли не сеном. Возможно, именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке? Впрочем, и этот союз тоже со временем распался.Репин И.Е. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман-Северовой, 1903

Они познакомились в 1900 году в Париже на Всемирной художественной выставке, где Репин был членом международного жюри. Возлюбленная была на девятнадцать лет моложе Ильи Ефимовича.

Не привлекательная, небогатая, умная, она обладала редким свойством внезапно превратиться в очаровательную женщину, наверное, такой её делали любовь и великодушие. Критичный В. Стасов так отзывался о завладевшей сердцем художника даме в письме к брату: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)».

Наталья Нордман – адмиральская дочь, она происходила из обрусевшего шведского рода. В русской литературе известна под псевдонимом Наталья Северова, написавшая немало памфлетов, повестей, трактатов, романов, некоторые из которых публиковались с иллюстрациями Репина.

Литературные способности молодой жены поощрялись живописцем. Н. Нордман была замечательным фотографом, в ту пору для женщин это было редкое занятие. На многих её снимках художник запечатлён в разных видах. Она владела шестью языками настолько хорошо, что переводила Репину зарубежные газеты прямо с листа. Систематического образования Наталья Нордман не имела, о чём постоянно сокрушался великий Репин, признававший её гениальный ум.

Чтобы стать женой стареющего Репина, Наталья порвала со своей семьёй. В первый же год знакомства влюблённые вместе поселились в дачном посёлке Куоккала, а вскоре перебрались в имение Н. Нордман в Финляндии Пенаты. По желанию хозяйки здесь была устроена мастерская, выходившая в парк.

Здесь создавались живописные полотна Репина, Наталья Борисовна писала свои книги, часто работали и другие художники. В мастерской собирались многочисленные друзья Репиных. Среди русской интеллигенции были популярны репинские «среды», особенно весело проходили они на Рождество.Наталья Нордман была своеобразной женщиной. Она сажала за общий стол прислугу, гостям предлагались блюда исключительно вегетарианской кухни, на столе стояли кушанья, приготовленные из сена, котлеты – из овощей. Гостям за столом не прислуживали, никто, кроме хозяина, не подавал им пальто. В доме повсюду висели плакаты: «Не ждите прислугу, её нет» или «Всё делайте сами» и прочие.

Спектакль разыгрывался только на людях, в жизни же все домашние дела выполняла прислуга. Среди завсегдатаев «странного» дома ходили шутки по поводу оригинальных блюд, создаваемых по воле Натальи Борисовны.

Направляясь к художнику, гости сначала заезжали к кому-нибудь обедать, ели досыта, приговаривая, что у Репина ничего кроме сена не получат. В газетах быт Репиных описывался с комическим ужасом. Н.Б.Нордман-Северова в мастерской мужа, И.Е. Репина

Общественная деятельность Натальи Нордман была суматошной. Она была охвачена поистине страстным стремлением заботиться о слабых, несчастных людях, считала своей семьёй практически чужих ей людей.

С молодых лет она вечно кому-нибудь помогала: сиротам, голодным курсисткам, безработным учительницам. Словно чувствуя в ней спасительницу, вокруг вращались те, кому требовалась помощь любого рода.

Восхищение знаменитого художника неординарной личностью собственной жены осталось во многих портретах Натальи Борисовны: читающей, пишущей за столом, сидящей за роялем…И.Е.Репин. Портрет писательницы Н.Б.Нордман-Северовой, жены художникаН.Б.Нордман-Северова

Они были выполнены рукой мастера, с теплом и любовью. Репин создал её скульптурный портрет, красивый по лепке, тонко прочувствованный.Оба они были людьми со сложными характерами, с оригинальными взглядами на жизнь, поэтому супруги часто просто утомляли друг друга. Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами.

Однажды после очередной вспышки Нордман решила ненадолго уехать, чтобы прекратить ссору, но оказалось, что расставание получилось навсегда.

