Рождественская служба в храме Христа спасителя

Православные празднуют Рождество Христово. Патриарх Кирилл возглавил Рождественское богослужение в Храме Христа Спасителя

Православные христиане в ночь с 6 на 7 января празднуют Рождество Христово. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл начал ночное Рождественское богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь 00:00 — 07 Января

Несколько тысяч верующих пришли на патриаршую службу в главный храм России. Рождественские богослужения в эту ночь проводятся в храмах по всей стране.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл перед началом торжественного Рождественского богослужения обратился к прихожанам и выразил свои пожелания.

Он пожелал современникам в эпоху прогресса соединять силу разума с добром и правдой, что, по его словам, может уберечь человеческий род «от распада и уничтожения».

Богослужение в Храме Христа Спасителя в прямом эфире транслируют Первый канал, «Россия 1».

Онлайн-трансляцию также можно посмотреть на сайте Русской Православной Церкви patriarchia.ru.

Царьград поздравляет всех православных со светлым праздником Рождества Христова!

Напомним, что вслед за Рождеством наступают святки (святые дни) — время особой духовной радости и продолжения празднования. В эти дни, с 8 по 17 января, отменяются однодневные посты по средам и пятницам.

Праздник Рождества Христова в ночь на 7 января (по новому стилю) вместе с Русской Православной Церковью встречают ещё Иерусалимская, Сербская, Польская, Грузинская Поместные Церкви, афонские монастыри, а также многие католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря.

Патриарх Кирилл: единству православной Церкви брошен вызов

Как сохранить единство православной церкви и выйти из кризиса, который спровоцировал Константинопольский патриарх, признавший раскольников на Украине? Об этом говорят сегодня на Всеправославном совещании в столице Иордании. Там собрались представители поместных церквей. В их числе — патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Встреча в Аммане — важнейшая для судеб мирового православия. Главы и представители шести поместных церквей приехали на нее в эти дни в столицу Иордании. Совещание открывает патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Перед нами, предстоятелями и представителями поместных церквей, стоит глобальная задача — созидание канонического порядка и единства церкви. Сейчас этому единству, законности в нашей Церкви брошен вызов. Очевидно, что здесь и сейчас мы не решим всех наших проблем. Но мы по крайней мере должны положить начало их открытому, объективному, непредвзятому обсуждению», — подчеркнул он.

Хашимитское королевство Иордания — каноническая территория Иерусалимской церкви. Именно здесь патриарх Феофил — предстоятель древнейшей в мире христианской кафедры — и взял на себя инициативу проведения этой важнейшей для мирового православия встречи.

Встреча предстоятелей и представителей православных церквей проходит в закрытом режиме. В зал совещания нам удалось попасть всего на несколько секунд. Это место патриарха Иерусалимского Феофила. А здесь сидит патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Ключевая тема — пути выхода из кризиса, который продолжает разрушать единство, после признания Константинопольским патриархом Варфоломеем украинских раскольников.

«Константинопольский патриарх утверждает, что он раскол уврачевал. Мы знаем, что это не так. Мы знаем, что раскол из-за его действий только углубился. Вторая проблема — это обсуждение вопросов, кто и как может предоставлять автокефалию. Константинопольский патриарх уклоняется от его решения, а точнее, теперь утверждает, что только он может давать автокефалию», — сообщил Иларион, митрополит Волоколамский, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

Сам Варфоломей на встречу не приехал, хотя и был на нее приглашен в статусе первого среди равных. Под мощным давлением Константинополя и его политических кураторов на Западе, некоторые патриархи церквей в последний момент тоже были вынуждены на встречу не поехать. Однако их отсутствие не сделало совещание менее значимым. Тем более что другой равноценной переговорной площадки для решения проблем православия сегодня просто нет.

«Все основные существенные проблемы церковной жизни были упомянуты. Всё, что говорил и святейший патриарх Московский Кирилл и святейший патриарх Сербский», — отметил Ростислав, митрополит Чешских земель и Словакии.

Встреча в Аммане глав церквей, представляющих абсолютное большинство православной паствы планеты, ещё раз подчеркивает сомнительный статус автокефалии, предоставленной Варфоломеем украинским раскольникам.

В кулуарах глава единственной всеми признанной канонической церкви на Украине митрополит Онуфрий комментирует ход переговоров осторожно, но с далеко идущим оптимизмом: «Ведётся обсуждение, ещё ничего не завершено. – Как вы лично настроены? – Хорошо настроен».

