Рождественские святочные рассказы

5 рождественских рассказов, от которых подростки не заскучают

28 ноября у православных христиан начался свой путь к Рождеству. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой» и нашим Рождественским онлайн-календарем.

Каждый день «Фома» создает для вас праздничное настроение: один день — один сюрприз.

Сегодня мы дарим Вам пять рассказов для подростков, от которых те не заскучают. И очень хорошо, если потом, после прочтения, вы сможете обсудить эти рассказы со своими детьми.

***

Жанр рождественского (святочного) рассказа существует уже без малого двести лет как в европейской, так и в русской литературе. Какому читателю эти рассказы адресованы, детям или взрослым? В XIX веке, особенно в первой его половине, так вопрос не стоял, само разделение литературы на «взрослую» и «детскую» еще не произошло. Но в XX веке стало общим местом, что рождественские рассказы — это для детей, что взрослые уже выросли из такого формата. Разумеется, далеко не все с этим соглашались, и есть немало святочных рассказов, написанных в расчете на взрослую аудиторию.

А подростки? Они вроде бы выпадают и в том, и в другом случае. Они уже не дети, которые горячо и искренне воспримут светлую добрую сказку о рождественском ангеле, о чудесах с подарками, о спасенных в рождественскую ночь кошечке или собачке. Но они еще и не взрослые, способные понять тонкости супружеских отношений, внутриличностные конфликты и так далее… словом, то, что во «взрослых» святочных рассказах составляет ткань повествования. Получается, этот жанр — совсем не для них?

Нет, не получается. Вполне можно найти такие рождественские рассказы, которые подростки прочтут с интересом. Рассказы эти могут быть и классическими, и современными, в них вовсе не обязательно могут напрямую звучать религиозные мотивы, но главное, что их объединяет — это чудо, так или иначе связанное с Рождеством. Не обязательно это внешнее, материальное чудо — но обязательно, что это чудо преображения человеческой души.

Николай Лесков, «Христос в гостях у мужика»

Это классический, очень известный святочный рассказ, написанный в 1881 году. Главная его тема — чудо, случившееся с богатым сибирским купцом Тимофеем. Жизнь его сложилась непросто, он рос под опекой своего дяди, с которым в юности поссорился: дядя его жестоко и несправедливо оскорбил, унизил. Не стерпев оскорбления, Тимофей ударил дядю «оружием» (подробностей не приводится), был вполне справедливо осужден и приговорен к ссылке в Сибирь. Там он удачно социализировался, разбогател, женился… то есть на внешнем плане все у него было хорошо. Но в душе его жила обида на дядю, и Тимофей, человек глубоко верующий, тем не менее пребывал в тяжелом расположении духа. Чудо, случившееся с ним в Рождественскую ночь, преобразило его душу — он сумел простить дядю и обрел в итоге мир в душе.

Предлагая этот рассказ подросткам, надо подчеркнуть, что антураж его совершенно несовременный, но тема — вечная. И в наши дни так же тяжело простить обидевшего тебя, как и 150 лет назад. Но если не прощать — то и жизни настоящей у тебя не будет.

ЧИТАТЬ РАССКАЗ

Наталья Ключарёва, «Юркино рождество»

Этот современный рассказ, написанный известной писательницей, лауреатом многих литературных премий, впервые был опубликован в 2009 году в январском номере журнала «Фома» и вызвал оживленные споры читателей. По внешним признакам — это жесткая социальная проза. Родители главного героя, мальчика Юрки, спиваются, и в какой-то момент он понимает: они не только себе жизнь сломали, но и ему могут сломать. Юрка ожесточается, выгоняет родителей из дома и начинает жить самостоятельно, находит источники заработка… Проходят годы, Юрка вырастает, становится взрослым — и случайно встречает на улице свою мать. Спившуюся, опустившуюся бомжиху. И вот тут-то в сердце Юрки и происходит рождество — с маленькой буквы, но все-таки. Он устраивает ее в больницу, начинает о ней заботиться — причем мать его не узнает, считает совсем другим человеком, жалуется ему на своего бессердечного сына…

Что здесь важно, на что обратить внимание? На то, что Господь может совершить чудо совсем не там, где этого ждут, и совсем не так, как его ждут. И главное чудо — в изменении души, которая, казалось бы, зачерствела, в которой, казалось бы, уже нечему меняться. Это жесткий рассказ, в нем нет хеппи-энда, но его финал воспринимается светлым, если смотреть глазами христианина.

