Все русские философы

Ранняя русская философия IX – XVIII веков. 106

Можно выделить следующие четыре основных этапа русской философии:

1) Ранняя русская философия IX – XVIII веков, которая охватывает:

а) период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;

б) философию периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);

в) философию XVIII века;

2) Философия XIX века, в котораявключала в себя ряд направлений: декабристское, монархическое, западническое и славянофильское, революционно-демократическое, атеистическое, теологическое, философию космизма и др.;

3) Русская (и советская) философия XX векапредставленная, главным образом, философией марксизма-ленинизма, философией космизма, естественно-научной философией и философией «русского зарубежья».

4) Постсоветская российская философия (конец ХХ – начало ХХI века).

Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Русиотносится к IX – XIII вв. Он соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Основными темами ранней русской философиибыли: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство, право и природа. Среди наиболее ярких представителей философииуказанного периода выделяются:

· Иларион (середина XI в.), который в основном произведении «Слове о Законе и Бла­годати», популяризировал и анализировал хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси;

· Владимир Мономах (1053 – 1125), который в основном произведении «Поучение», своеобразном философском морально-нравственном кодексе, дает поучения потомкам, анализирует проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

· Климент Смолятич (ум. после 1164), который в произведении «Послание пресвитеру Фоме», затрагивает философские проблемы ра­зума и познания;

· Филипп Пустынник (XI в.), который в произведении «Плач» за­трагивает проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства(Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII – XVII века. Главными темами, характерными для данного периода фило­софии,являлись: сохранение русской духовности, христианство, борьба за освобождение, устройство государства, познание. Среди видных философов данного периода особенно выделяются:

· Сергий Радонежский (XIV в.) – философ-богослов, основ­ными идеалами которого были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

· Философий (XVI в.), который также занимался вопросами христи­анского богословия, отстаивал идею преемственности хри­стианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Кон­стантинополь – Москва;

· Максимилиан Грек (1475 – 1556), который отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;

· Андрей Курбский (1528 – 1583), который был идеологом оппозици­онной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

· Нил Сорский (1433 – 1508) и Вассиан Патрикеев (1470 – после 1531), которые выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы­ваемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосиф­лян», т.е. сторонников сохранения прежних церковных устоев);

· Аввакум (1620 – 1682) и Никон (1605 – 1681), которые также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум – за сохранение старых обрядов;

· Юрий Крижанич (1618 – 1683), который выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

Русская философия XVIII векавключает два основных этапа в своем развитии: во-первых, философию эпохи петровских реформ и, во-вторых, материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII века.

К первому направлению (эпохи петровских реформ)относится творчество Феофана Прокоповича (1681 – 1736), Василия Никитича Татищева (1686 – 1750) и Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708 – 1744). Основной направленностьюих философии была социально-политическая проблематика: вопросы устройства монархии, императорской власти, ее божественности и нерушимости, прав императора (казнить, миловать, самому назначать на­следника и других), войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и другими.

Основными представителями материалистического направле­ниябыли:

· Михаил Васильевич Ломоносов(1711 – 1765), который в философии был сторонни­ком механистического материализма. Им была заложена мате­риалистическая традиция в русской философии, а также выдвинута атомическая («корпус­кулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших час­тиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад;

· Александр Николаевич Радищев(1749 – 1802), который также, как и Ломоносов, стоял на последовательно материалистических позициях стоял. В частности, в работе «О человеке, его смертности и бессмертии» Радищев полемизировал с представлением о бессмертии души. С его точки зрения, душа человека смертна, поскольку тот факт, что душа бессмертна, нельзя доказать на опыте: его можно принять лишь на веру. Помимо обоснования материали­стических начал бытия Радищев большое внимание уделил со­циально-политической философии. Ее кредо: борьба против самодержавия, за народовластие, правовую идуховную свободу, торжество права.

Философская мысль в россии Этапы развития философской мысли в России

Русская философия развивалась в контексте русской культуры и представляет собой оригинальное образование в мировой философской мысли. Тесная связь с культурой позволяет выделить этапы развития философской мысли, соответствующие этапам изменения русской культуры с XI по XIX век включительно.

Первый этап XI–XVII вв. можно разделить на древнерусский (культура Киевской, или домонгольской Руси), и средневеково-русский (культура государства Московского).

Христианизация (988 г.) тесно связала Древнюю Русь с Византией. Значение этого этапа в выработке принципиально новых, в сравнении с языческими, представлений о мире как творении бога, о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души.

Первым древнерусским философом можно считать киевского митрополита Иллариона (XI в.). В своем произведении «Слово о законе и благодати…» он, опираясь на Ветхий завет, обосновывал включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света (т.е. Христа, называемого «благодатью») над тьмой язычества.

В XIV в. сильное влияние на русскую мысль оказал исихазм(от греческого «исихия» – безмолвие) – религиозное движение, включающее в себя монашескую практику безмолвной, «умной» молитвы. Исихасты отрицали возможность познания божественной сущности. Они различали сущность и энергию, которая пронизывает всё сотворенное бытие и даёт возможности познать бога через творения.

В начале XVI в. возникают философско-политические течения. Игумен псковского Елеазаровского монастыря Филофей изложил концепцию светской власти, высшим назначение которой является сохранение единственно истинного, православного христианства. Искусство власти оказалось здесь подчинённым решению вселенской задачи – утверждению и охранению идеала «Москва – третий Рим».

