Сам погибай товарища выручай

Значение фразеологизма сам пропадай, а друга выручай

Администратор сайта | 19.10.2017

А вот Вы и не знаете значение фразеологизма: сам пропадай (погибай), а друга выручай. Без лишней демагогии, понятным языком, я сейчас все Вам дотошно растолкую.

В данном случае, народное сказание следует трактовать в прямом, а не переносном смысле.

Суть поговорки основана на взаимовыручке в ущерб своим интересам.

Скажем, Ваш друг попал в неурядицу, и ему срочно требуются деньги.

Так вот следуя крылатому фразеологизму, Вы должны придти ему на выручку, дав взаймы (а может даже пожертвовать) требуемую сумму.

Что касается утверждения “сам погибай”, то оно, скорее всего, справедливо для военного времени.

Наверняка Вы читали повести, в которых солдат, рискуя собственной жизнью, шел напролом, не боясь пули-дуры, вынося из пепелища тяжело раненого бойца.

Синоним фразеологизма: друг познается в беде.

Как обычно, Вас ждут примеры из реальной жизни.

— Сынок, если ты хочешь найти верных друзей, всегда приходи им на помощь.

— Чтобы тебя выручили в трудную минуту, не оставайся равнодушным к проблемам друзей.

— Когда верный товарищ попал в беду, надо откликнуться, поддержать его не только словом, но и делом.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Текст 2

(1) Весной 1942 года немецкие самолеты нашли и забросали глубинными бомбами английскую подводную лодку. (2)Когда бомбежка утихла, экипаж обнаружил: лодка обречена — руль и система подъема повреждены, связь на глубине не работала. (3)Люди приготовились к медленной смерти. (4)Но был один маленький шанс: на лодке держали двух голубей. (5)Может быть, птицы помогут связаться с базой? (6)Голубей поместили в спасательную капсулу, через торпедный аппарат выбросили наружу и стали ждать.

(7)Помощь пришла на вторые сутки. (8)Спасительницей оказалась голубка. (9)В жестокий шторм птица пролетела над океаном несколько сот километров и принесла на базу координаты лодки. (10)За этот подвиг голубка награждена высшей специальной военной наградой Великобритании. (11)Птице поставлен памятник, она навечно зачислена в экипаж лодки.

(12)Животным люди воздвигли множество памятников. (13)При этом в счёт не идут многочисленные скульптуры лосей, оленей, медведей, тигров и львов, сооруженных возле дорог и домов украшения ради. (14)Идет речь о памятниках за конкретные заслуги.

(15)Есть в Америке памятник воробью, уничтожителю гусениц.

(16)В немецком городке Мюнстер стоит памятник петуху, воздвигнутый в честь эпизода средневековой давности. (17)Четыреста лет назад осажденный, умиравший от голода город на крепостную стену выпустил петуха. (18)Петух был единственный в крепости. (19)Но неприятель решил, что в городе много припасов, и снял осаду.

(20)Многочисленные памятники животным и истории, с ними связанные, показывают, как тесны отношения человека с окружающим его миром природы.

«Сам погибай, а товарища выручай»

13/26 ноября исполняется 285 лет со дня рождения прославленного русского полководца А.В. Суворова (1730–1800). Трудно оценить вклад этого замечательного стратега и тактика, теоретика военного дела в развитие военного искусства – настолько он велик. Но не менее важно нравственное влияние Суворова на русского солдата, продолжающееся и в наше время. Это был человек сострадательного сердца и высокого ума, самоотверженной любви к Отечеству и глубокой веры в Бога. Об этом свидетельствуют письма и поучения полководца, адресованные как близким ему людям, так и русскому воинству – их он сформулировал в своей «Науке побеждать». Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.

«Неложные свидетели истины»

Незадолго до смерти А.В. Суворова саксонский курфюрст прислал к нему своего придворного живописца Шмидта, чтобы тот нарисовал портрет прославленного военачальника. Суворов сказал художнику слова, ярко характеризующие человеколюбивый характер полководца:

«Вы передадите вашею кистью черты моего лица, потому что они открыты, но мое внутреннее составляет тайну. Надобно вам сказать, что я пролил потоки крови: я содрогаюсь от одного воспоминания о том. А между тем я ближнего своего люблю. Во всю мою жизнь я ни одного человека не сделал несчастным; не подписал ни одного смертного приговора… Я был маленьким человеком, был и большим. Подымала ли меня волна счастья или бросала в пучину, я, в уповании на Бога, оставался тверд…»1.