ЧИТАТЬ РАССКАЗ

Виталий Каплан, «Звездою учахуся»

Это тоже относительно современный рассказ, написанный в 2003 году и впервые опубликованный в журнале «Фома» в декабре 2004 года. И, как и в случае «Юркиного рождества», здесь рождественское чудо происходит в довольно жестких декорациях. Главный герой, пожилой учитель физики Михаил Николаевич, оказывается в жуткой ситуации — трое бандитов, куражась, ставят над ним «богословский эксперимент»: раздевают на морозе, привязывают к дереву… чтобы проверить, есть ли Бог. «Не боись, мы тебя гвоздями прибивать не будем. Так повиси. А мы поедем. Ты же веришь в Него? Ты ж Его любишь? Ну вот Он тебя и выручит. Типа огненная колесница, или ангелы… как там у вас полагается? А если нет… значит, и бога никакого нет…» — говорит самый отмороженный из этих бандитов. И Бог действительно вмешивается, но совсем не так, как этого ждали (а вернее, совсем не ждали) отморозки. Здесь происходит чудо преображения человеческой души, преображения мгновенного — как это случилось с «благоразумным разбойником», которому Господь на кресте обещал: «ныне же будешь со Мною в раю».

Обсуждая этот рассказ с детьми, стоит обратить внимание на такую вещь, как Промысл Божий, на то, как неожиданно Господь может соединять человеческие судьбы, как то, что сперва кажется тебе бедой, посылается на самом деле для того, чтобы спасти не только тебя, но и тех, кто связан с тобой невидимыми для тебя цепочками причин и следствий. А еще это — о том, что если ты христианин, то должен быть верным ему даже если это грозит тебе смертью. Такие ситуации в обыденной жизни возникают очень редко, но если уж они случаются, то не должны заставать нас врасплох.

ЧИТАТЬ РАССКАЗ

Сергей Лукьяненко, «Девочка с китайскими зажигалками»

Этот рассказ известного российского писателя-фантаста написан в 2002 году и выглядит для святочного рассказа очень неожиданно. Прежде всего потому, что это фантастический рассказ, причем перед нами классическая научная фантастика — то есть никакой мистики, просто в будущем люди изобрели машину времени и могут перемещаться в самые разные эпохи. Здесь много свойственного большинству произведений Лукьяненко тонкой иронии, здесь нет явной религиозной атрибутики. Да, дело происходит в Рождественскую ночь. И да, в эту ночь случается чудо — но состоит оно вовсе не в путешествии во времени, а в том, что главный герой сумел-таки совершить добрый поступок. Ему это непросто — Валерий, средней руки московский бизнесмен, привык жить для себя, эгоизм давно уже стал его второй натурой, а тут такая ситуация, что приходится жертвовать очень и очень многим — рисковать остаться без выгодного контракта, попасть на серьезные деньги. И все же, оказывается, душа его не совсем засохла, и чтобы спасти папу странной девочки из будущего, он отваживается на жертву.

Обсуждая этот рассказ с детьми, стоит подчеркнуть, что эгоизм Валерия — явление вполне обыденное, современное, что он не какое-то чудовище. Обычный человек, которых едва ли не большинство. Но как же трудно ему поступить по-доброму, как страшно ему впустить в свою жизнь чужую беду. Но трудно — не означает невозможно. И то, что все это происходит накануне Рождества — тоже неслучайно. Рассказ кончается словами «В этот вечер все люди добреют» — и здесь вполне прозрачный намек на то, что Бог есть и Он касается наших сердец. А дальше уже зависит от нашей свободной воли.

ЧИТАТЬ РАССКАЗ

Данила Симонов, «Братья Снежкины»

А завершаем мы наш обзор необычно. «Братья Снежкины» — это светлая и вместе с тем грустная сказка, написанная 12-летним московским школьником Данилой. Она была опубликована в сборнике «Зимние сказки», о котором «Фома» писал в 2017 году.

Формально это даже не рождественская история — здесь чудо происходит в канун года, 31 декабря — но светское восприятие Нового года все-таки кое-что унаследовало от дореволюционных традиций празднования Рождества. Данила написал сказку, которая слишком короткая, чтобы пересказывать ее сюжет, но лейтмотив ее — «мы в ответе за тех, кого приручили». И как больно бывает, если мы позволяем угаснуть своей любви, если забываем о своей ответственности за тех, кого сами сделали своими близкими. Иногда уже ничего не поправить, и спасти в этой ситуации может только чудо… но оно, это чудо, совсем не гарантировано, оно не от нас зависит, оно подается свыше.

ЧИТАТЬ РАССКАЗ

Чудесные рождественские истории

Накануне Рождества мы попросили наших читателей вспомнить самую поразительную историю, связанную с любимым зимним праздником. Если вы еще сомневаетесь, что в Рождество чудеса случаются особенно часто, то эти истории — специально для вас.

Дубленки

Епископ Пантелеимон (Шатов), Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

В декабре 1991 года, перед самым Новым годом, я болел, и совет нашей общины собрался у меня дома что-то обсуждать. В этот момент звонят нам из нашей больницы и говорят: «Это вы гуманитарный груз заказывали? А то тут дубленки привезли!»
Надо сказать, что мы как раз перед этим писали письма за границу с просьбами о помощи, потому что у нас совсем ничего не было — ни для сестер, ни для больных, ни для работы, ни для храма. И я вспомнил, что в одном письме мы просили для сестер теплые куртки, чтобы зимой в них можно было ходить из корпуса в корпус. Я говорю: «Да, мы заказывали». — «Ну, мы так и подумали. А то тут корпус неправильно указан».

