Жития Александра Невского

Введение

Александр Ярославович Невский — князь, который занимает в российской истории особое место. В древнерусской истории он самый популярный персонаж. Описание Александра Невского говорит о том, что он был защитником Отечества, бесстрашным рыцарем, который посвятил жизнь своей родине. невский литературный агиографический жанр

Актуальность данного исследования определяется тем, что вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов. Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Житие Александра — это не биография, а описание самых значительных событий, которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. При этом в Житии много канонического, традиционного для этого жанра, поскольку проводится мысль о священности княжеской власти. Главная мысль Жития: «Не в силе Бог, но в правде».

Цель настоящей работы — рассмотреть житие Александра Невского как разновидность княжеских житий.

История написания Жития

«Житие» — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.

Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII-XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным. На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями и редакцией Софийской первой летописи.

Автором повести был вероятно книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Автор, сообщает, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний Самовидець есмь возраста его

Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский.

По предположению академика Д.С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл: Вне всякого сомнения, — Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников

По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин: Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263-1280 годами.

После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная вестьМитрополит же Кирил глаголаше:

Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской!

Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суздальстей!

Иереи и диакони, черноризци, нищий и богатии, и вси людие глаголааху:

Уже погыбаемь!

Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», тосам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита .

Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Житие Александра Невского, вероятнее всего, создано в конце XIII в., и было написано человеком лично знавшим князя. Здесь мы не видим четкого хронологического построения, подробного описания важных исторических, но видим восхваление мужественного война, защитника Русской земли — Александра Невского. Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра — картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов — героев .

Не сколько не умоляя литературно-исторического значения Жития, написанного просто и лирично в традициях воинской повести Древней Руси, необходимо отметить некоторый односторонний подход к описанию современниками событий тех лет. Задачу, стоящую перед авторами, на соответствующем их современности историческом рубеже они выполнили. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Житие Александра — это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика.

С исторической точки зрения в Житии много неточностей.

Например, шведский король не принимал участия в походе 1240 г. и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Житии нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: не сразу ясно, кто такой «король страны Римской из полуночной земли», о каком городе, построенном некими «от Западной стороны», идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем.

В Житии много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую. «Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли…» — так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, а современники это хорошо знали. В Житии изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: «Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, «пыхая духом ратным», «шатаясь от безумия», угрожая: «Если можешь, защищайся». Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою «на лице самого короля оставляет след своего копья». Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: «Не в силе Бог, но в правде». Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере. Князь не может снести похвальбы немцев: «Покорим себе славянский народ!» Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: «Пойдем и победим Александра, и захватим его». Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и «вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов, которые помогают представить, какой жестокой была сеча: «Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Слава о победах Александра разнеслась повсюду. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Во всем подобны князю и его воины. Автор Жития включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, «не имея страха в сердце своем». У каждого из шести свой ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Сава обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня. Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы положить свои головы за князя. Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Жития. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания о Давиде, Езекии, Соломоне, Иисусе Навине и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». И это помогает Александру «отмолить» русские полки от участия в походах монголо-татар.

Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: «О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!» Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. «Уже зашло солнце земли Суздальской!» — говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), «Уже погибаем!» — вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита, — кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании «о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Жития, его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Жития, «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хронографическая Александрия», «Девгениево деяние». Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл, который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Житие Александра Невского XIII в. явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV-XVI вв. (их более десяти). На долгое время Житие стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских произведениях древнерусской литературы.

Несмотря на свою досаду и гнев о потере рати, Святослав понимал, что дело проиграно, а потому, желая сохранить остатки дружины, послал на другой день утром к царю условия о мире; условия эти заключались в следующем: русские отдадут грекам Доростол и возвратят пленных; совсем оставят Болгарию и возвратятся на своих судах домой, для чего греки беспрепятственно их пропускают. Затем греки позволяют свободно привозить к ним из Руси хлеб, а посыпаемых в Царьград русских купцов считают, по старому обычаю, друзьями.

Цимисхий очень охотно принял предложение мира, так как считал, что неожиданно одержал победу над русскими только благодаря чуду, и послал на каждого из русской рати по две меры хлеба; всего получивших хлеб было двадцать две тысячи человек; таким образом, из шестидесятитысячной рати Святослава в боях под Доростолом погибло тридцать восемь тысяч храбрецов.