Первые признаки чахотки у неё появились ещё в 1905 году, женщина простудилась, исполняя танец босоножки на снегу. Очень скоро развился туберкулёз. Заболевшую жену Репин на несколько месяцев повёз в Италию на лечение. Болезнь на время отступила, но позже вновь подошла вплотную и избавиться от её тесных объятий не удалось.

Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию.

Вот что по этому поводу сказал Корней Чуковский: “Благородство своего отношения к Репину она доказала тем, что, не желая обременять его своей тяжкой болезнью, ушла из Пенатов — одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей, — удалилась в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных…
От денег, которые послал ей Илья Ефимович, она отказалась. Мы, друзья Ильи Ефимовича, попытались было уверить ее, будто ей следует гонорар за первое издание репинской книги, вышедшей некогда под ее номинальной редакцией. Но она не приняла и этих денег. ”
Репин, по воспоминаниям современников, расставался с женой без сожаления, отъезд как бы подводил черту под давно наметившимся разрывом. Опекаемая чужой семьёй, умерла Наталья Борисовна в июне 1914 года. Репин опоздал на похороны, пришёл позже на кладбище и в дорожный альбом зарисовал могилу женщины, с которой прожил 15 лет.

«Пусть ее проповедь была порой чересчур эксцентрична, казалась причудой, капризом — самая это страстность, безоглядность, готовность на всякие жертвы умиляла в ней и восхищала. И присмотревшись, вы видели в ее причудах много серьезного, здравого…
Ко всякой пропаганде был у нее огромный талант.… Ее проповедь кооперации положила в Куоккале начало кооперативной потребительной лавки; она основала библиотеку; она много хлопотала о школе; она устраивала народный театр; она помогала вегетарианским приютам — все с той же всепожирающей страстью. Все ее идеи были демократичны….
Когда мне в «Ниве» попалась ее повесть Беглянка, я был поражен неожиданным ее мастерством: такой энергичный рисунок, такие верные, смелые краски. В ее книге Интимные страницы есть много очаровательных мест о скульпторе Трубецком, о разных московских художниках. Помню, с каким восхищением слушали в Пенатах писатели (среди которых были очень большие) ее комедию Деточки . У нее был хваткий наблюдательный глаз, она владела мастерством диалога, и многие страницы ее книг — настоящие создания искусства.
Она могла бы благополучно писать том за томом, как и прочие дамы-писательницы.
Но ее тянуло к какому-то делу, к какой-то работе, где кроме издевательств и брани она не встретила до гроба ничего» .
*К. И. Чуковский

Илья Репин вернулся в Пенаты накануне своего 70-летия. После ранней кончины жены он прожил шестнадцать лет, окруженный друзьями, почитателями, к нему переехали дочери. После вторичной женитьбы отца отношения с детьми приобрели явно скандальный характер. Постоянное требование денег с их стороны стало нормой отношения к отцу.

Репин до конца своих лет нес груз обязанностей по содержанию не только взрослых детей, но и об их домочадцах, забота о внуках также была возложена на его плечи. Ради удовлетворения материальных запросов многочисленных членов семьи, художник отстранялся от своих больших художественных замыслов и вынужденно брал заказы на портреты.

Обе женщины принесли в дар великому художнику собственную судьбу, доброе имя и иные жертвы, чтобы он мог творить. Появились бы на свет репинские шедевры живописи, не будь рядом с ним тихой Веры Шевцовой и большой оригиналки Натальи Нордман?!

