Воронежская область костомарово

Пещерный монастырь в Костомарово (Воронежская область)

На 200 км к югу от Воронежа, на правом берегу Дона раскинулось Белогорье – холмистая местность, сложенная меловыми породами. Край этот известен пещерными монастырями: Дивногорский, Костомаровский, Белогорский. Их подземные храмы, переходы, кельи хранят неразгаданные тайны и привлекают тысячи путешественников.

Самая таинственная среди пещерных обителей Дона находится в селе Костомарово, Подгоренского района Воронежской области.

Аскетический ландшафт окрестностей здешнего монастыря совсем не похож мягкое и задумчивое русское раздолье. Он напоминает, скорее, безлесные пейзажи Иудеи – родины Христа. Вот как выглядят окрестности Костомарово на карте Гугл:

Северная часть села лежит на берегу Дона, а Спасский монастырь на юге отдален от реки на расстояние 2 км. Он раскинулся на дне обширной балки, меловые склоны которой таят в своих недрах знаменитые пещеры Костомарово – неизвестно когда и кем вырытые.

Панорама Костомарово. Фото: Михаил Усенко

Доехать сюда можно как на своем, так и на общественном транспорте. Паломники могут остановиться в гостинице Костомарово, проникнуться особой атмосферой Спасского женского монастыря — «обители покаяния и гонений». Ниже мы подробно расскажем о монастыре и его истории.

Вид на въезд в Костомаровский монастырь. Фото: Михаил Усенко

1. Костомарово на карте

В село Костомарово Воронежской области Подгоренского района люди едут отовсюду.

Вот расстояния от некоторых городов:

  • От Воронежа до Костомарово – 170 км, 2,5 часа в пути.
  • Москва-Костомарово — по трассе М-4 через Воронеж около 690 км, время в пути – от 8 часов, без учета пробок.
  • Поездом от Москвы до станции Лиски дорога займет 12 часов; отрезок пути Лиски – Костомарово (60 км) преодолевается электричкой (до ст. Евдаково) за 40-50 минут. От ст. Евдаково (Каменка) до Костомарово – 25 км (на такси или попутке).
  • Лиски – Дивногорье – Костомарово, расстояние 71 км, и от Костомарово до Белогорья еще 70 км. Карта показывает, что надо делать большой крюк через районный центр Подгоренский — прямой дороги вдоль берега Дона нет, т. к. местность пересечена холмами и балками.
  • Острогожск-Костомарово, расстояние 63 км, на машине час езды. На поезде надо ехать через Лиски, делать пересадку до Евдаково, а там добираться на такси – 100 км.
  • Расстояние от ж/д станции Россошь до Костомарово по трассе не больше 70 км, преодолевается только на собственной машине за 1 час.
  • Маршрут Белгород-Костомарово популярен среди паломников из соседней с Воронежем Белгородской области. Экскурсионный автобус едет 270 км, время в пути 3,5 часа.

2. Костомарово: историческая справка

Письменная история села Костомарово берет начало в 1734 году – в разгар бироновщины и гонений на российских дворян. В это нелегкое для российских дворян время императрица Анна Иоановна пожаловала помещику С.М. Костомарову земли на Дону с государственными крестьянами.

К началу XIX века вотчина Костомаровых опять перешла в государственную казну, стала называться слободой. Сегодня в скромном по размерам селе проживает на более 300 жителей, есть основная школа, фельдшерский пункт, почтовое отделение. В районе Спасского монастыря, в местности, окружённой пустынными меловыми холмами, практически нет мобильной связи.

Славу селу принесли вырытые в холмах пещеры, которые до сих пор считаются исторической загадкой. Ни об одном из пещерных объектов Костомарово нет достоверных письменных свидетельств – даже в источниках XIX-начала XX века, во времена Духовной консистории, когда на учет ставились все церковные постройки и малые приходы.

Многие исследователи сходятся во мнении, что пещерным храмам на берегах Придонья больше 1000 лет.

