Русская православная церковь на современном этапе

Русская Православная Церковь на Современном Этапе

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 59

Сегодня в Русской Православной Церкви 128 епархий (для сравнения — в 1989 году было 67), более 19000 приходов (в 1988 году — 6893), около 480 монастырей (в 1980 — 18). Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жизни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.

В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991 — 2), 26 духовных семинарий (в 1988 — 3), 29 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 1 женское духовное училище, 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, — около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян.

Вместе с тем, возникли и новые проблемы. Церковь оказалась в антихристианском окружении. Разрушение духовности стало более изощренным, чем в годы коммунизма, но и более масштабным. Разрушение российской государственности, преследования православных в Западной Украине, Эстонии, Казахстане, войны против православных братьев-сербов, прозелитическая экспансия католицизма, беспрепятственная деятельность сект, повсеместное распространение оккультизма, пропаганда насилия и порока, растление народа, клевета на Церковь — условия более опасные, чем в годы безбожных пятилеток и прямых гонений. В эти годы Церковь неоднократно обличала безнравственный характер современной антихристианской и антинациональной «цивилизации», насаждаемой в России. С современной общецерковной позицией по данным вопросам можно ознакомится на официальном сайте Русской Православной Церкви.

Катехизация

См. раздел КАТЕХИЗАЦИЯ

  • АУДИО. Катехизация
  • ВИДЕО. Катехизация
  • Просветительские листки

Катехиза́ция (от греч. слова катехизис – κατήχησις — (катехизис (катихизис)) — катехизис (от греч κατηχέω (катехео (катихео)) — наставлять, оглашать) — 1) наставление в основах православной веры лиц, готовящихся принять Крещение; 2) наставление лиц, уже принявших Крещение и являющихся членами Церкви, в истинах православной веры (подразумевает более глубокое изучение основ веры). Катехизация – это обучение истинам православной веры и порядку церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни.

При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов.

а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);
в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе;
г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе.

Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).

Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви:

– в древней Церкви оглашение было преимущественно устным назиданием, а сегодня для наставления новоначальных используют катехизическую литературу, в которой систематически раскрываются основы христианского вероучения;
– в древней Церкви оглашение производилось только над христианином, желающим принять крещение, а сегодня катехизическая работа может вестись с любым человеком, желающим изучить основы христианства;
– в древней Церкви оглашение («принятие в катехуменат») означало принятие христианства, было первой ступенью в духовном становлении христианина, ведущей ко второй ступени – крещению, а сегодня катехизическая работа ведется с крещенными и некрещеными людьми, которые могут относиться как верующим христианам, так и к ищущим познания Бога.
Такое различие вызвано тем, что жизнь древней Церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества.

В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.

См. ОГЛАШЕНИЕ, ОГЛАШЕННЫЕ, МИССИОНЕРСТВО

Введение в основы катехизации

протоиерей Александр Зелененко,
председатель Епархиального Отдела религиозного
образования и духовного просвещения СПб Епархии

Понятие о катехизации

Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», происходящего от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (kate – «с горы», есhеo – «звучать, раздаваться, греметь»).

Более позднее значение – «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация». Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому катехизация осуществляется в виде диалога, собеседования.

В XIX веке святителем Филаретом, митрополитом Московским был составлен Катехизис – учебное пособие, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере в форме вопросов и ответов.

Поэтому, Катехизис – это вероучительное содержание того, что нужно говорить при наставлении в вере, а катехизация – это методика того, кому и как говорить; это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни для угождения Богу и спасения души.

Катехизация (в узком смысле) – это проведение огласительных бесед по основам веры с людьми, готовящимися принять святое Крещение.

Катехизация (в широком смысле) – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных слоях общества с целью приобщения людей к нормам христианской жизни, которые даны нам Творцом.

Катехизатор – это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своём уровне духовно-просветительской деятельности.

Катехумен (katechemenos – «наставляемый, поучаемый») – в нашем контексте, человек, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. В древности слово «катехумен», относилось, прежде всего, к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа.