  • 0 pneuma hagion
  • 0 yhwh
  • 0 Бог
  • 0 Господь Иисус
  • 0 Троица
  • 0 господь иисус
  • 00 it
  • 00 my_life
  • 00 my_photo
  • 00 рассказываю о вере
  • 1 Александр Мень
  • 1 Антоний Блум
  • 1 Георгий Чистяков
  • 1 Деяния
  • 1 александр мень
  • 1 антоний блум
  • 1 катехизация
  • 1 мария скобцова
  • 1 мая
  • 1 ненасилие
  • 1 от Иоанна
  • 1 от Луки
  • 1 от Марка
  • 1 от Марка коммент Кузнецовой
  • 1 от Матфея
  • 1 павел адельгейм
  • 1 павел апостол
  • 1 холокост
  • 1 христианство
  • 10 заповедей
  • 100 фактов
  • 1917
  • 1960-е
  • 1990
  • 1990-е
  • 1991
  • 1993
  • 1999
  • 2 carroll
  • 2 бенито навальный
  • 2 кураев
  • 2 мировая
  • 2001
  • 31
  • 4 мировая
  • 6 мая
  • 8 марта
  • 9 мая
  • =4====
  • abstract_expressionism
  • abstractionism
  • alice
  • alice_accessories
  • alice_anime
  • alice_assortis
  • alice_audio
  • alice_autor_ru
  • alice_autor_west
  • alice_autors
  • alice_cinema
  • alice_collection
  • alice_comics
  • alice_dolls
  • alice_episode
  • alice_fashion
  • alice_photo
  • alice_theater
  • alice_video
  • alizee
  • art
  • art_cont_rus
  • art_cont_west
  • art_criticism
  • art_midl
  • art_modern
  • art_nazi
  • art_ost
  • art_primitiv
  • art_religious
  • art_russian
  • art_soviet
  • art_web
  • art_xiii
  • art_xiv
  • art_xix
  • art_xv
  • art_xvi
  • art_xvii
  • art_xviii
  • art_xx
  • art_xxi
  • bibl_day
  • biblia_pauperum
  • blog
  • brener
  • caricature_liliput
  • caritas
  • dandy
  • dem_opposition
  • dimon77
  • dreamwidth.org
  • expressionism
  • fashion
  • fool
  • foto_art
  • futurizm
  • gays
  • giacobbe
  • gill
  • ian_pollock
  • impressionism
  • inet
  • isihia
  • jesus_christ_superstar
  • kartiny
  • kassandra
  • kubizm
  • kuznetsova_ap
  • kuznetsova_luke
  • kuznetsova_matthew
  • leonardo
  • liliput
  • lj
  • lj_links
  • mack_the_knife
  • minimalism
  • mult
  • munk
  • music
  • music_channel
  • music_film
  • mustaev
  • novikov_pravo
  • oca
  • optika
  • orthodoxy
  • p_ediros
  • paroles_paroles
  • piano
  • poland
  • politika
  • politika2005
  • politika2006
  • politika2007
  • politika2008
  • politika2009
  • politika2010_11
  • politika2012
  • politika2013
  • politika2014
  • poor_in_spirit
  • popart
  • realism
  • religious_education
  • religious_sociology
  • rotko
  • simone_weil
  • snark
  • socium2007
  • socium2008
  • socium2009
  • socium2010
  • socium2011
  • socium2012_13
  • socium2014_15
  • soft
  • suprematism
  • surrealism
  • taize
  • tapirr_kunst
  • tapirr_litera
  • tatu
  • tissot
  • tnews
  • twitter
  • ulrich_leive
  • vasilyeva_pressattashe
  • west_vs_hunta
  • william_mcnichols
  • windows
  • Бог
  • Михаил Шполянский
  • США
  • аборт
  • авен
  • аверинцев
  • австралия
  • агитация
  • ад
  • адам
  • азербайджан
  • азия
  • александр борисов прот
  • александр невский
  • александр петросян
  • алексанян
  • алексий 2
  • алкоголизм
  • альфа
  • анархизм
  • англи. западные разведки
  • англикане
  • англия
  • андерграунд
  • андрей белоус
  • андропов
  • анекдот
  • анимация
  • аниме манга
  • аннексия крыма
  • антиглобализм
  • антимилитаризм
  • антисемитизм