*

Сердце мое не затруднялось в добре, и должность никогда не полагала в нем преград

«Ищете ли истинной славы, идите по следам добродетели. Последней я предан, а первую замыкаю в службе Отечеству» (Из письма Суворова князю Г.А. Потемкину)2.

*

«Сердце мое не затруднялось в добре, и должность никогда не полагала в нем преград. Поступая откровенно, я остерегался одного нравственного зла, а телесное само собой исчезало» (Из письма А.И. Бибикову от 21 октября 1772 г.)3.

*

В 1794 году граф Е.Г. Цукато, служивший под началом Суворова, обратился к нему с просьбой дать ему необходимые материалы для написания его биографии. В ответном письме полководца от 28 декабря 1794 года, как представляется, содержится ключ к написанию подлинной биографии Суворова:

В.Суриков. Переход Суворова через Альпы. 1899. Русский музей, Санкт-Петербург «Материалы, принадлежащие к истории моих военных действий, столь тесно соплетены с историей моей жизни, что оригинальный человек или оригинальный воин должны быть между собою нераздельны, чтобы изображение того или другого сохраняло существенный свой вид.

Почитая и любя нелицемерно Бога, а в нем и братий моих, человеков, никогда не соблазняясь приманчивым пением сирен роскошной и беспечной жизни, обращался я всегда с драгоценнейшим на земле сокровищем – временем – бережливо и деятельно, в обширном поле и в тихом уединении, которое я везде себе доставлял. Намерения, с великим трудом обдуманные и еще с большим – исполненные, с настойчивостью и часто с крайней скоростью и неупущением непостоянного времени, – все сие, образованное по свойственной мне форме, часто доставляло мне победу над своенравною фортуною. Вот что я могу сказать про себя, оставляя современникам моим и потомству думать и говорить обо мне, что они думать и говорить пожелают. Жизнь столь открытая и известная, какова моя, никогда и никаким биографом искажена быть не может. Всегда найдутся неложные свидетели истины, а более сего я не требую от того, кто почтет достойным трудиться обо мне, думать и писать.

Ясный и понятный слог и обнаженная истина, основанная на совершенном познании образа моих поступков, должны быть единственными правилами для моего биографа»4.

*

О дочери Наташе:

«Дочка вся в меня: и в холод бегает босиком по грязи» (Наташе 2 года).

«Мне честь дочери дороже собственной чести и самой жизни».

Наставление А.В. Суворова дочери:

«Помни, что вольное обхождение производит презрение; остерегайся вольности в поступках. Привыкай к учтивости непринужденной. Убегай обществ, желающих блистать умом: нравы их по большей части развратны…»5.

«Будь благочестива, благонравна, почитай свою матушку Софию Ивановну, или она тебе выдерет уши да посадит за сухарик с водицею… У нас были драки сильнее, нежели вы деретесь за волосы6, а как вправду потанцовали, в боку пушечная картечь, в левой руке от пули дырочка да подо мной лошади мордочку отстрелили. Насилу часов через восемь отпустили с театру в камеру»7.

Рядовой и обер-офицер пехотного полка в форме 1786—1796 годов. Русский музей Санкт-Петербург *

«Любезный сын мой Александр!

Как человек военный, вникай в сочинения Вобана, Кегорна, Кураса, Гибнера, будь несколько сведущим в богословии, физике и нравственной философии; внимательно читай Евгения, Тюренна, “Комментарии” Цезаря, Фридриха II, первые тома Роллена с продолжением и графа Саксонского; знание языков полезно для знакомства с литературой; танцуй, упражняйся в верховой езде и в фехтовании.

Достоинства военные суть: для солдата – отвага, для офицера – смелость, для генерала – доблесть, руководствуемые началами порядка и дисциплины, управляемые бдительностью и предусмотрительностью.

Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках; проявляй пламенную ревность к службе своему государю; люби истинную славу; отличай честолюбие от гордости и кичливости; с юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных; тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример…

Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (Письмо, или Военное наставление Суворова к его крестнику, сыну знаменитого Карачая)8.

*

«Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе мое имя в славе моего Отечества и все успехи относил к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто производимое мгновенным порывом, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей… Я унываю в праздной жизни, свойственной тем низким душам, которые живут только для себя, ищут верховного блага в истомлении и, переходя от утех к утехам, достигают тягостной скуки… Трудолюбивая душа должна всегда заниматься своим ремеслом: частое упражнение ее также оживотворяет, как обыкновенные движения подкрепляют тело» (Из письма А.И. Бибикову от 25 ноября 1771 г.)9.