Катехуменатом в древней Церкви называлась система огласительной подготовки кандидатов к принятию Крещения и поэтапного вхождения в общинноустроительную жизнь Церкви с соответствующей методикой передачи катехизического знания и церковного опыта.

Цель и задачи катехизации

Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям в лоне святой Церкви. Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.

Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.

Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это – живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.

Можно провести сравнительные параллели, открывающие нам смысл и высокое назначение Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Которой мы вошли от купели Крещения, в течение всей земной жизни под Её водительством должно идти формирование, а точнее «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.

Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви, благодаря которым она и принадлежит ей: единство, святость, соборность и апостольность.

Единство – целостность личности и непоколебимость в исповедании веры в Бога и Церковь;

Святость – хранение целомудренности (нравственной чистоты и непорочности) и благочестия (христианской чести, достоинства, честности и богобоязненности) в отношениях, поведении и жизни.

Соборность – единомыслие и единодушие церковной общности в исповедании, делах и служении.

Апостольность – соработничество Христу в распространении веры и свидетельствовании богоугодной христианской жизни в окружающем мире.

Таким образом, воцерковить – значит ввести в жизнь церковной общины, дабы усвоиться свойствам церковного организма, стать их носителем.

Это достижимо лишь при решении целого ряда задач, а именно:

– помочь обрести Евангелие как книгу жизни и в свете его принять Предания Православной Церкви, идущее от апостольских времен и святых отцов;

– помочь обрести христианское вероучение и мировоззрение, основанное на Священном Писании и догматических основах Православия, находящихся, прежде всего, в Символе Веры;

– помочь обрести базовые знания о церковной жизни и признание того, что жизнь христианина призвана находиться в рамках канонических правил и церковной дисциплины;

– способствовать воцерковлению, как поэтапному вхождению в практическое освоение чина церковной жизни;

– способствовать приобщению к Евхаристической жизни общины с признанием того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;

– помочь принять иерархическую структуру Церкви;

– помочь обрести личную духовную жизнь под пастырским руководством и свое место в посильном служении Церкви;

– помочь человеку взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь, как форму, в которой может развиться и вырасти личное благочестие.

При целостном взгляде, процесс воцерковления посредством катехизации, включает в себя:

а) приобщение человека к церковному вероучительному знанию, способствующему воцерковлению его сознания и жизни;

б) приобщение к опыту церковно-уставной дисциплины и молитвенно-евхаристической богослужебной жизни, более всего способствующему преображению человеческого духа в сродность Христову духу: «…Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его…» (Рим. 8:9);

в) духовное руководство, помогающее христианскому совершенствованию в добродетели и отсечению своей пристрастной воли, преодолению самоугодия, самолюбия, своенравия, самочиния, саморазумения и своекорыстия;

г) собственную духовно-нравственную, аскетическую жизнь (молитва, пост и милостыня) в своей семье, в церковном укладе;

д) деятельную общинноустроительную жизнь на Церковном приходе, способствующую обретению нравственных и духовных связей и братских отношений, образцом которых являются отношения первохристианской общины в евангельском духе (Деян. 2:42-47).

Таким образом, в наше время под катехизацией необходимо понимать работу по содействию в воцерковлении тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести благочестивый христианский образ жизни. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) (1Кор. 7:20).

Плодами катехизации являются познание церковного вероучения, обретение православного мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии.

Кроме того, важнейшей составляющей подлинной церковности является духовно-нравственная, богоугодная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19-20).

Для принесения плода более всего не хватает нам сегодня примеров праведной жизни. О превеликой важности этого в свое время говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие Таинств, ни священная Трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха».

Назначение и место катехизаторского служения.

Каждое из четырех основных видов церковного служения (миссионерское, катехизаторское, учительное и пастырское) имеет своё место в церковной жизни, свою направленность, назначение и содержание.