Совещание в Аммане — лишь начало движения по выходу из общего кризиса. Процесс межправославных консультаций будет продолжаться. А значит, к нему будет примыкать все больше церквей.

Во всех православных храмах идут праздничные богослужения. Тысячи верующих собрались на вечернюю службу. Сегодня она особая — в честь Рождества. В храме Христа Спасителя Великую вечерню служит патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Кстати, у патриарха сегодня очень напряженный день, он уже много где побывал, в том числе в «Ангаре спасения» (Центр помощи бездомным), и успел даже поздравить с Рождеством космонавтов на МКС.

Божественная литургия, свечи, молитвы, умиротворение. Мысли вслух и про себя. О самом главном и сокровенном. Миллионы православных минувшей ночью пришли в храмы.

«Это время побыть с семьей, время побыть вместе, уделить внимание родным, близким. Это такой душевный теплый праздник, который хочется отмечать с близкими людьми по старым русским традициям», — говорит Виталий Фомин.

Спешащих на рождественскую службу не отпугнули даже морозы, как, например, в Новосибирске, где было минус 30°.

«Это все сближает, как-то настроение сразу становится хорошее, душа поет», — говорит Виктор Симоненко.

«Сходили в церковь. На душе легче стало, светлее», — признается Наталья Зюлькова.

И так по всей стране: и в больших соборах, и в крохотных деревенских церквях. Шли поодиночке и целыми семьями. Для кого-то это уже давняя традиция, а кто-то дорогу к храму прошел впервые.

«Сегодня крестили ребенка. Ребенок сам захотел, просил, чтобы его крестили. Он вышел из храма и говорит: я так счастлив! Ребенку 8 лет, мальчик. Осознанный шаг», — рассказывает мама ребенка.

В Хабаровске Спасо-Преображенский кафедральный собор с трудом вместил всех желающих.

«Это нужно почувствовать. Бог должен коснуться человека. Я почувствовала, мне теперь здесь хорошо, меня сюда тянет, я получаю здесь радость», — говорит Елена Эвпак.

В Махачкале прихожане собрались в единственном православном храме города — Свято-Успенском кафедральном соборе.

«Всех с большим праздником! Счастья всем, самое главное — здоровья. Будьте терпимы и верьте в то, что у нас все вместе получится», — поздравила верующих Татьяна Сурнева.

Рождество Христово — один из важнейших православных праздников. Связь поколений, пронесенная сквозь два тысячелетия.

«Рождество — это как раз момент, когда ты можешь очиститься и сказать, что действительно жизнь началась с чистого листа. Я отношусь к этому с уважением, потому что я знаю, как в моей семье к этому относятся, как относились родители, бабушки, дедушки», — рассказывает Ольга Гацук.

Президент России встретил Рождество по традиции не в Москве. Владимир Путин побывал в Симеоновской церкви в Санкт-Петербурге. Здесь был крещен его отец. У храма непростая судьба. Один из старейших в городе, он был построен в 18-м веке на месте деревянного прихода. В 1938-м его закрыли и разграбили, в 80-х организовали метеорологический музей. И лишь в 91-м вернули верующим.

Во время службы президент ненадолго вошел в помещение алтаря и передал в дар храму икону середины 19 века с изображениями Рождества Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова и святых пророков. После чего Владимир Путин вернулся отстоять всенощную вместе с прихожанами.

Патриарх Московский и всея Руси традиционно совершает рождественское богослужение в главном храме страны – Христа Спасителя. Глава Русской православной церкви обратился к верующим с рождественским посланием.

«Пусть же каждый из нас сегодня победит отчужденность и вражду, страх и неприязнь, и сумеет разглядеть в своем ближнем не источник проблем, а человека, ради которого сам бог пришел на землю. Пусть наши дома снова наполнятся радостью Рождества, ее будет так много, что хватит на всех, кто в ней нуждается. Но принести эту радость можем только мы с вами и не будем про это забывать. С праздником, дорогие мои, с Рождеством Христовым!» — поздравил патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Торжественную службу в столице посетил и премьер-министр Дмитрий Медведев. Вместе с пятью тысячами верующих, что вместил храм Христа Спасителя.

«Разные люди, с разных мест: стоят люди из Махачкалы, мы из Таганрога, из Кирова… И все мы тут рядышком, и всем хорошо, и всем здорово», — говорит Марина Гусева.