Святослав поплыл по морю в своих однодревках. Он хотел достичь Киева обычным путем, по Днепру, через пороги.

Свенельд советовал князю пойти степью на конях, но Святослав не послушался.

Печенегам же греками послано было сказать: «Вот идет Святослав домой в Русь с малой дружиной, взявши у греков многое богатство и налоги бесчисленные». Поэтому, когда Святослав подошел к порогам, то увидел, что они были уже заняты огромными полчищами печенегов. Пробиться сквозь них со слабыми силами было немыслимо, и Святослав решил зимовать на Днепре же, несколько пониже порогов, в Белобережье. Тут у русских не хватило хлеба, настал великий голод, и питались они, конечно, одной рыбой.

Весной следующего, 972 года Святослав все-таки пошел на пороги, где его ждал в засаде печенежский князь Куря, который напал на русских и перебил всю дружину вместе со Святославом. Спасся на конях и прибыл в Киев один только воевода Свеналд, несомненно отправленный Святославом раньше, чтобы собрать в Киеве дружину. Так погиб Святослав, самый воинственный из всех русских государей, на тридцать втором году от своего рождения, прокняживши двадцать восемь лет.

Убивший его печенежский князь Куря сделал из черепа его чашу, оковал ее золотом и пил из нее в память своей победы над великим русским князем».

Как видим из этого весьма пространного отрывка из книги А. Нечволодова, историк много знал о князе Святославе. Но приглядимся повнимательнее.

В самых восторженных тонах описано в летописях короткое княжение Святослава Игоревича.

Страницы, посвященные ему, являются не столько хроникой событий, сколько воспеванием доблести, рыцарства и мудрости молодого князя. Самостоятельное княжение Святослав начал в 964 году. Его отец погиб, согласно «Повести временных лет», в 945-м. Только не надо интересоваться, кто же правил Русью с 945 по 964 год.

Перед нами молодой витязь, спартанец, привыкший к суровому походному быту, пренебрегающий жизненными удобствами ради быстроты движения войска, благородно предупреждающий противника о своем нападении.

Перед сражением Святослав вдохновлял свое войско речами. Византийский историк X века Лев Диакон приводит одну из речей Святослава: «Итак, с храбростью предков наших и памятуя, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой».

Святослав воевал в Хазарии, Болгарии и Византии. Некоторые историки обвиняют Святослава в излишней воинственности, безрассудной драчливости, характеризуя его как вождя бродячей дружины, постоянно ищущего добычи и славы, или называя походы его «военными авантюрами».

Протяженность Хазарского похода Святослава — около 6 тысяч километров. На его осуществление потребовалось около трех лет с зимовками на Волге и Северном Кавказе. В результате похода Хазарская империя была разгромлена и в 968 году навсегда исчезла с политической карты Европы (став русским Тмутараканским княжеством, населенным хазарами, адыгами и осетинами).

Расправившись с хазарами, Святослав переносит свое внимание на Балканы. Войска князя пересекли византийскую границу, и в течение нескольких лет борьба славян с империей шла с переменным успехом.

Последняя кровавая битва с Византией произошли у города Доростола на Дунае 20 июля 971 года. Войска Святослава понесли большие потери, но и враги не добились решительной победы. Начались переговоры о мире. Император стремился поразить славянского полководца великолепием византийского царского убора, но сам был поражен простотой одежды князя: «…в позлащенном вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый великим отрядом всадников, блестящих доспехами. Святослав переезжал через реку на скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими без всякого различия».

Цимисхий, император византийский, как пишет Лев Диакон, охотно принял «условия россов», покинувших пределы империи на условиях почетного мира.

Однако на обратном пути, когда Святослав подошел к днепровским порогам, «напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из нее…».

Характеристика Святослава, основанная на воинском эпосе, содержится в «Повести временных лет». Перед читателем возникает образ воина мужественного и благородного.

«В воинском эпосе Святослав предстает идеальным князем, он действует в нем зачастую не как реальная историческая личность, а как фольклорный образ, сложившийся в угоду певцу из дружинной среды. Это необходимо учитывать историкам при использовании отразившихся в летописи преданий и песен об этом князе», — замечает Н. Ф. Котляр. Он сопоставляет летописные известия о Святославе с легендами и эпосом.

