Сила моя в немощи

И. М. Сергей

«Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи». .. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда я силен» — 2 Кор. 12, 9 — 10.

Апостол Павел говорит, что когда он слаб, тогда он силен. По-человечески в таком заявлении есть очень большое противоречие. Всякий знает, что когда он слаб, он не может быть сильным. Тем не менее апостол Павел говорит правду, что его сила совершается в немощи. Он имел в виду силу Божию, которая проявлялась через немощи апостола.

Несколько раз молился апостол Павел о том, чтобы Господь удалил жало из его плоти. Ответ Господа на эту молитву был таков: «Довольно для тебя благодати Моей».

Апостол Павел получил не избавление от жала плоти, но силу для перенесения этого жала, которое удручало его. Когда у нас не хватает сил для перенесения страдания, тогда Господь дарует Свою благодать. Христос сказал апостолу Павлу, что довольно для тебя благодати Моей для преодоления жала в плоти. Божья благодать всегда близка к нам. Господь нередко допускает трудности и подает благовременно благодать, чтобы мы видели спасающую нас руку Божию. Тогда эта сила становится нашей силой. Бог совершает Свою силу в наших немощах. Когда мы слишком самонадеянны, Бог не может использовать нас. В нашем же самоуничижении проявляется сила Божия. Так произошло в жизни апостола Павла. Он вел себя самостоятельно, пока Бог не поразил его слепотой на пути в Дамаск. Позже он имел жало в плоти. Он был несколько раз побиваем камнями и пережил немало трудностей. Несмотря на все это, в нем проявилась великая сила Божия ко спасению многих душ.

В своей слабости апостол Павел предоставил возможность Богу действовать во всей силе и мощи. Часто мы не знаем, что нам делать с нашими слабостями. Люди в таких случаях нередко впадают в отчаяние и совершают большие ошибки. Но когда мы разрешаем проблему с Господом и Его силой, тогда в немощи совершается сила, и в печали мы получаем благословение.

До тех пор, пока мы надеемся на себя и свою силу, Бог не может проявить Своей силы в нас. Надеждой на себя мы ставим препятствие для проявления силы Божией. Не забудем, Божья сила проявляется в немощи. Господь Иисус Христос рождается в человеческом сердце только тогда, когда мы сознаем себя нищими духом. Господь хочет проявить Свою силу в нашей немощи. Дорогой друг, если вы согласитесь искать спасения через веру во Христа Иисуса, то первым делом следует вам сознать свою неспособность помочь самому себе. Без этого сознания помощь от Господа невозможна.

Сознание немощи и силы Божией имело большое значение в жизни апостола Павла. Прежде он тяготился жалом в плоти и хотел избавиться от него, и даже трижды молился об этом Господу. Но благодать Божия, подкрепляющая в немощах, восполнила его недостаток, и он успокоился и даже достиг с Божией помощью великой победы в немощи своей плоти.

Апостол Павел говорит, что он будет хвалиться своими немощами вместо того, чтобы роптать или сетовать на обстоятельства. И причиной такого желания было стремление получить силу Божию. Нет ничего более отрадного для чада Божия, как обладать и пользоваться силой Божией. Когда сила Божия на нас, все вокруг превращается в славу Господню. Слабое мира становится сильным в Господе.

Дорогой друг, познали ли вы эту силу Божию? Силу Крови Иисуса Христа, спасающую и дающую нам победу в христианской жизни и в служении Господу и нашим ближним. Итак, источником нашей силы является Сам Господь, и путь приобретения этой силы — в сознании нашей немощи и признании Божьего могущества.

Итак, доверьтесь Господу Иисусу Христу, дорогой друг, для получения этой силы, чтобы служить Господу и ближним.

Заключение

В этих сказаниях изображено древнее монашество как бы на картине.

Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностию как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. И при верности, соединенной с простотою, которыми отличается эта живопись, – положение древнего монашества, будучи отделено от нас пространством многих веков, остается недовольно ясным, как бы здание, отделенное от взоров густым туманом.

От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении.

«В последнее время, – сказал один из них, – те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями»1180. Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога. «Спасаяй да спасет свою душу» (Быт. 19:17), – сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий.

Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне – одно лицемерство»1181. Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, – и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства.

Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.

НЕИСТОЩИМЫЙ

Смотреть что такое «НЕИСТОЩИМЫЙ» в других словарях:

  • неистощимый — неистощимый … Орфографический словарь-справочник

  • неистощимый — неограниченный, неиссякающий, беспредельный, бесконечный, неоскудный, неоскудевающий, неисчерпаемый, неиссякаемый, безграничный Словарь русских синонимов. неистощимый неисчерпаемый, неиссякаемый, неоскудевающий, безграничный, неограниченный;… … Словарь синонимов

  • неистощимый — • неистощимый источник • неистощимый юмор … Словарь русской идиоматики