Другая философско-политическая мысль развивалась в русле еретических движений. Так называемая «московско-новгородская» ересь утверждала особый образ государя, советующегося со своими приближёнными и опирающегося на особое искусство управления. Народ выступают как объект абсолютной опеки, повинующийся царю, укрепляющему законность и любящему народ, следящему за порядком и «грозному».

Второй период в становлении русской философии (конец XVII – нач. XIX в.) открывается реформаторской деятельностью Петра I, нацеленной на европеизацию России. Московское государство становится Российской империей. Идеал православной «святой Руси» замещается идеалом сильного светского государства. Традиционная философия продолжала существовать в духовных учебных заведениях: Киевомогилянской академии (Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Георгий Конисский), Московской духовной академии.

С основанием в 1755 г. Московского университета начинается процесс секуляризации философии и её постепенного отхода от средневеково-византийских образов.

Михаил Васильевич Ломоносов(1711–1765) был не только ученым, литератором, но и оригинальным мыслителем. Один из основоположников новой светской культуры, Ломоносов считал, что научное и культурное творчество требует высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.

Известный русский историк князь Михаил Михайлович Щербатов(1733–1790), мыслитель консервативного направления опирался в своих оценках в работе «О повреждении нравов в России» на идеи естественного права. Философия, по мнению князя, нужна, прежде всего, для «исправления нравов». В произведении «Путешествие в землю Офирскую» дан образ идеального государства.

В процессе секуляризации духовной жизни России XVIIIв. свою роль сыграла идеология масонства. Масоном был видный просветитель-гуманистНиколай Иванович Новиков(1744–1818). Издатель, публицист, талантливый моралист, он активно пропагандировал идеалы естественного равенства людей, филантропии, протестовал против бесправного положения крепостных.

Трагическая фигура Александра Николаевича Радищева (1749–1802) занимает особое место в русской истории. Автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» для многих поколений интеллигенции стал символом борьбы за равноправие, человеческое достоинство, духовную и социальную свободу. Критикуя социальные пороки российской жизни, Радищев отстаивал идеал нормально-естественного жизнеустройства. В царящей в обществе несправедливости он видел в буквальном смысле социальное заболевание. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» он признавал неразрывную связь природного и духовного начал в человеке, сочувственно относился к идеям бессмертия.

Третий этап русской философии берёт начало со второй четверти XIX в. когда формируется национальный литературный язык, рождается классическая литература, а вместе с ней и национальное русское самосознание. Доминирующей становится тема специфичности, особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории.

Проблемное поле русской философии XIX в. распадается на три сравнительно независимые, но тесно связанные сферы: познания, действия, ценностей (нравственности). В каждой из сфер наблюдается альтернативная ориентация на определённый идеал. В сфере познания это идеал знания (духовности), задаваемый либо религией, либо наукой. В сфере действия – идеал социальности, представляемый либо монархией, либо демократией (в вариантах: либерализм, социализм, анархизм). В сфере ценностей – идеал человека, определяемый либо через коллективность (государство, народ, общину, церковь), либо посредством личностных, индивидуальных атрибутов (разумность, нравственное чувство, природа человека). Таким образом, русская философия предстаёт как многообразие философских доктрин, систем, школ и традиций, организованных вокруг двух полюсов – «философии тотальности» (целостности, коллективности) и «философии индивидуальности». И в этом специфическая особенность русской философии XIX в.

Будучи органичной частью мировой философии, русская философская мысль включала ее проблематику. Начало XIX в. – это период эклектических исканий и влияний французского просвещения и кантианства, в духовно-академической среде имеет место ориентация на философию Платона. С 20-х годов происходит обращение к Шеллингу и Гегелю. Споры о разумности мира, о развитии мира по законам разума, начатые Гегелем и подхваченные русскими образованными людьми, затягиваются на целое столетие. На фоне этих общих вопросов рождались типично русские: «Где магистраль современной истории? Кто кому должен указывать её – Запад России, или Россия Западу?»

Философия (стр. 10 )

· Теоцентризм

Задача 91

Системно-рационализированное мировоззрение, имеющее национальный и личностный характер — …

· Наука

· Религия

· Мифология

· Философия

Задача 92

Мировоззренческая установка, абсолютизирующая свободу человеческого целеполагания, волеизъявления и действия характеризуется как…

· Анархизм

· Прагматизм

· Теологизм

· Волюнтаризм

Задача 93

Познание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей и тенденций развития дает …

· Конкретную истину

· Экзистенциальную истину

· Относительную истину

· Конвенциональную истину

Задача 94

Первая посылка сенсуализма состоит в том, что единственный источник наших знаний — …

· Представления

· Воображение

· Фантазия

· Ощущения

Задача 95

Результат творческой деятельности, отличающийся принципиальной новизной, называется:

· Предложением

· Нововведением

· Рационализацией

· Изобретением

Задача 96

Русский философ, центральными темами творчества которого были проблемы свободы, личности и творчества:

· С. Франк

· Н. Бердяев

· В. Розанов

· В. Соловьев

Задача 97

Доказательные, проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия составляют область ___ знания.