Навестил патриарх и подопечных московского Центра помощи бездомным. Он работает в столице уже три года. Каждый день там принимают около ста человек. Люди, в силу разных причин оставшиеся без жилья, могут поесть, согреться, принять душ и получить одежду. Во время совместной трапезы предстоятель пожелал всем обрести дом. А в ответ получил подарок — резную Казанскую икону Богородицы, сделанную подопечными приюта.

Патриарх поздравил православных не только на земле, но и в космосе. Сеанс связи с Международной космической станцией и ее экипажем провели прямо в храме Христа Спасителя. И это тоже уже многолетняя традиция.

«СВЕТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА»

Отдел культуры Выксунской епархии приглашает к участию в III епархиальном Фестивале-конкурсе «Свет Рождества Христова».

Главная цель Фестиваля — популяризация православного праздника Рождества Христова среди населения, возрождение и сохранение православных традиций подготовки к празднику, духовное просвещение и духовно — нравственное воспитание современного поколения на основе приобщения к истокам православной культуры.

В рамках Фестиваля в 2018 году проводятся два Конкурса:

  1. Конкурс творческих коллективов и исполнителей (возраст не ограничен).
  2. Конкурс детского изобразительного и декоративно-прикладного творчества (7 -17 лет).

Сроки проведения Конкурсов:

  1. Благочиннические туры: с 08 октября по 03 декабря 2018 г.
  2. Епархиальные туры: с 10 по 23 декабря 2018 г.
  3. Гала-концерт и награждение победителей: 20 января 2019 г.

К участию в конкурсах приглашаются воспитанники воскресных и общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, учреждений среднего и высшего профессионального образования, учреждений культуры, духовно-просветительских центров, учреждений дошкольного образования, принадлежащие зональным округам Выксунской епархии.

В Конкурсе творческих коллективов и исполнителей для участия предлагаются следующие номинации: «Сольное пение», «Вокальный ансамбль», «Хоровое пение», «Хореография», «Художественное слово», «Фольклор» и «Авторское творчество».

В Конкурсе детского изобразительного и декоративно-прикладного творчества две номинации: «Рождественский сувенир» и «Рождественская открытка».

Поздравительные открытки и сувениры участников епархиального тура будут переданы пожилым людям, детям с ограниченными возможностями, детям из малоимущих семей как подарок на праздник Рождества Христова в рамках ежегодной благотворительной акции «Подарим детям Рождество». Рождественские сувениры станут участниками благотворительных ярмарок в крупных торговых центра г. Выкса в предпраздничные дни. Организатором благотворительных акций выступает Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Выксунской епархии.

Для участия в Конкурсах необходимо ознакомиться с Положением о Фестивале, условиями его проведения, заполнить заявку и направить ее к организаторам отборочного благочиннического тура (по месту проживания).

По всем вопросам обращаться к организаторам Фестиваля:

Начальник Отдела культуры Выксунской епархии — Свистунов Денис Владимирович.

Специалист Отдела культуры — Матюгина Анастасия Васильевна.

Контактный телефон: (883177) 3-88-66.

Орденоносцы в рясах: история флотских и армейских священников

19 апреля 1719 года Петр I повелел, чтобы на каждом русском военном корабле непременно был иеромонах из Александро-Невского монастыря

«В море неверующих нет», — такое присловье распространено у моряков всех времен и народов. Человеку, противостоящему слепой стихии и врагам, стремящимся отправить его на дно, необходимо чувствовать поддержку свыше, опираться не только на плечо товарища, букву и дух морского устава, но и на незыблемость веры. Поэтому флоты всех христианских стран всегда имели на борту капелланов и священников.

Не был исключением и русский военный флот. В апреле 1717 года царь Петр I повелел «в российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников», а 19 (8 по ст. ст.) апреля 1719 года — чтобы «в корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, которого брать из Александро-Невского монастыря».


Первый в русской истории обер-священник армии и флота Павел Озерецковский,
назначенный на эту должность 9 апреля 1800 года

«Содержать себя в добром порядке во образ другим»

Появление второго царского распоряжения было связано с тем, что у так называемого «белого» (то есть женатого) духовенства идея службы на флоте поддержки поначалу не нашла. И тогда было принято решение к службе на флоте привлекать «черное» духовенство, то есть монахов, не имеющих семей и больше привычных к уставной строгости.