  • НЕИСТОЩИМЫЙ — НЕИСТОЩИМЫЙ, ая, ое; им. То же, что неиссякаемый. Неистощимая энергия. Неистощимые ресурсы. | сущ. неистощимость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • НЕИСТОЩИМЫЙ — родник, рудник, неистощаемый, неиссякаемый, бесконечно обильный, богатый. Неистощимость воображения писателя. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • неистощимый — (обладающий большой изобретательностью) в чем и на что. Неистощимый в разговоре собеседник. По предложению того же Мити, неистощимого на выдумки, они исследовали развалины дворца (Л. Андреев) … Словарь управления

  • Неистощимый — прил. 1. Такой, который не может истощиться, исчерпаться; неиссякаемый. 2. Обладающий неиссякаемым источником чего либо. отт. Безграничный, безмерный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • неистощимый — неистощимый, неистощимая, неистощимое, неистощимые, неистощимого, неистощимой, неистощимого, неистощимых, неистощимому, неистощимой, неистощимому, неистощимым, неистощимый, неистощимую, неистощимое, неистощимые, неистощимого, неистощимую,… … Формы слов

  • неистощимый — неистощ имый … Русский орфографический словарь

  • неистощимый — … Орфографический словарь русского языка

Сила Моя в немощи совершается

У святого апостола Павла было жало в плоть. Этим жалом был медник Александр, ненавидевший его, повсюду и всегда его преследовавший, чинивший ему всяческие неприятности, поносивший его злыми словами. И трижды молился святой Павел Богу, прося, чтобы избавил его от этого жала в плоть, но Господь сказал ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова, – пишет святой апостол Павел. – Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 9-10).
Как, как это может быть, чтобы немощный был силен? Неужели может быть, чтобы старик, страдающий тяжелой одышкой, едва ходящий на разбитых ногах, с руками дрожащими, чтобы он был силен, ибо он немощен?
Так скажет с удивлением и даже с насмешкой человек душевный, не духовный, который совершенно не понимает того, что у Бога все совершенно иначе, чем у нас, людей; что пути Его – это особенные, святые, часто непонятные нам пути.
Он этого не понимает, не понимает, что Священное Писание совсем не то, что книги, хотя бы и самые мудрые, написанные людьми.
Что же мы ответим ему, этому непонимающему?
О ты, бедный! Ты разумеешь только цели и дела мира сего, дела и цели, направленные к благосостоянию твоему телесному, и совсем, совсем не понимаешь ты того, что надо понимать духовно.
Ну как же ты не понимаешь, что эти слова Павловы: «когда я немощен, тогда силен» и слова Божии относятся не к телесной немощи, а к немощи духовной.
Никогда ты, верно, не слыхал того, что говорил апостол Павел: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничтоженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор. 1, 27-28).
Ты этого никогда не слыхал, не понимаешь, а для нас это великое откровение, ибо знаем мы, как немощными, ничего не значащими рыбарями, апостолами Своими посрамил Господь всю мудрость мира, явил миру совершенно новое, никогда не слыханное учение – учение не о царстве земном, а о Царстве Небесном.
Мы, христиане, задачей своей ставим не построение царства земного, а достижение Царства Небесного. Это нечто совершенно иное.
В царстве земном и мы живем, и мы участвуем в нем делами своими, но сердцем своим прилепляемся к Царству Божию, к Царству Небесному.
Что такое немощь духовная и что такое сила духовная?
Наше христианское и мирское понимание силы духовной совершенно различны.
Сила духовная людей мирских имеет в своей основе самоуверенность, самонадеянность, самоутверждение – гордость.
Эта сила, часто огромная, действительно может творить великое, преображая жизнь человеческую, изменяя во благо социальные и международные отношения. Она на наших глазах с небывалым успехом строит царство земное.
Но в основе этой силы духовной лежит гордость, лежит отвержение всякой помощи Божьей, само- утверждение, безусловная вера в свои человеческие силы. А Бог гордым противится, и только смиренным дает благодать.
Они этого не слышали, а если бы и слышали, то посмеялись бы над этим.
А нас глубоко поражают слова св. пророка Исаии: «…так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий – Святый имя Его: я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57, 15).
И в другом месте тот же пророк говорит: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66, 2).
О, как велики для нас эти слова! Разве не хотите вы, чтобы в сердце вашем жил Сам Бог?
А Он говорит, что живет в тех сердцах, которые смиренны и сокрушенны.
В сердце человеческом живет Сам Бог…
И вот только тогда, когда Бог, ненавидящий гордость и превозношение, вселится в сердце смиренное, сокрушенное и трепещущее пред словом Его, тогда в этом немощном сердце совершается великая сила Божия – и только в таком сердце, ни в каком другом.
Что же такое нищета духовная, которую Бог ставит необходимым условием того, чтобы в нас действовала Его Божественная сила, что это такое?
Вот там в притворе стоят бедные нищие. Они ни над кем не превозносятся, стоят они с дрожащими коленами, с опущенной головой, считая себя ниже всех. Они ничего не имеют своего и сознают себя ничего не имеющими. Они питаются той милостыней, которую подаете им вы, одеваются теми обносками, которые получают от вас. Это телесно нищие.
И вот такими должны быть и нищие духом. Они, подобно нищим телесно, должны сознавать себя не имеющими ничего доброго, от них самих зависящего.
Они себя сознают совершенно нищими в добродетелях.
Они думают искренне и говорят, что все доброе, что совершают они, совершают не своей силой, не своими добродетелями, а по Божьей благодати.
Они одеваются и покрываются не драгоценными одеждами, а кровом крыл Всевышнего.
Только этой одежды ищут они, только под кровом крыл Всевышнего хотят они жить, а не в роскошных домах – им этого не нужно.
Они смиренно сознают себя ниже всех. И чем праведнее человек, тем глубже сознание своей греховности в нем.
Это покажется вам странным. Скажете, что это, как это возможно, чтобы святые считали себя грешнее всех?
Поверьте, поверьте, что возможно, что совершенно искренне считали себя святые грешнее всех.
Как это возможно? Вот как.
Если в комнату чрез окно упадет яркий солнечный луч, то увидите вы в этом луче миллионы носящихся пылинок. Пока не было света, не видели пыли; увидели только тогда, когда пыль осветило солнце.
Духовное зрение святых обострено до крайности, они видят то, чего не видят люди обыкновенные, люди мира сего.
Их сердце и ум озаряет яркий свет Христов, и в этом Христовом свете своим обостренным зрением видят они в сердце своем все мелкие и мельчайшие грехи, а их много в нашем сердце.
И тогда святой человек ужасается и говорит: «О Господи, Господи! Сколько же у меня грехов!»
И он совершенно искренне будет считать себя хуже, грешнее всех.
Вот это смирение – основа всякой праведности, ибо без смирения все дела праведные не имеют цены в очах Божиих.
Можно, творя добрые дела, творить их с гордостью и тщеславием. Это не праведность пред Богом – это мерзость пред Ним. Бог ждет только подлинной нищеты духовной, Бог говорит устами св. апостола Павла: «Сила Моя совершается в немощи».
Только в сердцах сокрушенных и смиренных творится великая тайна силы Божией.
Чтобы творить что-либо доброе, подлинно доброе, мы должны быть смиренными. Смирению учит нас Господь и Бог наш Иисус Христос. Разве не помните слов Его: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем».
Кто был так смирен, как Он? Помните, что говорил о Нем святой Павел в послании к Филиппийцам: «…в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу – Он был равен Богу, Он мог и смел считать и объявить Себя Богом. Он этого не делал; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя превыше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» (Фил. 2, 5-11).
Вот чему должны мы подражать – смирению Христову, смирению святых. Никогда не забывайте страшных слов апостола Петра: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Будем же смиренными, будем нищими духовно, будем немощны, и тогда сила Божия будет в нас совершаться – только тогда.
Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, и вознесет вас в свое время.
Аминь.