Подобную цель преследует и А. А. Шайкин, с помощью летописи раскрывая яркую картину жизни князя. «Отношение к Святославу «Повести…» противоречиво. С одной стороны, он — дикий язычник, гордый и непокорный, а с другой — тонкий политик. Автор летописи отразил как положительные, так и отрицательные стороны характера Святослава, и поэтому цельного образа у Нестора не получилось. Так считают исследователи. Если читатель еще не проник в тайны древнерусской летописной истории, не погрузился в ее язык, то лучше обратиться к работам исследователей».

Святослав родился, если верить «Повести временных лет», в 942 году одновременно со своим сыном Владимиром. В 945 году был предводителем конного войска при походе на древлян. В трехлетнем-то возрасте?

Однако этого не может быть! Не того, что он «участвовал», а того, что «родился одновременно с сыном». Я провел дополнительные исследования, и вот что получилось.

Дано:

«Повесть временных лет» — рукопись, всеми уважаемая, посягать на которую — кощунство, называет дату рождения Святослава — 942 год. Сообщалось, что в 945 году, когда умер Игорь, Святославу было три года. Он участвовал в бою с древлянами — бросил в них копье, которое, скользнув мимо ушей коня, упало коню под ноги. Ритуал был соблюден — князь «начал» битву. Этот факт мы оспаривать не имеем права.

В. Н. Татищев же называет другую дату рождения Святослава — 920 год.

Надо доказать, что дата 942 год — похожа на правду, но 920 год — дата еще более вероятная.

Итак, выберем дату, с которой согласны все: 15 июля 1015 года умер великий князь киевский Владимир Святославич. Титмар сообщает, что он умер, «отягченный годами». Летописец Переяславля Суздальского (Полное собрание русских летописей. Т. 41) уточняет число прожитых князем лет — 73.

У меня нет никаких оснований не доверять Титмару или летописям.

Отсюда выводим год рождения Владимира: 1015 — 73 = 942.

Итак, дата 942 год абсолютно верна, но родился-то не Святослав Игоревич, а сын его Владимир Святославич. Притом Владимиром он мог быть назван позднее, когда стал князем, ведь это не имя, а звание — «владетельный господин» — именно так надо переводить его имя: «Володимеръ», а в младенчестве он вполне мог, а вероятно и имел, другое имя — по отцу. И вместе с отцом бросал ритуальное копье в бою — дабы привыкал быть князем.

§ 5. Многозначные слова и их употребление

Учебник для 10-11 классов

Русский язык

У слова может быть не одно, а несколько значений. Так, слово серп имеет значения: 1) «ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно изогнутого, мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков», например: Колосья в поле под серпами ложатся жёлтыми рядами. (Л.); 2) «то, что имеет форму такого предмета», например: Серп луны в просветы тучи с грустью тихою глядит. (Бун.) Слово таять имеет значения: 1) «превращаться в воду под воздействием тепла», например: Уж тает снег, бегут ручьи. (Тютч.); 2) «худеть, чахнуть», например: Кузнецова девочка, Феклуша, таяла с каждым днём. (Гл.); 3) «исчезать, постепенно рассеиваясь в воздухе», например: В небе тают облака. (Тютч.); 4) «уменьшаться в количестве, числе, объёме», например: Французские войска равномерно таяли в математически правильной прогрессии. (Л. Т.)

Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью. Она возможна потому, что явления имеют обычно те или иные общие свойства, признаки, что и позволяет использовать одно и то же слово для наименования сходных явлений.

У многозначного слова выделяются прямое и переносное значения. Прямое значение непосредственно указывает на явления окружающего нас мира и не мотивировано другими значениями этого слова. Переносное значение по смыслу связано с прямым и мотивировано им. Так, слово туча имеет прямое значение — «большое облако, грозящее дождём, снегом, градом», например: Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. (П.) У этого же слова есть и переносные значения: 1) «густая, движущаяся масса, множество чего-либо», например: Со свистом туча стрел взвилась… (П.); 2) «что-то угрожающее, мрачное», например: Снова тучи надо мною собралися в тишине. (П.)

В словах серп, таять, седой первые из перечисленных значений — прямые, остальные — переносные.

Многозначность слова, его способность употребляться в переносных значениях широко используется писателями и публицистами как стилистическое средство, усиливающее образность речи, позволяющее представить описываемые явления более ярко и наглядно, например: 1) В большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца. (JI. Т.); 2) Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. (А. Б.)

