Сладок дым отечества


От пережитков советского строя кроме жутко мифологизированной и лживой истории, которую до сих пор не можем разгрести, нам в наследство достались и литературные выдумки, прижившиеся в обществе. Так писателю А.С. Грибоедову, автору «одного произведения» была сверху назначена роль обличителя «отсталого царизма» и заодно на него навешали как можно больше афоризмов-крылатых изречений, действительно пользовавшихся известностью али нет, или принадлежавших ему, или только использованных им в своём тексте. Трудность состоит в том, что многих источников русской письменности не имеется в свободном доступе (красивый пожар в библиотеке «ИНИОН» помним?), поэтому сравнить те же пословицы до 1800 г. нет возможности; также нет точных данных даже о самом авторе, подробно рассмотрено в Грибоедов, роковые тайны рождения
Попробуем уточнить некоторые, любой может убедиться лично, что Грибоедову приписаны как «известные всем» многие его цитаты из «Г.о.у» , хотя действительно на слуху лишь несколько упоминаемых, например, в «Многие афоризмы Грибоедова вошли в повседневную речь:

А судьи кто?
Счастливые часов не наблюдают.
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Свежо предание, а верится с трудом.
Вот то-то, все вы гордецы!
Герой не моего романа.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

… Фамусов – Вот то-то, все вы гордецы!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Мы пользуемся крылатыми выражениями, уже не думая об их авторстве.
Конечно, цитаты из «Горя от ума» получили популярность не только благодаря таланту Грибоедова. После переворота 1917 г. обличительную пьесу включили в школьные программы и репертуары театров…» http://www.mmsk.ru/notes/note?id=43390
Или другой из многочисленных — «»Вечерняя Москва» предлагает вспомнить самые меткие и колкие цитаты из этого произведения.
1. «А судьи кто?»
2. «Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!»
3. «И дым Отечества нам сладок и приятен!»
4. «Карету мне, карету!»
5. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
6. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».
7. «Ба! знакомые все лица!»
8. «Дома новы, но предрассудки стары».
9. «Счастливые часов не наблюдают».
10. «А у меня к тебе влеченье, род недуга», (далее ещё 20 штук)

* * * * *»И дым Отечества нам сладок и приятен!»С этой проще всего:

стр. 74 — «Фомичев С. А.Книга для учителя. Москва «Просвещение». 1983.»

или как давно тоже разобрано: И дым отечества нам сладок и приятен

«Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795—1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7):

Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен.

Грибоедов в свой пьесе процитировал строку из стихотворения «Арфа» (179&) Гаврилы Романовича Державина (1743—\8\6):

Мила нам добра весть о нашей стороне. Отечества и дым нам сладок и приятен.

Эту державинскую строку цитировали также поэты Константин Батюшков, Петр Вяземский и др.

Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру (IX в. до н. э.), который в своей поэме «Одиссея» (песнь 1, строки 56—58) говорит, что Одиссей был готов и на смерть, лишь бы. «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий» (речь идет о дыме очагов родной для путешественника Итаки).

Позже эту же мысль повторит римский поэт Овидий (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. — 18 н. э.) в своих «Понтийских посланиях». Будучи сослан на побережье Черного моря (по-гречески — Понт), он мечтал увидеть «дым отечественного очага». Ибо «родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимой сладостью и не допускает его забыть о себе».

Видимо, на основе этого стиха Овидия и возникла известная римская пословица: Dulcis fumus patriae — Сладок дым отечества.