  1. Поразительно сходство пещер Костомарово с подземными постройками Каппадокии, относящимся к первым векам христианства. Период гонений в Римской империи заставлял христиан укрываться в карстовых пещерах Малой Азии. Донские пещерные постройки, как и в Каппадокии, начинаются обширным храмом, из которого коридоры ведут в кельи затворников. Сходство внутренней структуры дает основание считать, что Костомаровский комплекс возник уже в первые века нашей эры.
  2. Вторая гипотеза относит возникновение пещер на берегах Дона к временам иконоборчества. Иконопочитатели вынуждены были скрываться от преследований византийских императоров в VIII-X веках. Они прятались в меловых пещерах Дона в пределах Хазарского каганата, на окраинах языческой Киевской Руси. Карта Киевской Руси (X-XII век)
  3. В XVII в. произошло второе рождение древних пещерных построек. На Дон бежали украинские иноки (монахи), спасая православную веру от польских католиков. Однако их нельзя считать первооснователями подземных монастырей Придонья, ведь киевские пещеры имеют совсем другой план. Подземные храмы Киево-Печерской Лавры расположены не у входа, а в глубине, к ним ведет длинный извилистый ход с расположенными по бокам кельями и усыпальницами. Скорее всего, иноки обживали и расширяли уже готовые культовые сооружения ранних веков.
  4. В конце XVIII- начале XIX подземные комплексы продолжали расширяться, но какой статус они имели – об этом источники не сообщают. По преданию местные жители видели по вечерам фигуры монахов-схимников в окрестностях пещер. Может, это были обитатели скита, принадлежавшего Дивногорской обители, которая к тому времени официально считалась монастырем.
  5. В XX веке официальные монастыри – Дивногорский и Белогорский – были разогнаны и разрушены, а в Костомаровских пещерах продолжала теплиться подвижническая жизнь. До конца 30-х годов здесь пребывал прозорливец и врачеватель блаженный Петр (Еремеенко) – впоследствии расстрелянный.
  6. В 1946 г. власти разрешили богослужения в Спасском пещерном храме. Подвиг затворничества нес в это время блаженный Андрей (Попов) — бывший солдат Великой Отечественной войны. В 1959 году в период хрущевских гонений на церковь молитвенная жизнь в пещерах была истреблена. Жестоко избитый и изгнанный властями из пещер, блаженный Андрей закончил свои дни, скрываясь в семье благочестивых мирян.

Возрождение началось в 1993 году с раскопок заваленных пещерных ходов. В 1997 г. здесь появились первые насельницы во главе с игуменьей Серафимой. Сегодня в Спасском монастыре живет постоянно 36 сестер, действует три храма, есть жилые постройки и гостиница для паломников. Обитель «покаяния и гонений» посещают ежегодно до 40 тыс. человек.

3. Спасский монастырь: описание

Наземные постройки Костомаровского Спасского монастыря расположены в широкой балке, окруженной «лысыми» холмами с проплешинами скудной растительности. Палестинский пейзаж дополняет гора Фавор, у подножия которой находится село. Гора Голгофа, увенчанная деревянным крестом, господствует над монастырем. Возле Креста происходит поразительное явление – многие ощущают себя сопричастниками Распятия, начинают вдруг реально осознавать цену спасительной жертвы Христа. Кстати, Голгофский Крест над Спасским женским монастырем не совпадает по долготе с «Лысой горой» в Иерусалиме – он лежит на 4,5° восточнее. Но это не мешает паломникам ощущать космический характер события, которое символизирует Голгофа.

Основной достопримечательностью Костомаровского Спасского женского монастыря являются пещерные храмы.

Совет: в пещерных храмах монастыря нет электричества, для их осмотра понадобится много свечей.

Спасский собор

Спасский пещерный комплекс венчают две меловые скалы – дивы, сложенные из твердых пород. Между дивами висят колокола, а стены украшены мозаичными иконами. Все это придает старейшему храму пещерного монастыря праздничный вид.

Спасский храм

Помещение храма начинается сразу у входа, своды держатся на 12 меловых колоннах, которые делят огромный зал на 3 части. Здесь царит сумрак, слабо мерцают лампады, и стоит звенящая тишина. В стенах храма высечены кельи для отшельников, которые вели затворническую жизнь и общались с верующими через окна. Отдельный вход в храме служил для того, чтобы затворники могли слушать Литургию, оставаясь невидимыми для прихожан. Алтарь храма освящен во имя Спаса Нерукотворного, престольный праздник обители – 29 августа по н. ст.

Спасский собор

Расписание богослужений в Спасском соборе:

  • Литургия по будням — в 7:00; по субботам – в 7:30; по воскресеньям и праздничным дням – в 8:30.
  • Вечерняя служба – в 17:00.
  • Экскурсии по храму — с 9:00 до 17:00 по будням; с 10:30 до 16:00 – по праздникам и в воскресенье.

Налево от главного храма расположен придел – во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Он создан стараниями молитвенников в 40-е годы XX века, во время недолгой оттепели. Инициатором придела был блаженный Андрей — юродивый и затворник. Осмотр придела возможен только в свете мерцающих свечей, которые выхватывают из тьмы лики икон и филигранную отделку алтаря резьбой по мелу.