*

Церковь была совершенно устроена… Это – единственный личный обоз князя-генералиссимуса

«Суворов пригласил меня обедать в 8 часов утра. Я пришел и застал его при богослужении. Он читал большую книгу, бросался на землю (то есть клал земные поклоны), а потом пошел, взял музыкальные ноты, по которым он долго напевал вполголоса, рассматривая, прежде чем отдать их мальчикам, состоящим в полках певчими, и певчим хора. Церковь была совершенно устроена; меня уверяли, что там всего доставало и что все возилось на шести лошадях.

Это – единственный личный обоз князя-генералиссимуса. Потом мы сходили с лестницы через двор и вошли в лачужку, где была жара невыносимая. Совсем маленькая комната с кроватью, столом и четырьмя стульями составляла спальный и рабочий кабинет Суворова. Другая, также совсем маленькая, была его столовая и зала. Мы сели за стол – я рядом с ним, и трапеза состояла из самой невкусной русской постной пищи» (Из воспоминаний о встречах с Суворовым шведского генерала Густава Армфельдта).

*

«Наружность фельдмаршала как нельзя лучше соответствовала оригинальности его личности. Это был маленький человек слабого сложения, но одаренный природою могучим и чрезвычайно нервным темпераментом… Не похоже, чтобы он когда-либо, даже в молодости, обладал красивой внешностью. У него был большой рот и черты лица малоприятные, но его взгляд был полон огня, живой и необыкновенно проницательный: казалось, он все пронизывал и исследовал глубину вашей души, когда останавливался на вас внимательно. Я встречал не много людей, у которых чело было бы больше изрезано морщинами, и морщинами настолько выразительными, что лицо его как бы говорило без помощи слов. Характер у него был живой и нетерпеливый: когда он бывал чем-либо глубоко возмущен и рассержен, лицо его становилось суровым, грозным, даже ужасным – оно выражало все чувства, волновавшие его в эту минуту. Но эти минуты были редки и всегда вызваны основательными причинами, а его суровость никогда не переходила в несправедливость, хотя порой он и бывал чрезмерно едок и язвителен. Проходило возмущение, и черты его лица вновь принимали выражение обычной доброты, следуя за состоянием его души» (Из воспоминаний Дюбокажа: с 1794 по 1796 год он состоял в штабе Суворова и почти ежедневно с ним общался. Его перу принадлежит наиболее достоверное описание внешности полководца)10.

И.Г. Шмидт. А. В. Суворов в 1800 году. Пастель

Афоризмы и мысли А.В. Суворова

«Таинство одно твердой связи достойных друзей – уметь прощать недоразумения и просвещать неотложно в недостатках».

Самоблюдение и самолюбие суть различны: первое повелено Богом, второе – вначале испорчено гордостью

«Самоблюдение и самолюбие суть различны: первое повелено Богом, второе – вначале испорчено гордостью».

«Сам погибай, а товарища выручай. За убитых Церковь Бога молит!»

«Безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы».

«Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови».

«Милосердие покрывает строгость. При строгости надобна милость, а иначе строгость – тиранство».

«Нужнее неприятное известие для преодолевания, нежели приятное – для утешения».

«Предположенное не окончить – Божий гнев!»

«Тактика и дипломатика без светильника истории – ничто».

Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству

«В сущности нет ничего вреднее и – даже более – никто не может быть так жесток, как вредны и жестоки по результатам своих действий сентиментальные люди. Человек, любящий своих ближних, человек, ненавидящий войну, – должен добить врага, чтобы вслед за одной войной не началась другая».

Литературное чтение «Сам пропадай, а друга выручай»

Урок по литературному чтению.

Тема: Марат Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай»

Цели урока: познакомить детей с новым произведением, с его автором на основе данного произведения воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувства ответственности за свои поступки; обогащать словарный запас; развивать образное мышление, речь; прививать интерес к чтению, а также, учить детей любить ближних и быть настоящими друзьями.

Ход урока.

I.Организационный момент. (Звучит музыка.)

— К любой работе нужно приступать с хорошим настроением.

Разминка про ДРУЖБУ (СЛАЙД)

Дружит с солнцем ветерок

А роса – с травою

Дружит с бабочкой цветок

Дружим мы с тобою.

Все с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям.

Никогда не надо!