В державинское время это речение было широко известно. Например, заглавный лист журнала «Российский музеум» (1792—1794) был украшен латинским эпиграфом Dulcis fumus patriae. Очевидно, и Державин вдохновлялся строками Гомера и Овидия, творчество которых он хорошо знал.» http://www.bibliotekar.ru/encSlov/9/18.htm

* * * * *Ужасный век! Не знаешь, что начать!Здесь представлено совмещение сразу двух известных и постоянных тем в начале XIX века. Нет, насчет какого-либо периода времени, являющегося ужасным для очередного поколения — Цицерон всех перебьёт своей известностью.
О времена, о нравы!
«O tempora, o mores!»
Марк Ту́ллий Цицеро́н — древнеримский политический деятель, оратор и философ.
И тоже о времени:
«

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

((Древнеегипетский папирус. 2 тысячи лет до нашей эры))

Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

((Ассирийская клинопись. Х век до нашей эры))

Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

((Гесиод, древнегреческий поэт. Конец VIII века до нашей эры))

Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

((Сократ, древнегреческий философ. V век до нашей эры))

Молодые люди полагают, что они естественны, тогда как на самом деле они просто дурно воспитаны и грубы.

((Франсуа де Ларошфуко, французский мыслитель. ХVII век)) » http://www.liveinternet.ru/users/3620784/post322538276/ И опять наш С. Фомичев

* * * * *Карету мне, карету
Распространенное выражение требования чего-либо, самое известное подобное до Грибоедова:
Коня! Коня ! Полцарства за коня!
С английского: A horse, a horse/ My kingdom for a horse!
Из трагедии «Король Ричард III» (действ. 5, картина 4) Уильяма Шекспира (1564—1616), слова короля Ричарда III в стихотворном переводе (1833) актера Якова Григорьевича Брянского (1790—1853).
Этот перевод был сделан Брянским не с оригинала, а с французского прозаического перевода, поэтому он неточен.
В оригинале: Коня, коня! Мое королевство за коня!» http://www.plam.ru/literat/yenciklopedicheskii_slovar_krylatyh_slov_i_vyrazhenii/p1321.php

Если бы кто-то из писателей заинтересовался казнью Людовика XVI – могла появиться данная фраза в страстном желании экипажа, смотрим «Ту же опасность создавало присутствие военных отрядов на дороге, которую войска обыкновенно не посещали. Буйе советовал также не использовать бросающуюся в глаза карету «берлин», но уместиться в двух английских дилижансах; в особенности он настаивал на необходимости взять с собой человека благонадежного, твердого и решительного…» «Бегство короля, гл.2» http://rushist.com/index.php/lamartine/2004-begstvo-korolya-lyudovika-xvi
Ещё?
«Лаэрт
Подайте шпагу мне!
Король
Подайте шпаги им!
Заклад тебе известен, Гамлет?
Лаэрт (взяв шпагу)
Нет, шпага тяжела, подайте мне другую.
Король
.
Венец наш королевский столько лет.
Подайте кубки! Пусть литавры трубам…

* * * * *Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Самый распространенный библейский мотив, в советское время использовался в ироничной форме.
«Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20;29)
говорит недоверчивому ученику: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь Мой и Бог Мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20; 27-29).

Дополнительно знакомимся с «Библейские образы в «Горе от ума…» https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Frusskayarech.ru%2Ffiles%2Fissues%2F2012%2F5%2F03-vasiljev.pdf&name=03-vasiljev.pdf&lang=ru&c=58d666764451
* * * * *Ах, злые языки страшнее пистолета. — (Молчалин)
Злые языки у нас что сотворяют? – Клевету , а пистолет – орудие.
Из пословиц, сравниваем:
Клевета вреднее яда.
© http://poslovicy.ru/pro-klevetu/
Клевета в умных руках — страшное оружие.
Против злословия клеветника нет лекарства.
Клевета — орудие зависти.
Клевета — змея: из-под куста укусит.
А что самое известное у нас про клевету? Правильно — ария Дона Базилио.
Дж. Россини Ария Дона Базилио из оп. «Севильский цирюльник». 1816 г. Солист Владимир Маторин. Нижегородский русский народный оркестр. Дирижёр Виктор Кузнецов (2007)

* * * * *Кто беден – тот тебе не пара Пословицы на данную тему:
Бедному зятю и тесть не рад.
Ир Крезу не товарищ
Нищему товарища нет
Сытый голодному не товарищ
Богаты — так здравствуйте, а убоги — так прощайте!
Богатый бедному не брат.
* * * * *Счастливые часов не наблюдают
Поэты о времени:
Немецкий поэт Иоганн Шиллер был одним из тех, кто сказал: «Счастливые часов не наблюдают». Он выразил свою мысль, впрочем, несколько иначе. В драме «Пикколомини», написанной им в 1800 году, есть фраза, которая в вольном переводе звучит так: «Для тех, кто счастлив, бой часов не слышен».