Этот приём явного или скрытого сопоставления прямого и переносного значений слов часто используется и в названиях произведений, например: «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Воскресение» JI. Н. Толстого.

В некоторых случаях, однако, не вполне продуманное построение предложений может создавать нежелательную двузначность, неясность в употреблении многозначного слова, приводить к затруднениям в понимании смысла высказывания, например: В музее экскурсантам были показаны старинные полотна (ткани или картины?). Такое недостаточно ясное употребление многозначных слов нежелательно.

30. Прочитайте. Сравните в каждой группе лексические значения выделенных слов. Какое из значений прямое, какое — переносное? Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?

1) Стальная игла — игла сосны. 2) Берег моря — море флагов. 3) Бронзовая монета — бронзовый загар. 4) Воет волк — воет буря. 5) Гладить бельё — гладить волосы. 6) Подошва туфель — подошва горы. 7) Светлая аудитория — внимательная аудитория. 8) Работа на производстве — сдать работу. 9) Читать Чехова — произведения Чехова. 10) Штык винтовки — отряд в тысячу штыков.

31. Прочитайте. Определите значения выделенных слов. Какие из них употреблены в прямом, какие — в переносном значении? Спишите. Объясните правописание.

(А. Пушкин)

32. Прочитайте. Укажите, в каких целях используются многозначные слова. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их употребление.

Онлайн чтение книги
Житие Александра Невского

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра

Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник : «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра.

Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии . Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит господь: «Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду»». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.

И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его-как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного» . Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.

Как-то один из именитых мужей Западной страны , из тех, кто называют себя слугами Божьими , пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская , желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш , повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон , он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»» . Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу.

И был один муж, старейшина земли Ижорской , именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад , плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис:

«Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем, преследуемые им. Тогда схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый-из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались.

Шестой-из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве.

Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только мертвые трупы . Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца.

На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой . Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.

После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю псковскую, ибо уже был взят немцами город Псков. И пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их Александр, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их, как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика , а прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка» .

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона . А того, кто сказал: «Захватим Александра»,-отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александровой».

И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».

И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.

В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен; слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали они с того времени бояться имени его.

В то же время был в восточной стране сильный царь , которому покорил Бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы. Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего».

После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Вот идет Александр!»

Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.

После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую . После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исаия-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое.

Наполнил же бог землю Александра богатством и славою, и продлил бог дни его.

Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: «Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем»».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.

И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им:

«Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большою добычею .

Отец же его, великий князь Александр, возвратился из Орды от царя и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним.

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре, и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье , месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную . Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво, и везли его из дальних краев в зимнее время.

Храбрость, смелость, отвага — что это в наше время

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Бесстрашие — обратная сторона страха, который испытывает каждый человек. Современная психология разделяет это качество на 3 формы: храбрость, смелость и отвага. Каждый тип бесстрашия — способ преодоления или контроля человеком проявлений страха.

Смелость

Достижение успеха при понимании опасности положения называется смелостью. Сила воли — компонент, заставляющий человека завершать начатые действия. В отличие от храбрости, которая является эмоциональным переживанием, смелость — это осознанная форма поведения, принятия решений при опасных для жизни ситуациях. Определение этого типа бесстрашия также включает:

  • умение человека контролировать страх;
  • готовность ради цели пойти на оправданный риск.

В обществе сложилось ложное представление о полной синонимичности понятий смелости, храбрости и мужества.

Смелость возникает при оценке ситуации, проявляется в продуманных волевых действиях. Ее внешним эмоциональным проявлением является храбрость. Мужество — комплексное качество, которое сочетает:

  • сдержанность;
  • уверенность;
  • мудрость;
  • смелость;
  • напористость.

Мужество заставляет человека двигаться к поставленной цели сквозь лишения и страдания. Наделенная мужеством личность осознает опасность и рискованность своих действий, но способна принести себя в жертву ради достижения цели.

Если смелый человек принял вызов, значит его разум оценил обстоятельства и принял решение. Только затем понадобится храбрость, которая воплотит задуманное в жизнь.

В психологии смелость определяется, как способность в критической ситуации оперативно принять решение, которое необходимо для выполнения задачи.

Взаимосвязь страха и смелости

Страх выступает как противодействующей, так и движущей силой для личности. Наиболее распространены фобии:

  • темноты;
  • замкнутого пространства;
  • насильственной смерти;
  • пауков, змей, агрессивных животных;
  • выступлений перед аудиторией.