Пришли наши сестры — стоит огромная фура. Действительно, в адресе стоял совсем не наш корпус, а какой-то другой. Звонили завхозу больницы — она о таком даже не слышала. Но и так все поняли, что это нам, больше некому. Фура была из Югославии. Открыли ее — а там новые дубленки, четыреста штук! И еще пять тысяч пар новой зимней обуви, и сумки кожаные…

Я ужаснулся — во-первых, куда нам столько?! А во-вторых, нам совершенно негде это хранить! К тому же в то время нас постоянно обворовывали — крали вещи, иконы. Так что если узнают, что у нас в храме такой склад — унесут вместе с храмом. Что делать?
Разгрузили все прямо в храм (больше и некуда было). Все равно пока я болел, служить в храме было некому. Я сказал нашим сестрам: быстро составляйте списки и раздавайте!
И стали мы быстро все раздавать.

Вот как вспоминает об этом Татьяна Павловна Филиппова, главная сестра Свято-Димитриевского сестричества:

— Как-то вечером мне позвонила Нина Эйдельнант и сказала, что завтра надо обязательно быть в храме (я уже в нем работала, но приболела): пришла гуманитарная помощь, которую нужно быстро распределить.

Когда утром я пришла в храм, то от удивления открыла рот, да так и ходила. Весь храм был буквально завален дубленками — мужскими и женскими — и многочисленными коробками с обувью и сумками. Все вещи были абсолютно новыми. Оказалось, что накануне в храм дежурному — это был Вася С., ныне отец Василий — позвонила с таможни тогдашняя завхоз больницы Валентина Т. и известила о том, что получает гуманитарный груз, по-видимому, предназначенный для храма — теплые вещи и обувь. Больница такого груза не заказывала. Дежурный навел справки и разузнал, что, действительно, писали заявки на гуманитарную помощь, в том числе и на теплые куртки. Оказавшийся в тот момент на таможне представитель Московской Патриархии, знавший батюшку и больничный храм святого благоверного царевича Димитрия, подтвердил, что если груз гуманитарный — значит, скорее всего, для храма при Первой Градской. Взяли благословение у отца Аркадия , и все получили, то есть все привезли нам.

Последующие дни мы очень интенсивно все раздавали, т.к. надо было освобождать храм. Одели всех одинаково, как из одного детского дома-интерната (только очень богатого): батюшек, матушек и прихожан братских храмов, сотрудников больницы… Всех заносили в список с адресами и паспортными данными, ведь за гуманитарную помощь всегда нужно отчитываться. За пять дней раздали все дубленки и кожаные сумки, две с половиной тысячи пар обуви из полученных пяти тысяч. Остатки аккуратно описала и убрала Ольга Н.

Дай ей Бог здоровья!

***
… А дальше было вот что. Стою я как-то в храме, в коридоре, и навстречу мне идут два разъяренных кавказца. Мне от одного их вида стало как-то не по себе. Подходят. Один спрашивает: «Это вы машину с дубленками и обувью разгрузили?!» Я говорю: «Мы». — «Да как вы посмели?! Это же наша была машина! Наш был груз!!!»

Оказалось, что корпус был правильно указан, был такой, но даже больничные службы о нем не знали. И в нем была какая-то кавказская фирма. У нас вообще тогда на территории больницы было много странных полуподпольных фирм: кавказских, чеченских… Одна из таких фирм и решила под видом гуманитарной помощи получить товар из Югославии, чтобы не платить таможенных сборов.

Они нас спрашивают: «Где вещи?!» А мы говорим: «Раздали. Вот списки. Если хотите — собирайте». Они: «Зачем нам ношеные? Нам ношеные не нужны!»

Вот так получилось, что мы всех нуждающихся одели в прекрасные дубленки и обувь. А эти кавказцы потом выставили Патриархии иск на 200 тысяч долларов. Меня попросили написать объяснительную записку для Его Святейшества. Помню, мы с Олей Комаровой (Царство ей Небесное!) всю ночь сочиняли объяснение. И Патриарх целый год, когда меня где-нибудь встречал, всегда спрашивал: «Ну, как там дубленки?..»

А потом как-то раз зимой шел я в больницу с нашей сестрой, одетой в ту самую дубленку. Проходим мы мимо машины, а рядом с ней два кавказца стоят. Мы прошли, и один нам вслед тихо говорит (у меня слух очень хороший, я, когда уроки вел, все подсказки всегда слышал): «Вон наша дубленка пошла…»

Вот так получилось, что община едва создалась, сестры только начинали трудиться в больнице, а милостивый Господь помог им в материальных нуждах — послал щедрые рождественские подарки.