Отвечать за отбор и отправку священников на флот доверили архимандриту Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге Феодосию (Яновскому). Выбор этот не был случайным: архиепископ Феодосий был весьма близок к Петру, а кроме того, отличался высокими организаторскими способностями. Потому государь и повелел священников на флот «брать из Александро-Невского монастыря», поскольку люди эти были уже привычны к суровому балтийскому климату и отличались преданностью своему настоятелю. К тому же еще в 1718 году старшим над теми «39 священниками», которых надлежало иметь на кораблях, был назначен насельник Александро-Невской лавры отец Гавриил (Бужинский).


Светлая заутреня на рейде Порт-Артура.
Иллюстрация из журнала «Огонек» 1905 года, художник Алексей Ганзен

В январе 1720 года Петр Первый утверждает своим указом первый в истории русского флота важнейший документ — «Морской устав». В этом всеобъемлющем своде морских правил, законов и требований уже содержится отдельный пункт, касающийся священников на кораблях: глава IX «О священниках». Ее первый пункт касается начального священника – того, который «имеет управление над всеми священниками во флоте» и должен находиться на корабле аншеф-командующего флотом. Второй и третий пункты называются «О священнике на каждом корабле» и определяют нормы и правила поведения флотских священников. Им, в частности, предписывалось «содержать себя в добром порядке во образ другим… дабы не прельщать людей непостоянством или притворною святостью и бегать корысти, яко кореня всех злых».

Отдельно оговаривались требования к службам. Священнику надлежало «отправлять службу Божию по надлежащему». Как гласил устав, «на котором корабле будет определена церковь, тогда священник должен оную в добром порядке иметь и в воскресные и в празднуемые дни, ежели жестокая погода не помешает, литургию отправлять». Ему же предписывалось «поучение словесное, или на письме читать в наставление людям, а в прочие дни молитвы положенные».

Военная епархия и обер-священник

После появления «Морского устава» священническая служба на кораблях российского флота стала приобретать все более законченные очертания. Быстро установилась практика назначения «начального священника», или обер-иеромонаха, из числа священников Ревельской эскадры Балтийского флота. Первым обер-иеромонахом «всероссийского корабельного флота», как записана его должность в бумагах, был обер-иеромонах Ревельской эскадры Иустин Рудзинский. 15 марта 1721 года появился регламент службы морских священников, который назывался «Пункты о иеромонахах, состоящих во флоте», и на основе этих пунктов вскоре написали особую присягу, которую принимало морское и воинское духовенство и которая отличалась от той, что принимали приходские священники.

Но отдельной службой морское духовенство было недолго – только до конца XVIII века. 4 апреля 1800 года, во времена царствования императора Павла I, армейские и флотские священнические службы объединили. Чтобы управлять новым образованием, был назначен обер-священник армии и флотов, которым стал протоиерей Павел Озерецковский. С его назначением связана легенда, больше похожая на анекдот, но тем не менее считающаяся достоверной. Дескать, когда 9 апреля того же года в царском кабинете выстроились все отобранные Святейшим Синодом кандидаты на новую высокую должность, правофланговым благодаря своему росту оказался Павел Озерецковский, который особенно понравился императору.


Священник благословляет раненного воина. Рисунок времен Русско-японской войны 1904-1905 годов

В действительности же протоиерей Озерецковский обратил на себя внимание императора еще в 1797 году, когда служил обер-священником в армии генерал-фельдмаршала Николая Репнина, и быстро стал царским приближенным, которому и был доверен проект объединения армейского и флотского священничества в отдельную структуру. Ради достижения этой цели Павел Озерецковский даже инициировал создание отдельной Армейской семинарии, которая просуществовала почти двадцать лет, а учились здесь дети военных и флотских священников. Однако самостоятельность военного духовенства была недолгой: уже в 1801 году его вновь подчинили Синоду, и это положение сохранялось до самой Октябрьской революции.

На смерть вместе с паствой

Но для простых солдат и матросов, как и для большинства офицеров, все эти пертурбации были чем-то далеким и неважным — гораздо важнее было то, какие конкретно люди окормляли их роту или корабль. И надо отметить, что среди флотских и армейских священников большинство всегда составляли такие, кто мог не только утешить мятущуюся душу, но и вдохновить на подвиг, а то и повести за собой.