Миссионерская деятельность призвана пробудить в человеке веру, обратить ко Христу и Его Церкви.

Катехизаторская деятельность направлена на воцерковление, как введение через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни.

Дело церковного педагога, законоучителя заключается преимущественно в том, чтобы преподать предметное содержание церковного вероучения и основы христианского мировоззрения.

Дело же пастыря универсально и более ответственно – заложить основу духовно-церковной жизни и верно руководствовать пасомых в устроении, поддержании и совершенствовании духовной жизни во спасение, в лоне святой Церкви.

В каком состоянии оказывается человек, крестившийся без оглашения?

Человек, крещённый без оглашения (то есть без предкрещальной катехизации), не знает существа своей веры, церковного вероучения, православного мировоззрения!

Знать свою веру (хотя бы в объёме Символа веры и Закона Божьего) и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек, является его священным долгом и христианским призванием. Только знающий способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище. Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (Евр. 11:6), (Мк. 16:16).

Такой человек не знает:

– сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения святая Церковь;

– что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя, в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;

– Божественной природы Церкви и Её богослужебного чина и предназначения;

– какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви;

– почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и сколько;

– какую духовную литературу читать и в какой последовательности;

– с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;

– почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника;

– как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;

– как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, с родственниками, на работе);

– в чём отличие Православия от других инославных конфессий, иноверных исповеданий и сект.

Важнейшим показателем готовности к Крещению является понимание основ духовной жизни, выраженное в конкретных знаниях. Канонические источники настаивают также на изучении веры как средстве профилактики уклонения в ереси.

Крестить без предварительной катехизации (за исключением особых случаев) запрещено 78 правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского Соборов.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь.

Согласно древнецерковной практике, опирающейся на Новозаветное Откровение и церковное Предание, к уверовавшим во Христа людям и желающим креститься предъявлялся ряд непреложных условий и требований. Пять главных из них можно особо выделить:

1. Вера, согласно православному Символу веры.

2. Добровольное и сознательное желание креститься.

3. Понимание истин веры (догматов) в церковном духе.

4. Покаяние за прошлую греховную жизнь.

5. Усердие в практических делах веры.

От тех же, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота об оглашаемых, выраженная в молитве за них в чине Литургии, в тщательном научении истинам веры и предварительном испытании их веры перед Крещением.

Не следуя в этом вопросе Церковному авторитету и чину, крестя без должного оглашения, мы духовно порождаем заведомо нецерковных, «номинальных христиан», лишённых жизненно важных знаний и духовных ориентиров.

Крещение, поистине, должно стать «не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести» (1Петр. 3:21).

Главным делом Церкви на Земле всегда было открытие Благой вести о Христе и руководство христиан в обретение богоугодной жизни во спасение.

Итак, лишь верно следуя заповеданным Богом, Церковью и указанным их авторитетом условиям в деле катехизации, преодолевая имеющиеся трудности, мы будем на спасенном пути.

Санкт–Петербургская епархия, отдел религиозного образования
и духовного просвещения. Епархиальная конференция
Насущные вопросы катехизации:
Традиции и современность.

Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации

За последние годы в нашем Отечестве значительное большинство людей покрестилось без оглашения и научения крещаемых вере. Теперь 80% населения страны заявляет о себе как о православных, а в церковь ходит только около 5%, остальные 75 не понимают, как связаны вера в Бога и Церковь, для чего нужно «так часто» ходить в храм как это делают «истово верующие», если и так веруешь в душе.
Для нас не секрет, что крещённый без должной огласительной подготовки человек очень многого не знает, не осознаёт и не делает. Он не обрел верной мотивации к разумно-деятельной вере и воцерковлению, после формально произнесенных крещальных обетов. Такой человек как правило не знает:
— существа своей веры и основ церковного вероучения (хотя бы в объёме Символа веры);
А знать свою веру (в объёме Закона Божьего), и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек — является его призванием и священным долгом. Только опытно знающий, способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище.
Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (см. Мк.16, 16; Евр.11, 16)
Не знает такой человек:
— сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения Святая Церковь.
— какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви.
— Божественной природы Церкви, её предназначения и достояния.
— что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя — в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;
— почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и поскольку; какую духовную литературу читать и в какой последовательности;
— с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;
— почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника.
— как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;
— как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, родственниками, на работе);
— тем более, — в чём разница Православия от других инославных конфессий, сект и иноверных исповеданий.
В начале 90-х прошлого века, к катехизаторскому делу в необходимом масштабе Церковь была не готова по ряду объективных причин. Но во второй половине 90-х (и поныне) поток желающих креститься значительно снизился, а результаты крещения без оглашения были не утешительны (люди по-прежнему продолжали жить нецерковно, как и до Крещения — без особых качественных перемен), оставаясь нецерковными в своем сознании и образе жизни, без мотивации жить по христиански, согласно крещальным обетам.
Многим священнослужителям становилось ясно, что без должной огласительной подготовки крестить больше нельзя, надо что-то делать, качественно менять, чтобы крестящиеся прививались к Церкви и приносили плод богоугодной жизни. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 5-6). Поэтому, нужна гибкая, продуманная и дифференцированная система подготовки людей ко Крещению и катехизации после него. Необходимо создавать целостную систему непрерывной приходской катехизации, с учётом потенциала и нужд Церкви, а также верной оценки духовного состояния людей.
Этому большинству наших соотечественников, отождествляющих себя с людьми православными, необходима своевременная просветительская помощь ориентирующая и поддерживающая их в первоначальном воцерковлении.
Одной из форм обеспечивающей такую помощь в Санкт-Петербургской митрополии являются службы приходского консультирования просветительского характера, как первоначальная форма катехизации (пояснений вопросов веры и церковной жизни) воцерковляющихся мирян, осуществляемая силами церковно опытных и достаточно образованных мирян под руководством ответственных лиц из числа клириков храма.
Нуждающиеся в консультативной помощи, так называемые «захожане», чаще всего крещены, но не наставлены в вере (не оглашены (не наставлены) должным образом), не приобщены к церковной жизни, но делающие первые шаги на пути к Богу и Церкви. Посещение храма этими людьми бывает непредсказуемо, от случая к случаю, так как духовная жизнь их не устроена. Имеется множество всевозможных причин их прихода в храм. Одни идут от жизненных невзгод, скорбей и неурядиц, а кто-то по просьбе других людей, нуждам и болезням своих ближних. Другие приходят в храм ради Крещения, Венчания или отпевания родных и близких. Иногда посещают храм в силу еще не угасших народных традиций: на Рождество Христово, на Пасху, Святую Троицу, и часто за компанию. А так же набрать святой, особенно крещенской воды, освятить нательный крестик, иконку, куличи и яйца или помянуть своих усопших родственников в годовщину или родительскую субботу.
Довольно частое явление теперь, когда люди приходят в храм раз в 3-4 месяца, на 10-15 минут, как правило, перед какими-то ответственными делами: перед полетом на самолете, перед предстоящей операцией, перед экзаменом или собеседованием при приеме на работу, сдачей на водительские права и т. д.