Храм Серафима Саровского

По преданию храм в честь преподобного Серафима в Костомарово стали создавать в год прославления святого – 1903 г. Но записи об этом строительстве нет ни в одном источнике. В 1993 году началась расчистка Костомаровского комплекса. Рабочие, открыв однажды утром эту пещеру, ясно увидели беловолосого старца, молящегося на коленях перед алтарем. Позже по иконе они узнали в нем Серафима Саровского. Вновь отделанную церковь венчает стилизация под «диву» — башня, сложенная меловыми глыбами. Внутри, словно в сказке, стены отделаны ажурной разбой по мелу в исполнении белгородских художников.

Храм Серафима Сарофского

Богослужения в храме проходят в дни памяти святого Серафима: 15 января и 1 августа по новому стилю.

Храм Взыскание погибших

Единственный наземный храм Спасского монастыря построен в 2000 году и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь проходят богослужения в зимнее время, а во время паломничества можно заказать требы: молебен, сорокоуст, панихиду, неусыпаемую псалтирь.

Храм Взыскание погибших

Пещеры затворников

Пещеры в Костомарово – это место затворничества безвестных подвижников. Они совершали свой подвиг в тайне, поэтому о них так мало письменных свидетельств. На меловых склонах Спасского монастыря сохранились 3 кельи затворников, доступные для посещения. Здесь и зимой, и летом температура держится на уровне 13-14°, влажность такая, что стены сплошь покрыты зеленой плесенью. В одном из затворов жил столпник – молитвенник, никогда не позволявший себе сесть или лечь.

Келья

Самая знаменитая из затворнических келий – Пещера покаяния. Узкий абсолютно темный извилистый коридор вел человека в неизвестность. Изредка стены подземного хода светились мерцающими лампадами возле икон. Перед ними грешники изливали просьбы о прощении и заступничестве – и двигались дальше. Потолок становился все ниже, буквально пригибая кающегося человека к земле. В келью к старцу, принимавшему исповедь, он входил в глубоком поклоне. Последним обитателем Пещеры покаяния был отшельник Петр, его расстреляли у этой пещеры в 1937 году. Сегодня, пройдя с зажженной свечой коридор покаяния, можно обнаружить на аналое листок и прочитать покаянную молитву. Но это ни в коей мере не заменяет таинства исповеди живому священнику, которое проходит в любом храме во время богослужения.

Святыни

В Спасском женском монастыре особо почитаются две иконы.

  • Костомаровская «Расстрельная» — список с образа Валаамской Божией Матери конца XIXвека. Икона изображает Богородицу в полный рост стоящей на облаке. Она прижимает к груди Сына, благословляющего землю. Образ написан на цинковом листе, влажный климат пещер его не повредил, зато человеческая злоба оставила на нем 6 пулевых ранений. К какому периоду гонений на церковь относятся эти пули, никто не знает. Обретенная в 1997 году, она через пять лет стала кровоточить. Сейчас чудотворный образ пребывает в наземном храме Взыскание погибших. Костомаровская «Расстрельная» икона
  • «Святое семейство – учитель труда» — икона, связанная скорее с традициями западного Возрождения, чем с православной иконографией. Все члены Святой семьи на ней заняты не молитвой, а физическим трудом: праведный Иосиф передает Божественному Сыну секреты плотницкого мастерства, а Богородица прядёт пряжу. Считается, что молитвы перед этим образом помогают в устроении семейных проблем. Во время войны матери молились перед ней о возвращении сыновей – и получали по своим молитвам. Икона Святое семейство — «Учитель труда»

К святыням монастыря относится также источник Тихвинской Божией Матери, он находится при дороге на расстоянии 3,5 км от монастыря. Место оборудовано срубом, каменная кладка защищает склоны от осыпания. В праздник Тихвинской Божией Матери из Спасского монастыря к источнику идет крестный ход с освящением воды. В меловом склоне неподалеку устраивается пещера-часовня в честь этого образа.

Особо строгих правил поведения в Костомаровском монастыре нет, но надо выполнять несложные требования:

  • женщинам полагается быть в юбках, с покрытой головой, без вызывающей косметики;
  • мужчинам – без головных уборов, в одежде, закрывающей руки и ноги;
  • не разрешается фотографировать в храмах и оставлять надписи на меловых стенах;
  • не благословляется рвать цветы и траву, гулять в местах, где имеются заграждения.