Страх является противоположным смелости защитным механизмом. Инстинкт самосохранения заставляет человека отступить в критической ситуации. Поведенческая психология определяет смелость, как выработанное (или врожденное) умение человека подавлять защитный механизм самосохранения, который выражается через страх. Смелый человек контролирует свое поведение, мышление. Смелость, как и привычку, можно развивать, повышая уверенность личности в себе и в своих действиях.

Тест по выявлению уровня смелости

Способность человека контролировать страхи и поведение в некомфортной ситуации определяется с помощью психологических тестов и исследовательских методик.

Тестирования проводятся психотерапевтами при поступлении на руководящие должности, в учебные заведения.

Методика Калашникова

Тестирование основывается на оценке снижения эффективности действий в опасных условиях.

Алгоритм проведения исследования по методике Калашникова:

  • используется площадка 50х50 см;
  • платформа последовательно поднимается на 50, 100, 150 см;
  • участников исследования просят прыгнуть вверх после каждого подъема.

У испытуемых с невысоким уровнем смелости высота прыжка снижается по мере увеличения высоты (от 25 до 52%). Прыжки смелых участников зависят незначительно от подъема платформы (6-8%).

Шутливым примером ежедневного проявления смелости становится бургомистр из ленты «Тот самый Мюнхгаузен», который ежедневно отправлялся на службу, преодолевая нежелание и робость. Сам бургомистр характеризует свои действия так:

«Я не скажу, что это подвиг. Но вообще что-то героическое в этом есть».

Способы укрепления смелости

Развитие воли помогает человеку контролировать собственные страхи. Смелость можно тренировать несколькими способами.

Принятие страхов

Человеку нужно осознать, что фобии являются не недостатком характера, но защитным механизмом в потенциально опасных ситуациях. Стоит сказать себе: «Этот паук/комната/группа людей пугают» и найти плюс этого страха для жизни.

Нужно понимать, что отсутствие сдерживающего инстинкта — не смелость, а безумие.

Действия по развитию:

  • выписать каждый страх на бумагу;
  • разделить пункты на группы по их интенсивности: слабый, умеренный, сильный;
  • определить значение каждой фобии, минусы их наличия;
  • начать преодолевать небольшие и наиболее вредные страхи.

Контроль работы негативных механизмов мозга (неспособность говорить с незнакомым человеком, спать в темноте и проч.) поможет тренировать силу воли. В подобных упражнениях нужно четко представлять причину, по которой страх необходимо устранить.

Признание поражения

Причиной бездействия часто становится боязнь неудачи. Чтобы преодолеть это препятствие, необходимо представить в голове самый неудачный исход 2-5 раз.

Для развития смелости нужно учиться принимать ответственность за совершенные ошибки и возможные будущие негативные последствия. Неудачи трансформируются в жизненный опыт, который поможет продуктивнее двигаться к цели.

Страх можно подчинить только при встрече с его источником. Избегание проблемы значительно затрудняет ее устранение. Личность тренирует смелость на собственных ошибках, учась принимать свой страх и поражение.

Выход из зоны комфорта

Новые ситуации, которые вызывают боязнь, наиболее эффективны в укреплении силы воли. Человек на инстинктивном уровне боится неизведанного. Чтобы развить смелость, необходимо проявлять упорство на пути к цели, знакомиться и общаться с новыми людьми. Преодоление страха и внутренних запретов заставляет мозг адаптироваться и контролировать тревогу.

При любых новых действиях необходим позитивный настрой. Психологические исследования установили зависимость успеха от положительных ожиданий на 90%. Чтобы разрабатывать смелость, придется настроиться на позитивный итог нового действия. Смелость заключается не в игнорировании страха, безрассудстве, но в доверии человека окружающим людям.

Храбрость

Научным определением слова является чувство, которое связано с эмоциональным перенапряжением или возбуждением. Качество можно описать как действие, невзирая на страх. Для проявления храбрости не нужны глубокий анализ и взвешенное решение, достаточно причины.

Если сила воли неразвита, храбрость возникает спонтанно. Это мгновенное, не всегда рациональное принятие небезопасных условий.

Особенность храбрости заключается в наличии удовольствия от периодически испытываемых эмоциональных контрастов. Храбрый человек находит удовлетворение в доказательстве своих способностей. Безумная храбрость опаснее смелости отсутствием продуманного плана действий. Безудержные эмоциональные порывы толкают людей на поступки, приносящие адреналиновое удовольствие.