  • антитерроризм
  • антифа
  • антифашизм
  • антихрист
  • антицерковная кампания
  • античное искусство
  • античность
  • антонюк ветхий завет
  • апартеид
  • апокалипсис
  • апокатастасис
  • апостолы
  • арап лариса
  • аргентина
  • аристотель
  • армения
  • армия
  • армстронг
  • армяне
  • архитектура
  • аскеза
  • астрономия
  • атеизм
  • аудио
  • афганистан
  • афинагор патриарх
  • афон
  • афоризм
  • африка
  • ахметов
  • бабий яр
  • балтия
  • банки
  • банкиры
  • бартини
  • бархатные революции
  • бах
  • бг
  • бекшаев
  • белое движение
  • белоруссия
  • белых
  • бергольо
  • бердяев
  • березовский
  • берия
  • беслан
  • бехтор
  • бибеистика
  • библеистика
  • библейские иллюстрации
  • библейские фильмы
  • библиотеки
  • библия
  • бизнес
  • биологическое оружие
  • благовещение
  • ближний восток
  • блоги
  • блюмкин
  • богословие
  • богослужение
  • богоявление
  • боинг
  • болгария
  • болдырев ю
  • большевитские недобитки
  • большие кочки
  • борис талантов
  • брак
  • брак в Кане
  • брачный возраст
  • бренер
  • бродский
  • буддизм
  • будущее
  • буковский
  • буратино
  • вайно
  • ватикан2
  • великая суббота
  • венгрия
  • вениамин новик
  • веротерпимость
  • вертинский
  • ветераны
  • ветхий завет
  • вз
  • видео
  • византия
  • виндзоры
  • винзоры
  • владимир головин прот
  • владимиров а
  • власов
  • возмездие
  • вознесение
  • война
  • война в сирии
  • война в сирия
  • война народная
  • война. сирия
  • войтыла
  • волошин
  • волхвы
  • вона
  • вопрос
  • вопросы о христианстве
  • воскресение
  • воскрешение лазаря
  • воспитание
  • всеволод шпиллер
  • вселенная
  • вселенская церковь
  • всеправославный собор
  • вторая чеченская
  • вторжение в грузию
  • вторжение на украину
  • вход в иерусалим
  • выборы
  • выборы-фарс
  • высоцкий
  • вэнгард
  • вяч. иванов
  • вячеслав винников
  • габдулин
  • габсбурги
  • гагарин юрий
  • гагарина
  • газ
  • гайдар
  • галич
  • галковский
  • гальцев
  • ганди
  • гб
  • гвишиани
  • гендер
  • геноцид
  • георгий митрофанов
  • георгий эдельштейн
  • германия
  • гитлер
  • глеб якунин
  • глобальная политика
  • гмо
  • гностицизм
  • гоголь
  • голод
  • гольштейн-готторпы
  • гомофобия
  • гомохунта
  • гонения
  • горбачёв
  • гордость житейская
  • горький
  • государство
  • град божий
  • гражданская война
  • графика
  • граффити
  • греф
  • грех
  • греция
  • грозовский
  • грузия
  • гуайта джованни
  • гулаг
  • гуманизм
  • давыдова
  • дада
  • данте
  • две гитары
  • дворкин
  • дворцовый проезд
  • двустишие
  • дезайн
  • делягин
  • демография
  • демократия
  • демура
  • деньги
  • десятина
  • дети
  • джаз
  • джемаль
  • диалоги
  • дизайн
  • диодор ларионов
  • диссиденты
  • догматы
  • долгохамовнический переулок
  • древний мир
  • дружбы
  • дуализм
  • дуда-грач
  • дузовная музыка
  • дуумвират
  • дух и материя
  • евангелие
  • евангельские группы
  • евмений перистый
  • евпатория
  • евреи
  • евреи-израиль
  • евровидение
  • европа
  • евхаристия
  • египет
  • елеосвящение
  • елизавета фёдоровна
  • ельцин
  • епископат
  • епископы
  • ересь
  • ерко
  • ермоген голубев
  • еротика
  • есенин