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

— Давайте пожелаем друг другу и гостям успехов

Советы учителям.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

  • Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия
  • Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.
  • И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
  • Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.
  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

Дети делятся на 3 группы.

Проверка домашнего задания:

1 группа: рассказать о писателе Алане Александре Милне: (СЛАЙД) Английский писатель, Алан Александр Милн провел свое детство в Лондоне, где его отец работал в школе. Английский драматург, поэт, сказочник, автор классических книг английской детской литературы: «Когда мы были маленькими», «Сейчас нам шесть», «Винни­-Пух» (1926) и «Дом на Пуховой опушке» (1928; русский пересказ Б. Заходера под названием «Винни-Пух и

все-все-все», 1960).

Милн рос в семье, где детей поощряли к творче­ству, с юных лет сочинял забавные стихи, проявлял способности к точным наукам и поступил в Тринити-колледж в Кембридже на математическое отделение.

В студенческие годы он осуществил свою давнюю мечту, став ре­дактором журнала «Granta», для которого сочинял стихи и рассказы. В итоге Милн совсем заб­росил учебу и переехал в Лондон, где стал ра­ботать в журнале «Punch».

В 1913 он женился на Дороти де Селинкур, крестнице редактора журнала Оуэна Симэна (который, как утверж­дают, был психологическим прототипом Иа­), и в 1920 родился его единственный сын Кристофер Робин. К тому времени Милн успел побывать на войне, написать несколько забавных пьес. Когда сыну исполнилось три года, Милн начал писать про него и для него стихи.

2 группа: чтение отрывка по ролям

3 группа: пересказ отрывка

II. Постановка целей урока.

А. -Сегодня мы проведём необычное расследование, в ходе которого попробуем ответить на вопрос: ”Что такое дружба? Какой должна быть дружба?”

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь — он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

/У.Шекспир/

Б. Составление в группах постера на тему «ДРУЖБА»

В. Вводная беседа учителя о дружбе. Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

III. Работа по теме урока.

— Как вы понимаете смысл пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай»

(Надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию)

-Можно ли жить без друзей?

(Без друзей на свете трудно жить)

— Кто такие друзья?

(Друзья – это те, кому мы доверяем, уверены, что он никогда не подведет, не предаст, не обманет, поддержит в трудную минуту, посочувствует)

Предсказания со слов. Используя данные слова, составьте предложения .

Отец, мама, друг, Ашен

Чтение составленных детьми предложений.

Знакомство с произведением. Презентация о Марате Кабанбаеве.

Родился в селе Улы Каратал Зайсанского района Восточно- Казахстанской области. В 1975 году окончил факультет журналистики Казахского Государственного университета им. С.М.Кирова. Работал в редакциях газет, журнала «Жулдыз» редактором. Лауреат Международной премии Г.Х.Андерсена.

Чтение текста в группе. Обсуждение прочитанного. Дети читают текст по частям и обсуждают каждую часть.

— Какой вопрос интересовал Ашена?

Найдите и прочитайте ответ отца. Как вы понимаете его слова?

— Можно ли назвать мальчиков настоящими друзьями? Почему?

— Кто из героев рассказа тебе понравился больше? Объясни свой выбор.

— Кого бы вы назвали настоящим другом?

-Как реагировал Анеш на горе Жакипа?

-Правильно ли поступил Анеш, когда подрался с обидчиком друга?

-Кого можно ещё считать своим другом? (СОБАКУ)

IV. Физкультминутка. БИНГО (дети поют на английском языке)

V.Сочинение на тему: «Рассказ о моем друге»,

«Мой лучший друг»,

«Настоящая дружба»,

«Что значит настоящий друг»

VI. Рассказ наизусть стихотворения

«Надёжный друг» С. Михалкова:

Не только в радости, но и в печали

Мы верных нам друзей повсюду узнавали,

Нас школьная семья недаром подружила:

Мы школьные друзья, и в этом наша сила.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Друзья. (Е.В.Дмитриева)

Я хочу, чтоб у меня

Были верные друзья,

Чтоб на помощь приходили,

Если вдруг стряслась беда,

В трудный час не подводили,

Помогали бы всегда.

И смогу я, без сомненья,

Сохранить друзей своих,

Потому что сам сумею

Верным другом быть для них.