Грань между храбростью и смелостью

Толковые словари Даля и Ожегова ставят знак равенства между этими понятиями. В действительности, храбрость и смелость — проявления одной черты характера человека, бесстрашия. Две грани объединяет не отсутствие страха, но его наличие и способность признать его, преодолевать и контролировать.

Различием между храбростью и смелостью становится мотив совершаемых поступков. Проявление смелости — это возможность показать свое «я» миру. Храбрый человек реагирует на волю другого человека противостоянием ей.

Примеры проявления храбрости в жизни

Способность пойти наперекор воле другого человека или обстоятельствам является наиболее наглядным проявлением храбрости. Подобные поступки часто остаются незамеченными, это обусловлено:

  • личной скромностью;
  • нежеланием известности, так как храбрость подпитывается адреналином без цели стать знаменитым.

Ниже описаны два примера противодействия человека воле другого или обстоятельствам:

1. Страж Золотых ворот.

В Сан-Франциско установлены знаменитые Золотые ворота — одна из наиболее узнаваемых построек в США. Мост снискал популярность не только у туристов, но и людей с суицидальными наклонностями. Полицейский Кевин Бриггс патрулирует данный район более двух десятилетий и помогает людям преодолеть желание свести счеты с жизнью.

Бриггс разговаривает с самоубийцами, убеждая их принять его точку зрения. Иногда приходится применять силу, так как люди часто берут огнестрельное оружие для умерщвления себя. Американской полицией проведен анализ, который установил, что благодаря Кевину удается спасти 2-4 человек еженедельно. Способность противостоять чужой воле из благих побуждений относится к проявлениям храбрости.

2. Жертва механиков «Титаника».

Крушение пассажирского лайнера стало случаем проявления самоотверженной храбрости. Очевидцы утверждали, что «Титаник» был освещен практически до момента полного затопления, несмотря на то, что все люди, находившиеся на корабле, стремились его покинуть.

Спасти жизни пассажиров помог акт самопожертвования механиков и кочегаров «Титаника». Члены команды судна оставались на рабочих местах пока пассажиры стремительно покидали лайнер. Храбрость экипажа перед лицом смерти обеспечила светом большинство палуб и спасло сотни людей.

Жизненными примерами храбрости являются не только поступки во время чрезвычайных ситуаций. Внутренняя храбрость человека может проявляться в работе (пожарные, врачи и проч.), в преодолении собственных страхов перед окружающим миром.

Отвага

В психологии отвага рассматривается как демонстрация храбрости с явным проявлением презрения к страху и угрозе. Исследования человеческого мозга демонстрируют зависимость отваги от психотипа человека. Данное качество чаще встречается у холериков со склонностью к социопатии.

В 2004 году в Стэнфорде проведен эксперимент, подтверждающий связь отваги с уровнем адреналина. Этапы исследования:

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

  • подопытных крыс (позже — людей) заставляли прыгать с большой высоты;
  • грызунов помещали в камеры при температуре 75 °C, затем температуру понижали до -65 °C;
  • исследователи производили анализ крови и мочи участников.

В опасных для жизни ситуациях мозг особей, склонных к отваге, выбрасывал большее количество адреналина, чем у других участников эксперимента.

Для обывателя отвага — стремление двигаться к цели, понимая опасность положения. Отвага не подразумевает полное отсутствие страха. Защитный механизм может присутствовать, но сила воли и внутренние установки человека подавляют инстинкт самосохранения.

Случается, что отвагу сравнивают с безрассудством, это ошибочная трактовка поведения человека в кризисной ситуации.

Безрассудство отличается полным отключением страха и нежеланием думать о возможных негативных последствиях. Чувство отваги безопаснее для человека, чем безумие, но также выходит за рамки инстинкта самосохранения. У человека с подобным типом мышления не происходит оценка рискованности его действий.

В кинематографе бесстрашие является весьма популярным сюжетом. Оскароносный «Форрест Гамп» рассказывает историю солдата, который, несмотря на физические недостатки, смог спасти половину своего взвода во Вьетнамской войне.

Двойственность отваги

Данное качество относится к категории нейтральных, то есть способных принести человеку пользу и вред в равной степени. Отвага двойственна, она может нанести вред в том случае, когда человек не может отделить личные желания от первичной задачи. Из-за этого отвага часто перерастает в эгоизм, гордость.