Источник публикации — личная страничка владыки Пантелеимона в социальной сети facebook:

Бабочка

Елена Седова, жена священника село Медное, Тверская область

Эта история произошла в Рождество 2013 года в нашем храме Казанской иконы Божией Матери в селе Медное Тверской области. Как обычно, к празднику мы с прихожанами соорудили рождественский вертеп из подручных материалов — на этот раз ими оказались железные решетки для окон. Мы составили их в форме раскрытой книги, связали между собой и обтянули белой тканью, а на пол постелили сено. В вертеп поставили детскую деревянную кроватку и положили в нее «младенца» — куклу. Кто-то принес ящичек с песком и поставил его на пенек перед вертепом. В этот ящичек многие стали ставить свечи, как перед иконой. Ребятишки молились и просили младенца Христа за своих родителей и болеющих родственников, родители умиленно смотрели на детей и тоже о чем-то молились. На ночной службе вертеп подсветили разноцветными гирляндами, которые мигали и создавали праздничное настроение.

Людей на службе было много, и на удивительную гостью праздничной литургии обратили внимание на сразу. Только после богослужения ребятишки обнаружили в вертепе… яркую черно-красную бабочку! И это в нашу-то суровую русскую зиму! Никто не заметил, как и когда именно она появилась. Бабочка тихонько сидела на «яслях» и никого не боялась — видимо, и она хотела приобщиться к великому празднику. Немного посидев на краю «яслей», необычная гостья осторожно перебралась на грудь младенца. Но и тут бабочка не задержалась долго. Ей тоже нужно было прославить новорожденного младенца Христа, ведь не зря говорится в Библии: «Каждая тварь да славит Господа». Но как это сделать маленькому бессловесному насекомому? Бабочка поступила просто и мудро — она увенчала собой лоб младенца…

Прихожан и вообще всех, кто был в храме, это необычное происшествие поразило. Думаю, мы стали свидетелями настоящего чуда — ведь бабочка проснулась не от тепла, а в самом холодном месте храма. Печка, которая там работала, рассчитана максимум на полхрама.
Мы любовались безмолвной красавицей весь праздничный день. Лишь изредка бабочка расправляла свои крылышки, желая показать, что она жива и не уснула. На следующий день летняя гостья исчезла так же внезапно, как и появилась. Больше ее никто не видел.
Не важно, маленький ты или большой, есть у тебя голос или нет — каждый может прославить Христа в этот великий праздник.

Птица-малиновка и холодный вертеп

Протоиерей Александр Авдюгин, г. Луганск

— Ба, а почему у тебя до сих пор света в хате нет?
— Так его и в деревне нет. Не провели, онучок.

Я сидел на лавке у стола, на котором бабушка зачем-то расстелила принесенное из сарая сено. Затем она поставила на сено два стаканчика с зерном, с вставленными в них толстыми свечами. Бабушка зажгла свечи, потушила керосиновую лампу, единственный источник света в хате, не считая отблесков огня из печи, а за горящими свечами примостила картинку под стеклом, на которой были изображены женщина, вол, овечки и маленький мальчик.

— Сейчас, онучок, мы с тобой богатую кутью будем кушать и Рождество встречать.
Богатая кутья была в большой глиняной миске. Почему «богатая»? Да ведь там все-все было! И в меду вареный сладкий рис, и ягодки изюма и мягкие, тоже сваренные, яблоки, груши и сливы.

Бабушка прочитала какую-то молитву, перекрестила стол и вручила мне ложку.
— С Рождеством тебя, Шура!

Я в этот раз не возмутился, что она меня опять не Сашей, а Шурой называет. Решил, что когда поем, тогда и скажу ей, что неправильно это наименование.

Кутья действительно вкусная была, каждый день бы такую, а бабушка всего пару ложек-то и съела. Сидела рядом со мной, смотрела на мое усердное старание в поедании кутьи, улыбалась и вздыхала. Она всегда вздыхала почему-то…

— Ба, а что такое Рождество?
— Это, онучок, день рождения Бога нашего. Видишь, вон, Он в яслях, в колыбельке лежит, — и бабушка указала на картинку.

Там действительно лежал мальчик, а над ним склонилась женщина.

Бабушка рассказала, что это мама Бога, ее Богородицей называют, а зовут Марией, и что Рождество это в пещере состоялось давным-давно и в дальней-дальней стране.

Представил я пещеру, в окно посмотрел, а оно толстым слоем ледяных узоров покрыто.
— Так холодно же в пещере зимой!
— Холодно, онучок, холодно, но им, — бабушка указала на картинку, — птичка помогла, малиновкой ее зовут, она огонь и раздула.

Какая малиновка, на вид я хорошо знал, она в бабушкином саду жила, но вот как она могла самому Богу помочь, никак не представлялось.

Я вопросительно посмотрел на бабушку, и она, глядя на горящие свечи, поведала мне, шестилетнему мальчишке, эту удивительную историю.

В пещере, где лежал в яслях Христос, было очень холодно.

Лишь слабо горел костер, разведенный в выбоине каменного пола. Богородица смотрела на огонек и со страхом думала, что еще немного — и он погаснет. Сил подойти и подуть на угли у Девы Марии не было.

Она попросила вола:
— Пожалуйста, подуй на костер.

Но животное жевало что-то, думало о своем и не услышало просьбы.

Богородица обратилась к овце:
— Пожалуйста, подуй на костер.