* * * * * Продолжение в «Служить я рад…», «А судьи кто?». Крылатые негрибоедовские строки, ч. II
(наши «любимые» — «А судьи кто?» и, разумеется, «Служить я рад …») * * * * *
Остальные «известные грибоедовские» афоризмы также ждут своего рассмотрения, подлинные они али нет, читатели всегда могут дополнить или внести исправления, сообщить новые источники.

Арфа (Державин)

  1. Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным. — Ср. в стихотворении Сафе (Том I, стр. 582) в описании игры на арфе стихи:

    Громчайши гласы побежали
    И приближался бурный шум.

  2. О колыбель моих первоначальных дней! — Державин родился в Казани (собственно в казанской деревне, верстах в 40 от города) 3 июля 1743 года.
  3. Вас, дубы камские … и проч. — «На Волге и на Каме находятся огромные заповедные дубовые рощи для построения кораблей» (Об. Д.).
  4. И гробы обнимать родителей священны. — Родители Державина, армейский подполковник Роман Николаевич (ум. 1754) и Фекла Андреевна (урожденная Козлова, ум. 1784), похоронены в казенном селе лаишевского уезда Егорьеве, возле церкви. Мы видели их могилы в августе 1862 года: как самые гробницы, так и надписи на них еще хорошо сохранились. Державины погребены здесь потому, что находящиеся по соседству деревни их Сокуры, Кармачи и Державино принадлежат к егорьевскому приходу. См. нашу статью О дополнительных материалах для биографии Державина, собранных в путешествии (Зап. Ак. Наук, т. II, кн. 2).
  5. Звучи, как Павел в ней явился благодатен. — Император Павел находился в то время в Казани. Он посетил ее в мае месяце и пробыл там неделю. В его присутствии заложен обширный и великолепный собор Казанский; тогда же он подписал устав возобновленной в Казани гимназии и разрешил учреждение там публичного театра (М. Рыбушкина Краткая история Казани, ч. I, стр. 130, и ч. II, стр. 36, 76). Еще прежде, в конце 1797 г., казанская семинария была переименована в академию. По словам Державина в Объяснениях, последний стих 4-й строфы содержит также намек на пребывание государя в Казани.
  6. Отечества и дым нам сладок и приятен. — Этот стих, подобно многим стихам Крылова и Грибоедова, обратился в поговорку. Его часто повторяют, вовсе не зная, что он принадлежит Державину. К распространению его известности много способствовал Грибоедов, употребив его в Горе от ума. Там, в 7-м явлении действия I-го, Чацкий говорит:

    «Когда ж постранствуешь, воротишься домой,—
    И дым отечества нам сладок и приятен».

    Встречая этот стих в Горе от ума, многие считают самого Грибоедова автором его. Так в фельетоне Спб. Ведомостей 22 октября 1860 года (№ 20) оба приведенные стиха без всякой оговорки приписаны Грибоедову.

    Впрочем еще и до Грибоедова стихом этим пользовались в разных случаях. В 1803 г. (см. Вест. Евр., ч. X, август, № 16), Вас. Наз. Каразин употребил его сокращенно в начале речи на основание в Харькове университета.

    Батюшков в послании к И. М. Муравьеву-Апостолу (Вест. Евр. ч. LXXXVIII, 1816, № 13, и Соч. Бат., Спб. 1834, ч. II, стр. 156) сказал:

    «В Пальмире Севера, в жилище шумной славы,
    Державин камские воспоминал дубравы,
    Отчизны сладкий дым и древний град отцов».