  • ефрем сирин
  • жан ванье
  • железный занавес
  • желудков
  • женское священство
  • женщина
  • женщины
  • жж
  • живопись
  • животные
  • жизнь после смерти
  • жизнь церкви
  • жизнь церковь
  • жириновский
  • жулики
  • забавное фото
  • завет
  • загадочное
  • зазеркалье
  • закваска фрисейская
  • заостровье
  • западные разведки
  • запольский
  • защита животных
  • здоровье
  • зелинский вл
  • земфира
  • зинон
  • зинон теодор
  • зло
  • золотари
  • золото
  • зубов а.б.
  • зубовская улица
  • ианнуарий ивлиев
  • иван грозный
  • ивашов
  • игил
  • из Facebook
  • изнасилование
  • израиль
  • иисус в документах истории
  • икона
  • иконы
  • иларион алфеев
  • иллюстрации
  • иллюстрации к Ветхому Завету
  • иллюстрации к Новому Завету
  • иллюстрации к ветхому завету
  • иллюстрации к новому завету
  • илья шмаин
  • имерия
  • империализм
  • империя
  • инвалиды
  • индейцы
  • индия
  • индуизм
  • инет
  • инет тв
  • интеллект
  • интеллигенция
  • интеркоммунион
  • интернет
  • интерьер
  • иоанн 23
  • ирак
  • иран
  • иран карикатуры
  • ирландия
  • искупление
  • ислам
  • исламофобия
  • исламское государство
  • испания
  • история
  • история религии
  • история церкви
  • исход
  • италия
  • иудаизм
  • иудеи
  • йеху москвы
  • каббала
  • кавказ
  • казаки
  • казахстан
  • календарь
  • калиновский
  • каллист уэр
  • каноны
  • карикатуры
  • карлин
  • картинки
  • карты
  • каспаров
  • катай
  • катасонов
  • катастрофа
  • католики
  • катя ли
  • кашин
  • квачков
  • керсновская
  • кинг м.л.
  • кино
  • кипр
  • кирилл говорун
  • китай
  • кладбища
  • клеман
  • книги
  • ковалёв
  • комиксы
  • коммунизм
  • комп
  • компьютер
  • консервативная революция
  • константинополь
  • контрацепция
  • конформисты
  • копирайт
  • копты
  • корея
  • кормильцев
  • корпорации
  • космонавтика
  • кочетков г
  • кощунство
  • кпсс
  • красные ворота
  • красный террор
  • красота
  • креационизм
  • крест
  • крестный путь варфоломей
  • крещение
  • крещение1
  • кривая снукса-панова
  • криминал
  • криптократия
  • кровная месть
  • куба
  • кудрин
  • кузбас
  • куклы
  • куми-куми
  • куршавельский дебил
  • курьёзы
  • курёхин
  • кюнг
  • лагерь
  • лапшин
  • латинская америка
  • латынина
  • лгбт
  • левое-правое
  • лекции
  • лекции русская история
  • ленин
  • лже-братия
  • лжебратия
  • лженаука
  • ливия
  • ликвидация рф
  • лимонов
  • литвиненко
  • литература 20 в
  • литургика
  • ложи
  • ложкин
  • ложь
  • лубок
  • любовь
  • люстрация
  • ляруш
  • магизм
  • макаров
  • малазийский боинг
  • малые кочки
  • мальтийский орден
  • мальцев
  • маммона
  • мамонов
  • мамышев-монро
  • мананников
  • марина салье
  • марксизм
  • марченко
  • марш мск
  • марш спб
  • мастер и маргарита
  • махнаткин
  • маяковский
  • мбх
  • медицина
  • межсоборное присутствие
  • мексика
  • мелочи
  • мельников
  • мельниченко
  • метро
  • мещеринов
  • миграция
  • миниатюры
  • миннибаева
  • мир
  • миронов
  • миссионерство
  • миссия
  • мистика
  • митинг
  • митинг_фото
  • михаил мудьюгин
  • михалков ни
  • ммм
  • мозг
  • мои тексты
  • молдавия
  • молитва
  • молодёжь
  • молотов-риббентроп