· Вненаучного

· Обыденного

· Научного

· Донаучного

Задача 98

Влиятельное направление в современной философии, связанное с именем Эдмунда Гуссерля, — …

· Постмодернизм

· Неотомизм

· Феноменология

· Герменевтика

Задача 99

Пространство и время рассматриваются как самостоятельные, ни от чего не зависящие сущности в ___ концепции

· Реляционной

· Детерминистской

· Субстанциальной

· Сциентистской

Задача 100

Видом духовного производства в области эстетического освоения мира является…

· Религия

· Образование

· Наука

· Искусство

Задача 101

Способ бытия человека – это:

· Экзистенция

· Жизнь

· Государство

· Общество

Задача 102

Интуитивные способности человека относятся к сфере…

· Бессознательного

· Рефлексивного

· Сознательного

· Инстинктивного

Задача 103

Высказывание «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит …

· Аристотелю

· Эпикуру

· Диогену

· Сократу

Задача 104

Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается…

· Теоцентризм

· Антропоцентризм

· Наукоцентризм

· Космоцентризм

Задача 105

Представителями эмпиризма в философии XVII века являются…

· Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гоьбах

· П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш

· Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

· Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк

Задача 106

К числу людей, угадавших на рубеже XX в. Общие тенденции развития природы и общества, следует отнести …

· О. Шпенглера

· Э. Маха

· В. Розанова

· В. Вернадского

Задача 107

Учение о двух субстанциях, «мыслящей» и «протяженной» развивал …

· Декарт

· Спиноза

· Гегель

· Лейбниц

Задача 108

Срастание науки с техникой в единую систему, радикально изменившую жизнь человека, общества, состояния биосферы, называют ____ революцией.

· Научной

· Технической

· Научно-технической

· Компьютерной

Задача 109

Действие случайных факторов придает законам:

· Вероятностный характер

· Динамический характер

· Стихийный характер

· Непостоянный характер

Задание 110

Принцип верификации, выдвинутый неопозитивизмом, связан с таким критерием научного знания как…

· системность

· объективность

· доказательность

· рациональность

Задание 111

Современная философия, отрицающая разумность мира, его закономерный характер, характеризуется как…

· мистическая

· алогичная

· иррационалистическая

· волюнтаристская

Задание 112

Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется…

· провиденциализмом

· дуализмом

· скептицизмом

· плюрализмом

Задание 113

Центральное понятие философии Гегеля…

· Всеединство

· Мировая воля

· Бог

· Абсолютная идея

Задание 114

Социально-политическое неравенство в обществе обозначается понятием –

· класс

· элита

· страта

· партия

Задание 115

Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта стало рассматриваться в:

· английском Просвещении

· французском Просвещении

· немецкой классике

· итальянском гуманизме

Задание 116

Средневековая схоластика ориентирована на учение…

· Аристотеля

· Протагора

· Сократа

· Платона

Задание 117

Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является…,

· интенциональность

· материальность

· идеальность

· субъективность

Задание 118

Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал…

· М. Бакунин

· Ф. Ницше

· К. Маркс

· А. Камю

Задание 119

Философское учение о прекрасном, в т. ч. в искусстве и художественной деятельности

· эстетика

· искусствознание

· культурология

· этика

Задание 120

Объективность, доказательность, системность, проверяемость характеризуют…

· экзистенциальную истину

· конвенционал

· операциональную истину

· научную истину

Задание 121

· естественнонаучного

· технологического

· механического

· технократического

Задание 122

Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, людей и их взаимоотношений, действующих в данный момент на его органы чувств, квалифицируют как…

· интуицию

· ощущение

· мышление

· восприятие

Задание 123

Эмпирическую основу научного знания составляют:

· противоречия

· проблемы

· факты

· гипотезы

Задание 124

Государство и политические партии являются институтами ___ общества

· авторитарного

· тоталитарного

· теократического

· гражданского

Задание 125

Умозрительное истолкование природы и её феноменов без опоры на опытное естествознание называют …

· натурфилософией

· рационализмом

· метафизикой

· социал-дарвинизмом

Задание 126

Выдающийся деятель Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости» — …

· Э Роттердамский

· Т. Мор

· М. Монтень

· Н. Кубанский

Задание 127

Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой…

· редукцию

· прогресс

· круговорот

· движение

Задание 128

«Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания», — писал…

·

·

·

·

Задание 129

Обоснование ценности человека и его свободы, решение вопроса о смысле жизни связано с____________ функцией.

· критической

· идеологической

· гуманистической

· аксиологической

Задание 130

Появление светского типа философствования в России происходит в…

· XX в.

· XIVв.

· ХVIII в.

· XVIв.

Задание 131

Идейным источником экзистенциализма наряду с герменевтикой и философией жизни является…

· психология

· феноменология

· антропология

· социология

Задание 132

Развитие личности предполагает формирование

· рассудка

· самосознания

· Сверх-Я

· интеллекта

Задание 133

В основе философской картины мира лежит…

· вопрос об отношении мышления к бытию

· размышления философов

· признание многообразия мира

· осмысление научных открытий

Задание 134

Объективная причинная обусловленность явлений и процессов называется:

· объективизмом

· детерминизмом

· каузальностью

· самоорганизацией

Задание 135

Идеациональную, идеалистическую и чувственную стадии в развитии культуры выделял…

· А. Тойнби

· О. Шпенглер

· П. Сорокин

· К. Леонтьев

Задание 136

С точки зрения А. Тойнби цивилизация может избежать гибели, если…

· будет достигнуто единение в духе

· будут решены экологические проблемы

· будут решены социально-экономические проблемы

· будет достигнут высокий уровень технического развития

Задание 137

Осуществление субъектом анализа собственной деятельности и явлений сознания называется…