План Костомарово

4. Прогноз погоды в Костомарово

Планируя поездку, поинтересуйтесь погодой. Дождь и слякоть затруднят езду по проселочным дорогам, а скользкие склоны Костомаровской Голгофы сделают подъем на гору невозможным для нетренированных людей.

Погода в Костомарово сегодня:

Кликните на , чтобы увидеть подробный прогноз погоды в Костомарово на 10 дней.

5. Экскурсии

В первый раз приехать в Костомарово лучше всего с экскурсией или с паломнической поездкой. Экскурсии в Костомарово из Воронежа в основном однодневные, отличаются количеством объектов посещения. Паломнические поездки ограничиваются одним монастырем, туристические поездки включают в программу помимо Спасского монастыря еще Дивногорье.

Название Фирма Программа Цена
Групповая экскурсия из Воронежа в Костомарово Weatlas Посещение Костомаровского Спасского монастыря 2596
Костомарово. Паломничество Воронежский паломник Посещение храмов и святынь Спасского монастыря

Трапеза

1200
Спасский женский монастырь Терра Воронеж Целый день в Костомарово 1800
Тайны пещерных храмов

Костомарово-Дивногорье

Федерация туризма Святыни Спасского монастыря

Музей-заповедник в Дивногорье

2877
Костомарово, Русская Палестина МариНика-тур Целый день в Костомарово
Пещерные храмы Дивногорья Экстрагид Малые Дивы + Спасский монастырь 3500
Воронеж – Костомарово – Дивногорье

2 дня

Вокруг света 1 день . Святыни Костомарово + Дивногорья

2 день. «Дворцы Воронежского края» +

«Символы столицы Черноземья»

6. Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря

Никаким транспортом, кроме как на автомобиле, до Костомарово добраться нельзя. Поездка в Костомарово на собственном авто не будет проблемной ни из Воронежа, ни по маршруту Россошь – Костомарово. Зато вопрос, как добраться на общественном транспорте, требует проштудировать расписание. См. ниже.

Как добраться на общественном транспорте

Регулярное автобусное сообщение есть только между Костомарово и районным центром Подгоренский. В расписании на Костомарово из Подгоренского стоит всего два рейса в 6:00 и 13:00.

  • К ним и надо приурочить выезд из Воронежа до Подгоренского, время в пути между этими пунктами составляет 3,5 часа.
  • По маршруту Россошь-Костомарово надо сесть в Россоши на автобус, идущий в Воронеж, доехать до остановки «Подгоренское, поворот», (20-30 минут), а затем пересесть на транспорт, идущий в Костомарово.

Как добраться на собственном автомобиле

На машине из Воронежа можно доехать до Костомарово двумя маршрутам – оба протяженностью 170 км, время в пути – 2,5 часа.

  • По трассе М-4 до поворота на Лиски – платный участок; далее на запад: Лиски – Щербаково; от Щербаково – поворот к югу на Каменку, где стоят указатели на Монастырь .
  • Из Воронежа выехать на запад (трасса Р298), затем свернуть к югу на Острогожск, далее через Каменку в Костомарово. Эта дорога, хотя и хуже по качеству, зато гораздо живописнее, чем федеральная трасса.

Из Россоши маршрут короче – всего 67 км, 1 час в пути. Дорога идет на север, через населенные пункты: Поповка – Подгоренский – Сагуны – Юдино – Костомарово.

Костомарово зимой

7. Гостиница Спасского монастыря

Гостевой дом в Костомарово находится в живописном месте, на возвышенности, в 1 км от центра села и на таком же расстоянии – от монастыря. Адрес отеля: ул. улица Донская 57 кв 1. Гостям предоставляется платная парковка – 100 руб./сут. В гостинице есть семейные и групповые номера на 2-8 человек, любители путешествовать в одиночку могут забронировать одноместный номер. Стоимость ночевки на одного человека – 500 руб. В номерах имеются кухонные принадлежности, утюг, холодильник, ванная комната. Белье и полотенца предоставляются за дополнительную плату. Недалеко от гостиницы есть магазины, пляж, места для ловли рыбы. Из окон гостиного дома открывается прекрасный вид на окрестности.

8. Контактная информация

Всю информацию о Спасском монастыре в Костомарово можно найти на официальном сайте обители https://www.kostomarovo.ru/

Почтовый адрес: Воронежская обл. Подгоренский р-н, ул. Монастырская — 1.

Заказывать групповые экскурсии следует заранее по телефону: +7(951)-865-74-89

Режим проведения экскурсий по пещерному комплексу:

  • 9:00 – 17:00 – по будним дням;
  • 10:30 – 16: 30 – в воскресенье и праздники.