  • мона лиза
  • монархия
  • монахи
  • монотеизм
  • москва
  • московская хунта
  • мочалов
  • моё фото
  • мудрость
  • мужчина и женщина
  • музыка
  • мульт
  • мусора
  • мф20
  • набоков
  • нани ева
  • наркомания
  • народ
  • народ Божий
  • народ без закона
  • насилие
  • насилие в армии
  • нато
  • наука
  • наука и религия
  • национал-социализм
  • национализм
  • национализм. евреи
  • национальный вопрос
  • нашисты
  • невзоров
  • неизвестная история
  • немцовы/миловы
  • ненасилие
  • нефть
  • низовкина
  • никодим ротов
  • николай 2
  • нмп
  • новая
  • новгород
  • новодворская
  • новомученики
  • новый перевод библии
  • ной/потоп
  • норд-ост
  • ню
  • обама
  • обзоры
  • обман
  • ободзинский
  • образование
  • общество
  • община
  • одесса
  • одна песня
  • оккупай
  • около
  • окуджава
  • олег батов
  • ольга ли
  • ориген
  • осетия
  • осипов
  • осторожно религия
  • от Марка Блюм
  • от Марка Лебедев
  • от марка баркли
  • открытки
  • откуда берутся дети
  • отливающий в граните
  • отцы церкви
  • охлобыстин ваня
  • павел великанов
  • павленский
  • палиндром
  • памятники
  • папа
  • параллельное государство
  • парапсихология
  • париж
  • партии
  • партия Жуликов и Воров
  • партия жуликов и воров
  • пасха
  • патриарх
  • патриархат
  • пдд
  • педагогика
  • педофилия
  • педофилофобия
  • пейзаж
  • пелевин
  • первая мировая
  • перевод богослужения
  • переводы Библии
  • переселение
  • перестройка
  • персональные данные
  • песни
  • песнь песней
  • петрин
  • пикассо
  • пионтковский
  • плакат
  • плакаты
  • платон
  • победасты
  • погром
  • подрабинек
  • покаяние
  • пол
  • ползучая война
  • полит-зк
  • политика
  • политика2016
  • политковская
  • политкорректность
  • полторанин
  • польша
  • помазание Иисуса
  • померанц
  • пора валить
  • последний суд
  • пост
  • постер христианский
  • потапенко
  • поэзия
  • поэт_гражданин
  • права детей
  • права животных
  • права ребёнка
  • права человека
  • право
  • правозащита
  • правые
  • прага
  • праздники
  • предание
  • преображение
  • пресвятая дева
  • преступления Красной Армии
  • преступления красной армии
  • приватизация
  • прививки
  • примаков
  • притчи
  • причастие без исповеди
  • провокации
  • пропаганда
  • прописка
  • пророки
  • протестанты
  • псалмы
  • психиатрия
  • психология
  • психотроника
  • псой короленко
  • пушкин
  • пца
  • пытки
  • пятидесятница
  • рабство
  • равенство
  • равые
  • радио
  • разгром жж
  • разложение
  • разное
  • расизм
  • раскол
  • распад эрэф
  • распутин
  • расслоение
  • ратцингер
  • ревзин
  • революция
  • реклама
  • религиозная свобода
  • религия
  • рембрандт
  • реновация
  • реституция
  • реформа
  • ридигер
  • рим
  • римский клуб
  • рогозин
  • рождество
  • ройзман
  • рок
  • рокфеллеры
  • россия
  • россия. рф
  • рохлин
  • роялы
  • рубенс
  • румыния
  • русская история
  • русская литература
  • русская революция
  • русский рок
  • русский сепаратизм
  • русский язык
  • рф
  • рф-колония
  • рыбко
  • рябикова
  • савченко
  • салль
  • самоубийство
  • санкции
  • сахаров
  • св.отцы
  • свидетели иеговы
  • свобода