· мышлением

· рефлексией

· интроспекцией

· психикой

Задание 138

· Химические

· Динамические

· Статистические

· Физические

Задание 139

Социальная философия – это максимально обобщенное знание о(об)…

· Культуре

· Обществе

· Человеке

· Природе

Задание 140

Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии…

· Возрождения

· Просвещения

· Позитивизма

· Марксизма

Задание 141

ЛаоЦзы является основателем…

· Легизма

· Даосизма

· Школы пяти элементов

· Конфуцианства

Задание 142

Культура ХХ века характеризуется как культура…

· Упадка

· Модернистская

· Постмодернистская

· Техницистская

Задание 143

Положительное значение предметов и явлений с точки зрения чьих-либо интересов есть…

· Благо

· Счастье

· Добро

· Польза

Задание 144

Этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» придерживается…

· Эгоизм

· Сциентизм

· Альтруизм

· Гедонизм

Задание 145

Сознание есть проявление человеческого:

· Воли

· Духа

· Совести

· Интуиции

Задание 146

Величайшая заслуга немецкой классической философии связана с разработкой:

· Метафизики

· Диалектики

· Софистики

· Схоластики

Задание 147

Концепция, согласно которой во все времена и у всех народов историю делают творческие меньшинства, получила наименование теории…

· Либерализма

· Радикализма

· Индивидуализма

· Элиты

Задание 148

С точки зрения реляционной концепции пространство и время:

· Пространство n-мерно, время одномерно

· Трехмерное пространство не зависит от одномерного времени

· Время также обратимо, как и пространство

· Образуют четырехмерный континуум

Задание 149

Личность, обладающая особыми качествами, отличающими ее от большинства людей, характеризуется как …

· Невротическая

· Оригинальная

· Выдающаяся

· Харизматическая

Задание 150

Концепция «человека играющего» была разработана…

· С. Кьеркегором

· М. Шелером

· А. Шопенгауэром

· Й. Хейзинга

Задание 151

Идею права как условия формирования гражданского общества дали миру…

· Древние римляне

· Гуманисты Возрождения

· Древние греки

· Французские Просветители

Задание 152

В основе натурфилософии Возрождения лежит…

· Эстетизм

· Гуманизм

· Деизм

· Пантеизм

Задание 153

Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных…

· Методов

· Школ

· Концепций

· Традиций

Задание 154

Формируя мировоззрение в соответствии с достижениями науки и существующей социальной действительностью, философия реализует ________функцию.

· Гуманистическую

· Объяснительно-информационную

· Идеологическую

· Аксиологическую

Задание 155

Понимание как метод познания обосновывалось по отношению:

· Антропологии

· Естествознанию

· Психологии

· Гуманитарному знанию

Задание 156

Наука начинает определять развитие техники в …

· ХХ веке

· XVIII веке

· XVII веке

· XV веке

Задание 157

Бытие как объективная реальность обозначается термином

· Сознание

· Материя

· Субстрат

· Вещество

Задание 158

В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется…

· Замыслы Бога

· Деятельность элиты

· Великие личности

· Классовая борьба

Задание 159

«Как фантастическое отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни», — именно так выразили сущность религии…

· Атеисты

· Позитивисты

· Идеалисты

· Богословы

Задание 160

Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют…

· Художественным

· Обыденным

· Научным

· Философским

Задание 161

Философская картина мира связана с …

· Проблемой синтеза веры и знания

· Вопросом об отношении мышления к бытию

· Размышлением философов

· Осмыслением научных открытий

Задание 162

У сторонников _________истиной считается все, что полезно.

· Прагматизма

· Неотомизма

· Экзистенциализма

· Марксизма

Задание 163

Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т. е. философом, был

· Гераклит

· Фалес

· Платон

· Пифагор

Задание 164

Разрабатывая определенные представления о ценностях, формируя социальный идеал, философия выполняет ___ функцию.

· Гуманистическую

· Идеологическую

· Аксиологическую

· Прагматическую

Задание 165

Признание независимого существования биологического социального в человеке характеризуется как:

· Дуализм

· Кентавризм

· Психофизический параллелизм

· Субстанциализм

Задание 166

К эллинистическому периоду древнегреческой философии относится школа:

· Милетская

· Эпикурейцев

· Элеатов

· Пифагорейцев

Задание 167

Философом, предложившим понятие «осевой эпохи» для объяснения единства мировой истории, является…

· К. Ясперс

· К. Маркс

· А. Тойнби

· О. Шпенглер

Задание 168

Обширную сферу сознания, связанную с непосредственным отношением человека к ситуации, событиям и существующую в форме переживаний, составляют…

· Эмоции и чувства

· Рассудок и разум

· Воображение и фантазия

· Память и внимание

Задание 169

Способ достижения цели в процессе познания и освоения действительности называется…

· Представлением

· Мышлением

· Экспериментом

· Методом

Задание 170

Рациональность является характерной чертой…

· Религии

· Искусства

· Мифа

· Науки

Задание 171

Культура отдельных групп, отличающихся особенностями речи, манерой поведения и стилем в одежде, называется…

· Элитарной культурой

· Субкультурой

· Антикультурой

· Массовой культурой

Задание 172

Обоснование веры как важнейшего фактора достижения успеха дается в:

· Прагматизме

· Философии жизни

· Экзистенциализме

· Позитивизме

Задание 173

Гносеология – это философское учение о …

· Бытии

· Познании

· Человеке

· Природе

Задание 174

Знание, соединенное с верой в него, есть …

· Убеждение

· Заблуждение

· Рассуждение

· Мнение

Задание 175

Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными…

· Аристотелем

· Декартом

· К. Марксом

· Гегелем

Задание 176

Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, например, с нормами …

· Морали

· Вседозволенности

· Эгоизма

· Анархии

Задание 177

Философская позиция Дж. Беркли и Д. Юма характеризуется как:

· Абсолютный идеализм

· Объективный идеализм

· Материализм

· Субъективный идеализм

Задание 178

Триада – Вера, Надежда, Любовь – впервые высказана…

· В светской культуре и философии

· В христианской философии

· В искусстве

· В науке

Задание 179

Сущность сознания с позиции диалектического материализма…

· Диалектична

· Противоречива

· Идеальна

· Материальна

Задание 180

Способность человека к нравственному самоопределению называется…

· Волей

· Разумом

· Свободой

· Совестью

Задание 181

Как рациональное знание о действительности, выявляющее ее сущность, философия выступает в качестве…

· Идеологии

· Мировоззрения

· Науки

· Искусства

Задание 182

Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая, культурная интеграция человечества выражается в понятии…

· Идеологизция

· Технологизация

· Информатизация

· Глобализация*

Задание 183

Классическое определение истины как суждения, соответствующего действительности, впервые было дано …

· Тертуллианом

· Марксом

· Гегелем

· Аристотелем

Задание 184

Детерминизм отрицает существование…

· Развития

· Случайности

· Закономерности

· Необходимости

Задание 185

Тезис об определяющей роли общественного бытия по отношению к сознанию обосновывается…

· З. Фрейдом

· М. Вебером

· О. Контом

· К. Марксом

Задание 186

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано …

· Натурфилософией

· Физикализмом

· Теорией относительности

· Синергетикой

Задание 187

Свобода предполагает ответственность как за свою жизнь, но и за все, что происходит в мире с точки зрения …

· Экзистенциализма

· Глобализма

· Гуманизма

· Либерализма

Задание 188

Ценность познания как средства для укрепления веры в средние века обосновывал…

· Ф. Аквинский

· Августин

· У. Оккам

· Тертуллиан

Задание 189

Греческая мысль зародилась в городах Иовии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в…

Дельфах

Спарте

Эретрии

Афинах

Задание 190

Хранительницей вневременных ценностей и сегодня продолжает оставаться…

Право

Политика

Религия

Риторика

Задание 191

Группа учений, так или иначе, отрицающих реальность причинных связей в природе, обществе, познании или, по крайней мере, не признающих всеобщность таких связей, обозначают понятием

Волюнтаризм

Индетерминизм

Нигилизм

Детерминизм

Задание 192

Социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, общественную и личную жизнь, характеризуется как:

Плюрализм

Тоталитаризм

Централизм

Фашизм

Задание 193

Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельность называется _____ познания.

Субъектом

Целью

Объектом

Средством

Задание 194

Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется…

Счастьем

Эйфорией

Наслаждением

Добродетелью

Задание 195

Решение вопроса о смысле жизни связано с ____ функцией философии

Методологической

Эвристической

Мировоззренческой

Информационной

Задание 196

В развитий культуры этапы ранней мифосимволистической, высокой метафизическо-религиозной и поздней, переходящей в цивилизацию, выделял:

О. Конт

П. Сорокин

Н. Данилевский

О. Шпенглер

Задание 197

Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно вопроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием…

Психика

Ощущение

Сознание

Интроспекция

Задание 198

Достижении науки, воплотившееся в технике становятся важным фактором развития общества в…

XX веке

XVIII веке

XVII веке

Древности

Задание 199

К числу людей, угадавших на рубеже XX веке общие тенденции развития природы и общества, следует отнести…

О. Шпенглера

Э. Маха

В. Розанова

В. Вернадского

Задание 200

Немецкий кардинал, учение которого о совпадении противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира:

Н. Коперник

Н. Кузанский

Дж. Бруно

Г. Галилей

Задание 201

Индукция и дедукция относятся к ____ методам познания.

Теоретическим

Общелогическим

Рациональным

Математическим

Задание 202

Понимание человека как микрокосма характерно для философии…

Античности

Нового времени

Возрождения

Современности

Задание 203

Сценарий «столкновения цивилизаций» в 21 веке был выдвинут…

Ф. Фукуямой

С. Хантингтоном

Д. Беллом

А. Панариным

Задание 207

Формирование современной научной картины мира связано с открытиями в:

Космонавтике

Психологии

Биохимии

Квантовой физике

Задание 208

Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», созданной мыслителями…

Германии

Италии

Франции

Англии

Задание 209

Наряду с трудом и обществом необходимым фактором формирования человеческого сознания является…

Речь

Критичность

Мышление

Духовность

Задание 210

Обожествление природы характерно для _____ мировоззрения:

Мифологического

Религиозного

Натуралистического

Космического

Задание 211

Обоснование материального единства мира в XIX веке было дано с точки зрения идеи…

Прогресса

Динамики

Детерминизма

Развития

Задание 212

Метод глобального моделирования уперспективам развития человечества впервые был применен:

Учеными Сольвеевского центра

Учеными Венского кружка

Исследователями калифорнийского университета

Исследователями Римского клуба

Задание 213

Фейербаха характеризуется как…

Стихийный материализм

Механистический материализм

Антропологический материализм

Наивный материализм

Задание 214

Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познавания…

Пресонализм

Структурализм

Герменевтика

Номинализм

Задание 215

Философское учение о прекрасном, в т. ч. искусстве и художественной деятельности

Эстетика

Этика

Искусствознание

Культурология

Задание 216

Способность человека находить удачное решение научных, профессиональных жизненных задач без осознания путей и условий своего решения, называют…

Сенсорикой

Интуицией

Узнаванием

Талантом

Задание 217

Создатель этической системы, в основе которой лежат две основные идеи – безусловнаясамоценность человека и долг перед людьми — …

Архимед

Кант И.