***

Если у вас есть возможность, обязательно посетите Костомарово. Это уникальное место. Независимо от того, верующий вы или нет и какую религию вы исповедуете, стоит все увидеть своими глазами, окунуться в живую древность и ощутить кожей и ветерок донских просторов, и холод подземелий.

Читайте также статьи про подземные монастыри Дивногорья и Белогорья.

Лариса Ищенко

Костомаровские пещеры. Валаамская (Расстрельная) икона Божьей Матери

СВЯТОЕ КОСТОМАРОВО

1
Холмы, где новый Иерусалим
Стоит, вбирая тихие потоки
Дыханья Дона древнего, — несут
В своих чертах далёкий первообраз
Святой Земли: здесь есть и свой Фавор,
Голгофа есть и сад есть Гефсиманский —
Вместилище кровавого моленья, —
Доступный для паломников. В войну,
В последнюю, — пещеры меловые
В своих скрывали неприступных недрах
Солдат российских, — как века назад,
В самом начале христианской эры
Отшельников-аскетов, вдохновлённых
Немолчным проповеданьем Андрея,
Апостола Господня, о спасенье
Души бессмертной…
2
В дивном полумраке,
Когда идёшь сужающимся клином,
Блаженной тьмой Пещеры Покаянья, —
То свод небесный, становясь всё ниже,
Велит склонить главу и горделивым;
И так свежо, так явственно вокруг
Разлившееся умиротворенье
От образов святых в стенах пещерных;
И нежен так, так тонок аромат
Неизреченной горней благодати
На месте, где веками находилась
Святой Пречистой Девы плащаница,
Что и понять рассудком невозможно —
На небе ты иль на земле…
Хранят
В своих стенах старинные пещеры
Как заступленье и напоминанье
О преступленьях сатанинской злобы
Кровоточащий образ чудотворный
Иконы Божьей Матери «Расстрельный»,
Написанный любовно на железе, —
Кровоточащий образ, на который
Смогла рука преступная подняться.
3
Святая Русь была освящена
Андреем Первозванным, и пещеры
Задонья мелового, нынче новым
Назвал священным Иерусалимом
Андрей Блаженный, живший в наше время,
Всю злобу мира, горе и нужду
Смиренно претерпевший, предсказавший
Жизнь новую обители…
Вот так
Здесь, на горах, деяньями святых,
Угодников гонимых, страстотерпцев,
В ЕДИНУЮ БОЖЕСТВЕННУЮ ВЕЧНОСТЬ
Закольцевалось время…
ИКОНА БОЖЬЙ МАТЕРИ «ВАЛААМСКАЯ» («РАССТРЕЛЬНАЯ»)
1
Во мгле сияет бытия,
На путь благословляя крестный,
Икона дивная сия,
Написанная на железе….
Паломники, живой чредой
В пещеры восходя, обрящут
Дух сокрушения, — святой
Иконою кровоточащей…
Но слышится немирный гул,
Но раною зияют в сердце
Следы на образе от пуль
Безумного красноармейца.
2
В тот год шестая часть земли
В победной представлялась силе.
Но ревностные не спасли,
И верные не защитили.
Лишь Сын ощерившийся ствол
Из рук души своей убийцы
От лика Матери отвёл,
Приял младенческой ключицей
Ожог преступного свинца…
О Кроткая, сокрой завесой
Сей мир, где каменны сердца.
Мир, где
Кровоточит железо!..
ПЛАЩАНИЦА
…Всем злым не поминая зла,
Скорбит Небесная Царица…
На месте, где Её была
Исчезнувшая Плащаница,
В том храме, как и век назад,-
Не ведающий увяданья, —
И сходит тонкий аромат
Небесного благоуханья.
ПЕЩЕРА ПОКАЯНИЯ
Склонясь и напрягая взор,
Сквозь свет и сумрак первозданный
Ступаешь в низкий коридор,
Во глубь пещеры покаянной.
Святые образа в стенах…
И страх и благодать объемлет
В конце тоннеля, где монах,
Внимая, исповедь приемлет.
Как будто хрупкий мир в стране
В задонской держат стороне,
Недвижны, — меловые Дивы,
Чей древний неотмирный вес
Столь внятен, что под ними, здесь, —
Главу склонит непокорливый.
ТРЕЩИНА В СТЕНЕ ПЕЩЕРЫ
Во все века и времена
Жив Дух Святой и чудо веры…
Где ныне трещина видна
В стене обительной пещеры, —
Негаданно, как с неба гром,
Но умилительно и тихо
Во тьме, в сиянье неземном,
Явилась Божья Матерь мниху;
Всех обстояний и обуз
Нетягостное разрешенье,-
Сняла с томящегося груз
Терзавшего его сомненья…
Преданья давних лет тонки,
Как сон, но осязают руки
Случившееся вопреки
Всем доказательствам науки.
И сквозь расщелину в горах,
Под сводами святой пещеры
Вливается елеем страх
Страх Божий — в откровенье веры.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ПЕЩЕРНЫМ ХРАМАМ СПАССКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