Сила Божия

  • О сущности и энергиях Божьих

Си́ла Бо́жия — 1) могущество Божие, способность Бога совершать всё, что Он хочет и как именно хочет; 2) Божественная энергия; 3) Сын Божий, Господь Иисус Христос.

Сила Божия как могущество

О способности Бога совершать всё, что бы Он ни пожелал, Священное Писание свидетельствует неоднократно. В этом отношении Господь именуется не только сильным, но и Всесильным, и Всемогущим.

Но это нисколько не противоречит идее о Божественном всемогуществе, которое заключается в том, что Бог силен, без каких-либо затруднений, исполнить любое проявление Своей святой воли. Что же касается собственной смерти или греха, таких желаний у Господа никогда не возникало и не возникнет. Ведь Он есть Сам в Себе Самосущая Жизнь, Праведен и Свят.

Сила Божия как энергия

Божественной энергией называется деятельное движение природы Отца и Сына и Святого Духа. В этом отношении Божественная сила рассматривается в качестве проявления Божьей способности беспрепятственно реализовывать Свои произволения, как одна из форм Божественной энергии .

Посредством Своей силы Бог сотворил мир и осуществляет Свое попечение о нём. Сила Божья обнаруживается как в творении вообще (Рим.1:20), так и в частных Промыслительных действиях, например, в благодеяниях Еврейскому народу (Втор.4:37), в конкретных судах (Исх9:16). Посредством Своей безграничной и неисчерпаемой силы Премудрый Господь наделяет естественной или же сверхъестественной силой всё то, что, согласно Его предвечному замыслу, должно такой силой обладать. А когда пожелает, Он может лишить то или иное творение жизненных сил.

Почему Господь Иисус Христос именуется Божьей силой?

Божьей Силой Спаситель назван в Священном Писании (1Кор.1:24). Это имя приложимо к Нему наряду с прочими именами. Между тем, оно принадлежит не только Сыну, но и может соотноситься с двумя другими Лицами Пресвятой Троицы — Отцом и Святым Духом, да и с Богом вообще (Мф.26:64).

Поскольку Сила обозначает Божественную энергию, а имена, характеризующие энергию, суть имена Самого Бога, постольку и имя Сила прилагается ко всем трем Божеским Ипостасям.

Силой Бог называется потому, что является Творцом мира, а значит и Причиной всех существующих сил (не противоречащих Добру). Кроме того, всё сотворенное бытие содержится Его силой.

См.: ПРОМЫСЛ БОЖИЙ