Но и овца жевала и тоже о своем думала.

Угольки с огнем все угасали, и уже было ясно, что они вот-вот потухнут.

Вдруг послышалось шуршание маленьких крыльев. Это была маленькая птица — зарянка. Ее крылышки затрепетали над угасающим костром, обдавали его воздухом. Угли стали ярко-красными, а зарянка продолжала махать крыльями и при этом пела, насвистывая что-то жизнерадостное.

И еще она успевала собирать клювом сухие хворостинки, и подбрасывала их в костер.

Пламя разгоралось и стало нестерпимо жечь птичке грудь, которая становилась все более красной. Но зарянка терпеливо переносила боль. Она продолжала раздувать огонь до тех пор, пока он весело не затрещал. В пещере стало тепло и уютно. Даже вол с овцой на это внимание обратили.

Маленький Иисус Христос в это время спал и во сне улыбался.

Посмотрела Богородица нежно и ласково на красную, обожженную пламенем грудку птицы и сказала: «Быть тебе малиновкой с этого дня и напоминать ты каждому будешь о рождестве Христовом и своем благородном сердце».

Почему удивительное? Изначально не могу понять. Что-то внутреннее, необъяснимое. Уже прекрасно знаю, что сегодня праздник Рождества Христова, что радость вселенская. Не только знаю, но и соображаю отчасти, почему отсчет времени нашего тысячелетия от этого дня ведется, но удивление?

Лишь когда с Чашей архиерей с алтаря вышел и в храме раздалось: «Со страхом Божьим и верою приступите», понял, отчего удивляюсь. Нет, не оттого, что в этом году на службу прошел свободно, без необходимости объяснять хмурым дружинникам и милиционерам, вокруг храма в оцеплении стоящим, зачем я сюда заявился. Не поэтому. Просто над каждой из сотен горящих свечей, над каждым белым платочком молящихся женщин невидимо порхала малиновка, раздувающая пламень веры и тепло праздника.

***
1991 год. Мой первый приход, из небытия восставший. Небольшое восточноукраинское село. И я — в белом облачении иерейском. Раннее, еще темное утро Рождества Христова.
Волнуюсь.

Да и как не волноваться, если никогда эту службу сам не служил?
Расписал все последование богослужения в тетради, на аналой рядом со служебником положил, а начать Великое повечерие боюсь: а вдруг все не так, как положено?

В алтарь Филиппович заглянул, староста наш, наверное, понял мои страхи:
— Начинай, пастырь, начинай. Ждут.

И улыбнулся. Поддерживающе и одобряюще.

Когда же запели «С нами Бог», все страхи прошли, и молилось и пелось, и все выходило по чину, от веков установившемуся.

Вышел на литию, хлебá освящать, а в центре храма вертеп, с лампадой внутри. Смотрю на него, а там именно та Богородица с праведным Иосифом, именно тот Христос, и вол, и овца, и яркий огонек разгоревшегося пламени Рождества.

И голос бабушки, и, конечно, малиновка.

Да и куда им деться из вечности, Рождеством данной?!

Черепашка

Владимир Гурболиков, г. Москва,

У всех зимние праздники проходят по-разному: кому-то новогодние подарки приносит Дед Мороз, кому-то — родители, а в нашей семье дети получают подарки не на Новый год, а на Рождество — этот праздник им ближе и понятнее… И подарки им приносят ангелы. Однажды рождественским утром, когда детям было около четырех или пяти лет, под елкой их ждал настоящий сюрприз: они там нашли живую черепаху, прямо в террариуме. Так в семье появилось еще одно живое существо.

Но спустя примерно полгода произошла беда. В августе на даче черепашка убежала и бесследно куда-то исчезла. До самой поздней осени ее пытались искать, но так и не нашли. И тогда взрослая часть семьи поняла, что черепаха, скорее всего, погибла… Известно, что черепахи в принципе очень теплолюбивые животные, и те, кто держит животное просто на полу у себя дома, совершают ошибку. Этим домашним питомцам все-таки требуется больше тепла — например, специальная ультрафиолетовая лампа, которая помогает добрать солнечного света, так необходимого черепашке… Пережить русскую зиму сложно, и даже если она вдруг где-то устроилась на зимовку, угроз вокруг слишком много — черепаха могла погибнуть от холода, оказаться добычей местных одичавших собак или даже каких-то хищников из лесов вокруг дачи… Она могла просто убежать так далеко, что ее никогда бы не нашли. То, что черепахи якобы медлительны, — миф: в природе они иногда проходят многие десятки и даже сотни километров. Так что взрослые в семье мысленно с этой черепашкой попрощались… Но не дети! Каждый вечер перед сном они молились о ней и просили, чтобы Бог эту черепашку сохранил и помог ей пережить зиму.

И вот почти через год, в мае, нашу черепаху нашли соседи по даче! Как только солнышко пригрело, она выползла на свет — напуганная, побитая, с болячками, но живая!

Произошло маленькое рождественское чудо — по искренней детской вере.