Задание 218

Понимание личности как активного, творческого начала, порождающего мир, характерно для…

Психоанализа

Марксизма

Экзистециализма

Персонализма

Задание 219

Идеи и концепции признаваемые в качестве научных отдельными учеными относятся к…

Парадигме

Философии

Паранауке

Лженауке

Задание 220

Обоснование ценности человека и его свободы, решение вопроса о смысле жизни, связано с _______ функцией.

Гуманистической

Идеологической

Критической

Аксиологической

Задание 221

Демократизация предполагает…

Разделение власти на законодательную и исполнительную

Формирование гражданского общества и правового государство

Утверждение частной собственности

Создание политических институтов

Задание 222

Под заблуждением принято понимать…

Несоответствие действительности

Ограниченность знаний

Сознательное искажение информации

Зависимость от чужого мнения

Задание 223

Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть…

Наблюдения

Эксперимент

Моделирование

Конструирование

Задание 224

Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по , называется…

Вселенной

Природой

Миром

Задание 225

Распространение марксизма в России связано с именами…

В. Белинского и М. Бакунина

П. Лаврова и Н. Михайловского

Н. Чернышевского и А. Герцена

Г. Плеханова и В. Ленина

Задание 226

«религия существует постольку, поскольку существует Бог и его творение человек, ощущающий присутствие Творца», — заявляют…

Атеисты

Позитивисты

Нигилисты

Теисты

Задание 227

Создатель «Утопии», описывающей картину идеального общества без частной собственности – это…

Томас Мор

Платон

Аврелий Августин

Томаззо Кампанелла

Задание 228

Вульгарно-материалистическая трактовка сознания связана с именами:

Ламерти, Гольбаха и Кондильяка

Бюхнера, Фохта и Молешотта

Канта, Фихте и Шеллинга

Маркса, Энгельса и Ленина

Задание 229

Основные положения христианской религии были сформулированы мыслителями эпохи «отцов Церкви»,т. е. — …

Рационализма

Эллинизма

Патристики

Схоластики

Задание 230

Настиками или отрицательными называли в Древней Индии представителей…

Индуизма

Буддизма

Материализма

Брахманизма

Задание 231

Утверждение свободы человеческого существования, предполагающей выбор человеком собственной сущности, характерно для…

Экзистенциализма

Постмодернизма

Марксизма

Персонализма

Задание 232

Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, назван термином…

Формация

Цивилизация

Культурно-исторический тип

Государство

Задание 233

Социальные явления и соответствующие им социальные процессы в материально-производственной, политико-правовой, духовной и социальной жизни принято называть:

· функциями общественной жизни

· элементами общественной жизни

· тенденциями общественной жизни

· сферами общественной жизни

Задание 234

· методологическая

· мировоззренческая

· аксиологическая

· критическая

Задание 235

Системой принято называть:

· сумму отдельных частей

· совокупность самостоятельных форм

· единство противоположностей

· целостность взаимосвязанных элементов

Задание 236

Философия представляет собой…

· набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей

· мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы

· сложившуюся картину мира, принятую специалистами

· систему взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

Задание 237

Вопрос о сущности сознания, его отношения к бытию традиционно именуют основным вопросом…

· мировоззрения

· культуры

· философии

· этики

Задание 238

Совокупность критериев, применяемых к оценке научного знания, носит название…

· идеала

· образца

· парадигмы

· нормы

Задание 239

Выражение «философия техники» было предложено немецким философом…

· Х. Ленком в конце XX в.

· Ф. Дессауэром в первой половине XX в.

· Э. Каппом в XIX в.

· К. Ясперсом в середине XX в.

Задание 240

Теория самоорганизации сложных систем называется…

· диалектикой

· майевтикой

· аналитикой

· синергетикой

Задание 241

Философское учение о бытии называется…

· диалектикой

· онтологией

· гносеологией

· логикой

Задание 242

Идейное течение, утверждавшее неизбежность развития России по пути западной цивилизации:

· либерализм

· западничество

· славянофильство

· народничество

Задание 243

Целесообразную деятельность людей, направленную на освоение, преобразование и использование природы и общества в целях удовлетворения исторически сложившихся потребностей, именуют…

· энтропией

· трудом

· работой

· энергией

Задание 244

Деление культуры на материальную и духовную носит ______________ характер.