При посещении монастыря необходимо помнить, что его основу составляет монашеская жизнь со своим особым внешним и внутренним устроением, отраженным в монастырском Уставе. Согласно этому Уставу определяются время совершения Богослужений, таинств и треб, а также время посещения обители паломниками и прихожанами, правила их поведения.

Просим вас, дорогие братья и сестры, придерживаться этих несложных правил и проявлять терпение и взаимное уважение друг к другу ради душевной пользы, которую вы хотите получить при посещении Святого места.

В Спасском женском монастыре проводятся экскурсии по пещерным храмам обители для организованных групп и паломников, прибывших частным образом.

Для организованных групп экскурсии проводятся по предварительной заявке, которую организаторы поездок должны сделать не менее чем за три дня до приезда по тел. 8(473-94)54-637. В случае каких-либо изменений, необходимо известить о них по указанному номеру телефона. Руководители групп должны объяснять участникам поездки правила поведения в монастыре и следить за порядком при посещении обители.

Время проведения экскурсий:

будни – с 9:00 до 17:00; накануне воскресных и праздничных дней, а также в сами эти дни – с11:00 до 16:00.

Время проведения экскурсий может меняться в зависимости от продолжительности Праздничных Богослужений и особенностей их совершения.

Заказ экскурсий только по тел. +7(951)-865-74-89 с 10:00 до 16:30.

Таинства крещения и венчания в монастыре не совершаются.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБИТЕЛИ:

При посещении святой обители необходимо помнить, что храмы и монастыри есть установление Божие. Цель этого установления – просветление души человека и его соединение с Богом. Чтобы посещение монастыря послужило нам на пользу, и мы не были осуждены за небрежное отношение к Святыне, необходим особый благоговейный настрой, который выражается в нашем внешнем и внутреннем поведении.

В храм следует приходить в чистой и опрятной одежде, как того требует святость места. Неразумно думать, что наша одежда никак не связана с нашей личностью, душой и будущей жизнью. Она отражает наше внутреннее состояние. Спаситель в Св. Евангелии говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7).

Поэтому не должно приходить в храм и обитель в соблазнительной одежде: в коротких и открытых платьях, шортах и чрезмерно облегающей одежде.

В Священном Писании говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5).

Поэтому женщинам христианкам не должно носить брюк, тем более приходить в них в обитель (храм) и участвовать в Церковных Таинствах.

Св. апостол Павел в 1-м Послании Коринфянам говорит, что женщина, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову. Покрытая голова – знак скромности и целомудрия.

Поэтому женщине должно находиться в храме с покрытой головой. Мужчина же должен снимать в храме головной убор в знак своего смирения перед Богом. (1 Кор. 11, 5-6).

Отношение к косметике в христианской традиции всегда было однозначным. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Неужели тебе мало того, что сотворил Бог? Следовательно, ты, считая себя искуснейшею художницею, принимаешься исправлять то, что создано Богом». При помощи косметики мы делаем лицо фальшивым – фальшивый цвет кожи, ресниц, губ. Любая фальшь есть ложь и не имеет ничего общего со Христом, Который есть Истина.

Поэтому, приходя в обитель и храм, чтобы предстать пред Всемогущим Истинным Богом со своими душевными нуждами, скорбями и надеждами необходимо помнить совершенную неуместность косметики.

Вспомним о Пресвятой Богородице, к помощи и заступничеству Которой мы так часто прибегаем. Красоте Ее чистоты и целомудрия удивлялись Ангелы. При этом Она отличалась столь же великой внутренней скромностью и смирением, отражавшимися во всем Ее внешнем облике. Постараемся не оскорбить нашу Пречистую Матерь своим непристойным видом и дерзким, неблагоговейным поведением, чтобы не усугубить наши грехи и не отягчить свое душевное состояние.

На территории монастыря не разрешается:

— заходить в жилые корпуса и хозяйственные постройки;

— снимать на фото- и видеокамеру духовенство, сестер обители, хозяйственные постройки, а также вести съемку внутри храмов;

— рвать цветы и траву;

— ходить по склонам гор, расположенным за пещерными храмами и специальными ограждениями;

— писать на стенах храмов, пещер и меловых див;

— транспорт размещается на стоянке и на территорию монастыря допускается только с благословения настоятельницы или замещающей ее сестры.