И рождественский подарок так и не был отнят — возможно, благодаря той детской молитве. Прошло уже много лет, а черепашка все еще в нашей семье: греется под лампой, вовсю кушает салаты и всех нас радует.

Голуби

Вера Евтухова, г. Саки, Крым

Эта история случилась прошлой зимой, незадолго до Рождества, с самым маленьким прихожанином нашего храма — Мишей, у которого тяжело болел дедушка.

Однажды я стала замечать, как после начала Литургии малыш, постояв немного возле мамы, выходит на улицу и садится на церковной лавочке, деловито смотрит на часы, достает хлеб и… начинает кормить дружную ватагу голубей. Сидящие рядом приходские бабушки стараются отвлечь малыша, помочь скоротать время ожидания матери, но он лишь отодвигается к краю лавочки. И снова кормит голубей. И так до конца Литургии. Затем они с мамой уходят домой.

Как-то раз я опоздала на Литургию, и, заехав в церковный двор, снова увидела Мишу, одиноко сидящего на краю скамейки. Малыш, видимо, тихонько молился, потому что его губки слегка шевелились. Увидев меня, мальчик спросил: «Тетенька, хлебушка у вас нету ради Христа?» Сколько теплоты и веры было в его голосе! Хлеба, увы, у меня не было, но зато появился повод расспросить о том, почему он постоянно выходит из церкви и садится на эту лавочку. Миша сел рядом со мной и сказал:

— До конца еще 20 минут, а я не закончил.
— Что не закончил, Мишенька?
— Да доброе дело… — вздохнул он.
— Да о каком же деле ты говоришь и какие 20 минут? — недоумевала я.
— Литургия Боженьке, у меня уже хлебушка нет, а мне нужно, — серьезно произнес мальчик, вскинув на меня свои голубые глазки.
— Зачем тебе хлебушек?
— Кормлю голубков.
— Молодец. Это очень хорошо.
— Нет, не очень. Хлебушка не хватает.
— А почему ты это делаешь, Мишенька?
— У Боженьки много дел, поэтому мало чудес.
— О каком же чуде ты молишься?
— Я молюсь и кормлю голубков, чтоб у Боженьки было время вылечить моего дедушку!

Мои глаза увлажнились. Мне нечего было сказать этому маленькому воину Христову с такой большой верой в душе. Я спросила только:

— А без этого, думаешь, Боженька тебя не услышит?..
— Не знаю. Он сказал, что если я верю, то должен работать. Я маленький еще, но голубков могу кормить и маме помыть чашки.

Этот разговор с мальчиком я теперь всегда вспоминаю в предрождественские дни. Ведь самое настоящее чудо Рождества — то чудо, которое происходит в человеческом сердце.

Читать онлайн «Рождественские рассказы»

Константин Победоносцев

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: «Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие». Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению…

Однако же и из двух названных больших праздников — дитя скорее поймет и примет простым чувством Рождество Христово.

Как счастлив ребенок, которому удавалось слышать от благочестивой матери простые рассказы о Рождестве Христа Спасителя! Как счастлива и мать, которая, рассказывая святую и трогательную повесть, встречала живое любопытство и сочувствие в своем ребенке, и сама слышала от него вопросы, в коих детская фантазия так любит разыгрываться, и, вдохновляясь этими вопросами, спешила передавать своему дитяти собственное благочестивое чувство. Для детского воображения так много привлекательного в этом рассказе.

Тихая ночь над полями палестинскими — уединенный вертеп — ясли, обставленные теми домашними животными, которые знакомы ребенку по первым впечатлениям памяти, — в яслях повитый Младенец и над Ним кроткая, любящая мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского счастья — три великолепных царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами — и вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела и таинственному хору сил небесных. Потом злодей Ирод, преследующий невинного Младенца; избиение младенцев в Вифлееме — потом путешествие святого семейства в Египет — сколько во всем этом жизни и действия, сколько интереса для ребенка!

Старая и никогда не стареющая повесть! Как она была привлекательна для детского слуха, и как скоро сживалось с нею детское понятие! Оттого-то, лишь только приведешь себе на память эту простую повесть, воскресает в душе целый мир, воскресает все давно прошедшее детство с его обстановкою, со всеми лицами, окружавшими его, со всеми радостями его, возвращается в душу то же таинственное ожидание чего-то, которое всегда бывало перед праздником. Что было бы с нами, если бы не было в жизни таких минут детского восторга!

Таков вечер перед Рождеством: вернулся я от всенощной и сижу дома в той же комнате, в которой прошло все мое детство; на том же месте, где стояла колыбель моя, потом моя детская постелька, — стоит теперь мое кресло перед письменным столом. Вот окно, у которого сиживала старуха няня и уговаривала ложиться спать, тогда как спать не хотелось, потому что в душе было волнение — ожидание чего-то радостного, чего-то торжественного на утро. То не было ожидание подарков — нет, — чуялось душе точно, что завтра будет день необыкновенный, светлый, радостный, и что-то великое совершаться будет. Бывало, ляжешь, а колокол разбудит тебя перед заутреней, и няня, вставшая, чтобы идти в церковь, опять должна уговаривать ребенка, чтобы заснуть.