· диалектический

· метафизический

· относительный

· абсолютный

Задание 245

Язык как проявление бессознательного рассматривается в творчестве…

· Ж. Лакана

· Р. Декарта

· Ф. Энгельса

· З. Фрейда

Задание 246

Создателем теории культурно-исторических типов, описанной в книге «Россия и Европа», является…

·

·

·

·

Задание 247

Выявление в науке сущности изучаемого явления, подведение его под закон называется…

· пониманием

· классификацией

· объяснением

· обобщением

Задание 248

Приоритет целей отдельных личностей над общественным утверждает…

· индивидуализм

· коллективизм

· персонализм

· гедонизм

Задание 249

Идея, что истина есть соответствие знания вещам, высказывалась…

· Беркли

· Фомой Аквинским

· Махом

· Аристотелем

Задание 250

Историю творят народные массы, частью которых являются выдающиеся личности, доказывал…

· Н. Макиавелли

· М. Вебер

· Платон

· Ленин

Задание 251

С точки зрения экзистенциализма человек задумывается над смыслом жизни в…

· от скуки

· пограничных ситуациях

· в состоянии опьянения

· при обращении к вере

Задание 252

Термин экзистенция впервые был введен:

· М. Хайдеггером

· Ж.-П. Сартром

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

русская религиозная философия

-112233

Русская идея и ее современное звучание.

Русская религиозная философия как самостоятельное явление духовной жизни сложилась в середине ХIХ века. Философские построения представителей этого направления имеют религиозное содержание, однако связь философии с религией основой принимает рациональный характер. Религиозная традиция в истории развития философской мысли в России была самой богатой и значительной в идейном отношении. Глубокий социально-политический кризис второй половины ХIХ века заставил мыслителей обратиться к теме о роли Церкви в жизни государства, о значении христианских ценностей в формировании общественного идеала. Перед религиозными мыслителями встала задача формировании целостного мировоззрения, в котором философский, религиозный, политический, социальный, культурный аспекты должны были образовать единую систему.

Русская религиозная философия в своем развитии прошла несколько этапов:

  1. начало этого направления философии в России связывают с именами славянофилов А.С. Хомякова и И.В. Киреевского;
  2. период формирования русской религиозной философии как системы в трудах В. С. Соловьева;
  3. религиозно-философский ренессанс начала ХХ в., который связан с именами С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Е. Н. и С. Н. Трубецких, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, П.А. Флоренского и других философов;
  4. период эмиграции, где закончили свою творческую деятельность большинство религиозных философов начала ХХ века.

Центральной идеей русской религиозной философии выступает идея всеединства, которая стала основанием для формирования целого философского направления – метафизики всеединства. философия всеединства оформилась в последней четверти ХIХ века Ее основоположником является В.С. Соловьев (1853 – 1900), который в своем философском труде «Кризис западной философии (против позитивистов)» наметил основную проблематику концепции всеединства.

Идея всеединства имеет ряд взаимосвязанных аспектов. В онтологическом аспекте всеединство представляет собой единство всего мира, Космоса, а также единство Бога и сотворенного им мира. Мировой процесс, по Соловьеву, — это процесс «собирания Вселенной», восхождения к всеединству.

В гносеологическом плане данная категория означает неразрывную связь религиозного, философского и научного познания, выражающуюся в системе «цельного знания». Каждый из этих видов познания выполняет свою функцию, ни один из них не может сам по себе давать истинного знания. Научное познание дает фактические сведения о природном мире. Философия – умозрительное знание, оно связано с воображением и дает возможность обобщения. Религиозное познание основано на вере, его цель – придать знанию нравственный смысл.

в социально-политическом аспекте принцип всеединства реализуется в идее свободной теократии, или цельного общества, — совершенного общественного устройства, в котором Церковь выступает в свободном внутреннем союзе с политическими и экономическими организациями.

В аксиологическом, нравственном аспекте всеединство проявляется в единстве абсолютных ценностей истины, добра и красоты. Нравственная оценка всех дел человеческих всегда была главной для Соловьева. В книге «Оправдание добра» он говорит о том, что любая область человеческой деятельности должна основываться на морали, что общественному прогрессу должен соответствовать прогресс нравственный.

Важнейший аспект концепции всеединства Соловьева — антропологический. Человек олицетворяет единство материального и духовного. В мировом процессе человек – не безличный элемент, он обладает творческими способностями, участвует в достижении миром гармонии. Человек – духовный центр мироздания, его великая миссия – соединение мира, от низших его ступеней до высших, с Богом. Выполняя эту миссию, человечество переходит в свое высшее состояние – оно становится Богочеловечеством. В антропологическом плане всеединство есть всечеловечество как свободное единство всех людей и всех дел человеческих и приобщение его к Богочеловечеству как величайшему христианскому идеалу.

В учении Соловьева намечены пути к достижению всеединства, начиная с осознания внутренней целостности природы и заканчивая становлением идеального Богочеловечества. По В.С. Соловьеву, всеединство предполагает теснейшую связь и постоянное взаимодействие духовного бытия и материальной природы. Формой соединения материальной природы и божественного, духовного начала является «истинное человечество». В.С. Соловьев рассматривает человечество не в метафорическом, а в реальном, эмпирическом смысле. Философ считает, что отрицание реальности этого целого невозможно в той же мере, в какой невозможно отрицание реальности племенных, национальных, классовых групп. Причем это единство будет истинным только при условии, что «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех».