Костомарово, Спасский женский монастырь, www.kostomarovo.ru

Спасский женский монастырь с. Костомарово
Епархиальный женский монастырь

Более поздние исследователи пещерных монастырей Подонья считают, что их зарождение в этих местах происходило во времена иконоборческой ереси, т. е. в IIIV-X вв. Иконопочитатели, среди которых было большое число монашествующих, были вынуждены бежать от преследований в Палестину, Сирию, на Кавказ и в Крым, откуда некоторые из них перемещались на Средний Дон, где в толще меловых отложений сооружали великолепные пещерные храмы, следуя древней византийской традиции.

Позднее окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов сначала печенегов, половцев, татаро-монгол, а затем Крымских и Ногайских татар эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.

Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.

После революции 17-го года в его пещерах тайно совершали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники, среди которых особой известностью пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко).

В годы Великой Отечественной Войны во времена немецкой оккупации по свидетельству местных жителей в Костомаровских пещерах скрывались русские солдаты.

В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в Костомаровских пещерах официально было разрешено совершать богослужения. По свидетельству очевидцев, в это время в Спасском храме углубляют и расширяют пещерные ходы и создают второй предел в честь свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот период можно назвать третьим этапом в пещеростроительстве Спасского монастыря.

9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но промыслом Божиим этому плану не дано было осуществиться.

До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.

Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. До настоящего времени сохранился уникальный пещерный собор. Над его входом возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.

Далее на запад по склону расположен храм преподобного Серафима Саровского. Он был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.

Кроме храмов в меловой горе расположено несколько небольших пещер, в которых подвизались монахи-затворники. Одна из них, наиболее протяженная, носит название «Пещера покаяния». По преданию в ней священник принимал исповедь.

В 1993 году под руководством духовенства Острогожского благочиния Воронежской Епархии стали производиться работы по расчистке пещер, а в 1997 году был официально открыт Спасский женский епархиальный монастырь. В настоящее время на его территории восстановлены пещерные храмы, в которых совершаются богослужения, построены наземный храм Божией Матери «Взыскание погибших», жилые и хозяйственные корпуса. Первой настоятельницей монастыря была игумения Серафима (Иванова). Она управляла обителью с 1997 г. по 2007 г. С апреля 2007 года настоятельницей монастыря является игумения Елена (Золотухина). До перевода в Спасский женский монастырь она с 1992 года была насельницей Алексеево-Акатова женского монастыря г. Воронежа, где приняла монашеский постриг. В настоящее время в монастыре 36 насельниц, среди них одна схимница, 14 монахинь, 4 инокини, 17 послушниц.

С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.

Спасский женский монастырь находится в процессе становления монашеской жизни. В обители ежедневно совершаются богослужения. В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.

В среднем течении Дона (Воронежская область): пещерные монастыри Дивногорья и Костомарово