Отвага подразумевает преодоление страхов, мешающих двигаться к поставленной цели. Из-за двойственности чувства и подавляемого инстинкта защиты, отважный человек непредсказуем, его побуждения часто нелогичны.

В данном контексте отвага отличается от героизма, возникающего как внутреннее противостояние страху, несправедливости. Героизм — однополярное чувство, относящееся к позитивным качествам личности.

Врожденная и приобретенная отвага

Способность человека почувствовать опасность сформирована несколько тысяч лет назад в процессе эволюции. За страх и бесстрашие в человеческом мозге отвечают гиппокамп и передняя поясная кора мозга. Храбрость, напор, сила воли не являются врожденными чертами характера. Склонность к каждому чувству заложена в головном мозге и может развиваться подобно мышцам тела. Усилить отвагу человек может через:

  • умеренный риск (подойти к незнакомцу, отправиться в путешествие), который активизирует клетки префронтальной коры и заставляет организм реагировать и преодолевать препятствие;
  • тренировку силы воли (ввести новую привычку), которая является основополагающим фактором для формирования отваги в человеке.

Любое проявление бесстрашия заложено в человеке с рождения. Отвагу можно укрепить и заставить служить себе на благо. Поэтому можно сделать вывод, что бесстрашие является врожденным качеством, которое необходимо развивать.

5 способов стать более отважным

Решительность закладывается в детстве, когда ребенок не боится занять место среди сверстников в школе или другой социальной группе. Отважность можно тренировать и развивать в более зрелом возрасте.

При укреплении решимости нужно помнить, что риск и кардинальные изменения должны быть оправданы и не нести зло самому человеку. Отважные люди не являются самоубийцами, они действуют согласно:

  • внутренним установкам;
  • намеченному плану;
  • достигнутому контролю над страхом.

В развитии отваги помогут:

  1. Освоение новых занятий.
  2. Принятие поражений как жизненный опыт.
  3. Выявление своих сильных и слабых сторон.
  4. Своевременное выполнение задач.
  5. Наслаждение каждым днем жизни.

Новые увлечения помогут выйти из зоны комфорта и преодолеть внутренние страхи. Отважные люди склонны выбирать экстремальные виды спорта в качестве тренировки в опасных условиях. При осознанном риске не нужно создавать дополнительные сложности, стоит соблюдать меры безопасности.

Каждое поражение дает человеку урок, который дополняет жизненный опыт. Отважный человек — личность, которая помнит и преодолевает ошибки. Способность заставить обстоятельства подчиниться, пройдя потери и неудачи, формирует отвагу в сердце.

Необходимо анализировать цели, мотивацию к их достижению. При оценке формируется перечень препятствий на пути к успеху. Отвага укрепляется только при реалистичной оценке человеком своих недостатков и сильных сторон. Излишняя самоуверенность — признак безрассудства, которое толкает людей на необдуманные поступки.

Каждая задача должна исполняться в срок. Способность принять ответственность за свои действия и выполнение обязательств помогают тренировать силу воли.

Смелый человек позволяет себе радоваться каждому дню жизни. Отважные люди часто относятся к жизни как к игре, но не стоит путать агрессивность и бесстрашие. Смелый человек может быть стеснительным, но не даст слабого в обиду. Тренировка отваги заключается в использовании своего потенциала только в требующих того ситуациях, без стремления привлечь опасные обстоятельства в жизнь.

Бесстрашие достигается теми, кто борется со страхами и преодолевает их. Истинная отвага заставит человека поставить цель выше собственной жизни.

Жизненные примеры трусости

Определение термина — отказ от поступка или действия в конкретной ситуации, причина бездействия заключается в страхе перед источником опасности.

Слабость характера, которая мешает поступкам человека, делает обладателя подобным животному, которое не контролирует свое поведение под давлением страха. Необходимо отличать труса от человека, который может боятся.

Здоровая личность способна подчинить страх и избежать необдуманного поведения. Трус не способен преодолеть панику и совершать действия, которые соответствуют моральным нормам (или воздержаться от нарушения).

Отказ от рискованного действия может быть проявлением осторожности или трусости и зависит от конкретных обстоятельств. Трус не станет обсуждать с руководством проблемы выплаты зарплаты из страха потерять место. Адекватный человек способен преодолеть внутренний дискомфорт и решить недоразумение.