    Наконец, гораздо позднее кн. Вяземский в стихотворении Самовар, взяв рассматриваемый стих за эпиграф, заключил так:

    «Отечества и дым нам сладок и приятен!
    Не самоваром ли — сомненья в этом нет —
    Был вдохновен тогда великий наш поэт ?
    И тень Державина, здесь сетуя со мною,
    К вам обращается с упреком и мольбою
    И просит, в честь ему и православью в честь:
    Канфорку бросить прочь и — самовар завесть».
    (Утр. Заря 1840, стр. 425, и В дороге и дома, М. 1862, стр. 133).

    Но за всеми повторениями счастливого выражения Державина еще остается решить вопрос: ему ли первоначально принадлежит мысль о сладости отечественного дыма? Перебирая выходившие в его время журналы, мы нашли на заглавном листе Российского Музеума, который издавался Ф. Туманским от 1792 до 1794 года, латинский эпиграф: «Et fumus patriae dulcis», без всякого указания, откуда он взят. Мы всячески старались узнать это; но ни собственные наши поиски, ни справки у знатоков римской словесности не привели нас к желанному результату. Есть у Гомера одно место, послужившее по видимому источником подобных, хотя и не совсем тожественных выражений, встречающихся у римских писателей. Эпиграф же, который, как кажется, внушил Державину знаменитый стих, заимствован вероятно не из классической литературы, а из писателя позднейшей эпохи Латыни.

    По этому поводу К. А. Коссович в 1863 г. писал нам:

    «Первый поэт, почувствовавший сладость в отечественном дыме, был Гомер. В первой книге Одиссеи Паллада, хлопоча у Зевеса о возвращении на родину Одиссея, задерживаемого Калипсою, выражается следующим образом: Калипсо старается очаровать Одиссея и привлечь его к себе своими вкрадчивыми и нежными словами; ей хочется, чтобы он забыл Итаку и остался у нея навсегда; но настроение души Одиссеевой таково, что для него сладостна самая смерть, лишь бы только в виду дыма, убегающего с кровель его родины (αὐτὰρ Ὀδυσσεὺς ἱέμενος καὶ καπνὸν ἀποθρώκοντα νοῆσαι ἧς γαίης θανέειν ἱμείρεται, Od. I,57—58, т. е. если не суждено ему воротиться, то, по крайней мере, было бы ему сладостно увидеть с своего корабля хоть дым от кровель прибрежных домов его родины).

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Антоний Дымский является одним из почитаемых святых угодников православной церковью. Он основал монастырь в Тихвине. На иконах Антония Дымского изображают держащим хартию, на которой написано: «Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни».

Житие Антония Дымского

Молодой юноша жил в Великом Новгороде в середине двенадцатого столетия в семье верующих родителей и получил христианское воспитание. Однажды при посещении храма он понял о своем предназначении. Он ушел из семьи в Хутынский монастырь, который основал праведный Варлаам во второй половине двенадцатого столетия. Обитель располагалась в 10 километрах на север от Великого Новгорода, на берегу речки Волхов.

Юноша постригся в монахи с именем Антоний. Он жил в послушании игумену Варлааму, усердно исполнял все наставления. Монахи любили его за смирением и строгое воздержание.

В 1187 году по распоряжению архиепископа необходимо было направить посольство в Константинополь с представителем православной церкви. Выбор выпал на инока Антония. Новгородский монах повстречался в Константинополе (Царьград) с Патриархом Афанасием. Из Царьграда он пошел в Иерусалиме, где поклонился Гробу Господнему и узнал о монашеской жизни. Наверно тогда у него возникло желание совершить пустынножительства по образу восточных подвижников.

Антоний вернулся в Новгород через пять лет, когда игумен Варлаам умирал. После смерти все монахи удостоили чести занять место игумена Антония. Он оправдал надежды духовного отца:

  • организовал жизнь монахов;
  • утвердил правила;
  • увеличил численность иноков;
  • завершил строительство храма Пресвятой Богородицы.