Меловые скалы и пещерные монастыри воронежского Придонья – пожалуй, самые известные достопримечательности области. Про Дивногорье слышали почти все, кто хоть немного интересуется туризмом в России. На самом деле, Дивногорьем этот пласт объектов не ограничивается: пещерных храмов на берегах Дона, состоящих в этих местах, в основном, из меловых пород, вырыто за века довольно много. Но многие из них заброшены, и смотреть там особо нечего. Потому мы посетили лишь 4 самых обустроенных монастыря, причем в один день (правда, короткий ноябрьский) уложиться не удалось.
Начали с Дивногорья, идеальной базой для посещения которого является Острогожск. Сначала поехали в музейную часть – к т.н. Большим Дивам – останцам, представляющим из себя выходы меловых пород на поверхность. Музей-заповедник Дивногорье, несмотря на ноябрь месяц, работал, причем, очень активно. Мы как раз успели догнать только что ушедшую очередную экскурсию (иначе пришлось бы ждать почти час). Сначала группа поднялась к скальному храму Сицилийской Божией Матери, который был вырыт в Больших Дивах еще в сер. XVII в, но затем активно расширялся и обустраивался вплоть до нач. ХХ в. Сейчас это двухуровневое сооружение – на первом этаже находится собственно церковь с обходной галереей для крестных ходов (также вырытой в скале, так как обойти останец снаружи не представляется возможным), а на втором – кельи монахов, трапезная и кухня – единственное помещение с окном. В церкви хранится список XVIII в с образа т.н. Сицилийской Божией Матери, который вроде бы принесен был из Италии и прославился как чудотворный в XVIII в, после того как, по преданию, крестный ход с этой иконой остановил чуму в соседних поселениях.
Экскурсия по музею-заповеднику длится более двух часов и весьма интересна: помимо церкви, экскурсантов водят к Маяцкому городищу, где некогда была алано-булгарская крепость VIII-IX вв, находящаяся в зависимости от Хазарского каганата. Эти земли вплоть до XVII в были частью Великой Степи. Их населяли аланы, булгары, сарматы, скифы и славяне. От городища нынче остался только оплывший земляной вал VIII-IX вв, да несколько предметов, найденных в земле и разобранных по окрестным музеям. Рядом был также некрополь, но туда туристов не водят, так как на месте смотреть нечего. Есть здесь еще этнографическая экспозиция — реконструкция глиняных жилищ, но мы к ним не пошли – спешили дальше по маршруту.
А следующий пунктом программы был Дивногорский Успенский монастырь, где над отреставрированным храмом Успения 1880-1886 гг, стоящим в глубокой низине, есть скальная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1846 г), состоящая из двух помещений и множества ходов, по которым мы немного походили (но недалеко, боялись заблудиться : )
Вид со склы на Большие Дивы (скальная церковь Сицилийской иконы Божией Матери (XVII в)) и живописную долину реки Тихая Сосна.
Еще один вид с Маяцкого городища на долину реки Тихая Сосна, где она впадает в Дон.
Вдалеке виден Копанищенский меловой карьер.
Табор тургруппа уходит в небо 🙂 К церкви Сицилийской иконы ведет длинная и высокая железная лестница.
А рядом другие останцы.
Наконец-то взобрались. Скальная церковь Сицилийской иконы Божией Матери (XVII в) снаружи и внутри.
Икона Сицилийской иконы Божией Матери (XIX в) и обходная галерея храма, вырытая в скале (обойти скальную церковь снаружи невозможно).
Помещение кухни — единственное с окном.
На вершине скалы — оплывшие валы Маяцкого городища (VIII-IX вв).
Маяцкому могильнику посвящен отдельный стенд, но туристам там смотреть нечего.
Хорошо, что мы были здесь в ноябре, когда эта табличка не слишком актуальна.
А это уже Малые Дивы — Дивногорский Успенский монастырь. Поднимаемся к скальной церкви Рождества Иоанна Предтечи, которую датируют 1846 г, хотя рыть здесь пещеры стали еще в XVII в, а может, и раньше.
Вот так с фасада выглядит церковь Рождества Иоанна Предтечи (1846 г). Рядом останец, из которого пытались сделать колокольню.
Отсюда открывается прекрасный даже в такую погоду вид на долину Дона, монастырь и Успенский собор (1880-1886 гг).
Главный неф Иоанно-Рождественской церкви и пещеры вокруг нее.
Часовня внутри пещер.
Наверное, самым впечатляющим пещерным монастырем Воронежской области является Костомаровский, расположенный где-то в 60 км от Дивногорья. Здесь в массивной меловой скале вырыто несколько пещерных церквей. Все они сейчас как-то оформлены и содержатся в порядке. И все их можно посетить, пройдя вдоль благоустроенной тропы, проложенной прямо по склону скалы. Но самое впечатляющее здесь – пещерная церковь Спаса Нерукотворного образа, что находится внутри большого мелового останца. Рядом же стоит самое замечательное сооружение монастыря — звонница, представляющая из себя два естественных меловых выхода, соединенных переходом, в котором и размещены колокола.
Один из самых фотогеничных видов воронежских скальных монастырей — импровизированная звонница храма Спаса Нерукотворного образа.
Центральное место в комплексе пещер занимает церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь Спаса Нерукотворного Образа строилась в несколько этапов — в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX вв. Это обширное помещение, поддерживаемое 12 меловыми столбами (фотографировать внутри нельзя, единственное фото сделано контрабандой).
Вход в пещеру Покаяния, где обитали монахи, принимавшие исповедь.
Монахи-исповедники обитали вот в таких кельях. Зелень на стенах — это плесень (видимо, условия жизни в этих пещерах были весьма непростыми).
На переднем плане — церковь Серафима Саровского, заложенная в 1903 г, достроенная уже в наши дни. Далее под башенкой — вход в монашеские кельи.
С этой точки прекрасно видны несколько основных пещерных храмов Костомаровского монастыря, соединенные оборудованной тропой.
Помимо пещерных храмов и келий Костомарово замечательно живописными пейзажами, которые прекрасно видны отсюда.