  • свобода информации
  • святые
  • святые отцы
  • святые. католики
  • священники
  • священство
  • седакова
  • секс
  • секс и христианство
  • сексизм
  • сельское хозяйство
  • семья
  • сепаратизм
  • сербия
  • сергий круглов
  • серебряный век
  • сечин
  • символика
  • симония
  • синай
  • сирия
  • скверна
  • скульптура
  • смертная казнь
  • смерть
  • смех
  • сми
  • смирение
  • смирнов прот
  • сны
  • снятие с креста
  • собор
  • собчак
  • собянин
  • соколовский
  • солженицын
  • солидарность
  • солонин
  • сопротивление
  • софт
  • социология
  • соцреализм
  • спасение
  • спб
  • спорт
  • справедливость
  • средневековье
  • сссp
  • ссср
  • сталин
  • старообрядчество
  • старые фото
  • статистика
  • стерлигов
  • стой! кто идёт?
  • столыпин
  • стомахин
  • страдания христа
  • страстная
  • суворов виктор
  • суд над Иисусом
  • суеверия
  • счастье
  • сша
  • сысоевщина
  • т.н. благодатный огонь
  • таинства
  • таинственное
  • танцы
  • татары
  • тв
  • театр
  • текст
  • тексты
  • тело/здоровье
  • теология освобождения
  • тер-оганян
  • террор
  • террор хунты рф
  • технологии
  • тихон белавин
  • толерантность
  • толстой
  • топонимика
  • точь-в-точь
  • традиционное общество
  • трамп
  • трансгуманизм
  • трауберг
  • троицкий
  • троцкий
  • труд и капитал
  • трёхсторонняя комиссия
  • тургенев
  • турция
  • тэзе
  • тюрьма
  • тёплый переулок
  • украина
  • украинская церковь
  • уминский а прот
  • уничтожение москвы
  • уния
  • управляемый хаос
  • успение
  • устинов а
  • усыновление
  • уукраина
  • фальсификация истории
  • фарисейство
  • фармакологическая мафия
  • фашизм
  • феминизм
  • филарет дроздов
  • философия
  • фима циценбогель
  • финансовый кризис
  • финляндия
  • флоровский
  • фото
  • фото гламур
  • фото животных
  • фото мир
  • фото москва
  • фото чб
  • францисканцы
  • франция
  • фрс
  • фукусима
  • фурсов
  • фёдоров деп
  • хабад
  • хазин
  • халкидон
  • хам андрей ткачёв
  • хамовники
  • хамовнический плац
  • харассмент
  • харизматическое движение
  • хармс
  • химлес
  • ходос
  • хозяева планеты
  • холодная война
  • хохот
  • храм
  • христианские фильмы
  • христология
  • хрущёв
  • хунта
  • царствование Бога
  • царствование бога
  • цб
  • цветные революции
  • целибат
  • церковная история
  • церковные новости
  • церковный юмор
  • церковь
  • церковь и государство
  • церковь и общество
  • церковь сегодня
  • цитаты
  • цой
  • цру
  • цыгане
  • чаплин
  • чарыкова
  • че
  • человек
  • человек и Бог
  • человек и бог
  • человек и творение
  • честность
  • четвёртое ноября
  • чехословакия
  • чипирование
  • чубайс
  • чудовка
  • шаламов
  • шванкмаер
  • шевкунов
  • шевчук
  • школа
  • школа фильм
  • шмеман
  • шойгу
  • шолох
  • шостакович
  • шувалов
  • эволюция
  • эвтаназия
  • экклезиология
  • экология
  • экономика
  • экономическая война
  • экуменизм
  • электронное сопротивление
  • электронный контроль
  • эмиграция
  • энергетика
  • эсхатон
  • этика
  • этика Евангелия
  • этика евангелия
  • юриспруденция
  • юродство
  • юю
  • я 2007
  • яблоко
  • ядерное оружие
  • язык
  • язычество
  • янов
  • япония
  • яшин