История русского военного духовенства знает не один подобный пример — и не один пример того, как проявившие себя в боях священники становились кавалерами военных орденов. Так, первым среди них ордена Святого Георгия IV степени был удостоен в 1813 году полковой священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский. Вместе со своей паствой он принимал участие во всех сражениях Отечественной войны 1812 года, проявив необычайную храбрость и стойкость, поскольку не покидал строя даже после нескольких ранений. О награждении отличившегося в битве под Малоярославцем ходатайствовал другой герой того же сражения – генерал от инфантерии Дмитрий Дохтуров, который так писал в своем прошении на имя фельдмаршала Михаила Кутузова: «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Это ранение вкупе с другими ранами и привели к тому, что 24 ноября 1813 года во время Заграничного похода русской армии уже на территории Франции отец Василий умер, но полка своего он так и не оставил.

А первым среди флотских иеромонахов высочайшей воинской награды был удостоен иеромонах 45-го флотского экипажа Иоанникий (Савинов). Он был отмечен, согласно представлению к награде, «за совершение отличного подвига при вылазке с 10 на 11 марта 1855 года» во время обороны Севастополя. Когда сопротивление противника стало слишком уж ожесточенным, и русские моряки пали духом, иеромонах в полном облачении и с поднятым к небу крестом буквально повел их за собой, и воспрянувшие воины выбили французов из траншей. Но и после этого отец Иоанникий не оставил поля боя, обратив свое внимание на раненых, не делая различий между русскими и французами, и трудился над ними до тех пор, пока не потерял сознания вследствие тяжелой контузии.


Офицеры крейсера «Варяг», в первом ряду второй слева — командир корабля капитан первого ранга Всеволод Руднев;
крайний справа — корабельный священник иеромонах Михаил (Руднев)

Всего орденом Святого Георгия VI степени с 1812 по 1904 годы были награждены пятеро армейских и флотских священников. А в годы Первой мировой войны это число выросло еще на 11 человек! Тогда же золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте — аналога золотого георгиевского оружия «За храбрость», заслужить которое в русской армии почиталось за особую честь, — удостоились еще 227 представителей армейского духовенства (а за всю историю этой награды ее получили 538 священнослужителей). Но цена, заплаченная за эти подвиги, была большая: свыше 4000 военных священников погибли или были искалечены на фронтах Первой мировой.

С крестом на груди и парашютом на спине

Октябрьская революция вместе с прежней русской армией уничтожила и институт военного духовенства, в который к тому времени входили не только православные священники, но и другие христианские капелланы, а также муллы и раввины. Только в начале 1990-х годов в российскую армию вновь вернулись священники, начавшие окормлять «христолюбивое воинство», как поминают защитников России на церковных службах. В 1995 году в Московском патриархате появился специальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, а десять лет спустя воссоздали Военное благочиние Санкт-Петербургской епархии.


Полковые священники ВДВ готовятся к зимним прыжкам

Несмотря на долгий перерыв, вернувшиеся в российскую армию военные священники мало чем отличаются от своих предшественников прежних веков. Как и они, современное военное духовенство готово сопровождать своих подопечных где угодно: известны случаи, когда полковые священники ВДВ вместе с обыкновенными бойцами совершают прыжки с парашютом, а уж в том, чтобы вместе с паствой отправиться на маневры, для них и вовсе нет ничего необычного. Восстанавливаются полковые церкви и появляются варианты мобильных полевых церквей (в том числе и десантируемых), спуск на воду новых кораблей российского ВМФ не обходится без обязательной молитвы и благословения, да и в дальних походах моряки могут исповедаться и причаститься у корабельного священника.

Заслуги военных священников оценены не только орденами и золотыми наперсными крестами. Например, на Братском кладбище на Северной стороне Севастополя, где похоронены участники Первой обороны, есть памятник полковому священнику Брянского егерского полка протоиерею Василию Смирнову, умершему от болезни и контузии 21 декабря 1855 года и перезахороненного на Братском кладбище в 2005 году. А 5 октября 2014 года на центральной площади Малоярославца Российское военно-историческое общество установило скульптурную композицию «Полковому священнику». Она возведена напротив монумента Героям Отечественной войны 1812 года, а прообразом священника, попирающего французские пушки и вздымающего православный крест, стал первый священник-кавалер ордена Святого Георгия отец Василий Васильковский.


Монумент «Полковому священнику», установленный РВИО в Малоярославце