Боже! Это же ожидание детских дней ощущаю я в себе и теперь… Как все во мне тихо, как все во мне торжественно! Как все во мне дышит чувством прежних лет, — и с какою духовною алчностью ожидаю я торжественного утра. Это чувство — драгоценнейший дар неба, посылаемый среди мирского шума и суеты взрослым людям, чтобы они живо вспомнили то время, когда были детьми, следовательно, были ближе к Богу и непосредственнее чем когда-либо принимали от Него жизнь, свет, день, пищу, радость, любовь — и все, чем красен для человека мир Божий.

Но это ожидание — радости великой и великого торжества — у ребенка никогда не обманывалось. У ребенка минута ожидания так сливалась с минутою наслаждения и удовлетворения, что не было возможности уловить переход или середину. Ребенок просыпался утром — и непременно находил то, о чем думал вечером, встречал наяву то, о чем говорили ему детские сны: существенность для ребенка — не то же ли, что сон; сон его не то же ли, что существенность? Ребенок утром просыпался окруженный теми же благами жизни детской, которые бессознательно принимал каждый день, — только, освещенные праздничным светом, лица, его окружавшие, были веселее, ласки живее, игры одушевленнее. Чего же более для ребенка? Ребенок не жалел на утро о том, чего ожидал вечером: как было бессознательно вчерашнее ожидание, так и утреннее наслаждение было бессознательно…

О великая таинственная ночь! О, светлое, торжественное утро! Если забуду тебя, если останусь равнодушен к тебе, если перестану слышать те речи и словеса, коих гласы слышатся в тебе всякой душе верующей, — стало быть я забуду свое детство, свою жизнь и самую вечность… ибо что иное вечность блаженная, как не вечная радость младенца перед лицом Божиим!

Фотобанк Лори

28 апреля 2018 года интернет-редакция ОТР вместе со всей страной проводит на рабочем месте: выходной день с субботы перенесен на понедельник 30 апреля. Самое время поговорить о выходных и праздничных днях и вспомнить, когда суббота завершала рабочую неделю.

Конец «шестидневки».

К хорошему привыкаешь быстро. Современному поколению российских граждан трудно себе представить, что в неделе может быть всего один выходной день. Но обычаю проводить субботу и воскресенье на родных шести сотках не так много лет. В прошлом году он отпраздновал скромный полувековой юбилей. В марте 1967 года Президиум Верховного Совета и ЦК КПСС серией постановлений и указов оформили решение, принятое за год до этого XXIII съездом партии. Субботу объявили нерабочим днем. При этом часовая продолжительность рабочей недели – не более 42 часов – сохранялась. С понедельника по пятницу работать сталь на час с небольшим дольше. Шестидневная рабочая неделя сохранялась для общеобразовательных школ, высших и средних специальных учебных заведений.

42-часовая рабочая неделя просуществовала до декабря 1971 года, когда Верховный Совет РСФСР в новом Кодексе законов о труде сократил ее на час. А через шесть лет это положение было зафиксировано новой Конституцией СССР.

А что было раньше

До 1917 года обычным выходным днем в Российской Империи считалось воскресенье. Естественно, что в деревне в разгар сельскохозяйственных работ на это мало кто обращал внимание. Деревня жила по собственному укладу. Впервые законодательно вопрос с продолжительностью рабочего дня, выходными и праздничными днями попытался решить закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности», подписанный императором Николаем II 2 июня 1897 года. Он ограничил рабочий день в «заведениях фабрично-заводской промышленности» 11,5 часами в дневное время, а в ночное время или перед праздниками — 10 часами. Также закон вводил 14 праздничных дней (13 православных и Новый Год) и шестидневную рабочую неделю.

После Октябрьской революции в ноябре 1917 года декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) был установлен 8-часовой рабочий день при шестидневной неделе. С 1929-го по 1933-й год 48-часовая рабочая неделя была постепенно заменена на 42-часовую. При этом постановление СНК СССР от 26 августа 1929 года устанавливало так называемый табельный календарь: неделя состояла из 5 дней – 4 рабочих, пятый выходной. В ноябре 1931 года этот календарь был изменен на шестидневный: выходными становились 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца, а также 1 марта. И только в 1940 году страна вернулась к обычной неделе с выходным в воскресенье. В годы Великой Отечественной войны действовал Указ ВС СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», отменявший отпуска и вводивший обязательные сверхурочные работы.

Краткая история выходных

История выходных и их положение среди дней недели тесно связано с астрономическими наблюдениями представителей различных цивилизаций и их календарями. У большинства народов мира календари основаны на 7 дневной неделе, что первоначально, скорее всего определялось лунными циклами. Эти представления закреплялись в религиозных учениях. Так в Ветхом Завете процесс сотворения мира Богом укладывается в шесть дней. А седьмой описывается как день отдыха, когда Господь «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Книга «Бытие», гл.2, ст.2). У некоторых народов седьмой день недели считался посвященным Богу Солнца. Это нашло свое выражение в названии дня в различных языках. Так в английском Sunday восходит к древнеанглийскому Sunnandæg (буквальное значение «день солнца»).