Еще одна важная часть учения Соловьева, имеющая прямую связь с учением о всеединстве – софиология. София– Божественная Премудрость и «вечная женственность», «лучезарное и небесное существо». София – это высшее, надприродное начало, исходящее от Бога и являющееся посредником между Богом и человеком. Это божественная норма мира. София – это деятельное начало, особая энергия. Основные дефиниции Софии – Добро, Истина, Красота, главные принципы софийности – гармония, закономерность, сообразность. Движение мира к осуществлению всеединства возможно только на основе принципов софийности. София — она олицетворяет единство духовного и материального, судеб Неба и Земли и позволяет понять и почувствовать красоту единого мира.

Н.А. Бердяев (1874 – 1948) – видный русский мыслитель 1-й половины ХХ в., крупнейший представитель религиозного экзистенциализма («философии существования»). Как экзистенциалист, он различает понятия «бытие» и «существование». Бытием обладает материальный, предметный мир. Подлинным существованием обладает лишь духовное – субъекты. В сфере духовной жизни производятся оценки, творятся ценности, выводится смысл явлений. Бытие есть лишь смысл, который ему придает субъект. Цель философии – не в отражении действительности, а в улавливании ее смысла.

Бердяев говорил о существовании трех видов времени: космическое – представляет собой круговорот, историческое – линия, протянутая из прошлого в будущее, экзистенциальное – символизируется точкой, говорящей о движении духа вглубь, к свободе, которая первичнее не только бытия, но и Бога.

Понятие Бога у Бердяева больше философское, чем религиозное. Бог сотворил мир и человека, но не имеет власти над ними. Бог – это высший дух, это экзистенция. Бог не является чем-то внешним по отношению к личности, не существует вне личности, он сам своеобразная личность. Единственное доказательство существования Бога – это обладание человеком духовностью.

Экзистенциализм Бердяева является персоналистическим, т.к. под термином «дух» он понимает духов-личностей (божественную и человеческую). Каждый дух представляет собой деятельную единицу, несет в себе свободу и творчество. Духи-субъекты первичны по отношению к объектам, которые зависят от того смысла, которым его наделяет субъект. В этом Бердяев стоит на позициях субъективного идеализма.

Человек принадлежит двум мирам: божественному – миру духа и свободы и природному – миру материи и необходимости. Поэтому человек противоречив, он соединяет в себе высокое и низкое, в нем борются Бог и мир.

Человек, по Бердяеву, представляет собой сложное единство личности и индивида. Индивид – существо биологическое, подчиненное природной и общественной необходимости. Личность – явление духовное, ее суть – свобода и творчество. Бердяев не признавал положения о приоритете рода над индивидом, общества и государства над личностью. «Человеческая личность – единственная, неповторимая, независимая – есть верховная ценность». Однако личность существует только в общении с другими людьми.

Государство, власть, социальные нормы подавляют свободу человека. Люди начинают считать целью своей жизни технику, экономику и др. и перестают задумываться над смыслом жизни. Смысл истории – спасение человечества, возврат его к богу. Он негативно оценивал социальные революции; социалистическую революцию в россии рассматривал как способ порабощения человека, рождающий новые формы социальной несправедливости. Бердяев говорил о необходимости «революции духа», означающей творческое преображение мира. Человек достигнет внутренней свободы и примет другую систему ценностей, в которой духовность займет высшее место. Наступит богочеловеческое царство. В этом заключается смысл историософии бердяева.

В контексте русской религиозной философии сформировалось значительное для русской философии в целом идейное течение, в основе которого понятие «русская идея». Под русской идеей принято понимать комплекс проблем и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового целого, особенностями российской истории, русской культуры, народного характера и менталитета. Русская идея выступает как система философских, социологических, социально-психологических, этических, религиозных и других взглядов и представлений, выражающих особенности национального самосознания русской нации.

Русская идея имеет глубокие корни в древнейшей истории общественной мысли России. Ее истоки восходят к «Слову о законе и благодати» митрополита иллариона, в котором впервые был поставлен вопрос об историческом предназначении Руси. свое законченное, признанное классическим выражение она обрела в творчестве мыслителей второй половины ХIХ – начала ХХ веков. Сам термин «русская идея» был предложен Ф.М. Достоевским, систематизатором русской идеи как концепции выступил В.С. Соловьев (лекция «Русская идея», Париж, 1888 г.). В трактовке В.С. Соловьева и его последователей, национальная идея призвана выражать «функцию, которая возложена на ту или другую нацию» в общей жизни человечества.

В содержании русской идеи национальная индивидуальность не означает исключительности, а, напротив, свидетельствует о ценности, значимости каждого отдельного народа для человечества в целом. Формирование национальной идеи должно вести не к антагонизму народов, а к их движению в согласии с другими народами к свободному единству – об этом писали Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев. Поэтому русскую идею нельзя рассматривать в отрыве от другой центральной составляющей русской философии – концепции всеединства. Доминирующий мотив данных идей с позиций религиозно-философской – признание общечеловеческого значения христианской нравственности, призванной стать духовной основой объединения народов мира в единое целое, способствовать общечеловеческому прогрессу.

В условиях духовного кризиса современного общества, появления глобальных проблем, требующих для своего решения объединения усилий всех наций и государств, русская идея приобрела новое, современное звучание. Русская идея отличается универсальностью, многоплановостью содержания, она направлена на поиск путей развития – именно это обусловило обращение к ней как к теоретической основе преобразований во всех сферах общественной жизни. Русская идея может способствовать сплочению, единению русского народа и всего мирового сообщества на основе духовно-нравственных принципов, сложившихся в русской православной культуре.