Несколько примеров трусости:

  • отказ молодого человека заступиться за девушку из страха быть оскорбленным или втянутым в драку;
  • при общем осуждении трус не выскажется в защиту друга, волнуясь из-за негативных реплик в свой адрес;
  • бегство или нанесение себе травм при военных действиях с целью избежать участия в сражении.

Каждый человек наделен страхами, которые могут подавляться усилием воли. Иногда они контролируют поведение. Трусость становится причиной попрания моральной нормы в неприятной ситуации ради личного иллюзорного спокойствия. Иллюзия состоит в том, что избегание столкновения со страхом усиливает его.

Литературным примером трусости стал Евгений Онегин — главный герой одноименного романа Пушкина. Евгений хотел отказаться от дуэли с Владимиром Ленским, но страх перед осуждением общества заставил его участвовать.

Биография Евгениуша Лазовского: спасение тифом

Среди героев Второй мировой войны есть не слишком известное имя врача польского происхождения Евгениуша Лазовского, который смог спасти от смерти в концлагерях более 70 тыс. человек. До начала войны молодой ученый успешно занимался частной практикой, но немецкие войска изменили его планы.

Попав в качестве медика в лагерь Аушвиц, доктор вместе с другом детства придумали эффективный и безрассудный способ спасти узников лагеря от геноцида. Лазовский за время мирной практики выявил, что мертвые бактерии возбудителя тифа дают положительный результат анализа. Используя этот факт, доктор устроил массовую ложную эпидемию.

Этот отважный поступок возымел эффект из-за щепетильности нацистов к здоровью собственных солдат. Фашисты закрывали лагеря на карантин для защиты немецкого населения.

Врач поддерживал иллюзию эпидемии до прихода советской армии. За 3 года Лазовский спас от гибели более 60 тыс. поляков и 10 тыс. евреев. После капитуляции Евгениуш уехал в США, где возобновил врачебную практику. Доктор не раз утверждал, что его действиями руководило чувство долга перед страдающими людьми.

Храбрость в литературе

Писатели часто обращаются к теме бесстрашия, которая глубоко развита в произведениях, описывающих военные действия.

Василий Теркин в одноименной поэме Твардовского не был смельчаком от рождения. Василий — солдат, который готов пожертвовать жизнью для защиты родины. Отвага, граничащая с безрассудством, проявляется в эпизоде переправы через ледяную реку под пулями нацистов.

Веком ранее Толстой в романе-эпопее «Война и мир» подробно описывает Шенграбенское сражение и маленького капитана Тушина. Это ничем не примечательный воин, в чьей фигуре было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Во время битвы обычный человек показывает смелость и героизм, прикрывая отступление армии. Тушин исполнял долг, не осознавая своего подвига. Отвага, с которой он готов весело принять смерть, восхищает и ободряет солдат, воскрешая в них храбрость.

Истинная храбрость на войне

Настоящая смелость — одна из составляющих бесстрашия в человеке. Истинная храбрость воспитывается личностью по мере взросления и неотделима от высших целей, которые появляются в душе. Примером проявления подлинной доблести является преданность родине во время войны, чувство долга перед отчизной и народом.

Истинная храбрость во время войны заключается в осознании цели, ради которой человек готов жертвовать жизнью.

Напускная смелость

Показная храбрость или бравада означает склонность к демонстративному поведению.

Бравада включает:

  • демонстрацию храбрости;
  • пренебрежение страхом;
  • агрессию;
  • напускную уверенность.

В отличие от храбрости, бравада несет исключительно демонстративную функцию. Более того, выбранный образ действий ставит субъект в опасное положение.

В литературе ярким примером бравады является обед четырех мушкетеров в осажденном бастионе Сен-Жерве. В отличие от героев знаменитого романа, для бравирующих людей демонстративное бесстрашие заканчивается трагично.

В психологии бравада рассматривается как проявление неуверенности в себе, зависимость от мнения окружающих. Фальшивая смелость становится компенсацией определенного комплекса.

Наигранное бесстрашие часто сопровождает адреналиновую зависимость. В попытках доказать себе собственную важность, человек идет на безумные поступки.

Бесстрашие — одна из базовых составляющих характера, которая проявляется в смелости, отваге и храбрости. Ответственное и справедливое поведение помогает человеку двигаться навстречу своим целям, преодолевая страх.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.