Согласно иудейскому и христианскому календарям, основанным на Библии, воскресенье считался первым днём недели. Такое положение этого дня существовало и у представителей других культур. Например, во вьетнамском языке понедельник переводится как «второй день», т.е. идущий после первого – воскресенья.

В 321 году н.э. первый христианский император Римской Империи Константин определил воскресенье первым днём недели и днём отдыха и поклонения. Соответственно, в христианской культуре за воскресеньем закрепилось значение праздника – дня, когда верующие обычно посещают церковь. Здесь интересно отметить, что в раннем христианстве, в отличие от иудаизма, значение дня, посвященного Господу, перешло с субботы на воскресенье. Последователи Торы продолжают чтить субботу, и именно суббота считается нерабочим днем. В христианстве свое название воскресенье получило в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия.

Российские праздники

Если сравнивать с количеством праздников, устанавливавшихся царским указом 1897 года (14 праздников), Российская Федерация ведет себя гораздо скромнее. Сейчас в нашем календаре их всего восемь: Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России, День народного единства и Новый Год. Но если учитывать правила переносов, когда праздник приходится на обычный выходной, нерабочих дней получается больше, чем в Российской империи.

В этом году россиянам предстоит еще два раз столкнуться с рабочей субботой. Выходной с 9 июня будет перенесен на 11-е, и на День России мы будем отдыхать с 10-го по 12-е июня. А выходной 29 декабря окажется перенесенным на последний день года. День народного единства 4 ноября в этом году выпадает на воскресенье. Поэтому праздничный уикенд будет продлен до 5 ноября включительно.

Сергей Анисимов

Беседа «Милосердие и сострадание» для детей подготовительной к школе группы

Симонова Ольга
Беседа «Милосердие и сострадание» для детей подготовительной к школе группы

Цель:

-формировать у дошкольников представление о содержании данной этической категории;

Задачи:

-учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков.

-воспитывать в детях умение основано делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

-развивать в детях стремление проявлять сострадание и милосердие разными способами.

Ключевые слова и понятия:

Доброта сердца, забота, сострадание, милосердие, утешить, пожалеть.

Ход беседы:

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с двумя самыми красивыми на свете словами. Это слова сострадание и милосердие. Но прежде, чем рассказать о них, я хочу прочитать вам небольшой рассказ. Послушайте, пожалуйста.

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.

– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему — то явно от всех отставал. И как — то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему — то очень заволновался. – Вот его — то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто — то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, — дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза.. . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

— Какие чувства вы испытали, когда слушали этот рассказ?

— Каким качеством обладал мальчик?

-А вам жалко было котенка и мальчика?

— Как назвал продавец мальчика?

(Милосердным)

-Ребята, а как вы понимаете слово милосердный?

(Ответ: милое сердце).

Милосердие…. Вслушайтесь в звучание этого удивительного слова!

Что оно подразумевает? Как вы его понимаете?

Ответы детей. (Милое сердце)

Это потому, что у каждого из вас есть маленькое доброе сердце.

Милосердие-это милость сердца. Милость — идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро, это сочувствие, сострадание. Милосердие – это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду. Это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, животным, природе. Обратите внимание, ребята, практически везде рядом со словом милосердие присутствует слово сострадание.

-А как вы понимаете слово сострадание?

(ответ: переживать за другого).

Сострадание — способность переживать боль другого человека, как собственную.

Вы обратили внимание, что эти два слова очень близки по значению друг к другу и это очень добрые слова.

-А какие добрые слова знаете вы?

Вот волшебный стул, кто на него сядет обязательно вспомнит «Добрые слова».

Воспитатель:

Скажите, а каких героев книг или мультфильмов вы знаете, которые на ваш взгляд, проявили милосердие?

«Доктор Айболит». К Чуковский.

Какой доктор Айболит? Что он делает? Что он проявляет к животным?

Как звери к нему относятся? Почему?

«Мешок яблок». Сказка Сутеева.

Заяц раздал яблоки всем зверям, а себе ни одного не оставил.

Как поступил заяц? Как звери его отблагодарили?

«Цветик-семицветик».

Какое желание Жени оказалось самым радостным, счастливым?

Кого можно назвать милосердным?

Дети: это человек – думающий о других людях, творящий добро.

Воспитатель:А сейчас послушайте стихотворение Виктора Павлова «Милосердие».

Милосердие в моем понимании

–Это ласка, любовь, сострадание.

-Это – маме усталой помочь.

-Это – бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел – простить.

Это – птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Если ближний замерз – согрей,

Если он неодет – одень.

Если голоден – накорми.

Если жаждет он – напои.

Если он скорбит – утешай,

Заболеет он – навещай

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того, чтоб ты всех любил.

Итог беседы:

Сострадание и милосердие очень важные качества человека.