ВИДЕО РОЛИК

-Спасибо за полезные советы. Надеюсь, что теперь вы будете ценить дружбу и оберегать своих друзей! Жить без друзей очень сложно. В сложных ситуациях друг окажет помощь, поддержку. С друзьями приятно поделиться радостью. Они искренне порадуются твоим успехам! Часто говорят, что друг познается не только в горе, но и в радостных моментах жизни другого человека.

VII. Итог: о каких же качествах личности мы говорили?

Задание «Собери пословицу». Каждой группе даётся пословица её надо собрать, объяснить смысл.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

VIII. Написание синквейна ДРУГ

Хороший, честный

Слушает, помогает, выручает

Старый друг — лучше новых двух.

Настоящий друг, какой он?

Вам предлагается — Обсудить и выбрать слова, которые характеризуют настоящего друга, и поместить их на лепестках цветка нашей дружбы, а те качества, которые мешают быть нам друзьями выбросить в корзину.

Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому она нужна.

Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

Помогать друг другу, не бросать в беде.

IX. Итог урока.

— Мы много читали произведений о дружбе.

Какие же выводы вы сделали для себя?

Давайте это проверим. Есть ли у вас настоящие друзья?

А вы можете назвать себя хорошим другом?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшое задание:

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

3. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

X. Волшебный стул. Ученик, которого назвали ребята, выходит к доске, остальные приговаривают:

Кто сегодня всех счастливей?

Кто сегодня всех мудрей?

Поскорее появись! На волшебный стул садись!

Ученик садится. — Ребята, тот, кто садится на это стул, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно волшебными глазами посмотреть на того, кто сидит на волшебном стуле. (Ребята называют хорошие качества).

XI. » Зажги костер дружбы».

Учитель предлагает детям подумать, что каждому из них важно в дружбе. Для выполнения данного упражнения рекомендуется использовать прием «Незаконченное предложение». Например, «Для меня в дружбе важно, когда… (не обманывают, заботятся о других, доверие, радость, щедрость, умение видеть хорошее, умение прощать, чуткое отношение, справедливость, искренность и т. д)»

Ученик завершает фразу и прикрепляет «язычок пламени» на доску. В результате «разгорается» символический костер дружбы.

Обобщая, учитель говорит, что дружба необходима каждому человеку. Она помогает, согревает, поддерживает в трудную минуту. Поэтому учиться дружить важно и необходимо.

Время узнать правду!

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в беседе с Царьградом довольно жёстко ответил на попытку шантажа президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана — проконсультироваться с НАТО после обострения ситуации в Идлибе. Эксперт подчеркнул, что «Сирия — суверенная страна, и любое иностранное военное вторжение будет актом вооружённой агрессии». «Поэтому досвидос, НАТО», — добавил Коротченко.

Своё мнение по поводу обострения конфликта в сирийском Идлибе высказал в интервью Царьграду главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

Он напомнил о том, что Турция не выполнила те договорённости по Сирии, которые ранее были достигнуты.

Турция должна выполнить свои договоренности. Вот что мы от неё ждем, — подчеркнул эксперт. — Второе: если турецкие военнослужащие где-то находятся, перемещаются в провинции Идлиб, об этом Турция должна уведомлять Россию и Сирию, для того чтобы избежать ненужных жертв в ходе тех или иных инцидентов. И наконец, турецкие военнослужащие не должны воевать на стороне террористов и в боевых порядках террористов. Поскольку за их гибель в этом случае ответственность целиком и полностью ложится на Анкару.

Коротченко также отметил, что «Россия готова к консультациям, к разумным переговорам» и «если Турция думает, что Идлиб её протекторат, — это не так».

Ранее, напомним, после обострения ситуации в Идлибе Анкара запросила консультации с НАТО. Собеседник Царьграда довольно жёстко ответил на такую попытку шантажа со стороны президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

«НАТО не имеет отношения к Сирии. Поэтому досвидос, НАТО, — предупредил Коротченко. — Сирия суверенная страна, и любое иностранное военное вторжение — это будет акт вооружённой агрессии».

По мнению эксперта, альянс «здесь вообще близко не стоит» и «Эрдоган может шантажировать, консультироваться с кем угодно», но «это ни на что не влияет: ни на позицию России, ни на позицию Сирии».

Коротченко обратил внимание также на то, что «всё решает конкретная ситуация».

«Чем будут более успешны сирийские военные, чем будут более успешны российские ВКС, возможно, Турция осознает новые реалии, — высказал своё мнение эксперт. — Всё решает конкретная военно-политическая ситуация в данном театре военных действий. Все остальные, извините, просто му-му».