Отшельничество Святого Антония

Через время Антоний принял решение жить отшельнической жизнью и уединился на берегу Дымского озера. Днем он трудился, а по ночам молился. Он добровольно носил на голове шляпу с широкими полями из кованого железа. В духовных стараниях отшельник провел много времени, почти двадцать лет.

Рассказы о великом пустынножителе привлекли других людей с желанием уединиться. У берегов Дымского озера появились новые кельи. Позже общий совет иноков принял решение о создании новой обители в память первого основателя отшельничества Антония Великого.

Антоний жил в монастыре до самой кончины и прославился вечными останками и многими чудесами, похоронен в обители. Во времена Дмитрия Донского и мощи праведного Антония помещены в Антониевский храм.

День памяти святого 17 января.

Святые мощи

Во избежание осквернений святынь при набеге татар гробницу с мощами Антония Дымского спрятали в земле, а церковные вещи, колокола и железную шапку святого – на дне озера. С тех пор оно носит название «Святое».

В 1585 году шведы начали угрожать границам Новгорода. Через двадцать шесть лет строение поверглось разрушению шведскими воинами. Монастырь открылся только через восемьдесят лет. После октябрьской революции его ждала судьба всех обителей. Здание было отдано психиатрическому лечебному заведению, затем его занял комбинат «Глинозем».

Монастырь Антония Дымского в Тихвине получил возрождение только в девяностые годы прошлого века. На семьсот семидесятилетний год со дня смерти святого установили у озера каменный крест. Было принято решение о возвращении Дымской обители православной церкви. В 2008 году останки праведного были отданы в Дымский монастырь.

В чем помогает святой Антоний Дымский

Верующие отдают ему свои молитвы, чтобы справиться с физическими соблазнами и в любых жизненных трудностях, для избавления от блудливых желаний, в разных болезнях, для защиты от пожара.

Текст молитвы Антонию Дымскому:

О пастырю добрый, наставниче наш и святыя сея обители Дымския начальниче, преподобне отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас недостойных, во святей твоей обители живущих и о всех с верю к раце мощей твоих отвсюду притекающих молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредими от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, Имиже весть судьбами. Моли благость Его, Еже милостивно обители сей и всему миру потребная подавати. Молися Дающему всем, яко страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. И моли всякому верному в доме и на пути и повсюду дни благи и безмятежны даровати: жизнь нашу умирити; и вся люди помиловати, якоже зде предстоящыя, тако и благословною виною отшедыя отцы и братию нашу, и спасти душы нашя, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Антоние:

Преподобный Антоний Дымский

Память: 17 / 30 января, 24 июня / 7 июля

Преподобный Антоний Дымский родился в 1157 году в Новгороде. Богобоязненные родители с детства научили его правилам христианского благочестия. Святой Антоний избегал детских игр, празднословия и смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды во время службы ему особенно запали в душу слова Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф.16:24). Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний решил оставить родительский дом и стать монахом. Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, игумен которого, преподобный Варлаам Хутынский († 1192; память 6/19 ноября), постриг его в монашество.

Преподобный Антоний Дымский. Икона

С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу – преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания, никогда не опускал келейных правил и не пропускал церковных служб. Святой Антоний первый приходил в храм и последний уходил из него.

По преданию, преподобный Антоний по делам монастыря ездил в Константинополь. Во время поездки он посетил святые места. Через пять лет преподобный вернулся в свою обитель. Его приезд совпал со днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой игумен благословил преподобного Антония быть вместо себя наставником братии и строителем монастыря.

Управляя Хутынской обителью, преподобный Антоний во всем соблюдал устав, оставленный преподобным Варлаамом. Он достроил и благолепно украсил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Примером своей подвижнической жизни и кротким наставлением преподобный Антоний наставлял братию в иноческом делании.