Очень важно, чтобы эти люди, приходящие в храм, были правильно встречены и верно сориентированы в церковной жизни, получали своевременные и верные ответы на интересующие их вопросы. В противном случае их дорога в храм никогда не станет радостной и осознанной, и охлаждение к Церкви будет все более очевидным.
Особенно важно это в начале пути воцерковления, когда восприятие всего нового очень яркое и обострённое. Поэтому так важно, чтобы в храме вновь приходящие люди чувствовали доброжелательность и искреннее участие в них, помощь в разрешении своих нужд и проблем, получая верные ответы на свои вопросы. Ведь именно для этих людей, ещё не окрепших в вере, но зачастую лишь только крещёных в Православии, но не заживших церковно, существует угроза отпадения от Церкви и опасность попасть в оккультные группы и секты.
От степени укорененности в церковной традиции активной части мирян, интеллигенции и особенно верующих врачей и учителей, зависит восприятие Церкви всем современным российским обществом.
Поэтому цель приходского консультирования заключается в оказании необходимой (особенно духовно-просветительской, ориентирующей) помощи при начальном воцерковлении мирян.
Основной смысл — в проявлении живого человеческого участия в ответственный момент движения души к Богу.
При этом перед консультантом стоит ряд задач:
— оказать приходящим доброжелательный радушный прием и расположить к общению;
— по существу ответить на задаваемые вопросы;
— указать, где и что располагается в храме;
— сориентировать в действиях и поведении в храме;
— дать необходимые советы;
— заинтересовать и предложить необходимую помощь по нуждам человека;
— порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм, исповедоваться и причащаться.
Краткое описание устроения консультативной службы.
Исходя из особенностей и возможностей прихода, устроение консультативной службы может быть реализовано по-разному.
При входе в храм (или внутри храма), стоит стол с табличкой «Приходская консультативная служба», за которым стоит консультирующий с нагрудной биркой «Дежурный консультант» — без указания фамилии, имени и отчества.
На столе разложена необходимая церковная литература для новоначальных, буклет о храме, Закон Божий, катехизис, церковный календарь, листочки «мой небесный покровитель», брошюры по азам и основам веры. Простые книжечки, рассказывающие о богослужении и другие, помогающие в ориентации человеку в «первых шагах» в храме, приходской и духовной жизни; что должен знать, готовящийся креститься или стать крестным; готовящийся к Таинству Исповеди, Святого Причащения или Венчания. Данная литература чаще используется для ознакомления и служит наглядным примером того, что имеется в церковной лавке.
Здесь же могут быть различные объявления: о наборе в Воскресную школу, в группы оглашения и катехизации, в различные кружки и секции; о праздниках, выставках, конкурсах, памятных датах, встречах с интересными людьми и другие, уместные при консультировании.
Консультанты, помимо ответов на вопросы, побуждают новоначальных к регулярному посещению храма, участию в Таинствах Церкви, говорят, когда удобнее подойти с трудными вопросами к священнику.
Многолетний опыт приходского консультирования показал необычайную важность и востребованность таких служб. Это — серьезная помощь от лица церкви людям, делающим первые шаги к храму.
Основные дни работы консультативной службы: двунадесятые, великие, престольные праздники; субботние, воскресные дни и поминальные родительские субботы.
Общие тематические разделы вопросов:
— Приобретение в храме крестиков, икон, церковной литературы;
— Правильное написание записок о здравии и о упокоении;
— Трудные места и сюжеты Библии;
— Богослужение и церковный календарь;
— Обучение в Воскресной школе при храме;
— Устроение и улучшение личной или семейной духовной жизни;
— Проблемы взаимоотношений в семье, с родственниками, с соседями и на работе.
— Оказание помощи со стороны Церкви, людям:
а) с различными заболеваниями, и перед смертью;
б) находящимся в алкогольной, наркотической, игровой и другой зависимости;
в) людям, попавшим в аварию, в секту, в заключение, или после психотравмы.
Возможны и другие самые разнообразные вопросы.
Обязанности и требования к консультанту:
Консультирующий не должен: переоценивать свои возможности, подменять собою священника, брать на себя роль духовника-исповедника, учительствовать, надмеваться или самоутверждаться перед людьми. Он должен четко действовать согласно инструктажу руководящих консультированием лиц, не выходя за рамки определенных полномочий и своей компетенции.