Всеобщая любовь и почитание тяготили святого подвижника. Со слезами он молил Бога и Пречистую Богородицу указать ему место уединенных подвигов. В скором времени преподобный Антоний оставил Хутынскую обитель и удалился в пустынное место в Дымских лесах, в 15-ти верстах от г. Тихвина. Недалеко от небольшого озера Дымского, среди глухих лесов преподобный устроил себе сначала малую кущу, а затем построил небольшую келию и выкопал пещеру для жизни зимой. Он с терпением переносил зной и холод, мужественно боролся с демонскими искушениями. Преподобный Антоний всячески избегал покоя: днем он трудился до изнеможения плоти, ночью стоял на молитве.

Когда место подвигов святого отшельника стало известно, к нему пришли иноки, ищущие уединенной жизни под духовным руководством опытного наставника. Постепенно Дымская пустынь заселилась боголюбивыми монахами. Так возник монастырь, игуменом которого стал преподобный Антоний. Иноки построили храм во имя преподобного Антония Великого с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Тогда же были построены келии, а через некоторое время – зимний (теплый) храм с трапезной во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Преподобный Антоний мудро управляя братией Дымского монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными.

В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом.

Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.

Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января – в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня – в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.

Рака с мощами преподобного Антония Дымского в восстанавливаемом Антониево-Дымском мужском монастыре

В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского.

На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс.54:8).

Рукописное житие преподобного Антония составлено в XVII веке.

Азбука веры

Молитва преподобному Антонию Дымскому:

  • Молитва преподобному Антонию Дымскому. Преподобный Антоний Дымский – великий аскет и молитвенник, живший на рубеже XII – XIII веков. Основатель Антониево-Дымского мужского монастыря – одной из древнейших обителей Северной Руси. К нему обращаются за молитвенной помощью в телесных и духовных искушениях, для преодоления блудной похоти, в различных болезнях и защиты от пожара.

Акафист преподобному Антонию Дымскому:

  • Акафист первый преподобному Антонию, игумену Дымскому
  • Акафист второй преподобному Антонию, игумену Дымскому

Канон преподобному Антонию Дымскому:

  • Канон преподобному Антонию Дымскому

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Антоние Дымском:

  • Преподобный Антоний Дымский — Азбука веры

Радио «Вера» начало вещание в Томске
26 февраля в Томске в FM-диапазоне на частоте 92,6 началось вещание просветительской радиостанции «Вера». Эта радиостанция ставит цель рассказать современному человеку о православной вере. В Магнитогорске освящен епархиальный «Дом для мамы»
28 февраля епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима совершил чин освящения нового помещения епархиального центра «Магнитогорский дом для мамы» в Магнитогорске. Соборное дело: от Мурома до Мурманска. Как воздвигают главные храмы епархий
В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья, рассказывающая, как на местах сооружают соборы, которые становятся архитектурными достопримечательностями и новыми «визитными карточками» своих городов. В Минске пройдет конференция, посвященная 85-летию со дня рождения почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева)
20 марта в Минской духовной академии состоится конференция, приуроченная к празднованию 85-летия со дня рождения митрополита Филарета (Вахромеева), почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси. В рамках празднования 275-летия со дня рождения праведного Феодора Ушакова в Ярославле прошла всероссийская научная конференция
В 2020 году отмечается 275-летие со дня рождения праведного воина Феодора Ушакова. В рамках празднования этой даты в Ярославле 28 февраля прошла II Всероссийская научно-общественная конференция «Адмирал Федор Ушаков: уроки истории и вызовы современности». Церковные социальные проекты Европы представили на конференции в Вильнюсе
26-28 февраля в Вильнюсе прошла вторая конференция по социальному служению европейских епархий. Организаторы — Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению и Виленская епархия. В форуме участвовали более 60 человек из европейских епархий Русской Православной Церкви, Русской Зарубежной Церкви и Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Представитель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством встретился с помощником руководителя Росмолодежи
28 февраля состоялась встреча ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священника Тимофея Чайкина с помощником руководителя Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Александром Ильченко.