Консультант должен: знать, как правильно отвечать на задаваемые типичные, вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных, к кому, и в каких нуждах помолиться или обратиться. В каких случаях направлять людей к свечнице, к священнику или настоятелю храма, а в каких к директору или конкретному преподавателю Воскресной школы, в приходскую библиотеку и т. д.
Немаловажен правильный подбор мирян для консультирования, где особое внимание важно обратить на:
а) личный духовный опыт и степень их воцерковленности;
б) психическое здоровье, доброжелательность, уравновешенность;
в) способность к ненавязчивому, открытому, конструктивному общению;
г) церковная грамотность и богословская подготовка необходимого для консультирования уровня.
д) практическое овладение катехизаторским делом и навыками приходского консультирования под руководством опытных наставников.
Спрашивают: где можно окреститься полным погружением; где можно больше узнать о нашей вере; а куда можно пойти учиться, если за плечами два вуза и т.д.
Опыт приходского консультирования показал, что побуждает идти в храм людей не только интерес к Православию, а самые различные проблемы, нужды, скорби и беды, как собственные, так и близких людей.
В связи с этим, чтобы своевременно реагировать и поддерживать людей в их нуждах, рекомендуется составить справочник в помощь службам консультирования, который должен иметь не менее 5 разделов:
1. Духовно-просветительский: о том, какие учреждения, воскресные школы, курсы, библиотеки, СМИ — теле- и радио передачи ведут от лица Церкви духовно-просветительскую работу и как с ними связаться.
2. Помощь семье: где можно узнать о том, где ведётся работа с семьями, начиная с детских садов, в том числе, к примеру: работа по коррекции речи; где проводятся музыкальные, спортивные, фольклорные занятия для детей, различные кружки и секции;
3. Миссионерская помощь: в которой нуждаются, когда в семье кто-то пьёт или наркоманит, или пострадал от деятельности деструктивных сект и оккультных воздействий.
4. Медицинская помощь: где осуществляется церковными специалистами помощь различным категориям больных людей, в том числе пострадавших от оккультных занятий.
В Санк-Петербурге существует общество православных врачей, которые более 10-ти лет силами своих специалистов ведут прием направляемых к ним в том числе от людей консультативных служб. Общество возглавляет доктор медицинских наук, кандидат богословия протоиерей Сергий Филимонов, настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери.
5. Социально-благотворительная помощь : где указываются места и учреждения, в которых оказывается разного характера благотворительная помощь различным категориям людей (голодающим, больным, лишенным документов, работы, одежды, средств к жизни, родственников, крова и т. п.) с их нуждами (благотворительные столовые, ночлежки, приюты, богадельни, соответствующие больницы, дома престарелых и т. д.)
От катехизаторского столика побеседовав с консультантами люди получают ориентацию в вопросах веры, первоначального воцерковления и возможность обратиться за помощью по любому из вышеперечисленных направлений. Если вновь пришедшие в церковь, почуствуют живое участие, ориентирующий совет и получат своевременную помощь, то это большое подспорье на пути их воцерковления.
Служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме на данный момент является одной из перспективных форм духовно-просветительской деятельности на приходе.

В сентябре 2011 года, созданное коллективом сотрудников служб приходского консультирования Санкт-Петербургской митрополии «Практическое руководство по приходскому консультированию» на экспертном совете Синодального Отдела религиозного образования и катехизации получило единодушную экспертную оценку, рекомендующую к заимствованию и распространению опыта организации служб приходского консультирования на церковных приходах.
Пособие было трижды переиздано, последнее издание было в 2013 году, 10 тысячным тиражём. Оно предназначено священнослужителям и приходским катехизаторам, организующим подобную службу на своих приходах, дежурным службы приходского консультирования и другим сотрудникам прихода, с которыми наиболее часто контактируют приходящие в храм малоцерковные люди.
Подобные консультативные службы действуют теперь во многих регионах, епархиях, городах и церковных приходах России, Украины, Белоруссии. Желающие ознакомиться с разнообразием форм приходского консультирования на различных приходах РПЦ, могут почерпнуть эту информацию через любую поисковую систему интернета.
Настало время перенимать, совершенствовать и распространять этот опыт на благо всех ищущих воцерковления и спасения.

Скачать пособие (.pdf)
«Практическое руководство по приходскому консультированию»